Диссеминация опыта

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Распространение педагогического опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_1_klass.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Учебный предмет

Математика

УМК

«Школа России», «Математика» 1 класс: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014 

Класс

1

Учитель

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Тема  урока:

Перестановка  слагаемых

Цель  урока:

Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики

Предметные  результаты:

 Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется,  использование свойства арифметических действий для удобства вычислений

Литература для учителя

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.    2016

Волкова С.И. [и др.].  Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016, 80 с. (Школа России)

Дмитриева О.И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 1 класс. М.: ВАКО, 2017 (В помощь школьному учителю).

Учебник по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014

 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014

Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В.Степанова.- М.: Просвещение,2014.

Проверочные работы по математике.1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Волкова-М.: Просвещение,2012.

Литература для обучающегося

Учебник по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

Проверочные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Волкова-М.: Просвещение,2012.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.

Психологический настрой

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Внимание! Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадь?

Все ли правильно стоят?

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Отправляемся с Машей в лесную школу.

1. Устный счет.

а) Задачи в стихах.

 1.  Два жучка бежали в домик,
Им навстречу
муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей!

2.Пять щенков в футбол играли ,Одного домой позвали, Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?

б) Логическая разминка.

в) Задача на логику.

В корзине лежало 5 яблок.

Пять детей получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине.

 Как такое получилось? 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

2+1

5-1

 

Ответы детей

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

III.

Самоопределение  к деятельности

Посмотрите, ребята, кто к нам ещё в гости на урок пришёл?                          

-Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего добрых дел сделали наши герои?   Как вы узнали?        

Матроскин и Леопольд устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав?

- Что вы заметили? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Это и будет темой нашего урока. Прочитайте.                                                                  

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?    

 

Называют компоненты действия сложения.

5+3

3+5

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

 (дети работают в парах  вывод сами)

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

Коммуникативные

работать в команде (паре, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

участвовать в обсуждениях;

формулировать вопросы и заданиям;

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в группе;

IV.

Работа  над  темой  урока

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  А кто такие исследователи? (Исследовать – это значит понять, установить.)

 Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)

1)Практическая работа.

На доске записан план работы. Прочитайте его.            

 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. Запишите их в тетрадь.                           2. Сравните результаты.                                                                                         3. Сделайте вывод.

-Будем работать в парах. (один ученик работает у доски)

-Положите слева 1 красный квадрат, а справа 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4. Сколько всего квадратов? (5)

Запишите пример в тетради. (1+4=5)

-Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 красный. Сколько стало квадратов? (5)

Запишите пример под первым (4+1=5)

-Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются?

-Продолжим исследование. Запишите друг за другом под диктовку примеры

Один ученик записывает на доске)

  • Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?

(2+3=5)

  • Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму.

(3+2=5)

-Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются.

-К какому выводу вы пришли?  

2) Давайте проверим, правы ли вы.  Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот яблоко (учитель показывает), я разрезала его пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами.  Это же яблоко?

- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования.                                                        Проговорите это правило друг другу в парах.  

2)Работа по учебнику                                         

 Откройте учебник на с. 14                                                                -Рассмотрите первый рисунок (Работа по рисункам)                                                      -Совпадают ли наши правила? (да)

-Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли  результат нашего  исследования  с  этим  правилом?

-Эту особенность ученые заметили давно.  Они назвали ее математическим законом

Выполняют практическую работу, рассуждают, делают выводы

Ответы детей

(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физминутка

музыкальная

V.

Закрепление  изученного  материала

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

Работа по учебнику

№1 (с. 14)

- Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+ 2=5)

- Как получили второй пример? (фишку перевернули)

- Сколько всего точек на 1-й фишке?

- Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится)

- Объясните, как получили остальные примеры.

- Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Дети комментируют и повторяют правило.)

5+3                2+7           4+5

3+5                  7+2           5+4    

№2 (с.14)

- Переместительное свойство сложения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.На столах карточки с примерами. (работа в парах)

5+7   2+8

9+2    6+3

6+4    9+2

3+6    4+6

8+2    7+5

- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их;

2.  Решение примеров индивидуально (сильные дети) 

Работа в рабочей тетради

№1- №3.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Физминутка

музыкальная

VII.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Проверь себя.

Самостоятельно выполните его. (Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.)

- Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика.

Он может быть:

Зеленым - «Я - молодец! Справился сам»;

Желтым - «Я - молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

Синим - «Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.

Класс:1

Тема урока: Перестановка слагаемых

Тип урока и его структура: урок открытия нового знания;

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
  4. Совместное открытие знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Рефлексия.

      На изучение темы «Перестановка слагаемых» программой отводится 2 часа. 1 час отводится на изучение открытия нового знания. Второй час отводится на закрепление новых знаний.

- Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Определять смысл переместительного свойства сложения.

Следующий урок направлен на изучение пользоваться переместительным свойством сложения; приводить примеры, повторят состав чисел.

- Дети работали активно, решали логические задачи, отвечали на вопросы, работали в парах, делали выводы. Дети были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.

- В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные.

Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется, использование свойства арифметических действий для удобства вычислений.

Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняла цель урока. В ходе изучения темы они активно отвечали на вопросы учителя, делали выводы.

Мною были использованы методы: словесный (беседа), наглядный, частично – поисковый, практический (работа по карточкам).

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в паре. Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач. На уроке проводилась работа с учебником и рабочей тетрадью.

На уроке проводилась индивидуальная, частично-поисковая работа по учебнику, самостоятельная работа, которая способствовала более полному усвоению изучаемой темы.

Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.

Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения учеников к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.

При выборе заданий осуществлялась метапредметность – русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурные паузы, как и положено для 1 класса - 2.

Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление. На уроке были использованы ИКТ, карточки, которая способствовала актуализации полученных знаний, с чем обучающиеся успешно справились.

Первоклассники на протяжении всего урока учились правильно оформлять решение задачи, различать условие задачи и вопрос, составлять схему к рисунку. На уроке учитель проводил работу над умением оценивать свою деятельность на основе критерия успешности учебной деятельности.

Очень грамотно была проведена работа по коллективному планированию своих действий, в ходе чего был составлен план действий учащихся на уроке. Учитель целенаправленно учила детей слушать речь одноклассников, высказывать свои предположения и грамотно оформлять свои ответы в соответствии требований к математической речи.

На уроке использовались задания, направленные именно на развитие универсальных учебных действий. Было использованы логические задачи и упражнения на умение анализировать, обобщать и классифицировать. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.

В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи.

В процессе работы у детей формировались коммуникативные навыки, критическое мышление.

Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный урок направлен на повышение общего развития, формирование знаний, умений и навыков, способствующий дальнейшему успешному усвоению этого раздела.