Технологии с элементами цветотерапии для детей дошкольного возраста

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Один цвет может раздражать, а другой, напротив, успокоить. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы является залогом хорошего настроения. Помимо этого, цветотерапию используют при лечении психических болезней, а также для гармоничного развития детей .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии с элементами цветотерапии для детей:

 показания, методика, эффективность

Наверное, всем известно о силе цветовой палитры. Один цвет может раздражать, а другой, напротив, успокоить. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы является залогом хорошего настроения. Помимо этого, цветотерапию используют при лечении психических болезней, а также для гармоничного развития детей .

Цветотерапия охватывает огромный спектр лечения различных заболеваний с помощью определенных методик. В первую очередь, такую процедуру применяют с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка.

 Многочисленное использование различных методик цветотерапии на практике наглядно показало эффективность для укрепления физического и психологического развития дошкольников. Такой способ лечения с помощью цвета использовался еще в древние времена. На сегодняшний день в современной медицине отмечено положительное влияние цветотерапии на состояние детей. Различные методы немедикаментозного лечения помогают укрепить здоровье малышей и улучшить их адаптацию к взрослой жизни. Существует два вида воздействия цвета: С помощью зрения - воспринимая глазами различные цвета, таким образом, мы провоцируем активность химической цепной реакции, которая в последующем приводит к освобождению разного вида гормонов организма. Через кожу человека. Данный способ заключается в электромагнитном излучении в виде света через ткани тела человека, которое заряжает внутренние органы необходимой энергией и активизирует внутренние процессы организма.

Все дети по-своему индивидуальны, их реакция на окружающую действительность может быть различна. Но как правило, их выбор цвета изначально связан с эмоциональным и психическим состоянием. В следующем видео можно узнать об особенностях цветотерапии и лечения цветом детей.

Красный — повышает психологическую и физическую активность, а также стимулирует кровообращение и повышает аппетит. Такой цвет нравится непоседливым и гиперактивным детям. Специалисты рекомендуют использовать красный цвет в интерьере столовой и кухни. А чтобы предотвратить плохой и прерывистый сон, стоит избегать этот цвет в спальне малыша. Оранжевый — цвет отличного настроения и ощущения радости. Его любят больше всего веселые и позитивные детишки. В цветотерапии оранжевый используют для лечения нервных срывов, неврозов, и депрессий. Желтый — помогает придать уверенность и хорошее настроение. Этот солнечный цвет способствует развитию памяти, устранению страхов и различных родов депрессивных состояний. Помимо всего прочего, желтый помогает бороться со страхами, повысить жизненный тонус ребенка, оказать благотворное влияние на пищеварение и улучшить настроение. Зеленый - олицетворяет внутреннюю гармонию и спокойствие. Как правило, его выбирают дети, которым не хватает материнской любви. Этот цвет положительно влияет на сон и имеет успокаивающий эффект. Зеленый используют при лечении головной боли и нормализации давления. Голубой. такой цвет выбирают тихие и спокойные дети,которым свойственно помечтать. В цветотерапии голубой используют в борьбе с инфекционными заболеваниями. Синий — помогает придать малышу спокойствие и уверенность в себе. Этот цвет предпочитают уравновешенные дети, которым не свойственно куда-либо торопиться. Также синий цвет способен понизить давление. Фиолетовый обладает успокаивающим эффектом. В цветотерапии данный цвет используют для снятия стресса и нервозных состояний. Обычно, фиолетовый цвет нравится натурам с тонкой душевной организацией. Как правило, такой цвет выбирают ранимые и эмоциональные малыши, у которых имеется предрасположенностью к духовному развитию. Черный и белый не имеют тона и в цветотерапии используются достаточно редко. При выборе ребенком черного стоит обратиться к специалисту, так как это служит тревожным сигналом.

Упражнения

«Волшебный город» 

Для того чтобы начать, , игру с детьми старшей группы, предложите ребенку построить дом из кубиков, где будут жить разноцветные жители. Важно, чтобы цвет персонажа совпадал с домом, в котором он живет. Жителями могут быть яркие человечки, различные животные или вымышленные герои. Придумайте вместе с ребенком, почему эти жители выбрали тот или иной цвет. Расскажите ему, как от цвета может меняться настроение и характер. При проведении цветотерапии для детей игры подобного рода отлично помогают развивать фантазию дошкольника.

 Рисование

Дети дошкольного возраста не всегда в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами. Поэтому рисование можно использовать в качестве упражнения цветотерапии для детей. Данный процесс поможет ребенку создать особый гармоничный красочный мир, где он сможет выплеснуть свои эмоции. В свою очередь, педагог сможет выявить, что волнует малыша и предложить решение проблемы в игровой форме.

«Волшебная вода» Для данного упражнения необходимо налить обычную воду в прозрачный стеклянный стакан и поставить на цветную картинку. При цветотерапии для детей цвет подставки желательно подбирать исходя из характеристики ребенка, так как вода способна воспринимать энергию цвета. К примеру, если возбужденного малыша нужно успокоить - возьмите за основу зеленый цвет. После того как определитесь с цветом, посмотрите вместе с ребенком на дно стакана и предложите выпить содержимое ребенку медленными глотками. «Изумрудный город» Проводить желательно следующее упражнение по цветотерапии для детей под музыку. Задача малыша заключается в следующем: закрыть глаза и представить себя в Изумрудном города. Важно, чтобы ребенок детально представил каждый элемент воображаемого города. Такой сеанс не должен превышать 10 минут, после чего малыша стоит попросить изобразить увиденное на листке.

 «Рисуем пальчиками»

У такой методики масса плюсов: помимо того, что данное упражнение помогает справлять с ленью и раздражительностью и устранять агрессию, так еще оно и развивает мелкую моторику. Такое упражнение по цветотерапии у детей 5 и 6 лет корректирует чрезмерную гиперактивность, которая может нанести вред для малыша в процессе обучения. Например, предложите ребенку нарисовать с помощью пальчиков и красок на альбомном листе любимый персонаж из сказки. Во-первых, не каждый ребенок в этом возрасте хорошо умеет владеть красками, карандашами или фломастерами, а во-вторых, любому малышу будет интересно попробовать что-то новое. Такое упражнение на первый взгляд кажется простым в применении, но, зная специфику цветотерапии и влияния цветов на психику ребенка, можно с уверенностью говорить о том, что оно позволит добавить малышу уверенности в силах, снизить агрессивность, а самое главное - привить желание осваивать новые знания и учиться.

 «Нарисуй имя»

Для данного упражнения ребенку необходимо предоставить альбом для рисования и цветные карандаши или фломастеры, после чего предложить нарисовать его имя. В процессе работы можно включить приглушенную музыку, а затем малышу необходимо представить свою картину и объяснить, почему именно так он себе представляет свое имя.

«Цветной дождь» Такое упражнение отлично подходит для проведения цветотерапии детей с ограниченными возможностями. Для этого упражнения нужно создать шатер или домик из разноцветных атласных ленточек. Во-первых, дети могут изучать веревочки и поиграть с ними в дождик, а во-вторых, малышам будет интересно там прятаться и играть. Располагать ленты необходимо по цветовому принципу радуги. К примеру, раздраженному малышу можно предложить охладиться и пробежать под холодными цветами ленточек, а расстроенному или грустному — погреться под теплыми солнечными лучами.

Упражнения по цветотерапии детей с ОВЗ Для таких детей характерно дефектное произношение звуков, маленький словарный запас, неумение составлять предложения. Помимо вышеперечисленного, у малышей с ограниченными возможностями можно наблюдать недостаточность двигательной активности, в том числе плохую координацию мелкой моторики. Как правило, у таких детей слабо развита концентрация внимания, страдает логическое мышление. Поэтому для них важно использовать оригинальные и творческие методы при проведении цветотерапии.

«Облачко феи»

Для данного упражнения предварительно необходимо подготовить кусочки полупрозрачной ткани, хорошо подойдет фатин или органза. Суть упражнений по цветотерапии для детей с ОВЗ заключается в следующем: фея приглашает к себе в гости, но для этого нужно до нее добраться на разноцветных облаках. После чего детки укутываются тканью и сквозь нее видят, как меняется мир. Это упражнение помогает развивать восприятие оттенков и научиться замечать, как меняется цвет, когда одна краска накладывается на другую. К примеру, сквозь зеленый кусок материала посмотреть на фиолетовый.

«Догадайся, что это»

На альбомном листе с помощью краски определенного цвета поставьте пальчиками несколько точек и спросите ребенка «Что изображено на этой картине?». Важно, чтобы ребенок подключил свое воображение и предположил как можно больше вариантов. Такое упражнение отлично снижает психологическое напряжение, а также поможет развить фантазию. «Оранжевый цвет» Данное упражнение способствует устранению скованности, замкнутости и застенчивости. Предварительно сделайте заготовку: на плотный картон нанесите клей и насыпьте на него пшенную крупу, распределив при этом по всему листу. После полного высыхания, даем это ребенку. Малышу необходимо раскрасить данный холст пальчиковой краской оранжевого цвета. В процессе работы можно включить музыку. «Зеленые обитатели леса» 

Данную игру лучше проводить с группой детей. Суть в следующем: каждый ребенок называет лесного жителя - животное, птицу, насекомое - зеленого цвета (кузнечик, зеленая бабочка, лягушка, зеленый попугай и так далее), после этого нужно предупредить, когда заиграет музыка, необходимо двигаться также как придуманный герой. То есть кузнечик будет прыгать, бабочка - летать, лягушка - скакать. А когда музыка остановится, дети в образе зверей должны остановиться и замереть на месте. Игра может повторяться несколько раз. Необязательно, чтобы лесные жители были зеленого цвета, можно выбрать любой другой 

В заключение 

С самого детства нас окружает разноцветный мир земли, который совершенно незаметно способен оказать влияние на настроение и здоровье человека. В отличие от взрослых, маленькие дети более чувствительны к различным цветам. Важно внимательно относиться к перепадам настроения детей. С помощью цветотерапии детям дошкольного возраста можно поднять настроение или избавить их от грусти. Яркие краски помогают формировать артистическую составляющую ребенка, развить фантазию, а также расширить словарный запас дошкольника