Консультации для родителей

Туякова Людмила Владимировна

Доброго времени суток, уважаемые родители! В данном разделе вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ДС №12 «Семицветик»

комбинированного вида городского округа Стрежевой

Консультация для родителей

«Почему дети портят книги»

Подготовила:

воспитатель

Туякова Л.В.

Стрежевой, 2020

Все малыши портят книги — разрисовывают их, рвут, но почему? Не из вредности, поверьте. Они хотят разобраться в том, что находится перед ними. Давайте заглянем глубже того, что находится на поверхности, и попробуем посмотреть на происходящее глазами ребенка. Ведь, грамотное воспитание ребенка имеет ключевое значение для успешного развития малыша. 

Почему ребенок рвет книги?

Одни родители, пытаясь объяснить любовь своего малыша к разрисовыванию книг, говорят: он у нас еще глупый и не понимает, что портит книжку. А другие, напротив, считают, что ребенок безобразничает, потому что дети вообще склонны к плохому поведению и их надо воспитывать. Однако на самом деле не правы в данном случае ни те, ни другие. По мнению психологов, за кажущимся разрушением книги стоит акт создания собственного произведения, что очень важно с точки зрения развития крохи. Это, конечно же, первые пробы пера, проба себя в качестве художника-иллюстратора и даже писателя. Малыш «калякает» (скажем, с большим уважением — «рисует») и смотрит — сравнивает с отпечатанным в книге, что получилось в итоге? Это взрослому кажется, что ничего не выходит, а точнее, выходит полное безобразие — порча книжек.

 

Но ребенок видит ситуацию несколько иначе. Во-первых, таким образом, он начинает осознавать, что может оставить в книжке свой след. Для него это большое открытие, обычно оно происходит в 1-2 года, развязывая руки будущему художнику или писателю. Ответом на вопрос «Что он может?» будет вся последующая творческая (рисовальная, писательская и прочая) деятельность малыша — подростка — взрослого. Взрослый сразу же жаждет результата — красивой картины, или правильного, с его точки зрения, рисунка. Но в данном случае родителям необходимо научиться терпению, потому что только уважение и трепетное отношение к процессу творчества любимого чада позволит получить хороший результат.

 

Часть и целое.

Не менее познавательный процесс для малыша — клеить разорванную книгу. Позвольте ему помочь вам в этом и помните, что вам, прежде всего, важен не результат — целая книга, а процесс познания ребенком соединения частей в целое. Необязательно склеивать всю книгу целиком — обычно на это у малыша не хватает терпения. И не расстраивайтесь, если он ее опять порвет, ведь это настоящее учебное пособие, а ваше чадо на нем учится, становясь с каждым днем все умнее!
 

Очень часто, «калякая» в книгах, дети зарисовывают или зачеркивают лица каких-то героев. Скорее всего, таким образом, они выражают свой протест. Может быть, эти сказочные персонажи им просто не нравятся, они хотят их переделать, или вовсе убрать из сказки? Следующий шаг в творчестве книжных «каляк» — это переделывание уже существующей сказки, придумывание своих собственных историй на основе книжных. И это тоже очень важный и обязательный этап творческого развития ребенка.

 

                                                               

«Можно» и «нельзя».

За кажущимся разрушением книги стоит акт создания собственного произведения, что очень важно с точки зрения развития ребенка.
 

Помните также, что в любом деле наряду с творчеством существует и необходимость в ограничениях. Объясните малышу, что не все книжки можно разрисовывать. Поверьте, вас поймет даже годовалый ребенок. Главное, правильно и доступно все объяснить. Видя, что кроха «калякает» там, где не надо, не ругайте его.  Просто скажите, что здесь рисовать не надо, так как эта книжка вам очень дорога, она красивая, и т. п. И обязательно предложите ему что-нибудь взамен (например, книжку-раскраску или пустой лист бумаги). Можно также купить несколько книжек специально для этих целей — тоненьких, в мягких обложках, недорогих. Можно даже сложить их в отдельном месте и объяснить малышу их назначение. 

          Если же какую-то книжку из тех, что вы не разрешаете разрисовывать, кроха все-таки будет пытаться разрисовать, и будет расстраиваться из-за того, что вы не позволяете ему это делать, уступите — значит, именно в ней есть что-то важное для развития его творческого начала. Впрочем, детские требования не должны быть способом манипуляции взрослыми. Если слезы и сцены повторяются часто, скорее всего, дело не в конкретной книжке, а просто малыш переживает кризис в отношениях с родителями. В данном случае будет лучше обратиться за очной консультацией к психологу.

Учебное пособие.

Не выбрасывайте разорванную книжку, положите ее в особое место, доступное малышу. Ему будет интересно изучить заново плоды своих трудов на следующий день.

Новые открытия.

Зачем малыш рвет книги? Таким образом, он познает свойства бумаги. Все дети в возрасте от 6 месяцев до 1,5 года переживают процесс увлечения разрыванием бумажной продукции. В этом возрасте им практически все равно, что изображено на ней, таким образом, они изучают лишь свойства, которыми обладает бумага. Познают на практике, как она мнется и рвется в руках — когда легко, а когда с трудом; с каким звуком, какой формы выходят оборванные части. Это важно для развития органов чувств — зрения, осязания, слуха, обоняния и даже вкуса. Не ругайтесь, если увидели, что малыш рвет что-то ценное для вас. Вместо этого предоставьте ему материал: обычную бумагу или газету, картон разной плотности или цветную бумагу, с которыми он может делать все, что угодно. Объясните крохе при этом, что вы не хотите, чтобы он рвал нужную вам вещь, и что взамен вы даете ему другое.

Ищите компромиссные варианты.

Книги надо беречь. Но и мир малышу надо учиться познавать... Ищите компромиссные варианты!

Разрывая бумагу, ребенок начинает осознавать, что может нарушить ее целостность, и это открытие очень захватывает его: вначале предмет был одним, а он, малыш, сделал из него нечто другое. Кроха узнает о своей силе изменять окружающие предметы, влиять на них. К тому же, разрывая бумагу с рисунком на ней, то есть книгу, ребенок видит, что можно нарушить целостность картинки и даже целой истории. Все эти открытия происходят обычно в возрасте 1,5 года. Таким образом, малыш тоже узнает о своей способности изменять окружающий мир. Кроме того, он развивает свой интеллект: у него формируется такая логическая способность, как анализ — умение разделять целое на части и представление о том, что это вообще возможно. На основе такого разделения создана такая игра, как пазлы, но пока еще крохе до собирания пазлов далеко, поэтому познание окружающего пространства происходит с помощью подручных средств.

 



Предварительный просмотр:

Детский сад №12 «Семицветик»

 комбинированного вида городского округа Стрежевой

Консультация а тему:

«Как правильно выбрать книги?»

Подготовила:

воспитатель

Туякова Л.В.

Стрежевой,2020г.

Дайте детям хорошие книги, и они полюбят чтение на всю жизнь!" - говорят литературные эксперты. Да, да, это мы все слышали, спасибо за совет. Но если родитель сам не эксперт, как ему с ходу, стоя у полки, угадать хорошую книгу, когда вокруг такой огромный выбор? Как не промахнуться и с первого раза купить ту самую, от которой в сердце разгорится любовь к «многобуквам?

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШУЮ ДЕТСКУЮ КНИГУ

Когда у меня спрашивают совета, какая книга подойдет ребенку,  без уточнения пола, вкуса и особенностей характера, с порога говорю: «Возьмите «Вафельное сердце», если еще не читали». Замечено, что после этой книги люди возвращаются уже с другим вопросом: «А есть что-нибудь похожее на «Вафельное сердце»?». Вооот, значит, любовь к чтению уже началась…

"Что-нибудь похожее" - это очень хороший критерий для родителя, у которого ребенок хотя бы про одну книгу может сказать, что она ему понравилась. Выясните, чем именно ему понравилась эта книга: иллюстрациями, необычным финалом, главным героем, жанром… И потом ориентируйтесь на собранные данные. Если понравились иллюстрации - ищите книги с иллюстрациями этого художника или других художников, но работающих в подобной манере. Если понравился стиль - попробуйте этого автора в другой книге. Если понравился жанр (например, приключения), уточните детали темы: приключения в будущем или прошлом, с юмором или сплошь драматические, про мальчиков или собачек… В книжных магазинах книги по жанрам и даже по темам обычно аккуратно сортируются: динозавры стоят с динозаврами и мамонтами, а кошки-детективы - с другими животными-детективами. 

Если вы отправляетесь в "живой" книжный магазин - положите к себе в сумочку любимую книгу ребенка и попросите продавца подобрать вам подобное, если сами не справитесь. Обычно, видя на что надо ориентироваться, продавцы быстрее справляются со своей задачей. Но помните - подавляющее большинство продавцов в книжном вообще не специалисты по детскому чтению. 

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШУЮ ДЕТСКУЮ КНИГУ

Второй важный совет: не берите книжки «на вырост», берите по возрасту. Как-то с советских времен повелось, что детям брали все на вырост - одежду, обувь, и... книги. Типа: «зачем брать книгу с тремя предложениями, лучше взять текст на 150 страниц, есть что почитать. Если сейчас не будет интересно, подрастет - точно прочитает». У многих бывших детей до сих пор сохраняется такая установка. Родители, милые, не надо брать книги про запас, надо, чтобы ребенок читал здесь и сейчас, чтобы интересно ему было именно сейчас, чтобы он понимал, что за книгами можно увлекательно и весело провести время не когда-нибудь потом, а прямо сейчас, плюхнувшись на пол. Если затрудняетесь с определением возраста книжки, загляните в выходные данные - издательства обычно ставят маркировку плюс-минус попадая в возрастной круг интересов. 

Очень важный критерий - насколько книгу приятно держать в руках. Качественная, приятная на ощупь бумага, обложка, удобный формат, большое количество иллюстраций… Для маленьких детей в книге важно наличие всевозможных деталей, которые развивают сенсомоторику (а нейробиологи уже со счета сбились, сколько раз говорили, что развитие сенсомоторики прямым образом влияет на развитие мозга детей) - кармашки, клапаны, вырубки, рельефные поверхности. 

Про иллюстрации многие родители думают, что они не имеют ценности по сравнению с текстом. Многие родители именно поэтому не любят книжки-картинки, мол, чего ими делать, картинки только разглядывать, там текста с гулькин нос! Да, дорогие родители, именно картинки разглядывать. Воспитывать эстетические чувства, хороший вкус, развивать воображение, разговаривать по картинкам. Вы даже не представляете, какое многообразие сюжетов можно придумать с одной только тоненькой книжкой-картинкой! Есть книги, в которых вообще нет слов, только рисунки, например, серия «Городок» Сузанны Ротраут. Но на каждом развороте со всеми персонажами что-то случается, они куда-то идут, что-то делают, рассуждайте об этом с ребенком - зачем, почему, как их зовут, какое у них настроение, а мы так делаем, а у нас в городе это есть, а что случится дальше, а где спряталась кошка… С детьми постарше можно так же тренировать навыки разговорной речи на иностранном языке. 

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШУЮ ДЕТСКУЮ КНИГУ

Прежде чем выбрать ребенку ту самую книгу, неплохо бы знать, чем именно живет ребенок сейчас. Только так вы сможете гарантированно попасть в его интересы. Например, вот именно сейчас дочка говорит только о единорогах. Значит, и книжку надо выбрать про единорогов, с красивыми иллюстрациями. Тогда она точно будет разглядывать эту книгу и точно прочитает. А вот поучительную историю про мальчишек на колхозном огороде она вряд ли оценит. 

Точно такой же подход и с подростками - идем за их актуальными интересами. Дочка влюбилась? Значит, ищем книгу про первую любовь. Сын переживает из-за неудач в спорте? Значит, ищем книги про подростков, у которых похожие проблемы. 

Сейчас в современной литературе для детей школьного возраста есть книги, отвечающие любым запросам, способные понять любую проблему, любой вздох подростка. Но встает проблема с родителями, потому что некоторые взрослые словно умышленно не замечают таких книг. Многие откровенно считают ее плохой, особенно если это переводная литература, особенно если европейская, особенно, если - о боже! - скандинавская. И продолжают упорно давать детям книги с персонажами, которые совсем не похожи на современных детей, потому что это книги из прошлого, из детства самих родителей… Неудивительно, что ребенок после знакомства с замечательными Тимурами и другими пионерами считает книги скучными - ведь они хоть и транслируют замечательные ценности, но какие-то совсем не из этого мира. Юный читатель хочет узнавать себя, своих друзей, свой мир в книгах, которые он читает, слышать мысли героев, попавших в похожую ситуацию, как у него… Не бойтесь современных книг на трудные темы, они помогают лучше понимать мир и себя, помогают взрослеть без травм и трагедий. 

Вот чего действительно стоит бояться - так это плохого языка. Некоторые издатели в погоне за быстрыми деньгами издают такую откровенную халтуру, что вам даже не обязательно быть филологом, чтобы понять это. Откройте книгу на любой странице и начните читать текст. Взбесились от примитивизма на первых трех предложениях? Уже сигнал. А если видите ошибки за ошибками (да, нынче пробегают книги и с ошибками, это кошмар, согласна с вами!), вам определенно с этой книгой не по пути. 

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШУЮ ДЕТСКУЮ КНИГУ

Вообще, есть такой проверенный набор издательств, которые выпускают качественную литературу для детей - с хорошими текстами, иллюстрациями, исполнением. К их книгам советую присматриваться в первую очередь. Запомните несколько из них, когда пойдете в книжный, это уже будет гарантией, что книга, которую вы купите, как минимум заинтересует ребенка:
Самокат
Белая ворона 
Карьера-Пресс 
КомпасГид 
Манн, Иванов и Фербер 
Редкая птица 
Поляндрия 
Розовый жираф 
Мелик-Пашаев 
Пешком в историю 
Речь 
Нигма 

Это лишь ориентировочный список. Есть еще много других издательств, детские книги которых могут стать жемчужинами именно вашей библиотеки. 

Читайте хорошие книжки, читайте с удовольствием!