"Учитель года- 2020"( муниципальный этап).

Кеденова Марина Николаевна

Материальная база конкурса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одиннадцатое февраля. Классная работа. « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли» .

Слайд 2

« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли .» А.П.Чехов .

Слайд 3

Интересные факты из жизни А.П.Чехова : Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Родители: Павел Егорович и Евгения Яковлевна Чеховы. Антон Павлович родился третьим из шестерых детей. Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы .

Слайд 4

В детстве было чувство вины перед родителями за тяжелое детство и юность , однако в зрелости Чехов говорил одно – он был безмерно благодарен родителям. В юности Чехов и думать не смел о том, чтобы посвятить жизнь литературной деятельности. Бедность и забота о родных заставили его избрать иное поприще – медицину, которая на то время приносила существенный доход и позволяла выбиться «в люди». Конечно, добиться такого положения было непросто. Но Чехов смог поступить и с успехом окончить медицинский факультет Московского университета .

Слайд 5

Кратко говоря, Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке. Ж енился он поздно. На Ольге Книпппер , актрисе Московского художественного театра. Свадьба Антона Павловича и Ольги прошла тайно . Они по-прежнему жили врозь: она – в Москве, он – в Ялте. Она не могла бросить театр, а ему был категорически противопоказан холодный климат. Их брак – вереница редких встреч и тягостных расставаний, и только ежедневная переписка, пестрящая ласковыми словами и признаниями в искренности чувств, помогла сохранить их любовь. Утром последнего дня жизни Чехов проснулся в бреду. Ему позвали врача. Он осмотрел его и попросил принести шампанского. Дело в том, что если врач после осмотра коллеги видит, что надежды нет, он должен преподнести ему бокал шампанского. Антон Павлович выпил его, повернулся на бок, крепко уснул и больше не проснулся

Слайд 7

Хамелеон - 1. Р азновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки ; 2.Б еспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки . С.И.Ожегов

Слайд 8

« А.П.Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Слайд 9

«Звёздный пересказ» 1 слово для названия 2 слова о чувствах 3 слова про обстоятельства 4 слова о проблеме 5 слов для выхода из проблемы

Слайд 11

Тест по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» : 1 . Кого из героев можно назвать главным в рассказе? а) Очумелова б) Хрюкина в) щенка г) генерала 2. Определите жанр произведения. а) повесть б) очерк в) эпиграмма г) рассказ 3. Каково авторское отношение к героям рассказа? а) сочувствие б) негодование в) высмеивание г) безразличие 4. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжов­ником», «поднятый вверх палец Хрюкина », «узелок в руке»? а) бытописанием б) художественной деталью в) символом 5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «ха­мелеоном»? а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) повара д) толпу зевак 6. В чем смысл заглавия рассказа? а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество б) метафорическое обозначение чиновничества

Слайд 12

Ответы к тесту: 1 . а 2. г 3. в 4 . б 5 . а, б, д 6 . б

Слайд 13

Закончи предложения: Мне рассказ показался…. Я б никогда не был «хамелеоном», потому что… Мне б хотелось Очумелову сказать такие слова: «…….!» А если….. Думаю честных, справедливых, добрых людей больше, чем «хамелеонов», потому что….

Слайд 14

Домашнее задание: На выбор: А ).Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «хамелеоны», подобные Очумелову? Б ) Составить тест по рассказу



Предварительный просмотр:

Технологичеcкая карта урока литературы в 7 классе

Тема: В мире правят любовь, добро и правда (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Класс

Предмет

Литература

Вид урока

Проблемно-развивающий

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

         Подвести учащихся к осознанию того, что человек является ноcителем сострадания, любви и доброго отношения к людям.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать cодержание рассказа А. Платонова «Юшка».

Осваивать способы решения выдвигаемых

Раскрыть нравственные понятия: доброта,

Уметь определять проблемы, поднятые автором в

проблем поискового характера; обнаруживать

сострадание, любовь; развивать навыки

произведении, давать характеристику герою;

противоречия между видимостью и сущностью

сотрудничества со взрослыми.

аргументированно формулировать свое отношение

героя; активно использовать речевые средства

к прочитанному; выявлять нравственные качества

для решения коммуникативных и

героя: доброту, любовь, честность, милосердие.

познавательных задач; определять цели и пути

их решения.

Основные понятия и термины

Доброта, любовь, правда, сострадание

Cредства обучения (учебные наглядные пособия,

Мультимедийная презентация; опорные cлова из текста произведения; толковый словарь

дидактический наглядный материал, ЭОР и др.,)

С И Ожегова

Методы обучения

Проблемно-поисковый, иccледовательский

Организационная cтруктура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды

Коррекционная

Формируемые

деятельности

направленность

образовательные

учащихся

результаты

Личностные:

Развитие

1. Мотивация к

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше духовное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что сегодня, на уроке литературы, мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат эти слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова стали смыслом его жизни и творчества

Готовятся к уроку.

эмоционально-

формирование ценностных

учебной

волевой сферы

ориентиров и смыслов

деятельности

учебной деятельности на

Цель: Cоздать

основе развития

положительный

познавательных интересов.

настрой на урок.

Регулятивные: осознание

обучающимися стремления к

постижению нового.

2. Актуализация

Какого Человека искал Диоген?

Личностные:

знаний

Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг

самоопределение,

Цель: повторение

было много народа. (Искал он полноценную

Отвечают на

Развитие

стремление к речевому

изученного

нравственную личность. При встрече с таким

вопросы учителя

мышления,

общению:

материала,

человеком фонарь Диогена должен был погаснуть)

внимания,

Познавательные:

необходимого для

Как вы понимаете: полноценная нравственная

зрительной

Свободное восприятие

«открытия

личность? Какими качествами он должен

памяти

информации.

нового».

обладать?

Регулятивные: стремление

Выявление

А  греки видели образец совершенного

к постижению нового.

затруднений в

Человека так: в нем сочетаются физическая сила и

деятельности

одухотворенное лицо.

учащихся.

3. Целеполагание

Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы

Развитие

Регулятивные:

Цель: Подвести

будем говорить. Сегодня поговорим о таких

Отвечают на

cловесно-

Целеполагание,

учащихся к

качествах человека, как доброта, любовь,

вопросы,

логического

планирование,

самостоятельной

милосердие, всепрощение. Тема нашего урока

выдвигают

мышления

cаморегуляция.

формулировке

«В мире правят любовь, добро и правда»

предположения

темы и цели

 Нужны ли такие качества человеку?

понимания цели

урока.

Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то

урока.

же время прекрасный. Очень трудно

понять этот мир, найти себя в нем, понять cмысл

 жизни.

4. Построение

Тогда в чем смысл человеческой жизни?

Личностные: формирование

проекта выхода из

Попробуем разобраться в представленной

Формулируют

позитивной оценки.

затруднения

проблеме.

проблему и строят

Корректировать

Познавательные:

Цель:

Чтобы доказать, что нужно сделать?

план выхода из нее

внимание,

Построение речевого

- определить последовательность действий для

высказывания;

выхода из затруднительной ситуации.

доказательство рассуждения.

- проанализируем эпизоды;

Коммуникативные:

- сделаем вывод

Формирование собственного

мнения

Регулятивные:

Выполнение учебных

действий в речевой форме

5. Реализация

Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте

Личностные: развитие

построенного

портретную характеристику героя. Соответствует

Анализируют

Побуждение к

готовности к

проекта

ли он греческому идеалу?

текст,

речевой

сотрудничеству.

Цель:

Что необычного в его внешности? (Глаза - зеркало

осмысливают его

деятельности и

Познавательные: поиск и

анализ рассказа с

души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В

содержание

осуществление

выделение необходимой

целью

глазах слезы. Душа плачет)

контроля за ней.

информации

осмысления

Отчего же больно ему?

содержания

Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»

Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на

их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то,

что они донимают его криками и ударами, что ими

движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это

радость для них, Юшка понимает, что дети не

виноваты в том. Что в них нет добра и радостно

откликается на «радость» детей.

«Они меня

любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил,

что дети не знают. Что делать для любви.

Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»

Используя цитаты, ответьте на вопросы:

Почему взрослые обижают юшку? Чем он им

отвечает?

Почему же и дети и взрослые так относились к

нему?

«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»

(Они не могут простить уму непохожести,

молчаливой крепости. Они отвечали обидой на

обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе.

Сердце в людях бывает слепое. Как вы это

понимаете?

Анализ встречи Юшки с веселым прохожим

Какие причины заставили Юшку поступить не так,

как всегда? Чем помешал Юшка прохожему?

Почему Юшка осерчал, может быть, первый раз в

жизни? Впервые Юшка возражает прохожему

6. Первичное

Почему Юшку после смерти называли Ефимом

Познавательные:

закрепление

Дмитриевичем? (Люди узнали, что у него есть

Дают

Уcтанавливать

формировать навыки

полученных

приемная сирота, о которой он заботился

нравственную

связь между

поисковой,

знаний

бескорыстно. Юшка обладал сочувствием,

оценку герою,

изученным

исследовательской

Цель: умение

состраданием, как потом выяснилось, он оказался

подтверждают

материалом и

деятельности; извлекать

анализировать

единственным человеком, который окружал

словами текста

практической

необходимую информацию;

эпизоды,

девочку –сироту заботой и любовью. Платонов

частью

сравнивать, объясняя

находить ответы в

писал: «Любовь одного человека может вызвать к

критерии для сравнения.

тексте.

жизни талант в другом человеке или, по крайней

Развивать мотив

Коммуникативные:

мере, побудить его к действию.

заинтересованност

С достаточной полнотой и

Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать

и

точностью выражать свои

праведником? Кто такой праведник? (Жить

мысли; высказывать и

праведной жизнью – это значит жить по законам

обосновывать свою точку

человечности, значит жить по правде, по cовести,

зрения.

по-доброму. Праведники лишены злопамятства, они не ожесточаются, а любят людей.

Регулятивные: сознательно

организовывать свою

познавательную

деятельность; принимать и

сохранять учебную задачу;

осуществлять решение

учебной задачи под

руководством учителя.

7.

- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к

Физкультминутка

солнышку, как Юшка.

- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку,

улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече

достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало

радостно.

8.

1-я проблемная ситуация.

Развивать умение

Познавательные:

Самостоятельная

Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!»

Анализируют

планировать свою

Анализировать, сравнивать,

работа с

проанализируйте и ответьте на вопрос: «Какая

текст и дают

деятельность и

делать выводы;

самопроверкой

подмеченная автором деталь встречается в этом

характеристику

оценивать работу

самостоятельно создавать

Цель: уметь

эпизоде»?

героям,

способы решения проблем

делать вывод.

(деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в

представляют

творческого и поискового

Самоконтроль по

семьях никогда не говорили о нравственных и

результаты и

характера,

эталону

духовных ценностях,)

оценивают свою

Регулятивные:

2-я проблемная ситуация:

работу

Искать пути решения

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да

проблемы; принимать и

что ты блажной, непохожий ходишь тут?»

сохранять учебную задачу;

- Что значит блажной? (найти значение слова в

осуществлять пошаговый

словаре). Назовите однокоренные слова.

контроль по результату

выполнения.

Почему так принижено слово «благо» в грубое

«блажной»?

9. Включение в

- Можно ли сказать, что та любовь, которая

Познавательные:

систему знаний и

исходила от Юшки, с его смертью исчезла

систематизировать,

повторение

бесследно? («Там девушка припала к земле, в

Участвуют в

Преодолевают

обобщать изученное.

которой лежал мёртвый Юшка, человек,

обобщающей

трудности в

Коммуникативные: строить

кормивший её с детства, никогда не евший сахара,

фронтальной

выполнении

устное высказывание в

чтоб она ела его…кто её любил больше всего на

беседе

задания

соответствие с

свете и кого она сама любила всем теплом и светом

коммуникативной задачей.

своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему

Регулятивные:

весь день лечит и утешает больных людей, не

самостоятельно

утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от

контролировать свое время и

ослабевших.)

управлять им; анализировать

Добру не всегда удается победить, но это не значит,

и оценивать правильность

что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не

выполненных действий.

исчезают, даже когда человек умирает, они

продолжают жить.

10. Рефлексия

Возвращаемся к началу нашего урока. Какой

Познавательные:

Цель: осознание

проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы

Коррекция

Развитие

систематизировать,

учащимися своей

пытались ответить на него. Так в чем же смысл

пробелов в

логического

обобщать изученное, делать

учебной

жизни человека? ( Нести добро, любовь людям,

усвоении темы

мышления,

выводы.

деятельности и

уметь прощать, жить по правде и по совести)

урока

умения

Регулятивные: соотносить

самооценка

В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему,

анализировать и

цели урока с результатами

результатов

что его окружало. Нужно верить в великую силу

делать выводы,

работы и со способами ее

любви и помнить, что только любовь порождает

обобщения.

достижения.

добро, а зло ничего не может породить

Прошу вас оценить свое участие в уроке и

поставить себе оценку за работу.

Прокомментируйте свою оценку.

11. Домашнее

Составить таблицу: какими качествами обладал

Слушают

задание

Юшка.

инструкцию по

По словарю дайте определение словам:

выполнению

милосердие, сострадание, праведник.

домашнего

задания, задают

вопросы



Предварительный просмотр:

Карточка-помощник :

Хрюкин- от слова хрюня- замарашка, нюня, плакса

Очумелов- от слова «очуметь»- потерять соображение. Корень слова «чума»- острая эпидемическая болезнь

Елдырин- от слова лодырь – бездельник, лентяй.

Толпа- зевака, выдающая неточную информацию, у людей сонные физиономии

Задания 1 группе. Приём «Кластер»

1.На самом верхнем прямоугольнике запишите название рассказа вместе с его автором.

2. Заполняя второй (сверху) прямоугольник, ответьте на вопрос : Какие фамилии использует Чехов в своём рассказе?

3. На четырёх прямоугольниках разместите говорящие фамилии, героев рассказа.

4. На самом нижнем ряду (в квадратиках) охарактеризуйте героев рассказа.

Карточка-помощник :

Хрюкин- от слова хрюня- замарашка, нюня, плакса

Очумелов- от слова «очуметь»- потерять соображение. Корень слова «чума»- острая эпидемическая болезнь

Елдырин- от слова лодырь – бездельник, лентяй.

Толпа- зевака, выдающая неточную информацию, у людей сонные физиономии

Задания 1 группе. Приём «Кластер»

1.На самом верхнем прямоугольнике запишите название рассказа вместе с его автором.

2. Заполняя второй (сверху) прямоугольник, ответьте на вопрос : Какие фамилии использует Чехов в своём рассказе?

3. На четырёх прямоугольниках разместите говорящие фамилии, героев рассказа.

4. На самом нижнем ряду (в квадратиках) охарактеризуйте героев рассказа.



Предварительный просмотр:

Карточка-помощник:

Художественная деталь- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ.

  1. Шинель- это форменное пальто, подчёркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
  2. Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
  3. Окровавленный палец- это деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
  4. Конфискованный крыжовник-  очень важная деталь, мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
  5. Узелок- вседозволенность. Может быть в этом узелке дали взятку Очумелову?
  6.  Собака- белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В глазах выражение тоски и ужаса
  7. Толпа-«зевака».

Задания 2 группе. Приём «Ромашка Блума».

  1. На сердцевине ромашки запишите термин «художественные детали» вместе с определением.
  2. Следовательно, по листочкам распределите все художественные детали с определениями. В каких ситуациях и с какой целью Чехов использует художественные детали в своём рассказе?

Карточка-помощник:

Художественная деталь- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ.

1.Шинель- это форменное пальто, подчёркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.

2.Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

3.Окровавленный палец- это деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

4.Конфискованный крыжовник-  очень важная деталь, мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

5.Узелок- вседозволенность. Может быть в этом узелке дали взятку Очумелову?

6. Собака-белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В глазах выражение тоски и ужаса

7.Толпа-«зевака».

                           Задания 2 группе. Приём «Ромашка Блума».

1.На сердцевине ромашки запишите термин «художественные детали» вместе с определением.

2.Следовательно, по листочкам распределите все художественные детали с определениями. В каких ситуациях и с какой целью Чехов использует художественные детали в своём рассказе?



Предварительный просмотр:

Карточка-помощник:

Рассказ-повествовательный эпический жанр с установкой на малый объём и на единство художественного события.

Сатира- это разновидность литературы специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества с помощью различных комических приёмов: сарказма, иронии, пародии…

Юмор- это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.

Задания третьей группе: Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

  1. К какому жанру относится произведение А.П.Чехова?
  2. Как называется рассказ?
  3. Какие синонимы можно подобрать к слову хамелеонство?
  4. Назовите главного героя рассказа?
  1. Как вы думаете, почему рассказ называется «Хамелеон?»
  2. Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
  3. Хамелеонство душевная или физическая болезнь?
  4. Какие ещё болезни души вы знаете?
  5. Рассказ «Хамелеон» юмористического или сатирического характера?

Карточка-помощник:

Рассказ-повествовательный эпический жанр с установкой на малый объём и на единство художественного события.

Сатира- это разновидность литературы специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества с помощью различных комических приёмов: сарказма, иронии, пародии…

Юмор- это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.

Задания третьей группе: Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

  1. К какому жанру относится произведение А.П.Чехова?
  2. Как называется рассказ?
  3. Какие синонимы можно подобрать к слову хамелеонство?
  4. Назовите главного героя рассказа?
  1. Как вы думаете, почему рассказ называется «Хамелеон?»
  2. Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
  3. Хамелеонство душевная или физическая болезнь?
  4. Какие ещё болезни души вы знаете?
  5. Рассказ «Хамелеон» юмористического или сатирического характера?



Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе на тему «Я-учитель».

Ранее детство…Алтай…Арой… Изрисованные окна домов, журнальчики с отметками, проверка тетрадей. Всегда хотела быть учителем. Учителем русского языка. Любила этот предмет в школе.

Римма Константиновна, моя первая учительница, была очень красивой женщиной, и меня всегда поражала глобальность и глубина её мышления. Её слова и поступки носили особый характер, скрытый подтекст, метафоричный образ, раскрывая который, я каждый день делала для себя новые открытия.

Сейчас я сама-учитель. Работаю в Лазовской средней школе, где образовательные программы базируются на принципах непрерывного и развивающего обучения. Главной задачей для себя считаю- строить свою работу так, чтобы каждый был в нём успешен.

Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое учитель? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.

С кого начнём? Пожалуй, с государства. Ведь именно оно с официальной и с полной ответственностью определяет критерии и качества учителя как профессионала. Государство смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта и ФГОС. В первом случае я,  как учитель,  много «должна», но мне пока, если честно, непонятно, а на что я «имею право»? Например, для осуществления успешного развития ребёнка учитель должен обладать двадцатью различными умениями и трудовыми действиями для воспитательной работы. Не слишком ли много для одного человека? Бунтует учитель. Почему? Может просто не понимает то, что предъявляют к нему столько требований и мало кого волнует его собственное  к ним отношение? Конечно, сначала неплохо было бы дать учителю возможности не просто для осмысления новых требований, но и для их освоения в собственной деятельности(учитель может и умеет). С другой стороны, вспоминаются слова Е.А. Ямбурга. Одного из разработчиков Профстандарта педагога: « Профессиональный стандарт  педагога-стандарт «на вырост». Лично для меня фраза, объясняющая всё. Стандарт-это то, как должно быть. И я как учитель понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и окружающие видели и ценили во мне профессионала. Стандарт педагога-это, на мой взгляд, качество профессии, и качество желаемое. Это образ будущего, но работать над ним надо сейчас, иначе не достигнем, не дорастём.

Обратимся к другому Стандарту. Что ждёт от меня ФГОС как от учителя? Много всего. Именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития, и  развитие это требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны, если учитель сам  захочет изменений. Вот такое осмысление идиомы «Я-учитель» получилось у меня с позиции государства.

Кто ещё и как смотрит на меня как на учителя? Конечно же, моя дорогая администрация и весь  управленческий «аппарат», который на разных уровнях призван осуществлять за мной контроль, присмотр и оценку моего труда. Здесь вам и требование к высокому качеству знаний, и результаты государственной аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), и результативное участие в олимпиадах, и достижение метапредметных и личностных результатов, и наличие  категорийной аттестации…Можно ли понять администрацию, предъявляющую ко мне высокие требования? Можно. И согласиться с ними? И согласиться. Директор- во многом человек государственный. И требования его вполне объяснимы, и желание, чтобы школа, которой он руководит, не оставалась на «задворках» образования, а отвечала современным требованиям, вполне понятно. А школа- это не интерактивные доски и количество компьютеров(хотя сейчас это необходимо), это дух, культура, которая создаётся учителем и им же культивируется. Подтверждением тому является слова известного философа Василия Розанова: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».

Идём дальше. Попробуем осмыслить позицию «Я- учитель» глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный опыт показывает, что нередко встречается позиция потребительская : «Вот вам мой ребёнок и  дайте мне готовый результат на выходе из школы.» Но есть и другие родители- те, которые заинтересованы в том, как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Конечно, таких неравнодушных родителей не так много, но они есть. А ещё родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем этим стою я, учитель. И «Я- учитель» в представлении родителя- умный, грамотный, компетентный, опытный педагог, справедливый и честный человек. Думаю, что список качеств, которые предъявляет родитель к учителю, может быть еще и дополнен. И что же, я, учитель, должна им всем соответствовать ? Должна. А как иначе? Я и  сама родитель сына-школьника, сына-дошкольника и хочу, от учителей своих детей всего, что перечислено выше. И это справедливо. Если я пришла и осталась в своей профессии, я должна считаться с этим.

А ещё есть самый главный  для меня участник образовательного процесса и самый главный человек в школе это- ребёнок. У него тоже свой «Я- учитель». Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в  требованиях ФГОС? Или важнее качественно подготовить  к ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это для него самое главное? А может, важнее другое? Помните, фильм «Доживём до понедельника», в котором герой говорит : «Счастье-это когда тебя понимают ». Может и для ребёнка важнее, чтоб его принимали и понимали, таким, каким он есть: настырном, неусидчивом, непослушном, порою назойливом, незаметном. Уметь видеть в каждом.

Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать.

Изменилась наша профессия за последние годы? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя в том же- учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие, эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способные к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.

А ещё есть взгляд на учителя его собственный. Есть моё ощущение, есть моё понимание смыслов, заложенных во фразе «Я- учитель». Ведь это я – тот самый учитель, на которого смотрит государство, администрация, методисты, родитель, ученик. А как, собственно, я ощущаю себя в роли учителя, чем живу? О чём думаю? О любви к детям, о завтрашнем дне… Важно то, что я могу поделиться с учениками своими переживаниями, идеями, мыслями. Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться, ошибаться.

Мы постоянно в жизни выбираем. Каждый для себя делает свой выбор: быть учителем по призванию, по духу или быть рабом своей профессии.

Учитель! Дорогой мой учитель, может быть, такой же, как я , засыпающий над тетрадками, радующийся, как ребёнок, успехам своих учеников, старающийся быть для них интересным человеком, волнующийся не меньше них на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть цвет твоего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!


Предварительный просмотр: