Мастер-LEGO

Бобрулько Яна Викторовна

LEGO-это интересно!Все что касается LEGO -конструирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     LEGO-конструирование в ДОУ

Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования  быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все это устроено. И мы, взрослые, должны дать им возможность это узнать.

Именно поэтому в последнее время в систему дошкольного образования активно внедряются разнообразные приемы и методы обучения и воспитания, направленные на изучение современных технологий. Одним из таких современных методов считается совместная  интеграционная деятельность – LEGO–конструирование.

LEGO-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов Лего.

Цель LEGO–конструирования – развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения посредством овладения конструктором ЛЕГО.

Принципы LEGO – конструирования

-от простого к сложному;

-учет возрастных особенностей детей;

-учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

-активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

-комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

-результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Ребенок – прирожденный исследователь, изобретатель и конструктор. Эти заложенные самой природой предпосылки особенно быстро реализуются в конструировании, так как только ребёнок может безгранично придумывать, создавать и обыгрывать созданные конструкции, проявляя при этом целеустремленность, любознательность, самостоятельность, смекалку и, самое главное, творчество.

Дети, увлекающиеся конструированием из ЛЕГО, отличаются от других желанием экспериментировать, богатой фантазией и развитым воображением, стремлением к творчеству; у них сильнее развиты мышление и память, что является главным показателем интеллектуального развития и дальнейшего успешного обучения в школе.

В процессе игры с Лего-конструктором в детском саду используются разнообразные формы  организации обучения детей-дошкольников конструированию:

Конструирование по образцу – детям демонстрируется образец постройки и они воспроизводят его.

Конструирование по модели –более сложная разновидность конструирования по образцу, демонстрируется не сам образец, а его модель.

Конструирование по условиям – дети проводят анализ условий и воспроизводят достаточно сложную модель по заданным условиям.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Конструирование по замыслу – дети сами придумывают постройку и обыгрываю ее по своему усмотрению.

Конструирование по теме –то же, что и конструирование по замыслу, но замыслы детей ограничиваются определенной заданной педагогом темой.

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей.  Конструирование можно добавить в непрерывную образовательную деятельность  по «Познавательному развитию», «Формированию элементарных математических представлений»,«Речевому развитию», «Чтению художественной литературы»,  «Художественно-эстетическому развитию»  и др.

Созданные детьми постройки из конструктора Лего могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, в дидактических играх, в играх-драматизациях. Они создают важные условия для развития творчества, речи, познавательной сферы, эмоциональной атмосферы в группе.

  Лего-элементы и постройки можно использовать в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Что лишнее?», «Запомни и повтори», «Светофор», «Собери модель по памяти», «Чудесный мешочек»,  и т.д.

  Разнообразие ЛЕГО-конструкторов позволяет обучать детей разного возраста и различных образовательных возможностей.Для малышей от года до 3 лет идеально подходит конструктор серии Лего Дупло с крупными деталями для строительства домиков, конструирования машин, создания фигур животных.  С детьми 3–4 лет чаще всего используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

С детьми 4–5 лет конструирование немного усложняется, начинают использоваться элементы среднего размера, детям доступы более сложные методы и варианты соединения деталей конструктора. В работе с детьми по конструированию используются картинки и фотографии с изображениями моделей, по которым дети могут выполнить постройку. Конструирование осуществляется по образцу, замыслу и теме.

В старшем дошкольном возрасте добавляются конструкторы с мелкими деталями со сложной и разнообразной техникой крепления. В работе детьми 6-7 лет используются задания в виде сложных графических схем, работу по замыслу, условиям, усложненные тематические задания.

В последнее время все чаще в работу с дошкольниками внедряются моторизированные модели Лего, которые приводятся в движение простыми приемами программирования. Появляется новая область - образовательная робототехника. Наш информационный мир находится в постоянном движении, поэтому современным дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще не существует; решать задачи, о которых мы можем только догадываться. Именно поэтому образовательная робототехника в дошкольных образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Она обеспечивает решения для практического обучения, которое побуждает детей задавать вопросы и предоставляет методы и инструменты для решения задач из обычной жизни.

Работая  индивидуально, парами или в  командах, дети всех возрастов могут создавать и программировать моторизованные модели, проводить  исследования с ними, обсуждать идеи, возникающие во  время работы с этими моделями.

Первый уровень образовательной робототехники – это работа с готовыми мини-роботами. Например, мини-робот «Умная пчелка». В процессе игры ребенок разрабатывает задания для устройства, назначает ему график передвижения и других манипуляций. Работа с данным устройством развивает воображение,  учит планировать свою деятельность.Благодаря привлекательному дизайну и легкому управлению, дети играют с мини-роботом «Умная пчелка» с удовольствием.

Следующий уровень образовательной робототехники – это игровые наборы LEGO EducationWeDo, которые дают возможность собрать и запрограммировать простые модели Лего с помощью специального компьютерного приложения. Данный конструктор позволяет создавать подвижные модели животных, простых механизмов, программировать их действия и поведение по своему усмотрению.

Таким образом, Лего-технология и робототехника приобретает большое значение в связи с внедрением ФГОС, так как:

- являются прекрасным средством для всестороннего развития дошкольника, обеспечивающего интеграцию образовательных областей;

- помогают стимулировать интерес дошкольников к естественным наукам и инженерному искусству.

- формируют познавательную активность детей, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляя ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир.



Предварительный просмотр:

Вариативная часть реализации программы Стем-образования по направлению «Лего – конструирование».

Пояснительная записка

Перспективное планирование на 2022-2023 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

«Башня»

Дать понятие о башне как произведении архитектуры. Рассказать о видах башен. Закреплять навыки, полученные в младшей группе и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки, развивать фантазию и речь детей, пространственных представлений и цветовосприятия. Формировать бережное отношение к конструктору.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 40

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Строим лес»

Научить детей изготавливать деревья и кустарники из конструктора лего. Развивать конструктивные навыки и умения, мелкую моторику; воображение.

Воспитывать стремление помочь друг другу, аккуратность. Закреплять названия деталей, цвет

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 40

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Мостик»

Учить строить мостик. Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре. Воспитывать сосредоточенность и аккуратность при выполнении работ.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 41

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

Октябрь

«Гусенок»

Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах. Закреплять представления детей о частях тела птицы. Развивать умение конструировать по образцу. Развивать мышление, мелкую моторику, память.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 43

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Красивые рыбки»

Уточнить и расширить представления о рыбах, выделить их отличительные признаки среди живой природы.

Учить детей строить рыбок, опираясь на поэтапную схему, точно соединять строительные детали; строить рыбок по плоскостной схеме модели.

Формировать у детей поисково -экспериментальные навыки, через исследовательскую деятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 42

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Пожарная машина»

Расширять представление о специальных машинах и их значение в жизни

человека. Учить строить из конструктора пожарную машину и пожарную часть. Знакомить детей с приемами конструирования из лего-конструктора.

Развивать у детей интерес к конструированию, творчество и логическое мышление. Учить понимать важность профессии пожарного.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 58

Конструктор LEGO DUPLO «Пожарное депо»

Ноябрь

«Большая и маленькая пирамидка»

Учить строить разные пирамидки по величине. Развивать внимание, мелкую моторику рук, творческую активность детей. Учить бережно относиться к конструктору.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 45

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Ворота для заборчика»

Формировать представления о высоте предметов («высокий –низкий»). Прослеживать связь между конструкцией забора и его назначением. Познакомить детей со способами сооружения заборов и конструктивными возможностями разных деталей. Соотносить свои постройки с имеющимся образцом. Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 45

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 39

Декабрь

«Лесной домик»

Познакомить детей с разновидностями домов, его частями. Развивать конструктивные навыки в процессе действия с лего- конструктором, умение сооружать устойчивую постройку. Развивать пространственное мышление и воображение детей, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, чувство сопереживания к персонажу.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 46

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Мебель»

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части . Учит анализировать образец

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 37

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 58

Январь

«Грузовик»

Расширять представление о строительных машинах и их значении в жизни человека. Закреплять умение различать и называть детали конструктора лего (по цвету, форме, размеру). Учить анализировать схему.

Учить подбирать необходимые детали в соответствии с образцом и наглядной схемой, устанавливать пространственное расположение частей конструкции относительно друг друга. Развивать конструктивные умения, творческие способности детей.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 49

Конструктор LEGO DUPLO «Большая стройплощадка»

«Кораблик»

Дать обобщенное представление о кораблях. Продолжать развивать способность различать, называть и считать детали конструктора лего. Развивать умение выделять основные части постройки (корпус судна, палуба, рубка, нос и корма). Обучать конструированию модели корабля по образцу. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить устанавливать пространственное расположение построек

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 56

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 58

Февраль

«Мы едем в зоопарк»

Расширять представления о животном мире жарких стран, знакомить детей с обитателями зоопарка. Учить преобразовывать Г-образную деталь как основу будущей конструкции. Учить строить крокодила, верблюда, страуса, зебру. Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

Создать условия воображать, фантазировать, творчески мыслить

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 54

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Замок для принцессы»

Учить строить красивый замок для принцессы. Учить создавать модели постройки по схеме. Закреплять умение соотносить детали по величине. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 50

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Космодром»

Расширить знание детей о космосе и о космических полетах. Учить детей создавать конструкцию ракеты из   лего-блоков (прямоугольных, квадратных, вогнутых, блоков с закругленными краями). Развивать познавательные интересы у детей, способности к техническому творчеству

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 56

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

Март

«Робот»

Расширять представления детей о профессиях взрослых в инженерно – конструкторской деятельности. Развивать у детей конструктивные способности в технических видах деятельности. Учить строить робота по плоскостной схеме модели. Развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию, понятливость

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 53

Конструктор LEGO DUPLO «Кирпичики для творческих занятий»

«Поезд»

Совершенствовать конструктивные навыки детей, умение соединять детали конструкции. Развивать конструктивное мышление, воображение, творческие способности. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас. Развивать фантазию, воображение

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 57

Конструктор LEGO DUPLO «Механик»

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 39

Апрель

«Пожарное депо»

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную машину и пожарную часть. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать важность профессии пожарного.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 58

Конструктор LEGO DUPLO «Пожарное депо»

«Самолёт»

Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолёт, выделяя функциональные части

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 59

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 39

Май

«Построй эмоции»

Совершенствовать умение понимать и

моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем

пространстве и на микро-плоскости по схемам. Развивать зрительное и слуховое

восприятие, внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, умение

действовать сообща, работать в микрогруппах, умение договариваться.

Конструктор LEGO education

«Многоэтажный дом»

Учить строить дом. Распределять правильно детали лего-конструктора. Развивать умение следовать инструкциям педагога. Развивать конструктивное воображения детей. Формировать умение работать в малых группах. Воспитывать эстетический вкус к архитектуре.

Конструктор LEGO DUPLO «Большая стройплощадка»

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Фешина Е.В., «Лего-конструирование в детском саду», с. 39

Источник: Фешина Е.В., Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 144 с. (Библиотека современного детского сада) .