Программа повышения ИКТ-компетентности педагогов

Туякова Людмила Владимировна

Данный раздель создан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик»  комбинированного вида  городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73

🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

 

 




ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ


https://frankfurt.apollo.olxcdn.com/v1/files/730akxej45jg-KZ/image;s=1000x700

Разработала:

  воспитатель

Туякова Л.В.


Стрежевой, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты

4. Перспективный план работы с педагогами

5. Содержание деятельности

6. Формы и методы контроля

7. Список используемой литературы

8. Приложение

Пояснительная записка

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.  

     Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

     Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.          Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. 

    Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.

Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения Калаша И. «Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании», Солоневичевой М.Н. «Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях», Качегарова Л.В. «Научно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений»

Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.

Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующийся, общественный, экологический тип мышления).

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.

Цель и задачи программы

Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Задачами программы:

1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.

2. Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.

3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие   результаты:

- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

- овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;

- овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации.

- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

- участие в формировании сетевых педагогических сообществ и создание собственных сайтов.

Перспективный план работы с педагогами

по повышению ИКТ-компетентности.

Месяц

Тема

Приоритетное направление

Способ подачи информации

Сентябрь

 

«Основы работы

на профессиональном компьютере»

Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном персональном компьютере.

Методичка

Практическое занятие по теме:

«Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

Овладение приемами создания Word- документа.

Видео урок

Практическое занятие по теме:

«Работа в электронной таблице»

Овладение приемами создания электронных таблиц и вариантами её использования.

Видео урок

Индивидуальные консультации по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

Закрепление знаний по созданию электронных таблиц и вариантами её использования.

Индивидуальные консультации

  «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

(теоретическая часть)

Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Консультация

Октябрь

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

(практическая часть)

Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point

Видео урок

Консультация на тему:

«Что такое браузер»

Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет.

Консультация

Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google».

Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания.

Видео урок

Ноябрь

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в  PowerPoint»

(теоретическая часть)

Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе PowerPoint и возможности его использования в работе с детьми и родителями.

Методичка

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в  PowerPoint»

(практическая часть)

 Учимся создавать клипы в программе PowerPoint.

Видео урок

Консультация на тему:

«Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками»

Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми

Консультация

Декабрь

Мастер – класс для воспитателей по использованию ИКТ во время НОД с детьми

Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д.

Открытый показ

 Апрель

Открытые занятия с применением ИКТ и интерактивных технологий для педагогов ДОУ

Метод контроля ЗУН педагогов в области ИКТ.  

Посещение занятий

Март-апрель

Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ

Определить степень использования ИКТ

Анкетирование

Май

  «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год»

Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год.

Содержание деятельности

На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:

  • анкетирование педагогов
  • занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point,   с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint»,   «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений».
  • практическая работа в сети Интернет
  • индивидуальные и групповые консультации по вопросам;

 

 

Перспективный план работы с педагогами

 по  ведению персональных сайтов.

Месяц

Тема

Способ подачи информации

Сентябрь

Создание и ведение персональных сайтов

Методические рекомендации

Создание навигации на сайте.

Видео урок

Октябрь

Заполняемость сайта методическими рекомендациями, консультациями, конспектами.

Видео урок

Индивидуальные консультации

Консультации в индивидуальном порядке

Ежемесячный контроль пополнения сайтов в рамках дорожной карты.

Карта контроля

Ноябрь

Создание фотоальбомов. Как правильно заполнять фотоальбомы на персональном сайте.

Видео урок

Ежемесячный контроль пополнения сайтов в рамках дорожной карты.

Карта контроля

Декабрь

Обновление главной страницы. Пишем новости и объявления.

Видео урок

Индивидуальные консультации.

Консультации в индивидуальном порядке

Ежемесячный контроль пополнения сайтов в рамках дорожной карты.

Карта контроля

Январь

 Транслируем опыт работ. Публикуем свои работы на портале.

Консультации в индивидуальном порядке

 

Ежемесячный контроль пополнения сайтов в рамках дорожной карты.

Карта контроля

Февраль

Прикрепляем ссылки.

Видео урок

Март

Контрольный срез по сайтам педагогов. Планирование на следующий год.

Обобщающий итог по сайтам

Апрель

Индивидуальные консультации по необходимости.

Консультации в индивидуальном порядке

Ежемесячный контроль пополнения сайтов в рамках дорожной карты.

Карта контроля

Май

Индивидуальные консультации по необходимости.

Консультации в индивидуальном порядке.

Ежемесячный контроль пополнения сайтов в рамках дорожной карты.

Карта контроля

Список используемой литературы

1. Калаш И. «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», 

Аналитический обзор, М., ЮНЕСКО, 2013

2. М.Н. Солоневичева «Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие /– СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008.

4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.

5. Пучкова Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

7. Кочегаров Л.В. Научно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений. Москва 2011г.

8. Белая К.Ю «Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие» М., 2005

9. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.;

10. Л.З. Шауцукова. Информатика. Изд. Просвещение. 2004 г.

11. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11кл., Москва, БИНОМ Лаборатория знаний 2003г.- стр. 431-439

12.Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», М.: Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

13.О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы». Ростов-на-Дону: Феникс. 2010 г.

14.Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002



Приложение 1


Анкетирование педагогов

1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

6. Вывод на печать текстовых документов

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel)

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

11. Основные представления о сети Интернет

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

12. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

14. Основы поиска информации в Интернет

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать

15. Понятие портал, сайт, визитка

 Конечно, знаю и могу научить (показать)

 Сяду за компьютер - вспомню

 Представляю в общих чертах

 Ничего не могу сказать


Результаты:

Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла

Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла

Представляю в общих чертах – 1 балл

Ничего не могу сказать – 0 баллов


0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);

15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);

30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).



Предварительный просмотр:

https://www.chaynikam.info/png/baseanons.png

Основы работы с компьютером.
Базовые навыки

 

Информация, изложенная в этой статье, предназначена для начинающих пользователей компьютера с минимальным уровнем подготовки и является обобщением нескольких других статтей нашего сайта. Это своего рода основа, без которой самостоятельно и быстро освоить компьютер будет достаточно сложно.

Из статьи читатель узнает, как на компьютере осуществлять основные операции с файлами и папками (создавать, переименовывать, копировать, переносить, удалять), научится работать с окнами Windows, овладеет навыками навигации в Windows, освоит умение использования компьютерной мышки.

Начинающим пользователям, читающим эту статью, желательно иметь возможность сразу же на практике опробовать примеры, изложенные в ней. Cтатью лучше скачать и распечатать (ссылка на файл чуть ниже), поскольку все открытые на компьютере приложения придется закрыть, в том числе и это окно. Подойдет также вариант с параллельным использованием второго компьютера или ноутбука.

Введение

Компьютер - это электронная вычислительная машина, созданная человеком для удовлетворения определенных своих потребностей. Основные задачи современного компьютера - хранение и обработка информации, предоставление пользователю разнообразных данных в удобной для него форме, формирование на основе имеющихся данных новой информации и т.д. При этом, имеется в виду информация в любой форме. На компьютере можно хранить, обрабатывать и воспроизводить текстовую, графическую (изображения, видео), звуковую и другую информацию.

Компьютер - это не просто инструмент, а сложное электронное устройство. По своей сути это робот, который действует согласно тому или иному алгоритму (последовательности действий), специально разработанному для него человеком. Такой алгоритм действий компьютера называется программой.

Человек, активируя необходимый ему алгоритм работы компьютера (программу), заставляет его в определенной последовательности выполнять определенную работу.

Из этого следует, что для успешного использования компьютера пользователь должен взаимодействовать с ним. То есть, между человеком и вычислительной машиной должно происходить своеобразное общение. Пользователь определенным образом должен давать компьютеру команды, направленные на активацию нужных алгоритмов, контролировать их выполнение и получать желаемый результат в удобной для себя форме.

Операционная система

Сразу после создания первых компьютеров процесс взаимодействия с ними был очень сложным. Далеко не каждый человек мог пользоваться компьютером. Почти для каждого конкретного случая его использования приходилось каждый раз создавать алгоритм необходимых действий. При этом, алгоритм надо было еще и формировать в четком и понятном компьютеру виде. Малейшие ошибки или отклонения от установленных норм приводили к неправильной его работе.

Постепенно компьютерная техника и программы для нее развивались. На определенном этапе этого развития возникли своеобразные суперпрограммы, основным назначением которых было максимальное упрощение взаимодействия человека и компьютера. Безошибочно интерпретируя простые действия человека в понятные компьютеру команды, они давали возможность пользователю в очень простой и наглядной форме буквально пальцем указывать компьютеру что ему необходимо делать.

Сегодня такие суперпрограммы называются операционными системами (сокращенно - ОС) и именно благодаря им компьютерная техника получила такое широкое распространение.  

В настоящее время очень удобной и распространенной операционной системой (однако, не единственной) является Windows. Она создана и поддерживается американской компанией Microsoft.

Windows в современном виде возникла не сразу и в своем развитии прошла ряд этапов. Последней на момент подготовки этой статьи версией операционной системы Windows была Windows 8. Распространенными остаются также некоторые предыдущие версии - Windows XP, Windows Vista, Windows 7. Разница между различными версиями Windows, конечно, довольно существенная. Однако, базовые принципы работы и порядок использования компьютеров с такой операционной системой являются одинаковыми независимо от версий.

Операционная система Windows не требует отдельного запуска. Она запускается автоматически вместе с компьютером. Именно завершения ее запуска мы некоторое время ожидаем с момента непосредственного включения компьютера и до появления на мониторе рабочего стола Windows. После этого все наши манипуляции с компьютером (с использованием мышки, клавиатуры или других устройств) воспринимаются не непосредственно компьютером, а операционной системой, которой они интерпретируются в понятные компьютеру команды, благодаря чему мы можем с легкостью управлять им.

Основой работы операционной системы Windows является наглядное графическое отображение всего, что хранится и происходит на компьютере, в форме специальных окон. Отсюда происходит и название операционной системы (в переводе с английского Windows означает «Окна»).

Хранение информации на компьютере

Информация на компьютере находится на его запоминающем устройстве. Данные на таком устройстве компьютер может хранить, изменять и удалять. В случае выключения компьютера (в том числе и полного обесточивания) все сохраненные данные останутся неповрежденными, и с ними в дальнейшем можно будет продолжить работу в любой момент.

Следующие несколько абзацев начинающим пользователям могут показаться сложными для восприятия. При необходимости, перечитайте их несколько раз, поскольку правильное понимание изложенного является достаточно важным моментом. Лучше понять содержание этих абзацев поможет схема, которая размещена под ними.

Итак, вся информация на компьютере под управлением операционной системы Windows хранится в форме совокупности файлов. Файл - это логически отделенная и в определенной мере самодостаточная частичка информации. Например, отдельным файлом может быть текстовый документ, фотография, видеозапись и др. Файл можно создать, изменить (внести в его содержание определенные изменения), удалить (уничтожить), скопировать на другие устройства, присвоить ему любое имя и впоследствии изменить его т.д. При этом, другие файлы, которые находятся на этом же компьютере, никаких изменений не претерпевают.

Каждый файл имеет определенный размер, который измеряется в специальных единицах, называющихся байтами (сокращенно обозначается латинской буквой b). При этом, 1024 байт составляют 1 килобайт (kb). В свою очередь 1024 килобайт составляют 1 мегабайт (mb), 1024 мегабайт - 1 гигабайт (gb), 1024 гигабайт - 1 терабайт (tb) и т.д. Размер файла в отличии от его названия, не может произвольно изменяться пользователем и автоматически определяется компьютером исключительно по объему информации, которая в нем содержится.

Например, пользователь может создать и сохранить на компьютере текстовый файл, назвав его как угодно. Размер этого файла будет зависеть от того, сколько текстовой информации будет в него помещено. Пользователь может влиять на размер файла, но исключительно путем изменения его содержания. Изменение содержания файла не повлечет за собой изменение его названия и наоборот.

Суммарный размер всех файлов, которые одновременно могут храниться на компьютере, не безграничен. Он ограничивается размером запоминающего устройства компьютера, который также измеряется в байтах.

Все файлы на компьютере располагаются не хаотично, а в строго структурированном и систематизированном виде. Для упорядочения файлов запоминающее устройство компьютера обычно разделяется на логические разделы. Их количество и размер могут быть разными на разных компьютерах. Логическим разделам присваиваются названия в виде букв латинского алфавита (C, D, E и т.д.). Размер логического раздела всегда одинаковый и не меняется в зависимости от его содержимого.

Windows в каждом логическом разделе помимо хранения файлов позволяет создавать более мелкие подразделы, которые называются папками. Каждая из таких папок может содержать в себе как файлы, так и другие папки. Количество папок на компьютере не ограничивается. Размер каждой папки автоматически определяется совокупным размером файлов, которые в ней находятся. Папкам пользователь может присваивать любые названия и впоследствии изменять их (названия). Папки вместе со всем их содержимым (файлами и другими папками) можно копировать в другие логические разделы или на другие носители, удалять.

Благодаря описанной выше системе хранения информации пользователь может создать на компьютере четкую, многоуровневую и удобную для себя структуру, в которой он всегда сможет быстро отыскать все необходимое.

Например, компьютер может иметь несколько логических разделов. В любом из них пользователь может создать папки с названиями «Документы», «Фото», «Видео», «Музыка» и др. В каждой из этих папок можно создавать другие папки. Например, в папке «Видео» - папки «Мультфильмы», «Боевики», «Комедии» и т.д. В каждой такой папке можно хранить соответствующие файлы или создавать дополнительные подпапки. Согласитесь, это очень удобно.

Для лучшего понимания изложенного выше см. схему-образец возможной системы хранения информации на компьютере:

Основы работы с компьютером

На мониторе визуально каждый файл Windows отображает в форме отдельного значка. Вид значка файлов различных типов отличается и может быть любого цвета и в виде любого изображения.

Все папки отображаются как правило одинаково, в виде небольших папок желтого цвета (См.рисунок).

Основы работы с компьютером

Со всеми папками и файлами, которые находятся в логических разделах компьютера, операционная система Windows позволяет проводить разнообразные действия:

- просматривать содержание файлов и папок;

- создавать новые файлы и папки;

- присваивать им любые названия и произвольно изменять их;

- редактировать содержание файлов;

- копировать или переносить файлы и папки с одного логического раздела или папки в другой логический раздел или папку компьютера, или же на (с) съемные запоминающие устройства. Это позволяет переносить информацию с одного компьютера на другой;

- удалять файлы и папки.

Для того, чтобы проводить перечисленные выше операции, человек должен взаимодействовать с компьютером. Основными устройствами, обеспечивающими такое взаимодействие, являются:

- монитор компьютера - устройство, на котором компьютер в наглядной и удобной пользователю форме отражает определенную информацию, а также процесс и результаты работы;

- манипулятор «мышь» (или просто компьютерная мышка) - манипулятор, благодаря которому пользователь имеет возможность простыми движениями и в наглядной форме выполнять базовые операции на компьютере, контролируя свои действия на мониторе;

- компьютерная клавиатура - многокнопочное устройство, позволяющее пользователю вводить в компьютер текстово-цифровую информацию и выполнять операции с файлами (также контролируя свои действия на мониторе).

Без наличия хотя бы одного из указанных устройств полноценно использовать современный компьютер с операционной системой Windows очень неудобно.

Основные операций с окнами, файлами и папками

Если у вас в настоящее время в пользовании есть компьютер с ОС Windows, предлагаю на практике рассмотреть основные структурные элементы этой операционной системы и порядок проведения базовых операций с файлами при помощи манипулятора «Мышь».

Итак, сразу после запуска компьютера пользователь видит Рабочий стол Windows (см. изображение ниже). Это основное окно операционной системы. На разных компьютерах оно может иметь любой графический фон (фотография или просто цветная подложка). На нем может находиться произвольное количество значков файлов с любыми названиями.

Основы работы с компьютером

Упомянутая графическая подложка называется обоями рабочего стола. Ее можно сменить на любую другую. Но об этом чуть позже. Сначала необходимо разобраться с порядком использования манипулятора «Мышь».

В центре рабочего стола после запуска компьютера находится указатель манипулятора «Мышь», который имеет форму стрелочки (см. фото ниже). Если мышку двигать по поверхности, на которой она лежит, указатель будет аналогичным образом двигаться по поверхности монитора. Указатель мышки - это своеобразный «палец пользователя», которым он может указывать компьютеру, что и где надо сделать.Основы работы с компьютером

Важным навыком, которым пользователю необходимо овладеть на первых порах, является умение точного перемещения и наведения указателя мышки на объекты, которые отображаются на мониторе. У начинающих пользователей с этим могут возникать определенные проблемы, однако, любой человек способен быстро приспособиться к таким манипуляциям. Необходимо лишь немного попрактиковаться.

Наведением курсора на определенный объект человек дает компьютеру понять, что именно с этим объектом он намерен произвести определенные действия. Компьютер при наведении курсора на какой-то значок, как правило, показывает пользователю небольшую подсказку о том, что это за объект.

Например, если навести курсор мышки на значок Корзины, который находится на рабочем столе, вскоре возле него появится текстовое сообщение о том, что корзина - это то место, которое используется для временного хранения удаленных файлов и папок (подробнее о Корзину речь пойдет в другой статье).

Какие действия необходимо совершить с объектом, на который наведен указатель мыши, пользователь указывает при помощи кнопок мыши. Нажатие кнопки мыши называется кликом.

Левая кнопка мыши является основной и наиболее используемой. Если навести указатель мыши на файл или папку и дважды кликнуть левой кнопкой мыши - этот файл или папка откроется (то есть, откроется окно, в котором отображается содержимое файла или папки). Такой двойной клик (на английском - дабл клик) необходимо осуществлять с минимальным промежутком времени между нажатием кнопки (меньше секунды). Как и с перемещением указателя, навык четкого двойного клика у начинающих пользователей появляется довольно быстро и нуждается лишь в непродолжительной практике.

Попробуйте с помощью двойного клика открыть Корзину, значок которого находится на рабочем столе.

Если все сделано правильно, через непродолжительное время после двойного щелчка на значке Корзины, откроется окно с названием «Корзина». Оно может быть пустым или содержать определенные файлы и папки (см. изображение). Аналогичным образом в Windows можно открыть любой файл или папку.

Основы работы с компьютером

Обратите внимание, что окно Корзины, как и любое другое окно Windows, в правом верхнем углу содержит небольшие кнопки. Это кнопки основных операций с окном (см. изображение). Как правило, таких кнопок в окне не больше трех и они могут иметь следующий вид:Основы работы с компьютером

- с горизонтальной черточкой снизу - свернуть окно;

- с горизонтальной черточкой сверху - развернуть окно на весь экран;

- с двумя квадратиками - вернуть окно из полноэкранного режима в обычный;

- с двумя перекрещенными черточками - закрыть окно.

Нажимать на эти кнопки можно с помощью мышки. Достаточно навести на нужную кнопку указатель и один раз нажать левую кнопку мыши.

Нажатие на кнопку свертывания окна приведет к его визуальному исчезновению. Однако, на самом деле окно не исчезнет. Оно свернется в продолговатую кнопку, которая отображается на Панели задач - специально отведенной для этого зоне, которая чаще всего находится в нижней части экрана (см. изображение ниже). Чтобы снова его развернуть, достаточно один раз кликнуть по этой кнопке левой кнопкой мыши.

Основы работы с компьютером

Нажатие кнопки "развернуть окно на весь экран" приведет к увеличению его размеров до максимально возможных.

Кнопка с двумя квадратиками имеет обратный эффект и возвращает расширенному окну его обычное состояние.

И наконец, нажатие кнопки с двумя перекрещенными черточками приводит к закрытию окна.

Попробуйте закрыть открытое окно «Корзины», открыть его снова, свернуть, развернуть - короче говоря, потренируйтесь.

Теперь давайте разберемся с правой кнопкой мыши. Наведите указатель на значок Корзины и один раз нажмите правую кнопку мыши.
Основы работы с компьютером

Возле значка появится список действий, которые можно произвести с объектом (см. изображение). Чтобы выбрать определенный пункт из списка, необходимо навести на него указатель и один раз кликнуть левой кнопкой мыши. Для примера, выберите пункт «Открыть». Это приведет к открытию окна «Корзина», то есть, будет иметь такой же эффект, как и даблклик левой кнопкой, о котором говорилось выше.

Указанный список возможных операций, который открывается щелчком правой кнопки мыши на объекте, называется контекстным меню. В Windows контекстное меню есть у каждого файла или папки. Перечень возможных операций в этом меню для каждого типа файлов будет разным.

Поскольку вы уже владеете навыками осуществления основных операций с окнами Windows, предлагаю для их закрепления и составления более полного представления о структуре файловой системы компьютера разобраться с основами навигации в Windows.

Для начала следует вспомнить часть этой статьи, где говорилось о том, что все файлы и папки на компьютере упорядочены согласно строгой иерархии. Запоминающее устройство компьютера разделено на один или несколько логических разделов. В каждом разделе могут содержаться файлы и папки, в каждой папке - другие папки и файлы и т.д.

Окном, в котором отображается верхняя ступень этой файловой иерархии, является окно с названием «Мой компьютер» или «Компьютер» (в зависимости от версии Windows).

Значок этого основного окна может находиться на Рабочем столе. Как и любое окно в Windows, его можно открыть двойным щелчком левой кнопки мыши по значку.

Если же на рабочем столе значок «Мой компьютер» или «Компьютер» отсутствует, ищите его в меню «Пуск». Для этого, щелкните левой кнопкой мыши на кнопку, которая находится в левом нижнем углу экрана (см. изображение). Откроется меню, в котором надо найти кнопку с соответствующим названием («Мой компьютер» или «Компьютер») и нажать на нее левой кнопкой мыши.

Основы работы с компьютером

Если все сделано правильно, откроется окно с соответствующим названием (см. изображение ниже). Если это окно открыто не на весь экран, для удобства переведите его в полноэкранный режим с помощью соответствующей кнопки в его правом верхнем углу (речь шла выше).

Основы работы с компьютером

В окне «Мой компьютер» в систематизированном виде отображаются значки всех запоминающих устройств, подключенных к компьютеру. В пункте «Жесткие диски» выводятся значки логических разделов, на которые разделено постоянное запоминающее устройство компьютера. Двойным кликом левой кнопки мыши по значку раздела перейдите в любой из них. Если в открытом разделе есть папки, можно открыть любую (перейти еще на ступень ниже). Чтобы подняться на ступень выше (вернуться обратно), достаточно левой кнопкой мыши один раз нажать на кнопку со стрелкой влево, которая находится в левом верхнем углу окна (см. изображение).Основы работы с компьютером

Таким образом, начав с верхней ступени файловой иерархии компьютера (окна «Мой компьютер»), пользователь может спуститься на любой уровень и просмотреть любые папки или файлы, находящиеся на компьютере.

Обратите внимание, что во время навигации по файловой системе компьютера в каждом окне в специальной строке, которая находится в верхней его части, отображается информация о положении в этой файловой системе раздела или папки, которая в настоящее время просматривается. Эта строка называется адресной. Для примера, см. изображение. На нем изображено окно, из адресной строки которого видно, что просматриваемая папка «Пример» находится в папке «111», которая в свою очередь находится в логическом разделе «C» компьютера.

Основы работы с компьютером

С целью правильного понимания изложенного и формирования практических навыков навигации в файловой системе Windows, рекомендую самостоятельно попрактиковаться в открытии различных папок, находящихся на вашем компьютере. Если что-то пойдет не так - просто закройте все открытые окна и начните сначала.

Теперь предлагаю потренироваться в создании файлов, папок, их переименовании и осуществлении других базовых операций с ними.

Возвращаемся на рабочий стол Windows (закрываем все открытые окна).

Рабочий стол Windows по своей сути - тоже окно Windows, которое, однако, невозможно свернуть или закрыть. Оно всегда находится в открытом и развернутом на весь экран состоянии, а все другие окна открываются поверх него. Достаточно свернуть или закрыть все открытые окна и рабочий стол станет полностью доступным для использования. Операции с файлами, которые описаны ниже и будут проводиться нами в качестве примера на рабочем столе, таким же образом могут быть осуществлены и в любом другом окне Windows, кроме окна «Мой компьютер» («Компьютер»).

1. Создание файлов и папок
Основы работы с компьютером

Чтобы создать папку или файл при помощи мышки, достаточно в окне, в котором нужно создать папку (в нашем случае Рабочий стол), кликнуть правой кнопкой мыши по пустому пространству. Откроется контекстное меню. Если подвести курсор мыши к пункту «Создать», рядом появится еще несколько пунктов, среди которых следует выбрать необходимый вариант. Если надо создать папку - наводим курсор на пункт «Папку» и жмем левую кнопку мыши, если текстовый документ - выбираем пункт «Документ Microsoft OfficeWord» и т.д. (см. изображение).

Перечень возможных вариантов в указанном контекстном меню может существенно отличаться на разных компьютерах. Однако, создание базовых типов файлов и папок указанным выше способом доступно на любом ПК.

В качестве примера создайте на Рабочем столе папку и текстовый документ.

2. Переименование файлов и папок.

Чтобы изменить имя существующей папки или файла, необходимо кликнуть по нему правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт «Переименовать». После этого активируется возможность изменения названия, и это можно будет сделать, просто введя необходимые символы с помощью клавиатуры. После окончания ввода надо нажать клавишу Enter (на клавиатуре).

3. Удаление файлов и папок

Чтобы удалить папку или файл, в его контекстном меню достаточно выбрать пункт «Удалить» и подтвердить операцию, нажав в открывшемся окне соответствующую кнопку.

4. Копирование и перемещение файлов и папок

Процесс копирования и перемещения файлов и папок в операционной системе Windows происходит в 2 этапа:

- помещения файла или папки в буфер обмена;

- вставка файла или папки, которая находится в буфере обмена, в определенное пользователем место.

Буфер обмена Windows - это специальная часть памяти компьютера, которая используется для временного помещения в нее копируемых данных.

Итак, для того, чтобы скопировать файл или папку в буфер обмена, необходимо в ее контекстном меню выбрать пункт «Копировать».

После этого необходимо перейти в папку, в которую нужно скопировать файл или папку, кликнуть правой кнопкой мыши по пустому пространству и в контекстном меню выбрать пункт «вставить».

Учтите, что информация (файл или папка), помещена в буфер обмена Windows, хранится там до выключения компьютера или же до копирования в буфер новой информации. Для примера, попробуйте скопировать созданный нами текстовый файл в созданную папку. Проведите несколько экспериментов по созданию, копированию, переименованию и удалению файлов и папок.

Овладев базовыми знаниями и навыками работы с компьютером, можно переходить к изучению порядка просмотра папок и файлов. Но об этом уже в следующей статье.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик»  комбинированного вида  городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73

🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

   

Мультимедийная презентация в образовательном процессе.



https://pharmvestnik.ru/apps/fv/assets/files/content/news/672/67260/front.jpg

 

Разработала:

Туякова Л.В.

Стрежевой, 2020г.

Мультимедийная презентация в НОД.
№1.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.    Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

№2

   Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

№3

Целью работы при использовании ИКТ в НОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. 

№4

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения; 

№5

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

№6

Непосредственно образовательная деятельность с детьми в детском саду должна быть эмоционально – яркой, с привлечением большого иллюстративного и наглядного материала, использованием звуковых и видео эффектов. Способов обучения много, однако, один из самых эффективных – мультимидейные презентации для дошкольников, ведь с их помощью можно открыть для ребенка дверь в новый, неизведанный для него мир.

Мультимедийные презентации, включающие в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом в состоянии удерживать внимание самых непоседливых дошкольников. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения, т.е. качества информации.  

При создании презентаций педагогам следует не только доходчиво, но и занимательно строить эпизоды, придавать неожиданность монтажу, композиции и подборке материала, добиваясь наибольшей выразительности крупных планов, подборке действующих персонажей. Все это вместе взятое воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание у ребенка, способствует непроизвольному запоминанию материала в процессе НОД.

Эффективное применение мультимедийных презентаций в ходе НОД  влияет на повышение качества воспитания и обучения детей, поэтому рационально использовать презентации при работе с детьми.

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных компонентов. Еще К,Д, Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». А использование анимации и сюрпризных моментов делает учебно – воспитательный процесс интересным и выразительным для детей.

№7

Применяя в  практике готовые презентации   в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», «Безопасность», «Физическая культура», что позволяет :

• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.

• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.

• развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

№8

В  копилке собрано большое количество презентаций, например:

Игровая математика

Путешествие по сказкам (мнемотаблицы)

Развивающие игры и упражнения для детей

Домашние животные

Насекомые (Муравьи, кузнечик, бабочки)

Времена года

Веселая зарядка

И много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.

№9

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А,  кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

№ 10

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

• Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

• Для проведения фронтальных занятий  использовать мультимедийный проектор,(тем не менее, если подходящих устройств нет, можно найти альтернативу: маленькой группе можно показать презентацию на ноутбуке) расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

Сделать хороший наглядный материал достаточно сложно, ведь для этого придется приложить немало усилий, чтобы подобрать картинки, наложить музыку и учесть другие нюансы. Создавая презентацию, нужно вложить в нее все свое творчество, талант, теплоту души.

Но и  какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик»  комбинированного вида  городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73

🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

Что такое браузер, и для чего он предназначен?

https://skol.site/wp-content/uploads/2019/11/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%8B-1489x1536.jpg

Стрежевой,2020г.

Что такое браузер, и для чего он предназначен?

Браузер – программное обеспечение, позволяющее запрашивать и отображать содержание web-сайтов, управлять виртуальными приложениями, загружать файлы с компьютера, а также выполнять множество других задач. Функционал веб-обозревателей непрерывно растет, чему способствует здоровая конкуренция между разработчиками и активное внедрение информационных систем и технологий в различные сферы деятельности. Распространяются браузеры в большинстве своем бесплатно, однако некоторые из них на регулярной основе предлагают пользователю сделать добровольное пожертвование для своего развития.

Google Chrome

Сегодня «Хром» ежедневно использует свыше 300 млн. пользователей, что автоматически делает его самым популярным браузером в мире. Выпускаемый на основе Chromium и Blink, он подходит как рядовому, так и продвинутому пользователю ПК. К числу сильных сторон браузера относятся:

  • Безопасность, которая выражается в наличии черного списка фишинг-сайтов и ресурсов, содержащих вредоносное ПО, персональном диспетчере задач и т.п.
  • Скорость. Благодаря упреждающему чтению DNS и производительному движку V8, отвечающему за обработку JavaScript, «Хром» обладает одними из лучших показателей по скорости загрузки страниц.
  • Стабильность. Работа Chrome строится на принципах многопроцессорности, благодаря чему проблема в работе одной вкладки никак не отражается на функционировании остальных.

Из минусов проекта пользователи выделяют большое число вариантов сбора информации о веб-серфинге клиента и искусственно ограниченный выбор параметров при установке. Также не устраивает их тот факт, что текущая версия браузера может быть установлена на мобильное устройство лишь при наличии у последнего доступа к интернету. Автономные загрузчики у Chrome имеются, однако на главной странице проекта не представлены.

Mozilla Firefox

Этот браузер работает на движке Gecko (который с версии 57.0 постепенно заменяется на движок нового поколения Quantum) и по популярности занимает второе в мире место среди свободно распространяющегося ПО. Официально выпускается для Windows, Android, macOS, и GNU. В дистрибутивах Linux входит в число предустановленных файлов. Разработкой веб-обозревателя занимается корпорация Mozilla, которая изначально назвала свой проект Phoenix, однако затем (из-за конфликтов товарных знаков) вынуждена была переименовать его сначала в Firebird, а затем и в Firefox.

Хотя одно время проект позиционировался, как наследие Netscape, это не совсем верно. После поражения компании в «войне браузеров» код его был написан с нуля. Это позволило разработчикам сделать продукт более гибким и отзывчивым к потребностям пользователей, а также наделить функционалом, недоступным для других веб-обозревателей.

К преимуществам Firefox причисляют:

  • Регулярные обновления.
  • Оперативное устранение обнаруженных уязвимостей.
  • Возможность управления cookies.
  • Актуальные для продвинутого пользователя возможности (в числе которых режим «Инкогнито» и гибкая система загрузки графики).
  • Поддержка стандартов W3C.
  • Большой выбор расширений и дополнений.
  • Блокировка всплывающих окон.

Из недостатков пользователи выделяют тесное сотрудничество Firefox с корпорациями Google и Adobe. Для них «живой» поиск Google в адресной строке и поддержка DRM-плагинов выглядит, как навязывание услуг, что для открытого ПО недопустимо.

Opera

Opera – один из немногих браузеров, которые портированы под множество операционных систем. Он совместим с различными сборками Windows, OS X, Linux, а также с мобильными операционными системами: Android, Windows Mobile, iOS, Symbian OS и MeeGo. Одна из сильнейших сторон Opera – работа с JavaScript. Ее скорость загрузки примерно в 2 раза превышает аналогичные показатели у других браузеров.

Особое внимание разработчики уделяют безопасности в сети. Так, для шифрования при посещении пользователем защищенных страниц используются протоколы SSL 3 и TLS, известные своей высокой надежностью. База сохраненных паролей шифруется при помощи алгоритма 3DES, отрезая к ним доступ тому, кто не имеет ключа шифрования. Также в последних релизах были представлены механизмы для борьбы со скрытым майнингом, что на фоне возрастающего интереса к криптовалютам особенно актуально.

Среди недостатков «Оперы» пользователи выделяют:

  • Громоздкий, не особо дружелюбный к пользователю интерфейс.
  • Закрытый код, который мешает сторонним разработчикам находить в продукте уязвимости и оперативно устранять их.
  • Переход на движок WebKit, который увеличивает долю его разработчика на рынке и вполне может поспособствовать началу новой «войны браузеров».

Помимо устанавливаемого на устройство браузера «Опера» предлагает своим клиентам так называемую Opera@USB – программу, которая работает непосредственно со сменного носителя. Фактически это позволяет вам иметь под рукой все ваши настройки, закладки, логи чатов и прочие данные, где бы вы ни находились.

Safari

Этот web-браузер является своеобразной альтернативой Internet Explorer для всей электронной продукции компании Apple. Разработанный на базе свободно распространяемого кода движка WebKit, он уже много лет входит в состав iOS и macOS. Начиная с версии 3.0, была введена поддержка Windows. Однако она закончилась на версии 5.1.7. Для других операционных систем официально Safari никогда не выпускали.

К сильным сторонам браузера относят:

  • Распознавание нестандартных шрифтов, используемых сайтами, и их загрузку.
  • Поддержку разных протоколов шифрования.
  • Частный просмотр – альтернатива режиму «Инкогнито».
  • Интеграцию мультимедийных технологий QuickTime.

В Европе продукция Apple с каждым годом занимает все большую долю рынка, в связи с чем и число пользователей Safari неуклонно растет. Во второй половине 2017 года браузер занимал вторую позицию в рейтинге популярности. В России же ему подобных успехов пока достичь не удалось. Здесь обозреватель пока смог подняться лишь на 4 строчку.

Internet Explorer и Microsoft Edge

Говоря про веб-браузеры, было бы ошибочно не упомянуть Internet Explorer (для Windows 10 – Microsoft Edge), который сегодня для интернет-сообщества стал стабильным поставщиком локальных мемов. Некогда выиграв «войну браузеров», разработчики поверхностно отнеслись к обновлению и защите своего продукта, из-за чего уже через пару лет прогрессивное сообщество практически отказалось от него, предпочтя более удобные и функциональные Firefox и Google Chrome.

Столкнувшись с суровой действительностью, Microsoft была вынуждена пересмотреть свои приоритеты, и, начиная с девятой версии, браузер начал полностью поддерживать стандарты SVG и CSS3. Более того, сегодня разработчики компании тесно сотрудничают с «Консорциумом Всемирной Паутины» (W3C) и активно участвуют в создании ее стандартов. В число внедренных разработок входит Pointer events, позволяющий определить тип взаимодействия пользователя с устройством.

Однако ни все эти шаги, ни ребрендинг и смена названия с Internet Explorer на Microsoft Edge полностью восстановить репутацию браузера не помогли. В большинстве своем пользователи по-прежнему считают IE медленным и плохо защищенным продуктом. Это подтверждается тем, что пользуются обозревателем преимущественно работники государственных учреждений, которым он навязывается вопреки имеющимся альтернативам.

По каким критериям оценивают браузеры

Рынок программного обеспечения предлагает десятки бесплатных или же условно бесплатных веб-обозревателей, от обилия которых у неопытного пользователя голова идет кругом. Выбрать среди них лучший непросто, т.к. одни недостаточно безопасны, другие тащат в систему всякий программный «мусор», третьи – не оптимизированы и нередко «намертво подвешивают» систему. Поэтому, если вы не можете похвастаться знанием современных стандартов, предлагаем при выборе браузера руководствоваться следующими критериями:

Поддержка стандартов

Практически все современные браузеры позиционируют себя, как самостоятельный инновационный продукт. Однако на деле большинство из них – лишь очередная вариация на базе популярного ныне Chromium’а. Криминального в этом ничего нет, поскольку программный код движка является открытым. Вот только некоторые веб-обозреватели, якобы находясь на стадии активной разработки, почему-то используют решения 2015, а то и 2012 года (которые сегодня безнадежно устарели). Почему этот показатель критичен, пользователь узнает на личном опыте, когда попробует установить какое-нибудь приложение, а в итоге увидит следующее сообщение:

https://wirelesscover.ru/wp-content/uploads/2018/08/23i5b620325a86092.27113401.png

А если браузер еще и с современными стандартами (например, с сетевым протоколом HTTP/2) не дружит, можете забыть о быстрой загрузке страниц, о расстановке приоритетов для запросов, о поддержке push-уведомлений и многих других функциях и возможностях.

Хотите проверить свой веб-обозреватель на актуальность? Для этого достаточно узнать его версию и строку User Agent. Информация по первому пункту находится в разделе «Справка» – «О программе», по второму – при помощи многочисленных онлайн-сервисов.

Безопасность

Практически у любой программы можно найти уязвимость. Однако далеко не каждый разработчик может устранить ее, да еще и сделать это быстро. Поэтому, для оценки безопасности веб-браузера следует учитывать сразу несколько показателей, как то:

  • Подверженность уязвимостям.
  • Регулярность обновлений безопасности.
  • Число уязвимостей, исправленных с момента релиза данной версии.

Очевидно, что у наиболее популярных браузеров, таких как Chrome или Mozilla, проблем будет выявлено на порядок больше, чем у того же Safari или «Яндекс.Браузера». Это объясняется как раз их популярностью, ведь действия хакеров чаще всего нацелены на массовую аудиторию. Выискивать уязвимости у невостребованного программного обеспечения «злобным гениям» просто не интересно и не выгодно.

Функциональность

Для крупнейших веб-обозревателей данный пункт не особенно актуален. Стоит одному разработчику внедрить в свой браузер какую-то новую функцию, как другой практически сразу же презентует такую же или близкий по смыслу аналог. Яркий пример тому режим «Инкогнито», который сначала появился в Google Chrome, а затем был реализован и в Firefox.

Однако если вы используете менее известный продукт, его функционал может оказаться сильно урезанным или видоизмененным по сравнению с «гигантами» отрасли. Например, некоторые дополнения (блокирующие рекламу, позволяющие обходить блокировку и т.п) на них просто не устанавливаются. Где-то не поддерживаются видеозвонки, «живой» поиск или режим синхронизации. Однако наибольшие опасения у пользователей вызывает национальный поисковик «Спутник», для которого разрабатывается уникальная поисковая система, выдающая информацию лишь с ограниченного числа сайтов.

Удобство для пользователя

Этот показатель – один из ключевых аргументов в непрекращающихся спорах на тему «самый лучший браузер». Критерии оценки здесь у каждого свои. Одним достаточно чтобы обозреватель просто работал, другим критически важна возможность адаптировать интерфейс под себя, а третьи превыше всего ставят показатели скорости загрузки и расход оперативной памяти. Однако и несколько обобщенных параметров выделить можно. Итак, хороший браузер:

  • Не тащит в систему лишний «мусор» в виде приложений и расширений, которыми пользователь пользоваться не будет. Наглядный пример тому «Амиго» от mail.ru, который, стоит только пользователю потерять бдительность, устанавливает на компьютер «Mail.ru Агент».
  • Не «подвешивает» систему, забирая себе львиную долю оперативной памяти при 1-2 открытых вкладках, чем в последнее время «грешат» Google и Firefox.
  • Имеет интуитивно понятный интерфейс и в вопросе настроек дает пользователю максимальную свободу, что точно не относится к «Опере» и IE.

Основы работы в браузерах

Однако для успешного веб-серфинга одного только «лучшего» браузера будет недостаточно. В передовых функциях и удобных дополнениях нет никакого смысла, если вы не знаете, как правильно с ними работать. Поэтому рассмотрим основные возможности браузеров, пользоваться которыми должен уметь каждый.

Навигация

Хотя интерфейс различных браузеров выглядит по-разному, у всех из них присутствуют общие элементы, в числе которых:

  • Адресная строка – место где прописывается адрес сайта, а также осуществляется быстрый поиск (если браузер сохраняет историю просмотров).
  • Поиск – прямоугольное окошко со значком лупы, которое позволяет быстро воспользоваться поиском «Гугла», «Яндекса» и других поисковых систем, не переходя непосредственно на их страницы.
  • Кнопки «Вперед», «Назад» – помогают перемещаться между несколькими страницами, просматриваемыми в одной вкладке.
  • «Обновить» – нажатием этой кнопки вы перезагружаете страницу, если та долго загружается или вдруг перестала работать.

Вкладки и окна

Перемещаться между страницами (особенно если тех больше 2) при помощи кнопок «Вперед» и «Назад» не всегда удобно. Поэтому чаще пользователи предпочитают открывать новые страницы в новых вкладках. Все вкладки размещаются в пределах одного окна, а потому переключение между ними происходит за один клик мыши.

Полезно знать:

  • Для добавления новой вкладки достаточно щелкнуть по значку «+» на панели вкладок,
  • Для закрытия лишних – колесиком мыши по самой вкладке.
  • Если случайно закрыли вкладку, которая была вам нужна, щелкните по панели вкладок правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выберите «Восстановить закрытую вкладку».
  • Если нужно сравнить две страницы, откройте их в разных окнах. Для этого в меню браузера выберите пункт «Новое окно».

Скачивание файлов и фото

Скачивание мультимедийных, программных, текстовых и прочих файлов на компьютер – одна из самых востребованных функций современных браузеров. Чтобы сохранить изображение, достаточно щелкнуть по нему правой кнопкой мыши, выбрать пункт «Сохранить как» и в появившемся окне указать нужное имя файла и путь сохранения. Для файлов этот процесс зачастую более упрощен. После того, как вы щелкнете по «Скачать», «Загрузить» или другой кнопке с аналогичным названием, файл будет добавлен в папку загрузок на вашем компьютере. Чтобы узнать ее расположение, перейдите в настройки браузера и найдите пункт «Путь сохранения файлов» или схожую по смыслу формулировку.

Однако не забывайте, что сохраненные из интернета файлы нередко содержат вредоносные коды и другие опасности. Поэтому никогда не соглашайтесь на скачку, если:

  • Не уверены в надежности ресурса.
  • Для загрузки вам предлагают отправить СМС на какой-то номер.
  • Для начала скачивания требуется установить сторонний плагин или программу.

Плагины и расширения

Работая с любой программой, пользователь всегда стремится настроить ее «под себя». И браузеры здесь не исключение. Стремясь сделать веб-серфинг более комфортным, разработчики браузеров создали собственные онлайн-магазины, где любой желающий может выставить свое приложение. Здесь можно найти темы оформления браузера, блокировщики рекламы, сервисы обхода блокировок, системы для скачивания с YouTube, «ВКонтакте» и других медиа-ресуров в один клик и многое другое. Платно или бесплатно будет распространяться продукт, зависит лишь от его автора.

Где искать список доступных для установки плагинов, зависит от того, каким именно браузеров вы пользуетесь. Так, в Firefox достаточно зажать комбинацию клавиш «Ctrl+Shift+A» (что соответствует переходу: «Инструменты» – «Дополнения»). А в гугле потребуется открыть панель меню (вертикальный ряд из трех точек), выбрать в выпадающей таблице пункт «Дополнительные инструменты», а затем «Расширения». Или открыть магазин приложений Google, поочередно перейдя в: «Настройки» – «Дополнительные» – «Специальные возможности».

История просмотров

Нашли несколько дней назад интересный ресурс, но забыли добавить его в закладки? Не беда, браузер (если настройками не предусмотрено иное) хранит всю историю вашего веб-серфинга за последние несколько месяцев. Также в нем реализована удобная система поиска, а значит, если вы помните примерную дату просмотра или (хотя бы частично) название страницы, отыскать ее труда не составит. В разных браузерах этот сервис может быть назван по разному, но суть всегда сводится к «истории» или «журналу просмотров».

 

Информации в сети с каждым днем становится все больше. Когда интересующих вас сайтов всего 2 или 3, хранить их адреса в памяти или на бумаге, может, и удобно. Но что делать, когда число важных страниц переваливает за сотню? Правильно, помечать их «закладками». Данная функция сегодня реализована во всех ходовых браузерах.

Щелкните по специальному значку (чаще всего напоминающему звездочку), который находится либо в самой адресной строке, либо непосредственно рядом с ней. Браузер предложит вам добавить страницу в список закладок и присвоить имя, по которому ее потом легко будет отыскать. Если перечень получается слишком большим, группируйте сайты в сайты в папки, которые также создаете вы сами.


Предварительный просмотр: