3. Учебно-исследовательская деятельность

Шмакова Ольга Константиновна

1.Гимнастика для глаз для детей раннего возраста

2.Новые технологии воспитания детей раннего возраста

3.Рекомендации воспитания по развитию речи детей раннего возраста

4.Положение о портфолио дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.

В условиях нашего общества малыши уже с раннего возраста начинают приобщаться к миру телевизоров и электронных гаджетов. Неудивительно, что глазки крохи устают быстрее, а потому зрение может начать портиться уже в этот момент.

Поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки требуют особой опеки. Для них были придуманы специальные тренировки. Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками потешками, поговорками, создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу.

Зрительная гимнастика для детей – очень полезное мероприятие, которое ничем не уступает лекарственным препаратам. Есть только одно условие – регулярность. Желательно выполнять упражнения в течение пяти минут 2 – 3 раза в день.

Причины ухудшения зрения:

Наследственность

Если у одного из родителей диагностировано заболевание глаз, имеющее генетическую природу (миопию, астигматизм)

Большие нагрузки на органы зрения

Постоянно возрастающие нагрузки, связанные со школьной и дошкольными программами.

Злоупотребление телевизором и компьютером

Частота смены кадров, неестественные цвета, слишком близкое расположение к телевизору или монитору, неправильное освещение.

Раннее чтение

Причины нарушения зрения у детей часто заключается в необоснованном стремлении родителей к раннему образованию. До 4-летнего возраста ребенку сложно фокусировать зрение на книге.

Заболевание позвоночника

Состояние позвоночника у детей является ярким примером: при постоянной сутулости развивается ухудшение кровообращение в органах, в том числе и головном мозге.

Недостаток  физической активности

Насыщение тканей глаз кислородом- важное условие для сохранения зрения. Физические нагрузки предотвращают нарушения зрения.

Недостаток необходимых витаминов

Причинами ухудшения зрения могут быть неправильное составленное меню и недостаток витаминов.

Отсутствие ранней профилактики

Даже незначительные намеки на заболевания глаз у ребенка требуют ответственного отношения родителей. (сухость в глазах, жжение – немедленно обращаться у врачу)

Зрительная гимнастика помогает:

Снять физическую и психоэмоциональную напряженность;

Тренировать вестибулярный аппарат;

Развивать зрительную координацию;

Укреплять глазные мышцы;

Развивать зоркость и внимание;

Улучшить зрение.

Рекомендации для воспитателей по гимнастике для глаз для детей раннего возраста.

Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.

  • Игра «темно-светло»: ребёнок крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и снова открывает их.
  • Упражнение «Бабочка». Пусть ребёнок несколько секунд подряд быстро открывает и закрывает глазки, делая движения ресничками, будто бабочка машет крыльями.
  • Наблюдение за движущимся предметом. Отойдите от малыша на некоторое расстояние и медленно перемещайте какой-нибудь интересный предмет в разные стороны. Можно «обманывать» кроху, неожиданно передвигая предмет в противоположную сторону. Ребёнок должен уследить за каждым неожиданным движением.
  • Маленькие детки любят пускать солнечные зайчики. Возьмите зеркало, и в солнечную погоду направляйте солнечных зайчиков на стены и потолок комнаты, малыш будет с интересом наблюдать за этим.
  • Поставьте перед ребёнком два предмета: один прямо перед его глазами, другой на расстоянии двух-трех метров. Пускай малыш попеременно переводит взгляд с ближнего предмета на дальний.
  • Можно просто подурачиться и построить различные гримасы, жмурясь и часто моргая. Подайте ребёнку собственный пример, и он немедленно включится в игру.
  • Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.

Глазодвигательные тренинги- формировать рациональные способы зрительного восприятия. Перемещать взгляд на предметы, игрушки.

Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи: развитие зрительно- моторной координации (глаза-руки)

Ход: (глаза-руки), умение  ориентироваться в пространстве.

Упражнение «Воздушный шарик»

Задачи: развитие зрительной координации

Ход: перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом можно слушать музыку или напевать песенку. Можно уменьшить или увеличить размер шара.

Игра «бегающий зайчик»

Задачи: укрепление мышечной системы глаз.

Ход: предложить ребенку , сидя на стульчике  следить взглядом за черно- белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте. При этом с ребенком разговаривайте.

Упражнение «Зоопарк»

Задачи: способствует увеличению остроты зрения.

Ход: разыщите на картинке всех собачек (кошек, зайчиков, бабочек). Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом.

Гимнастика для глаз

КОТ

Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(поморгать глазками)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.
(смотрят вверх)
Капель, капель не жалей.
(смотрят вниз)
Только нас не замочи.
(делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи
.

СНЕЖИНКИ

Мы снежинку увидали, (дети берут снежинку в руку)
Со снежинкою играли.
(вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели,
(отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
(отвести её влево, проследить взглядом)
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(поднимать снежинки верх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.
(покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем,
(закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают.
(дети складывают снежинки и садятся)

Цветок

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся,
(прикрыть глазки ладошками)
Больше спать не захотел,
(поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся,
(руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, выдох)
Взвился вверх и полетел.
(потрясти кистями)

Ёлка

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)
Утром плакать перестала,
(поморгать глазами)
Задышала. Ожила.
(подышать)

Тише-тише

Как на горке снег, снег (поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев)

И под горкой- снег, снег (опустить руки, посмотреть на пальчики)

А под снегом спит медведь (присесть, сложить ладони у щеки)

Тише, тише- не шумите. (приложить указательный палец ко рту «Тсс!»)

Качели

Есть качели на лугу

Вверх- вниз, вверх- вниз. (поднимать и опускать руки, посмотреть глазками вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх- вниз, вверх- вниз. (поднимать и опускать руки, посмотреть глазками вверх, вниз)

Отдыхалочка

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть- чуть.

А теперь мы их откроем

И немного поморгаем.

Ночь  

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно глазки открывать.

Снова глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем их опять.



Предварительный просмотр:

Тема:

«Новые технологии воспитания детей раннего возраста».

На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, а также жизненных установок и ценностей. К системе образования предъявляются абсолютно иные, чем раньше, требования, через них проходит практически все подрастающее поколение.

Новые образовательные технологии – это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер.

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Технология в широком понимании есть совокупность последовательным образом организованных методов и процессов преобразования некоего социального формирования с целью приведения ее в состояние, соответствующее целевой установке.

 Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:        

- концептуальная основа;

- содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

- технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

Можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением,  по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин — «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Технология развивающих игр Б. П. НикитинаПрограмма игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. [Прил.]

В своих книгах  Б.П.Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

В развивающих играх удается соединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Список литературы.

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2006. - № 3. - с. 78.
  2. Бондаревская,  Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.
  3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
  4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  5. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
  6. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
  7. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
  8. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2010. - 342с.
  9. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 2009. – 94с.
  10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 2014. – 216с.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256с.

Приложение.

Игра «Прячем ручки»

Цели.

Учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы.

Платки, коробки.

Ход игры.

Предложите детям повторить следующие движения:

— Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут руки

за спину.)

— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают

руки.)

— Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол (если

дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом

можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Спрячь в ладошке»

Цели.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы.

Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из

пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать

в руке (по количеству детей).

Ход игры.

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите

спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот

вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел

- зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе.

Если предмет виден, ведущий забирает его.

Игра «Котенок»

Цели.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать

движениям взрослого.

Материалы.

Маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по

количеству детей).

Ход игры.

Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке.

В это время читайте двустишие:

Ты, котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Игру повторите несколько раз.

Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными

игрушками-пищалками.

Игра «Ветерок»

Цели.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы.

Резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Ход игры.

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как

можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так

дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите

грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им

резиновые груши и предложите «сделать ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко,

небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы, струю

воздуха.

Игра «Брызгалки»

Цели.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы.

Резиновые груши небольшого размера (они должны

помещаться в ладонях малышей) или пластиковые пузырьки с

небольшими отверстиями в крышках (по количеству детей);

большая емкость с водой.

Ход игры.

Это упражнение можно провести летом на улице или дома во

время купания.

Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырьки,

наполненные водой, и предложите поиграть: «Летом на улице

жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брызги

полетели!» Предварительно продемонстрируйте малышам, как

сжать грушу, чтобы получить брызги.

Затем предложите детям самостоятельно наполнить груши

водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустив воздух,

затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится

водой.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

для воспитателей дошкольных групп по развитию речи детей раннего возраста

  1. Развитие речи у детей раннего возраста

Ранний возраст это период, который особенно благоприятен для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном возрасте связано с предметной деятельностью ребенка.

У детей второго года жизни возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, потрогать. Эти желания превышают возможности маленького ребенка, и тогда он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако тех средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) которыми владеет ребенок  уже недостаточно, чтобы быть понятым и чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Тогда возникает противоречие, которое разрешается в результате возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речью. Этот скачок в развитии обычно происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи – это важнейший этап во всем психическом развитии ребенка. И прежде всего, это переход от младенческого возраста к раннему.

Второе полугодие второго года жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием словаря (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).

Белорусским психологом Р.И.Водейко проведено исследование, которое показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».

В словаре трехлеток, по данным В.В.Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного практически в 1,5 раза.

Словарь ребенка на протяжении раннего возраста постепенно усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью и ярко выражена предметная отнесенность слова.

Второй год жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде и здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

По своему значению слова-предложения представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание отличается от слова тем, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Следовательно, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения возникают в связи с новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка выразить свои желания более точно.

Второй период в овладении речи – это период усвоения грамматической структуры предложения, который связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Его характеризует быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. Ребенок к трем годам овладевает почти всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

На первом этапе развития речь ребенка ситуативна, так как она тесно связана с практической деятельностью, которая осуществляется совместно со взрослыми и сверстниками, и чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети устанавливают контакт, привлекают друг друга к общей игре, занятию.

Некоторые дети не способны поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребенка к играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Ее появление связано с расширением круга общения дошкольника, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, например, когда ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, которые произошли в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты и мимика в этом случае не могут существенно помочь ребенку, и тогда возникает противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств. И данное противоречие приводит к возникновению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы). В дальнейшем возникает развитие понимание речи ребенком.

Важное значение, при понимании речи, имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок уже способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ и это важное приобретение.

Совершенствуется и звуковая сторона языка, она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а затем строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь взрослого имеет дефекты, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего, работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова.

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности для детей раннего возраста

Разговор с самим собой.

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.   

    

Параллельный разговор. 

Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. 

Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. 

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. 

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом. 

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде,  глине, дереву и бумаге.  В  «возне»  с ними заключен большой  смысл: ребенок  занят делом,  он знакомится с материалом,  изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности. 

На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Замещение. 

«Представь, что...» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т.п.  Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. 

Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры. 

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

 

Игры по развитию речи

         Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей, и
отводить специальное время на них не стоит.

         Отвечаем на вопросы

(Возраст 2-4 года)

          Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Интересуйтесь его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверюшками, солдатиками или машинками) задавайте от лица своего персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

         Что бывает... Какое бывает...  

(Возраст от 3 лет)

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть..." и подождите, пока ребенок придумает свой вариант. Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению.

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым, желтым, резиновым или пластмассовым. А еще..." и так далее о других предметах.

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает квадратное? Что бывает синее? и так далее...

            Что сначала, что потом

(Возраст 3-4 года)

            Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

  • сначала чай наливают, потом пьют;
  • сначала человек ложится спать, потом встает;
  • сначала самолет взлетает, потом...;
  • сначала птичка откладывает яичко, потом...

Как стимулировать развитие речи ребенка?

Правила

1. Все приемы стимуляции проводятся:

—  при условии хорошего на строения у ребенка и взрослого;

—  в игровой форме, весело и забавно;

— в сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков.

2. Все предлагаемые упражнения следует обязательно оречевлять: разговаривать с ребенком, рассказывать, как меняется его лицо, какой он сейчас смешной, большой, сердитый, надутый. Речь должна быть спокойной и интонированной, как если бы вы рассказывали сказку или увлекательную историю. Ваши слова не только тонизируют, успокаивают и настраивают малыша, но и расширяют его словарь.

3.  Поощрите малыша любимым лакомством, питьем, игрушкой и пр.

4. Помните, что для ребенка — это непонятное и трудное занятие. Большинство упражнений он будет выполнять пассивно, т.е. неосознанно, механически, без активного участия.

5. Эффективными все перечисленные приемы станут лишь в том случае, если ребенок начнет вам помогать или повторять их непроизвольно или осознанно в подобной ситуации либо игровых действиях.

Пассивная стимуляция щек

Для проведения такого массажа всегда найдется хороший предлог — процедура умывания и ухода за кожей лица. Привлекательности ему добавят красивые, приятные на ощупь аксессуары (салфетка, полотенце, щеточка, массажные мячики, валики и пр.).

Все массажные движения выполняются при умывании теплой  водой. Направления движений — от средней линии лица к ушам.

1.   «Пальцевый дождик»  — постукивание по поверхности щек кончиками пальцев.

2.  Поглаживание разведенными пальцами.

3.  Растирание подушечками пальцев.

4.  Легкое пощипывание — выполняется большим и указа тельным пальцами.

5.  Потряхивание — выполняется большим, указательным и средним пальцами.

6.  Растирание мячиками с мягкими массажными шипами.

Примечания

Приемы 1—2 более поверхностные и потому приятны малышу.

Приемы 3—6 более глубокие, поэтому производить их следует осторожно, отслеживая реакцию ребенка.

Все глубокие приемы нужно чередовать с поверхностными.

Время стимуляции гимнастики щек — до 1 мин.

Активная стимуляция щек

1. Надувание обеих щек одновременно:  «Надуваем шарик». (Используйте тягу ребенка к подражанию, спровоцируйте его на «дразнилки», рассматривание зеркального отображения. Можно использовать и настоящий надувной шарик, чтобы заразить ребенка действием.)

2.  Втягивание щек в ротовую полость:  «Шарик сдулся. Нет шарика».

Примечание

Не следует повторять упражнения более 3 раз: у малыша может закружиться голова от избытка кислорода.

Пассивная стимуляция губ

Все упражнения для губ следует проделывать осторожно и обязательно в развлекательном, «клоунском» жанре.

1.  «Пальцевый дождик» — по стукивание подушечками пальцев по губам.

2.  «Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

3.  «Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.

4.  «Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.

5.  «Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

Время стимуляции губ — до 3 мин.

Активная стимуляция губ

1.  «Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

2.  «Клоун»  —  вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

3.  «Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

4.  «Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

5.  «Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.

6.  «Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.

7.  «Слоненок»  — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

8. Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

9. Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

Активная стимуляция языка

Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями.

1.  «Все проглотил?» — высовывание языка.

2.   «Достань ложечку» — поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.

3. Облизывание губ.

Стимуляция различных умений

Ежедневно в подходящей ситуации необходимо развивать другие умения ребенка.

1. Привлечь внимание ребенка к сомкнутым губам, а затем попросить его дуть через губы, раскрывая их. Получается «пыхтение» или «фырчание».

2. Смыкать губы и вытягивать их вперед — похоже на клюв утенка.

3. Ребенок по образцу помещает язык между зубами и удерживает его — очень похоже на «дразнилку» или «мартышку».

4. Попросить ребенка покашлять с закинутой назад головой и пр.

Рекомендации по организации совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В развитии речи ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой организации педагогического процесса в детском саду является непосредственно образовательная деятельность по развитию речи). В рамках НОД конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но для того, чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в ДОУ сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем содержательнее и богаче впечатления повседневной жизни, тем больше познавательных возможностей имеется для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего, это совместная деятельность взрослого и ребёнка, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы можно было вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти  доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности воспитатель не ставит задач прямого обучения речи, как это делается в непосредственно образовательной деятельности. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готов к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

  • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
  • внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
  • поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
  • детям раннего возраста свойственны подражательность и лёгкая внушаемость;
  • преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна  (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника

1.Условия достижения цели при создании Портфолио

1.  Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

2. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

3. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2. Использование Портфолио в ДОУ

Возможно ли использование Портфолио в дошкольном учреждении?

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чаще всего в ДОУ используются:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

  • портфолио -  собственностъ (собирается для себя);
  • портфолио-отчет (для преподавателя).

4. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  • «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
    - «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапа;

- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

  • «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  • «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
  • «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  • «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
  • «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
  • «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  • «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. У Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 «Ярасту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Что же касается портфолио для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности.

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

3. Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.