отчет о проделанной работе

Тамара Подугольникова

Здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 

     

      Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях ведется музыкально-оздоровительная работа, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.В нашем садике «Малышка» прошел мастер- класс для воспитателей.

       Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие  способности и музыкальности ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Я начинаю  занятие с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен, совмещаю с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен- занимаемся дыхательной, артикуляционной  гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры  сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.

     

    Цель: обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

   

    Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные,  добрые тексты («Здравствуйте!»)

                       

                 

         

     Дыхательная гимнастика.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3. Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой,

         Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. (Разработки Е.Косиной, Т.Куликовой, В.Цвынтарного)

               

    Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для профилактики заболевания верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. (Разработки В.Емельянова, М. Картуши

      Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм. В результате использования самомассажа повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуется вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. (Разработки А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанова)

               Игровой массаж

     Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается,

     Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. (Разработки М.Картушиной, Е.Поддубная)

 

       Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется детьми. Формирование речи идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.  В результате речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательной активности. (Разработки     Т.Боровик, Т.Тютюнниковой)  

       Музыкотерапия- важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. (Разработка  Н. Ефименко)

       Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, его интересов.

Музыкальный руководитель:Подугольникова Т.Р.