5.Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды

Шмакова Ольга Константиновна

1.РППС группы раннего возраста

2.Рппс моей мечты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_1.odt24.61 КБ
Файл moya_idealna_rpps.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе.

Развивающая предметно – пространственная среда второй группы раннего возраста «Карапузики» спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). РППС оборудована с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Предметно – пространственная среда группы отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Всё пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и представлено различными центрами. Развивающая предметно – пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно – пространственной среды. В нашей группе развивающая предметно – пространственная среда создана с учётом основных критериев:

содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например детской мебели, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;

доступная – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как: санитарно-эпидемиологические нормативы и правила пожарной безопасности.

Все компоненты РППС соответствуют между собой по содержанию, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.

В соответствии с рассмотренными принципами во второй группе раннего возраста «Карапузики» была создана следующая предметно – развивающая среда:

1. Центр «Сенсорное развитие»;

2. Центр дидактических игр;

3. Центр «Творческая мастерская» (так же представлены материалы для проектной деятельности по нетрадиционным техникам рисования);

4. Центр музыкально – театрализованной деятельности;

5. Центр физического развития;

6. Игровой центр (сюжетно-ролевые игры);

7. Центр книги;

8. Центр конструирования;

9. Центр природы;

10. Центр воды и песка (экспериментирование);

11. Центр «Наш вернисаж» (для выставки детских работ);

Центр «Сенсорного развитие» - материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, большое настенное сенсорное панно со звуковыми эффектами «Домашние животные», большая напольная черепаха на развитие крупной и мелкой моторики, мозаики, шнуровки, рамки-вкладыши, с объёмными вкладышами, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрёшки, наборы для забивания и другие. Также были изготовлены авторские игры: с прищепками «Ёжики»«Солнышко и тучки»«Ромашка» (застегни, расстегни пуговицы, липучки, молнии, шнуровки).

Центр дидактических игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения и представлен такими дидактическими играми, как «Чей малыш»«Магазин»«Огород»«Пазлы»«Дары природы»«Предметы быта», самодельные игры «Логический куб».

Центр музыкально-театрализованной деятельности».

Организуя деятельность в этом центре у детей развиваются творческие способности; развития воображения, памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививается устойчивый интерес к литературе, театру, музыке. Все игрушки, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам. В центре находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, деревянные модели персонажей и декорации сказок, резиновые модели персонажей к сказкам («Два весёлых гуся»«Колобок» и т. д.) маски для разыгрывания сценок.

Центр «Творческая мастерская» - в данном направлении основной является формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве, развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.

Для формирования элементарных представлений о видах искусства нами были собраны альбомы«Картины русских художников»«Глиняные игрушки»«Матрёшки»«Деревянные игрушки».

В группе собраны множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для творческой деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски и розетки для клея, палитра, трафареты для рисования различной формы, раскраски, готовые формы, для выкладывания и наклеивания, пластилин, стеки, цветная бумага, клей и т. д.

«Центр физического развития».

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть в групповой комнате, в специально отведённом месте. Подбор оборудования и содержание физкультурного центра – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя формирование у детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В нашей группе центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки: кегли, гантельки, мячи разных размеров, кольцебросс, обручи, скакалки, воротца, мешочки, кубики, ленты атласные, флажки.

Для профилактики плоскостопия сделаны коврики массажные со следочками, для закаливающих процедур дорожки здоровья.

В игровом центре

Размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания. Для накопления детьми опыта игровых действий в игровом центре имеются тематические блоки.

«Центр книги»

Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей-это также простой способ заняться со своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение – всё это формируется благодаря общению с книгой.

«Центр конструирования»

Целью направления является стимулирование познавательной активности детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм. В центре нами были собраны: крупногабаритный пластмассовый напольный конструктор, набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, короткие и длинные пластины, фигуры для обыгрывания построек.

«Центр природы».

В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре имеются необходимые материалы для развития трудовых навыков.

Для обогащения представления детей о животном мире рыб сделаны авторские макеты. Имеются дидактические куклы, к которым пошиты наборы одежды по временам года.

Центр воды и песка.

«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идёт об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, цвете, величине предметов, развивать мелкую и крупную моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формирование из песка).

Центр «Наш вернисаж»

В группе имеется стенд, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. Центр творчества постоянно меняется в зависимости от темы недели и времени года.



Предварительный просмотр:

«Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю».

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды

в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением

нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже

с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.

обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в

деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,

познавательного, эстетического развития. При правильной организации

предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе,

проявляет самостоятельность, творчество.

Елизавета Ивановна Тихеева — известный российский педагог

говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не

оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в

высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно

самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из

самого себя, от природы…»

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. содержательно насыщенной - включать средства обучения и

воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое,

спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно

обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами,

доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной

и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать

баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь

важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.

2 .трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся

интересов и возможностей детей;

Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании

отводится главная роль.

Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали

инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть

легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте

и с нужными материалами.

3. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,

мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах

детской активности;

Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно

многофункциональные материалы позволяют развивать воображение

ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.

4. вариативной - наличие в Организации или Группе различных

пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также

разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых

предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей.

5. доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,

материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской

активности;

Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в

реальной практике реализуется слабо.

Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного

запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с

другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не

для игры.

6. безопасной – все элементы РППС должны соответствовать

требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования,

такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила

пожарной безопасности.

Развивающая предметно - пространственная среда - это один из

важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного

образовательного

учреждения.

Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.

Мною выделены принципы построения РППС с учетом возрастных

особенностей детей:

РППС в младшем дошкольном возрасте

• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в

группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

• При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.

• Обогащение сенсорного опыта детей.

РППС в среднем дошкольном возрасте

• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни

направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

• Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом

возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот

возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим

развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями

атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же

важными и большими

• Необходимо предусмотреть место для временного уединения

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РППС в старшем дошкольном возрасте

• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают

ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель

помогает дошкольникам понять это новое положение.

• Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый

ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение

оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по

общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-

игровая деятельность, экспериментирование). оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и

материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и

взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок.

Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию

о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую

деятельность.

При реализации основной образовательной программы дошкольного

образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма -

игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с

правилами.

Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно -

ролевой игры, для организации игр с правилами, а также подготовить

материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для

познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.

Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным

направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое,

познавательное, речевое, социально – коммуникативное.