Мои публикации

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Предварительный просмотр:

 

Игровые технологии на уроках в начальной школе.

                 

Учитель: Гармаева Т.Ч.


Содержание.

1.Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

2.Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе.

3.Значение игры в обучении.

4.Игры на уроках математики.

5.Игры на уроках русского языка.

6.Игра на уроках чтения.

7.Результат игровых технологий.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья. 
В жизни детей 
игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 

2.Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе.

В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, здоровьесберегающие и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.

Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

Например: 

  • Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? 
  • Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? 
  • Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них? 

В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики в 2 классе.

Учитывая особенности класса и содержание программного курса математики провожу целенаправленную работу по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.

Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:

1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

3) формирование умения решать задачи;

4) расширение представления о геометрических фигурах;

5) знакомство с логическими задачами.

Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.

Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагаю учащимся так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т. е. воспринимались детьми либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух. 

3.Значение игры в обучении
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы. 
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если:

игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр). 
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.


Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. 

4.Игры на уроках математики

Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорощее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

“Назови соседей числа”

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Игра “ Старик Хоттабыч”.

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте числа на2.

Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг


Добрый джин – наш старый друг. 
Кто решит всё без подсказки, 
Тех возьмёт с собою в сказку.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). 

5.Игры на уроках русского языка.

Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя , от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.

Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы “Слова, обозначающие предметы” во 2-м классе можно использовать игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. 

«Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:



1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.


I 


рыбка 


вьюга 


чулок 


II 


подъезд 


склад 


ворона 


дубки 


варенье 


чучело 


съемка 


град 


ворота 


гриб 


ручьи 


чум 


подъем 


клад 


воробей 


Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.


огород 


парк 


море 


школа 


столовая 


зоопарк 


гря-ки 


доро-ки 


пло-цы 


кни-ки 


хле-цы 


кле-ка 


кали-ка 


бере-ки 


фла-ки 


обло-ки 


пиро-ки 


марты-ка 


реди-ка 


ду-ки 


ло-ки 


тетра-ка 


сли-ки 


тра-ка 


морко-ка 


ли-ки 


остро-ки 


промока-ка 


голу-цы 


реше-ка 


Задания: 


  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 

  2. Составить предложения, используя данные слова. 


Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.


МАК 


РОМАШКА 


РОЗА 


ЛУК 


КОШКА 


СОБАКА 


ВОРОБЕЙ 


КОРОВА 


БЕРЕЗА 


ДУБ 


МАЛИНА 


ОСИНА 


КОРОВА 


ЛИСА 


ВОЛК 


МЕДВЕДЬ 


Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Дидактическая игра: Одним словом.


Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и 
Приложение №6 
Дидактическая игра: Все наоборот. 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 
Приложение №7 
Дидактическая игра: Замени букву. 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка


бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 
Приложение №8 
Дидактическая игра: Назови один предмет. 
Цель: отработка способов проверки безударных гласных. 
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. 

Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.


«Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа —    и т.п. 

«Кто больше сочинит»

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ

«Из слогов — слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га
Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

6.Игра на уроках чтения.

На уроках чтения использую такие игровые задания: «Узнай предмет и назови произведение», «Подбери к стихам рисунки», «Собери пословицы» и т.д.

Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. 

Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в случае, когда надо придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей. 

Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма.

вые технологии на уроках чтения.

7.Результат игровых технологий. 
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.





Предварительный просмотр:

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Учитель: Гармаева Т.Ч.

Цель:

Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций

Задачи:

1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.

2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.

Добрый день, дорогие коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе. Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен. Всем известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит,

50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»

Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов и метод исследований. Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь в современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Но хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации. Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.

  • умение слушать, получать информацию;
  • умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией;
  • умение управлять голосом;
  • умение адресовывать свое высказывание;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться, находить компромисс.

А опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»:

1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.

3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.

Иными словами, проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. 

Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову «исследование». На уроках включаются задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Были подготовлены проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Азбука загадок», «Скороговорки».

«Музей букв», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные» и т.д.

Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Были подготовлены проекты: «Оригами на уроках математики», «Узоры и орнаменты на посуде», «О чем может рассказать школьная библиотека», «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Родной край»

и др.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Проекты: «Путешествие по волшебной сказке», «Богатства отданные людям», «Разнообразие родного края», «Моё имя», и т.д.

Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться?

Я предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом. Для начала мы сыграем в игру.

• Загадайте число.

• Прибавьте столько же.

• Прибавьте 10.

• Разделите на два.

• Отнимите задуманное.

•В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.

Рассмотрим подробнее этапы работы над проектом с точки зрения деятельности учителя и учеников:

  • 1 этап Проблема

Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи

Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

  • 2 этап Планирование

Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомит с различными формами презентации результатов

Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

  • 3 этап Поиск информации

Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов

Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап Продукт

Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап Презентация

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

По данной технологии я работаю в течение 7 лет и это дало следующие результаты:

Ежегодно учащиеся моего класса представляют исследовательские работы на научно-практическую конференцию. За эти годы было подготовлено 58 учащихся, 47 из них являлись победителями и призёрами школьной научно-практической конференции.

Значимыми для нас проектами во внеурочной деятельности были: «Мой город», «Письмо Деду Морозу», «Дом моей мечты», «Мы памяти дедов верны», «Прадедушкин альбом».

Результатом исследовательской деятельности можно считать активизацию познавательной деятельности развития мышления, высокий уровень формирования читательской деятельности. Возросло качество обученности по таким предметам, как литературное чтение и окружающий мир.

По словам учителей старшей школы, мои ученики отличаются креативностью и умением работать в команде.

Сейчас я покажу фрагмент занятия урока «Литературное чтение» 2 класса тема урока русская народная сказка «Каша из топора».

Предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я раздала памятки и листы для фиксации проекта.

1. Актуализация знаний

После чтения и анализа сказки детям предлагается вопрос.

- Как вы считаете, можно сварить кашу из топора? (нет)

2.Определение сферы исследования

- А хотите узнать, из чего варят каши?

- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

3.Выбор темы исследования.

-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?

-Итак, кто объявит тему нашего исследования? ( «Каша – пища наша»)

-А какая цель нашего исследования? (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)

Какие задачи поставим перед собой?

4.Выработка гипотезы.

-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей:

1) Предполагаю, что каши варят из крупы.

2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.

3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)

-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

- Откуда мы будем добывать знания? (Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)

II. Основной этап.

Найдите на листочках толкование слова «каша». Где можно было найти эту информацию?

1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.

- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)

2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…

Игра «Угадай»

1) Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. (гречка)

На моём столе находятся крупы. Кто поможет найти гречневую крупу. (находят гречневую крупу среди других круп.)

- Из какого растения получают гречку?

Каша называется -…(записывают в тетради название каши)

- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?

2) Слушайте вторую загадку.

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (овёс)

-Какую крупу получают из овса? (овсяную.)

- Ещё её называют овсяные хлопья.

Каша называется -… (овсяная)

А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.

3) Третья загадка…

В поле метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)

- Из пшеницы получают, какую крупу? (пшеничную и манную) (находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную

Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.

4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)

- Как называется растение, из которого её получают? (просо)

А каша? пшённая.

- В ней много белка, она самая питательная.

Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.

- Какие ещё каши вы знаете?

Я попрошу продолжить таблицу дома.

3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?

- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят «Кашу маслом не испортишь».

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?

4. Эксперимент.

- Хотите приготовить вкусную кашу?

Каша у вас уже в «тарелках» (рисунки). Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Нарисуйте добавками к каше.

-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.

III. Рефлексия.

К концу подходит наше занятие. Давайте, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?

А дома я предлагаю приготовить любую кашу с родителями. А на следующем уроке рассказать, как вы готовили, и какие добавки вы использовали.

В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:

1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников

2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект)

Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения»

• «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»

• « Использование метода проектов позволило мне…»

• «Для меня было новым…»



Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса в цифровой образовательной среде, опыт работы:

Учитель: Гармаева Тунгалаг Чагдуровна,

учитель начальных классов

Использование интерактивной онлайн – платформы Учи.ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе

                Цифровизация коснулась абсолютно всех сфер нашей жизни, включая образование. На мой взгляд, современный учитель должен идти в ногу со временем, изучать и использовать весь потенциал, предлагаемый цифровизацией. Она дает широкие возможности как для учителя, так и для учащихся.

        Одной из задач качественного образования, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и развитие её у школьников. Необходим поиск путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся, что способствует эффективности учебной деятельности.

Актуальность заключается в том, что организация учебной деятельности помогает формированию у ребёнка таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности.  Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Я, как учитель-практик, использую разные средства цифровизации образовательного процесса. Я работаю с детьми   на платформе Учи.ру и хотела бы поделиться своим опытом работы.

        Учи.ру – это отечественный продукт. Учи.ру —интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы.

Она полностью соответствует ФГОС и способствует решению задач Федеральной целевой программы развития образования по повышению эффективности образования и цифровой грамотности учеников и учителей.

        В настоящее время здесь реализуются курсы по математике, русскому языку, английскому языку и окружающему миру для начальной школы. Постепенно копилка имеющихся заданий пополняется новыми.

        Работа с платформой очень проста. После регистрации как учитель, я получаю доступ ко всем материалам и возможностям сайта. Создаю нужные классы и вношу в систему имена учащихся. Система автоматически генерирует логин и пароль для каждого учащегося, которые я им выдаю. Учащиеся заходят на сайт и работа начинается. Кстати, здесь начинается одна из цифровых компетенций учащихся начальной школы, умение зайти на сайт с помощью логина и пароля.

           Задания учебной платформы Учи.ру я использую и на уроках, как при фронтальной работе (вывожу на интерактивную доску), так и в индивидуальной: работа в паре, по цепочке на компьютере, как домашнее задание.

        Учащиеся выполняют задания дома в удобное для них время. Задания направлены на закрепление навыков, полученных на уроке. Задания интерактивные, живые и интересные. Они дают возможность в игровой и увлекательной форме осваивать программу.

        Начав выполнять задания с первой карточки, учащиеся получают постепенный доступ к последующим заданиям. Они не могут перепрыгивать и пропускать карточки, что обеспечивает постепенное освоение и закрепление материала.

        Дети имеют возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса. Знания не даются в готовом виде, ребенку предлагаются наводящие вопросы и создаются условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам. Предложенная система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

        Образовательная платформа Учи.ру подстраивается как под одаренного ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний и навыков. Платформа анализирует действия каждого ученика: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию.

        Как я получаю обратную связь и контролирую процесс выполнения заданий? В первую очередь, это общий рейтинг класса, где я вижу, кто из учащихся выполнил сколько заданий, когда последний раз учащийся работал на портале и какие темы он уже освоил.

        Выполнение заданий каждым учеником можно посмотреть, кликнув на его фамилию в списке. Система показывает, когда ученик выполнял задания последний раз, сколько процентов от всего курса он выполнил, и за какое количество часов суммарно. Какое количество задач он выполнил из всего курса и сколько из них правильно. Диаграмма показывает активность учащегося по дням.

        Я вижу, над какой темой учащийся работал в конкретный день, сколько времени он потратил на карточки, сколько карточек выполнил, сколько заданий выполнил на этих карточках и сколько из них с ошибками. Мотивирующие компоненты платформы: учебно-познавательные онлайн-игры, творческие и практические задания, мультсериал.

        Учи.ру дает возможность участвовать в различных олимпиадах, участие бесплатное, есть тренировочный этап и разбор олимпиадных заданий. Сначала детям предлагается принять участие в пробном туре, где они могут потренироваться в выполнении заданий. А затем проводится основной тур. Там уже идет ограничение по времени, 60 минут.

В этом году появилась новое: Это Подготовка к уроку, что стало очень удобно найти интерактивный материал по всем темам.

(Показать на сайте по авторам)

        Сайт содержит раздел «Портфолио», где появляются благодарственные письма школе и учителю, а также грамоты учащихся за участие в олимпиадах и прохождение образовательной программы.

Главная особенность проекта Uchi.ru в том, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика.

Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.

За своё активное участие в интерактивной платформе Учи.ру учителя и школа тоже имеют награды, что является   немаловажным стимулом в работе.

Педагоги могут повышать свою квалификацию с помощью просмотров вебинаров от руководителей проекта. Как правило, они освещают вопросы не только касательно самого предмета, но и помогают учителю стать более компетентным в вопросе передачи информации.

        Как у любого онлайн ресурса, у платформы Учи.ру есть свои плюсы и минусы. 

        Главный минус – портал условно бесплатный. Учащиеся могут беспрепятственно выполнять любое количество заданий до 16.00. После 16.00 бесплатно доступно только 20 интерактивных заданий, а для получения доступа ко всем заданиям, необходимо приобрести платную подписку, наличие интернета.

        Главный плюс – это интересные интерактивные задания. Учитель может видеть прогресс каждого своего ученика, как и родитель - своего ребенка. Портал дает возможность заниматься детям с особыми образовательными потребностями.

        Использование системы позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.
Учи.ру может использоваться как на уроках для организации индивидуальной и групповой форм образовательного процесса, так и дома.