3. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШМО начальных классов

 

27 ноября 2023 г.

"Раговоры о важном"

Что такое Родина?

Россия- страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой "Россия" позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отрослях экономики, показывать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.

23 октября 2023 г.

"Разговоры о важном"

День подразделений специального назначения.

Верность Отечеству, сила духа, мужество, быстрота реакции и острота ума делают представителей спецназа России лучшими в мире и позволяют нашей Родине и всем её жителям расчитывать на их надёжную защиту от любой угрозы своей безопасности. День спецназа- это праздник, который напоминает нам о важности любви и защите государства, о роли подразделений специального назначения в обеспечении безопасности граждан и стабильности в стране.

Спецназ России-это особо подготовленные воины, способные выполнять задачи повышенной сложности как на территории России, так и за её пределами, являющие собой истинный образ любви и служению Отечеству.

16 октября 2023 г.

"Разговоры о важном"

Кино в России.

"По ту сторону экрана"

Кино и мультфильмы входят в жизнь каждого с самого раннего детства. Российский кинематограф и отечественная анимация имеют давнюю историю и свои уникальные традиции. Многие фильмы и мультфильмы вошли в "золотой фонд" мировой классики и стали неотъемлемой частью русской культуры. А юбилей киностудии (кинокнцерна) "Мосфильм"- это повод вспомнить лучшие фильмы, созданные и вошедшие в золотой фонд мировой кинематографии.

 

11 октября 2023 г.

Экскурсия в Сбербанк, 3 а класс.

"Дом, где живут деньги!"

Что такое банк?

Где лучше хранить деньги?

Где делают деньги?

Что такое "валюта?"

На эти вопросы дети получили ответы, всем было очень интересно и познавательно.

11 сентября

Разговоры о важном

"Вдохновленные мужеством"

к 100-летию со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской. Ученики начальной школы 1 б, 2б,и 3 б классы приняли участие в конкурсе рисунков. Но прежде они посмотрели документальный фильм о Зое Космодемьянской. Вдохновлённые мужеством советской партизанки, ребята решили нарисовать её подвиги и ее портрет.

 

 

 

Кружок «Математика и шахматы»

1 "Б" класс

Учитель начальных классов: Усольцева Галина Ивановна

март, 2019 г.

Внеурочная  деятельность  по интеллектуальному направлению

Тема:  Знакомство с правилами  игры в дебюте.

Цель: знать о дебюте, выборе правильной тактики игры. 

 

Кружок «Эрудит»

3 класс

Учитель начальных классов: Усольцева Галина Ивановна

Общеинтеллектуальное направление

МАОУ Абатская СОШ №1

Тема занятия: «Логически-поисковые задания». «Мир шахмат»

Цель: Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать, продолжить знакомство с шахматами, отрабатывать умения строить точки по их координатам, воспроизводить изображение фигур.

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОРКСЭ

 /проведена в рамках внеурочной деятельности в 4 классе/

Учитель начальных классов: Усольцева Галина Ивановна

Духовно - нравственное  направление

Тема:  «Зеркало, где отражается душа»

 Цель: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, формирование чувства совести.

 

Кружок по скорочтению.

4 класс

МАОУ Абатская СОШ №1. 

Учитель: Усольцева Г.И.

Тема:  Приёмы скорочтения   или "Как помочь ребёнку научиться бегло читать"

Цель: показать  способы повышения качества и техники чтения и познакомить с причинами медленного чтения.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Финансовая грамота»

кружок  3 класс

Тема занятия:

 «Что такое деньги. Бумажные деньги».

4 занятие

                                                          Выполнила: Усольцева Г.И.,

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                МАОУ Абатская СОШ №1

        2021г.

Методические материалы к  рабочей программе «Финансовая грамота»

Учитель: Усольцева Г.И.

МАОУ Абатская СОШ №1

4 занятие

Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Цель занятия: Познакомить учащихся с историей появления бумажных денег.

Основное содержание:  Изобретение бумажных денег.

Основные понятия: Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Задача  с денежными расчётами.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги..

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать старинные российские бумажные деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Содержание

  1. Мотивация. Прочитайте, какие пословицы о деньгах вы приготовили дома.

  • Мал золотник, да дорог.
  • Уговор дороже денег.
  • Скупой платит дважды.
  • Долг платежом красен.
  • Гроша ломаного не стоит.
  • Был бы ум – будет и рубль.
  • Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
  • Денежки — что воробушки: прилетят да опять улетят.
  • Деньги счет любят.

Какую роль играют деньги в жизни человека? О чём мы будем говорить сегодня? Предположите? Да, мы будем говорить о бумажных деньгах.

  1. Изучение нового материала

 Ребята, посмотрите видео о том, как появились бумажные деньги. 

https://yandex.ru/efir?stream_id=v3JezyBnAiiw&from_block=partner_context_menu

  1. Работа в группах. Прочитайте тексты и попробуйте объяснить причины появления бумажных денег.

Первая группа:

Бумажные деньги появились намного позже металлических. Одна из причин — развитие производства бумаги и печатного дела. Первыми, по всей видимости, создали бумажные деньги китайцы, поскольку и производство бумаги возникло в Китае. Попытки заменить металлические деньги какими-то другими делались китайцами тысячи лет назад. Еще в I веке до н.э. они создали эквивалент денег из кожи оленей. Эти банкноты выглядели, как четырехугольные пластинки. На кожу были нанесены печати и специальные знаки.

Вторая группа:

Самой ходовой валютой в Китае  были медные деньги, которые носили в связках. Вес связки составлял около 3 килограммов, так что удивление рядовых китайцев, впервые видевших бумажные деньги, можно понять. Бумажные сертификаты были введены в начале IX века, когда торговля между отдельными регионами Китая активизировалась. Торговцам было сложно перевозить сотни килограммов денег по всей стране, поэтому правительство нашло металлу замену. Кроме того, что медные деньги были неудобны, так медь в то время была еще и ценнейшим материалом, который решили использовать в других отраслях.

Третья группа:

В России бумажные деньги появились в силу ряда причин. Основная — дефицит серебра. Ежегодно стране требовалось около 2 миллионов рублей серебром, на что требовалось гораздо больше серебра, чем давали серебряные рудники. Кроме того, сбор налогов превращался в организацию караванов с большим количеством обозов и охраной. Дело в том, что 500 рублей на то время — это целая телега медных денег. А налоги выплачивались преимущественно медными деньгами, поэтому требовалось много телег. Для того, чтобы решить все названные проблемы, в 1769 году выпустили бумажные деньги, ассигнации.
Подведение итогов работы в группах.

Учитель:

Много довелось путешествовать отважному венецианскому купцу Марко Поло. Он родился в середине XIII века, когда земля наша была мало исследована. Семнадцатилетним юношей отправился он с другими купцами в восточные страны, где еще не бывали европейцы.

Прожил семнадцать лет в Китае. Когда же возвратился домой, с его слов была написана книга о странствиях. Рассказы в ней были настолько удивительны, что им никто не поверил. Посчитали вымыслом, что в Китае топят печи не дровами, а «черным камнем» (углем), что рассчитываются за товары не монетами, а бумажными деньгами. Вот какой удивительный был Китай в XIII веке!

В это время в Европе о бумаге еще и речи не было. И все же скоро и Европе понадобились первые бумажные деньги. Металлические стали неудобны при расчетах. Если покупаешь дорогую вещь, надо деньги везти на телеге. К этому времени торговля набрала силу, появилось много товаров. Появилась и бумага.

И вот банки стали выпускать первые бумажные деньги, которые получили название банкноты, то есть банковские билеты. Впервые банкноты появились в кассах Стокгольмского банка в 1661 году, затем в Английском банке в 1694 году достоинством в один фунт стерлингов. Еще банкноты называют купюрами, что в обиходе означает одно и то же.

  1.  Показ презентации. Бумажные деньги разных стран.

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/20a/729/60d/20a72960de0efe20802b4ddd40b985f8.jpg 

Самая ранняя из всех известных историкам бумажная купюра

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/bb0/a5f/b8e/bb0a5fb8e32d4ae3692769772fe545f1.jpg

Бумажные деньги в Европе и США

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/f6d/18d/8c2/f6d18d8c2ab48db9a3794e2afdfd2248.jpg

Первые бумажные деньги Норвегии

Бумажные деньги во Франции в 1871 году.

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/f53/2d2/771/f532d2771a0d1c53057412972784a2de.jpg

Бумажные деньги в России


Екатерина Вторая открыла два банка в Москве и Петербурге, куда было положено по 500 тысяч рублей металлом. На эту сумму были изготовлены ассигнации по 25, 50, 75 и 100 рублей. Таким образом, изначально в России бумажные деньги были обеспечены реальными средствами.

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/7ab/049/1dc/7ab0491dcff8b359c1ee9121e584e04c.jpg

Банкноты в России.

Банкноты в России стали выходить спустя 100 лет после английских, в 1769 году, при императрице Екатерине II. Специально учрежденные банки стали выпускать ассигнации (платежные распоряжения, или бумажно-денежные знаки) достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Бумагу для новых денег изготавливала Красносельская фабрика под наблюдением командированных из Питера экзекуторов. Для защиты ассигнаций от подделки служили, во-первых, водяные знаки, во-вторых, подлинные подписи должностных лиц и, в-третьих, рельефные тисненые изображения, помещенные внутри двух вертикальных овалов в центре банкноты.

У населения бумажные деньги на первых порах пользовались большой популярностью, их принимали даже охотнее, чем серебро и медь. С ними несравненно легче и быстрее можно было проводить крупные расчеты и сделки!

И БЫВАЮТ

Постепенно бумажные деньги стали основным средством платежей в большинстве стран мира. Бумагу сейчас начинают заменять пластиком, так что, вполне возможно, в скором будущем граждане некоторых стран станут использовать лишь пластиковые купюры.

  1. Работа в парах.

Реши задачу.

Некто желает распределить между бедными деньги. Если бы у него было на 8 динариев больше, то он мог дать каждому по 3, но он раздает лишь по два и у него остается 3. Сколько было бедных?

Решение:

Пусть бедных - x, тогда 3х-8=2х+3 х=11 Ответ: было 11 бедных.

  1. Кроссворд «Что такое деньги?»

Что такое деньги? без ответов

  1. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
  2. Надпись на монете.
  3. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты.
  4. Бумажные деньги.
  5. Денежная единица в России.
  6. Накопление денег на дорогую покупку.
  7. Другая сторона монеты.
  8. Прямой обмен одних товаров на другие.
  9. Достоинство монеты.
  10. Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет.
  11. Единая денежная единица в странах Европы.

Что такое деньги? с ответами

  1. Подведение итогов занятия.

 Почему появились бумажные деньги?

 Приводите примеры первых бумажных денег.

 Как выглядели старинные российские бумажные деньги.

            Какие названия бумажных денег  существуют и в наше время?

           Что особенно вам запомнилось интересно про бумажные деньги на данном занятии?

Ассигнация — разновидность ценных бумаг и/или денежных знаков.

            Банкноты называют купюрами, что в обиходе означает одно и то же.

Первые бумажные деньги получили название банкноты, то есть банковские билеты.

Соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг.

Номинальная стоимость — обозначение стоимости ценных бумаг, денежных знаков.

Интернет ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бумажные деньги . Кружок «Финансовая грамота» 4 занятие Выполнила: Усольцева Г.И., учитель начальных классов, МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 2

Самая ранняя из всех известных историкам бумажная купюра

Слайд 3

Бумажные деньги в Европе и США

Слайд 4

Первые бумажные деньги Норвегии

Слайд 5

Б умажные деньги во Франции в 1871 году.

Слайд 6

Бумажные деньги в России

Слайд 7

З адача Некто желает распределить между бедными деньги. Если бы у него было на 8 динариев больше, то он мог дать каждому по 3, но он раздает лишь по два и у него остается 3. Сколько было бедных? Решение Пусть бедных - x , тогда 3х-8=2х+3 х=11 Ответ: было 11 бедных.

Слайд 8

Кроссворд « Что такое деньги? »

Слайд 9

Интернет ресурсы: https://habr.com/ru/post/398887/ https://biouroki.ru/crossword/okruzhayushhiy-mir-3-klass/dengi.html https://biouroki.ru/crossword/okruzhayushhiy-mir-3-klass/dengi.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кружок «Математика и шахматы»

       Учитель начальных классов:

Усольцева Галина Ивановна

март, 2019 г.

1 класс

Кружок «Математика и шахматы»

Внеурочная  деятельность  по интеллектуальному направлению

Тема:  Знакомство с правилами  игры в дебюте.

Цель: знать о дебюте, выборе правильной тактики игры.

Задачи: Развивать умение применять десять правил игры в дебюте, формировать умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации, закреплять знание шахматных терминов. Вырабатывать у детей выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.  

Активизация деятельности:

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать! 

  1. Весёлая минутка:
  • Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)
  • Сколько шахматных фигур всего? (32)
  • Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных)
  • Сколько клеток на шахматной доске? (64)
  • Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла. (Пешка)
  • Как ходит пешка?
  • Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? (Конь)
  • Гладкий люблю я, расчищенный путь.

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)

  •  Как же ходит король? (На любое соседнее поле)

  1. Постановка целей занятия:
  • Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.

Организация  творческой среды для восприятия новой информации

Дебют – начальная стадия шахматной партии (первые 10-20 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих.

  • Стратегия игры в дебюте:
  • захват центра пешками
  • быстрое развитие фигур
  • обеспечение безопасности короля
  • соединение тяжёлых фигур
  • связь плана игры с миттельшпилем
  • противодействие планам соперника

Миттельшпиль - (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры.

  1. Ребята с интересом знакомятся с новой информацией:

Дебют - важнейшая часть шахматной партии. Ошибки, допущенные в этой стадии шахматной партии, могут привести к быстрому поражению, например, мату в несколько ходов. Иногда даже единственная ошибка может повлиять на весь ход партии и оказаться непоправимой.

В самом начале шахматной партии очень важно обеспечить скорейший ввод в игру своих фигур и увести короля в безопасное место (сделать рокировку). Чтобы это удалось, разыгрывая дебют, следует соблюдать следующие рекомендации:

•  на первых ходах постараться построить пешечный центр (центр - поля e 4, d 4, e 5, d 5), позволяющий обеспечить скорейший ввод легких фигур (коней и слонов);

•  в первую очередь вводить в игру легкие фигуры, тяжелые фигуры (ладья, ферзь) вводятся в игру преимущественно в миттельшпиле;

•  ходы пешками в дебюте можно делать, если они только способствуют занятию центра, защищают собственный центр или атакуют неприятельский;

•  без крайней необходимости не делать ходы крайними пешками (коневыми или ладейными), такая игра приводит к напрасной потере времени;

•  без крайней необходимости не делать два и более ходов одной фигурой, каждая фигура, по возможности, должна быть введена в игру одним ходом;

•  фигуры в процессе своего развития должны занимать наиболее важные поля, нацеливаясь на слабо защищённые поля в позиции соперника;

•  при незаконченном развитии не играть на выигрыш пешки, а иногда даже и фигуры, в ущерб развитию собственных фигур, выигрыш центральной пешки иногда может быть оправдан, если предоставляет дополнительные возможности по захвату центра.

Узнают, каким же образом неопытному шахматисту начинать шахматную партию, чтобы не нарушить перечисленные рекомендации и не проиграть партию в несколько ходов?

Преимущество первого хода

По правилам первый ход в партии делают белые фигуры и в этом смысле они имеют определенное преимущество (преимущество первого хода).

Наиболее распространенным первым ходом белых является ход 1. e 2- e 4 . Этот ход, способствующий занятию одного из центральных полей, для шахматиста-новичка является одним из самых лучших. В борьбе за превосходство в дебюте шахматной партии не так важен сам первый ход, как важна цель всей серии первых ходов. Необходимо добиваться, чтобы каждый ход в партии был составной частью единого плана, включающего несколько ходов.

Ошибки в дебюте:

Фигуры должны вводиться в игру так, чтобы они не мешали вводу в игру других собственных фигур.

Крайними пешками ходить в начале партии не рекомендуется.

  1. Первичная проверка понимания

Первое. Не играйте крайними пешками вначале партии. Вы теряете драгоценное время и ослабляете свою пешечную структуру.

Второе. Ни в коем случае не выводите ладьи по крайним вертикалям в начале партии, например ладью А2, ладью А3, или ладью Н2, ладью Н3.

Третье. Внимательно следите за передвижением пешек и фигур соперника, не подставляя свои фигуры под удар.

Четвертое. Не ходите дважды одной фигурой.

Пятое. Не выводите ферзя в шахматной партии с первых ходов. Конечно, также есть некоторые дебюты, где ферзь может совершенно спокойно выйти в игру и на третьем ходу, но в большинстве партий это будет ошибкой.

Шестое. Не бросайтесь сразу в атаку, если хорошо ее не подготовили (то есть, не защитив предварительно короля и не прикрыв в зоне риска остальные фигуры). В противном случае соперник не только легко отобьет вашу атаку, но и сможет с помощью контратаки загнать вас в невыгодное положение, что как следствие может привести к проигрышу.

Седьмое. Не жадничайте! «Пешкоедство» — это болезнь. Съесть любую пешку соперника попадающую под Ваш удар. Будьте внимательны, возможно, противник специально подставляет вам ее, чтобы наиболее быстро и эффективно вывести свои фигуры?

Восьмое. «Если Вас поймали на незнакомом варианте, делайте здоровые, развивающие ходы. По возможности не попадайте под различные связки, и уж тем более коневые вилки. Защищайте своего короля путем осуществления рокировки. И подумайте заранее, какие возможности у Вас будут после того как Вы стандартно выведите свои фигуры на активные позиции, что вы будете делать дальше.

Девятое. Черными - играйте на уравнение. Действительно, сначала нужно ослабить натиск белых фигур, а уже потом, когда вы получили равную позицию, можете смело играть на победу.

Десятое. Если Вы играете от ферзя, то пешку расположенную на поле С2 не закрывайте своим же конем, так как ферзь лишается возможности выйти на активную позицию на поля С2 и B3.

  1. Организация усвоения нового материала путем совместной работы в парах. 

  1. Рефлексия. Что запомнили? Что получилось?












Предварительный просмотр:

Кружок «Эрудит» 3 класс

Общеинтеллектуальное направление

МАОУ Абатская СОШ №1

Тема занятия:

«Логически-поисковые задания». «Мир шахмат»

Цель: Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать, продолжить знакомство с шахматами, отрабатывать умения строить точки по их координатам, воспроизводить изображение фигур.

Формируемые УУД: предметные: строить точки по их координатам, воспроизводить изображение фигур;

 Метапредметные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в группе, контролировать свои  действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, работать с информацией, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения в группе;

Личностные: использовать полученные знания в повседневной жизни, прививать любовь к математике, шахматам; способствовать формированию умений строить межличностные отношения, работать на результат.

Демонстрационный материал:

- шахматы;

-презентация.

 Раздаточный материал:

- карточки с координатным углом, карточки с информацией, фигуры шахмат.

   

  1. Орг.момент.

Спокойная музыка, эмоциональный настрой.

  1. Математическая разминка

Работа с таблицей

  • Числа столбца (б) умножить на 5
  • Найди число (4;в), х4,+4, :5,х6, +2,  =50 Найди и зашифруй ответ.
  • Числа столбца (г) умножь на 11. Как выполняли? и т.д.

  1. Выявление проблемы, постановка целей занятия. Тема занятия.

Попробуйте выполнить ещё одно задание. В группе должно быть столько человек, сколько сторон у квадрата.

Расположить ответы в порядке возрастания

Ы  43+4                             Ш    24:6

Т  28+2                             Х   70:10

М    30 :2                           А   54:9

А  14+4

Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Она способствует становлению личности, учит мыслить и планировать свои действия, развивает внимание, смекалку, воспитывает волю, характер. Современный мир требует подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет зависеть дальнейшее развитие нашего общества.

Загадки:

Не люди, не звери, не часы, а ходят (шахматы)

Сколько шахматных фигур всего? (32)

  1. Построение. Живые шахматы. Что знаем? Что не знаем? Название фигур, как ходят. Где взяли информацию?
  2. Работа с информацией. Уже известная и новая. Работа в группах.
  • Шахматы зародились в Индии свыше 2000 лет назад. Игра называлась тогда чатуранга, что значит  - четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Шахматы называются «королевской игрой». Слово «шахматы» произошло от  слов «шах и  мат», что означает «король мертв». В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов вперед.

  • В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов вперёд.

  • Ферзь. Их на доске только 2- по одному у каждого игрока. Стоит ферзь рядом с королём. Есть правило: ферзь любит только свой цвет. Расставляя фигуры для игры, нужно белого ферзя ставить на белое поле, а чёрного - на чёрное.        Ферзь самая сильная фигура в шахматах. Он победит любую фигуру, потому что он может ходить и по прямым линиям, и наискосок. И берёт фигуры противника так же, как и ходит. Ферзя трудно поймать, а сам благодаря своей ловкости и большой силе легко расправляется с другими фигурами противника. Во время игры ферзя слишком рано не выводят с исходной позиции, чтобы не потерять его.
  • Король. Ходит он, как и ферзь, прямо и наискосок во все стороны, но только на одно поле - шаг у него короткий. Он самая главная фигура в шахматах. Король берёт незащищённые фигуры противника так же, как и ходит. Он может бить любую фигуру, кроме короля, которому он ставит мат или объявляет мат. Никто не выигрывает и в том случае, когда у обоих игроков остаётся по королю.
  • Слон. На доске их 4: 2 белых и 2 чёрных. Стоят слоны рядом с конями. Ходят слоны только наискосок. Слон, который в начале стоит на чёрном поле, так всю игру и ходит только по цепочкам чёрных клеточек и называется чёрнопольным слоном, а другой – белопольным.
  • Шах - это нападение на неприятельского короля, оставаться под шахом, король не может, и поэтому обязан срочно принимать меры – защищаться!  Какие способы защиты от шаха вы знаете:

король может уйти с атакованного поля, и уйти из-под шаха.

король может закрыться от шаха любой своей фигурой.

король может взять (побить) фигуру, объявившую мат, или это может сделать любая фигура из его «свиты».

  1. А сейчас заглянем в шахматную шкатулку, нас здесь ждут загадочные вопросы.

Вопросы из шахматной шкатулки

1.Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

2.У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

3.Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

4.Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)              

5. Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а) Слон; б) Ладья; в) Конь; г) Ферзь.                                                                                                            6.Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)                                                        7. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а) Ферзь; б) Король; в) Конь; г) Слон.

8.Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)                                                            9. Какую страну считают родиной шахмат? (Индию.)                                                        10. Кто придумал игру? (мудрец Сисса для своего ученика принца»)
11.Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

12.Без какой фигуры не бывает игры? (король)

13.Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)                          

 14. Сколько клеток насчитывается на самой короткой диагонали шахматной доски? (Две.)

  1.  Физминутка для глаз. Подвижная физминутка.
  2. Логически – поисковые задания:

Работа в парах.

Постройте точки  по заданным координатам, соедините их по порядку, получите шахматную фигуру. Подпишите её название. Вспомним алгоритм построения точки на координатной плоскости.

Алгоритм

  1. Найти на оси ох число, соответствующее первой координате. (провести через неё пунктирную прямую).
  2. Найти на оси оу число, соответствующее второй координате. (провести через неё пунктирную прямую).
  3. Отметить точку пересечения.

Какую цель ставили? (строить точки по заданным координатам, научиться строить шахматные фигуры на  координатной плоскости.)

- достигли мы ее?

- что помогло? (совместная работа, вместе легче найти выход из трудной ситуации).

- Зачем надо уметь  определять  координаты  точек? Где  нам  это может  пригодиться?

-места в зрительном зале, самолёте,( нужно знать свой ряд, место),

-игра «Морской бой» ( буква и цифра )

-игра «Шахматы». ( Положение фигуры на шахматной доске определяется буквой и цифрой )    

 -А в каких профессиях могут понадобиться координаты на плоскости?               В авиации: каждый центр управления полетами оснащен радаром, на котором видны все передвижения самолетов.

В морском флоте: здесь тоже пользуются радаром, для определения координат кораблей вышедших в море. А ещё каждый матрос на судне знаком с координатной плоскостью, ведь ночью нужно ориентироваться по звездам. А на карте звездного неба как найти нужную звезду? И здесь нам поможет координатная плоскость.

В компьютерных технологиях: программист тоже не может обойтись без координатной плоскости. Для того, чтобы компьютер нарисовал картинку, программист должен сначала вручную нанести изображения на координатную плоскость и задать координаты каждой точки. (как вы сегодня). После этого можно ввести программу в компьютер.

 Почтальон. Художник. Географы. Топографы. Водители. (навигация)

7. Рефлексия. Самооценка. Итог занятия.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

2016г.

Учитель начальных классов

Усольцева Г.И.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа  №1

Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОРКСЭ

Тема:  «Зеркало, где отражается душа»

/проведена в рамках внеурочной деятельности в 4 классе, духовно – нравственное направление/

Автор: Усольцева Галина Ивановна

учитель начальных классов 

                                                                                                                             

2018г. 

Тема:  «Зеркало, где отражается душа»

 Цель: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, формирование чувства совести;

 Личностные УУД :

формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Познавательные УУД:

осуществление поиска информации для выполнения  заданий,

умение устанавливать причинно – следственную связь.

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию,

учитывать разные мнения  и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Задачи:  

  • На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников.
  • 3. Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Ключевые понятия: добро, совесть, стыд,  быть в ладу со своей совестью.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация  «Зеркало, где  отражается душа»; словари: БСЭ, В.Даля; пословицы.

Подготовительная работа: Творческая работа «Моя совесть»

Ожидаемые результаты: Уточнят значение слова «Совесть», научатся давать честную оценку своим поступкам, закрепят умения искать нужную информацию, сотрудничать в группе.

План внеклассного мероприятия по ОРКСЭ

  1. Афоризмы о зеркалах
  2. Проблемная ситуация. Существует ли зеркало для души?
  3. Высказывания великих людей о совести.
  4. Работа со словарями.
  5. Работа над понятием «Совесть»
  1. Самооценка. Поступаю ли я по совести?
  2. Шарик с пожеланиями /игра/
  3. Нравственное поведение и совесть.
  4. Притчи о совести:
  5.  Ситуации выбора. «Голос совести».
  • Ситуация первая.
  • Ситуация вторая.
  • Ситуция третья.
  1. Упражнения для совести.
  2. Творческие работы на тему: «Моя совесть»
  3. Рефлексия.

Учитель: Ребята,  каждый день вы смотритесь  в зеркало, а знаете ли вы, что на протяжении всего долгого периода существования зеркал с этим предметом связали  множество ёмких высказываний известные люди и авторы «из народа». Вот лишь некоторые самые известные и самые ёмкие, раскрывающие суть зеркал для человека и человечества в целом, главным фигурантом в которых является зеркало:

  1. Афоризмы о зеркалах

Буддизм

Зеркало - символ души в состоянии чистоты,

отображенная истина, просветленный ум,

 форма, отраженное тело, искренность, чистота.

Христианство

Во времена средневековья зеркало

олицетворяло отражение божественного слова и средство его толкования. Всё творение рассматривается как отражение божественной сущности, а размышление — как обладание зеркалом, отражающим и позволяющим познать божественные законы, а также наблюдать и изучать светила и законы Космоса.

• На зеркало неча пенять, коли рожа крива (Н. В. Гоголь)

• Одно зеркало важнее целого ряда портретов. (Вольфганг Менцель)

• Главное зеркало человека — глаза окружающих.

• Чтобы увидеть себя со стороны не надо смотреться в зеркало, посмотри людям в глаза. (Стас Янковский)

• Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь. (Мишель Монтень)

Пословицы:

    «Зеркало все скажет».

    «На зеркало нечего пенять, если рожа крива» — русская.

    «Нет зеркала лучше, чем старый друг» — испанская.

    «Зеркало сообщит то, чего не скажет и старый друг…» — английская.

  1. Проблемная ситуация.

Подумайте, существует ли зеркало для души? Высказывания детей.

 - Да.    Это СОВЕСТЬ.

Учитель: Совесть – самое сокровенное явление морали. Кант говорил, что совесть есть сознание внутреннего судилища в человеке. Толстой утверждал, что берегись всего того, что неодобряется твоей совестью. Совесть – понятие, характеризующее способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков. Совесть проявляется эмоционально (совесть в роли переживаний) и рационально.

Совесть связана со стыдом. Совесть показывает зависимость общества от личности, его внутреннего суда. Совесть может выражать идеалы личности и общества.

Совесть – зеркало, отражающее сознание человека.

  1. Высказывания великих людей о совести:

         Совесть, благородство и достоинство…  Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и сочинениях по литературе. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что эти слова – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. Булат Окуджава

        « Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека не чиста», утверждала знаменитая Маргарита Наварская.

       «Что слава? Счастье нам прямое

       Жить с нашей совестью в покое»   Вот что читаем у Гавриила Романовича Державина.

      «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»,  вторит ему А.С.Пушкин.

Учитель: Это слово часто употребляется в повседневном общении людей.  Но что это означает? Что под этим понимают? Так что же такое совесть? Теперь заглянем в словарь (открывают словарь, читают).

  1. Работа со словарями:

Большой энциклопедический словарь:

 СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

      Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:

СОВЕСТЬ  - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

  1. Работа над понятием «Совесть»

Учитель: Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.    С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с  «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

            Совесть всегда дает о себе знать, как только мы чувствуем, что нарушен закон, например, закон справедливости или добра.

            Нарушая законы совести, мы нарушаем законы восприятия мира. Именно поэтому не дано истинное познание мира бессовестному ученому.

Читает 1 ученик:

СОВЕСТЬ

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется          

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Барто

Читает 2 ученик:

Кто ты?

Зачем ко мне пришла?

Ведь я тебя не звала

Жила себе спокойно я всегда

Меня ничто не волновало.

И что же делать мне теперь?

Как жить?

Я все хочу исправить.

Уж если ты проснулась, совесть

Помоги!

Как жить теперь мне, совесть, научи.

Ведь ты мне друг, советчик мой

Тебе себя вверяю.

А я с тобой меж тем была всегда

Вот только задремала.

Теперь проснулась

Вижу, ты прекрасно поживаешь

Хотя не видишь ничего

И ложь не замечаешь,

Обиду, зависть подкрепляешь ты

И не задумываясь, зло распространяешь.

На зло ты отвечаешь злом

И цепь свою

Тем самым укрепляешь.

И вот уже свободы нет

Ты в рабстве своего несовершенства

Грех, слезы, боль разлук и смерть

Вот твой удел теперь вовек.

Порви цепь рабства добротой

Потоком добрых дел.

Любовью ты покроешь зло

Прощеньем – наказанье.

Верь мне и слушайся меня

Я покажу тебе

Твой верный путь. Держись его, иди смелей, люби

И наслаждайся жизнью вечно!

 

  1. Самооценка. Поступаю ли я по совести.

Выбрать то, что считаете правильным.

1. Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения.

2. Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой.

3. Я возвращаю долг до копейки и в обещанный срок.

4. Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную.

5. Я уступаю место в автобусе слабым и старшим.

6. Я с уважением отношусь к окружающим.

7. Я безвозмездно помогаю старшим.

8. Я никогда не беру чужую вещь.

9. Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне.

10. Я требователен к себе.

11. Я проявляю терпение в конфликтах.

12. Я избегаю мстить.

13. Каждый день вечером перед сном я обдумываю, как прошел мой день, что я сделал не так.

7.Шарик с пожеланиями /игра/

В простой свободной обстановке  поиграть в игру - пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите  подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий  включить музыку.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Ученик, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

8.Нравственное поведение и совесть:

Учитель: Мир — большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, — сам стань теплым и светлым. Улыбнись, и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ!

Нравственное поведение — это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношения в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе.

Возвращаясь к вопросу - Где же находится источник всех человеческих недопониманий, разногласий и бед?

 - Этот источник находится в Совести у каждого человека.

Если мы спросим себя - Где же находится Счастье, Радость, Здоровье и все земные богатства для человека, живущего на Земле?

 - В Совести у каждого человека.

Зависит ли наше Счастье, Радость, Здоровье и благополучие, а также наших детей, от окружающего нас общества?

- Зависит. И эта взаимозависимость людей друг от друга заложена в нашей Совести.

Совесть. Именно она определяет, по какому пути идёт человек. И его поступки, дела тесно связаны с тем, слушает ли он свою совесть.    

Давайте разберёмся, что же такое совесть, откуда идут её корни.

Если внимательно посмотреть на слово СОВЕСТЬ, то можно выделить в нём две части  «со» и «весть».

"Со" означает совместно, вместе, сообща. Например, сотрудничество (совместный труд), сосуществование (совместное существование), сопереживание (переживание вместе с кем-то).

"Весть" – это послание, сообщение.

В соединении СО-ВЕСТЬ получается совместное послание. Какое послание? От кого?

… главные ценности для нас – Народ, Родина, Мiр (т.е. общество), Правда, Справедливость, Дружба, Мир: «Прежде думай о Родине, а потом о себе», «Сам погибай, а товарища выручай»… " (А.С. Волков)

 СО-ВЕСТЬ  – это совместная весть, совместное послание наших предков, закреплённое на уровне генетики, записанное генетическим кодом.  Код этот формировался многие тысячи лет. Он накоплен многими поколениями русов, славяно-ариев. Он помогает сохранять и развивать свой род.

               9.Притча о совести:

Учитель: Притча о совести

- Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

     - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

     - Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

     - Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

     - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

     - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

     - Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

     - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

     - Почему невыполнимо?

     - Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

     От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

В чем заключается смысл притчи?

 В чем мораль?

 Какими мыслями и чувствами вам  

  захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

Высказывание мнений о притче. Анализ поступков героев.

Читает 3 ученик:

Стих про совесть

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,

Нас порою обличает совесть.

Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:

Слышит он души упрек немой,

Совершив проступок или промах -

Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит

(Он любое зло себе прощал):

Что бы ни случилось, ровно дышит

Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;

А еще способна укорять;

И в делах раскаяться и в мыслях

(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим

Совесть, чтоб могли свой видеть путь:

Можно - жить по совести, а можно -

Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева

4 ученик.

 Поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

  1. Ситуации выбора. «Голос совести».

Учитель:   Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести.  И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.  По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим  ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? Работа в группах.

  • Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние  пять  рублей.  Как вы поступите?

Учащиеся высказываются по поводу ситуации.

  • Ситуация вторая.

Вы увидели, что в магазине мальчик берёт без денег вещи. Ваши действия?

Учащиеся высказываются по поводу ситуации.

  • Ситуция третья.

На перемене в классе никого не было, Миша торопился в столовую и нечаянно уронил цветок. Когда учительница спросила, кто это сделал, он не признался, а сказал, что это сделал Кирилл. И хотя Кирилл отпирался, учительница наказала его. А вы знаете, что это сделал Миша, ваш друг.  Как можно тут поступить по совести?

Учащиеся высказываются по поводу ситуации.

  1. Упражнения совести.

Учитель:   Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

Всегда ли легко признаться в своих ошибках? Попробуйте высказать своё мнение по этому поводу.

5 ученик

 «Кто виноват» (басня в стихах)

Ворона карканьем своим

Лесную живность всполошила.

«Кричишь, как будто в гузке шило!

Случилось что?» Ворона им:

«Наш лес в опасности большой!

Мне видеть будущее страшно!

Мы все погибнем, а виной

Дела неправедные ваши!

Раскайтесь, птицы и зверье!

Вот ты, медведь, прям из берлоги

Протопал к пасеке дорогу,

А ведь добро там не твое!»

«Негоже, мишка, воровать!

Позор тебе!» – завыли волки.

Ворона ж продолжала с елки:

«А вам бы лишь овец таскать!

Стыдитесь, волки! Каждый день

Вы кровь рекой чужую льете

И в лес людскую месть ведете

Со всех окрестных деревень!»

«Негоже так себя вести!

Позор волкам!» – вскричали лисы.

А волки им: «И вы – убийцы,

Кур воровать у вас в чести!»

«Медведю, лисам и волкам

Позор!» – обрадовались зайцы.

А мишка зайцам: «Стыдно, братцы!

Кто съел морковь у мужика?»

Так часто мы других корим,

Себя ни в чем не упрекая,

И к совести чужой взываем,

А со своей не говорим.

Олеся Емельянова

Учитель: Читая произведения, нужно анализировать их, думать, а как бы вы поступили на их месте?

Притча о совестливом человеке

Нашел совестливый человек чужой кошелек.

А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!

Обрадовался человек.

Но не деньгам.

А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.

Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.

Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

В чем заключается смысл притчи?

 В чем мораль?

 Какими мыслями и чувствами вам  

  захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

Учитель: Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку малышу, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность

- Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.

12. Представьте, пожалуйста свои творческие работы на тему: «Моя совесть»

 13.Рефлексия

Заставит ли вас задуматься наш разговор?  Станете ли вы поступать по совести? Будете задумываться над своими поступками?

Зеркало — где отражается   душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе — зажжённая  свеча.

Возможность  честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость  видя, не молчать.

Свершиться злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца  совершать.

Запомните:

Памятка

  • Делай  добро и поступай справедливо не ради похвалы.
  • Святым и нерушимым для тебя  должен  быть сам человек, его честь, достоинство, красота.
  • Вкладывай свои духовные силы в труд во имя счастья и блага людей.
  • Бесстыдным, наглым становится тот, кто считает, что ему обязаны все, что он — ни перед кем не обязан. У такого человека нет совести.

Приложение 1.

Творческие работы обучающихся:

  • Совесть.

Совесть – это когда соврал человек и ему становится очень стыдно.  Мама всегда говорит: «Поступай по совести». Однажды я гулял в парке. Было весело. Вдруг я вижу, бабушка уронила кошелёк и не заметила этого. Я подошёл и сказал: «Бабушка, вы уронили кошелёк». Она сказала мне: «Спасибо». Мне было бы стыдно, если бы я этого не сделал.    Руслан.

  • Я задумываюсь над вопросом: «Как часто делаю добро, поступаю по совести?» Мы живём в обществе  и  каждый желает, чтоб к нему относились хорошо. Делая добрые дела, пусть и маленькие, но порой очень  нужные мы никогда не останемся в одиночестве. Так как всегда найдутся благодарные тебе люди. Вспоминаю свои поступки за неделю: пылесосила, мыла посуду, гладила бельё, ухаживала за домашними питомцами, не обманывала, старалась поступать по совести.  

У меня на душе становится радостно и светло, когда я вижу улыбки мамы и папы, слышу слова: «Спасибо, солнышко!» Это самое дорогое для меня.  Лирада.

  • Моя мама говорит, что совесть это хорошее качество у человека. Папа – совесть это внутренний голос,  у каждого он есть. А ещё я нашла пословицы о совести:
  • Без совести и при большом уме не проживёшь.
  • Как не мудри – совести не перемудришь.
  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • В ком есть совесть, в том есть и стыд.
  • От человека утаишь, а от совести нет.

           Я иногда обманываю, не делаю домашнее задание, но от этого мне становится стыдно. Я думаю, что             это мне подсказывает моя совесть, что так делать нельзя. Я сейчас буду прислушиваться к своей  совести.    Кристина.

Литература:

  1. Методические рекомендации по модулю «Основы светской этики» Тюмень: ТОГИРРО, 2013г.
  2. Учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 24 с.
  3. Ресурсы Интернет


Предварительный просмотр:

Приёмы скорочтения   или «Как помочь ребёнку научиться бегло читать»

Кружок по скорочтению в 4 классе. МАОУ Абатская СОШ №1. Открытое занятие.

Учитель: Усольцева Г.И.

Тема:  Приёмы скорочтения   или «Как помочь ребёнку научиться бегло читать»

Цель: Показать  способы повышения качества и техники чтения и познакомить с причинами медленного чтения.

План занятия

  1. Установка на чтение
  2. Слоговая таблица читаем с гласными   а  о   у  е  я   ы   и  /2слайд /

Читают согласные, подставляя гласные /вста, кста, лка, . всто, ксто, лко/

вст

дрв

вкд

кртл

клшс

ткр

вдрг

стрк

мпк

мдкр

брв

спр

ктрд

шкл

встр

  1. Чтение стихотворения с разрывом   / 3слайд/

Утром бы         ло солнечно
И совс              ем тепло.
Озеро ши          рокое
По дво               ру текло.

  1. Наблюдение за секундной стрелкой от 1 до 3 минут

  1. Чтение смысловой таблицы с зачёркнутой или закрытой буквой

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

  1. Игра на внимание «Пальцы»

  1. Чтение текста в учебнике 1раз 2 раз быстро ещё быстрее выразительно, красиво, с переходом на незнакомую часть.   Три типа упражнений Федоренко и Пальченко:

1. Многократное чтение

2. Чтение в темпе скороговорки

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

               Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/  Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

        Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

        Выразительное чтение с переходом на  незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

  1. Физ.минутка под музыку.

  1. Читаем таблицы Шульте /4 слайд/

Чтение 8 таблиц Шульте (20 х  20). Нужно найти числа от 1 до 25 беззвучно за 25 секунд. Порядок цифр различный. Чтение в паре. Один ищет, другой наблюдает.

5

17

9

15

2

18

6

4

20

14

13

21

3

10

25

16

8

24

12

23

11

1

19

22

7

  1. Чтение книги или текста по команде учителя:
  • Вслух
  • Шепотом
  • По слогам
  • Растягивая слова
  • Читаем быстро
  • Читаем молча 5 минут
  1. Чтение за указкой на доске или за карандашом в книге.

  1. Жужжащее чтение 5 минут одновременно, вслух один  текст.

  1. Чтение скороговорок
  • Говори, говори, да не заговаривайся.
  • На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
  • Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Каково волокно, таково и полотно
  • Полили ли лилию, видели ли Лидию?

  1. Чтение 15 согласных букв на выдохе /5 слайд/

Артикуляционная гимнастика перед чтением:

  • вдох носом, выдох через рот;
  • вдох, задержка дыхания, выдох;
  • вдох, выдох по порциям.

ВЧФЛЖЗЦКНШСБТМП

ЛБВМСШГРДКПБЛСТ

ГНТЦФБХНМВСПРЛЧ

ГКТБДЗЩЗБЧВНВМР

ЖДМФЩМКПБРВСШХЧ

МВЗРБФДГПТККЗРЧ

  1. Чтение пирамиды /6 слайд/

                      со        о        ва

                    ли          о          са

                 ко             о              за

                        ко                 о                 са

                     лу                    о                     жа

  1. Смотрим на середину, стараясь увидеть боковые числа:

                                              3_______4_______7

                                       10_________5_________41

                                 24____________6____________55

                           45_______________8_______________94

                  36___________________9___________________14

            87_____________________19_____________________79

  1. Чтение деформированных предложений /7 слайд/

  • летом одним и зимой цветом
  • рыбу на ловят рыбаки рыбалке
  • ко друзья пришли мои на мне праздник
  • любимое дерево мое белая береза
  • мы до электричке доехали на станции

  1. Спокойное чтение стихов.
  2. Итог занятия.

                                                               

Литература:

                                                                                                Учитель: Усольцева Г.И.

                                                                 МАОУ Абатская СОШ №1

                                                                                   Тюменская область

2018г.