Для родителей

Ефремова Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

10 ЗАПОВЕДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. -Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.   Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.   Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.   Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5.   Не унижай!

6.   Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.   Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8.   Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.   Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

Все счастливые семьи похожи друг на друга,

каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Л.Н. Толстой

Цель: познакомить родителей с особенностями каждого стиля воспитания.

Задачи:

  • разобрать вместе с родителями различные ситуации по воспитанию детей на примере сказок и фильмов;
  • определить родителями своего стиля воспитания детей;
  • дать практические рекомендации по воспитанию детей.

Ход собрания

I. Организационный момент. Постановка проблемы, цель и задачи беседы с родителями.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Одни родители считают, что только путем применения различных методов наказания можно вырастить настоящего человека. Другие, наоборот, чрезмерно заботятся и опекают  ребенка от всевозможных проблем, следят за каждым его шагом, наивно полагая, что правильно воспитывают. Как добиться, чтобы воспитание было правильным и целесообразным?

Известно, что главной  характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стиль семейного воспитания – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. [1]

Принято выделять несколько видов: авторитарный, либеральный, демократичный, опекающий и хаотичный. В различных источниках они могут называться по-иному соответственно: диктаторский, попустительский, авторитетный, гиперопека и непоследовательное руководство. Помимо этого выделяют еще один вид - отвергающий (индифферентный).

Таблица № 1

Стили семейного воспитания

Авторитарный, диктаторский

Либеральный, попустительский

Демократичный, авторитетный

Опекающий, гиперопека

Хаотичный, непоследовательное руководство

- от ребенка требуют полного подчинения и послушания,

- жестко контролируют его поведение и поступки,

- нарушают личное пространство ребенка, бесцеремонно вторгаются в его личную жизнь,

- не считаются с мнением самого ребенка,

- родители накладывают запрет на собственную инициативу.

- ребенку предоставляется полная свобода

- родители не ограничивают ребенка, не накладывают никаких запретов,

- родитель самоустраняется от участия в воспитании ребенка,

- между детьми и родителями нет эмоциональной близости, доверия в отношениях.

- родители признают личность ребенка, считаются с его мнением,

- родители с пониманием относятся к потребностям, поступкам своих детей,

- в семье хорошо развиты доверительные отношения.

- родители постоянно оберегают ребенка от всяких трудностей и проблем,

- родители сами решают, что лучше для ребенка,

-  родители проявляют чрезмерную навязчивость и постоянное внимание к ребенку,

- ребенок не может стать самостоятельным.

- нет единого последовательного подхода в воспитании детей,

- между родителями складываются разногласия по воспитанию детей,

- постоянные конфликты происходят на глазах у ребенка,

- ребенок становится тревожным, снижается его самооценка.

Сказка «Золушка»

Сказка «Колобок»

Фильм «Мэри Поппинс»

Фильм «Похороните меня за плинтусом»

Сказка «Гадкий утенок»

Разбор стилей воспитания совместно с родителями на примере сказок и фильмов. (Приложение № 1)

Учитель. Конечно, быть идеальными родителями как Мэри Поппинс довольно трудно. Все вышеперечисленные стили воспитания имеют как плюсы, так и минусы. Например, авторитарного стиля родители могут придерживаться, когда ребенок младенческого возраста и до 3-х лет, но он совершенно неприемлем для подростка. Для определения собственного стиля воспитания предлагаю Вам, уважаемые родители, пройти тест (Приложение № 2).

Тестирование родителей.

Учитель. Обозначьте, пожалуйста, в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более проявлен в вашей семье определённый стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие позиции, а поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Попытайтесь понять, каким все же вы хотите видеть своего ребёнка и самого себя как родителя.

Демократичный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать совместно. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой не комфортно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и  ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! [2]

III. Заключительная часть. Зная, свой стиль воспитания попытайтесь определить, насколько он эффективен в отношении ваших детей, если существует множество проблем и конфликтов между вами и детьми, то постарайтесь пересмотреть собственные родительские позиции и установки.


        Приложение № 1

1. Какой стиль воспитания у  мачехи  Золушки?

2. Какой стиль воспитания у бабушки с дедушкой Колобка?

3. Какой стиль воспитания у Мэри Поппинс?

4. Какой стиль воспитания у бабушки Саши Савельева?

5. Какой стиль воспитания у мамы-утки Гадкого утенка?


Приложение № 2

Тест 
«Стиль семейного воспитания»

Выберите один наиболее предпочтительный из четырех вариантов.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, имеющая мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.    

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

 


Обработка результатов

 Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Используемые источники:

1.  Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: 2008. – 256 с.

 2. http://www.afonino-school.ru/index.php?do=static&page=test



Предварительный просмотр:

Кризисные ситуации на разных возрастных этапах развития обучающихся

Психологические знания о структуре, формах и динамике развития детей и подростков позволяют определить методы психолого-педагогического взаимодействия с обучающимися детьми на каждом этапе обучения и воспитания. Знание о типологическом (возрастном) развитии ребенка является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. В своем развитии каждый человек проходит определенные стадии – возрастные этапы, психологические особенности которых необходимо учитывать при построении педагогического взаимодействия.

Основания периодизации психического развития в онтогенезе:

  • биогенетический подход   -- в соответствии с биогенетическим законом (повторение в индивидуальном развитии истории развития вида) выделение возрастных этапов объясняется изменением способов добывания пищи, характерных для разных ступеней развития человеческой цивилизации;
  • интеллектуалистический подход – возрастные этапы выделяются в соответствии с уровнем развития мышления и интеллекта;
  • эпигенетический подход – последовательность возрастных стадий - результат биологического созревания человека, но содержание развития на каждом возрастном этапе определяется тем, чего ждет от человека общество, к которому он принадлежит;
  • общественно-исторический подход - в основу деления на возрастные этапы положена идея изменения социальной ситуации развития ребенка, его ведущей деятельности, формирование новообразований возраста и переживание возрастного кризиса.

В рамках общественно-исторического подхода Л.С. Выготским была предложена собственная периодизация.  Им  выделялись стабильные и критические возрасты (периоды) в развитии. В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

По мнению Л.С.Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:

1) кризис новорожденности,

2) стабильный период младенчества,

3) кризис первого года жизни,

4) стабильное раннее детство,

5) кризис трех лет,

6) стабильный дошкольный возраст,

7) кризис семи лет,

8) стабильный младший школьный период,

9) пубертатный кризис,

10) стабильный подростковый возраст,

11) кризис 17 лет и т.д.

Возрастные этапы развития ребенка в процессе первичной социализации[1]:

Возраст, его метафорический девиз

Отдельные

психологические

новообразования

возраста

Наиболее распространенные ошибки родителей

Последствия «сбоев» в психологическом развитии

0-1 год.

Мир доброжелателен ко мне; я доверяю миру

Установление эмоциональных контактов с окружающим миром

Лишение ребенка эмционального и непосредственного физического контакта в «воспитательных целях»

Глубинное малоосознаваемое недоверие к окружающему миру и другим людям

1 – 3 года

 Я умею действовать самостоятельно; я доверяю себе

Активное познание окружающей среды, формирование веры в собственные силы

Ограничение возможностей детского исследования мира, внушение страхов перед реальными и мнимыми опасностями

Пассивная позиция во взрослой жизни, недостаточная готовность рассчитывать на самого себя

3-6 лет

Я учусь взаимодействовать

Овладение социальными ролями, шаблонами поведения

Навязывание определенных моделей поведения без учета психологических особенностей самого ребенка

При выборе способов поведения подросток часто отдает предпочтение манипулятивным формам самопроявления

7-10 лет

Я ответственный человек, я достоин одобрения

Развитие нового познавательного отношения к действительности. Овладение механизмом «хочу – могу-достигаю»

Подмена понятий в оценивании: вместо действий ребенка оценивается его личность

Неготовность брать на себя ответственность за развитие жизненной ситуации, неадекватная самооценка

11-15 лет

Я – думающий; я – понимаю свое место среди других людей

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, экспериментирование с социальной позицией и социальным статусом.

Половое развитие и самосознание

Авторитетное навязывание собственного мнения или способа действия.

Неуважительное отношение к окружению ребенка или к его «социальной позиции» в этом окружении

Зависимость от чужого мнения и неумение самостоятельно анализировать ситуацию. Трудности социального взаимодействия. Неблагополучие в сфере половой самоидентификации

16-18 лет

Я понимаю себя, я ищу свое место в мире

Построение собственной картины мира, принципы, идеалы, ценности, формирование жизненных планов и целей

Неуважительное отношение к внутреннему миру молодого человека. Навязывание собственного мировосприятия и понимания жизненного успеха

Профессиональное и жизненное самоопределение человека не соответствует его сущности, человек живет «чужой жизнью», происходит «смешение ролей»

        

Особого внимания заслуживает подростковый возраст как наиболее восприимчивый к специфике социальной ситуации развития.  

         

Характеристики типичных кризисных ситуаций жизни подростка:

Кризисные ситуации семьи: ссоры в семье лидируют по частоте встречаемости в опыте подростков из негармоничных семей. Эти подростки в два раза чаще, чем их сверстники из гармоничных семей переживают семейные конфликты как тяжелые, безвыходные ситуации, вызывающие комплекс травмирующих переживаний.

Основные признаки: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство); значимые переживания: переживание беспомощности, страха, одиночества, разочарования, обиды, тоски, подавленности, растерянности, злости; потребность в коррекции значимых переживаний; снижение самооценки; потребность в повышении самооценки; неконструктивный характер мотивации; потребность в коррекции характера мотивации; потребность в психологической поддержке.

КС учебной деятельности: предэкзаменационная ситуация

Кризисность ситуации определяется угрозой для самооценки подростка, значимостью публичной оценки, боязнью публичного неуспеха.

Основные признаки ситуации: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство); значимые переживания: переживание неуверенности в себе («Вдруг забуду все, что учил!»); переживание ответственности за результат перед близкими («Не сдам – мама расстроиться!»); переживание боязни публичного неуспеха, снижения статуса в коллективе сверстников («Все сдадут, а я опозорюсь!»); потребность в коррекции значимых переживаний; снижение самооценки; потребность в повышении самооценки; неконструктивный характер мотивации; потребность в коррекции характера мотивации; потребность в психологической поддержке.

КС учебной деятельности: затруднения в учебе, неудачи на

контрольных, экзаменах

Кризисность ситуации определяется несоответствием результата значимой деятельности сформированным ожиданиям подростка.

Основные признаки ситуации: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство); значимые переживания: обида, разочарование, растерянность, переживание несправедливого отношения к себе со стороны значимых других; удивление, огорчение; ужас, ненависть; переживание стыда; потребность в коррекции значимых переживаний; снижение самооценки; потребность в повышении самооценки; неоптимальная  мотивация: тенденция к снижению; потребность в коррекции характера  мотивации; потребность в психологической поддержке.

КС личной жизни: конфликт со сверстником

Кризисность ситуации определяется фрустрацией потребности в доверительном общении со сверстником.

Основные признаки ситуации: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство); значимые переживания: обида, злость, переживание одиночества, несправедливого отношения к себе со стороны значимых других; разочарование, растерянность, удивление, огорчение; потребность в коррекции значимых переживаний;  неустойчивость самооценки; потребность в коррекции самооценки; неконструктивный характер мотивации; потребность в коррекции характера мотивации; потребность в психологической поддержке.

КС семьи: развод родителей

Кризисность ситуации определяется фрустрацией потребности в эмоциональной поддержке, любви, ослаблением чувства защищенности, безопасности.

Основные признаки ситуации: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство); значимые переживания: переживание растерянности, беспомощности, страха (фобические реакции), тоски, подавленности, безысходности (субдепрессивные состояния); злости, обиды, одиночества, разочарования; потребность в коррекции значимых переживаний; снижение самооценки; потребность в повышении самооценки; неконструктивный характер мотивации; потребность в коррекции характера мотивации; потребность в психологической поддержке.

Конфликт со значимым взрослым (учителем, тренером)

Кризисность ситуации определяется фрустрацией потребности в доверительном общении со значимым взрослым.

Основные признаки ситуации: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство);значимые переживания: обида, злость, переживание одиночества, отверженности, несправедливого отношения к себе со стороны значимых других, унижения; разочарование, растерянность, удивление, огорчение; потребность в коррекции значимых переживаний; неустойчивость самооценки; потребность в коррекции самооценки; неконструктивный характер мотивации; потребность в коррекции характера мотивации; потребность в психологической поддержке.

КС здоровья: болезни, травмы

Кризисность ситуации определяется столкновением значимых отношений личности подростка с «требованиями» болезни.

Основные признаки ситуации: состояние психической напряженности (выраженная тревожность, беспокойство);значимые переживания: страх; обида, злость, переживание одиночества, неполноценности, стыда; растерянность, удивление, огорчение; потребность в коррекции значимых переживаний; неустойчивость самооценки; потребность в коррекции самооценки; неконструктивный характер мотивации; потребность в коррекции характера мотивации; потребность в психологической поддержке.

Преодоление кризисных ситуаций в подростковом возрасте  во многом определяется  внутренними и внешними ресурсами, которыми располагает подросток, наличием  опыта  преодоления жизненных трудностей, опыта обращения  за помощью и поддержкой,  гармоничностью родительско-детских отношений.


[1] Технологии тьюторской поддержки в образовательных организациях: учебно-методическое пособие/ авт-сост. М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ООО «Издательство «Научная книга», 2014. С.6-14.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

8 класс

Цель: повысить уровень психологических знаний у родителей об особенностях подросткового возраста

Задачи:

- дать характеристику особенностей подросткового возраста;

- описать процесс морфологической и физиологической  перестройки организма;

- познакомить родителей с основным видом деятельности (общение) и новообразованием (чувство взрослости) подростков;

- сформулировать основные способы взаимодействия родителей с детьми, дать рекомендации.

        

Подросток – какой он?

10-15 лет

Морфологическая и физиологическая

перестройка организма

Чувство взрослости

Становление нового типа  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

        Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Схема

 физиологической и морфологической

перестройки организма

подростка

        При развитии вторичных половых признаков появляется ощущение собственной взрослости, или так называемое «чувство взрослости». Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется  в желании, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими, идет на конфликт, отстаивая свою собственную, «взрослую» позиции. Чувство взрослости проявляется  и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Обостренное чувство взрослости и чувство собственного достоинства приводит к тому, что подросток осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Это приводит к тому, что подросток:

  • СОПРОТИВЛЯЕТСЯ требованиям, ограничивающим его самостоятельность («не маленький»);
  • ОБИЖАЕТСЯ и протестует;
  • ПРЕТЕНДУЕТ на:

                а) уважение его личности и человеческого достоинства,

                б) доверие,

                в) предоставление самостоятельности;

  • ДОБИВАЕТСЯ равноправия со взрослыми.

        И родители, и педагоги, и взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка.

        Необходимо понять, что у подростка есть свои проблемы. Понять – это значит управлять. Научитесь понимать, научитесь управлять поведением подростка. Как это сделать?

  • Необходимо ставить подростка в позицию самостоятельности: он сам должен  что-то сделать и столько, сколько он сможет (Но все должно быть в рамках разумного, в допустимых пределах этики, морали и т.д.).
  • Любой результат, даже самый незначительный, хорош, его надо оценить.
  • Радость успеха порождает у подростка желание сделать лучше, стать лучше.
  • Взрослый должен опираться на положительные качества в характере подростке, а не бороться с его недостатками.

Много можно рассказать об особенностях подросткового возраста. Более подробную информацию вы можете найти в книге отечественного психолога Б.С.Волкова «Психология подростка».



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Многие из вас считают, что современное обучение во многом отличается от того, которое получали вы. Но ведь это логично, современный мир развивается, не стоит на месте. А образование-это часть современного мира. А выпускной экзамен-это, соответственно, часть современного образования. Вы тоже сдавали выпускной школьный экзамен. Просто поменялась его форма.

Что такое экзамен.

Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний.

  Вы четко должны понимать, что в голове у вашего ребенка за 9 лет обучения в школе есть набор  определенных знаний, который просто необходимо систематизировать и закрепить. Отличие ОГЭ от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.  

Первое и самое главное, чем может помочь родитель своему ребенку-это не слушать нервные отклики об экзамене от неизвестно кого - соседки по подъезду, которая последний экзамен сдавала лет 30 тому назад, продавца с рынка и т.п.

СЛУШАТЬ И КОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ по вопросу экзамена родитель может только с учителем.

Сама процедура ОГЭ может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ОГЭ является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ОГЭ с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив. 

Для вас и ваших детей наступает ответственная волнующая пора - пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне. И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для учеников. А родителям остается только волноваться за своего ребенка. Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ОГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание определенных условий.

  

Советы и рекомендации родителям 

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. 
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". 
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. 
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, систематизировать изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
  • Ученик должен отдохнуть и как следует выспаться. 
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования: не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. 
  • И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.



Предварительный просмотр:


Приложение 1

Опрос по теме «Общение в социальных «сетях»

1. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?

А) Да

Б) Нет

2. Как часто вы общаетесь в социальных «сетях»?

А) Больше пяти раз в день

Б)1 раз в день

В)1 раз в неделю

Г)1 раз в месяц

Д) Реже 1 раза в месяц

3. В каких социальных «сетях» вы зарегистрированы? (свой вариант)

4.Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

А) Менее часа

Б)1-2 часа

В) 3-4 часа

Г)5-6 часов

Д)7-10 часов

5. С какой целью вы общаетесь в социальных «сетях»?        

А)Поиск различной информации

Б) Просмотр фотографий, видеороликов, поиск фильмов и музыки

В)Игры

Г) Захожу на страницу «от скуки»

6. Сколько у вас друзей? (Свой вариант)

7. Всегда ли вы размещаете в соц. Сетях подлинную информацию?

А) Да

Б) Нет

8. Какие по вашему преимущества виртуального общения?

А) Мобильность

Б) Анонимность

В) Круг общения шире

9. Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?

А) Да

Б) Нет

Приложение 2

Тест на определение степени интернет - зависимости

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 – это ко мне не относится

1 – редко

2 – время от времени

3 – иногда

4 – часто

5 – всегда

Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

  Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

  Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от интернета близости со своим партнером?

  Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?

  Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

  Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

  Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

  Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

  Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

  Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

  Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

  Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

  Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

  Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

  Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

  Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

  Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

  Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

  Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

  Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 – вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 – вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 – чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.



Предварительный просмотр:

Тест «Стратегия семейного воспитания»

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать самый предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

A. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

A. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за  разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

B. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов:

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

        Интерпретация результатов теста:

Пользуясь таблицей, отметьте выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

        Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же мы всё-таки хотим видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.


Предварительный просмотр: