Родителям

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья.

Уважаемые родители!

Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы делаем вместе!

1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребѐнком. Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тѐмные» мысли ребѐнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребѐнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем. Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребѐнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелѐгкий период. Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения. 
2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаѐм, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаѐм поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребѐнком. А ведь чтобы поддержать ребѐнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое
 
. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребѐнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ. Самооценка ребѐнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребѐнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищѐнности, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребѐнка, его мнением. Например, задайте своему ребѐнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Помните, чтобы ребѐнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится.
5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребѐнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребѐнку, не делайте за него всѐ, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребѐнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребѐнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребѐнка самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте ребѐнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребѐнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребѐнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны. Помогайте ребѐнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребѐнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребѐнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и
умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы . Первоначально задания выполняются ребѐнком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребѐнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер. Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребѐнком по заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребѐнка без лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем
И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
 
7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребѐнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
9. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь. Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми. Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребѐнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребѐнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений. Помните, что ребѐнок повзрослеет и ему придѐтся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
10. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребѐнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.