Статьи

Гильмиянова Татьяна Александровна

В данном разделе собраны статьи по истории и обществознанию, а так же воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шульцева Татьяна Александровна,

г. Екатеринбург, РФ

Shulceva Tatianа,

Russian Federation, Yekaterinburg.

Проблемы изучения обществознания в школе

Аннотация: В статье изложены проблемы мотивационного характера, и проблемы содержательного характера в изучении обществознания. Так же раскрыта суть ФЗ «Об образовании в РФ», и раскрыта центральная мировоззренческая роль «Обществознания» в формировании личностных и метапредметных результатов общего образования.

Ключевые слова: ФЗ «Об образовании в РФ», мотивация обучающихся, содержание учебного предмета «Обществознание».

Problems of studying social science at school

Аnnotation: The article describes the problem of motivational and informative nature of the problems in the study of social sciences. Also disclosed are the Federal Law "On Education in the Russian Federation", and revealed the central role of the ideological "Social" in the formation of personal and metasubject results of general education.

Keywords: Federal Law "On Education in the Russian Federation", motivating students, the content of the subject "Social Studies".

К числу ключевых принципов государственной политики в сфере образования, отраженных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», относится гуманистический характер российского образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод личности, ее свободного развития, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе.[1]

Учебный предмет «Обществознание» играет центральную роль в реализации этих принципов. Так же, «Обществознание» играет важную мировоззренческую роль с точки зрения формирования личностных и метапредметных результатов общего образования и выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках других учебных предметов. Кроме того, учебный предмет обеспечивает системность, и преемственность основных общеобразовательных программ в части освоения знаний, умений, навыков и формирования компетенций, необходимых для жизни человека в обществе; осуществляет системную взаимосвязь учебных предметов общественно научной направленности с реализуемой в образовательной организации программой воспитания и социализации обучающихся.[2]

Но при всем при этом, существуют: проблемы мотивационного характера в изучении обществознания. В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к изучению обществознания и это связано с рядом факторов:

  1. слабой связью теоретического содержания учебного предмета с актуальными общественными процессами и социальной практикой обучающегося;
  2. недостаточностью учета возрастных особенностей обучающихся при планировании учебного предмета;
  3. недооценкой в процессе планирования содержания и методического обеспечения учебного предмета особенностей процессов социализации и социальной коммуникации современных обучающихся (цифровая социализация и коммуникация);
  4. преимущественной ориентацией на внешние стимулы (потребность или её отсутствие в данном учебном предмете для поступления в образовательные организации высшего образования).[3]

В ходе производственной практики, на основе наблюдений, я, вычленила следующие показатели наличия (отсутствия) интереса к учебному предмету во время урока:

а) эмоциональные проявления ученика в виде речевых эмоциональных реакций, мимики, выражающей равнодушие, или, наоборот, увлеченности заданием;

б) участие ученика в учебном процессе в виде: содержания комментариев, ответов товарищей, вопросов к учителю по содержанию учебного материала; готовности к выполнению учебного задания;

в) двигательная активность учеников – отвлечение от выполнения заданий, посторонняя двигательная активность или поглощенность деятельностью;

г) характерная реакция ученика на окончание урока – стремление со звонком бросить выполнение начатого задания или, наоборот, выполнения задания, несмотря, на перемену.

Так же, наличие интереса к содержанию учебного материала может быть определенно по результатам деятельности ученика:

а) времени решения задачи, самостоятельной работы;

б) количеству решенных задач за урок и т.д.

А во вне урока это прослеживается в:

а) беседе ученика по поводу учебного предмета на перемене с учителем, с товарищами;

б) чтение учеником дополнительной литературы.

Для решения этой проблемы мотивационного характера можно предложить следующее:

- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;

- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;

- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

И проблемы содержательного характера в изучении обществознания. Содержание учебного предмета «Обществознание» не в полной мере обеспечивает:

  1. понимание ценностей, принципов и содержания Конституции Российской Федерации;
  2. гражданскую социализацию обучающегося, освоение им комплекса своих прав и обязанностей, выработку осознанной гражданской позиции по отношению к социальным явлениям и событиям, навыкам критического анализа актуальной социальной информации;
  3. формирование правовой, экономической (включая финансовую), медиа- и информационной культуры обучающегося, компетенций в области социальной и профессиональной ориентации в современном мире;
  4. освоение вопросов, связанных с международным положением Российской Федерации, комплексом возможностей и вызовов, стоящих перед страной с учетом современных трендов глобального развития.

Наметилось отставание содержания учебного предмета от развития современных общественных наук, изменения их методологических оснований. Не находит должного отражения возросшая межпредметность и практикоориентированность общественных наук, их нацеленность на решение актуальных проблем социального развития современных обществ.

В целом содержание учебного предмета недостаточно структурировано.[4]

Список литературы

  1. Концепция преподавания обществознания в РФ. Общие положения. С. 1-2.
  2. Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург 2014. С. 119.
  3. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. С. 83.
  4. Концепция преподавания обществознания в РФ. Проблемы содержательного характера. С. 5.

Об авторе:

Шульцева Татьяна Александровна,

Тел.: +7(953)-60-96-485

студентка ист. фак., гр.БО-51,

ФГБОУ ВО “Уральский государственный

Педагогический университет”,

РФ, Екатеринбург.

About the author:

Shulceva Tatiana,

Tel .: +7 (953) -60-96-485

FGBOU VO "Ural State

Pedagogical University",

Russian Federation, Yekaterinburg.