Я люблю жизнь!

Данилина Наталья Сергеевна

В разделе представлены материалы школьных Недель психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_suitsida.doc63 КБ
Microsoft Office document icon nedelya_psihologii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговые занятия «Я люблю жизнь!»

(профилактика суицида)

Цель: Формирование позитивных жизненных целей у учащихся и  развитие

мотивации к их достижению.

Задачи:

1.Сформировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость, осознавать ценность жизни.

2. Развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива.

3. Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.

4.Любить здоровый образ жизни

1 день

Беседа с учащимися «Люблю жизнь»! (обсуждение)

2 день

Творчество, выражение любви к жизни через рисунки (выставка рисунков)

3 день

Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.

          Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого! Жизнь одна и ей надо дорожить!

1.Упр. «Приветствие»

По кругу передаем мяч, называем свое имя и качество, начинающее на первую букву своего имени.

2. Упражнение «Удача»

Цель: улучшение самооценки, развитие позитивного мышления.

Материал: листы бумаги, карандаши (простые, цветные) можно фломастеры.

Попросить участников тренинга нарисовать себя на листе, затем попросить нарисовать на другом листе красивую высокую Госпожу удачу в красивом одеянии все полюбуются своим творением затем рядом с Госпожой удачей дорисуют себя, но обязательное условие с улыбкой как они видели себя в зеркале улыбающегося и возьмутся за руки с Госпожой удачей. Обязательно проговорить что отныне с ними за руку идет удача, которая им будет помогать и сопутствовать удачному настроению, что отныне все у них будет получаться с легкостью, и все самое заветное будет осуществляться , главное верить в это.

3. Игра “Капкан или замкнутый круг»

Все учащиеся становятся в круг и сцепляют руки, несколько учеников – в середину.

Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Задача учащихся – выбраться из капкана приемлемыми способами. Задача капкана – держать учащихся и выпустить только при определенных обстоятельствах. Капкан принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение и объятия. Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга.

- Что чувствовали ребята, которые находились в капкане? Легко ли было вам освободиться из него?

- О чем думал ребята, которые играли роль капкана? Почему решили выпустить ребят, когда не хотелось выпускать?

- С чем можно сравнить эту игру? Происходят ли в нашей жизни подобные ситуации?

Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами.

3. Упражнение «Ценности жизни» (листочки, каждому по 5)

- Когда-нибудь вы задумывались, имеет ли жизнь свои ценности?

- Что больше всего вы цените в жизни?

Я предлагаю вам написать 5 ценностей.

А теперь давайте оправимся в путешествие.

Представьте себе, что вы решили отправиться со своими друзьями в поход в лес. На пути вам встречаются препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы узнать, что будет дальше вы должны отдать одну ценность.

- Вы заходите в лес, идете и видите, на дороге лежит огромное дерево, которое мешает вам пройти, чтобы через него пройти вам необходимо отдать ценность.

- Вы перешагиваете через дерево и идете дальше, по пути вам встречается бешенный медведь, чтобы убежать от него вам необходимо отдать одну ценность.

- Вы убежали от медведя, еще прошли немного и устали, хотите отдохнуть, но не можете разжечь костер. Чтобы добыть огонь, для этого отдайте еще одну ценность.

- Хотите знать, чем закончился ваш поход, отдайте последнюю ценность.

- Вы добыли огонь, разожгли костер, покушали, поиграли в волейбол и благополучно вернулись домой.

- У кого какие ценности остались? Почему осталась именно эта ценность?

- Как вы думаете, правильно ли сделали те учащиеся, которые остановились на пол пути и не отдали свои ценности? А те, кто дошел до конца?

4. Упражнение «Плохо – хорошо». Работа в группах.

Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.

Ход упражнения:

Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, 1)ссора с любимым человеком; 2)конфликт с родителями. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации.

Результаты работы каждой группы зачитываются, сравниваются и дополняются.

Психолог: но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

Пословицы о добре.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Добро творить- себя веселить.

Кто добро творит, тому зло не вредит.

Сделав добро, не попрекай.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости

Худо жить без ласкового слова.

За добро добром платят.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

Добро помни, а зло забывай.

Добро ходит по свету тихо.

Доброе слово, что дождь в засуху.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело дороже богатства.

Психолог.  Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Закончить его я хочу мудрым изречением, которое я предлагаю вам послушать:

Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом.  И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Сказано - сделано. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает:  "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её". Мудрец помедлил немного и ответил: - Всё в твоих руках.

4 день

1  Упражнение «Приветствие».

Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.

Участники  садятся в круг. Ведущий: - Давайте начнём с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Первый встаёт подходит к любому и, поздоровавшись, высказывает своё пожелание на день. Тот, к кому подошёл первый участник, подойдёт к следующему и т.д., пока каждый не получит пожелание.

Психолог:

 Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть Жизнь прекрасна и ярка,
— дети и любовь!

Мы продолжаем тему наших занятий ….(Я люблю жизнь)

2 Упражнение Игра-аукцион ценностей,  работа с ценностными ориентациями учащихся.

Объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение. Проводится по правилам открытого Аукциона. Каждый участник аукциона имеет фишки на общую сумму 1000 условных единиц. Шаг, с которым совершаются торги, равен 100 условных единиц. Психолог объявляет игровой «лот»: наименование и начальную стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота».

Лот № 1 Полет в космос

Лот № 2 Стать президентом.

Лот № 3 Хорошие и верные друзья.

Лот № 4 Домик на берегу моря.

Лот № 5 Написать книгу.

Лот № 6 Получить «Оскара»

Лот № 7 Хорошая карьера

Лот № 8. Счастливая семья

Лот № 9. Сняться в кино

Лот №10. Получить высшее образование

Лот № 11. Любовь

Лот № 12.Активная деятельная жизнь

Лот № 13. Возможность развлекаться

Лот № 14. Выгодные связи

Лот № 15. Здоровье близких

Лот №16. Финансовая стабильность

Лот № 17. Общественное призвание

Лот № 18. Благополучие родных

Лот № 19. Жизненная мудрость

Лот № 20. Жизнь.

3 Упражнение  «Дерево жизни». 

Перед нами символическое Дерево жизни.    Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет  крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом!!! 
  Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О.Хаяма.

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

Психолог: 

Сейчас Вам предлагаю составить свое собственное дерево, раскрасить яркими листочками.

 Посмотрите на это деревья, какие они удивительно красивые. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная! А теперь подпишите под листочками цели и пожелания себе на свою дальнейшую жизнь!

4 «Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения:

Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши. 

      Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

     Психолог:

Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).

      И вот сейчас у вас на столах лежат листочки с надписями, составленные Робинзоном Крузо, в ней описаны варианты того, как человек рассматривает непредвиденную ситуацию в жизни( попал на необитаемый остров).

      Давайте ознакомимся с ней. Здесь описывается зло и добро. А ведь мы обычно в подобных ситуациях видим лишь негативный фон, а увидеть положительные моменты порой не можем.

 

Приложение1. Таблица, составленная Робинзоном Крузо.

                Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

Я Вам предлагаю из этих листочков сделать таблицу и распределить добро и зло. (работают в группе)

Ритуал завершения.

Действительно, жизнь удивительна и прекрасна! Нужно ещё так много успеть! Мир удивителен и полон возможностей! Возможно, поменялось и ваше настроение.

Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы всё!

Каждому ученику дается буква .Ученики открывают по одной букве и говорят позитивные утверждения о жизни.

М  Жизнь – это тайна, познай ее!

Ы  Жизнь – это мечта осуществи ее!

Л  Жизнь – это вызов прими его!

Ю  Жизнь – это случай, воспользуйтесь им!

Б  Жизнь – это обещание, сдержите его!

И  Жизнь – это печаль, так преодолейте её!

М  Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!

Ж  Жизнь – это красота восхитись ею!

И  Жизнь – это любовь насладись ею!

З  Жизнь – это борьба так восславьте ее!

Н  Жизнь – это цель так достигните её!

Ь  Жизнь – это удача, не упусти ее!

Жизнь так прекрасна, не загуби ее!

Теперь ребята из этих букв составьте фразу. (мы любим жизнь!)

 - Наше занятие мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшнее занятие, может стало для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь»..

  Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. 



Предварительный просмотр:

Неделя психологии

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Задачи:

•         Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.

•         Развитие рефлексии.

•         Развитие мотивационной сферы.

•         Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.

•              Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.

•         Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».

•         Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.

•         Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.

План недели психологии

Мероприятие

День

Классы

Примечание

1

- Акция «Мое настроение», «Корзина добрых пожеланий друг другу», «Дерево пожеланий» (для родителей)

- «Психологический портрет школы «Самые-самые…» 

Вторник -23.04

1-11

1-4

5-11

2

-Психологический забор

-Игра «Следопыт»

-Акция, что такое радость

Четверг – 25.04

1-11

Педагоги

5-8

1-11

3

-Игры на переменах

-Интервью с великими психологами «Твое мнение»

-Тренинг позитивного мироощущения

Пятница -26.04

1-4 классы

10 классы

4

-  Информационная галерея «Это интересно»

- Ларец радости, или Предсказания черно-белого ослика»

- Классная ромашка. 

Понедельник -29.04

5-11 классы

1-11 классы

2 в

5

гра «Мандала»

-Тренинг позитивного мироощущения

-Улыбнись Миру и он улыбнется тебе»

-Подведение итогов

Вторник -30.04

Педагоги

5-11 классы

8 класс

1-4 классы