Главные вкладки

    Зрительная гимнастика

     Урбанова Инна Германовна

    image     

         

         Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

     

         Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения вдетском возрасте необходимо уделять особое внимание.Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом.  

         Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме. Гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек....

     

    «Тренировка»

    Раз –налево, два – направо,

    Три –наверх, четыре — вниз.

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир.

    Взгляд направим ближе, дальше,

    Тренируя мышцу глаз.

    Видеть скоро будем лучше,

    Убедитесь вы сейчас!

    А теперь нажмем немного

    А теперь нажмем немного

    Точки возле своих глаз.

    Сил дадим им много-много,

    Чтоб усилить в тыщу раз!

    Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

    Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх –

    влево – вниз.

    Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

    Быстро поморгать.

     

    «Осень»

    Осень по опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью поводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены,

    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень: не жалейте лета,

    Посмотрите – осень в золото одета!

    Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх –

    влево — вниз

    Посмотреть влево – вправо.

    Посмотреть вверх – вниз.

    Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

     

    «Елка»

    Вот стоит большая елка,

    Вот такой высоты.

    У нее большие ветки.

    Вот такой ширины.

    Есть на елке даже шишки,

    А внизу – берлога мишки.

    Зиму спит там косолапый

    И сосет в берлоге лапу.

    Выполняют движения глазами.

    Посмотреть снизу вверх.

    Посмотреть слева направо.

    Посмотреть вверх.

    Посмотреть вниз.

    Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

     

    «Овощи».

    Ослик ходит выбирает,

    Что сначала съесть не знает.

    Наверху созрела слива,

    А внизу растет крапива,

    Слева – свекла, справа – брюква,

    Слева – тыква, справа – клюква,

    Снизу – свежая трава,

    Сверху – сочная ботва.

    Выбрать ничего не смог

    И без сил на землю слег.

    Обвести глазами круг.

    Посмотреть вверх.

    Посмотреть вниз.

    Посмотреть влево- вправо

    Влево — вправо.

    Посмотреть вниз.

    Посмотреть вверх.

    Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)

    «Глазкам нужно отдохнуть.»

    (Ребята закрывают глаза)

    «Нужно глубоко вздохнуть.»

    (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

    «Глаза по кругу побегут.»

    (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

    «Много-много раз моргнут»

    (Частое моргание глазами)

    «Глазкам стало хорошо.»

    (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

    «Увидят мои глазки все!»

    (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)

     

    «Бабочка»

    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по

    часовой стрелке и против нее.)

    И вдруг проснулся,

    (Поморгать глазами.)

    Больше спать не захотел,

    (Руки поднять вверх (вдох).Посмотреть на руки.)

    Встрепенулся, потянулся,

    (Руки согнуты в стороны (выдох).

    Взвился вверх и полетел.

    (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

    Ах, как долго мы писали,

    Глазки у ребят устали.

    (Поморгать глазами.)

    Посмотрите все в окно,

    (Посмотреть влево-вправо.)

    Ах, как солнце высоко.

    (Посмотреть вверх.)

    Мы глаза сейчас закроем,

    (Закрыть глаза ладошками.)

    В классе радугу построим,

    Вверх по радуге пойдем,

    (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

    Вправо, влево повернем,

    А потом скатимся вниз,

    (Посмотреть вниз.)

    Жмурься сильно, но держись.

    (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

     

    «Волшебный сон»

    Реснички опускаются…

    Глазки закрываются…

    Мы спокойно отдыхаем…

    Сном волшебным засыпаем…

    Дышится легко…

    Ровно… глубоко…

    Наши руки отдыхают…

    Отдыхают… Засыпают…

    Шея не напряжена

    И расслаблена…

    Губы чуть приоткрываются…

    Все чудесно расслабляется…

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    (Пауза.)

    Мы спокойно отдыхаем…

    Сном волшебным засыпаем…

    (Громче, быстрей, энергичней.)

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем.

    Их повыше поднимаем.

    Потянулись! Улыбнулись!

    Всем открыть глаза и встать!

     

    “Весёлая неделька”

    - Всю неделю по — порядку,

    Глазки делают зарядку.

    - В понедельник, как проснутся,

    Глазки солнцу улыбнутся,

    Вниз посмотрят на траву

    И обратно в высоту.

    Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное

    напряжение).

    - Во вторник часики глаза,

    Водят взгляд туда – сюда,

    Ходят влево, ходят вправо

    Не устанут никогда.

    Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает

    глазное напряжение).

    - В среду в жмурки мы играем,

    Крепко глазки закрываем.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем глазки открывать.

    Жмуримся и открываем

    Так игру мы продолжаем.

    Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для

    снятия глазного напряжения)

    - По четвергам мы смотрим вдаль,

    На это времени не жаль,

    Что вблизи и что вдали

    Глазки рассмотреть должны.

    Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз,

    перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет

    мышцы глаз и совершенствует их координации)

    - В пятницу мы не зевали

    Глаза по кругу побежали.

    Остановка, и опять

    В другую сторону бежать.

    Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и

    снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

    - Хоть в субботу выходной,

    Мы не ленимся с тобой.

    Ищем взглядом уголки,

    Чтобы бегали зрачки.

    Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд

    в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

    - В воскресенье будем спать,

    А потом пойдём гулять,

    Чтобы глазки закалялись

    Нужно воздухом дышать.

    Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко

    от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем

    наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

    - Без гимнастики, друзья,

    Нашим глазкам жить нельзя!

    Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

    Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите

    прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно

    дальше. Посмотрите прямо.

     

    "Любопытная Варвара"

    Смотрит влево…

    Смотрит вправо…

    А потом опять вперёд.

    Тут немного отдохнёт;

    Шея не напряжена

    И расслаблена…

    (Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

    Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову

    как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало,

    свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

    А Варвара смотрит вверх!

    Выше всех, дальше всех!

    Возвращается обратно –

    Расслабление приятно!

    Шея не напряжена

    Ирассла-а-бле-на…

    сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно.

    Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

    А теперь посмотрим вниз –

    Мышцы шеи напряглись!

    Возвращаемся обратно –

    Расслабление приятно!

    Шея не напряжена

    Ирассла-а-бле-на…

    Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

     

    Физкультминутка для глаз

    «Глазкам нужно отдохнуть.»

    (Ребята закрывают глаза)

    «Нужно глубоко вздохнуть.»

    (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

    «Глаза по кругу побегут.»

    (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

    «Много-много раз моргнут»

    (Частое моргание глазами)

    «Глазкам стало хорошо.»

    (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

    «Увидят мои глазки все!»

    (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)

     

    "МОСТИК"

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

    (Закрывают оба глаза)

    Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

    (Продолжают стоять с закрытыми глазами)

    А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

    (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

    Нарисуем букву «О», получается легко

    (Глазами рисуют букву «О»)

    Вверх поднимем, глянем вниз

    (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

    Вправо, влево повернем

    (Глазами двигают вправо-влево)

    Заниматься вновь начнем.

    (Глазами смотрят вверх-вниз)

     

    "СТРЕКОЗА"

    Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

    (Пальцами делают очки.)

    Влево- вправо, назад- вперед-

    (Глазами смотрят вправо- влево.)

    Ну, совсем как вертолет.

    (Круговые движения глаз)

    Мы летаем высоко.

    (Смотрят вверх.)

    Мы летаем низко.

    (Смотрят вниз.)

    Мы летаем далеко.

    (Смотрят вперед.)

    Мы летаем близко.

    (Смотрят вниз.)

     

    "ВЕТЕР"

    Ветер дует нам в лицо.

    (Часто моргают веками.)

    Закачалось деревцо.

    (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

    Ветер тише, тише, тише…

    (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

    Деревца все выше, выше!

    (Встают и глаза поднимают вверх.)

     

    "БЕЛКА"

    Белка дятла поджидала,

    (Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

    Гостя вкусно угощала.

    Ну-ка дятел посмотри!

    (Смотрят вверх-вниз.)

    Вот орехи — раз, два, три.

    Пообедал дятел с белкой

    (Моргают глазками.)

    И пошел играть в горелки.

    (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

     

    "ТЕРЕМОК"

    Терем- терем- теремок!

    (Движение глазами вправо- влево.)

    Он не низок, не высок,

    (Движение глазами вверх- вниз.)

    Наверху петух сидит,

    Кукареку он кричит.

    (Моргают глазами.)

     

    "ЗАЯЦ"

    Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

    (Смотрят вверх.)

    Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

    (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

    Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

    (Моргают глазками.)

    Глазки закрывает.

    (Глазки закрывают.)

    Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

    (Прыгаем, как зайчики ).

     

    "ДОЖДИК"

    Дождик, дождик, пуще лей.

    (Смотрят вверх.)

    Капель, капель не жалей.

    (Смотрят вниз.)

    Только нас не замочи.

    (Делают круговые движения глазами.)

    Зря в окошко не стучи.

     

    "КОШКА"

    Вот окошко распахнулось,

    (Разводят руки в стороны.)

    Кошка вышла на карниз.

    (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

    Посмотрела кошка вверх.

    (Смотрят вверх.)

    Посмотрела кошка вниз.

    (Смотрят вниз.)

    Вот налево повернулась.

    (Смотрят влево.)

    Проводила взглядом мух.

    (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

    Потянулась, улыбнулась

    И уселась на карниз.

    (Дети приседают.)

    Глаза вправо отвела,

    Посмотрела на кота.

    (Смотрят прямо.)

    И закрыла их в мурчаньи.

    (Закрывают глаза руками.)

     

    "КОТ"

    Кот на солнышке сидит,

    Глаз закрыт, другой закрыт

    (закрыть по очереди оба глаза)

    Кот играет в «Жмурки»

    (крепко зажмуриться)

    - С кем играешь, Васенька?

    - Мяу, с солнцем красненьким!

    (открыть оба глаза)

     

    "КАЧЕЛИ"

    Есть качели на лугу:

    Вверх-вниз, вверх-вниз

    (посмотреть глазами вверх, вниз)

    Я качаться побегу

    Вверх-вниз, вверх-вниз

    (посмотреть вверх, вниз)

     

    "ЛУЧИК СОЛНЦА"

    Лучик, лучик озорной,

    Поиграй-ка ты со мной.

    (Моргают глазками.)

    Ну-ка лучик, повернись,

    На глаза мне покажись.

    (Делают круговые движения глазами.)

    Взгляд я влево отведу,

    Лучик солнца я найду.

    (Отводят взгляд влево.)

    Теперь вправо посмотрю,

    Снова лучик я найду.

    (Отводят взгляд вправо.)

     

    «Отдыхалочка»

    Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

    Наши глазки так устали

    Мы дадим им отдохнуть,

    Их закроем на чуть — чуть.

    А теперь их открываем

    И немного поморгаем.

     

    «Ночь»

    Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

    Надо нам зажмурится.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Можно глазки открывать.

    Снова до пяти считаем,

    Снова глазки закрываем.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Открываем их опять.

    (повторить 3 — 4 раза)

     

    «Прогулка в лесу»

    Мы отправились гулять. Шагают на месте

    Грибы — ягоды искать

    Как прекрасен этот лес.

    Полон разных он чудес.

    Светит солнце в вышине, смотрят вверх

    Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

    Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

    Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

    Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

    Справа сосенки — подружки. смотрят влево

    Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

    Все равно я вас найду! влево-вправо, вверх-вниз

     

    Источник: http://ds3.detkin-club.ru/editor/9/files/54c0ed367f8c87ed8d9015ed3b4d1b12.pdf