Технология проектной деятельности

Ильина Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №4 «Солнышко» города Дубны Московской области

Технология проектной деятельности 

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Проектная деятельность в ДОУ – это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Цель: Развивать свободную творческую личность ребенка.

         

 Задачи:

- пробудить интерес к будущему проекту;

- приобщать ребят к процессу познания нового;

- формировать различные представления;

- побуждать детей к совместной деятельности;

- развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;

- поощрять эксперименты и моделирование;

- формировать средства познавательной активности и обобщенные способы -    умственной деятельности;

- учить прогнозировать.

 Развитие психических процессов:

- создание эмоциональной заинтересованности;

- познание новых предметов и действий с ними;

- развитие воображения и мышления;

- развитие речи.

 Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

- осмысление цели;

- овладение разными способами ее достижения;

- способность предполагать результат.

- стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;

- развивать навыки коммуникативного взаимодействия.

Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм.

Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

В процессе работы над проектами дети дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (проект «Если хочешь быть здоров!»), развивают коммуникативные навыки (оформление плаката «Если хочешь быть здоров»), обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческий проект «Времена года»), развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проекты «Знакомьтесь, Матрёшка», «Времена года»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (проект «Наша Армия родная», «Знакомьтесь, Матрёшка», «Времена года»).

В процессе применения проектной деятельности возросла активность детей в проведении мероприятий, связанных с проектом - с 40% до 95%. Родители активно участвуют в жизни группы и ДОУ - с 60% до 80%. Повысилась творческая активность при решении проблемы - с 45% до 65%. У детей сформирована способность подчинять свои желания интересам общего дела - с 30% до 55%.

Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:

- поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);

- информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);

игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);

- творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры, выставки).

 Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:

-  Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;

- Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата

- Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.

 Как выполняется проект в детском саду?

 Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:

 - Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении.

Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.

- Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.

- Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

 Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные этапы проектной деятельности: 

формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт.

Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;

педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;

педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь;

по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.

 

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности. Такие формы работы, как проектная деятельность становятся мощным средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Ожидаемые результаты:

- метод проектирования успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду;

-как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада;

-способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;

-реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса;

- родители становятся активными участниками образовательного процесса;

- самоорганизация, самореализация детской деятельности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4 «Солнышко»

Проект: «Времена года»

воспитатель

 Ильина Марина Анатольевна

г. Дубна Московская обл.

2017-18уч. год

Оглавление:

Актуальность темы

Цели, задачи

Условия реализации

Этапы реализации

План реализации

Используемая литература

Предполагаемые результаты работы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Приложения

Актуальность темы:

В процессе целенаправленного педагогического воздействия, формирования у детей начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого, умение видеть красоту окружающего мира, красоту природы. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций.

В основе разных видов деятельности, направленных на познавательный процесс, лежит наблюдение, осмотр объектов природы, рассказы детей на основе впечатлений, изо-деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность, построенная на комплексной основе, помогает детям формировать, обобщать, углублять их представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятия произведений искусства отображающих природу. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях, понимать её, наслаждаются ею, и творить красоту своими руками через разные виды изо-деятельности.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал о том, что творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде где человек воображает, комбинирует, изменяет, создаёт что-то новое. Когда у детей достаточно хорошо развито восприятие пейзажей в природе, в поэзии, в рисовании, есть опыт творческого его воплощения, можно предложить им для рисования обобщающую пейзажную тему.

Для развития творческого подхода к пейзажному рисованию используются следующие методы и приёмы:

-наблюдение явлений природы;

-беседа педагога с детьми, рассказы детей, чтение стихов;

-рассматривание картин и иллюстраций;

-изобразительная деятельность.

Тип проекта: познавательный, развивающий, творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки: октябрь-май.

Цели:

-привить любовь к природе, бережное отношение к ней;

-научить понимать и ценить красоту природы;

-сформировать желание стать другом и защитником природы, воспитать бережное отношение к миру.

Задачи:

-расширить кругозор детей;

-развить познавательную активность и эмоциональную отзывчивость;

-развить творческую активность, фантазию, восприятие, воображение;

-развить память, внимание, речь;

-поддержать интерес к явлениям живой природы, окружающему миру;

-воспитываем умение внимательно слушать взрослых и своих сверстников;

-научить использовать полученные знания в изобразительной деятельности;

-закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках.

Предметные области, затронутые в проекте: экология, развитие речи, рисование.

Ресурсы: наглядный материал, художественная литература, иллюстрации.

Условия реализации проекта:

-предметно-развивающая среда;

-профессиональная компетентность педагога;

-совместная деятельность.

Участники проекта: воспитатель Ильина М. А., дети подготовительной группы «Ромашка»

Этапы реализации проекта:

1 этап-наблюдение на участке;

2 этап-беседа педагога с детьми;

3 этап-чтение стихов, художественных произведений о природе;

4 этап-изобразительная деятельность;

5 этап-итоговый. Выставка детских рисунков. Досуг «Четыре времени года».

План реализации проекта:

октябрь

«Краски осени».                  Обобщить и систематизировать знания детей об

беседа                                  осенних изменениях в природе. Развивать интерес

                                     к живой природе и желание беречь деревья и

                                     кустарники. Расширяем словарный запас.

                                     Воспитываем любовь к природе, умение ценить её

                                     красоту.

Рисование                             Продолжаем обучать передавать в рисунке признаки

                                     осени, закрепляем умение рисовать деревья,

                                     кусты. Учим подбирать цветовую гамму для

                                     передачи образа осенней природы.

«Осенние листья»             Учим детей передавать форму и окраску осенних

рисование                              листьев. Совершенствуем изобразительную

                                      технику: умение смешивать акварельные краски.

«Почему деревья                       Уточняем знания детей о последовательности

сбрасывают листья»               осенних изменений в природе: увядание растений,

беседа                               листопад. Смена ритма жизни деревьев.

Ноябрь

«Стучат дождинки              Обобщить и систематизировать представления

по стеклу»                               о неживой природе. Расширяем кругозор,

беседа                               развиваем речь, активизируем внимание и

                                       память.

«У природы нет                       Учим детей передавать в рисунке свои

плохой погоды»                       представления о явлениях природы: дождь,

рисование                               ветер. Инициируем поиск средств художественно-

                                       образной выразительности. Объясняем принцип

                                       асимметрии, передающий движение, динамику

                                       рисунка.

«Поздняя осень»                       Итоговое. Систематизируем представления детей

беседа                               об осени по основным существенным признакам.

                                       Расширяем представления о природных явлениях

                                       осенью и их значении. Развиваем речь, мышление.

Рисование                               Продолжаем обучать детей отражать в рисунках

                                       свои представления об объектах и явлениях

                                       природы. Инициируем поиск изобразительных          

                                               средств художественно-образной выразительности.

                                       Развиваем чувство цвета, ритма, композиции.

Декабрь

«Здравствуй зимушка-        Сформулировать и упорядочить представления

зима»                                детей о зиме, как времени года. Развиваем

беседа                              познавательные интересы, устойчивое внимание,

                                      наблюдательность, любовь к природе.

Рисование                              Учим детей составлять гармоничные цветовые

                                      композиции, передавать впечатления зимней

                                      природы в рисунках. Создавать выразительные

                                      деревьев в снегу. Упражняемся в технике рисования

                                      гуашью, смешиваем краски.

Январь

«Птицы зимой»                      Проводим наблюдение на прогулке. Рассказываем

беседа                              детям о том, что зимующие птицы очень

                                            нуждаются в помощи людей. Предлагаем вместе

                                      сделать кормушки и развесить их на деревьях.

Рисование                              Учим детей изображать птиц: снегирей, синиц в

                                     разных положениях: сидит на ветке, клюёт, летит.

                                     Передаём характерные особенности строения

                                     туловища, головы, крыльев.

Февраль

«Хвойные деревья»             Расширяем преставления и знания детей о деревьях.

Беседа                             Рассказываем о том, почему ёлки не сбрасывают

                                     иголки зимой. Воспитываем любовь к природе

                                     родного края.

Рисование                             Учим детей создавать выразительный образ ёлочки

                                     в зимнем лесу. Передаём в рисунке характерные

                                     особенности строения, сезонные изменения в

                                     природе. Учим в изображении зимней природы

                                     выделять главный образ.

Март

«Весна. Пробуждение        Систематизировать представления детей о временах

природы»                             года, о последовательности весенних изменениях

беседа                             в природе: увеличении продолжительности дня,

                                     повышении температуры, прилёта птиц.

Рисование                            Передаём в рисунке весенние изменения в природе.

                                    Продолжаем обучать детей рисовать пейзаж,

                                    развиваем творческую фантазию, воображение.

Апрель

«Ледоход»                            Учим передавать в рисунке радостное настроение,

рисование                            связанное с приходом весны. Продолжаем обучать

                                    передавать в рисовании явления природы.

Май

«Скоро лето»                    Систематизируем знания детей об изменениях в

беседа                            природе. Воспитываем бережное отношение к

                                    родной природе. Расширяем знания о луговых

                                    цветах.

Рисование                            Учим детей передавать в рисунке форму и окраску

                                    полевых цветов: колокольчик, ромашка. Развиваем

                                    наблюдательность, воспитываем интерес к живой

                                    природе.  

Досуг                                       Закрепить представление детей о годовом цикле, как      

«Четыре времени года».    о непрерывной смене времен года.

Используемая литература:

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»

Гризик Т.И. «Познаю мир»

Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»

Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки для детей»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Предполагаемые результаты работы:

-дети знают и умеют называть характерные признаки времён года;

-умеют соотносить с каждым сезоном особенности растений;

-знают правила поведения на природе и соблюдают их;

-умеют отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

Дошкольники демонстрируют осознанно-правильное отношение к природе, как совокупность знаний и активных проявлений:

-интереса к явлениям природы,

-понимания специфики живого и желания практически сохранить, поддержать и создать нужные условия проживания,

-понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких -либо условий,

-эмоционального отклика на проявления животных либо растений, их красоту.

У детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердится в своём отношении к окружающему миру.

Конспект «Краски осени»

часть 1. Беседа.

Задачи: Сформировать у детей обобщенное преставление об осени, как о времени года. Систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать интерес к живой природе и желание беречь её. Расширять словарный запас дошкольников. Воспитывать умение видеть красоту природы и ценить её.

Предварительная работа:

Наблюдение на участке за изменениями в природе: увядание растений, листопад, смена ритма жизни деревьев и кустарников.

Содержание занятия:

Художественное слово:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в сказочных лучах,

Это платье золотое у берёзки на плечах.

У калины и рябины вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

(Е. Трутнева)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый

Жёлто-розовый, кленовый.

(В. Авдиенко)

Педагог отмечает красоту природы, спрашивает детей, какие произошли изменения, с деревьями, кустарниками. Как называется этот период осени? Почему так называется? Как называется явление природы, когда опадают листья? Во время беседы педагог тактично, с помощью наводящих вопросов, помогает каждому ребёнку правильно составить предложение и оформить рассказ.

Педагог рассказывает детям об отмирании наземных частей травянистых растений, о том почему это происходит.

Народные приметы: ранее опадание листвы-к ранней зиме. Как рябины много-так сырая осень, мало рябины- так и осень сухая будет.

Деревья и кустарники дают осенью вкусные и полезные плоды и ягоды. Какие плодовые и ягодные культуры вы знаете? Деревья и кустарники на которых растут плоды называются плодовыми, а те на которых растут ягоды-ягодными. Большинство плодов и ягод съедобные, но среди них встречаются и не съедобные, даже опасные. Например, шишки можжевельника похожи на ягоды, но они не съедобные, люди используют их в лечебных целях.

А чем же кустарники отличаются от деревьев? Куст в отличии от дерева не имеет единого ствола, у него много стволовых веток.

Педагог подводит итог, даёт обобщённое определение осени, как сезона в процессе которого ухудшаются условия для жизни растений и животных. Уменьшается количество тепла и света, поэтому растения и животные меняют образ жизни.

Часть 2. Рисование.

Задачи: обучаем детей отражать в рисунках осенние изменения природы, учим рисовать пейзаж. Инициируем поиск средств художественно-образной выразительности. Развиваем чувство цвета, ритма композиции.

Рассматривание иллюстраций картин И.Шишкина, В.Васнецова, И.Левитана, В.Васильева.

Содержание занятия:

Педагог рассказывает детям, что многие художники любили рисовать природу, для изображения они выбирали красивые или чем-то памятные интересные места, сами ими любовались и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях и каждый может прийти и посмотреть их.

Педагог показывает детям некоторые приёмы изображения деревьев и кустарников. Оговаривается цветовая гамма. Дети приступают непосредственно к изобразительной деятельности.

В конце занятия проводится экспресс-выставка детских работ.

                                

Рисование «Здравствуй зимушка, зима».

Задачи: Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, сочетать разные изобразительные техники для передачи заснеженных крон деревьев. Обучаем приёмам сочетания техники рисования масляной пастелью, с последующим созданием акварельного фона, с использованием 2-х, 3-х цветов. Формируем композиционные умения. Поощряем стремление воплощать в художественной форме свои представления о зимней природе, эстетические переживания и чувства.

Предварительная работа: Наблюдение на участке. Рассматривание крон деревьев, покрытых инеем. Беседы: «Что такое иней?», «Откуда берётся снег?».

Знакомство с жанром живописи: пейзаж. Рассматривание репродукций картин художников И.Левитана, К.Ф.Юона, И.Э.Грабаря.

Материал: Плотная бумага, акварель, масляная пастель, кисти.

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Пальчиковая гимнастика:

Белые сугробы на земле лежат,

Со снежком ребята поиграть хотят.

В тёплые ладошки мы снежок возьмём

Полежит немножко и катать начнём.

Вот какие вышли чудо-колобки

Из снежинок белых-белые снежки.

А теперь, ребята, их бросать пора,

Вот какая вышла снежная игра.

Мы снежки бросаем, лепим их опять.

Хорошо зимою весело играть.

Прослушивание отрывка музыкального произведения.

Художественное слово:

Еду. Тихо. Слышны звоны под копытами в снегу,

Только серые вороны расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку.

А над самою макушкой долбит дятел на суку.

Скачет конь, -простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

Чародейкою зимою околдован лес стоит,

И под снежной бахромою, неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит…

Солнце зимнее ли мечет на него свой луч косой,

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Все мы любим русскую зиму, снежную, красивую. Многие художники воспевали её в своих картинах, поэты в стихах, музыканты отражали свои впечатления в музыкальных произведениях. Сегодня мы с вами будем рисовать зиму, зимний пейзаж.

Первый этап создания рисунка карандашный набросок – рисуем линию горизонта, чтобы отделить землю и небо. Землю мы оставим белой, будто её покрыл снег, а в верхней части листа мы сделаем фон акварелью в конце занятия. Кроме заснеженных деревьев, с заиндевевшими ветками можно нарисовать домик или несколько, запорошенных снегом.

Дети составляют композицию рисунка.

Педагог на мольберте показывает приёмы рисования заснеженных деревьев масляной пастелью.

В процессе занятия педагог интересуется композицией рисунков, обращает внимание детей на прорисовку деталей.

На заключительном этапе рисования педагог показывает варианты нанесения фона композиции акварелью, состоящих из нескольких цветов, по рисунку масляной пастели.

В процессе рисования звучит музыкальная композиция на зимнюю тематику.

В конце занятия педагог проводит анализ детских работ и просит детей почитать стихи о зиме.

Рисование «Снегири и синицы».

Задачи: Формируем у детей представление о внешнем облике птиц. Учим изображать в рисунке двух снегирей, синиц в разных позах, сидящих на ветке рябины. Передаём характерные особенности строения туловища, головы, крыльев. Развиваем умение передавать в рисунке характерные особенности птиц: окраску, форму частей тела.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Материал: Бумага формата А-3, масляная пастель, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

Содержание занятия:

Педагог предлагает детям нарисовать снегирей и синиц, которых они недавно наблюдали на прогулке, читает стихотворение:

Выбегайте поскорей посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели. Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос им рябину принёс,

Хорошо угостил, хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые гроздья.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением снегирей и синиц, предлагает детям внимательно рассмотреть птиц, отмечает характерные особенности. Например, у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в тело, тело круглое, не длинное, спрашивает детей какую форму напоминает тело снегиря. Овальную. Далее рассматривают крылышки, их положение, когда птичка сидит на ветке.

Дети приступают к карандашному рисунку. Педагог даёт указания относительно правильного построения композиции, большой формат бумаги предполагает крупное изображение птиц, птиц на рисунке должно быть две-три, чтобы получилась стайка.

Ветки дерева подрисовывают к ногам птиц, чтобы создавалось впечатление, что снегири сидят на ветках. Свободное пространство листа заполняется дополнительными ветками, в нижней части рисуют гроздья рябины.

Дети раскрашивают рисунок масляной пастелью, педагог обращает внимание на необходимость плотного штрихования, характерного для этой техники.

После раскрашивания масляной пастелью, приступаем к созданию фона композиции акварельными красками. Краску нанося широкими мазками большой кистью, начиная с верхнего края широкой полосой. Цвет фона подбирают контрастный, чтобы выделить изображённые объекты. Фон может состоять из нескольких цветов, гармонично дополняющих друг друга.

В конце проводится анализ детских рисунков, отмечаются наиболее удачные. Рисунки вывешиваются на выставочный стенд.

Конспект беседы «Весна, пробуждение природы»

Задачи: Систематизировать представления детей о временах года, о последовательности весенних изменениях в природе: увеличении продолжительности дня, повышении температуры воздуха, прилёта птиц.

Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь и память детей. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать эстетические чувства.

Содержание занятия:

Художественное слово:

Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!

Солнце пригревает, день прибывает, когда это бывает?

Дети: весной.

Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Почему?

(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Педагог предлагает детям назвать приметы весны:

- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.

- На деревьях, кустарниках появляются маленькие, нежные листочки.

- Появляются первые весенние цветы.

- Прилетают птицы, они вьют гнёзда.

- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.

Педагог предлагает детям послушать, запись звуков природы и пения птиц. -какие птицы прилетели?

Дети: Грачи, скворцы, журавли, ласточки.

-А как они называются?

Дети: Перелётные.

Ребёнок читает стихотворение:

Под окном запрыгали воробушки,

Прилетели с юга журавли.

И запел певец весенний - скворушка

Песенки весёлые свои.

-А какие птицы с нами зимовали?

Дети: Зимующие: воробьи, вороны, галки, синицы, дятлы.

- Дети, есть ещё и другие птицы. Кто знает, почему называют так этих птиц?

Трясогузка (трясёт хвостиком).

Снегирь (прилетает, когда снег выпадает).

Кукушка (кукует).

Грач (кричит: гра-гра).

Зарянка (зарю встречает).

Крапивник (живёт в крапиве и окраской её напоминает).

Шалашник (гнездо строит, как шалашик).

- Дети, а ещё можно видеть в лесу на деревьях птичьи гнёзда. В них птицы выводят птенцов.

Дети, лес - большой общий дом для птиц. Они уничтожают множество вредителей садов, полей и огородов. И всем им живётся хорошо и привольно.

 

Поиграем в игру скажи наоборот.

Зимой снег белый, а весной (серый,

Зимой снег чистый, а весной (грязный,

Зимой дни холодные, а весной (теплые,

Зимой дни короткие, а весной (длинные,

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое,

Зимой небо серое, а весной (голубое,

Зимой ветер холодный, а весной (теплый,

Зимой солнце низкое, а весной (высокое,

Зимой похолодало, а весной (потеплело).

А сколько месяцев у весны?

Три.

Вот и закончилось наше занятие. Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку.

«Четыре времени года»

Досуг в подготовительной группе «Ромашка»

Цель: прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;

-научить понимать и ценить её красоту.

Задачи:

-закрепить представление детей о годовом цикле, как о непрерывной смене времен года.

-закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года;

-развивать у детей эстетическое восприятие;

-передаём в рисунке признаки времён года, соответствующие поэтическим строкам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима).

Ход:

Воспитатель: Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. В стихах, как и в музыке, передаётся настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет её тем чувством, что испытывает сам.

Золотом листвы землю осыпает

Осень золотая, похваляясь урожаем,

Синеокая весна говорит всем что она

Всю природу пробуждает, к жизни, к свету призывает.

Белоснежная зима, не сдаёт свои права,

Говорит, что лишь зимой, лес чарует красотой

Лето красное в ответ, преподносит свой букет

А в букете васильки, незабудки, огоньки.

Яркой, сочной земляники и ромашки, и гвоздики.

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску.

Дети читают стихи о зиме:

Мне всегда все люди рады, ведь от сильных снегопадов

Вся земля ковром покрыта, белым, теплым, но не сшитым!

Снег мой любит детвора, с горки, с криками «Ура!»

Весело на санках мчится, а на лыжах прокатиться.

Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

входит Весна (с зеленой веточкой в руке):

Ой, ребята, не спешите,

А по совести судите!

Я весна, вслед за зимой

Прихожу в наш край родной

Моё солнце сильно греет,

Оседает снег, чернеет

Ручейки бегут, журчат

А из дальних стран летят

Птицы дружным караваном

На пригорках и полянках

Первые цветы цветут

Из берлоги тут как тут

Мишка сонный вылезает

Всех с весною поздравляет.

На деревьях вскрылись почки,

Появляются листочки

Зеленеет лес и луг

Оживает все вокруг!

А какие хороводы

Дети по весне заводят!

Весна: Все знают, что я несу с собой?

- Ответы детей.

Ведущая: Пали морозы. Отзвенела капель. Оттаяло и согрелось солнце.

Земля скинула с себя белые простыни. Природа проснулась. Наступила весна. Весна – это светлый праздник рождения природы. Не только робкая зелень, все живое население лесов, озер, полей тянется к солнечному свету. Вот появился первый подснежник:

В лесу, где березки столпились гурьбой

Подснежника глянул глазок голубой

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов.

Лето в ярком сарафане, с букетом цветов в руках,

Лето: Погоди, Весна – сестрица

Первым местом всем хвалиться.

О себе сейчас рассказ

Начинаю без прикрас.

Лето славится грибами,

Ягодами и цветами.

Лишь в июне соловьи

Трели звонкие свои

Лету, будто песнь выводят.

Молнии на речку ходят,

Загорают на песке,

Плавать учатся в реке.

Бабочки вокруг порхают

Первый урожай снимают

И в садах, и в огородах

Моя щедрая природа

Платит людям за их труд

И не зря меня зовут:

Лето красное, лето ясное,

Лето доброе, плодородное!

Ведущая: и поют, и стихотворения читают, и помечтать о лете любят. Они, например, говорят, что лето красное, веселое, а еще…?

- Ответы детей.

Когда приходит лето? Очень уж незаметно сменяет лето весну.

Лето – пора страдная. Все трудятся, у всех рабочий день начинается чуть свет. Раньше солнца встают люди. Будят солнце петухи. С солнышком вместе вылетают пчелы, выползают муравьи.

Хорошо ребятам летом! Целый день на воздухе. Зимой сказки читают, а летом сказка наяву. Жуки, кузнечики и муравьи – настоящие заколдованные человечки. Как складно они работают! А стрекозы и бабочки – просто добрые феи!

Лето: Кто же всех важней, скажите, спор наш честно рассудите!

Ведущая: Лето нам милей всего, главным быть оно должно!

В веночке из жёлтых листьев, с зонтиком в руке, входит Осень.

Осень: Все вы много говорили,

Очень уж себя хвалили.

Я гораздо вас скромней:

Нет во мне ни жарких дней

Ни веселых птичьих песен

Все ж наряд мой интересен!

Золотою краской смело

Я раскрасила умело

Все деревья и кусты.

А для пущей красоты

Краску красную взяла,

В золотой узор внесла.

Помогла я зверям, птицам,

На прощанье подкрепиться.

Птицы в стаи собрались

С криком к югу понеслись.

Звери норки утеплили,

О припасах не забыли.

Осень праздник в каждый дом

Вносит с золотым зерном

Осень: Мне быть первой или нет? Кто желает дать ответ?

Ведущая: осень нам всего милей, первый приз даем мы ей!

Каждое время года имеет свой характер, художники для передачи образа природы в своих картинах используют определённую гамму цветов. Сейчас и мы с вами превратимся в художников и попробуем изобразить пейзаж, того времени года, которое вам больше нравятся.

Дети садятся за столы, где разложены принадлежности для рисования. По окончании рисования все пейзажи выставляются в группе.

Воспитатель:

-Наше путешествие по временам года подошло к концу. Каждое время года неповторимо и прекрасно по- своему. Что бы сохранить красоту природы, нужно ее беречь. Ведь это такое счастье почувствовать на ладошке первую снежинку, подставить лицо первому весеннему дождику, увидеть летнюю радугу, поймать упавший с дерева осенний листок. Вы так хорошо рассказали о каждом времени года, у вас получились прекрасные картины, что у нас не осталось никакого сомнения в том, что вы любите каждое из них.

 

        


Предварительный просмотр: