НПК "Первые шаги"

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Исследовательские работы моих учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МО «Джидинский район»

МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Районная научно – практическая конференция

«Первые шаги»

Секция «Биология – животный мир»

Тема: «Мой домашний питомец – хомяк»

Автор: Хайдуков Ярослав, ученик 2 класса

Руководитель: Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

у.  Дырестуй

2023 г.

Содержание:

1.  Введение

2.  Основная часть

2.1  Какой образ жизни ведут хомяки в природе?

2.2  Каких хомячков содержат в домашних условиях?

3. Исследовательская часть. 

3.1. К какой породе относится мой хомячок?

3.2«Хомяк - ночное животное?»

3.3. Уход за хомяками

3.4 Хомяк – всеядное животное.

4. Заключение

5. Список литературы

Введение.
Хомячок появился в нашей семье 5 месяцев назад. Он мне сразу понравился. Хомячок, как и любой другой зверёк, требует к себе внимания, заботы и любви. Многие хотят иметь животных у себя дома: хомячков, попугайчиков, морских свинок. Я думаю, это от того, что нам не хватает общения с удивительным и прекрасным миром природы. Мне захотелось узнать побольше интересного об этих зверьках. Я стал изучать литературу, наблюдать за поведением этих животных.

В своей работе я хочу рассказать о своем любимом питомце, о том, как я с ним общаюсь, какое получаю удовольствие от этого общения.

Актуальность. На уроке окружающего мира мы говорили о домашних питомцах. Выяснили, что ребята нашего класса дома содержат в основном кошек и собак. Не всегда взрослые разрешают заводить детям домашних животных, ссылаясь на то, что они требуют большого ухода. В последнее время большую популярность завоевали различные виды хомячков. Я хочу показать, что уход за ними не так уж и сложен. Путём ежедневных наблюдений можно познать их жизнь, открыть много интересного для себя.
Гипотеза: я думаю, что если создать хорошие условия для жизни хомяка, то он будет радовать своего хозяина своим присутствием, и не доставит хлопот.
Цель: узнать для себя что-то новое о хомячках, об их повадках и особенностях жизнедеятельности; поделиться своими знаниями с одноклассниками, чтобы показать, что уход за хомячками не требует много времени. Дать советы тем, кто хочет завести хомяка, но еще сомневается.

Задачи:
1. изучить специальную литературу про хомяков;

2. познакомиться с правилами ухода за хомячками;

3. провести наблюдения за поведением хомячков в домашних условиях;

. познакомить одноклассников с результатами своих исследований.

Объект исследования: Повадки и особенности хомяков.

Предмет исследования: хомяк

Методы: наблюдение, изучение литературы, поиск информации в Интернете.
2. Основная часть

2.1. Какой образ жизни ведут хомяки в природе?

Из литературы я узнал, что хомяки – это млекопитающие, грызуны, с большими резцами, которые постоянно растут, поэтому хомячку необходимо что-то грызть, чтобы стачивать себе зубы. У них очень плохое зрение, но острое обоняние и отличный слух.

Хомяк обыкновенный – единственный вид рода настоящих хомяков. Длина тела у взрослых хомяков бывает до 27 – 34 см, хвоста 3 – 8 см, а вес достигает до 700 граммов. Волосяной покров у них густой и мягкий. Окраска шкуры яркая, контрастная: от рыжевато-бурого до чёрного. В природе хомяк обыкновенный обитает в степях, лугах и лесах, образ жизни у них в природе сумеречный, то есть они активны ближе к ночи.

Хомяк всеяден, в рационе у него преобладают растительные корма: зёрна пшеницы, кукурузы, морковь, картофель и др. Помимо них он питается насекомыми, их личинками и даже мышами. На зиму хомяки запасают корма до 11 – 16 кг и впадают в спячку. Запасами они питаются зимой, когда временно просыпаются от спячки и весной до появления свежих кормов. Живут обыкновенные хомяки в природе до 4 лет, а в неволе от 3 до 6 лет.

2.2. Каких хомячков содержат в домашних условиях?

 Для содержания в домашних условиях популярны несколько видов хомячков: джунгарский, сирийский, хомяк Кэмпбелла, хомяк Роборовского.

Эти очень мелкие зверьки являются вполне домашними, их содержание, кормление и разведение не представляет особых трудностей.

1) Сирийские хомяки живут 3-4 года. Обычно зверьки в длину 12 см, но порой вырастают до 20 см. Вес бывает от 100 г до 140 г. Самый распространенный окрас – золотистый, но бывают разные расцветки от желтого до черного. Шерсть у них длинная. У «сирийцев» на передних лапах по 4 пальца, а на задних – 5. По характеру спокойные и легко идут на контакт с человеком.

2) Хомяк Роборовского. Этих хомяков можно содержать группой. Они самые маленькие представители семейства. Их размер не превышает 5 см, живут около 4 лет, почти невозможно приучить к рукам. Они интересны для людей, которые любят наблюдать за жизнью животных. Зверьки отличаются белыми бровями и курносой мордочкой. Брюшко у них светлое. Шкурка может быть окрашена в золотистый, песочный и светло-коричневый цвет.

3) Хомяк Кэмпбелла – карликовые, до 10 см длиной и имеют полоску на спине. Они имеют больше золотистых оттенков. Кэмпбеллы могут быть пятнистыми. Живут около 2 лет.
4) Джунгарские хомяки – зверьки средних размеров, до 10 см в длину и весом до 65 г. Их характерная особенность – темная полоса вдоль хребта и выраженный ромб на голове. Основной цвет джунгарика – серо-коричневая спинка и белое брюшко. Эти животные легко привыкают к человеку и могут прожить в неволе до 3 лет, редко – до 4.
Итак, в домашних условиях содержат в основном 4 вида хомячков: сирийские хомякихомяк Роборовского; хомяк Кэмпбелла; джунгарские хомяки.

3. Исследовательская часть

3.1. «К какой породе относится мой хомячок?»

У хомяка Марина брюшко светлое, серая пушистая спинка, по всей длине которой - чёрная полоска. Хвостик короткий и торчит вверх. Длина тела  7 см, вес - 27 граммов. Поэтому по описанию и размерам Марина полностью совпадает с описанием джунгарского хомяка.

На этом виде я остановлюсь более подробно

Джунгарские хомяки в природе обитают в степях и полупустынях Казахстана, Азии, России (Западная Сибирь, Алтайский край). Название получили по имени района на северо-западе Китая – Джунгарии.

Образ жизни джунгарика такой же, как у хомяка обыкновенного. На травянистых равнинах у крохотных хомячков много врагов – хищные птицы, хорьки, горностаи.
3.2. Исследование  «Хомяк - ночное животное?»

В дикой природе хомяка считают ночным животным. Я решил проверить это. Наблюдая за хомяком, я заметил, что днём она спит, а ближе к вечеру она просыпается и становится активной: прыгает, что-то грызет, падает, возится в подстилке, наводит порядок в своем домике, гремит колесом, играет. Мои наблюдения длились 7 дней. Каждый день она выходила из гнезда после 10 часов вечера, ближе к ночи. В это время хомяк вёл себя активно, а к утру засыпал в своем гнезде. Таким образом, мои наблюдения подтверждают, что хомяк – ночное животное.

3.3. «В каких условиях необходимо содержать домашних хомячков?»
Клетку с хомяком надо держать в тихом уголке, где тепло, сухо, светло и нет сквозняков. Клетка для хомяка должна быть удобной и просторной не менее 50х30 см. В клетке должна быть кормушка и поилка, беговое колесо (обязательно со сплошной поверхностью, иначе хомячок может сломать лапку), чем больше диаметр такого колеса, тем лучше.

Наполнителем для клетки хомячка могут служить опилкисалфетки или туалетная бумага без красителей, специальный прессованный или гранулированный наполнитель.
Чтобы питомцы не болели, нужно проводить профилактические меры: периодически дезинфицировать клетку, освобождать корма от грязи и мусора, соблюдать гигиену во время ухода за зверьками.

В ходе исследования у меня возник вопрос: «Почему хомяк бегает в колесе?». Оказывается, что таким способом он заменяет свою природную привычку. На воле эти зверьки много бегают.

Итак, условия содержания у моего хомячка соответствуют принятым нормам. Всё необходимое у хомяка есть, только живёт она у нас в клетке. Для подстилки мы используем опилки. И это даже лучше, так как она сама с удовольствием строит себе домик-гнездо, где проводит дневное время.

3.4. Хомяк – всеядное животное.

Кроме круп, хомячки едят «Геркулес» (сухой), макаронные изделия (вареные), нежареные семечки подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни, а также картофель (вареный), белок от сваренного яйца. Не откажется и от орешка, сухарика, сушки, баранки. Из молочных продуктов можно давать творог, сыр, хлеб, смоченный в молоке. Влагу, необходимую организму, хомячки получают из овощей, фруктов, ягод, трав. Поэтому надо следить за тем, чтобы хомячок ежедневно получал что-нибудь из сочных кормов.
Хомячки очень запасливы и чистоплотны.

Следовательно, меню нашего хомячка подобрано верно. Иногда, я ее кормлю с рук, ее любимое лакомство – семечки, кусочки помидора, капуста. Все необходимые продукты он получает. Я могу смело утвердить, что мой хомяк – всеядное животное.

3.5. Уход за хомячками.

Уход за хомячками – это повседневная работа. Уход надо проводить так, чтобы хомячки были всегда сыты, получали полноценный рацион кормов, хорошо себя чувствовали и содержались в чистоте.

Чистота в клетке – одно из главнейших условий сохранения здоровья зверьков. Нужно следить за чистотой ежедневно: убирать мусор и сменять по мере загрязнения подстилку в клетке. Необходимо тщательно мыть кормушки и поилки, чтобы в них не скапливалась грязь. Чистить клетку нужно не чаще одного раза в неделю. Хомяки очень не любят, когда после уборки в клетке не остается их "родного" запаха.

Нельзя купать хомяка в воде! Для гигиенических процедур установите в клетке купалку (из пластика, стекла или керамики) с песком. Песок нужно регулярно менять.
Значит, наш уход за хомячком организован правильно. Уборку в клетке у Марины мы проводим 1 раз в неделю: меняем подстилку, промываем миску и поилку. Для купания у нашего хомячка стоит «купалка».

Таким образом, я ухаживаю за своим хомяком правильно. Для ребят, которые хотят завести зверька я разработал памятку «Уход за хомячком», и думаю, что многие родители разрешат своим детям принести в дом любимого питомца.

4. Заключение.

Изучая хомячков, я учился работать с информацией: как правильно искать необходимый материал в книгах и в интернет-источниках. Учился наблюдательности, терпению, внимательности, учению анализировать и обобщать.

         Об этих удивительных животных я узнал много нового и интересного. Теперь я знаю, где они живут в природе, какой образ жизни ведут. Из литературы я узнал, как за ними правильно ухаживать в домашних условиях, чем их нужно кормить, какой должна быть клетка. Теперь я знаю, что мы дома правильно ухаживаем за хомяком. Оказывается, что купать в воде их нельзя!

Хомячки не только скрашивают быт человека, но и вносят оживление и радость, особенно в длинные, зимние вечера. Путем ежедневных наблюдений можно познавать их жизнь, открывать для себя много нового и интересного.

Хомячок – это не пушистая игрушка, а живое существо, поэтому требует заботы и тщательного ухода.

Я рад, что в моей семье проживает удивительное пушистое чудо. Благодаря ему, я стал более заботливым, ответственным.



Список литературы

     1. Н.В. Ачкасова «Я познаю мир», М.: ООО «Издательство Апрель», 2006

2. П. Рени, Твоя первая энциклопедия «Домашние питомцы», М.: «Махаон», 2008.

      3. https://homkin.ru/porody/porody-homyakov.html

  1. https://vsezhivoe.ru/xomyak/

      5.https://moy-homyachok.ru/vidy-homjakov/porody-xomyakov-domashnie.html

      6.http://www.zoomagazinchik.ru

      7.https://ru.wikipedia



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МО «Джидинский район»

МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Районная научно – практическая конференция

«Первые шаги»

Секция «Здоровье и спорт»

Тема: «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Автор: Бурлакова Юлия, ученица 2 класса

Руководитель: Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

у.  Дырестуй

2023 г.

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть
  1. Опрос одноклассников.
  2. Как появилась газировка.
  3. Состав газировки
  1. Опытно-экспериментальная работа.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.

  1. Введение

Наши родители всегда заботятся и волнуются о нас: где мы, с кем мы, чем питаемся. Хотят, чтобы мы вели здоровый образ жизни, употребляли только полезную пищу, так как множество болезней возникает из-за неправильного питания. Не всегда детям нравится правильное питание и они с удовольствием покупают то, что вредно для организма. Моя бабушка, которая работает в больнице медсестрой каждый раз, когда видит, что я пью газировку, твердит, что газировка вредная. У меня возник вопрос, правда ли газированные напитки так вредны для организма человека? Ведь большинство детей любят искрящиеся пузырьки и разнообразный сладкий вкус газировки. В чем же секрет такой притягательности? Может оттого, что ее часто рекламируют по телевизору, с красочными этикетками и ярко выраженным фруктовым вкусом и привлекательным цветом? У меня возникли вопросы: чем же вредны газированные напитки? Знают ли об этом мои одноклассники? Я решила провести исследование.

Для исследования данного вопроса выдвинули гипотезу: предположим, что газированные напитки вредят здоровью детей.

Цель исследования: Выяснить, действительно ли газировка - это вредный для организма продукт.

Для достижения цели, были определены задачи исследования:

  1. Изучить вкусовые пристрастия моих одноклассников к газировке  
  2. Прочитать литературу и статьи в интернете об истории возникновения газированной воды.
  3. Выяснить, какие компоненты входят в состав газированных напитков и их влияние на здоровье.
  4. Провести опыты с газировкой.
  5.  Сделать выводы и вместе бабушкой рассказать одноклассникам про газировку.

 Обьект исследования: влияние газированной воды на здоровье человека.

Предмет исследования: газированная вода

  1. Основная часть
  1. Опрос одноклассников.

Мне стало интересно, как часто мои одноклассники пьют газировку, считают ли они ее вредной. Для этого мы провели опрос. В опросе участвовало 10 учащихся 2го класса. Опрос состоял из трех вопросов:

На первый вопрос: «Любишь ли ты газировку?», ответы были следующие:

Да

9

Нет

1

Вывод: Большинство одноклассников любят пить газировку.

На второй вопрос: «Как часто ты покупаешь газировку?», ребята ответили так:

Часто(несколько раз в неделю)

5

Не очень(один раз в неделю)

3

Не покупаю

2

Вывод: Половина класса часто покупают газировку, трое один раз в неделю.

Третий вопрос: «Газировка вредна или полезна?»

Вредна

4

Полезна

6

Вывод: Многие одноклассники считают газировку полезной.

По данным опроса стало понятно, что большинство моих одноклассников любят пить газировку довольно часто и считают ее полезной.

  1. Как появилась газировка.

Наша любовь к газировке проста и естественна. Ведь вода гораздо лучше утоляет жажду, если в ней прыгают газовые пузырьки. Давным–давно это заметили люди, купаясь в минеральных источниках. Но только в XVII веке кто-то предприимчивый догадался разливать воду в бутылки и продавать их в городах. В это же время появились и первые сладкие напитки, еще не газированные: в Париже « Компания лимонадиеров» продавала подслащенную лимонную воду. Её в больших ёмкостях разносили на спине торговцы. В XVIII веке ученые поняли, что вызывает появление пузырей. И в 1772 году английский химик Джозеф Пристли придумал, как сотворить из обычной воды газированную. На коллегии физиков в Лондоне он представил первый в мире газированный аппарат.

В Америке содовую воду с травяными добавками продавали в аптеках.

В России производство газировки началось в начале XIX века в пригороде Санкт-Петербурга. Знаменитый кондитер Излер выпускал содовую воду, которая имела солоноватый вкус и не имела лечебных свойств.

Первыми марками газировки, выпущенной в Америке, стали: Кока-кола, Фанта, Спрайт, Пепси-кола.В СССР (России) первыми стали: Байкал, Буратино, Тархун.

Прежде чем приступить к анализу «вредно» или «полезно», надо разобраться, что же входит в состав напитков с газом.

  1. Состав газировки:

Я исследовала состав газированной воды на ее этикетке.

  1. Вода.
  2. Углекислый газ. Встречается и под другими  названиями : СО2, двуокись углерода, диоксид углерода, бикарбонат.
  3. Лимонная кислота, яблочная, реже ортофосфорная кислота. Иногда вместо названия кислоты пишут цифровой код. Кислота лимонная – Е330 , ортофосфорная – Е338.
  4. Самый опасный ингредиент – сахар. Сахар – это чистый углевод. Его концентрация в газировке очень высока (от 5,5 до 8 кусочков на 330 граммов воды). Иногда вместо сахара используют подсластители. Самый известный – аспартам  
  5. Красители.
  6. Другие добавки.

Бабушка помогла мне разобраться и понять: Как влияют эти компоненты на организм человека? Мы с ней составили таблицу:

Компонент

Влияние на организм

Какие развиваются болезни

Углекислый газ

Пузырьки газа раздражают слизистую, вызывают обострение воспалительных процессов.

  • Гастрит
  • Язвенная болезнь
  • Колит
  • Гепатит
  • Панкреатит

          другие

Кислота

Разрушает эмаль зубов, провоцирует метеоризм – обильное выделение газов, повышает кислотность желудочного сока

  • Кариес
  • Ломкость костей
  • Язва
  • Гастрит

Сахар

Появляется избыточный вес

  • Ожирение
  • Диабет

Красители

Аллергические реакции

  • Бронхиальная астма
  • Аллергия

           другие

 

Кроме этого я узнала, что слишком большое употребление газировки способствует развитию гиперактивности детей.

  1. Опытно-экспериментальная работа:

Следующий шаг в моем проекте, был проведение опытов с газированной водой.

Нами были выбраны несколько опытов:

Опыт №1: «Влияние на эмаль зубов»

Наливаю воду в блюдце и кладу туда скорлупу от яйца.

  1. Через несколько дней я увидела – скорлупа стала мягкой и слегка окрасилась.

Вывод: если скорлупа размягчилась, то газированная вода действительно разъедает и наши зубы.

  Опыт №2: «Содержание газа»

На только что открытую бутылку нужно надеть воздушный шарик. Если он надулся, значит есть газ.

Вывод: в газировке содержится газ.

    Опыт №3: «Содержание кислоты»

Положить на 4 дня ржавые гвозди в газированную воду. Если они очистились, значит есть кислота.

Вывод: в газировке повышенная кислотность и вредные вещества, которые растворяют даже ржавчину .

4.Заключение.

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что газированная вода приносит вред нашему организму. Значит моя гипотеза о том, газированная вода вредна для организма детей  - подтвердилась. Кроме этого, теперь я знаю, какое влияние она оказывает на мой организм. Об этом надо рассказать своим одноклассникам. Я попросила бабушку мне помочь и мы с ней провели беседу «Вред газировки», дали советы ребятам.

Теперь я и мои одноклассники знаем, что газировка приносит вред нашему здоровью и организму. Будем стараться не пить газированную воду и рассказывать своим друзьям о ее вреде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кутепова Мария. ”Горькая правда о сладком лимонаде”.
2. Петров В. “История газировки” .
3. Ротенберг Роберт “Расти здоровым”.
4 Интернет

Приложение

Советы одноклассникам:

1. Утолять жажду, можно с помощью воды, морсов, минеральной негазированной водой, свежим соком, несладким компотом и домашней газировкой.

3. Если все же вы решили купить воду, то выбирайте бесцветную, без красителей.

4. Если пьете газировку, то лучше выпускать газы.

5. Если хотите сберечь зубы, то пейте через трубочку.

6. Газировка не утоляет жажду. Чем больше ее пьешь, тем больше хочется.

Угостили ребят домашней газировкой.

Рецепт для приготовления домашней газировки.

  1. Возьмем 10 частей кипяченной воды и 1 часть лимонного сока. Добавляю мед.
  2. Такой лимонад можно пить хоть по 2,5 литра в день. Витамин С, который содержится в лимоне бодрит и даже снимает головную боль.

D:\2 класс\НПК\Screenshot_20230412_191916.jpg

Опыт № 1

D:\2 класс\НПК\IMG-4228bee9e3a84288c66dfcd573eb961e-V.jpg   D:\2 класс\НПК\Screenshot_20230412_192035.jpg

                Опыт № 2                                     Опыт № 3



Предварительный просмотр:

МБОУ «Дырестуйская СОШ»

«Математика – часть нашей жизни»

Автор: Протасов Иван, ученик 4 класса

                                                               Руководитель: Гармаева Т.Ч.

2019 г.

Содержание

  1. Введение

              Актуальность……………………………………………3

              Цель………………………………………………………3

              Задачи…………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть
  1. Математика и ее термины……………………………………3
  2. Математика в системе знаний……………………………….4
  3. Сферы деятельности, где применяется математика………..4
  1. Исследования
  1. Исследование № 1………………………………………….6
  2. Исследование № 2………………………………………….6
  3. Исследование № 3………………………………………….6
  1. Вывод………………………………………………………7
  2. Рекомендации……………………………………………..7
  3. Заключение………………………………………………..8
  4. Список литературы……………………………………….9

Введение

Актуальность

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

     А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

       Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Занимаясь математикой, решая математические задачи, я задумался над тем, а так ли важна она в нашей повседневной жизни.

Целью моей работы является рассмотрение и изучение роли математики в жизни общества.

Исходя, из этого я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу, которая раскрыла бы понятие математика и ее терминов.
  2. Выяснить какую роль играет математика в системе наших знаний.
  3. Уточнить, в каких профессиях можно применить математические знания
  4. Рассмотреть и проанализировать на примерах, где в повседневной жизни можно использовать математические знания.

Поэтому объектом моего исследования является математика и ее термины.

Предмет исследования: математика в нашей жизни.

Теоретическая часть

Математика и ее термины

 Прежде чем рассмотреть примеры математики в жизни для начала более точно узнал что такое математика и термины, которые она включает в себя.

       Матема́тика — это наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Слово «математика» произошло от др. греч. μάθημα (máthēma), что означает изучение, знание, наука, и др. греч. μαθηματικός (mathēmatikós), первоначально означающего восприимчивый, успевающий

Основные математические термины

Длина— физическая величина, числовая характеристика протяжённости линий

Высота — измерение тела или фигуры, отмеряемое в вертикальном направлении.

Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом.

Площадь — одна из количественных характеристик плоских геометрических фигур и поверхностей.

Сантиметр (см, cm; устар. стм.) — в системе СИ 0,01 метра. В системе СГС является основной единицей длины.

Метр (обозначение: м, m; от др.-греч. μέτρον — мера, измеритель) — единица измерения длины и расстояния в СИ.

Математика в системе знаний

На глазах нашего поколения наука сделала колоссальный шаг в изучении законов природы и в использовании полученных знаний. Достаточно сказать о поразивших воображение успехах в покорении космоса и исследованиях внутриатомных явлений, а также о первых операциях на сердце.

В это же время математика начинает приобретать все большее значение в экономике, организации производства, а также в социальных науках.

Положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только сорок лет назад. Математика превратилась в повседневное орудие исследования в физике, астрономии, биологии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности. Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровным использованием математических методов, чем это было до настоящего времени.

За тысячелетия своего существования математика прошла большой и сложный путь, на протяжении которого неоднократно изменялся ее характер, содержание и стиль изложения.

Сферы деятельности, где применяется математика

Я часто слышу  высказывания одноклассников и их родителей, что математика не важна и что даже некоторым из них она не пригодилась, но как я выяснил, существует ряд профессий в которых, не зная математики, не произведешь, ни одного правильного расчета. Приведу примеры некоторых сфер деятельности:

1. в Бухгалтерии - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

2. в Строительстве - это вид человеческой деятельности, направленный на создание зданий, инженерных сооружений (мостов, дорог, аэродромов), а также сопутствующих им объектов (инженерных сетей, малых архитектурных форм, гаражей и т. д.)

3. в Программирование - процесс и искусство создания компьютерных программ и/или программного обеспечения с помощью языков программирования. Программирование сочетает в себе элементы искусства, фундаментальных наук (прежде всего информатика и  математика), инженерии, спорта и ремесла.

4. в Географии - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.

5. в Экономике - хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление товаров).

6. в Астрономии - наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом.

7. в Инженерии - область человеческой интеллектуальной деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов физики и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.

Исследования

 Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича. Как правильно рассчитать, чтобы родилась девочка или мальчик? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.

Исследование № 1. Применение математики в строительстве.

1. Строителю заказали покрасить помещение (допустим наш класс). Для этого ему нужна краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 литра). Строителю остается рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) строитель узнает, что площадь одной стены равна 12 метров в квадрате и узнает, что ему понадобиться 24 литра на одну стену. Те же вычисление он проводит с потолком, и другими стенами и едет в магазин.

2. Так же можно представить, что строителю необходимо поменять пол для последующей укладки паркета. Это требует заливки пола раствором на высоту 10 см.  Для этого ему нужно знать объем заливаемого раствора. Длина пола 6 метров, ширина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) он узнает, что площадь пола равна 24 квадратных метра. (Формула вычисления объема V=Sh). Он знает, что пол ему надо поднять ровно на 10 сантиметров.  За высоту он принимает то расстояние, на которое ему надо поднять пол, то есть на 10 сантиметров.  Он узнает, что объем,  пола составляет  2,4 кубометра.

3. Родители делали дома ремонт и я решил посчитать сколько рулонов обоев потребуется на мою комнату. Я знаю, что высота комнаты 2метра 20 сантиметров, а длина 4 метра. Ширина обоев составляет 1 метр, а длина  одного рулона 9 метров.  При помощи формулы (S = ab)  я узнаю, что площадь одной стены равна 8 м2 80 см2. Значит на одну стену уйдёт один рулон обоев. Проводим те же вычисления и с другими стенами. Итак, я узнал, что для моей комнаты потребуется 3 с половиной рулонов обоев.

Исследование № 2. Транспортные расходы

 Мы часто бываем в Петропавловке. Мне стало интересно, сколько дизельного топлива расходуется, чтобы доехать до Петропавловки и сколько для этого потребуется денег. Расстояние до Петропавловки составляет 60 км. и   60 км. обратно. Я узнал у папы, что на сто км.  расходуется примерно 10 литров топлива. Получается, что нам потребуется 12  литров топлива, чтобы доехать до Петропавлоки и обратно. Стоимость дизельного топлива за 1 литр равна 42 рубля 40 копеек. Умножаем и получаем  ______________.

Исследование № 3. Кулинария

 Однажды мама решила приготовить «Королевский торт» по старинному рецепту. Рецепт:

 ТОРТ КОРОЛЕВСКИЙ

(прим. 400 г) сливочного масла растереть добела, положить (прим. 400 г) мелкого сахара, растёртого добела с 18 желтками, цедру с 2 лимонов, 1/2 или 1 мускатный орех. Когда всё хорошо будет перемешано, взбить 18 белков в густую пену, положить в тесто, подсыпая понемногу (150 г) картофельной и (150 г) крупчатой муки, перемешать, наполнить форму, испечь, затем покрыть глазурью из розовой воды.

Мы сходили в магазин и выяснилось, что

на масло мы потратили ____ рублей

на сахар – _____ рублей

на яйца - ____ рубля

на лимоны - ______ рублей

на картофельную муку - ____ рублей

на крупчатую муку - ____ рублей

Всего мы заплатили – ____ рублей.

Вывод

1. Для того, чтобы определить цену продукта, прибыль и правильно рассчитаться с покупателем, менеджеры и продавцы используют математические знания.

2. В экономике математика нужна для того, чтобы правильно рассчитать затраты для получения максимальной прибыли.

3. В строительстве математика нужна для того, чтобы правильно сделать расчёты и чертежи для проектов строений.

4. В банках математика используется для того, чтобы правильно рассчитать деньги, находящиеся в обороте и другое.

Рекомендации использования моей исследовательской работы.

  1. На факультативах и кружках по математике
  2. Для расчета количества материала при ремонте дома, школы.
  3. При планировании семейного бюджета во время ремонта.
  4. При расчете топлива и финансовых затрат на него для перевозки детей нашей школы.

Заключение

Поскольку математика представляет по своей природе всеобщее и абстрактное знание, она в принципе может и должна использоваться во всех отраслях науки.

При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методами отбора и анализа информации.

Таким образом, математика своими специфическими средствами способствует решению целого комплекса задач и имеет большое значение в жизни общества.

Нет сомнений, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и в ее применениях.

Я думаю, учащиеся, должны в какой-то мере почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Б.В. Гнеденко Математика в современном мире. – М.: Просвещение, 1990г. – 128 с.

2.  Е.А. Беляев, В.Я. Перминов «Философские и методологические проблемы математики», МГУ, 1981, - 214 с.

3.   Н.И. Жуков «Философские проблемы математики», Минск, 1977, -95 с.

4.  Непостижимая эффективность математики в естественных науках:— 1991, № 10, с. 23.

Полезные ссылки, с которыми я работал:

http://www.wikipedia.org – термины

http://ru.wikipedia.org/wiki/- дополнительная информация

http://www.telegraph.ru/hobby/old/old-ind4.htm- рецепты кулинарии, в которых используются разные понятия и меры веса.

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=718 - выдающийся математик



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу   ученицы 4 класса                                                                   МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Дансоруновой Арюны

по теме «Числа в фразеологизмах, пословицах, поговорках, загадках»

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении поставлена цель, определены вытекающие из нее задачи, а также обозначены объект и предмет  исследования. Цель в работе достигнута. Сама ученица, понимая сложность исследования, не ограничивается тем, что в данной работе продолжила работу по исследованию чисел в фразеологизмах, пословицах, загадках. В прошлом году исследовала числа в русских народных сказках и заслужила высокой оценки экспертной комиссии.

Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме.  Автором проделана работа по сбору и систематизации материала о числах, об использовании чисел в устойчивых выражениях. Работа структурна, соответствует плану. Работа отличается логичностью изложения.    

Работа, представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером, заслуживает положительной оценки. Считаю, что для ученицы 4 класса Дансоруновой Арюны  проведенное собирание материалов является серьезной исследовательской работой, заслуживающей представления на конференции, в связи с чем рекомендую её работу.

Рецензент:           Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Содержание

  1. Введение………………………………………………………..
  2. Основная часть……………………………………………….
  1.  История чисел……………………………………………...
  2. Практическая часть. Числа в пословицах и поговорках...
  3. Числа в загадках …………………………………………...
  4.  Числа в фразеологизмах …………………………………..
  1. Заключение……………………………………………………..

  1.  Введение

Впервые наше знакомство с числами начинается уже в раннем детстве. В прошлом году я выступала на конференции с исследовательской работой по теме: «Числа литературных произведениях», где показала что числа используются в разных жанрах литературы. И я решила продолжить эту тему в этом году и исследовала тему: «Числа в пословицах и поговорках, фразеологизмах».  С числами и числительными часто приходится встречаться в художественных текстах.

Актуальность

Анализируя тексты сказок, литературные произведения, фразеологизмы, загадки, пословицы и поговорки я попыталась понять, как часто встречаются те или иные числа, что они обозначают и с какими историческими, бытовыми представлениями народа связано их использование. Исходя из этого, актуальность моей работы заключается  в исследовании частоты употребления чисел в фразеологизмах, пословицах, загадках.

Гипотеза исследования заключается в том, что если бы числа в фразеологизмах, пословицах и поговорках были использованы бессмысленно, бессодержательно или бездумно, то мы бы не употребляли так часто в повседневном обиходе устойчивые выражения с числами.

Цель: изучить особенности употребления чисел в фразеологизмах, пословицах, поговорках; проанализировать, знают ли учащиеся нашей школы пословицы, поговорки. загадки, фразеологизмы в которых встречаются числа

 Объект исследования: устойчивые выражения, загадки.

Предмет исследования: числа в фразеологизмах, пословицах, загадках;

Задачи исследования:

  • собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники;
  • найти примеры употребления чисел в фразеологизмах, пословицах. загадках;
  • проанализировать частотность употребления чисел в устойчивых выражениях;

Практическая значимость. Эту исследовательскую работу можно использовать на уроках русского языка и литературы, на внеурочном занятии.

Я пришла к выводу, что числа играют в художественном тексте немаловажную роль, и их изучение помогает проникнуть в заложенную народом мысль, лучше понять историю своего народа.

2.  Основная часть

2.1. История чисел.

Изучая литературу по теме, я узнала, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они еще не имели никакого представления о числах. Первобытные люди могли только выделять из множества различных предметов отдельные. Например, из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. То есть они определяли отношения как «один » и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки),  привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали  «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».  Лишь постепенно человек научился выделять три предмета,  а затем четыре.

     Затем  человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной», - пальцами рук и ног. Например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова «пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек"!

Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных. В своей работе я попыталась проследить использование чисел и их символику в русских народных сказках.

2.2 Практическая часть. Числа в пословицах и поговорках.

     Я выяснила, что числа являются еще и  источником происхождения многих пословиц и поговорок, без которых наша речь была бы невыразительной и бедной. На уроках литературы, математики нам часто приходится сталкиваться с ними. К великому сожалению  мы их знаем очень мало. И когда учитель просит назвать пословицу, в котором есть числа, или собрать пословицу из отдельных слов, мы затрудняемся ответить. Поэтому я решила найти пословицы и поговорки  и познакомить с ними своих одноклассников.

     Вот что у меня получилось: С числом -1, я нашла 25 пословиц и поговорок, с числом 2 - 20, с числом 3- 8, с числом 4- 4, с числом 5 – 4, с числом 6 -1, с числом 7- 20, с числом 8- 4, с числом 9- 1, с числом 10- 6, с числом 11 -2, с числом 12 -3, с числом 13 -2, с числом 25- 2, с числом 40 -3, с числом 100 -12, с числом 200- 2, с числом 1000- 18. 3.

Вот только несколько из них:  (Приложение№ 3)

Один.

1.Одна пчела много меду не натаскает.

Два.

1.Два медведя в одной берлоге не живут.

Три.

1.Обещанного три года ждут.

Четыре.

1.Конь на четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

1.Свой пятак чужого рубля дороже.

Шесть.

1.Один друг шестерых родственников заменит.

Семь.

1.Для бешеной собаки семь вёрст не крюк.

Восемь.

1.У святого коня – восемь ног.

Девять.

1.Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Десять.

1.Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.

Одиннадцать.  

1.Одиннадцатая заповедь – не попадайся.

 Двенадцать.

1.Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.

Тринадцать.

1.Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут,  да и то не берут.

Двадцать пять.

1.Двадцать пять лет – солдатский век

Сорок.

1.Все сорок тысяч слов глупца не стоят умного словца.

Сто.

1.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двести.

1.Есть и двести, да не в одном месте.

Тысяча: И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).

2.3. Числа в загадках.

    Теперь о числах в загадках. Здесь я не буду особо мудрствовать и просто перечислю  загадки с числами которые я нашла. Результаты моих поисков: С числом 1 я нашла 10 загадок, с числом 2- 33, с числом 3- 9, с числом 4- 17, с числом 5- 10, с числом 6- 4, с числом 7- 8, с числом 9- 1, с числом 10- 6. Вот некоторые из них. (Приложение №4)

Один: Много рук, нога – одна (дерево).

Два: Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

Три: Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).

Четыре: Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

Пять: 5 пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

Шесть: 6 ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

Семь: Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

Восемь: Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я – … (осьминог).

Девять: Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

Десять: Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

2.4. Числа во фразеологизмах.

Не редко от наших родителей, учителей можно услышать такие фразы: «Опять двадцать пять!», «Ну не кричите вы в один голос», «Ну прямо на одно лицо!». И как выяснилось ,что многие ребята , даже не понимают, о чем это. В русском языке это называется – фразеологизмы, где одним из компонентов образного выражения является числительное. Меня это тоже очень заинтересовало и я попыталась найти такие. Результаты поиска: фразеологизм с числом ноль- 1, с числом 1- 29, с числом 2- 17, с числом 3- 4, с числом 4- 1, с числом 5-2, с числом 7- 8, с числом 9- 2, с числом 10 -7. (Приложение № 6) Например:

Ноль: Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Один: В один голос –  все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать )

Два: В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.

Три: В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.

Четыре: В четырёх стенах – жить, не выходя из дому

Пять: Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо.– об абсолютно ненужном.

Семь: За семь вёрст киселя хлебать – далеко и попусту идти, ехать. 

Девять: Девятый вал – грозная, несокрушимая сила.

Десять: Десятая вода на киселе – то же, что и «седьмая вода на киселе», то есть дальний родственник.

3.  Заключение

      Собрав и обобщив весь материал, я пришла к выводу: без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Можно смело утверждать, что выбор чисел в литературе не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел. Числа хранятся не только в пословицах, поговорках, загадках, сказках, фразеологизмах. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Люди того не замечая, употребляют числа в своей речи каждый день. Мы используя фразеологизмы, пословицы и поговорки  в каких – то ситуациях, делаем свою речь более выразительной, яркой, образной.

Список использованной литературы.

  1. Ашукин, Н. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. 4-е изд., доп. - М.: Художественная литература, 1989. – 526 с.
  2. Волина, В.В. Загадки от А до Я. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. – 319 с.
  3. Ласковый И. «Секреты «магических» чисел», М., 2005.
  4. Пушкин А.С. «Сказки», М., 1998.
  5. «Русские народные сказки».  / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 2005. -  285 с.
  6. Интернет ресурсы: http://nickdegolden.ru/russkie-poslovicy-pogovorki/

https://www.liveinternet.ru/users/non-fiction/post179143647

Приложение 1.

Числа в пословицах и поговорках.

Один.

1.Один в поле не воин.

  1. Одна пчела много меду не натаскает.
  2. Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
  3. Одна нога тут – другая там.
  4. Одна голова хорошо, а две лучше.

Два.

 1.В поле две воли, чья возьмёт.

2.Два медведя в одной берлоге не живут.

3.Два раза не умирать.

4.Два сапога – пара.

5.Два соловья на одной ветке не поют.

Три.

1.Согнуться в три погибели.

2.Обещанного три года ждут.

3.На трёх свиней корни не разделить.

4.Три перста крест кладут.

5.До трёх раз прощают.

Четыре.

1.Конь на четырёх ногах, да и то спотыкается.

2.Без четырёх углов изба не рубится (не становиться).

3.Четыре угла дому на строение, а четыре времени году на совершение.

4.Четыре страны света на четырёх морях проложены.

Пять.

1.Потерял пять, а нашёл семь.

2.Есть пять копеек – и бабушка в торгу.

3.Нужен, как собаке – пятая нога.

4.Свой пятак чужого рубля дороже.

Шесть.

1.Один друг шестерых родственников заменит.

Семь.

1.В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнёт.

2.Вятские – ребята хваткие, всемером одного не боятся.

3.Двое пашут, о семеро руками машут.

4.Для бешеной собаки семь вёрст не крюк.

5.Зима не лето – в семь шуб одета.

Восемь.

1.Весна да осень – на день погод восемь.

2.У святого коня – восемь ног.

3.Осень – перемен восемь.

4.Восьми гривен до рубля не хватает.

Девять.

1.Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Десять.

1.Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

2.Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.

3.На одного стрелка по десятку загонщиков.

4.О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе – с сотней.

5.Один умный десять безумных водит.

 Одиннадцать.  

1.Одиннадцатая заповедь – не попадайся.

2.Одиннадцать ради нечёта.

 Двенадцать.

1.В году двенадцать месяцев, и в каждом – свои ягоды.

2.Правда двенадцать цепей разорвёт.

3.Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.

Тринадцать.

1.Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут,  да и то не берут.

2.Тринадцатый гость под стол.

Двадцать пять.

1.Двадцать пять лет – солдатский век

2.Опять двадцать пять!

Сорок.

1.Все сорок тысяч слов глупца не стоят умного словца.

2.Сорок лет – бабий век.

3.Сорок лет не сорок реп.

Сто.

1.Верный друг лучше сотни слуг.

2.Как хочешь рассуждай, а сто рублей – деньги.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.Один дурак скажет – сто мудрецов не разберут.

Двести.

1.Есть и двести, да не в одном месте.

2.Как вместе, так двести, а как врозь, так все по одному.

Тысяча.

1.Если не один возьмется, а тысяча, тогда и самое тяжелое бревно станет легким (эфиопская).

2.И путешествие в тысяче стран начинается с первого шага (монгольская).

3.И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).

4.И тысяча слухов еще не правда (монгольская).

5.Лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать (китайская).

Приложение № 4

Числа в загадках.

Один.

1.В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).

2.Много рук, нога – одна (дерево).

3.На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

4.На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

5.На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

5.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).

Два.

1.Бежит-гудит, в два глаза глядит, а станет – ярко-красный глазок глянет! (автомобиль).

2.В конце два Л пиши. А как зовут меня, реши: без мастера граненным стал блестящий правильный … (кристалл).

3.Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

4.Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).

Три.

1.Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

2.Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

3.Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).

4.Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

Четыре.

1.В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).

2.Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).

3.Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга).

4.Два брюшка, четыре рожка (подушка).

Пять.

1.5мешочков шерстяных – греются братишки в них (перчатки).

2.5пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

3.Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).

4.Как только отправляется она зимой гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый – ровно пять! (перчатки).

Шесть.

1.6ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

2.Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).

3.На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).

4.Чёрен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит, жужжит, упадет – землю роет (жук).

Семь.

1.Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).

2.Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них на семь суток! (верблюд)

3.Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

4.Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).

Восемь.

1.8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).

2.Дом чудесный – бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам (трамвай).

3.Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я – … (осьминог).

4.Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы дружочков (8).

Девять.

1.Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

Десять.

1.Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

2.Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).

3.Как славно жить, когда они работы не боятся. (пальцы).

4.На десятки вёрст – разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).

Приложение №3

Числа в фразеологизмах.

Ноль.

1.Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Один.

1.В один голос – 1. все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать и т.п.).

2.Все до одного – (все) без исключения, полностью.

3.Жить одним домом – вместе, сообща вести хозяйство.

4.Как одна минута – очень быстро.

5.Мерить на один аршин - подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т.п. одинаково, без учёта индивидуальных особенностей.

Два.

1.В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.

2.В двух шагах от... – очень близко.

3.Два сапога – пара – один другого не лучше.

4.Есть в два горла – очень много есть.

5.Из вторых рук - через посредников (узнать, получить и т.п.) (= из третьих рук)

Три.

1.В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.

2.В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.

3.В три шеи (гнать) – грубо, с побоями и руганью гнать.

4.С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.

Четыре.

1.В четырёх стенах – жить, не выходя из дому

Пять.

1.Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге – об абсолютно ненужном.

2.Пятое-десятое – употребляется при поверхностном перечислении чего-либо (неважного) вместо подробного перечисления.

Семь.

1.За семь вёрст киселя хлебать – далеко и попусту идти, ехать, тащиться и т.п. куда-либо.

2.Работать до седьмого пота – очень много трудиться.

3.Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник

4.Семеро по лавкам – очень много маленьких детей у кого-либо.

Девять.

1.Девятый вал – грозная, несокрушимая сила.

2.Ходить за тридевять земель – далеко.

Десять.

1.Дать сто очков вперёд – значительно превосходить кого-либо в чем-либо.

2.Десятая вода на киселе – то же, что и «седьмая вода на киселе», то есть дальний родственник.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу   ученицы 3 класса                                                                             МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Пайтуевой Евгении

по теме «Роль кальция в организме человека»

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении поставлена цель, определены вытекающие из нее задачи, а также обозначены объект и предмет  исследования. Цель в работе достигнута. Сама ученица, понимая сложность исследования, не ограничивается тем, что в данном докладе будет заниматься только изучением теоретического материала о кальции и его свойствах, но и провела практические опыты и сделала соответствующие выводы.

Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме.  Автором проделана работа по сбору и систематизации материала о кальции и его свойствах, в каких продуктах содержатся больше кальция. Работа структурна, соответствует плану. Работа отличается логичностью изложения.    

Работа, представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером, заслуживает положительной оценки. Считаю, что для ученицы 3 класса Пайтуевой Евгении собирание материалов и эксперимент  являются серьезной исследовательской работой, заслуживающей представления на конференции, в связи с чем рекомендую её работу.

Научный руководитель:      Гармаева Тунгалаг Чагдуровна










СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение        ……………………………………………………………..с.3
  2. Основная часть        
  • Анкетирование………………………………………………………с.4

Обработка и анализ результатов анкетирования                                  

  • Исследование проблемы путём интервью со специалистами…...с.4
  • Практические исследования………………………………………..с.5
  1. Заключение                                                                                            

Общие выводы и рекомендации…………………………………... с.6

  1. Список литературы……………………………………………… с.7
  2. Приложение………………………………………………………. с.8

  1. Введение

 Мне часто  мама говорит, что нужно пить молоко, кушать сыр и творог, потому что в этих продуктах содержится кальций, а он полезен для здоровья. Меня заинтересовало, а что такое кальций и почему он нужен нашему организму.

Гипотеза:

 Если я буду есть каждый день молоко, сыр, творог, то я всегда буду здоров.

Цель моей работы:

Выяснить какие продукты питания богаты кальцием, и почему он так необходим нашему организму.

Задачи:

1). Изучить литературу о пользе кальция.

2). Провести опыты по исследованию влияния кислот на разрушение кальция.

3). Проанализировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

1). Анализ литературы по теме.

2.) Анкетирование и анализ полученных результатов

2). Практические исследования.

3). Беседа с медицинским работником.

3). Наблюдение и выводы.

Объект исследования:  кальций и его свойства

Предмет исследования: роль кальция в организме

  1. Основная часть

Анкетирование. Обработка и анализ результатов анкетирования.

Сначала я решил провести опрос ребят из моего класса и посмотреть, что знают одноклассники о кальции.

Вот, что показал опрос:

- 12 человек из 19 опрошенных сказали, что знают, что такое кальций;

- 11 человек из 19  ответили, что могут рассказать о влиянии кальция на наш организм;

и на вопрос – едите ли вы молочные продукты каждый день, все ответили положительно.

Значит, моё исследование будет полезно не только мне, но и моим товарищам. (Приложение с.10)

Кальций – это элемент, без которого не могут протекать нормально основные жизненные процессы. Почти все растения и животные нуждаются в кальции,  он есть во всех органах и тканях живых организмов.

Кальций необходим для того, чтобы кости были прочными. Детям он нужен для нормального роста и развития, большая часть кальция содержится в костях и зубах.

В человеческом организме кальций находится в трех основных местах:

а) в костях скелета (около 99%);

б) в клетках;

в) в крови. Именно кровью кальций доставляется в органы и ткани организма.

Исследование проблемы путём интервью со специалистами

Норма кальция в организме

- А много ли надо кальция нашему организму?

С этим вопросом я обратился к нашей медсестре Людмиле Матвеевне.

(Приложение с.11)

Она рассказала, что потребность организма в кальции:

от 1 года до 6 лет - 1500 мг в сутки;

 7 - 9 лет - 700мг;

10 - 12 лет (мальчики) – 900 мг (девочки) – 1200 мг;

13 - 20 лет – 1200 мг;

21 - 50 лет – 1000 мг;

старше 50 лет - 1200 – 1500 мг.

Для этого нужно употреблять в пищу продукты:

-молоко, кефир, йогурт, творог, сыр, бобы, фасоль,  капусту, зелень, орехи, фрукты, овощи.

Больше всего кальция в молочных продуктах.

Исследование проблемы практическим путём. Опыты.

         А что произойдёт, если в костях совсем не останется кальция?

Опыт 1.  Я провёл опыт с куриными косточками. Взял куриные косточки, положил их в банку и залил уксусом. Прошло 7 дней. Что же стало с косточками? Уксус разрушил кальций в косточках, и они стали мягкими, как бы резиновыми. Они потеряли свою прочность. (Приложение с.12)

Эмаль наших зубов очень похожа на скорлупу яиц.

Опыт 2. Я провёл ещё один опыт. Положил яйцо в банку и полностью залил его уксусом.

Сразу можно увидеть на его поверхности крошечные пузырьки. Это уксусная кислота атакует кальций, содержащийся в яичной скорлупе. Через какое-то время яичная скорлупа изменит свой цвет. Через 3 дня я достал яйцо и аккуратно промыл его водопроводной водой.

        Посмотрите, что получилось. Оно стало, как резиновый мячик. Такое может произойти и с нашими зубами. Если в организме мало кальция, то трескается эмаль наших зубов, и зубы начинают болеть и разрушаться.

(Приложение с.13)

Заключение

Таким образом, я узнал, что кальций - это минеральное вещество, которое участвует во многих процессах в организме человека. Это вещество очень нужно для нормального роста и развития костей и зубов,  кальций придает им прочность. Кальций способствует здоровью сердечно - сосудистой системы, участвует в нервных процессах.

На опытах я доказал значение кальция для человека: кости без кальция стали гибкими и мягкими, утратили твердость, вот почему при нехватке кальция у детей развивается искривление позвоночника, а у взрослых часто случаются переломы костей. Значение кальция для зубов  было подтверждено опытом с яйцом: эмаль зубов (как яичная скорлупа) без кальция становится мягкой и уязвимой, что опасно развитием кариеса.

Таким образом, кальций необходим человеку, чтобы кости и зубы были  крепкими и здоровыми, поэтому важно правильно питаться.

Значит, кальций - это элемент, имеющий важное влияние на здоровье человека. Доказано, что кальций-это основа, благодаря которой может существовать человек. Наш кальций можно сравнить с фундаментом здания или корнем большого дерева. Очевидно, если фундамент непрочный, то и все здание может развалиться. Если корень сгнил, то и дерево засохнет.

Список литературы

Буслаева, Г.Н. Значение кальция для организма / Г. Н. Буслаева // Педиатрия : Medicum. — 2009. — N 3 . — С. 4-7

Лифляндский В.Г. Витамины и минералы / В.Г. Лифляндский. — М. : ЗАО «ОЛМА МедиГрупп», 2010. — 640 с.

Смолянский Б.Л. Лечебное питание / Б.Л. Смолянский, В.Г. Лифляндский. — М. : Эксмо, 2010. — 688 с.

Интернет-ресурсы:

www://zdoroviy-dom.tiu.ru

http://stgetman.narod.ru/kalciy.html http://www.healthtotem.com/ru/coral/role_ru.html http://www.sunhome.ru/journal/13067

Приложение

Анкета для учащихся

  1. Знаешь ли ты что такое кальций?

А). да

Б). нет

2. Ты знаешь, как кальций влияет на организм человека?

А). да

Б). нет

  1. Ты ешь молочные продукты каждый день?

А). да

Б). нет

Результаты анкетирования

  1. Знаешь ли ты что такое кальций?

А). да – 12 человек

Б). нет – 7  человек

2. Ты знаешь, как кальций влияет на организм человека?

А). да – 11 человек

Б). нет – 8 человек

    3.Ты ешь молочные продукты каждый день?

А). да – 19 человек

Б). нет – 0 человек

Исследование практическим путем