6. Педагогические разработки
В разделе «Педагогические разработки» находится материал, который я разработала самостоятельно и который применяется на практике, это…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
![]() | 75.5 КБ |
![]() | 32.5 КБ |
![]() | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как сделать
домашнюю атмосферу
комфортной и развивающей
для ребенка?
Возможно ли это без больших материальных вложений?
Какие ресурсы понадобятся для создания психологического комфорта дома?
Детская – это личное пространство ребенка.
Детская комната или детский уголок: как сделать его удобным для ребенка?
Если ваш ребенок уже достаточно подрос, предложите ему самому участвовать в оформлении своей комнаты или детского уголка: выбирать игрушки, сделать самому детали интерьера. Если ребенок – школьник или предшкольного возраста, то порядок в его комнате наводит он сам, и сам решает, как разместить в ней личные вещи. Если у ребенка есть достижения, которыми можно похвастаться – разместите их на видных местах.
В комнате у ребенка должна быть возможность для уединения, особенно, если там проживают несколько детей. Для дошкольника это может быть игровой домик, а для подростка - возможность хотя бы зрительно отгородиться от остального пространства.
Входя в детскую, мы входим во внутренний мир ребенка. Стучитесь в эти двери, будьте вежливы. Без разрешения не нарушайте её границ. Именно поэтому детская комната – это не место для наказаний.
В детской должно быть достаточно пространства для игр и увлечений, какими бы странными и неудобными они не казались взрослым. Здесь могут жить жуки в коробке, размещаться коллекции странных предметов и «очень нужных» вещей, производиться опыты. Будьте уважительны к увлечениям ребенка, без его согласия не выкидывайте и не изменяйте его предметы. Просто предоставьте ему возможность содержать в порядке мир своих увлечений, научите его аккуратности.
Пространство общения.
Как сделать комфортным среду общения в семье?
Необходимо показывать своему ребенку, что у вас для него есть время, даже если вы спешите. Для этого придется организовать свою взрослую жизнь так, чтобы иметь время на общение с ребенком. Это время не должно быть занято бытовыми вопросами или текущими делами - около часа в день.
Приносите в дом то, над чем можно вместе посмеяться, порадоваться, развлечься. Дарите друг другу подарки, приглашайте в дом своих друзей и друзей ваших детей. Радуйтесь все вместе.
Будьте терпеливы с ребенком. Не требуйте от него всего и сразу.
Учитесь активно слушать своего ребенка, отвечать ему и сопереживать ему. Помните, что «пустяки и глупости» с точки зрения ребенка кажутся проблемами.
Рассказывайте ребенку о себе. Особенно интересными для ребенка будут рассказы родителя о том, как «Я сам был маленьким». То, что ребенок не хочет услышать во время поучений, наставлений, можно преподнести ему в форме случая из своего детства.
Пространство сотрудничества.
Как эффективно и без конфликтов организовать домашний труд и сотрудничать?
Необходимо хвалить ребенка за каждое маленькое дело. Не скупитесь на похвалу. Усиливайте похвалу лаской и вниманием к ребенку.
Играйте вместе с ребенком. Научитесь быть вместе с ним в игровом пространстве, прислушиваться к его мнению, сотрудничать. Позже вам будет легче научиться делать вместе хозяйственные дела.
Планируйте вместе выходные дни, время отдыха. Покажите ребенку, как можно быстро и эффективно сделать домашние дела и чем интересным занять свободное время.
Учитесь договариваться и соблюдать договор. Если решили делать так – то не отступайте. Часто именно родители первыми нарушают договоренности (вымыв ту же посуду, которую должен мыть ребенок), приучая ребенка юлить, сваливать на другого свои обязанности.
Пространство воспитания.
Как сделать этот процесс эффективным и ненасильственным?
Откажитесь от негативных критических замечаний, ироничных прозвищ, едких высказываний. Сводите обсуждение негативного поступка к анализу действий, причин и последствий. Не отказывайте ребенку в помощи по исправлению ситуации.
Умейте сказать «нет», быть последовательными в своих требованиях. Требуйте с ребенка только то, что можете проконтролировать, никогда не требуйте того, чего не делаете сами.
Вызывайте у ребенка эмоциональный отклик на происходящее. Учите его различать и понимать у себя и окружающих чувства и их оттенки.
Держите данное слово, не меняйте от настроения или обстоятельств своих решений. Будьте логичны, поощряя и наказывая.
Подчеркивайте положительные стороны своих детей, учите видеть их свои достоинства. Похвала стимулирует к действию, а действие к развитию.
Выражайте уверенность в своем ребенке, в его способностях справиться самостоятельно с проблемой. Поощряйте обращение ребенка за помощью. Давайте ровно столько помощи и поддержки, сколько затребовано ребенком.
Признавайте свои ошибки и просите прощения. Имейте мужество признать свои ошибки. Вместе ищите способы исправления ситуации.
Пространство развития.
Как сделать этот процесс естественным для родителей и ребенка?
Ребенок - это личность, у которой есть свой характер, темперамент, потребности, желания. Постоянно изучайте ребенка. Помните, что с ростом ребенок меняется!
Разнообразьте жизнь и деятельность ребенка, обогащайте её впечатлениями. Ищите вместе то, что придется к сердцу.
Учитывайте индивидуальность своего ребенка. Помните, что каждый ребенок неповторим. Ищите к нему именно индивидуальный подход.
Позвольте вашим детям не разделять вашего мнения. Разрешите им участвовать в принятии семейных решений. Отвечайте на вопросы ребенка по возможности честно. Объясните причины таких решений.
Учите ребенка переносить огорчения и разочарования. Неуспех, неудача часть жизни человека, нет возможности уберечься от неё всю жизнь. Пусть ребенок, как и любой человек, научиться использовать неудачу как стимул для развития, для преодоления себя, для позитивных изменений.
Источники:
Если Вы хотите узнать подробнее о психологическом комфорте ребенка, то можно обратиться к следующей литературе:
1. Жадакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. С-Пб «Речь», 2011
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как? – М.; «ЧеРо», 2003
3. Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей
4. Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии
Предварительный просмотр:
Мини – словарик психолога Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности. Оценка своих возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи отмечают адекватную, заниженную, завышенную самооценку. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны человеку с адекватной самооценкой. Пассивность, мнительность, обидчивость, замкнутость, повышенная ранимость отличает людей с низкой самооценкой. При завышенной самооценке человек стремится во всем быть лучше. Стремится к лидерству. Наблюдается любование собой, чувство превосходства над другими, агрессия в отношениях. | Д Е Т Я М Правила повышения самооценки:
И помни: Формула удачи: УДАЧА = ХОРОШИЕ МЫСЛИ+ДЕЛА | В З Р О С Л Ы М Как повысить самооценку ребенка?
|
Письмо родителю от ребёнка
- Не бойтесь быть твёрдым со мной.
Я предпочитаю именно такой подход.
Это позволит мне определить своё место.
- Не давайте обещаний, которые
не можете выполнить:это ослабит мою веру в вас.
- Не делайте для меня и за меня того, что я
в состоянии сделать для себя сам. Я могу
продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии
Посторонних людей. Я обращу гораздо
больше внимания на ваше замечание,
если вы скажете мне все спокойно
«с глазу на глаз».
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в
самый разгар конфликта. Мой слух притупляется
в это время, и у меня остается мало желания
сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы
поговорим об этом несколько позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления
и нотации. Вы будете удивлены, узнав,
как великолепно я знаю, что такое хорошо
и что такое плохо.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.
Если вы будете это делать, то я буду вынужден
защищаться.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе
мало времени.Значение имеет то, как мы его
проводим.
- Не забывайте, что я не могу успешно
Развиваться без внимания и одобрения.
- Относитесь ко мне так же, как вы
Относитесь к своим друзьям.
Тогда я тоже стану вашим другом.
- И кроме того, я вас так сильно люблю,
пожалуйста, Ответьте мне тем же…
Предварительный просмотр:
Период адаптации
Едва получив путевку в детский сад, стоит начинать подготовку с ребенком. Это недолжно стать для него неожиданностью. Рассказывайте о садике, давая малышу исчерпывающее представление о том, с чем ему предстоит столкнуться: в садике большая группа детей, там очень весело, есть с кем поиграть, много игрушек; воспитательницы, как мамочки, очень переживают за детишек и будут стараться во всем помогать. Не стоит заранее пугать тем, какое наказание последует за хулиганство и непослушание. Подразумеваем, что ребенок будет паинькой, а все остальное узнает на месте. А вот основы послушного поведения было бы хорошо узнать из многочисленных детских стишков и рассказов о садике, мультиков и даже кинофильмов.
5 навыков будущего детсадовца
Отправить ребенка в садик или школу, пожалуй, одно из самых ответственных и волнительных решений для родителей. Готов ли малыш к столь радикальным переменам, легко ли пройдет адаптация и стоит ли торопиться?
Многие родители сомневаются, когда в семье встает вопрос о том, отдать ли ребенка в детский сад или же нет. Существует ряд показателей, по которым специалисты определяют степень готовности малыша к детскому садику:
- Отсутствие аффективной привязанности к матери
Любопытно, что дети, которых отдали в ясли до двух лет, легче переживают разрыв с матерью и в качестве эмоциональной опоры начинают воспринимать группу сверстников, что, несомненно, помогает проще устанавливать дружеские связи.
С другой стороны, теряется связь ребенка и мамы, и это негативно отражается на внутреннем ощущении любви и безопасности. Оптимальным для готовности к саду считается трехлетний возраст. К этому моменту ребенок должен уметь быстро (не более 15 минут) засыпать без матери и специальных успокаивающих манипуляций, спокойно оставаться на непродолжительное время с папой и другими родственниками, а также уметь себя развлекать и самостоятельно играть.
- Вопросы кормления
При правильно сформированном пищевом режиме у ребенка не должно возникнуть отвращения к пище и плохого аппетита. В детском саду дети едят за столом без дополнительной стимуляции: мультики, книжки, игры и т.п.
- Навыки самообслуживания
Малыши в этом возрасте (3 года) чувствуют такое сильное желание стать самостоятельными, что в короткие сроки сами начинают одеваться на прогулку, бегать в туалет и относить за собой посуду. И чем качественней была сформирована дома база для закрепления навыков, тем быстрее и успешнее пройдет обучение.
- Крепкий иммунитет
Большинство детей болеют в первый год. Многие болеют сильно и подолгу. Говорят, это неизбежно, и даже не отдав малыша в садик, вы рискуете в последствии столкнуться с той же проблемой, но уже в школе, пропуская учебную программу, что гораздо хуже.
Легче приходится детишкам из многодетных семей, где с самого рождения ребенок подвергается атаке всевозможных вирусов и инфекций, принесенных старшими братьями и сестрами. Чтобы малыш не болел, его необходимо закаливать. Кстати, физиологи отмечают, что закаливание одних только ножек (например, обливание прохладной водой)
приравнивается по терапевтическому эффекту к закаливанию всего организма в целом. Не стоит забывать также о поливитаминных препаратах и природных адаптогенах: мед, настои из трав и т.п.
В случае возникновения затяжных болезней с тяжелыми осложнениями следует сдать анализы на возможные вирусные инфекции, особенно дыхательных путей.
- Навыки общения
Пройдет время, возможно совсем небольшое, и ребенку понадобятся усвоенные когда-то на детской площадке умения: знакомиться и завязывать отношения, приглашать в игру, уметь уступать и понимать чувства других детей, защищать себя от драчунов. Этому трудно научиться самому, поэтому в этом вопросе родители должны всячески помогать крохе, знакомя его с правилами и тонкостями общения, совместной игры, этикета.
Опытные мамы советуют не растягивать момент прощания. Обняли покрепче, поцеловали, дали четкую информацию о моменте своего возвращения: «Когда ты позавтракаешь, я за тобой приду» или «Когда вы погуляете и пообедаете, я приду» и отдали ребенка из рук в руки воспитательнице. Родителям нужно сразу подготовиться к тому, что будут слезы и просьбы не вести в детский сад. Это неизбежно и нормально.