6. Педагогические разработки

В разделе «Педагогические разработки» находится материал, который я разработала самостоятельно и который применяется на практике, это… 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как сделать

домашнюю атмосферу

комфортной и развивающей

для ребенка?

Возможно ли это без больших материальных вложений?

Какие ресурсы понадобятся для создания психологического комфорта дома?

Детская – это личное пространство ребенка.

Детская комната или детский уголок: как сделать его  удобным для ребенка?

Если ваш ребенок уже достаточно подрос, предложите ему самому участвовать в оформлении своей комнаты или детского уголка: выбирать игрушки, сделать самому детали интерьера. Если ребенок – школьник или предшкольного возраста, то порядок в его комнате наводит он сам, и сам решает, как разместить в ней личные вещи. Если у ребенка есть достижения, которыми можно похвастаться – разместите их на видных местах.

 В комнате у ребенка должна быть возможность для уединения, особенно, если там проживают несколько детей. Для дошкольника это может быть игровой домик, а для подростка - возможность хотя бы зрительно отгородиться от остального пространства.

 Входя в детскую, мы входим во внутренний мир ребенка. Стучитесь в эти двери, будьте вежливы. Без разрешения не нарушайте её границ. Именно поэтому детская комната – это не место для наказаний.

 В детской должно быть достаточно пространства для игр и увлечений, какими бы странными и неудобными они не казались взрослым. Здесь могут жить жуки в коробке, размещаться коллекции странных предметов и «очень нужных» вещей, производиться опыты. Будьте уважительны к увлечениям ребенка, без его согласия не выкидывайте и не изменяйте его предметы. Просто предоставьте ему возможность содержать в порядке мир своих увлечений, научите его аккуратности.


Пространство общения.

Как сделать комфортным среду общения в семье?

Необходимо показывать своему ребенку, что у вас для него есть время, даже если вы спешите. Для этого придется организовать свою взрослую жизнь так, чтобы иметь время на общение с ребенком. Это время не должно быть занято бытовыми вопросами или текущими делами - около часа в день.

 Приносите в дом то, над чем можно вместе посмеяться, порадоваться, развлечься. Дарите друг другу подарки, приглашайте в дом своих друзей и друзей ваших детей. Радуйтесь все вместе.

 Будьте терпеливы с ребенком. Не требуйте от него всего и сразу.

 Учитесь активно слушать своего ребенка, отвечать ему и сопереживать ему. Помните, что «пустяки и глупости» с точки зрения ребенка кажутся проблемами.

 Рассказывайте ребенку о себе. Особенно интересными для ребенка будут рассказы родителя о том, как «Я сам был маленьким». То, что ребенок не хочет услышать во время поучений, наставлений, можно преподнести ему в форме случая из своего детства.

Пространство сотрудничества.

Как эффективно и без конфликтов организовать домашний труд и сотрудничать?

 

Необходимо хвалить ребенка за каждое маленькое дело. Не скупитесь на похвалу. Усиливайте похвалу лаской и вниманием к ребенку.

 Играйте вместе с ребенком. Научитесь быть вместе с ним в игровом пространстве, прислушиваться к его мнению, сотрудничать. Позже вам будет легче научиться делать вместе хозяйственные дела.

 Планируйте вместе выходные дни, время отдыха. Покажите ребенку, как можно быстро и эффективно сделать домашние дела и чем интересным занять свободное время.

 Учитесь договариваться и соблюдать договор. Если решили делать так – то не отступайте. Часто именно родители первыми нарушают договоренности (вымыв ту же посуду, которую должен мыть ребенок), приучая ребенка юлить, сваливать на другого свои обязанности.

Пространство воспитания.

Как сделать этот процесс эффективным и ненасильственным?

Откажитесь от негативных критических замечаний, ироничных прозвищ, едких высказываний. Сводите обсуждение негативного поступка к анализу действий, причин и последствий. Не отказывайте ребенку в помощи по исправлению ситуации.

 Умейте сказать «нет», быть последовательными в своих требованиях. Требуйте с ребенка только то, что можете проконтролировать, никогда не требуйте того, чего не делаете сами.

 Вызывайте у ребенка эмоциональный отклик на происходящее. Учите его различать и понимать у себя и окружающих чувства и их оттенки.

 Держите данное слово, не меняйте от настроения или обстоятельств своих решений. Будьте логичны, поощряя и наказывая.

 Подчеркивайте положительные стороны своих детей, учите видеть их свои достоинства. Похвала стимулирует к действию, а действие к развитию.

 Выражайте уверенность в своем ребенке, в его способностях справиться самостоятельно с проблемой. Поощряйте обращение ребенка за помощью. Давайте ровно столько помощи и поддержки, сколько затребовано ребенком.

 Признавайте свои ошибки и просите прощения. Имейте мужество признать свои ошибки. Вместе ищите способы исправления ситуации.

 


Пространство развития.

Как сделать этот процесс естественным для родителей и ребенка?

 

Ребенок - это личность, у которой есть свой характер, темперамент, потребности, желания. Постоянно изучайте ребенка. Помните, что с ростом ребенок меняется!

 Разнообразьте жизнь и деятельность ребенка, обогащайте её впечатлениями. Ищите вместе то, что придется к сердцу.

 Учитывайте индивидуальность своего ребенка. Помните, что каждый ребенок неповторим. Ищите к нему именно индивидуальный подход.

 Позвольте вашим детям не разделять вашего мнения. Разрешите им участвовать в принятии семейных решений. Отвечайте на вопросы ребенка по возможности честно. Объясните причины таких решений.

 Учите ребенка переносить огорчения и разочарования. Неуспех, неудача часть жизни человека, нет возможности уберечься от неё всю жизнь. Пусть ребенок, как и любой человек, научиться использовать неудачу как стимул для развития, для преодоления себя, для позитивных изменений.

Источники:

Если Вы хотите узнать подробнее о психологическом комфорте ребенка, то можно обратиться к следующей литературе:

1. Жадакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. С-Пб «Речь», 2011

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как? – М.; «ЧеРо», 2003

3. Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей

4. Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии



Предварительный просмотр:

Мини – словарик  психолога

 Самооценка – это  личностное  суждение о собственной   ценности. Оценка  своих  возможностей,  качеств  и  места среди других людей.

 Психологи  отмечают  адекватную, заниженную, завышенную самооценку.

  Активность,  находчивость,  бодрость,  чувство  юмора, общительность,  желание  идти  на  контакт – вот те  качества,  которые  свойственны человеку с адекватной самооценкой.

 Пассивность,  мнительность,  обидчивость,  замкнутость,  повышенная  ранимость  отличает  людей  с  низкой  самооценкой.

 При  завышенной самооценке человек стремится во всем быть лучше. Стремится к лидерству. Наблюдается любование собой, чувство превосходства над  другими, агрессия  в отношениях.

Д Е Т Я М

Правила   повышения  самооценки:

  • Никогда  не  говори  о  себе  плохо!
  • Признавай  свои  сильные  и  слабые  стороны.
  • Старайся  больше  общаться  с  другими   ребятами. Вокруг  так много хороших, добрых людей!
  • Если  совершил  ошибку,  не  кори  себя! Каждый  человек  имеет  право  на  ошибку! Это  твой   жизненный  опыт.  Старайся  в  дальнейшем  избегать  подобных  неприятностей.
  • Не  общайся  с  людьми,  рядом  с  которыми  ты  чувствуешь  себя  плохо,  неуютно.
  • Если  ты  чего-то не  знаешь – не беда! Каждый человек имеет право чего-то не знать.
  • Чаще  обращайся  за  помощью  и  поддержкой к  взрослым.  Они обязательно помогут   тебе!

И  помни:

Формула  удачи:

УДАЧА =

ХОРОШИЕ   МЫСЛИ+ДЕЛА

 В З Р О С Л Ы М

Как  повысить самооценку  ребенка?

  • Не  оберегайте  своего  ребенка  от  повседневных  дел, не  стремитесь решать за него все его проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет допустимые ему задания и получает удовлетворение.
  • Не  перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, так  же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Не забывайте поощрять и  других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого.
  • Не  сравнивайте ребенка и с другими  детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким  он был вчера и, возможно, будет завтра).
  •  Помогайте детям ставить реалистичные цели. Если  они сами  или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для личности ребенка. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как и наивысшие победы.
  • Показывайте и говорите детям, что вы их любите! Это способствует тому, что ребенок видит себя в положительном свете.

        Письмо родителю от ребёнка

  • Не бойтесь быть твёрдым со мной.

Я предпочитаю именно такой подход.

Это позволит мне определить своё место.

  • Не давайте обещаний, которые

не можете выполнить:это ослабит мою веру в вас.

  • Не делайте для меня и за меня того, что я

в состоянии сделать для себя сам. Я могу

продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не поправляйте меня в присутствии

Посторонних людей. Я обращу гораздо

больше внимания на ваше замечание,

если вы скажете мне все спокойно

«с глазу на глаз».

  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в

самый разгар конфликта. Мой слух притупляется

в это время, и у меня остается мало желания

сотрудничать с  вами. Будет лучше, если мы

поговорим об этом несколько позднее.

  • Не пытайтесь читать мне наставления

и нотации. Вы будете удивлены, узнав,

как великолепно я знаю, что такое хорошо

и что такое плохо.

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.

Если вы будете это делать, то я буду вынужден

защищаться.

  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе

мало времени.Значение имеет то, как мы его

проводим.

  • Не забывайте, что я не могу успешно

Развиваться  без внимания и одобрения.

  • Относитесь ко мне так же, как вы

Относитесь  к своим друзьям.

Тогда я тоже стану вашим другом.

  • И кроме того, я вас так сильно люблю,

пожалуйста, Ответьте мне тем же…



Предварительный просмотр:

Период адаптации

 Едва получив путевку в детский сад, стоит начинать подготовку с ребенком. Это недолжно стать для него неожиданностью. Рассказывайте о садике, давая малышу исчерпывающее представление о том, с чем ему предстоит столкнуться: в садике большая группа детей, там очень весело, есть с кем поиграть, много игрушек; воспитательницы, как мамочки, очень переживают за детишек и будут стараться во всем помогать. Не стоит заранее пугать тем, какое наказание последует за хулиганство и непослушание. Подразумеваем, что ребенок будет паинькой, а все остальное узнает на месте. А вот основы послушного поведения было бы хорошо узнать из многочисленных детских стишков и рассказов о садике, мультиков и даже кинофильмов.

5 навыков будущего детсадовца

Отправить ребенка в садик или школу, пожалуй, одно из самых ответственных и волнительных решений для родителей. Готов ли малыш к столь радикальным переменам, легко ли пройдет адаптация и стоит ли торопиться?

Многие родители сомневаются, когда в семье встает вопрос о том, отдать ли ребенка в детский сад или же нет. Существует ряд показателей, по которым специалисты определяют степень готовности малыша к детскому садику:

  1. Отсутствие аффективной привязанности к матери

Любопытно, что дети, которых отдали в ясли до двух лет, легче переживают разрыв с матерью и в качестве эмоциональной опоры начинают воспринимать группу сверстников, что, несомненно, помогает проще устанавливать дружеские связи.

С другой стороны, теряется связь ребенка и мамы, и это негативно отражается на внутреннем ощущении любви и безопасности. Оптимальным для готовности к саду считается трехлетний возраст. К этому моменту ребенок должен уметь быстро (не более 15 минут) засыпать без матери и специальных успокаивающих манипуляций, спокойно оставаться на непродолжительное время с папой и другими родственниками, а также уметь себя развлекать и самостоятельно играть.

  1. Вопросы кормления

При правильно сформированном пищевом режиме у ребенка не должно возникнуть отвращения к пище и плохого аппетита. В детском саду дети едят за столом без дополнительной стимуляции: мультики, книжки, игры и т.п.

  1. Навыки самообслуживания

Малыши в этом возрасте (3 года) чувствуют такое сильное желание стать самостоятельными, что в короткие сроки сами начинают одеваться на прогулку, бегать в туалет и относить за собой посуду. И чем качественней была сформирована дома база для закрепления навыков, тем быстрее и успешнее пройдет обучение.

  1. Крепкий иммунитет

Большинство детей болеют в первый год. Многие болеют сильно и подолгу. Говорят, это неизбежно, и даже не отдав малыша в садик, вы рискуете в последствии столкнуться с той же проблемой, но уже в школе, пропуская учебную программу, что гораздо хуже.

Легче приходится детишкам из многодетных семей, где с самого рождения ребенок подвергается атаке всевозможных вирусов и инфекций, принесенных старшими братьями и сестрами. Чтобы малыш не болел, его необходимо закаливать. Кстати, физиологи отмечают, что закаливание одних только ножек (например, обливание прохладной водой)
приравнивается по терапевтическому эффекту к закаливанию всего организма в целом. Не стоит забывать также о поливитаминных препаратах и природных адаптогенах: мед, настои из трав и т.п.

В случае возникновения затяжных болезней с тяжелыми осложнениями следует сдать анализы на возможные вирусные инфекции, особенно дыхательных путей.

  1. Навыки общения

Пройдет время, возможно совсем небольшое, и ребенку понадобятся усвоенные когда-то на детской площадке умения: знакомиться и завязывать отношения, приглашать в игру, уметь уступать и понимать чувства других детей, защищать себя от драчунов. Этому трудно научиться самому, поэтому в этом вопросе родители должны всячески помогать крохе, знакомя его с правилами и тонкостями общения, совместной игры, этикета.

Опытные мамы советуют не растягивать момент прощания. Обняли покрепче, поцеловали, дали четкую информацию о моменте своего возвращения: «Когда ты позавтракаешь, я за тобой приду» или «Когда вы погуляете и пообедаете, я приду» и отдали ребенка из рук в руки воспитательнице. Родителям нужно сразу подготовиться к тому, что будут слезы и просьбы не вести в детский сад. Это неизбежно и нормально.




Предварительный просмотр: