Главные вкладки
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Заметно акцентируется необходимость активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Гуманный стиль общения педагога и ребенка, заставляет нас педагогов применять привлекательные для детей формы и методы организации музыкальной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Область исследования Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Объект исследования - Использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетания со словесными, как наиболее эффективными в музыкальном развитии детей 4 – 7 лет.
Цели: Исследовать такой вид деятельности, как музыкальные игры ( мди ) и выявить значение развивающей функции этих игр. Помочь детям активно войти в мир музыки. Стимулировать развитие музыкальных способностей.
Задачи: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкальных игр и пособий в музыкальном воспитании дошкольников. Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкальное развитие детей в условиях учебной и самостоятельной деятельности. Определить наиболее эффективные пути и методы формирования музыкальных способностей в процессе освоения детьми музыкальных игр. Совершенствовать формы и методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкальных игр. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Практическая значимость работы Разработка содержания музыкально-дидактических игр, музыкального материала к ним Разработка образцов игр Создание методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию системы игр как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности
Элемент новизны Сочетание любой музыкально- сенсорной задачи с развитием чувства ритма
детство игра обучение
Координационно – подвижные игры жанр детского фольклора Являются одной из форм психологического переключения во время занятий Дают возможность детям «играть своим телом» Развивают двигательные способности, память , чувство ритма, речевое интонирование Учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им
Пальчиковые игры Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность «предвосхищают» сознание, его реактивность ввиду быстроты смены движений Повышают общий уровень организации мышления ребёнка Развивают дикцию речи, чёткость произношения
Подговорки Малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его названия
Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой
Классификация музыкальных игр Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словами Игры спектакли сюжетные хороводы на развитие звуковысотного слуха на развитие чувства ритма Музыкально-драматические чувства ритма несюжетные инсценирование песен тембрового слуха на развитие ориентировки в пространстве ритмо -пластические восприятия музыки инсценировки народные игры с пением музыкальной памяти на обрядовой основе ладотонального и гармонического слуха на основе певческих импровизаций
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Программы Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года: «Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций».
Задачи Программы Цель рабочей программы достигается через решение следующих задач: - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,приоритет духовного над материальным, гуманизм,милосердие , справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Принципы формирования Программы: РП построена на следующих принципах Федеральной программы ДО, установленных ФГОС ДО: 1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3.содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); 4.признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6.сотрудничество ДОО с семьей; 7.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 9. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития 10. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Планируемые результаты освоения ФОП ДО. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам): - Ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
2.2 Планируемые результаты в дошкольном возрасте. К четырем годам: ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении; К пяти годам: - ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства; - ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно- досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности); К шести годам: - ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности ; -ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно- досуговых мероприятий;
На этапе завершения освоения ФОП ДО (к концу дошкольного возраста): -ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности; -ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве; -ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, - тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: -«планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства; -целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; -освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач : 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2)оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры художественно-эстетического развития детей. Целевые ориентиры используются педагогами для: построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями; изучения характеристик образования детей 3-7 лет;
Дети 2-3 лет Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия; различать высоту звуков (низкий - высокий); узнавать знакомые мелодии; вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы; двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой; выполнять простейшие движения; различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик. Дети 3-4 лет Целевые ориентиры по ФГОС ДО: слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы); замечать изменения в звучании (тихо - громко); петь, не отставая и не опережая друг друга; выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Дети 6-7 лет Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально- художественной деятельности. узнавать гимн РФ; определять музыкальный жанр произведения; различать части произведения; определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; передавать несложный ритмический рисунок; выполнять танцевальные движения качественно; инсценировать игровые песни; на музыкальных инструментах исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии .
Результатом реализации рабочей программы следует считать: Сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку; Восприимчивость и передача в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений; Сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность); Умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации; Умение внимательно слушать музыку, определять настроение произведения, выделять основные средства музыкальной выразительности; темп, тембр, динамику; Проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смычок на ней пиликает, Как воробей чирикает.
Скрипка
Оно большое, как комод, Под крышкой музыка живёт. А маленькие дамы На нём играют гаммы.
Пианино
По бокам коробочки Костяные кнопочки. Растянул её меха - Стал похож на жениха.
Гармонь
Заиграли три струны На четыре стороны.
Балалайка
Блестящая и медная Так здорово дудит – Что наша кошка бедная Под тумбочкой сидит.
Труба
Когда играю я на нём, Когда я репетирую – С испугом думает весь дом, Что крышу ремонтирую.
Барабан
Деревянные подружки Звонко бьются друг об дружку. Расписные, как матрёшки. Угадали? Это…
Ложки
Она у папы шестиструнная, Её настройка – дело трудное. И, чтобы папу не расстраивать, Её нам лучше не настраивать.
Гитара
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Заметно акцентируется необходимость активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Гуманный стиль общения педагога и ребенка, заставляет нас педагогов применять привлекательные для детей формы и методы организации музыкальной деятельности в ДОУ. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ. Традиционной формой основной музыкальной деятельности, являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединенные, вид занятия определяется количеством детей. Индивидуальные занятия провожу с целью совершенствования развития музыкальных способностей и в коррекционной работе. Следующее основание для классификации музыкальных занятий может быть их содержание: типовым, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным. На
Типовое занятие На традиционных или типовых занятиях свою работу планирую с опорой на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , М.А. Васильевой и парциальных программ: «Ладушки» (авторы: И.А.Каплунова , И.А.Новоскольцева ), «Ритмическая мозаика» ( А.И.Буренина ), «Звук – волшебник» ( Т.Н.Девятова ). В занятия включаю все виды музыкальной деятельности (музыкально- ритмические движения, восприятие, пение) т.е. последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться. Музыкальные занятия в детском саду - необходимое условия для того, чтобы ребёнок испытывал ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, учился творчески мыслить. На музыкальных занятиях я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли чуткими, доброжелательными, способными сопереживать.
Доминантное музыкальное занятие Доминантное музыкальное занятие может быть двух разновидностей. Одна из них характеризуется преобладанием какого-либо одного вида музыкальной деятельности. Вторая разновидность доминантного музыкального занятия направлено на развитие какой- либо определенной музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждая из которых направлена на совершенствование этой способности (чувство ритма, звуковысотности и др.).
Тематическое занятие Тематическое музыкальное занятие определяется наличием какой-либо темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. Целостность музыкального занятия достигается развитием выбранной темы.
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видах искусства – музыки, живописи, литературы, театра. Их цель объединить разные виды художественной деятельности детей, обогатить представление детей о разных видах искусства. Такой вид музыкального занятия как правило проводиться со средней группы.
Интегрированные занятия Интегрированные занятия. Отличаются взаимопроникновением и взаимовлиянием содержания разных образовательных областей программы, разных видов деятельности, работающих на раскрытие темы или какого -то явления. На таких занятиях, кроме музыкальных видов деятельности, дети рисуют, конструируют, читают стихи, лепят. Я распределяю материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, чтобы оно являлось и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. д. Могут иметь место занятия с небольшой группой детей, когда необходимо помочь им овладеть приемами игры на музыкальных инструментах или разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике.
Характеристика методов и приёмов исползуемых на занятиях Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов, в переводе с греческого метод-путь, или способ достижения какой-либо цели. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений.
Словесный метод предполагает: сообщение детям различных сведений о музыке; разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.
Наглядный метод Имеет разновидности Наглядно-слуховой метод исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием, их разумное чередование. Наглядно
Наглядно-зрительный метод применение картин, рисунков, цветных карточек и т.д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. На занятии применяю компьютерные технологии. Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний - это: показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии
практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство. В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Исследуя музыкальную культуру дошкольников знаменитые педагоги Ветлугина Н.А. Радынова О.П, выделили еще ряд методов: метод упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, побуждающий к практическим действиям, метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующие творческие проявления. Виды уподобления: моторно-двигательное (передача характера музыки, через движения, мимическое (передача характера музыки в мимике), цветовое (в основе лежит прием цвет-настроение).
Игровой метод Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. По мнению Н.А. Ветлугиной, игра является “одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей. В технологии «Элементарного музицирования » Т.Э.Тютюнниковой , главное место уделяется этому методу «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления. Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.
Праздники и развлечения . Праздник - одно из ключевых эмоционально насыщенных событий в жизни детей. Он всегда рассматривался как итог образовательной работы учреждения, как показательное выступление для родителей. По своей сути праздник –одна из форм интегративной организации детской художественно-эстетической деятельности. Типичными задачами праздника становится: приобщение детей к национальным и мировым традициям, воспитание любви к Родине, к семье. В нашем детском саду на ряду с традиционными праздниками такими как: Новый год, День знаний, Восьмое марта, 23 февраля, День Победы, отмечают и такие праздники: « Сагаалган », «День матери». Праздники проводятся в различных формах: драматизации, спортивных состязаний, комплексного или интегрированного занятия, в форме родительского клуба. Одной их находок является проведение праздника осени в форме осеннего кафе, в котором родители принимают непосредственное участие. Они вместе с детьми подготавливают творческие номера, участвуют в сказках-импровизациях, разыгрывают для детей собственные театральные постановки. Также праздник « Сагаалган », совместно с учителем бурятского языка, проводим в форме родительского клуба, в котором родители также принимают активное участие.
Самостоятельная музыкальная деятельность . Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия педагога или при незначительной помощи. В основе лежит желание ребенка поделиться своими музыкальными впечатлениями, стремление продлить желание общение с музыкой. Условиями появления такой самореализации служит опыт музыкальной деятельности (умение воспринимать музыку и умений исполнительства). В нашем детском саду в каждой группе существуют музыкальные уголки, где обязательно присутствуют детские музыкальные инструменты, инструменты, сделанные своими руками из бросового материала, музыкально - дидактические игры, ЛЭП буки, атрибуты для музыкально - ритмических движений, аудиозаписи песенок, музыка для танцев. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Методы и приёмы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников . 1. Проблемные ситуации с использованием детских музыкальных инструментов. 2 . Музыкально-дидактические игры ; 3. «Звучащие игрушки»; 4 . Любимая песня; 5 . Игры - инсценировки. Исходя из генезиса развития музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста, определим оптимальные формы организации музыкальной деятельности. Ведущая деятельность в возрастной группе от3лет-5ти лет является игровая сюжетно-ролевая игра. Современные формы и методы музыкальной деятельности для детей этой возрастной группы являются : 1.Музыкальные песни-игры ; 2.Игры-путешествия ; 3.Музыкально-дидактические игры; 4.Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием; 5.Беседы ; 6.Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Музыка сопровождающая утреннюю гимнастику, физкультурные занятия . Происходит дальнейшее развитие музыкальности: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Важно помнить о том, что музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру движения, поскольку ведущая роль отводится двигательным задачам. Для этого я подбираю музыкальное сопровождение для проведения утренней гимнастики, динамических пауз, релаксаций.
! Также помогаю инструктору по ФИЗО с подбором музыкальных произведений как для НОД, так и для спортивных праздников, досугов, развлечений. Музыка создает определенный эмоциональный настрой, облегчает выполнение движений, поэтому нужно тщательно подбирать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Наиболее целесообразно использовать музыку при выполнении основных движений: ходьба, бег, прыжки, поскоки; в упражнениях, в подвижных играх. При подборе музыкального репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Д/С № 58 «Золушка», города Улан-Удэ Республики Бурятия .
Здоровьесберегающие технологии
на музыкальных занятиях
в ДОУ
Музыкальный руководитель
Глущенко А.Д
2021 -2022 уч.год
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ:
-Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
-Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
-С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
-Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста предполагает использование следующих здоровьесберегающих
технологий:
-Логоритмика;
-Валеологические песенки
-Пальчиковая гимнастика;
-Самомассаж;
-Дыхательная гимнастика;
-Ритмопластика;
-Речевые игры
-«Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова.
-Музыкотерапия.
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмика включает речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Регулярное включение в музыкальную деятельность элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Упражнения на развитие дыхания. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей
2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и лечебное воздействие. (А.Н.Стрельникова – методика дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.)
Пальчиковые игры.
Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.
Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
В музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Регулярное включение музыкальных пальчиковых игр:
-стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
-совершенствует внимание и память;
-формирует ассоциативно-образное мышление;
-облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
( пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку.)
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика осуществляет развитие артикуляционной моторики:
-обучает детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
-вырабатывает контроль за положением рта.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Фонопедические упражнения, разработанные В.Емельяновым, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.
Ритмопластика
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эти движения будут развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики на занятиях музыкой - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей
Речевые игры.
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
(методика К.Орфа)
Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Литература по музыкальному воспитанию:
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной,
«Праздник каждый день» И.Каплуновой,
«Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной,
«Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой,
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;
Здоровьесберегающие технологии:
Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья»,
Т. Лобановой «Развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата»,
Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия»,
А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут.
Социально экономические изменения ,происходящие в стране, развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации ,объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации ,содержанию педагогической работы с детьми. Изменение подходов к образованию детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности ,обладающей навыками социально адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа , как система конкретных совместных действий администрации ,основных педагогов, родителей в процессе включения ребёнка в образовательный процесс.
Индивидуально-образовательный маршрут в современном образовании одновременно и определённое и чрезвычайно высокое понятие, возникнувшее как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательных процессах.
В исследовании И.А.Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута:
1)с опережающими темпами развития
2)с ослабленным здоровьем
(самотическая ослабленность,повышенная утомляемость,сниженная работоспособность)
3)с низкой учебной мотивацией
4)одарённых детей со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции ,трудности в общении)
При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные возможности и потребности воспитанника.
Маршрут создаётся с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей.
При разработке индивидуального образовательного образовательного маршрута специалисты руководствуются рядом принципов(Т.В.Волосовец,Т.Н.Гусева,Л.М.Шипицина и др.):
- принцип опоры на обучаемость ребёнка,
принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
- принцип соблюдения интересов ребёнка . Л.М.Шипицина называет его «на стороне ребёнка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка.
- принцип отказа от усреднённого нормирования, т.е. избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
- принцип непрерывности, когда ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
- принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребёнку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребёнка.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребёнка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объём и глуби на содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МАРШРУТА РЕБЕНКА
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».
Фамилия, имя ребенка, возраст: Саша, 4 года
Группа: Средняя.
Проблема: Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений; Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения; Не согласованность движений с музыкой; Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня.
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника.
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка.
Ожидаемые результаты реализации индивидуального
образовательного маршрута
Музыкальное развитие:
точно выполняет движения в соответствии с текстом;
координирует слово с движением;
умеет ориентироваться в пространстве;
координирует движения пальцев рук, точность и силу движений;
передаёт в движении простой ритмический рисунок.
Месяц | Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком |
Сентябрь | «Смелый наездник» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Б. Кабалевского. Цель: Развивать музыкальную отзывчивость. Воспитывать интерес к музыке Шумана, Кабалевского, Чайковского. «Элементы танцев», «Упражнения с листочками» Е. Тиличеевой. Цель: учить передавать в движении характер музыки. «Танец с листьями», муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой. Цель: Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами. |
Октябрь | «Пьеска» Р. Шумана, «Новая кукла» П. И. Чайковского. Цель: Развивать музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. «Элементы хоровода» А. Филиппенко, «Элементы танцев» Н. Вересокиной. Цель: Учить передавать в движении характер марша, хоровода, владеть предметами. «Покажи ладошки», латвийская народная полька. Цель: Учить исполнять танцы в характере музыки; чувствовать двухчастную форму. |
Ноябрь | «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Солдатский марш» Р. Шумана; «Марш» П. И. Чайковского; «Полька» С. Майкапара. Цель: закреплять жанры музыки (марш, песня, танец), учить определять их самостоятельно. «Элементы танцев», «Элементы хоровода», русская народная мелодия. Цель: Учить передавать в движениях характер музыки, выдерживать темп; выполнять упражнения на мягких ногах, без напряжения. Русская народная мелодия в обработке М. Раухвергера. Цель: Учить запоминать последовательность танцевальных движений, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки |
Декабрь | Пьеса С. Майкапара «Сказочка», музыка Т. Ломовой. Цель: Развивать быстроту реакции на изменение характера музыки и умение передавать его в движении. Пьеса «Январь» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Цель: развивать умение чувствовать настроение музыкального, художественного и литературного произведений. «Танец гусар». Цель: Учить самостоятельно начинать и заканчивать танец с началом и окончанием музыки |
Январь | Фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – «Белка». Цель: различать эмоциональное содержание, характер музыкальных произведений. Украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова. Цель: закреплять плясовые движения. |
Февраль | «Кукушка» М. Карасева; «Кукушка» А. Аренского. Цель: Обогащать музыкальные впечатления. Учить воспринимать пьесы контрастные и близкие по настроению; образному восприятию музыки; выделять 2-3 части, высказываться о характере. «Элементы танцев» В. Жубинской, А. Рыбникова. Цель: Учить двигаться под музыку в соответствии с характером, жанром; изменять характер шага с изменением громкости звучания. Учить запоминать последовательность танцевальных движений |
Март | «Весною» С. Майкапара; «Весной» Э. Грига; «Утро» Э. Грига. Цель: Учить различать настроение, чувства в музыке, средства музыкальной выразительности; различать в музыке звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка); сопоставлять образы природы, выраженные разными видами искусства. «Хоровод», «Элементы вальса» Д. Шостаковича. Цель: Учить самостоятельно начинать и заканчивать движения, останавливаться с остановкой музыки. Совершенствовать умение водить хоровод. «Весенний хоровод», украинская народная мелодия; «Вальс», муз. Ю. Слонова. Цель: Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс. |
Апрель | «Танец лебедей», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Баба Яга» – пьесы С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского. Цель: Учить различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления; узнавать знакомые музыкальные произведения по начальным тактам. «Побегаем – отдохнем» Е. Тиличеевой; «Поскоки» Т. Ломовой. Цель: легко скакать, как мячики; менять движения со сменой музыки. |
Май | «Песня, танец, марш» Л. Н. Комиссаровой. Цель: Учить различать жанры музыки. «Всадники» В. Витлина. Цель: Выразительно передавать характерные особенности игрового образа. Закрепление пройденного материала. Репертуар по выбору воспитанника. |
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МАРШРУТА РЕБЕНКА
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».
Фамилия, имя ребенка, возраст:Таиссия, 5 лет
Группа: Старшая.
Проблема: Не может четко произносить слова, не умеет чисто интонировать мелодии песен, не всегда начинает и заканчивает пение совместно с другими детьми или педагогом.
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника.
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка.
Месяц | Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком |
Сентябрь | «Лесенка» (сл. М. Долинова, муз. Е. Тиличеевой). Цель: Учить петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваться к пению педагога. «Качели» (сл. М. Долинова, муз.Е. Тиличеевой). Цель: упражнять в выработке чистоты пения; развивать умение определять скачкообразное движение звуков в мелодии песни |
Октябрь | «В октябре» (сл. И. Мазнина, муз. Ю. Чичкова). Цель: Учить петь не напрягаясь, естественным голосом; подводить к акцентам. «Лесенка» (сл. М. Долинова, муз. Е. Тиличеевой). Цель: развивать певческие навыки. |
Ноябрь | Упражнение «Хорошо поем»; попевка «Жук»; песня-марш «Барабан» Е. Тиличеевой. Цель: упражняться в восстановлении дыхания; развивать слуховой самоконтроль, точно передавать голосом долгие и короткие звуки. |
Декабрь | «Зима» В. Карасевой. Цель: формировать умение самостоятельно начинать пение после вступления. «Маленький котенок и большая кошка» (вокальная импровизация). Цель: побуждать ребенка самостоятельно находить голосом низкие звуки для кошки и высокие для котенка. |
Январь | Попевка Е. Тиличеевой «Небо синее». Цель: учить чисто интонировать на одном звуке. Песня «Прибаутка» сл. Н. Френкель, муз.В. Карасевой. Цель: Развивать голосовой аппарат, увеличивать диапазон голоса. |
Февраль | «Зима» В. Карасевой. Цель: исполнять изученный песенный репертуар, уверенно и чисто интонировать. Русская народная песня «Как у нашей Дуни» в обработке Н. Метлова. Цель: Учить самостоятельно вступать, брать спокойное дыхание, слушать пение педагога; петь без крика, в умеренном темпе. |
Март | «Пришла весна», сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной. Цель: Учить петь напевно, нежно; петь без выкриков, слитно; начало и окончание петь тише. Попевка «Как у вас дела?». Цель: Учить использовать музыкальный опыт в импровизации попевок. |
Апрель | Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку», попевка «У кота-воркота». Цель: Учить определять на слух движение мелодии, различать долгие звуки, жанровую принадлежность песни. |
Май | Закрепление пройденного материала. Репертуар по выбору воспитанника. |
Индивидуальный образовательный маршрут для музыкально
одарённого ребёнка (на примере пения)
Пояснительная записка
Пение создает условия для самовыражения дошкольников, снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков, реализует музыкальные потребности –знакомые и любимые песни ребёнок может исполнять в любое время, – а также формирует весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Выразительное исполнение песен помогает ребёнку переживать их содержание, формирует эстетические чувства, даёт возможность реализовать свой творческий потенциал, способности.
Пение связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: общее состояние организма ребёнка, кровообращение, дыхание.
Конкретный ИОМ создан для ребёнка с высоким уровнем развития вокальных навыков и певческих умений, высоким уровнем развития музыкальности.
Цель индивидуального образовательного маршрута
Интенсификация развития вокальных навыков и певческих умений, поддержка интереса ребёнка к пению, развитие музыкальных (певческих) способностей.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
1. На основе изучения детских песен, разных вокальных произведений, современных эстрадных песен расширять знания ребёнка о певческой культуре, вокальном разнообразии, обогащать слуховой опыт.
2. Развивать в комплексе музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
3. Освоить основы исполнительской выразительности, вокальной выразительности, сценической культуры, пения в коллективе.
4. Развивать индивидуальные творческие способности ребёнка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения.
5. Обеспечить потребность в вокальной музыке. Создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности и самореализации для ребёнка.
Основные принципы работы
Активизация познавательной, коммуникативной, музыкально=художественной и практической деятельности ребёнка; равноправный диалог педагога с ребёнком; учёт потребностей и интересов одарённого ребёнка; создание ситуаций успешности, подкрепление достижений ребёнка.
Формы и методы работы
Побуждать к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире; приучать посильно преобразовывать окружающее, совершенствовать культуру своего поведения; создавать ситуации, побуждающие к творческим проявлениям и практическим действиям.
Средства обучения
Музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями ребёнка; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; CD диски.
Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости, художественной выразительности и событийности песенного репертуара. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место широкое варьирование. (Указывается основной репертуар для пения.)
Маршрут рассчитан на два года.
Возраст ребёнка: 5–7 лет.
Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25–35 минут.
Форма: индивидуальные занятия (могут приобретать разнообразные форматы).
Планируемый результат
Повышенный интерес к вокальному искусству; стремление к
вокально-творческому самовыражению: пение соло, участие в концертах.
Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.
Участие в конкурсах и концертах, способность двигаться под музыку.
Умение исполнять длительные и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм.
Выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры.
Самостоятельно давать оценку качеству пения.
Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МАРШРУТА РЕБЕНКА
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».
Фамилия, имя ребенка, возраст:Марк,6лет.
Группа: Подготовительная.
Проблема: Не умеет сдерживать эмоции, трудности в подчинении социальным нормам и правилам поведения.
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника.
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка.
Месяц | Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком |
Сентябрь | «Марш» С. Прокофьева. Цель: развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки. «Ах вы, сени…», мелодия рус.нар.пес. Цель: закрепить разученные на занятии музыкально-ритмические движения. Ритмическая игра «Мячики». Цель: формировать чувство ритма и развивать координацию движений. |
Октябрь | «Марш» Е. Тиличеевой. Цель: Закрепление движений, направленных на развитие чувства ритма, под музыку. «Контрданс» Ф. Шуберта. Цель: закрепить в ритмическом упражнении умение правильно исполнять движения бокового галопа. |
Ноябрь | Упражнение «Ходим, бегаем, гуляем» Е. Тиличеевой. Цель: Отработка умения двигаться соответственно характеру музыки, ее темпу и динамике. «Камаринская» муз. П. И. Чайковского. Цель: развитие импровизационных навыков в пляске. |
Декабрь | «Ах ты, береза…» рус. нар. мел. (в обр. М. Раухвергера). Цель: Отработка осанки и плавных движений рук при разучивании хороводного шага. «Вальсок» муз. Кристины Арсениной. Цель: развитие импровизационно-танцевальных навыков в музыкально-ритмической деятельности. |
Январь | «Марш» А. Лепина, «Ах вы, сени…», мелодия рус.нар.пес. Цель: Развитие ориентирования в пространстве в ритмическом упражнении. «Вот уж зимушка проходит…», рус. нар. пес. Цель: закрепление хороводных движений. |
Февраль | «Марш» И. Дунаевского, «Росинки» С. Майкапара. Цель: совершенствование умения детей двигаться в соответствии с музыкой – бодрым характером «Марша» И. Дунаевского, чередуя ходьбу с бегом на музыку С. Майкапара «Росинки». Ритмическое упражнение «Иди так, как подскажет тебе музыка». Цель: закрепление умения шагом отмечать пульсацию долей разнохарактерной музыки. |
Март | Три части пьесы Кабалевского «Походный марш». Цель: развитие умения двигаться в соответствии с музыкой, передавая образы физкультурника, солдатика. «Ускоряй, замедляй» Т. Ломовой. Цель: в упражнении отрабатывание умения переходить с шага на бег и, наоборот, выполнять ускорение, замедление в соответствии с музыкой. |
Апрель | «Скакалки» А. Петрова. Цель: формирование умения прыгать и кружиться со скакалкой под музыку в ритмическом упражнении. «Потанцуем вместе» латышской народной мелодии в обработке Я. Кепитаса. Цель: закрепить умение выражать движением разный характер музыки. |
Май | Русская народная мелодия (в обработке Н. Римского-Корсакова). Цель: отрабатывание умения двигаться в соответствии с лирическим характером народной музыки в ритмическом упражнении «Змейка». «Пляска» С. Затеплинского. Цель: развитие импровизационно-танцевальных навыков в музыкально-ритмической деятельности. |
