Консультации для родителей

Ильина Марина Анатольевна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Эссе на тему:

Проблема воспитания сознательно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Ребёнок познаёт этот мир. Мир- это сложная и целостная система знаний и представлений. В процессе жизни она не редко меняется, пополняется новыми знаниями, новым содержанием. По мере взросления меняется представление ребёнка о себе, как о человеке, о личности, о других людях, о деятельности человека и о мире вообще.

Процесс познания мира ребёнком отличается от познания взрослого. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение. Большая роль в формировании у ребёнка определённого мировоззрения, экологической культуры принадлежит взрослым. В конечном итоге, именно это отношение будет определять в будущем на что направит ребёнок свои знания и способности на созидание или разрушение, истинное отношение т. е. конечный результат проявляется только в действиях и поступках человека.

В процессе целенаправленного педагогического воздействия у ребёнка формируется начало экологической культуры, правильного осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. Ребёнок познаёт, что всё живое в том числе и человек имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определённых условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма, иначе говоря, всё живое имеет свой «дом», в котором есть всё необходимое для его жизни. И человек также, как и все живые существа нуждается в определённых жизненно-необходимых условиях.

К формированию экологической культуры относится так же и понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как природопользователь, потребляющий в своей деятельности, ресурсы Земли, сохраняющий природу и по мере возможности, охраняющий её богатства. Взрослые должны сформировать у ребёнка осознанно-правильное отношение к природе его окружающей, к себе и к людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Наблюдение является ведущим методом в экологическом воспитании дошкольников. Мы вместе с детьми наблюдаем за погодой: дождём, грозой, ветром, снегопадом, облаками, туманами и т д, а также имеем возможность наблюдать за растениями, растущими в группе и на участке, состоянием почвы, за деревьями и кустарниками, созреванием плодов, птицами и насекомыми.

Продуманное и системное знакомство ребёнка с миром природы, позволяет развить у него важнейшие операции мышления.

Анализ. Так наблюдая за явлениями природы. Дети рассматривают и изучают строение живых объектов.

Сравнение. Дети учатся находить сходство и различие разных объектов.

Умение устанавливать взаимосвязи. Дети учатся выделять способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания.

Обобщение. Дети учатся объединять животных и растений в группы на основе выделения существенных признаков.

Осознанно-правильное отношение дошкольников к природе формируется, как совокупность знаний и активных проявлений:

-интереса к явлениям природы,

-понимания специфики живого и желания практически сохранить, поддержать и создать нужные условия проживания,

-понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких -либо условий,

-эмоционального отклика на проявления животных либо растений, их красоту,

Чуткое отношение к природе может быть сформировано у ребёнка, если на протяжении нескольких лет, его систематически знакомят с растениями и животными, которые его окружают, демонстрируют их связь и связь со средой обитания. Очень важно вовлекать ребёнка в практическую деятельность: сажать и выращивать цветы и растения на участке или в группе, ухаживать за ними: поливать, рыхлить почву, наблюдать за их постепенным ростом, цветением. Конкретная забота о домашних питомцах, помогает развить в детях такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться.

Ребёнок старшего дошкольного возраста с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддаётся осмыслению на данном этапе развития, и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей этого возраста наблюдается пик познавательных вопросов. Познавательные потребности детей этого возраста можно выразить фразой: «Хочу всё знать!», однако, возможности ребёнка ещё не позволяют ему полноценно справится с потоком поступающей информации. У детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердится в своём отношении к окружающему миру.

Для того, чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности у ребёнка этого возраста имеются в арсенале различные способы познания, к ним относятся: действие и собственный практический опыт, и этим ребёнок владеет достаточно хорошо. Слово, то есть объяснение, рассказы взрослых, этот способ ребёнку уже хорошо знаком и продолжается его совершенствование. В этом возрасте ребёнок умеет или учится пользоваться такими источниками информации как книга, самостоятельное чтение или просматривание иллюстраций, телевизор и компьютер. Уровень развития мыслительных операций ребёнка старшего дошкольного возраста: анализ, сравнение, обобщение, классификация помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них. Основное направление познавательного развития состоят в том, чтобы обогатить сознание детей новым содержанием, которое будет способствовать накоплению представлений ребёнка о мире.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Период адаптации ребёнка в детском саду.

Создание у ребёнка положительного эмоционального отношения к новым условиям, появившимся в его жизни, новым людям –детям и взрослым, режиму дня, новым привычкам и всему детскому учреждению в целом-сложная задача для воспитателя в период адаптации. Большую роль в решении этой не простой задачи могут играть организованные педагогом игровые упражнения.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период направлена на создание эмоционального контакта «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» включает в себя игры и упражнения. Эмоциональное общение возникает в игре, на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. У детей происходит постепенное снижение эмоциональной напряженности, разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижается частота конфликтов со сверстниками. Возникает доверие к воспитателю, стремление к контакту с ним.

Погружаясь в воображаемую ситуацию, дети приобретают способность уйти от стресса. Происходит постепенное сближение с воспитателем, контакт с ним, а также с другими детьми в группе. Взаимодействуя с малышами 2—3-х лет, педагог уделяет особое внимание созданию игровых ситуаций. Простейшие игровые ситуации помогают ребенку, с одной стороны, чувствовать себя как дома, с другой — обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников. Кроме того, создание игровых ситуаций готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр.

Поступление в детский сад очень ответственный период для ребенка. 
Для него это - новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну - это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.

В дошкольном возрасте - это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу. 

Основная задача подвижных игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. 

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.

Выход накопившейся энергии, отрицательных или даже положительных эмоций проявляется дома: в лучшем случае – в повышенной активности, беготне и «прыганиях», в худшем – капризах и истериках. Эту энергию лучше разрядить и сбросить в подвижных играх. Игра - основное занятие ребенка дошкольника и занимает ведущее место в его образе жизни, педагоги особенно выделяют подвижные игры, когда ребенок или несколько детей сразу включаются в бурную подвижную деятельность. 

Подвижные игры для детей 2 -3 лет 

Дети в возрасте 2-3 лет уже очень подвижны и активны, своей деятельностью они подражают тому, что видят. Ребята могут многократно повторять одни и те же действия, имитировать жизнь взрослых или зверей, поэтому игра носит сюжетный характер. Дети часто одухотворяют элементы неживой природы, начинают фантазировать и вживаются в образ, что формирует нравственные ценности ребенка. Выбирайте подвижные игры разные, чтобы ребенку не наскучило одно и то же движение. 
Если вы играете с малышом в один вид игры, то каждый раз нужно вводить новые элементы и придумывать новые детали игры, стараясь ее усложнить, чтобы малышу было интересно. 

Примеры игр: 
«Весёлые лягушата» 
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. 

Оборудование: бумага, корзина, игрушка - птица. 
Ход игры: воспитатель предлагает детям превратиться в храбрых лягушат и присесть на «свой» листик. 

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками маленькие лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором он сидел, грелся на солнышке и конечно разговаривал. А как лягушата разговаривают? Ква-ква. И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими. Но лягушата были умные: скомкали свои листики и стали кидаться ими в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться. 
И как вариант можно эти листочки потом разорвать на мелкие части подбросить вверх - получится замечательный салют. 
Результат салюта собрать вместе с детьми в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». 
Воронята 
Цель: развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом. 

Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит: 
Воронята крепко спят, 
Все по гнездышкам сидят, 
А проснутся на заре, 
Будут каркать во дворе». 

На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами: 
Полетели, полетели, 
Воронята полетели: «Кар-кар». 
Вышла тетя на дорожку, 
Воронятам сыплет крошки. 
Воронята прилетали, 
Всё до крошки поклевали: 
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», — 
Клювами стучали.
 
Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит: 
Тузик по двору гулял, 
Вороняток испугал: 
«Ав-ав, ав-ав!» 
(А. Ануфриева) 

Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки. 

Солнышко и дождик. 
Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. 
Описание игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле. 
Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой. 
Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети. 
«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст: 
Смотрит солнышко в окошко, 
Наши глазки щурятся. 
Мы захлопаем в ладошки, 
И бегом на улицу! 

Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю. 
«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики. 
«Послушайте, как барабанит дождик по крышам,—-говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку: 
Дождик, дождик, веселей, 
Капай, капли не жалей. 
Только нас не замочи, 
Зря в окошко не стучи! 

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!» 
Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»