Занятия по разделу «Царство Растения»

Ялбакова Татьяна Андреевна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon botanika_1.doc44 КБ
Microsoft Office document icon botanika_2.doc55 КБ
Microsoft Office document icon botanika_3.doc88 КБ
Microsoft Office document icon botanika_4.doc171.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_5.doc167.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_6.doc90.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_7.doc199.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_8.doc127 КБ
Microsoft Office document icon botanika_9.doc85 КБ
Microsoft Office document icon botanika_10.doc162 КБ
Microsoft Office document icon botanika_11.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_12.doc150.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_13.doc143 КБ
Microsoft Office document icon botanika_14.doc149.5 КБ
Microsoft Office document icon botanika_15.doc138 КБ
Microsoft Office document icon botanika_16.doc102 КБ
Microsoft Office document icon botanika_17.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биология – наука о живой природе

Мы живём в такое время, когда красочные телевизионные фильмы о природе или поездки в далёкие страны расширяют круг наших познаний о мире растений. Ботаники не стоят в стороне от технического прогресса. В связи с глобальными изменениями окружающей среды, ухудшением экологической обстановки во многих районах мира, усилением воздействия человека на биосферу Земли сведения о растениях становятся всё более востребованными.

Но не только очевидная польза растений подогревает интерес к ним людей. Как и прежде, ботаника остаётся захватывающей областью знаний об окружающем нас мире.

Почему?

1. Почему наука о растениях называется ботаникой?

2. Почему одни растения называются культурными, а другие дикорастущими?

3. Почему в школе надо изучать науку о растениях?

Разгадай кроссворд

  1. Одно из царств, изучаемое в 6 классе.
  2. Бог дождя у древних ацтеков.
  3. Одно из царств, изучаемое в 6 классе.
  4. Наука, изучающая царство растений.
  5. Одно из царств изучаемое в 6 классе.
  6. Наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.
  7. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Ботаника – одна из старейших наук о Земле. Слово «Ботаника» впервые употребил в 1 веке н.э. древнеримский врач Диоскорид, говоря о науке, изучающей полезные (лекарственные) растения.

Как наука ботаника сформировалась только к середине 18 века, а современный комплекс разделов, изучающих во всей полноте строение, поведение, жизнедеятельность растений, сложился лишь к первой половине 20 века.

Тест «Отметь правильные ответы»

1. Ягель – это:

  • мох
  • лишайник
  • цветковое растение

2. Тайга – это:

  • хвойные леса
  • смешанные леса
  • широколиственные леса

3. Кипарисы, магнолии, пальмы растут в нашей стране:

  • в лесной зоне
  • в зоне степей
  • в субтропиках

4. К плодовым культурам относится:

  • астра
  • слива
  • кукуруза

5. К цветочным культурам относятся:

  • лилия
  • гладиолус
  • яблоня

Это интересно

Люди каменного века не только собирали растении, но и выращивали некоторые их них около своих обиталищ. Первобытные люди для своих нужд отбирали наиболее пригодные части растений – плоды и семена, клубни и корни, молодые побеги и листья. Когда они научились получать огонь и с его помощью готовить еду, число используемых растений значительно увеличилось. Постепенно стали создавать культуры растений. Так возникло сельское хозяйство.

В бронзовом веке, примерно 10 000- 12 000 лет назад, тогда зародилось земледелие, появились и первые культурные растения. Но разнообразие отобранных растений на протяжении тысячелетий так и оставалось относительно небольшим. Из 235 000 существующих видов покрытосеменных растений только 3 000 видов выращивали. За последние два столетия к числу культивируемых растений удалось добавить только один вид – сахарную свеклу. В настоящее время в качестве пищевых выращивают немногим более 150 видов, на основе которых выведено колоссальное количество сортов и их разновидностей. Работа по созданию новых сортов продолжается постоянно во всех странах мира.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Строение клетки

Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 году. Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 000 000 пор или ячеек в одном квадратном дюйме (2,5 см) в сердцевине бузины, стеблях различных растений Р.Гук обнаружил такие же ячейки. Он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, но шло оно нелегко. Ядро клетки было открыто только в 1831 году, а цитоплазма – в 1846 году.

Разгадай кроссворд.

  1. Небольшое плотное образование в цитоплазме.
  2. Многочисленные мелкие тельца в цитоплазме растительной клетки.
  3. Плотное, прозрачное образование, покрывающее растительную клетку снаружи.
  4. Густое тягучее вещество, в котором располагаются все другие части клетки.
  5. Резервуар, в котором содержится клеточный сок и запасные питательные вещества.
  6. Стенка, придающая клетке определённую форму и защищающая её содержимое.
  7. Находится внутри ядра.

Найди на рисунке: ядро с ядрышком, поры, цитоплазму, вакуоль, пластиды, оболочка клетки. Укажите номер.

Ядро с ядрышком        _____

Поры        _____

Цитоплазму        _____

Вакуоль        _____

Пластиды        _____

Оболочка клетки        _____

Как называются пластиды изображённые на рисунке?

От окраски пластид зависит окраска клетки и органов растений.

Один лист яблони состоит примерно из 50 000 000 клеток различных типов.

Разгадай ребус.

Здесь зашифрованы основные части микроскопа.

Ответ:__________________

Тест «Строение клетки»

1. Она при сильном нагревании и замораживании разрушается, что ведёт к гибели клетки.

  • цитоплазма
  • вакуоль
  • ядрышко

2. Учёные установили, что крахмал накапливается в:

  • хлоропластах
  • хромопластах
  • лейкопластах

3. Живое содержимое клетки представлено:

  • цитоплазмой
  • хлороплазмой
  • лейкоплазмой

4. В клетках зрелого плода помидора хлоропластов:

  • нет
  • есть
  • не должно быть

5. Тонкие участки оболочки клетки.

  • пигменты
  • поры
  • ядрышки

Это интересно

Клетки – это крошечные структурные «кирпичики», из которых образованы все живые организмы. Одноклеточные организмы состоят всего из одной клетки, а многоклеточные – из огромного количества клеток.

Растения растут благодаря тому, что молодые клетки постоянно делятся. По мере старения клетки теряют способность к делению и начинают вытягиваться, за счёт чего и происходит дальнейший рост растений.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Ткани

Растения прошли огромный путь исторического развития от доклеточных, одноклеточных и колониальных форм жизни до сложных, многоклеточных организмов. В ходе эволюции наземных растений клетки организма приобрели специализацию: они стали отличаться по строению и выполнять различные функции.

Благодаря этому в целом клетки начали функционировать более эффективно, но в то же время увеличилась зависимость одних частей тела от других.

Разгадай кроссворд

  1. Вид ткани, выполняющей защитную функцию.
  2. Ткань, придающая прочность растению.
  3. Ткань, в клетках которой накапливаются запасные вещества.
  4. Ткань, по которой передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
  5. Функция этой ткани – синтез и запасание различных веществ.
  6. Группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.

Определи на рисунке виды тканей.

Какой ещё ткани нет в таблице? Ответ:___________________

Впервые термин «ткань» был введён в 1671 году английским ботаником Н. Грю. Он и итальянский учёный М. Мальпиги являются основоположниками науки о тканях – гистологии.


Тест «Ткани»

1. Промежутки между клетками.

  • межклетники
  • межтрубники
  • промежуточники

2. Ткань, находящаяся в мякоти листа.

  • нарастательная
  • фотосинтезирующая
  • рыхлая

3. Учёные считают, что возникновение тканей связано с:

  • историей Земли
  • выходом растений на сушу
  • появлением человека

4. Ток воды, с растворёнными минеральными веществами от корней к листьям.

  • восходящий
  • привозящий
  • нисходящий

5. Ток органических веществ, к корням и другим органам растения.

  • приносящий
  • восходящий
  • нисходящий

Разгадай ребус


Ответ:______________________

Ответ:______________________

 

Из нашей истории

В прошлом в тех губерниях России, где росло много липы, с неё получали лыко и мочало. Лыко драли с молодых деревьев, а на мочало шла кора старых лип. Сдирали её особыми ножами – кочедыками, использовавшимися также при плетении лаптей. Кору долго вымачивали, потом отделяли мочало. Лыко служило материалом для лаптей, корзин, кузовов, сбруи. Мочало применяли для изготовления кулей, циновок, рогож, верёвок.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Семя

Возникновение семени более 360 000 000 лет назад стало одним из важнейших этапов эволюции растений. Это событие на несколько сотен миллионов лет опередило постепенное возрастание роли сосудистых семенных растений в растительном покрове Земли.

Благодаря появлению семени растения начали лучше развиваться, успешно выживать и расселяться по суше.

Семя – многоклеточный орган растения, который находится в завязи и развивается после оплодотворения яйцеклетки семязачатка (семяпочки).

Определи, под какой цифрой обозначены части семени?

Семя состоит из зародыша, эндосперма – запасающей ткани, содержащей питательные вещества для зародыша, и семенной кожуры.


1. Эндосперм        ____

2. Корешок        ____

3. Почечка        ____

4. Зародыш        ____

5. Стебелёк        ____

6. Семядоли        ____

7. Семенная кожура        ____

8. Околоплодник        ____

Разгадай ребус.

Что у фасоли две, а у пшеницы одна?

Ответ._____________


Из него вырастает растение.

Ответ._____________

♦ Самые крупные семена (до 1 кг – 1500 орешков) среди сосен у итальянской сосны, широко распространённой в странах Средиземноморья. Она ценится за красоту и вкусные орешки.

♦ Самые крупные и длинные семена (до 15х7 см) имеют виды южноамериканских деревьев из рода мора, семейство бобовых.

♦ Самый тяжёлый плод у сейшельской пальмы. Он весит до 18 кг, а его диаметр – около 50 см. такой плод созревает долго – пять – семь, а иногда и более лет.

♦ Рекорд по дальности разброса семян принадлежит тропическому растению хуре взрывающееся. Её лопающиеся плоды издают звук, напоминающий револьверный выстрел, и семена разлетаются на 14-15 метров.

Разгадай ребус.

А ты знаешь, где у семянки пшеницы «амбар»?

Ответ.________________________

♦ Кокосовая пальма заселила побережья тропических островов благодаря тому, что её плоды (кокосовые орехи) могут долго находится в солёной воде. Морские течения приносят их к новым берегам, где орехи успешно прорастают.

♦ Плоды кокосовой пальмы – орехи – растут группами по 15-20 штук, полностью созревая в течение 8-10 месяцев.

Разгадай ребус.

Маленькое отверстие в семени фасоли.

Ответ:_________________


Ножка у семени.

 

Ответ:_________________

Способность распространять семена и плоды на значительные расстояния позволяет растениям большую площадь, что обеспечивает сохранность и лучшее развитие популяций этих видов в разнообразных экологических условиях. Растения по-разному распространяют семена и плоды, для чего у них выработались различные адаптации (приспособления).

Головоломка

Горошинки выстроились в ряд, образуя названия способов распространения семян. Между ними есть пространства – с них-то и начинаются новые слова. (Каждая горошинка одна буква). Распространение семян и плодов:

1. путём разбрасывания;

2. при помощи ветра;

3. при помощи воды;

4. при помощи животных;

5. при помощи человека.

Распределите по классам данных представителей растительного мира.

А самого Лимона, к какому классу вы отнесёте?

Класс Однодольные:_________________
Класс Двудольные:__________________
Лимон (класс):______________________

Тест «Семя»

1. Зачаток будущего растения.

  • семядоля
  • зародыш
  • почечка

2. Первые листья зародыша растения.

  • семядоля
  • первый листочек
  • микропиле

3. Запасающая ткань семени пшеницы.

  • эндосперм
  • семядоля
  • нет запасающей ткани

4. Место прикрепления семени к семяножке.

  • микропиле
  • семяручка
  • рубчик

5. Название класса, куда входят растения, семена которых имеют две семядоли.

  • однодольные
  • двудольные
  • многодольные

6. Название класса, куда входят растения, семена которых имеют одну семядолю.

  • однодольные
  • двудольные
  • многодольные

7. Маленькое отверстие над рубчиком.

  • околоплодник
  • микропиле
  • околомодник

Это интересно.

Растение развивается как единое целое, потому что в каждом из его органов вырабатываются гормоны, необходимые для роста и развития других органов. Например, для роста стеблей и листьев помимо ауксина, вырабатываемого в листьях, необходим гормон-фактор Х, образующийся в корнях, без которого стебель развиваться не может. Витамин В1 вырабатывается в листьях, но он необходим для роста корней: при его отсутствии они не развиваются.

Твой домашний огород. «Зелёный сад»

Тебе понадобятся: сортовые семена растений, цветочные горшочки (или пластмассовые коробки из под мороженного), почва, картон и зубочистки.

Что делать?

  • Заполни горшочки почвой на три четверти.
  • Полей водой.
  • Посей 5-6 семян, сверху присыпь землёй
  • Напиши на картоне названия растения и проткни зубочисткой по вертикали.
  • Воткни в соответствующие горшочки (или пластмассовые коробки) и поставь их на подоконник.

Результат

  • Всходы появятся скоро (следи, чтобы почва оставалась влажной).
  • Когда зелень вырастет до 8-10 см, её можно обрезать и использовать в пищу, а позже посадить в огород.
  • Выращивать лучше всего такие растения, как мелисса, мята, петрушка, чеснок, чабрец и базилик.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Корень

Корень – основной осевой вегетативный орган листостебельных растений. Он представляет собой подземную часть растения и служит для укрепления в почве и поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами. В корне образуются многие вещества, влияющие на развитие всего растения, в том числе гормоны роста. С помощью корня растения могут вегетативно размножаться, кроме того, в корне запасаются питательные вещества. Некоторые корни съедобны или содержат вещества, применяющиеся в медицине.

Как и стебель, корень способен долго расти в длину, создавая новые клетки в верхушечной точке роста; он также может разветвляться и формировать корневую систему. Обеспечивающую растение водой и питательными веществами; но корень никогда не несёт на себе листьев. Под влиянием силы притяжения Земли (гравитация) корень растёт вниз.

Филогенетически корень возник позднее, чем стебель, и, вероятно, произошёл от корнеподобных подземных веточек. У всех высших растений имеет сложное строение. Клетки разных участков корня отличаются друг от друга формой и размерами. Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани.

Определите тип корневой системы.


Корневая система включает все корни одного растения. Корневые системы могут быть двух типов. Назовите их.

Ответ.

1. __________________

2. __________________

♦ Корни пустынного кустарника прозописа из семейства мимозовых проникают в глубину более 50 метров, верблюжьей колючки – до 20 метров.

♦ Самые длинные ходульные корни имеет панданус Джульянетти, растущий на побережье Новой Гвинеи, их высота – 13-14 метров.

♦ Сосна обладает мягкой древесиной, а дуб – твёрдой.

♦ Самые большие диаметры стволов отмечены у баобаба (до 10 метров) и у секвойи гигантской (до 11 метров).

Разгадай кроссворд «Корень»

  1. Давление, при котором происходит нагнетание растворов клетками корня.
  2. Выросшие корни на стебле.
  3. По ней поднимаются растворы.
  4. «Якорь, насос и хранилище». Про какой орган растения можно так сказать?
  5. Система, при которой «все корни вместе».
  6. Защищает верхушку корня и прикрывает зону деления.
  7. Корневой вырост клетки наружного слоя.


Определите виды корней.

Существует несколько видов корней. На рисунке они обозначены под цифрами 1-3.


Ответ.

1. ________________

2. ________________

3. ________________

На рисунке показаны зоны корня, но не все. Назови представленные (1-5).


Ответы:

1. __________________

2. __________________

3. __________________

4. __________________

5. __________________

Какая часть корня изображена на рисунке?

Ответ:__________________


Что зашифровано под цифрами 1-5?

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

Разгадай ребус

Ответ:______________________________________________


Какой процесс изображён на рисунке?

Ответ: ______________________________

Разгадай кроссворд «Корень»

1. Проводящая ткань, по которой передвигаются органические вещества.

2. Один слой живых клеток, способных делиться и образовывать клетки других тканей.

3. Твёрдая наружная оболочка растения.

4. Чувствительность растения к земному притяжению.

5. Вырастающие на побегах корни.

6. Мясистые подземные органы растений, служащие местом отложения питательных веществ.

7.Корневая система, в которой можно различить главный корень.

8. Корневая система, образованная множеством придаточных корней.

9. Одна из основных функций корня.

10. Корень, развивающийся из зародышевого корня.

11. Корни, возникающие на корнях всех видов (главном, боковых, придаточных).

12. Защитный колпачок на конце корня.

13. Зона растяжения, или зона…

14. В центре корня находятся проводящая…

Твой домашний огород. «Посади дерево»

Тебе понадобятся: жёлудь, цветочный горшок.

Что делать?

  • Найди жёлудь и высади его дома в цветочный горшочек.
  • Поставь цветочный горшочек на подоконник.
  • Не забывай поливать.
  • Скоро жёлудь прорастёт и даст росток.

Результат.

  • Когда его корни достаточно окрепнут, посади маленькое деревце во дворе.
  • Не забывай поливать.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Стебель

Побег – осевой вегетативный орган высших растений, состоящий из стебля, листьев и расположенных в них пазухах почек.

Стебель – вегетативный осевой орган высших растений, обычно имеющий радиальное внутреннее строение.

У большинства растений стебли цилиндрические, заполненные тканями, а у некоторых, например, у злаков, - полые. Стебли могут быть трёхгранными, четырёхгранными, многогранными, сплюснутыми или плоскими, а иногда – вздутыми, бочонковидными. Многолетний одревесневший стебель деревьев называется стволом. Большинство травянистых растений имеют однолетние стебли, которые могут одревесневать только у основания.

Определи формы стеблей.

Ответ.

1._________________

2._________________

3._________________

♦ В условиях умеренного климата стебли травянистых растений живут, как правило, один год, в тропиках они обычно многолетние.

♦ Безлистный травянистый стебель, вернее, одно междоузлие стебля, несущее цветок или соцветие, называется стрелкой.

♦ Тонкие, гибкие, быстрорастущие стебли с длинными междоузлиями, поднимающиеся наверх, к свету, обвивая соседние растения, называются вьющимися.

♦ Стебли, взбирающиеся на стволы и стены при помощи специальных органов – усиков, прицепок и присосок, - относятся к лазающим.

♦ Ползучими или стелющимися именуются слабые тонкие стебли, лежащие на поверхности земли. Если они имеют короткие междоузлия, это плети, а с длинными междоузлиями – усы.

Определи типы стеблей.

Ответ.

1._________________

2._________________

3._________________

Столонами называют тонкие, быстро растущие подземные побеги, на концах которых образуются почки, а из них развиваются клубни. Продолжительность жизни столонов небольшая: 1-1,5 года. Они служат для вегетативного размножения и расселения растений, питательные вещества в самих столонах не откладываются, но они способствуют образованию запасающих органов.


Найдите основные биологические термины и понятия по теме «Стебель». (Их девять).


Вы это знаете?

По внешнему виду лианы можно догадаться, что такому растению для нормального развития требуется большое количество света. Нижняя часть стебля покрыта лишь недоразвитыми листьями – лиана словно отдаёт все силы росту. Зато, достигнув света, лианы образуют пышную шапку листьев, начинают цвести и плодоносить и разрастаются до того сильно, что могут перебрасываться на другие деревья, достигая длины 200-300 метров (самые высокие прямостоячие деревья едва достигают высоты больше 100 метров). Если поблизости не оказывается достаточно высоких деревьев, лианы «спускаются» и «ползут» по земле до тех пор, пока не наткнутся на подходящую опору.

У многих кактусов стебель шарообразный – такая форма имеет идеальное отношение объёма к площади поверхности: наибольшему объёму соответствует наименьшая площадь испарения.

♦ Стеблевыми клубнями называют утолщённые, мясистые части стебля, состоящие из одного или нескольких междоузлий. Они служат для запасания питательных веществ и для вегетативного размножения; могут развиваться в почве и над её поверхностью, различаются по происхождению и окраске.

♦ Стеблевое происхождение имеют усики у девичьего винограда, плюща и многих тыквенных, служащие для лазания.

♦ Стеблевыми суккулентами называют растения, стебли которых видоизменились: стали сочными, толстыми благодаря развитию водоносной паренхимы и накапливают большое количество воды. Так они приспособились к недостатку влаги.

Тест «Стебель»

1. Осевая часть побега растения.

  • стебель
  • мебель
  • отмель

2. Стебли растения, существующие один сезон.

  • деревянистые
  • травянистые
  • односезонные

3. Стебли растения, существующие много лет.

  • многолетние
  • многосезонные
  • деревянистые

4. Вещество, благодаря которому деревянистые стебли приобретают твёрдость.

  • лигнин
  • каротин
  • казеин

5. Направление роста стебля растущего вертикально вверх.

  • колоннообразный
  • вертикальный
  • прямостоячий

6. Направление роста стебля, стебли которого поднимаются вверх и обвивают опору.

  • поднимающаяся
  • вьющаяся
  • обволакивающаяся

7. Направление роста стебля, стебли которого поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками.

  • лазающиеся
  • цепляющиеся
  • хватающиеся

8. Стелющиеся стебли по земле.

  • вьющиеся
  • ползучие
  • лазающие

Твой домашний огород. «Бобовый вигвам»

Тебе понадобятся: семена гороха, длинные деревянные рейки, верёвка.

Что делать?

  • Подготовь участок земли размером примерно 2х2 метра.
  • Поставь рейки в форме вигвама, воткнув их в землю примерно в 20 сантиметрах от границы участка.
  • Соедини сверху, связав верёвкой.
  • Замочи на ночь семена гороха.
  • Посади их, руководствуясь инструкциями на упаковке, по внешней границе вигвама.
  • Поливай, не жалея воды.
  • Когда растения начнут вытягиваться, аккуратно подвяжи стебли к рейкам.

Результат

Через шесть-восемь недель они поднимутся так, что полностью закроют вигвам, и в нём можно будет играть, а сам горох можно есть свежим.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Лист

Лист – боковой вегетативный орган растений, расположенный на оси побега. В листьях протекает фотосинтез: под воздействием энергии света из углекислого газа и воды образуются органические вещества. Листья испаряют (транспирируют) воду, с их помощью происходит газообмен растения с окружающей средой.

Листовая пластинка – основная часть листа, а черешок соединяет её с узлом побега, регулирует её расположение по отношению к свету, выполняет опорную и проводящую функции.

Кому принадлежат слова: «Лист – это зелёная лаборатория растений»?

Ответ: _______________________________

Разгадай ребусы

Ответ:____________________________________________

Ответ:___________________________


Ответ:____________________________

♦ В конце 18 века учёные с помощью опытов выяснили, что для нормального роста и развития растениям необходимы вода, минеральные и органические вещества. В настоящее время учёные установили, что такие органические вещества, как сахар и крахмал (углеводы) образуются из углекислого газа и воды в клетках, содержащих хлоропласты.

♦ В 1840-х годах немецкие ботаники А. Браун и К.Ф. Шимпер установили, что местонахождение листьев на стебле при спиральном расположении подчиняется  математической закономерности.

Кроссворд «Лист»

Один листочек — одна буква.

  1. Часть побега, осуществляющая фотосинтез, газообмен и испарение воды.
  2. Листья, состоящие из нескольких листовых пластинок.
  3. Листья, состоящие из одной листовой пластинки.
  4. Жилкование характерное только для однодольных растений.
  5. Жилкование, образующее сплошную сеть – характерное для листьев двудольных растений.
  6. Название жилкования, если жилки расположены параллельно одна другой.

Головоломка

Этот замысловатый кроссворд, напомнит тебе – какой газ выделяется в окружающую среду при фотосинтезе? А заодно, припомнишь, части листа и его основные типы жилкования.

Чтобы узнать зашифрованное слово в жёлтых квадратах, необходимо правильно  отгадать зашифрованные слова в бело-синих квадратиках. В этом тебе помогут представленные рисунки. Затем, буквы из синих квадратиков надо разместить в порядковой последовательности от 1 до 8, как показано стрелочками.

Тест «Лист»

1. Сверху лист покрыт…

  • рожицей
  • кожицей
  • тонкой плёночкой

2. Ткань «столбиками».

  • столбчатая
  • вытянутая
  • городчатая

3. Проводящие пучки листа.

  • волокна
  • жилки
  • длинные клетки

4. Листья кактуса.

  • усики
  • колючки
  • шипы

5. Зелёные пластиды.

  • зелёнопласты
  • хлоропласты
  • хромопласты

6. Парные клетки бобовидной формы.

  • закрывающие
  • замыкающие
  • заслоняющие

Самые-самые

♦ Самые длинные перистые листья у пальм рода рафия, обитающих в тропических лесах Южной Америки и Маскаренских островов: листовая пластинка длиной более 19 метров, черешок – около 4 метров.

♦ Самые крупные простые листья вырастают у тропической алоказии крупнокорневищной из восточной Малайзии: ширина – около 3 метров, длина – около 1 метра.

♦ На взрослом дереве дуба находится около 250 000 лопастных листьев.

♦ Листовая розетка алоэ остистого достигает 60 см в диаметре.

♦ Листья и стебель крапивы двудомной покрыты простыми и жгучими волосками.


Поговорим о листопаде

Деревья вынуждены приспосабливаться к неблагоприятным климатическим условиям. В умеренном климате это холодное время года, а в тропическом и субтропическом – жаркий и сухой сезоны. В такие периоды деревьям необходимо уменьшить испарение, и они сбрасывают листву. Это явление называется листопадом. Сначала в листьях разрушаются зелёные пластиды – хлоропласты, которые переходят в каратиноиды – жёлтые и оранжевые пигменты. Иногда клеточный сок обогащается антоцианом, придающим листьям оттенки красного, синего, фиолетового цветов. Некоторые листья краснеют, некоторые желтеют, а есть и такие, которые опадают зелёными.

У основания черешка листа тоже происходят структурные и химические изменения, в результате образуется зона отделения – непрочный слой из коротких клеток с тонкими оболочками. У двудольных деревьев и кустарников под зоной отделения в клеточных оболочках и межклетниках откладывается суберин – смесь жировых веществ, которые накапливаются при опробковении и образуют защитный слой. Он заметен на стебле и называется листовым рубцом.

На прогулку. «Ботанический сад или парк»

В большинстве городов есть различные сады и парки. Отправляйся на прогулку.

Тебе понадобятся: блокнот, карандаш.

Что делать?

  • Рисуй цветы, деревья, кусты – всё, что хочешь.
  • В некоторых садах есть таблички с названиями каждого растения – запиши.
  • Если нет табличек, постарайся, как можно точнее зарисовать:
  • форму листа, расположение листьев на стебле, тип жилкования;
  • примерную высоту.
  • Если это цветущее растение, то:  форму цветка, его цвет, размер, количество лепестков, чашелистиков, тычинок и т. п.

Результат

Вернувшись домой, почитай о них в справочных книгах (определителях) или в Интернете.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Цветок

Современная самая большая группа покрытосеменных, или цветковых, растений в ископаемом состоянии впервые появилась в раннем меловом периоде, примерно 140 000 000 -130 000 000 лет назад. Тогда же произошло резкое изменение биосферы планеты. В то время многие представители высших споровых растений исчезли и широко распространились покрытосеменные. Цветковые, как ни одна ранее господствовавшая группа живых организмов, представлены сейчас широким спектром семейств и видов, среди которых особое место занимают травянистые формы.


Многообразие покрытосеменных объясняется во многом тем, что вместе с ними на планете появились насекомые-опылители, а также общественные насекомые. Способы опыления становились всё более совершёнными. Уже в Кайнозое (более 60 000 000 лет назад) происходит бурное развитие травянистых растений. Живой мир становится всё более разнообразным.

Некоторые группы растений, широко распространённые в прошлые геологические эпохи, ныне либо не сохранились, либо не играют прежней роли и присутствуют лишь в небольшом количестве видов, например, голосеменные растения. Другие группы растений были вынуждены исчезнуть, уступив место более прогрессивным группам. В настоящее время преобладают покрытосеменные растения (250 000 видов).

♦ Самое кратковременное цветение – всего 20-30 минут – характерно для амазонской кувшинки, а наиболее продолжительное – 70-80 дней – для тропических орхидей, если у них не прошло опыление.

♦ Дольше держатся цветки растений приносящих в год один  или немного цветков, чем те, у которых цветков много.

♦ У некоторых растений раскрывшиеся цветки уже не закрываются, у других закрываются и открываются со сменой дня и ночи.

♦ После опыления все цветки увядают.

♦ Самое крупное соцветие, высотой до 25 метров и диаметром до 5 метров, у «пальмы тени» - корифы зонтоносной, национальной эмблемы Шри-Ланки.

Что обозначено вопросами?

Ответы:

1. __________________

2. __________________


♦ Участие животных в опылении цветков огромное. Животные-опылители используют в пищу нектар и пыльцу цветков. Желающих полакомиться вкусными и питательными угощениями много это всевозможные насекомые, а в жарких странах также птицы и летучие мыши.

♦ Более 2 000 видов тропических птиц являются опылителями. В их числе попугаи, нектарницы, колибри, цветочницы, медоносы.

♦ Как вы знаете, тропические птички колибри – самые мелкие среди птиц. Их тело имеет в длину 3-5 см, а масса тела некоторых не превышает 2 г. узкий острый клюв этих птичек хорошо приспособлен для проникновения в нектарник цветка. Колибри, посетив цветущее растение, уносит на своём оперении пыльцу, которую оставляет в другом цветке.

У кого какой околоцветник?

Ответы:

1. __________________

2. __________________

Впиши названия простых соцветий. Рисунки подскажут.


♦ Тело насекомого, как правило, обильно опушено мелкими волосками. Когда насекомое посещает цветок в поисках нектара, пыльца оседает на опушении, и насекомое переносит пыльцевые зёрна с цветка на цветок. А пчёлы даже имеют на задних лапках специальные корзиночки, куда счищают пыльцу (богатую белком пищу) с пыльников растения и несут её в улей.

♦ Растения и насекомые-опылители приспосабливались друг к другу в процессе длительного (миллионы лет) совместного существования. Взаимное приспосабливание привело к тому, что на Земле возникло большое число видов насекомых и большое разнообразие форм цветков, в которых спрятана столь желанная для животных пища.

♦ Обратите внимание: только цветковые растения в таком масштабе обратились за помощью животных. Не кроется ли ещё одна причина грандиозного эволюционного успеха покрытосеменных в том, что они перестали рассчитывать только на свои силы и обратились за помощью к другим организмам?

Углубляем познания о строении цветка

Цветок представляет собой укороченный побег, который приспособлен для полового размножения, имеет ограниченный рост и несёт спорофиллы – плодолистики и тычинки. Плодолистики называют ещё магаспорофиллами, иногда – пестиками, они содержат семяпочки, которые после оплодотворения развиваются в семена.

Совокупность плодолистиков образуют гинецей – женский орган цветка. Тычинки называют микроспорофиллами; они состоят из микроспорангия (пыльника), в котором развиваются микроспоры (пыльца) и тычиночной нити. Совокупность тычинок – это андроцей, мужской орган.

Многие цветки имеют лепестки и чашелистики, которые не участвуют в процессе оплодотворения, поэтому их называют стерильными придатками. Лепестки чаще всего ярко окрашены и образуют венчик цветка. Венчик и чашечка вместе составляют околоцветник. Если околоцветник состоит только из венчика, то он называется простым, а когда есть и венчик, и чашечка – то двойным.

Цветок может быть верхушечным или боковым, если выходит из пазухи прицветного или кроющего листа. Часть побега между листом и цветком называется цветоносом; если цветонос развит очень слабо, формируется сидячий цветок. Плодолистики, тычинки, лепестки и чашелистики составляют элементы, или части, цветка; если все они представлены в цветке, то его называют полным, а если нет хотя бы одного из этих элементов – неполным. Элементы цветка прикрепляются к верхней расширенной части цветоноса – цветоложу. Цветоложе может иметь плоскую, вогнутую, коническую и вытянутую форму.

Тест «Строение цветкового растения»

1. Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

  • корень
  • цветок
  • листок

2. Внутренние листочки, составляющие венчик.

  • лепестки
  • чашелистики
  • чашечка

3. Тоненький стебелек, на котором сидит цветок.

  • цветоножка
  • цветоложе
  • цветоручка

4. Главные части цветка.

  • пестик и тычинки
  • чашечка и чашелистики
  • лепестки и венчик

5. Верхняя расширенная часть цветоножки.

  • цветоложе
  • цветоноже
  • завязь

6. Цветки, имеющие только пестики.

  • пестичные
  • тычиночные
  • нет правильного ответа

7. Цветки, имеющие только тычинки.

  • пестичные
  • пестиковые
  • нет правильного ответа

8. Внутри его созревает пыльца.

  • пыльник
  • рыльце
  • пестик

9. Цветки, имеющие тычинки и пестики.

  • разнополые
  • обоеполые
  • простые

Знаете ли вы, что…

…насекомыми окраска цветков воспринимается как сообщение о том, на какой глубине находятся нектарники, выделяющие нектар, - сладкий сок:

Окраска цветков

Где расположены нектарники

Насекомые -опылители

Белая, жёлтая, зеленовато-жёлтая

Близко к поверхности

Мухи, жуки

Голубая, синяя, фиолетовая, пурпурная

Нектарники скрыты глубоко

Пчёлы, осы, шмели

Оранжевая, красная, белые, светло-розовые, светло-жёлтые

Очень глубоко расположены нектарники

Бабочки с длинным хоботком

…чтобы собрать 1 кг мёда с красного клевера, пчела должна посетить 6 000 000 его цветков

Какие слова «спрятались» в лепестках цветков этого дерев?

Здесь надо вспомнить строение цветка, типы соцветий и многообразие цветковых растений. Порядок многообразия растений и замена их другими, значения не имеет.

Твой домашний огород. «Альпийская горка»

Тебе понадобятся: камни, почва, растения для альпийской горки.

Что делать?

  • Найди во дворе солнечный уголок площадью примерно 1 квадратный метр.
  • Красиво расположи камни, оставив между ними место для земли и растений.
  • Заполни пустое пространство почвой наполовину, хорошенько утрамбуй во всех щелях и впадинах.
  • Аккуратно полей, не жалея воды. В те места, куда выливается вода, добавь камни – альпийская горка должна сохранять воду.
  • Высади растения с маленькими стеблями, крошечными луковицами, а также невысокие кустики с цветами.
  • Добавь земли и утрамбуй.
  • Не забывай поливать и пропалывать.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии (греч. – «бактериа» - «палочка») – группа прокариотических микроорганизмов. Их изучением занимается раздел микробиологии – бактериология. Сейчас известно около 10 000 видов бактерий, весьма вероятно, что их более миллиона.

Впервые человек увидел бактерию в 1676 году. Это был голландский натуралист Антонии Ван Левенгук – основоположник научной микроскопии. Термин «бактерии» с 1828 года стал использовать француз Луи Пастер, в 1850-х годах он приступил к научному исследованию бактерий, их строения, физиологии, заложил основу медицинской микробиологии. Микробиолог Роберт Кох, стал в 1905 году лауреатом Нобелевской премии за изучение и разработку научных основ борьбы со страшной болезнью – туберкулёзом.

Вспомни, с помощью кроссворда, основные формы бактерий.


  1. Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов.
  2. Палочковидная форма бактерий.
  3. Спиралевидная форма бактерий.
  4. Состояние бактериальной клетки при наступлении неблагоприятных условиях.
  5. Форма бактерии в виде запятой.
  6. Группа бактерий, получающие органические вещества от отмерших организмов.
  7. Шаровидная форма бактерий.

Определи формы бактерий

Как называются бактерии, живущие в корнях бобовых растений?

Собирай буквы: если ответишь правильно, получишь ответ на вопрос.

Ответ: ____________________


Знаешь ли ты, что…

…свободного азота очень много в атмосфере, есть он и в минералах, но растения за миллионы лет так и не смогли создать ферменты, поглощающие его из воздуха или минералов. Бактерии же «научились» этому ещё с незапамятных времён.

… бактерии клостридии добывают необходимую для жизни энергию посредством брожения. В процессе брожения клостридии вырабатывают разнообразные органические вещества, в том числе спирт, уксусную кислоту и ацетон.


Пройди тест

1. Бактерии, используемые в пищевой промышленности.

  • сильнокислые
  • молочнокислые
  • правильного ответа нет

2. Явление, при котором между растением и клубеньковыми бактериями существует полезная связь.

  • симбиоз
  • анабиоз
  • клубнебиоз

3. Он губителен для многих бактерий.

  • свет
  • омлет
  • оба ответа правильные

4. Бактерии способные создавать органические вещества из неорганических.

  • цианобактерии
  • сине-зелёные
  • оба ответа правильные

5. При помощи чего передвигаются подвижные бактерии.

  • подошвы
  • жгутиков
  • ног

6. Относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.

  • одноклеточные водоросли
  • бактерии
  • вирусы

Разгадай ребус

Ответ: ________________________________________

Интересные факты

Маслянокислое брожение в природе происходит в гигантских масштабах на дне болот, в заболоченных почвах, илах и во всех тех местах, куда ограничен доступ кислорода. Благодаря деятельности сбраживающих бактерий разлагаются огромные количества органического вещества в природе.

В некоторых водоёмах сине-зелёные водоросли могут размножаться с огромной скоростью, при этом вода становится мутной и приобретает зеленоватый оттенок. «Цветущая» вода, опасна для других живых организмов.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Плесневые грибы и дрожжи

Плесень – это плесневые грибы, в основном зигомицеты, которые образуют ветвящиеся мицелии и мелкие (плохо видные невооружённым глазом) плодовые тела. Класс зигомицетов объединяет 500 видов, вегетативное тело которых обычно не имеет перегородок и представляет собой одну гигантскую клетку, содержащее большое количество ядер. Эти грибы развиваются на отмерших растениях и трупах животных, а некоторые – на живых растениях, насекомых, крошечных почвенных животных, домашних животных и на человеке, вызывая у них заболевания – микозы. Поселяясь на продуктах питания, зигомицеты приводят их к порче.

Назовите типы мицелия, изображенные на рисунке 1 и 2.

Ответы:

1. _____________________

2. _____________________

Что обозначено под цифрами 1 и 2?

Ответы:

1. _____________________

2. _____________________

Это желательно помнить

Спора (от греч. «спора» - семя) – специальная клетка, отделяющаяся от материнского организма и служащая для бесполого размножения.

Дрожжи – это тоже грибы?

Сумчатые грибы рода дрожжи относят к наиболее древним организмам, выращиваемым человеком. Их применяли в Древнем Египте, странах Двуречья и Средиземноморья для приготовления сброженных продуктов. И в наше время без них трудно приготовить хорошие пироги, хлеб, квас, вино, пиво. Это микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Живут в питательной среде, богатой сахаром.

Разгадай ребусы

Ответ: __________________

Ответ: __________________


Тест «Плесневые грибы и дрожжи»

1. Этот плесневый гриб часто поселяется на фруктах, овощах, конском навозе.

  • мукор
  • пеницилл
  • дрожжи

2. Способ размножения дрожжей.

  • половое
  • бесполое
  • почкование

3. Плесневые грибы размножаются…

  • головками
  • спорами
  • темным налётом

4. Форма дрожжевой клетки.

  • шаровидная
  • овальная
  • прямоугольная

5. Плесневый гриб, который специально разводит человек для получения лекарства.

  • спорынья
  • мукор
  • пеницилл

6. С помощью этих грибов выпекают хлебобулочные изделия.

  • мукор
  • пеницилл
  • дрожжи

Как называется процесс размножения дрожжей, изображенный на рисунке?

Ответ: ___________________

Разгадай ребус

Ответ: ________________________

Интересные факты

♦ Первую сводку по морфологии и систематике грибов составил в начале ХХ века американский миколог Г.М.Фитцпатрик (1886-1949).

Итальянский миколог П.А.Саккардо (18-45-1920) опубликовал в 1882-1931 годах описание 74 323 видов грибов земного шара.

♦ В кишечнике плодовой мушки дрозофилы постоянно находятся дрожжи, главным образом те виды, которые обитают на поверхности плодов и ягод, которыми мушка питается. Откладывая яйца на мякоть плодов, дрозофила одновременно вводит туда и дрожжи. Находясь в благоприятной среде, дрожжи активно размножаются и образуют значительную биомассу, которой питаются вылупляющиеся из яиц личинки. Взрослые мушки, перелетая на новые фрукты, переносят и распространяют дрожжи.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Шляпочные грибы

Эти существа сильно отличаются по форме, размерам и окраске. После тёплых летних дождей и осенью их внезапно становится много. Кто они – животные или растения, у которых нет цветов и плодов?

Грибы – очень древние организмы, появившиеся на Земле в конце мезозоя (более 185 000 000 лет назад) – таким возрастом датируют отложения, в которых найдены остатки грибов, имеющих сходство с некоторыми современными видами.

Некоторые учёные считают, что грибы произошли от водорослей, другие полагают, что они имели общих с водорослями предков из примитивных групп, например жгутиковых.

Знаешь ли ты, что…

…наука о грибах называется микологией (греч. «микес» - гриб, «логос» - учение ). Её основателями считаются немец Х. Персон (1755-1837) и швед Э. Фриз (1794-1878);

…на севере штата Мичиган (США) найден гриб (опёнок). Его грибница массой около 100 тонн занимает площадь 15 гектаров. Приблизительно возраст грибницы 1 500 лет.

Вспомни строение шляпочного гриба.

1. _______________________

2. _______________________

3. _______________________

4. _______________________

5. _______________________

6. _______________________

7. _______________________

Разгадай кроссворд.

В грибнице (мицелий) запутались названия шляпочных грибов. Помогите им выпутаться!


Название гриба начинается с квадратика.

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

4. ______________________

5. ______________________

6. ______________________

7. ______________________

8. ______________________

9. ______________________

10. _____________________

11. _____________________

В Древней Руси привычной пищей «губы» (так называли грибы) стали с Х века, с принятием христианства, которое требует соблюдения длительных постов с запретом на мясную молочную пищу (в православии на них приходится около 200 дней в году).


Вспомни характерные особенности грибов, разгадав кроссворд.

  1. Группа грибов, поселяющиеся на живых организмах и питающиеся за их счёт.
  2. Явление, при котором между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.
  3. Тип гриба, у которого нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек.
  4. Тип гриба, у которого нижний слой шляпки состоит из многочисленных пластинок.
  5. Группа грибов, питающиеся мёртвыми органическими веществами.
  6. Органическое вещество, характерное для животных, содержащееся в оболочке клеток у большинства грибов.
  7. Тонкие белые нити, образующие тело гриба.

Ещё раз о грибах

Грибы настораживают и удивляют своими свойствами, а также способностью пронизывать все сферы земной жизни. Их изучают более 20 веков – начиная с Аристотеля (4 век до н.э.). Они будоражат умы всех известных биологов, до наших дней практически оставаясь загадкой, в которой переплетаются научные знания и легенды. С древности их ценили за пищевые качества, и в то же время известно множество случаев грибных отравлений.

В жизни природы роль грибов огромна: они участвуют в круговороте веществ – разрушают и минерализуют мёртвое органическое вещество. При этом уничтожаются многие зачатки болезнетворных микроорганизмов и повышается плодородие почвы.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Водоросли

Облик этих растений необычен: у них нет ни стебля, ни листьев, ни корней. Многие связывают их жизнь с водой, но они живут и на суше: на поверхности почвы, в её толще, на деревьях, скалах, в пещерах и даже в городах – на тротуарах, влажных стенах зданий, крышах… Это – водоросли, их можно встретить и в жарких каменистых пустынях, и на ледниках высокогорий, и у горячих источников!

Водоросли древнейшая группа низших одноклеточных и многоклеточных растений, содержащих хлорофилл и вырабатывающих органические вещества в процессе фотосинтеза.

Водоросли появились на Земле в протерозое – примерно 2 700 000 000 лет назад. Они играют важную роль в природе: образуют органические вещества, участвуют в круговоротах кальция и кремния, очищают воду; продукты жизнедеятельности водорослей разрушают скалы, способствуя образованию почв.

Кроссворд с подсказками «Внешнее и внутреннее строение водоросли»


Внутреннее и внешнее строение клетки водоросли помогут вспомнить рисунки.

1. _______________________

2. _______________________

3. _______________________

4. _______________________

5. _______________________

6. _______________________

7. _______________________

8. _______________________

♦ Иногда вода в лужах на сырой дороге, в придорожных колеях или в прудах приобретает ярко-зелёный цвет. Про такую воду говорят, что она «зацвела» часто причиной такого «цветения» оказываются огромные скопления хламидомонад, придающих воде зелёную окраску;

♦ Клетка хламидомонады имеет грушевидную форму.

Как называются способы размножения хламидомонады?


Пройди тест «Многообразие водорослей»

1. Одноклеточная водоросль, образующая зелёный налёт на стволе деревьев.

  • хлорелла
  • плеврококк
  • ульва

2. Одноклеточная зелёная водоросль, распространённая в пресных водоёмах и на влажных почвах.

  • хлорелла
  • хламидомонада
  • улотрикса

3. «Морской салат».

  • нителла
  • ламинария
  • ульва

4. Бесцветные ветвистые нитевидные клетки,

  • спирогира
  • ризоиды
  • хлорелла


5. «Морская капуста».

  • ламинария
  • птилота
  • фукус

6.Нитчатая водоросль.

  • спирогира
  • ульва
  • хламидомонада

7. Многоклеточная нитчатая ярко-зелёная водоросль, состоящая из ряда коротких клеток.

  • ламинария
  • хлорелла
  • улотрикс

Разгадай ребус

Ответ: ____________________________

Угадай водоросль. Кроме одноклеточных в воде немало многоклеточных водорослей. К числу самых распространённых принадлежит эта многоклеточная водоросль. Почти в любом пруду или речной заводи много зелёной, скользкой на ощупь тины.

Как эта водоросль называется? (См. рисунки)

Ответ: _________________

Что обозначено цифрами?


Ответы:

1. ________________________

2. ________________________

3. ________________________

4. ________________________

♦ В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль грушеносный макроцистис. Его слоевище достигает в длину более 90 метров.

♦ На слоевищах некоторых бурых водорослей хорошо заметны круглые вздутия, похожие на ягоды. Эти вздутия представляют собой воздушные пузыри, которые действуют наподобие поплавков, поднимая растение вверх, поближе к свету.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Мхи

Выход растений на сушу произошёл примерно 450 000 000 лет назад, когда в атмосфере сформировался тонкий слой озона, защищающий живые организмы от губительного действия космической радиации. До этого жизнь могла развиваться только в воде. Этому великому событию предшествовало полтора миллиарда лет, в течение которых происходило накопление кислорода в атмосфере планеты.

Чтобы выйти на сушу и завоевать её, растениям пришлось решить ряд проблем, с которыми они не сталкивались в водной среде. И самой важной среди них стала проблема экономии воды.

Заселение суши растениями происходило постепенно и медленно. Сначала была освоена приливно-отливная зона морей и океанов. И, конечно, водоросли первыми заселили эту переходную между сушей и водой зону.

Мхи называют земноводными растениями, и не случайно. С одной стороны, мхи – полноправные обитатели суши, с другой – оно ещё очень тесно связаны с водой.

Укажите название этого растения?

Ответ:                      _______________


На суше растениям необходимо «научиться» поддерживать тело в вертикальном положении. Первопроходцам суши – мхам решить эту проблему толком не удалось, но как известно они растут плотными куртинками. В таких куртинках «стебли» мхов стоят плечо к плечу, поддерживая друг друга в вертикальном положении. Если отделить одно из растений, то оно не сможет стоять прямо, - механические ткани у мхов развиты очень слабо. Поэтому секрет стойкости и живучести мхов в их коллективизме.

Определить. Типичным представителем листостебельных мхов является кукушкин лён. Выглядит он уже как настоящее наземное растение: с «листьями» и «стеблями». Но надо помнить, что как таковых стеблей и листьев (в полном понимании) у мхов нет. Так же как и ризоиды нельзя назвать корнями. Условно мхи подразделяют на классы. На какие?

Ответ.

1. _____________

2. _____________

Определить. Перед тобой рисунок – листостебельный мох кукушкин лён. Определи, где мужское, а где женское растение.

     Ответ: ________      _______

Обозначить. Даже в жаркий сухой день на сфагновом болоте верхушки мхов влажные на ощупь. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно рассмотреть растение сфагнум, а конкретно листовую пластинку. Подпишите обозначения (1-4).


Ответ.

1._________________

2._________________

3._________________

4._________________

Разгадай кроссворд «Мхи»

  1. Женская половая клетка.
  2. Водяной мох.
  3. Болотный мох.
  4. Мужская половая клетка.
  5. Класс мхов, названные за то, что их слоевище напоминает по форме дольки печени.
  6. Класс мхов, представителем которого является всем известный кукушкин лён.

Разгадай ребусы

Ответ:__________

Ответ:__________

Тест «Многообразие мхов»

1. Печёночный мох, тело которого состоит из вильчато разветвлённого слоевища.

  • листостебельный
  • риччия
  • маршанция

2. У неё нет подобия листьев и стебля. Плоские зеленоватые листочки украшены миниатюрными ямками и выпуклостями, напоминающие кратеры вулканов.

  • печёночник
  • маршанция
  • вельвичия

3. Один из самых известных листостебельных зелёных мхов.

  • печёночник
  • маршанция
  • кукушкин лён

4.Известный представитель белых мхов.

  • кукушкин лён
  • сфагнум
  • политрихум

Кроссворд. Этот кроссворд напомнит тебе:

  1. как называется мужская половая клетка;
  2. как называются коробочки у мхов, внутри которых развиваются споры;
  3. как называется одна из групп мохообразных.

Подпиши названия тех частей растения, что показывают вопросительные знаки.

1._________________

2._________________          _______________

3._________________

В копилку твоих знаний

Коллективизм мхов не только помогает им сохранять необходимую для них воду, но и противостоять конкурентам в лице трав, деревьев и кустарников. Плотный моховой покров создаёт препятствие для прорастания семян других растений. Это препятствие преодолимо далеко не для всех растений.

Мхи сделали ставку на коллективизм и не прогадали. Коллективный образ жизни позволил им скомпенсировать многие слабые стороны «моховой» организации и благополучно дожить до настоящего времени.

Твой домашний огород. «Висячий сад»

Тебе понадобятся: корзины из проволоки, мох сфагнум, почва, растения (плющ, вьюнок и т. п.)

Что делать?

  • Изнутри корзину выложи сфагнумом.
  • Помести в ведро или раковину с водой. Высуши.
  • Заполни влажной землёй наполовину.
  • В корзину диаметром 25 см можно поместить от 8-12 растений.
  • Более высокие растения поместите в центре, остальные расположите вокруг.
  • Добавь земли, утрамбуй.
  • Перед тем как повесить, полей ещё раз.
  • Когда цветы подрастут, их нужно будет поливать чаще.
  • Лей воду, пока она не начнёт вытекать снизу.
  • Засохшие лепестки, цветы и листики обрывай.

Результат

Подвесные корзины с цветами радуют глаз летним и осенним днём.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Плауны. Хвощи. Папоротники

Среди ныне живущих высших растений плаунообразные относятся к одним из наиболее древних. Эта группа достигла своего наибольшего развития в пермский период (250 000 000 – 300 000 000 лет назад). Именно в это время они покрывали большую часть суши сплошными лесами. Их остатки превратились в каменный уголь.

Современные хвощи и плауны – только травы, но так было не всегда. В лесах каменноугольного периода вместе с древовидными папоротниками царствовали древовидные хвощи и плауны. Вымершие плауны в высоту достигали 30 метров, а диаметр их ствола у основания составлял более одного метра.

По внешнему виду плауны напоминают миниатюрные ёлочки. В отличие от хвощей листья у них густо покрывают побег до самых кончиков. Одни из них выполняют функцию питания, на других – расположены органы бесполого размножения – спорангии со спорами.

Определи, какие из сосудистых растений здесь спрятаны?

Ответы:


Для хвощеобразных характерно наличие побегов, состоящих из чётко выраженных члеников-междоузлий и узлов с мутовчато расположенными листьями. Все ныне живущие хвощеобразные – травянистые растения со стеблем, редко превышающим 1 метр. Ископаемые травы достигали в высоту нескольких метров. Некоторые вымершие были древовидными и вырастали до 15 метров при диаметре ствола более 0,5 метра.

Большинство хвощей на ощупь довольно жёсткие. Это потому, что в состав оболочки клеток входит кремнезём, частицы которого образуют на поверхности растения непрерывный очень прочный слой с мелкими бугорками. Слой играет не только механическую роль, но и защитную роль, поэтому на хвощи практически не нападают растительноядные моллюски и насекомые.

Укажите. Побеги, какого времени года вы видите на рисунке?


Ответы:

слева: ___________________;

справа: __________________.

Какие части растения обозначены цифрами?

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

Какие части растения обозначены цифрами?

Ответы:

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________

♦ Способность размножаться даже небольшими кусочками корневищ делает хвощи трудноискоренимыми и надоедливыми сорняками. Такая живучесть и неприхотливость очень выручает хвощи. Захватив какую-нибудь территорию, хвощи успешно удерживают её, несмотря на засухи, лесные пожары, палы и вытаптывание скотом. И всё это благодаря ползучим корневищам, надёжно защищённым толстым слоем почвы.

♦ Папоротники невозможно перепутать с другими растениями. Прежде всего, бросаются в глаза их крупные листья – «перья». Ну, а листья древовидных папоротников достигали 5 метров. Листья у папоротников необычные: вначале они туго свёрнуты в так называемые «улитки» и совмещают сразу две функции – питания и спороношения (вайи). Слово «вайя» происходит от греческого, что означает «пальмовая ветвь».

Многообразие папоротниковых. (В помощь призовите книги, интернет).

1. Аквариумный папоротник. Любитель поплавать у поверхности воды.

2. То же из аквариумных папоротников, но растёт на дне и листья напоминают клевер.

3. Эпифитный папоротник. Другое его название - птичье гнездо, названный за своеобразный внешний вид: его плотные кожистые листья растут в виде кулька или плотной корзинки.

4. Другое название этого эпифитного папоротника – олений рог. И действительно, его крупные зелёные листья по форме похожи на рога лося.

5. Водный папоротник, состоящий в тесном содружества (симбиотическом) с цианобактерией анабеной.

6. «Живородящий» водный папоротник. На его вайях образуются «детки».


Разгадай ребусы

       

Ответы:__________                       _____________________

Тест «Папоротники, хвощи и плауны»

1. Сильно рассечённые листья папоротников.

  • споры
  • вайи
  • спорангии

2. Большинство хвощей на ощупь довольно жёсткие. Почему?

  • оболочка клетки покрыта известковым налётом
  • в состав оболочки клеток входит чернозём
  • в состав оболочки клеток входит кремнезём

3. На каких почвах хвощи предпочитают селиться?

  • кислых
  • щелочных
  • нейтральных

4. Период «царствования» папоротников, хвощей и плаунов.

  • мезозойский
  • девонский
  • пермский

5. В корневище хвоща откладывается…

  • ничего не откладывается
  • запасные питательные вещества
  • ядовитые вещества

Прочти, это интересно.

♦ Папоротники столь многочисленны и разнообразны, что трудно выбрать из них самый необычный. Наиболее странной является азолла, плавающая на поверхности воды. По внешнему виду её крошечные растения, плавающие на поверхности воды, скорее напоминают печёночники.

Замечательной особенностью азоллы является симбиоз этого растения с сине-зелёной водорослью анабеной, которая обитает в специальной полости в надводной лопасти листа. С помощью анабены азолла подобно бобовым растениям фиксирует атмосферный азот. В тропической Азии и в некоторых других регионах с целью обогащения почвы азотом азоллу разводят на рисовых полях. Азоллу каролинскую часто выращивают в аквариумах.

♦ Из огромного разнообразия древних хвощевидных до нашего времени дожил только один род хвощей, включающий всего 15 видов, распространённых по всему земному шару. Плаунов сохранилось несколько больше: около 1 000 видов, но в основном в тропиках папоротникам «повезло», пожалуй, больше всего: их более 12 000 видов.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Лишайники

Гриб и водоросль дружно жили.

Вместе ели, вместе пили.

Чтобы я и дальше рос,

Очень важен _______________

Эти сложные организмы состоят из двух равноправных членов – гриба и водоросли или цианобактерии, которые в процессе эволюции образовали в результате симбиоза единый организм.

Лишайники – это симбиоз зелёных, жёлто-зелёных и бурых водорослей, поставляющих питательные вещества, с сумчатыми либо с базидиальными грибами, которые защищают водоросли от неблагоприятных условий и впитывают воду и растворимые питательные вещества из почвы.

В настоящее время известно более 20 000 видов лишайников. Их изучением занимается наука лихенология. Лишайники отличаются и от грибов, и от водорослей медленным ростом, способами размножения и высокой чувствительностью к загрязнению природной среды.

Какое строение имеет лишайник?

1. __________________________

2. __________________________


Немного истории

Со времён древнегреческого учёного Теофраста лишайники более двух тысяч лет не задумываясь относили к царству растений. Так продолжалось до тех пор, пока в 1867 году ботаник Симон Швенденер не опубликовал результаты изучения внутреннего строения лишайников. На срезе учёный под микроскопом увидел зелёные клетки водорослей, со всех сторон опутанные сероватыми гифами грибов. «Лишайник – не растение!» - научный мир был буквально взорван сенсационным открытием. Лишайник не просто растение, а вообще два отдельных организма – гриб и водоросль! Водоросли находятся внутри гриба, словно замурованные между его клеток.

Поиграем!

Жёлтый кружок – отделяет слова друг от друга.

1. «Олений мох».

2. Форма совместного существования двух организмов.

3. Организм, состоящий из гриба и водоросли.

4. Листоватый лишайник, переносимый ветром с места на место.

5. Специализированный орган размножения у высокоорганизованных лишайников.

6. Листоватый лишайник золотисто-жёлтого цвета.

7. Группа лишайников похожих на кустики.

8. Его получают из некоторых видов лишайников для химической промышленности

9. Рыхлое сплетение вытянутых грибных клеток.

Интересное из жизни лишайников.

Только в составе лишайника можно найти такие удивительные образования, как жировые, ищущие и двигающие грибные гифы. В жировых гифах откладываются запасные питательные вещества, они выглядят как мешочки, раздутые от жировых запасов. Тонкие ищущие гифы проникают в отдельные уголки слоевища в поисках клеток водорослей. После того, как клетка водоросли найдена, в действие приходят двигающие гифы. С их помощью водоросли передвигаются ближе к корковому слою лишайника, к свету. (Продолжение следует).

Ребусы

     

 ___________________________          ____________________________

(Продолжение «Интересное из жизни лишайников»).

Сначала двигающие гифы окружают клетку водоросли, которая, «по их мнению», оказалась не на месте. Потом они начинают проталкивать «заблудившуюся» водоросль по направлению к корковому слою: пучок двигающих гиф разрастается и давит на окружающие клетки гриба, отжимая в стороны окружающие водоросль грибные клетки. (Продолжение следует).

Разгадай кроссворд


1.Тело лишайника.

2. Микроскопический зачаток организма – лишайника.

3. Специальные вентиляционные образования в «коре» лишайника.

4. Тонкие бесцветные многоклеточные нити гриба.

5. Кислоты, которые придают слоевищу лишайника яркую окраску.

(Продолжение «Интересное из жизни лишайников»).

В результате образуется полость, в которую давление растущих двигающих гиф и проталкивается водоросль. Так шаг за шагом двигающие гифы постепенно перемещают клетки водоросли поближе к источнику света, формируя водорослевый слой лишайника. Это всё напоминает пастуха, внимательно следящего за тем, чтобы ни одна корова не отбилась от стада.

Определи правильный ответ.

1. Чем отличается лишайники от грибов и водорослей?

  • медленным ростом
  • медленным питанием
  • медленным дыханием

2. Кто впитывает воду и растворимые питательные вещества из почвы для лишайника?

  • клетки водоросли
  • клетки гриба
  • сам лишайник

3. Название гифов гриба ведущие поиски клеток водорослей.

  • нашедшие
  • ищущие
  • пришедшие


4. Гифы, с помощью которых водоросли передвигаются ближе к корковому слою лишайника, к свету.

  • перетаскивающие
  • переносящие
  • двигающие

5. Использует ли гриб органические вещества для своей жизнедеятельности, созданные водорослями?

  • использует
  • не использует
  • не знаю

Удивительное рядом

Для существования лишайника необходимо, чтобы водоросль могла нормально расти, развиваться и размножаться. И лишайниковый гриб, чтобы выжить самому, должен создать для водоросли идеальные условия. Что он и делает.

Молодые, здоровые, размножающиеся водоросли в хозяйстве гриба окружены заботой и вниманием: они бесперебойно снабжаются всеми необходимыми веществами, а двигающие гифы переносят их поближе к свету. Без надобности гриб не тревожит эти клетки, только иногда забирая у них часть органических веществ, которые они создали в процессе фотосинтеза. Эту «дойку» гриб производит очень осторожно, «стараясь» не нарушить целостности клетки.

Отмершие клетки гриб, как заботливый хозяин, сразу же пускает в переработку. Хозяйство должно содержаться в чистоте!

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Голосеменные

С момента выхода растений на сушу и до появления у них семени прошло около 60 000 000 лет. Первыми растениями с семенами были вымершие семенные папоротники. Около 250 000 000 лет назад они исчезли с лица земли, но не бесследно – их многочисленные потомки: голосеменные и покрытосеменные с тех пор занимают господствующее положение на суше, сильно потеснив споровые растения.

Появление семени открыло перед растениями доселе неведомые возможности. Получив в распоряжение семя, растения смогли заселить любые, даже самые непригодные местообитания: сухие каменистые склоны, раскалённые пески пустынь, засалённые почвы. И всё это благодаря тому, что появление семени сделало процесс размножения полностью независимым от наличия воды.

Название «голосеменных» сразу будит в нашем воображении образ хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы. Помнишь строение сосны обыкновенной?

Ответ.

1. _____________________

2. _____________________

3. _____________________

4. _____________________

Есть голосеменные растения листья, которых могут достигать 5-6 метров в длину и больше всего напоминать листья пальм, чем игловидные листья-хвоинки и шишки.

1. Что изображено на рисунках А, Б, В?

2. Что зашифровано под цифрами в этих рисунках?

Ответы:

   1. Вопрос     А ______________ Б _____________ В _____________

   2. Вопрос     А-1_____________

                        Б-1_____________ 2.______________

                        В-1_____________ 2.______________ 3. ____________

В Сибири и на Дальнем Востоке в лесах и на безлесных горных возвышенностях растёт кедровый стланик. Этот хвойный кустарник относится к роду сосен и является ближайшим родственником кедровой сосны, но раз в десять ниже своего старшего брата. Семена кедрового стланика очень похожи на знаменитые кедровые орешки. Ими питаются и запасают впрок те же кедровки и бурундуки. Животные нередко забывают о своих кладовках, и в таких местах проростки кедрового стланика появляются целыми пучками.

Стланик обладает одной замечательной особенностью: его ветви способны при наступлении морозов полегать, плотно прижимаясь к земле. Пригнувшиеся кусты засыпаются выпадающим снегом.

Разгадай ребус

Ответ:__________________

Немного из истории.

Само название «голосеменные» говорит о незащищённости семени этих растений. Наименование данной группы ввёл в науку в 1820 году русский натуралист И.И Мартынов (1771-1833).

Учёные считают, что голосеменные произошли от древних вымерших разноспоровых семенных папоротников, отпечатки которых находят в глубоких слоях земной коры.

Отличительная черта голосеменных – незащищённость семени.

Появление семени и древесных форм позволило этим растениям широко распространиться по планете и вытеснить своих предшественников – споровые растения.

Разгадай кроссворд «Хвойные»

1. Хвойные.

2. Узкие игольчатые листья большинства хвойных деревьев.

3. Теневыносливая хвойная порода, в густом лесу у неё сохраняются даже самые нижние ветки.

4. Светолюбивая и холодостойкая порода. Ежегодно сбрасывает хвою.

5. Его древесина лёгкая, плотная, душистая. Высокое содержание смолы обеспечивает хорошую сохранность. По этой причине древние египтяне делали саркофаги. Масло этого дерева использовали при бальзамировании тел.

6. Охраняемый кустарник. Образует шишкоягоду. Долговечен. Живёт до 2 000 лет.

7. С их помощью сосна распространяется и размножается.

8. Сосна сибирская.

9. Это хвойное дерево внешне похоже на кипарис. Но она гораздо выносливее.

10. Видоизменённый укороченный побег с одревесневшими семенными чешуйками, на которых образуются семена.

11. Светолюбивая хвойная порода. Высокая, стройная, как колонна. Ветви вблизи вершины.

12. Древесина этого хвойного дерева мягкая, без смоляных ходов. Очень декоративная порода. Чувствительна к загрязнению воздуха.


Что же такое семя?

В отличие от споровых семенные растения размножаются и расселяются при помощи семян. Что же такое семя и почему оно лучше, чем споры? Дело в том, что в семени находится маленький зародыш будущего растения, окружённый эндоспермом с питательными веществами, необходимыми для первых этапов его развития. Кроме того, снаружи семя одето специальной семенной кожурой, которая защищает его от неблагоприятных внешних факторов среды, губительных для многих спор, и позволяет переносить периоды покоя в течение долгих лет.

Это интересно.

По внешнему виду вельвичию удивительную ни за что не отнести к голосеменным растениям, да и, ни к каким другим тоже – нет такого растения, на которое она бы походила.

Растёт вельвичия только на юге Африки в безводной и знойной пустыне Намиб, где дожди могут не выпадать годами. Немногочисленные намибийские растения приспособились добывать влагу, улавливая капельки росы и туманов с помощью большого числа устьиц. Несмотря на то, что в высоту вельвичия редко достигает полуметровой высоты, формально её следует считать деревом. Точнее, дерево-карлик. Большая часть толстого, похожего на пенёк ствола скрыта в почве, а над поверхностью во все стороны простираются толстые кожистые длинные листья. Кажется, что листьев много, но на самом деле их всего два. Листья вельвичии – одно из самых удивительных творений природы! Они растут в течение всей жизни растения, а жизнь эта не коротка: отдельные экземпляры достигают почтительного возраста в 2 000 лет. И всё это время листья вельвичии остаются живыми и растут, правда сильные ветры за долгие годы разрывают листья на длинные ленты, поэтому кажется, что листьев у неё много.

С первого взгляда экзотическая наружность может сбить с толку, но как только растение приступает к размножению, всё становится на свои места. Принадлежность этого удивительного растения к голосеменным ни у кого не вызывает сомнения.

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»



Предварительный просмотр:

Покрытосеменные (Цветковые)

Одним из главных отличительных признаков покрытосеменных является наличие у них особого репродуктивного органа - цветка, где образуются споры и гаметофиты, а также происходит оплодотворение, образование и развитие зародыша и семени.

Сейчас цветковые занимают первое место среди всех прочих растений и по количеству видов, и по биомассе в наземных сообществах. Отдел цветковых включает в себя 235 000-250 000 видов. Для сравнения: папоротников – 12 000 видов, мхов – 9 500, плаунов - 1 000, голосеменных – 550 видов.

Простое сравнение этих цифр наталкивает на мысль, что цветковые обладают какими-то особенными приспособлениями, которые дают им преимущество перед всеми другими растениями.

Одна из наиболее уязвимых фаз в жизни растения – период образования семян. Нежные семязачатки при соприкосновении с сухим и тёплым воздухом могут легко высохнуть. Но покрытосеменные защищают своё будущее потомство от иссушения и перепадов температур. Семязачатки находятся под надёжной защитой стенок завязи. Дополнительную защиту создают чашелистики и лепестки.

Укажите. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) подразделяют на два класса. Какие?

Цветок – укороченный генеративный побег, предназначенный для осуществления полового процесса, в котором женские спороносные листья превращены в плодолистики, а мужские – в тычинки. Цифрами обозначены части цветка. Назови их?

Ответы:

1. __________________

2. __________________

3. __________________

4. __________________

5. __________________

6. __________________

7. __________________

8. __________________

9. __________________

10. _________________

11. _________________

Из истории

Судя по ископаемым находкам, покрытосеменные растения появились в раннем мелу (около 140 000 000 лет назад), оттеснив высшие споровые и голосеменные, а преобладающими в наземном растительном покрове они стали к середине мелового периода.

Стремительное развитие цветковых было вызвано резкими изменениями климатических условий на Земле, и, прежде всего увеличением освещённости и уменьшением влажности воздуха. Способность к адаптации (приспособление) у покрытосеменных, надёжная защита семяпочек и семени позволили им быстро распространиться и сменить ранее господствовавшие группы высших споровых растений.

Родиной первых цветковых является, скорее всего, Юго-Восточная Азия.


Определи. Есть растения с одиночными цветками, а есть растения, у которых цветки собраны в соцветия: то есть, группы цветков, расположенных близко друг к другу в определённом порядке. На рисунке имеется пять соцветий. Определи типы предложенных соцветий.


Ответы:

1. __________________

2. __________________

3. __________________

4. __________________

5. __________________

Разгадай ребус

Ответ._______________________________________

♦ Покрытосеменные растения выработали множество жизненных форм.

♦ Цветковые растения широко распространены во всех природных зонах Земли.

♦ Учёные считают, что стероид, содержащийся в шпинате, ускоряет белковый синтез в мышцах.

1. Какой важный процесс изображён на рисунках 1-2?

2. Виды опыления, показанные на рисунках 1-2.

Ответы:

1. ____________________

2.     1 -_________________________            2 – _____________________________

Каково строение цветка ржи?

Ответ.

1. __________________

2. __________________

3. __________________

4. __________________

5. __________________

6. __________________


Что обозначают эти знаки? (Можно устно).

О

Ч

Л

Т

П

(3+3)

*

Что изображено на рисунке?

Ответ:_____________________


♦ Захватывая всё новые и новые пространства, покрытосеменные сталкивались с большим разнообразием новых условий существования, и их внешний облик тоже становился всё более и более разнообразным. Так появляется понятие жизненная форма. Она закреплена наследственно: дерево или кустарник не могут стать травянистыми растениями.

♦ Травы появились на Земле относительно недавно в середине мелового периода и «изобрели» эту жизненную форму именно покрытосеменные растения. Сейчас трудно представить себе лес, в котором нет под ногами травы, но ещё 100 000 000 лет назад такая картина была обычной. А степи, саванны и альпийские луга тогда вовсе не существовали, они могли появиться только с возникновением травянистых растений.

Тест «Покрытосеменные»

1. Он образован лепестками.

  • цветок
  • листок
  • венчик

2. Тонкий стебелёк, на котором сидит цветок.

  • цветоложе
  • цветоножка
  • цветоручка

3. Наружные листочки, образующие чашечку.

  • чашелистики
  • чашепестики
  • чашепыльники

4. Он находится в окружении многочисленных тычинок.

  • ступик
  • пестик
  • венчик


5. В нём находится пыльца.

  • пыльник
  • мыльник
  • тыльник

6. Тип околоцветника, когда все листочки более или менее одинаковы.

  • простой
  • сложный
  • голый

7. Цветок, через который можно провести одну плоскость симметрии.

  • правильный
  • неправильный
  • обоеполый

На игровом поле «спрятались» 15 слов по теме «Покрытосеменные».Нужно их найти.

Подсказка: («слова-беглецы» из учебника В.В.Пасечника. 6 класс).

Разгадай ребус

Ответ: __________________________________

Знаете ли вы, что…

…биологические значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок;

…ряска – одно из самых маленьких цветковых растений – состоит из стебелька-пластинки. Одна или несколько ниточек корней обеспечивают пластинкам устойчивость на воде. Изредка на стебельке ряски образуется крохотный бугорок жёлтого цвета. Изучив его строение, учёные с удивлением установили, что это целое соцветие, состоящее из 2-5 раздельнополых цветков.

Твой домашний огород. «Полевые цветы»

Тебе понадобятся: семена полевых цветов.

Что делать?

  • Найди заброшенный уголок в саду или свободное место у дороги.
  • Обильно полей.
  • При покупке семян убедись, что этим растениям подходит местный климат.
  • Следуй инструкции на пакете.
  • Присматривай за растениями, своевременно поливай и собирай вредителей.

Результат

Когда растения отцветут, оставь их, как есть – пусть семена упадут на землю. Тогда в следующем году на этом месте будут новые полевые цветы!

© Биоуроки. «Играя, вспоминаем!»