7. Учебно-исследовательская деятельность

Фролова Наталья Владимировна

1. Положение о ВКР

2. Положение о портфолио

3. Курсовая работа

4. Автореферат

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon polozhenie_o_vkr.pdf477.51 КБ
PDF icon polozhenie_o_portfolio.pdf569.96 КБ
Microsoft Office document icon frolova_n.v._kursovaya.doc791 КБ
Файл avtoreferat.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области «Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа

 

Выполнила:

Фролова Наталья Владимировна

студентка группы ЗД-31

спец. 44.02.01 Дошкольное образование

   

Научный руководитель:

Рушева Валентина Ивановна

преподаватель дисциплин профессионального цикла

                                                                                       

     

                                                                                                                     

                                                2019  

                       

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава 1.Теоретические основы развития речевого творчества   детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа………...…….. ………… 6-15              

1.1. Понятие детского  речевого творчества ….……………………………6-8

1.2. Особенности речевого творчества  детей старшего дошкольного

 возраста………………………………………………………………………..9-10

1.3. Методика развития речевого  творчества  детей   старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа ………………..…………….…………11-15

Заключение…………………………………………………………………...16-17

Список литературы………………………...………………………………...18-19

                                                                                                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ

Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. Т. Кудрявцев и др.).

Подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

 Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Исследователи  Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая  направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.

Эти исследования показали, что развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении  речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями литературы, фольклорных жанров, искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного словесного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом процессе различных видов художественной деятельности.

Ученые педагоги и психологи в современных исследованиях  исходят  из того, что словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений литературы и искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Практика и результаты педагогической диагностики детей средней группы выявили недостаточный уровень речевого развития, в частности связной речи. Формирование связной речи у дошкольников является важной и трудной задачей. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми. Исходя из этого для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами, нужно использовать и  инновационные.  Карты Проппа относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования. Таким образом, сложилось противоречие между теоретическим обоснованием эффективности влияния карт Проппа на развитие связной речи детей и недостаточностью применения данного средства в практике работы ДОУ.

Из вышеизложенного вытекает проблема: какова методика развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа?  

Ответ на этот вопрос и будет являться целью нашего исследования.

     Объект исследования: процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: карты Проппа как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

1.Рассмотреть сущность понятия «речевое творчество» в психолого-педагогической  и методической литературе.

2.Охарактеризовать особенности развития речевого творчества  детей старшего дошкольного возраста.

3.Представить методику развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа.

        Методы исследования: анализ понятийного аппарата, анализ печатных источников.

Глава 1.Теоретические основы развития речевого творчества   детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа

  1. Понятие детского  речевого творчества

Изучению речевой активности посвящён ряд исследований Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, М. И. Лисиной, М. Р. Львова и др. В качестве компонентов речевой активности, доступных детям, авторы выделяют активный словарь, связную монологическую и диалогическую речь ребёнка. А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, В. И. Яшина, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др. уделяют особое внимание расширению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи в становлении речевого творчества детей.

       По мнению Акуловой О. В речевое творчество – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которой должен быть связный, логически выстроенный текст. В этом случае «словесное творчество» можно рассматривать как часть речетворчества вообще: способность «творить слова», создавать детские неологизмы. Наряду со словесным творчеством, педагоги-исследователи выделяют и другие формы речевого творчества дошкольников: творческие пересказы, сочинение рассказов и сказок, историй, приключений, стихов, потешек, небылиц, загадок, описание произведений искусства [1, с.5]

Способности к речевому творчеству представляют собой один из видов художественно-творческих способностей детей, они универсальны по отношению к её производным формам способностей: сочинению загадок, стихов, сказок и т. д.

Речевое творчество дошкольника – это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), c созданием нового словесного образа (объекта, сюжета). В структуре речевого творчества выделяется когнитивный (познавательный), рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные прежде всего с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его.

         Выделяются наиболее известные и исследованные виды речевого творчества: словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.

  1. Словотворчество – придумывание ребенком новых слов.

 О.С. Ушакова выделяет три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова:

  1) часть нескольких слов используется как целое новое слово;

  2) к корню слова добавляется новое окончание;

  3) из двух слов составляется одно новое. [6,с.56]

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами.

2.   Творческое  рассказывание – это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого (известного) литературного сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих основному содержанию. [6,с.61]

Именно в старшем дошкольном возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко по-своему пересказывает любые литературные произведения.

3. Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.). [6,с.64]

 Сочинение сказок детьми могут развивать и родители, и воспитатели. Предпочтительнее, если это будут воспитатели, так как данный процесс может осуществляться при соблюдении определенных условий, с которыми знакомы не все родители. Сочинение сказок, несомненно, способствует развитию детского творчества, воображения, а следовательно, и мышления. Сам процесс сочинения активизирует речь дошкольника, учит общению с окружающими. Ребенок может ассоциировать себя со сказочным персонажем, с его героическими и добрыми поступками, а сочинение сказки развивает воображение, помогает решать жизненные проблемы в позитивном ключе.

4. Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме (форме). Источником развития поэтического творчества является детский фольклор (или фольклор для детей): потешки, небылицы, загадки, детские стихи. Это один из самых сложных видов речевого творчества, его трудно формировать извне в заранее заданных рамках. Данный процесс требует выявления поэтической одаренности детей и дальнейшего ее развития. [6,с.68]

     

1.2. Особенности речевого творчества детей старшего дошкольного    

                                                     возраста

 В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс [6,с.75]. Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. По мнению Весниной О. А.  ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка [3]. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь становится конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

       На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

По мнению О. М. Ельцовой и А. Л. Прокопьевой, формирование первоначальных навыков связной речи – умение толково и последовательно рассказывать об увиденном, излагать свои мысли в правильно построенных фразах говорить выразительно – уже ступени старшего дошкольного возраста [6,с. 158]. Они делают вывод, что обучение связной речи становится ведущей задачей. Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность, последовательность, выразительность и ясность. Постижение ребенком окружающего мира, умение сочетать свои наблюдения и при этом ярко выражать свое эмоциональное отношение к исследуемым объектам, в своей речи, способствует развитию монологической речи и речевого творчества ребенка.

Развитию речевого творчества способствует:

- использование речевых игр и упражнений;

- выразительное чтение;

- скандирование;

- разучивание потешек, скороговорок;

- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки...);

 - игры на подбор синонимов и антонимов;

 - иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок.

 - необходимо обращать внимание на языковые особенности загадок;

 - составление описательных рассказов

Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений.
1.3. Методика развития речевого  творчества  детей   старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа

      Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Карты Проппа относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования. Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность  карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). (Приложение 1).

       Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

       Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми. Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными. Одна карта - это определённое событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки. Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.

Целесообразность использования карт Проппа:

1.Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

2.Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

3.Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

         Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа должна быть разделена на несколько этапов:

 Первый этап (средний возраст)  дети знакомятся с композицией жанра сказки (зачин, основная часть, концовка);

 Второй  этап (средний возраст) играем в подготовительные игры.

       Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

3.«Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

4.«Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

5.«Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

6.«Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

7.«Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

       Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

На третьем этапе (старшая группа)  происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала можно использовать 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

1.Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).

2.Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.

3.Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

4.Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

5.Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

6.Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).

7.Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Сказка "Кот, петух и лиса"

Знак -"Жили -были"

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Знак - "Запрет"

Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Знак - "Нарушение запрета"

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

 Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

 Дам тебе горошку.

Знак - "Погоня, преследование"

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой

Знак - "Счастливый конец"

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

 

4 этап - дети  пересказывают  сказку, опираясь на карты Проппа.

        Таким образом, благодаря применению карт Проппа дети:

–  приобретают  умение определять жанр произведения;

–  учатся запоминать последовательность событий;

–  учатся выделять основное содержание сказки;

–  учатся выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

–  умеют уверенно манипулировать картами;

–  умеют  чувствовать красоту и образность родного языка;

-  у воспитанников происходит развитие речевого творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. В ряду проблем речевого развития детей выделяют одну из основных: речевое творчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.

Речевое творчество - это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания.

Было установлено, что в старшем дошкольном возрасте речь изумительна, забавна и изобретательна. Часто можно услышать от детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл сказанного. Подобное явление называется речетворчеством. Речевое творчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм.

Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, загадок, небылиц). Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций.

       Учитывая это нужно предусмотреть расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет использования карт Проппа.

 В результате  работы с картами Проппа дети:

–  приобретают  умение определять жанр произведения;

–  учатся запоминать последовательность событий;

–  учатся выделять основное содержание сказки;

–  учатся выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

–  умеют уверенно манипулировать картами;

–  умеют  чувствовать красоту и образность родного языка;

-  у воспитанников происходит развитие речевого творчества.


Список литературы

1. Акулова О. В., Сомкова О. Н. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2015. 240 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 400 с.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

4.  Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2015. - С. 49.

5. Веснина О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1.

6. Ельцова О. М., Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета / О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 -192 с.
 7. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с.

8.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.

9.  Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 208 с.

10.  Ушакова Т. Н. О психологии словесного творчества // Психологический журнал. – 2016. - № 4. – С. 90-100.

11.  Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / Ушакова О. С. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2018. – 256 с.

12. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 3-5.

13. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2015. - 147 с.

14. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2015. - N 11. - с. 8-12.

15.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ МинОбрНауки от 17.10.2013 № 155 / Дошкольное образование сборник нормативных документов. – М: изд. «Национальное образование», 2015.

16.  Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва: Просвещение, 2016. – 285 с.

Приложение 1

Карты Проппа

IMG_0002 изм.jpg



Предварительный просмотр:

Уважаемые члены комиссии, вашему вниманию представлена курсовая работа Фроловой Н.В. на тему: Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа.

Научный руководитель Рушева Валентина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. Т. Кудрявцев и др.).

Подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

 Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Исследователи  Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая  направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.

Эти исследования показали, что развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении  речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями литературы, фольклорных жанров, искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного словесного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом процессе различных видов художественной деятельности.

Ученые педагоги и психологи в современных исследованиях  исходят  из того, что словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений литературы и искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Практика и результаты педагогической диагностики детей средней группы выявили недостаточный уровень речевого развития, в частности связной речи. Формирование связной речи у дошкольников является важной и трудной задачей. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми. Исходя из этого для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами, нужно использовать и  инновационные.  Карты Проппа относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования. Таким образом, сложилось противоречие между теоретическим обоснованием эффективности влияния карт Проппа на развитие связной речи детей и недостаточностью применения данного средства в практике работы ДОУ.

Из вышеизложенного вытекает проблема: какова методика развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа?  

Ответ на этот вопрос и будет являться целью нашего исследования.

     Объект исследования: процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: карты Проппа как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

1.Рассмотреть сущность понятия «речевое творчество» в психолого-педагогической  и методической литературе.

2.Охарактеризовать особенности развития речевого творчества  детей старшего дошкольного возраста.

3.Представить методику развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством карт Проппа.

        Методы исследования: анализ понятийного аппарата, анализ печатных источников.

Проведя теоретическое исследование проблемы развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать следующие выводы:

Речевое творчество дошкольника – это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), c созданием нового словесного образа (объекта, сюжета). В структуре речевого творчества выделяется когнитивный (познавательный), рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные прежде всего с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его.

         Выделяются наиболее известные и исследованные виды речевого творчества: словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.

  1. Словотворчество – придумывание ребенком новых слов.

 О.С. Ушакова выделяет три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова:

  1) часть нескольких слов используется как целое новое слово;

  2) к корню слова добавляется новое окончание;

  3) из двух слов составляется одно новое.

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами.

2.   Творческое  рассказывание – это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого (известного) литературного сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих основному содержанию

Именно в старшем дошкольном возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко по-своему пересказывает любые литературные произведения.

3. Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.). [6,с.64]

 4. Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме (форме). Источником развития поэтического творчества является детский фольклор (или фольклор для детей): потешки, небылицы, загадки, детские стихи. Это один из самых сложных видов речевого творчества, его трудно формировать извне в заранее заданных рамках. Данный процесс требует выявления поэтической одаренности детей и дальнейшего ее развития. [6,с.68]

   В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс.   На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

По мнению О. М. Ельцовой и А. Л. Прокопьевой, формирование первоначальных навыков связной речи – умение толково и последовательно рассказывать об увиденном, излагать свои мысли в правильно построенных фразах говорить выразительно – уже ступени старшего дошкольного возраста [6,с. 158]. Авторы делают вывод, что обучение связной речи становится ведущей задачей. Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность, последовательность, выразительность и ясность. Постижение ребенком окружающего мира, умение сочетать свои наблюдения и при этом ярко выражать свое эмоциональное отношение к исследуемым объектам, в своей речи, способствует развитию монологической речи и речевого творчества ребенка.                                                                      

      Карты Проппа относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования. Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность  карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа должна быть разделена на несколько этапов:

 Первый этап (средний возраст)  дети знакомятся с композицией жанра сказки (зачин, основная часть, концовка);

 Второй  этап (средний возраст) играем в подготовительные игры.

Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

На третьем этапе (старшая группа)  происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала можно использовать 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

В результате  работы с картами Проппа дети:

–  приобретают  умение определять жанр произведения;

–  учатся запоминать последовательность событий;

–  учатся выделять основное содержание сказки;

–  учатся выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

–  умеют уверенно манипулировать картами;

–  умеют  чувствовать красоту и образность родного языка;

-  у воспитанников происходит развитие речевого творчества.