консультация для педагогов. проектная деятельность

Мослова Наталья

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

 

На основе изученных проблем детей поставить цель про­екта.

Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответству­ющих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания и задания для самостоятельного вы­полнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педа­гога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наибо­лее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педаго­гу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, обо­рудование);
  • с какими предметами научиться работать для дости­жения цели.

Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых про­ектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а)по составу участников;

б)по целевой установке;

в)по тематике;

г)по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений использу­ются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети соби­рают информацию и реализуют ее, ориентируясь на соци­альные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде детского праз­дника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)*

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопро­ектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошколь­ников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспи­татель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдель­ные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как прави­ло, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном твор­честве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника яв­ляется игра, то начиная с младшего возраста используются ро­лево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весе­лая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогичес­кое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Ска­зочная птица»;
  • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоро­вье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» — на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольных учрежде­ниях является развитие свободной творческой личности ре­бенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения про­блемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследователь­ской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы ре­шения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, спо­собствующие решению поставленной задачи, с исполь­зованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терми­нологией, ведение конструктивной беседы в процес­се совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяе­тся и продукт проекта.)

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу (нежестко).

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Дополнение задач проекта.

II этап

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение амплуа.

III этап

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребен­ку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменив­шейся ситуации школьного обучения.