Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда при овладении учащимися навыков письма.

Швырева Надежда Александровна

Современная педагогика требует использование новых технологий и разработок. В практике обучения в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств, появившихся на российском образовательном рынке около 10 лет назад, и вошедший в арсенал специалистов стал игровой комплект «Пертра», разработанный известным педагогом-психологом Марианной Фростиг.

В комплект входят методические рекомендации по использованию игрового комплекта «Пертра», разработанные Институтом Новых Технологий.

Однако данные рекомендации не дают полной картины по развитию и коррекции того или иного процесса и навыка, не предусматривают деятельность учителя-дефектолога. В работе специалиста встречаются дети с различные сложными интеллектуальными нарушениями, при которых у детей затруднено формирование навыков чтения и письма. Помимо интеллектуальной недостаточности, у детей наблюдаются нарушения в развитии и других значимых функций, а именно, мелкой моторики и пространственной ориентировки, которые ещё более тормозят процесс обучения грамоте. Дети затрудняются в повторении проб, совершаемых пальцами и кистями рук, дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. Трудности ориентировки в собственном теле, как правило, наблюдаются при усложнении заданий. Целью данной работы стала разработка коррекционно-развивающих упражнений по развитию анализа и синтеза, пространственной ориентировки, мелкой моторики с применением игрового комплекта «Пертра». Важно отметить, что данное пособие смоделировано согласно концепции творческого формирования, как ребенка, так и самого педагога. Об этом говорит: отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом, возможность сочетания элементов с различных наборов, создания разнообразных игр и упражнений, и применение их на своих занятиях.

         Использование наборов игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми способствует не только комплексному развитию мелкой моторики и пространственной ориентировки, но и способствует развитию речевой деятельности, познавательных способностей, обогащает практический опыт и знания учащихся.

Проанализировав возможность применения игрового комплекта «Пертра» в коррекционной работе учителя-дефектолога по формированию предпосылок к овладению навыками письма, был разработан комплекс игровых упражнений. Данный комплекс направлен  на развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкость и ритмичность рук, анализ и синтез, которые являются важными составляющими при обучении учащихся навыкам чтения и письма. Пример игр данного комплекса.

Игра «Развесь белье».

Цель – развитие анализа и синтеза. Оборудование: доска-основа; деревянные стержни одной длины — игровой набор № 3; резиновые кольца, деревянные прищепки, деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на стержни — игровой набор № 6; предметные картинки. Процедура проведения: педагог устанавливает на доске-основе стержни со штырьками и укрепляет на них резинки в виде бельевой веревки. Детям даются картинки. Предлагается распределить их в соответствии с определяемым звуком в начале слова. На одну верёвку развесить картинки со звуком [п], на другую бельевую веревочку со звуком [т]. Под руководством педагога развешивают картинки на бельевой веревке с помощью прищепок. Можно сначала используются крупные прищепки, затем — мелкие.

Игра «Пройди путь».

Цель  - развитие содружественных движений глаз и руки, пальцев правой и левой руки. Оборудование: пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне — игровой набор № 1 и № 5; фигурки людей и машинок со штырьками — игровой набор № 1; магнитный штифт и металлические шарики — игровой набор № 5. Процедура проведения: пластины с фигурными или прямыми пазами раскладываются в единое целое в определенном порядке. Сначала педагог просит ребенка пройти путь пальчиками, затем человечком или машинкой. В конце ребенок должен провести через проложенный путь металлический шарик с помощью магнитного штифта, имитируя письмо.

Игра «Шнуровка».

Цель - развитие представлений о направлениях пространства на микроплоскости и формирование навыков свободного ориентирования по этим направлениям.Оборудование: доска-основа, разноцветные шнуровки — игровой набор № 3. Процедура проведения: ребенку предлагается найти на доске-основе верхний ряд дырочек. В правую дырочку снизу вверх вставить концы шнурка и продёрнуть так, чтобы небольшой кончик остался снизу. Вставь шнурок в правую левую дырочку сверху вниз. Протяните шнурок и т. д. 

Игра «Продолжи ряд».

Цель - развитие представлений о пространственных отношениях между объектами на микроплоскости.Оборудование: доска-основа, геометрические фигуры кубики прямоугольной формы — игровой набор № 2. Процедура проведения: перед дошкольником на доске-основе лежит ряд из геометрических фигур, ребенку необходимо продолжить его по словесной инструкции педагога: «Справа от верхнего красного прямоугольника положи зеленый прямоугольник, слева от нижнего синего прямоугольника положи красный прямоугольник и т. п».

Игра «Лабиринт».

Цель - развитие и совершенствование пространственного анализа и синтеза. Оборудование: доска-основа, фигурки квадратной формы с разрезами в виде лабиринта — игровой набор № 5. Процедура проведения: педагог создает из фигурок лабиринт. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лабиринт надо расположить на доске-основе так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вправо, вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вправо. Дойдя до конца, ребенок может себя проверить.

Таким образом, использование представленных игровых упражнений в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога с учащимися С ОВЗ способствует развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки и дает возможность овладения учащимися навыков письма. При работе с игровым комплектом «Пертра» формируется целенаправленное, сознательное изучение объекта, учащиеся учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой четкий и понятный алгоритм действий.