Мастер-классы для педагогов и родителей.

Бобрулько Яна Викторовна

Мастер-класс для педагогов и родителей — это форма демонстрации профессионального мастерства педагога, передачи опыта, привлечения внимания к актуальным проблемам воспитания и обучения, способам их решения.  

Некоторые цели проведения мастер-классов:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей; 
  • достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через систему сотрудничества и партнёрства; 
  • установление единства в воспитании детей; 
  • педагогическое просвещение родителей; 
  • профилактика негатива детско-родительских отношений; 
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; 
  • ознакомление родителей с жизнью и работой группы. 

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определённые формы обучения.  

Некоторые формы проведения мастер-классов: элементы открытого занятия с участием обучающихся, практические занятия, ролевые и имитационные игры и другие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Мастер-класс для педагогов.

Тема: Игрушка своими руками «Тауматроп-чудовращалка».

  1. Вступление. Актуализация опыта. Проблема.

Беседа с педагогами.

Педагог. У многих народов с давних времен существовала традиция – делать игрушки для детей своими руками. Уважаемые коллеги, из чего в семьях делали игрушки  в давние  времена?

Правильно, игрушки делали из глины, дерева, ткани, ниток и даже костей животных. В современном мире с приходом обилия и разнообразия заводских игрушек, люди стали забывать эту замечательную традицию. Мне бы хотелось напомнить о ней и вместе с вами сделать незатейливую, но очень интересную игрушку.

  1. Индуктор

Педагог. А вы знаете что такое «тауматроп»? Тауматроп – от греческого «чудо» и «вращение» - чудовращалка – игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении картинка с двумя рисунками, нанесёнными с разных сторон, воспринимаются как один. Была особо популярна в викторианскую эпоху. Историки утверждают, что игрушка была изобретена в 1824 году. Причиной появления такой игрушки стал спор о том, можно ли показать обе стороны монетки одновременно. Смысл игрушки в том, что надо нарисовать два различных предмета на двух сторонах бумаги таким образом, что если поместить рисунок на палочку и начать вращать игрушку с большой скоростью вокруг оси, слияние восприятий двух рисунков создаст третий. Если с одной стороны нарисовать птицу, а с другой — клетку, то птица будет казаться помещенной в клетку и т. д.

Показать образец игрушки.

  1. Ход мастер-класса
  1. Теоретическая

Педагог обращается к участникам. Несмотря на то, что «чудовращалка» - изобретение «взрослое», его можно и нужно применять в работе с детьми в детском саду. Давайте вместе сформулируем задачи, которые можно решать с помощью данной игрушки

Задачи:

1. Познакомить детей с данным видом игрушек, его истории и происхождении.

2. Научить детей создавать простейшие виды игрушек.

3. Развивать эстетический вкус.

4. Активизировать работу мелких мышц кисти (необходима слаженная работа кистей рук, привлечение внимания к выполняемому действию).

5. Произвести самомассаж биологически активных точек на ладони ребёнка без посторонней помощи (для малышей можно выполнить тауматроп на шестигранном карандаше).

6. Способствовать работе над темпом и ритмом движений мелкой моторики (для правильного восприятия требуется удержание определенной скорости вращения).

7. Способствовать профилактике нарушений зрения (повышают и фиксируют угол обзора, время удержания зрительного внимания на объекте).

8. Развивать лексико-грамматические категории (уточнение рода, числа,

использование предлогов НА, ПОД, В, ЗА);

Предлагаю совершить путешествие в Мир бумаги. А нашими помощниками станут - воображение, фантазия и, конечно же, музыка.

  1. Практическая.

Для изготовления тауматропа понадобится минимальный набор составляющих: бумага, карандаши (фломастеры), ножницы, клей и палочки (палочки для суши, соломинки для напитков, шпажки без острых краев) ИЛИ

шаблоны, ножницы, клей и палочки (палочки для суши, соломинки для напитков, шпажки без острых краев).

Более простой путь – готовые шаблоны, коих в Интернете можно найти достаточно много по запросу «шаблон тауматропов». Распечатываем шаблон, вырезаем, мажем клеем, укладываем палочку, сверху приклеиваем другую сторону шаблона. Игрушка готова!

Чуть более сложный способ – нарисовать сюжет самостоятельно. Дети данный способ выбирают достаточно часто, в равной степени, как и способ с готовыми шаблонами. Это и не удивительно – ведь самостоятельно сделать игрушку - это ли не мечта каждого ребенка? Для «запуска» творческой фантазии достаточно было только показать один пример и объяснить принцип действия игрушки. А как приятно детям удивлять своими игрушками родителей!

Педагог приглашает участников для изготовления таумотропа. И предлагает им самим выбрать способ изготовления. Участники изготавливают игрушки. После этого рассматривают и делают выводы.

  1. Подведение итогов.

- Какие еще сюжеты можно использовать для изготовления игрушек?

- Какие еще игрушки можно изготовить в детском саду или семье?



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов.

Тема: Развитие математических представлений у дошкольников посредством STEM- игровых технологий.

Цель мастер-класса:

повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию математических представлений в процессе игровой деятельности со STEM оборудованием.

  1. Вступление. Актуализация опыта. Проблема.

Беседа с педагогами.

Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в дошкольном возрасте, формируют основную базу знанийдля его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности. Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников на современном этапе образования невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание развивающей среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEM– технология. «STEM» включает в себя расшифровку первых букв слов:

- «science» - наука;

- «technology» -технология;

- «engineering» - инженерия;

- «math»- математика.

Данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Поэтому сегодня STEM-технология развивается, как один из основных трендов, сочетая в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой.

STЕM-технология создает условия для переживания детьми реальных жизненных ситуаций. Именно это свойство STEM–технологии создает эффективную среду для организации работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИИ:

• Развивает любознательность.

• Помогает выработать инженерные навыки.

• Позволяет приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

• Способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.

«STEM» пособия и игры моделируют реальность, концентрируют внимание детей, включают их в продуктивную комбинированную практическую деятельность, включающую в себя исследовательскую работу, конструирование, математику и творчество.

Сегодня я хочу поделиться своей работой по образовательному модулю

«Математическое развитие».

  1. Ход мастер-класса

1.Теоретическая

В математическом модуле STEM образования 5 направлений:

1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;

2 направление - Знакомство с величинами;

3 направление - Знакомство с числами в пределах 10 и 20;

4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.

5 направление – Развивающие игры

2.Практическая

Сейчас предлагаю вам перейти к практической части и познакомиться поближе со STEM оборудованием. Отгадайте загадку.

  1. Загадка про мышь:

Юркнула из норки ловко,
Есть спортивная сноровка,
Эту шуструю малышку
Называют серой...

Мышка приглашает поиграть с ней (поле, карточки со стрелками: вправо, влево, вперед, назад)

Предлагаю самим запрограммировать мышь и выбрать с каким STEM оборудованием хотите познакомиться.

STEM оборудование.

Перечень STEM оборудования:

1. Набор полых геометрических тел:

- С помощью этого оборудования можно показать разницу между геометрическими фигурами (они плоские, есть длина и ширина) и телами они имеют объем и у них есть еще и высота. Если обрисовать одну из граней геометрического тела, получится геометрическая фигура.

- объединять похожие геометрические тела в группу по одному или нескольким признакам (найти сходство и различие (Шар, полушарие. Куб большой и малый, призма: треугольная, четырехугольная, 5 угольная, 6. Цилиндр большой, малый. Конус. Пирамида: четырехугольная, шестиугольная, восьмиугольная

Игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Четвертый лишний», «Вставь пропущенное геометрическое тело», «Отгадай какую форму я загадал», «Какой по счету шар» и т. д.

-экспериментирование: Сравнить по объему тела (насыпать в тела манку, цветную жидкость налить и с помощью мерного стаканчика произвести измерения.

Рассказать.

2.Блоки Дъенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Игры с блоками Дьенеша

 -сортировка по цвету, размеру

- Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

- Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

- Выполнение заданий по карточкам или по инструкции взрослого

-«Покажи». Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

- Чтение карт-схем засели жильцов в домик. Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели

-«Построй дорожку» Перед ребенком табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный

-«Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы.

-«Группы» (Раздаю нарисованных два пересекающихся круга). Разложите все синие фигуры в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу

Предлагаю поиграть.

3. Математические весы (математическая лягушка)

Знакомство лучше начинать с математической лягушкой

-знакомство с понятиями один- много, право-лево

-состав числа (уравнять:10 и 5,5)

-вычислительные операции в пределах 10

-сравнение величин <>

-решение простых задач на сложение и вычитание

- карточки с заданиями 5+2=

Рассказать о математических весах СТЕМ.

4. Палочки Кьюзинера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891 1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Каждая палочка это число выраженное цветом и величиной.

Палочки 2,4,8 образуют красную семью они кратны 2.

Семейство 3,6,9 синяя семья кратны 3.

Семейство желтых составляют 5 и 10.

- Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

-Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

-Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

-Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение.

-Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

-Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

-Также можно воспользоваться выкладывать палочки воспользовавшись картинками-схемами.

Предлагаю поиграть

5.Игра «Танграм»

Игра «Танграм» направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» / «часть» - все то, чем необходимо овладеть дошкольнику для развития предпосылок формирования функциональной грамотности.

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Есть много легенд про Танграм, я хочу вспомнить одну из них: Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. Танграм — одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов.

Предлагаю разрезать сложить танграм по схемам.

6.Игры Никитина

Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать всё новые и новые задания.

Правила игры

На первых порах никто не объясняет ребенку правил игры и не показывает, как надо. Малыш сам решает задачу от начала до конца.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что как раз и ведет к развитию его творческих способностей. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и «корректирует» и «направляет» действия ребенка. А сорадование — это и будет награда за удачно найденное решение, и стимул к будущим победам.

Самые популярные игры Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача — подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

Сложи узор

Игра «Сложи узор» представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

Сложи квадрат

Игра-головоломка «Сложи квадрат» для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

Уникуб

«Уникуб» – это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

Рассказать.

  1. Подведение итогов

Игра «Согласны не согласны»

– Если вы думаете, что при игре со STEM оборудованием у детей развивается логическое мышление, дотроньтесь до кончика носа.

– Если вы полагаете, STEM оборудованием - это носитель информации для ребенка, как интернет для взрослого, потопайте ногами.

– Если вы уверены, что должны использовать в своей работе STEM оборудование, улыбнитесь.

– Если вы считаете, что с помощью игр по STEM технологии обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

– Если вы думаете, что STEM оборудование должно быть не только орудием игры, но и создавать условия для развития логико- математического мышления, помашите рукой.