Методическая работа

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Игровая деятельность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья :роль взрослых в её организации.

 
В игре дети развиваются как личности, у них формируются те стороны психики, которые в дальнейшем будут помогать им, осуществлять успешную трудовую, учебную деятельность и социализацию. Личностные качества ребенка формируются через его влечение в деятельность, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Маленький ребенок - это маленький взрослый, деятельность которого выражается в движениях. Первые представления об окружающем его мире, вещах и явлениях он получает через сенсорное восприятие, его перемещение в пространстве, взаимодействие с различными предметами, близкими людьми и игрушками. Чем более разнообразен, видит перед собой ребѐнок, тем больше информация поступает в его мозг, тем быстрее протекает его психическое и интеллектуальное развитие. Развитость движений – это один из показателей
правильного нервно-психического развития. Игровая деятельность ребѐнка имеет большое значение в развитии его детских способностей.
 
Перед началом игры следует помнить, что нужно выстраивать правила последовательности:
- игровые занятия обязательно начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
- объяснения подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
- игровое действие должно быть завершено.
Очень важно, чтобы в процессе игры у ребенка возникали именно положительные эмоции, такие как: восторг, удивление, радость. Выражайте как можно чаще похвалу своему ребѐнку. Любые отрицательные эмоции во время игры могут вызвать нежелание продолжать или после возвращаться к ней. В этом и должна заключаться помощь взрослого, помочь своему ребѐнку испытывать положительные эмоции. Задача взрослого – научить ребѐнка быть открытым этому миру, помочь ему находить общий язык с окружающими, показать, как нужно взаимодействовать с людьми при разных жизненных ситуациях.
 
Пальчиковые игры для детей особой заботы
 
У детей при ряде нарушений (речевых, интеллектуальных и других) отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее
познает ребенок, окружающий мир, осваивает его премудрости. Сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики!
Все движения рук ребенка можно разделить на уровни. Каждому уровню соответствуют свои пальчиковые упражнения.
Первый уровень
На этом уровне совершаются быстрые ритмические движения, связанные с принятием и удерживанием определѐнной позы. В такую работу вовлекаются десятки мышц тела, конечностей. Обеспечивают их правильное чередование парные и логоритмические игры.
Второй уровень
Движения носят ясно выраженный целевой характер, имеют начало и конец: ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. С помощью этих движений давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают что-либо, подобные движения отрабатываются в массажных, тактильных, жестовых силовых и предметных ориентировочных играх. К этому же уровню относятся и движения прицеливания, а так же установочно-выжидательные движения. Творческие игры и жестовые игры-имитации способны вовремя поддержать процесс развития этих важных движений рук.
Третий уровень
Это действия, связанные с точностью и зрительным контролем. Освоить движения в системе «глаз-рука» помогут предметные дидактические игры. Эти игры способны «настроить» руку и на выполнение таких действий, как вязание на спицах, завязывание узлов, мотание ниток, плетение, надевание одежды.
Четвертый уровень
Это уровень подготовки руки к письму, а также бытовых действий, которые требуют особой подвижности мелких мышц кисти:
вышивание, шитьѐ, чистка овощей. Развитие кисти руки для совершения подобных движений в очень большой степени лежит в «зоне ответственности» предметных графических игр, наряду с ними процесс освоения предметных действий хорошо поддерживают жестовые игры-диалоги.
 
Во время занятий с ребенком важно соблюдать несложные правила:
- приступайте к игре, когда и вы, и ваш ребенок в хорошем настроении;
- взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
- взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка;
- взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает тест;
- ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
- ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает ему и помогает;
- демонстрируйте ребенку собственную увлеченность игрой;
- обращайте внимание на то, насколько увлечен игрой сам ребенок;
- не ставьте перед собой задачу обучить ребенка всем движениям игры сразу, в один момент (а так же выучить «от и до» стихотворное сопровождение);
- расширяйте возможности участия ребенка в игре постепенно;
- не принуждайте ребенка начать или продолжить игру, если он этого не хочет;
- похвалите ребенка за правильно выполненные задания.
 
«Кольцо»
Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
«Дом»
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
Чтобы дом построить новый, Запасают тес дубовый, Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
«Очки»
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
«Флажок»
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона
Горит на солнышке флажок, Как будто я
Огонь зажег.
А. Барто
«Лодка»
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
«Стул»
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается
ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".
В лесу родился, В лесу вырос, В дом приходил, Всех вокруг себя посадил.
«Грабли»
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".
Листья падают в саду, Я их граблями сгребу.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
«Скворечник»
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.
«Ёлка»
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Весной цветет, Летом плод дает, Осенью не увядает, Зимой не умирает.
«Собака»
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки, Две растопырки,
Седьмой вертун, А сам ворчун.
«Кошка»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный, и мизинец подняты вверх.
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
«Лошадь»
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойся.
 
«Человечки»
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).    
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.
 
 
«Белочка»
Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.
Наш мизинчик
Прыгает по веточкам
Невеличка-белочка.
Мелькает хвостик
средь ветвей.
Кто угонится за ней?
 
 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка»

Слайд 2

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР включает в себя: Формирование пространственных ориентировок в собственном телесном пространстве . Формирование пространственных представлений , отражающих взаимоотношения внешних объектов и тела. Формирование пространственных представлений, отражающих взаимоотношения объектов относительно друг друга.

Слайд 3

Игры и упражнения для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта: «Вот какие мы» Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п.

Слайд 4

«Над», «под» « между» Ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и проговаривают взаиморасположение частей лица, используя «над», «под», «между»:

Слайд 5

«Спереди – сзади» Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, живот, и т.д.); Аналогично сзади (затылок, спина, пятки, и т.д.) С целью введения в активную речь предлогов «спереди», «сзади » взрослый задает вопросы ребенку: - где находится лоб, грудь, живот, и т.д.? - где находится затылок, спина, и т.д.?

Слайд 6

«Право – лево » Работу над упражнением следует начать с маркировки руки ребенка ( как правило, левой). Ребенку предлагают поднять свою « главную» руку , назвать ее; поднять другую руку и назвать ее. Наиболее занимательными является выполнение этих упражнений следующим образом: «потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левое колено и т.д.»

Слайд 7

Игры и упражнения для формирования пространственных представлений, отражающих взаимоотношения внешних объектов и тела. « Выше – ниже» В начале взрослый выполняет упражнение с мячом, флажком или другим предметом перед зеркалом, каждый раз называя свои действия : мяч выше головы, мяч ниже подбородка, мяч ниже колен и т.д. Ребенок, следя за ними, копирует упражнение и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнение перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И, наконец, ребенок выполняет упражнение один по словесной инструкции.

Слайд 8

«Кто где стоит?» Дети строятся в колонну. Обозначается место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади). Например: «Где стоит Коля относительно тебя?», затем дети меняются местами, игра продолжается.

Слайд 9

«Слушай и выполняй» Ребенку предлагается точно и правильно выполнить команды взрослого: один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д «Что находится справа от меня ?» Ребенка просят, не поворачиваясь перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Аналогично отрабатывается направление слева . .

Слайд 10

«Где лежит карандаш? » Игры и упражнения на формирование пространственных представлений, отражающих взаимоотношения объектов относительно друг друга:

Слайд 11

«Теремок»

Слайд 12

«Водители»

Слайд 13

«Фотограф»

Слайд 14

«Маленькие слова» на под над за в из между из-под из-за

Слайд 15

Построение грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения на плоскости. « Что где находится?»

Слайд 16

«Графический диктант»

Слайд 17

«Разложим по порядку» 1 2 3 4 5

Слайд 18

МОЛОДЦЫ !