Мониторинг


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Аналитический отчёт работы
учителя-логопеда  Шайхавова  Ф.Б.

за 2017-2018учебный год

МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек»

Пыть-Ях. 2018

С целью повышения качества воспитательно-образовательной деятельности МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек» в 2017-20178году поставлены следующие годовые цели и задачи:

Цель:  

  • Обеспечение качественного образования посредством организации воспитательно - образовательных отношений в режиме инновации, создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

  • «Создание условий для организации образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей с особенными образовательными возможностями и способностями».
  • « Развитие познавательного интереса, интеллектуально – творческого потенциала каждого ребёнка через исследовательско – краеведческую деятельность, поддержка инициативы и самостоятельности в познании окружающего мира, совместно с семьёй».

         В связи с этим цели и задачи учителя-логопеда  были следующие:

  •  Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.  
  •  Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
  •  Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
  •  Воспитание практических навыков и приёмов, направленных на  сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

   

  •  Повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов.
  •  Подготовка и включение педагогов и родителей в процесс решения коррекционно-воспитательных задач.

 

1.Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

В  начале учебного года (сентябрь) была проведена диагностика под редакцией Т.А. Ткаченко, Т.Н.Волковская целью которой являлось выявление особенностей овладения ребёнком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение).    

На основании результатов логопедического обследования 16 детей были направлены на городское ТПМПК. Для дополнительного обследования специалистами ПМПК для глубокого изучения речевых нарушений.    

По результатам комплексно - педагогического обследования дети признаны обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Даны рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации.

 Выявление актуального речевого развития зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяет обобщить следующие данные о дефектах речи:

          1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 4 ребёнка

2. Общее недоразвитие речи 3 уровня – 6 детей  

3. Общее недоразвитие речи 2 уровня – 1  ребёнок (инвалид)

4. Общее недоразвитие речи 1 уровня  - 2 ребёнок

5. Фонематическое недоразвитие речи  - 3 ребенка

Для данной группы детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

 Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Комплексный подход осуществляют: учитель - логопед, воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель

Коррекционно-логопедическая работа планировалась и проводилась с соблюдением требований коррекционных программ:

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»

Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. (с 4 до 7 лет).

Программа « Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Н. .Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

        В.В.Коноваленко; С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая          работа по коррекции звукопроизношения».

      В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Артикуляционная, пальчиковая       гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения».

Цель работы – преодоление и предупреждение нарушений устной речи у детей 4-6 лет с ОНР.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи коррекционно - логопедической работы:

  • Развитие понимания речи;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Развитие слоговой структуры слова;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по лексическим темам, предусмотренным программой;
  • Развитие фразовой и связной речи речевого общения;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Основные направления работы:

  1. Диагностико-консультативное (форма проведения зависит от уровня развития ребёнка).
  2. Коррекционно – развивающее (осуществляется в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий).
  3. Консультативно – просветительское.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Расширение пассивного и активного словаря.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над звуковой культурой речи.
  • Работа над лексика – грамматической стороной и связной речью.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 2 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Работа над  лексика – грамматической стороной.
  • Обучение связной речи.

Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на начало и  середину учебного года.

Начало уч. года: низкий уровень-21%; средний ур -79%; высокий ур.-0%

Середина уч. года: низкий ур-13%; средний ур. -87% высокий -0%                              

По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы от 2 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой.            

   На коррекционных занятиях использовались здоровьезберегающие технологии такие как: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физ. минутки

 2. Консультативное направление.

В соответствии с планом учителя-логопеда, с педагогами проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась помощь в проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. А также еженедельные задания логопеда воспитателю.

Были затронуты темы:

  •  «Развиваем пальчики-учим говорить»
  •  «Упражнения для развития мелкой моторики»
  •  «Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи»;
  •  «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей»;
  •   «Развиваем речевое дыхание»;
  •   «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»;
  •  «Свистящие звуки» и т.д.

 Еженедельные задания включают в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки;
  • Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • Индивидуальная работа;
  • Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстрированного материала.

 За 2017-2018 учебный год были проведены индивидуальные консультации с родителями детей посещающих логопункт. На все вопросы даны рекомендации и советы по всем интересующим темам.

 Для родителей оформлена папка «Рекомендации логопеда». В папке консультации «По развитию правильных речевых навыков»;  «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»; «Упражнения для развития мышц речевого аппарата»; «Упражнения для развития мелкой моторики».

3. Методическая работа.

  •   Подготовлено сообщение для педагогов «Здоровьезберегающие технологии в работе логопеда»; «Театрализованные игры, как средство речевой деятельности дошкольников»; «Работа логопеда с родителями в логопункте ДОУ.  Разработана рабочая  программа для работы в логопункте.
  •   В течение учебного года, проводилась работа по повышению квалификации: изучение новинок методической литературы; знакомство с инновационными технологиями.
  •  Посещение открытых мероприятий в д\с«Фантазия»,«Ёлочка»,  «Белочка»
  •  Работа по самообразованию на тему: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  •   Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Обновление оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
  •   Участие в городских методических объединениях.
  •  Участие в смотре-конкурсе  «Дружат дети всей земли».
  • Участие в проведении Экскурсии старших и подготовительных групп к           МБОУ СОШ №5 «День знаний».  
  • Участие в тематическом дне « День Победы».
  • Участие в совместном празднике «День семьи».

4. Документация.

В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:

  • График работы и циклограмма рабочей недели.
  • Список детей, имеющих нарушение речи и зачисленных на логопедические занятия.
  • Расписания подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
  • Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.
  • Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
  • Журнал обследования речи детей, посещающих ДОУ.
  • Журнал учёта логопедических занятий.
  • Журнал консультаций с родителями и воспитателями.
  • Журнал движения детей, занимающихся на логопункте.

 Результат работы за учебный год.

 Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на конец учебного года.                              

Конец уч. года:

 низкий ур.-6% (1 ребёнка).

 средний ур. -25% (4 ребёнка)

 высокий -69% (11 детей).

5 детей выпускается из логопункта с  высоким уровнем речевого развития.

 У 7 детей наблюдается незначительная динамика.

  У 4 детей нет динамики.

 Эти дети направляются на ТПМПК для повторного обследования с целью контроля динамики развития и возможностей корректировки рекомендаций и определения образовательной программы обучения

С целью выявления детей с речевой патологией проведено логопедическое обследование детей старших  и средних групп.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на учёт, родители приглашены на консультацию к учителю-логопеду в установленное время по графику работы.

 Проанализировав результаты работы за 2017-2018 учебный год,  можно сделать вывод, что  организация коррекционно – логопедической работы с детьми с ОВЗ  проводится комплексно, системно, целенаправленно и поставленные цели и задачи в течение учебного года реализованы.

Задачи на 2017-2018 учебный год:  

 Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.



Предварительный просмотр:

Отчёт

о  количестве детей, имеющих нарушения в развитии устной речи                                                                                                                        в МДОАУ – црр д\с «Аленький цветочек» и результатах обучения в логопункте за 2017-2018 учебный год.

Общее количество детей

Нарушение устной речи

ОНР 3 уровень

ОНР 2 уровень

ОНР 1 уровень

ФФНР

ФНР

 Выявлено

обучающихся

16

6

    1

2

     4

 

3

Зачислено в

логопункт

16

            6

    1

2

      4

       3

Выпущено с хорошей речью

5

           3

    0

               0

      2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

      0

Выпущено со

значительным

улучшением речи

4

           0

     0

0

                                                                                 

      1                                                                                                                                                                                          

   

     3

Выпущено без

значительного

улучшения речи

7

          3  

     1

2

      1

Выбыли

в течение года

                                                                          Учитель-логопед: Шайхавова Ф.Б.               



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Аналитический отчёт работы
учителя-логопеда  Шайхавова Ф .Б.

за 2018-2019учебный год

МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек»

Пыть-Ях. 2019

С целью повышения качества воспитательно-образовательной деятельности МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек» в 2018-2019 году поставлены следующие годовые цели и задачи:

Цель:  

Формирование целостного образовательного пространства и  благоприятных условий для всестороннего развития, образования, воспитания  и оздоровления  детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  • «Создание условий для организации образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей с особенными образовательными возможностями и способностями».
  • « Развитие познавательного интереса, интеллектуально – творческого потенциала каждого ребёнка через исследовательско – краеведческую деятельность, поддержка инициативы и самостоятельности в познании окружающего мира, совместно с семьёй».

         В связи с этим цели и задачи учителя-логопеда  были следующие:

  •  Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.  
  •  Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
  •  Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
  •  Воспитание практических навыков и приёмов, направленных на  сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

   

  •  Повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов.
  •  Подготовка и включение педагогов и родителей в процесс решения коррекционно-воспитательных задач.

 

1.Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

В  начале учебного года (сентябрь) была проведена диагностика под редакцией Т.А. Ткаченко, Т.Н.Волковская целью которой являлось выявление особенностей овладения ребёнком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение).    

На основании результатов логопедического обследования 17 детей были направлены на городское ТПМПК. Для дополнительного обследования специалистами ПМПК для глубокого изучения речевых нарушений.    

По результатам комплексно - педагогического обследования дети признаны обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Даны рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации.

 Выявление актуального речевого развития зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяет обобщить следующие данные о дефектах речи:

          1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 2 ребёнка

2. Общее недоразвитие речи 3 уровня – 6 детей  

3. Общее недоразвитие речи 2 уровня – 5 детей  

4. Общее недоразвитие речи 1 уровня- 1 ребёнок

5. Фонематическое недоразвитие речи -3 детей

Для данной группы детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

 Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Комплексный подход осуществляют: учитель - логопед, воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель

Коррекционно-логопедическая работа планировалась и проводилась с соблюдением требований коррекционных программ:

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»

Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. (с 4 до 7 лет).

Программа « Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Н. .Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

        В.В.Коноваленко; С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая          работа по коррекции звукопроизношения».

      В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Артикуляционная, пальчиковая       гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения».

Цель работы – преодоление и предупреждение нарушений устной речи у детей 4-6 лет с ОНР.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи коррекционно - логопедической работы:

  • Развитие понимания речи;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Развитие слоговой структуры слова;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по лексическим темам, предусмотренным программой;
  • Развитие фразовой и связной речи речевого общения;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Основные направления работы:

  1. Диагностико-консультативное (форма проведения зависит от уровня развития ребёнка).
  2. Коррекционно – развивающее (осуществляется в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий).
  3. Консультативно – просветительское.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Расширение пассивного и активного словаря.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над звуковой культурой речи.
  • Работа над лексика – грамматической стороной и связной речью.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 2 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Работа над  лексика – грамматической стороной.
  • Обучение связной речи.

Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на начало и  середину учебного года.

Начало уч. года:

 низкий уровень-29%;

средний ур -71%;

высокий ур.-0%

Середина уч. года:

низкий ур-6%;

 средний ур. -94%

высокий -0%                              

По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы от 2 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой.            

   На коррекционных занятиях использовались здоровьезберегающие технологии такие как: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физ. минутки

 2. Консультативное направление.

В соответствии с планом учителя-логопеда, с педагогами проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась помощь в проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. А также еженедельные задания логопеда воспитателю.

Были затронуты темы:

  •  «Развиваем пальчики-учим говорить»
  •  «Упражнения для развития мелкой моторики»
  •  «Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи»;
  •  «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей»;
  •   «Развиваем речевое дыхание»;
  •   «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»;
  •  «Свистящие звуки» и т.д.

 Еженедельные задания включают в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки;
  • Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • Индивидуальная работа;
  • Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстрированного материала.

 За 2018-2019 учебный год были проведены индивидуальные консультации с родителями детей посещающих логопункт. На все вопросы даны рекомендации и советы по всем интересующим темам.

 Для родителей оформлена папка «Рекомендации логопеда». В папке консультации «По развитию правильных речевых навыков»;  «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»; «Упражнения для развития мышц речевого аппарата»; «Упражнения для развития мелкой моторики».

3. Методическая работа.

  •   Подготовлено сообщение для педагогов «Здоровьезберегающие технологии в работе логопеда»; «Театрализованные игры, как средство речевой деятельности дошкольников»; «Работа логопеда с родителями в логопункте ДОУ.  Разработана рабочая  программа для работы в логопункте.
  •   В течение учебного года, проводилась работа по повышению квалификации: изучение новинок методической литературы; знакомство с инновационными технологиями.
  •  Посещение открытых мероприятий в д\с «Фантазия»,«Солнышко»,  «Белочка».
  •  Работа по самообразованию на тему: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  •   Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Обновление оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
  •   Участие в городских методических объединениях.
  •  Участие в смотре-конкурсе  «Дружат дети всей земли».
  • Участие в проведении Экскурсии старших и подготовительных групп к           МБОУ СОШ №5 «День знаний».  
  • Участие в тематическом дне « День Победы».
  • Участие в совместном празднике «День семьи».

4. Документация.

В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:

  • График работы и циклограмма рабочей недели.
  • Список детей, имеющих нарушение речи и зачисленных на логопедические занятия.
  • Расписания подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
  • Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.
  • Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
  • Журнал обследования речи детей, посещающих ДОУ.
  • Журнал учёта логопедических занятий.
  • Журнал консультаций с родителями и воспитателями.
  • Журнал движения детей, занимающихся на логопункте.

 Результат работы за учебный год.

 Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на конец учебного года.                              

Конец уч. года:

 низкий ур.- 6% (1 ребёнка).

 средний ур. - 12% (2 ребёнка)

 высокий - 82 % (14 детей).

В связи с результатами диагностического обследования 11 детей выпущено в общеобразовательную школу со значительной динамикой .

 1 ребенок Трушик Артем выбыл с переездом в другой город без динамики .

У 5 детей   наблюдается незначительная динамика.

 Эти дети направляются на ТПМПК для повторного обследования с целью контроля динамики развития и возможностей корректировки рекомендаций и определения образовательной программы обучения

С целью выявления детей с речевой патологией проведено логопедическое обследование детей старших  и средних групп.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на учёт, родители приглашены на консультацию к учителю-логопеду в установленное время по графику работы.

 Проанализировав результаты работы за 2018-2019 учебный год,  можно сделать вывод, что  организация коррекционно – логопедической работы с детьми с ОВЗ  проводится комплексно, системно, целенаправленно и поставленные цели и задачи в течение учебного года реализованы.

Задачи на 2019-2020 учебный год:  

 Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.



Предварительный просмотр:

                                                                             Отчёт

о  количестве детей, имеющих нарушения в развитии устной речи                                                                                                                        в МДОАУ – црр д\с «Аленький цветочек» и результатах обучения в логопункте за 2018-2019 учебный год.

Общее количество детей

Нарушение устной речи

ОНР

ФФНР

ФНР

 Выявлено

обучающихся

17

12

2

3

Зачислено в

логопункт

17

12

2

3

Выпущено с хорошей речью

14

9

               2

3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Выпущено со

значительным

улучшением речи

2

 2

0

                                                                                 

0                                                                                                                                                                                          

Выпущено без

значительного

улучшения речи

1

1

0

0

Выбыли

в течение года

0

0

0

0

                                                                             Учитель-логопед: Шайхавова .Ф.Б               



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Аналитический отчёт работы
учителя-логопеда  Шайхавова Ф .Б.

за 2019-2020учебный год

МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек»

Пыть-Ях. 2020

С целью повышения качества воспитательно-образовательной деятельности МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек» в 2019-2020 году поставлены следующие годовые цели и задачи:

Цель:  

Формирование целостного образовательного пространства и  благоприятных условий для всестороннего развития, образования, воспитания  и оздоровления  детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Повышение профессионально         компетентности в работе с воспитанниками с особенными образовательными возможностями в области инклюзивного образования.

  1. Обогащение социального опыта ребёнка, обеспечивающего воспитание культуры здоровья, способствующего формированию потребности и мотивации к сохранению и укреплению здоровья детей через реализацию игровых проектов.

  1.   Формирование у детей целостной картины мира, воспитание патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей «малой Родине».

  1. Вовлечение семей воспитанников в единое образовательное пространство, через внедрение современных форм и методов взаимодействия, оказание помощи современной семье в вопросах воспитания, развития детей, установления доверительных отношений.

         В связи с этим цели и задачи учителя-логопеда  были следующие:

  •  Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.  
  •  Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
  •  Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
  •  Воспитание практических навыков и приёмов, направленных на  сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

   

  •  Повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов.
  •  Подготовка и включение педагогов и родителей в процесс решения коррекционно-воспитательных задач.

 

1.Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

В  начале учебного года (сентябрь) была проведена диагностика под редакцией Т.А. Ткаченко, Т.Н.Волковская целью которой являлось выявление особенностей овладения ребёнком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение).    

На основании результатов логопедического обследования 18 детей были направлены на городское ТПМПК. Для дополнительного обследования специалистами ПМПК для глубокого изучения речевых нарушений.    

По результатам комплексно - педагогического обследования дети признаны обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Даны рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации.

 Выявление актуального речевого развития зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяет обобщить следующие данные о дефектах речи:

          1. Общее недоразвитие речи 1 уровня- 7 детей

2. Общее недоразвитие речи 2 уровня – 8 детей  

3. Общее недоразвитие речи 3 уровня – 3 детей  

Для данной группы детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

 Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Комплексный подход осуществляют: учитель - логопед, воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель

Коррекционно-логопедическая работа планировалась и проводилась с соблюдением требований коррекционных программ:

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»

Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. (с 4 до 7 лет).

Программа « Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Н. .Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

        В.В.Коноваленко; С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая         работа по коррекции звукопроизношения».

      В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Артикуляционная, пальчиковая       гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения».

Цель работы – преодоление и предупреждение нарушений устной речи у детей 4-6 лет с ОНР.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи коррекционно - логопедической работы:

  • Развитие понимания речи;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Развитие слоговой структуры слова;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по лексическим темам, предусмотренным программой;
  • Развитие фразовой и связной речи речевого общения;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Основные направления работы:

  1. Диагностико-консультативное (форма проведения зависит от уровня развития ребёнка).
  2. Коррекционно – развивающее (осуществляется в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий).
  3. Консультативно – просветительское.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Расширение пассивного и активного словаря.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над звуковой культурой речи.
  • Работа над лексика – грамматической стороной и связной речью.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 2 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Работа над  лексика – грамматической стороной.
  • Обучение связной речи.

Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на начало и  середину учебного года.

Начало уч. года:

 низкий уровень-50%;

средний ур -50 %;

высокий ур.-0%

Середина уч. года:

низкий ур- 28 %;

 средний ур. -72 %

высокий -0%                              

По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы от 2 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой.            

   На коррекционных занятиях использовались здоровьезберегающие технологии такие как: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физ. минутки

 2. Консультативное направление.

В соответствии с планом учителя-логопеда, с педагогами проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась помощь в проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. А также еженедельные задания логопеда воспитателю.

Были затронуты темы:

  •  «Развиваем пальчики-учим говорить»
  •  «Упражнения для развития мелкой моторики»
  •  «Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи»;
  •  «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей»;
  •   «Развиваем речевое дыхание»;
  •   «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»;
  •  «Свистящие звуки» и т.д.

 Еженедельные задания включают в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки;
  • Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • Индивидуальная работа;
  • Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстрированного материала.

 За 2019-2020 учебный год были проведены индивидуальные консультации с родителями детей посещающих логопункт. На все вопросы даны рекомендации и советы по всем интересующим темам.

 Для родителей оформлена папка «Рекомендации логопеда». В папке консультации «По развитию правильных речевых навыков»;  «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»; «Упражнения для развития мышц речевого аппарата»; «Упражнения для развития мелкой моторики».

3. Методическая работа.

  •   Подготовлено сообщение для педагогов «Здоровьезберегающие технологии в работе логопеда»; «Театрализованные игры, как средство речевой деятельности дошкольников»; «Работа логопеда с родителями в логопункте ДОУ.  Разработана рабочая  программа для работы в логопункте.
  •   В течение учебного года, проводилась работа по повышению квалификации: изучение новинок методической литературы; знакомство с инновационными технологиями.
  •  Посещение открытых мероприятий в д\с «Фантазия»,«Солнышко»,  «Белочка».
  •  Работа по самообразованию на тему: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  •   Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Обновление оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
  •   Участие в городских методических объединениях.
  • Участие в проведении Экскурсии старших и подготовительных групп к           МБОУ СОШ №5 «День знаний».  
  • Участие в совместном празднике «День семьи».

4. Документация.

В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:

  • График работы и циклограмма рабочей недели.
  • Список детей, имеющих нарушение речи и зачисленных на логопедические занятия.
  • Расписания подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
  • Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.
  • Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
  • Журнал обследования речи детей, посещающих ДОУ.
  • Журнал учёта логопедических занятий.
  • Журнал консультаций с родителями и воспитателями.
  • Журнал движения детей, занимающихся на логопункте.

 Результат работы за учебный год.

 Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на конец учебного года.                              

Конец уч. года:

 низкий ур.- 11% (2 ребёнка).

 средний ур. - 22% (4 ребёнка)

 высокий ур. – 67 % ( 12детей).

В связи с результатами диагностического обследования 8 детей выпущено в общеобразовательную школу со значительной динамикой. У 2 детей   наблюдается низкий уровень  динамики. На новый учебный год осталось 10 детей.

 Эти дети направляются на ТПМПК для повторного обследования с целью контроля динамики развития и возможностей корректировки рекомендаций и определения образовательной программы обучения

С целью выявления детей с речевой патологией проведено логопедическое обследование детей старших  и средних групп.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на учёт, родители приглашены на консультацию к учителю-логопеду в установленное время по графику работы.

 Проанализировав результаты работы за 2019-2020  учебный год,  можно сделать вывод, что  организация коррекционно – логопедической работы с детьми с ОВЗ  проводится комплексно, системно, целенаправленно и поставленные цели и задачи в течение учебного года реализованы.

Задачи на 2020-2021 учебный год:  

 Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.



Предварительный просмотр:

               

Отчёт

о  количестве детей, имеющих нарушения в развитии устной речи                                                                                                                        в МДОАУ – црр д\с «Аленький цветочек» и результатах обучения в логопункте за 2019-2020 учебный год.

Общее количество детей

Нарушение устной речи

Зачислено в

логопункт

Выбыли

в течение года

Выпущено с хорошей речью

Выпущено со

значительным

улучшения речи

Выпущено без

значительного

улучшения речи

Выбыло в школу

Осталось на новый учебный год

ОНР1ур

ОНР2ур

ОНР3ур

18

7

8

3

18

0

12

4

2

8

10

Учитель-логопед: Шайхавова .Ф.Б                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Отчёт работы
учителя-логопеда  Шайхавова Ф .Б.

за 2020-2021учебный год

МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек»

Пыть-Ях. 2021

С целью повышения качества воспитательно-образовательной деятельности МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек» в 2020-2021 году поставлены следующие годовые цели и задачи:

Цель:  Повышение качества образования посредством внедрения  современных образовательных технологий, направленных на индивидуализацию образовательной деятельности, с учётом интересов всех участников образовательного процесса.   

Задачи:

  •  Совершенствовать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, воспитания у них устойчивой потребности в здоровом образе жизни через применение современных здоровьесберегающих технологий.
  •  Совершенствовать условия для развития свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, уважающего традиционные ценности, посредством внедрения программы « Социокультурные истоки».
  • Развивать партнёрские отношения с родителями ( законными представителями) воспитанников через внедрение современных форм и методов взаимодействия, оказания  помощи семье в вопросах воспитания, развития детей.

     

    В связи с этим цели и задачи учителя-логопеда  были следующие:

  •  Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.  
  •  Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
  •  Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
  •  Воспитание практических навыков и приёмов, направленных на  сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

   

  •  Повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов.
  •  Подготовка и включение педагогов и родителей в процесс решения коррекционно-воспитательных задач.

 

1.Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

В  начале учебного года (сентябрь) была проведена диагностика под редакцией Т.А. Ткаченко, Т.Н.Волковская целью которой являлось выявление особенностей овладения ребёнком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение).             

С 2 по 16 сентября 2020 года, была проведена речевая диагностика детей зачисленных в логопедический кабинет,   количество 18 детей. Из них:

           1.Фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи- 15

2.  Фонематическим недоразвитием речи- 3

Всего дети с ОВЗ -11,  Дети –логопаты -18.

На основании результатов логопедического обследования 11 детей были направлены на городское ТПМПК. Для дополнительного обследования специалистами ПМПК для глубокого изучения речевых нарушений.    

По результатам комплексно - педагогического обследования дети признаны обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Даны рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации.

 Выявление актуального речевого развития зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяет обобщить следующие данные о дефектах речи:

          1. Общее недоразвитие речи 1 уровня- 8 детей

2. Общее недоразвитие речи 2 уровня – 2 детей  

3. Общее недоразвитие речи 3 уровня – 1 детей  

Для данной группы детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

 Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Комплексный подход осуществляют: учитель - логопед, воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель

Коррекционно-логопедическая работа планировалась и проводилась с соблюдением требований коррекционных программ:

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»

Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. (с 4 до 7 лет).

Программа « Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Н. .Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.   В.В.Коноваленко; С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая         работа по коррекции звукопроизношения».

 В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Артикуляционная, пальчиковая       гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения».

Цель работы – преодоление и предупреждение нарушений устной речи у детей 4-6 лет с ОНР.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи коррекционно - логопедической работы:

  • Развитие понимания речи;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Развитие слоговой структуры слова;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по лексическим темам, предусмотренным программой;
  • Развитие фразовой и связной речи речевого общения;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Основные направления работы:

  1. Диагностико-консультативное (форма проведения зависит от уровня развития ребёнка).
  2. Коррекционно – развивающее (осуществляется в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий).
  3. Консультативно – просветительское.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Расширение пассивного и активного словаря.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над звуковой культурой речи.
  • Работа над лексика – грамматической стороной и связной речью.

Основные направления работы с детьми, имеющими ОНР 2 уровня.

  • Развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Работа над  лексика – грамматической стороной.
  • Обучение связной речи.

Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на начало и  середину учебного года.

Начало уч. года:

 низкий уровень-86%;

средний ур -14%;

высокий ур.-0%

Середина уч. года:

низкий ур- 14 %;

 средний ур. -86 %

высокий -0%                              

По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы от 2 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой.            

   На коррекционных занятиях использовались здоровьезберегающие технологии такие как: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физ. минутки

 2. Консультативное направление.

В соответствии с планом учителя-логопеда, с педагогами проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась помощь в проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. А также еженедельные задания логопеда воспитателю.

Были затронуты темы:

  •  «Развиваем пальчики-учим говорить»
  •  «Упражнения для развития мелкой моторики»
  •  «Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи»;
  •  «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей»;
  •   «Развиваем речевое дыхание»;
  •   «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»;
  •  «Свистящие звуки» и т.д.

 Еженедельные задания включают в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки;
  • Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • Индивидуальная работа;
  • Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстрированного материала.

 За 2020-2021 учебный год были проведены индивидуальные консультации с родителями детей посещающих логопункт. На все вопросы даны рекомендации и советы по всем интересующим темам.

 Для родителей оформлена папка «Рекомендации логопеда». В папке консультации «По развитию правильных речевых навыков»;  «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»; «Упражнения для развития мышц речевого аппарата»; «Упражнения для развития мелкой моторики».

3. Методическая работа.

  •   Подготовлено сообщение для педагогов «Здоровьезберегающие технологии в работе логопеда»; «Театрализованные игры, как средство речевой деятельности дошкольников»; «Работа логопеда с родителями в логопункте ДОУ.  Разработана рабочая  программа для работы в логопункте.
  •   В течение учебного года, проводилась работа по повышению квалификации: изучение новинок методической литературы; знакомство с инновационными технологиями.

  •  Работа по самообразованию на тему: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  •   Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Обновление оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
  •   Участие в городских методических объединениях.
  • Участие в проведении Экскурсии старших и подготовительных групп к           МБОУ СОШ №5 «День знаний».  
  • Участие в совместном празднике «День семьи».
  • Награждена Благодарностью за подготовку участников открытого городского литературного конкурса чтецов «Дружат дети всей земли»среди детей-инвалидов , детей с ограниченными  возможностями  здоровья старшего дошкольного возраста , имеющие нарушения речи .
  • Почетная грамота эксперту конкурса поделок «Зимушка -зима»
  • Дипломом 1 степени за лучший проект дошкольной образовательной организации развивающего типа -2019
  • Грамотой  за вклад в воспитание и обучение детей дошкольного возраста , добросовестный труд преданность профессии .
  • Благодарностью департамента ХМАО

4. Документация.

В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:

  • График работы и циклограмма рабочей недели.
  • Список детей, имеющих нарушение речи и зачисленных на логопедические занятия.
  • Расписания подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
  • Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.
  • Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
  • Журнал обследования речи детей, посещающих ДОУ.
  • Журнал учёта логопедических занятий.
  • Журнал консультаций с родителями и воспитателями.
  • Журнал движения детей, занимающихся на логопункте.

 Результат работы за учебный год.

 Логопедическое заключение по итогам обследования компонентов речевой системы на конец учебного года.                              

Конец уч. года:

 низкий ур.- 7% (2 ребёнка).

 средний ур. - 28% (4 ребёнка)

 высокий ур. – 65 % ( 12детей).

В связи с результатами диагностического обследования -2 детей ОВЗ и 14 детей логопатов   выпущено в общеобразовательную школу со значительной динамикой. У 2 детей   наблюдается низкий уровень  динамики. На новый учебный год осталось 9  детей.

 Эти дети направляются на ТПМПК для повторного обследования с целью контроля динамики развития и возможностей корректировки рекомендаций и определения образовательной программы обучения

С целью выявления детей с речевой патологией проведено логопедическое обследование детей старших  и средних групп.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на учёт, родители приглашены на консультацию к учителю-логопеду в установленное время по графику работы.

 Проанализировав результаты работы за 2020-2021  учебный год,  можно сделать вывод, что  организация коррекционно – логопедической работы с детьми с ОВЗ  проводится комплексно, системно, целенаправленно и поставленные цели и задачи в течение учебного года реализованы.

Задачи на 2020-2021 учебный год:  

 Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.



Предварительный просмотр:

               

Отчёт

о  количестве детей, имеющих нарушения в развитии устной речи                                                                                                                        в МДОАУ – црр д\с «Аленький цветочек» и результатах обучения в логопункте за 2020-2021 учебный год.

Общее количество детей

Нарушение устной речи

Зачислено в

логопункт

Выбыли

в течение года

Выпущено с хорошей речью

Выпущено со

значительным

улучшения речи

Выпущено без

значительного

улучшения речи

Выбыло в школу

Осталось на новый учебный год

ОНР1ур

ОНР2ур

ОНР3ур

ФФНР

ФНР

29

8

2

1

15

3

29

0

16

11

2

16

13

Учитель-логопед: Шайхавова .Ф.Б                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Аналитический отчёт работы
учителя-логопеда  Шайхавова Ф .Б.

за I полугодие

2021-2022 учебный год

МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек»

Пыть-Ях. 2021

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и с нарушениями речи, в частности с тяжелыми нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризируется повышенным требованием к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа велась с детьми нарушениями речи и детьми с ОВЗ подготовительных, старших, средних имеющих нарушения речи: ФНР, ФФНР, ОНР.

  1. Диагностическое направление:

В начале учебного года была проведена диагностика под редакцией Т.А.Ткаченко , Т.Н.Волковская целью которой являлось выявление особенностей овладения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных типов.

Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

-обследование состояния устной речи детей;

-разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута;

-коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и подгрупповые занятия);

-консультирование родителей;

-консультирование воспитателей и специалистов ДОО;

-методическая работа;

-самообразование.

В 1 полугодии 2021-2022 учебном году на основании заключений ТПМПК и ППк на логопункт зачислено 23  ребёнка. По результатам ТПМПК дети признаны обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В заключении воспитания детей в образовательной организации.

В логопункте обучались (занимались) дети со следующими речевыми заключениями:

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- 11
  2. Фонематическим недоразвитием речи-
  3. Общее недоразвитие речи 3 уровня-3
  4. Общее недоразвитие речи 2 уровня –2
  5. Общее недоразвитие речи 1 уровня -8

В кабинете систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ТНР: для подгрупповых занятий по лексическим темам, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова по развитию фразовой речи, автоматизации звуков.

В начале учебного года составлен календарный план, график, и циклограмма рабочего времени, оформлена вся необходимая документация.

  1. Коррекционно-развивающее направление:

Коррекционные-развивающие занятия с детьми ОВЗ и детьми-логопатами проводились в форме индивидуальных и подгрупповых занятий по индивидуальной адаптированной программе, индивидуальному образовательному маршруту и по индивидуальным планам.

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:

  • Развитие понимания речи;
  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, постановка звуков т автоматизация поставленных звуков);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие слоговой структуры слова;
  • Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
  • Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);
  • Развитие фразовой и связной речи;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических функций.

Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2021-2022 учебный год осуществлялось с использованием специальных программ.

 Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

Подгрупповые занятия для детей с ФФНР, ОНР проводились один раз в неделю. На каждого ребенка с ОВЗ была составлена индивидуальная адаптированная программа и заполнена речевая карта, карта динамического наблюдения, для детей с нарушениями речи разработала индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка, индивидуальный коррекционный план, так же заполнена речевая карта.

В работе с детьми ОВЗ я применяла специальные технологии и программы. На коррекционных занятиях использовались здоровье сберегающие технологии такие как: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физ. минутки.

 В 1 полугодие 2021-2022 учебного года с детьми ОВЗ и детьми-логопатами проводились разные мероприятия и развлечения: 

«Мой любимый детский сад!»

«Праздник осени»

«День отца»

«День матери»

«Югра-мой край любимый»

  1. Консультативное направление:
  1. Работа с педагогическим коллективом.

Осуществлялось тесна взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОО):

-ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;

-информация о задачах обучения;

-совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;

-подбор речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.

В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились:

-Сообщение на семинаре для педагогов ДОУ по теме: «Нетрадиционные методы и приемы, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- Так же с сентября по декабрь:

-Распространялись знания среди педагогов о логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития;

-Даны рекомендации воспитателям по автоматизации поставленных звуков в спонтанной речи у детей;

-Посещались занятия и праздники с детьми;

-Посещались подсоветы в ДОУ;

-Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;

-Ведется тетрадь взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями для коррекции по развитию речи;

-Член творческой группы; ППк.

-Участвовала в заседании ППк.

  1. Работа с родителями и законными представителями детей:

За период с сентября по декабрь проведены индивидуальные консультации с родителями детей с ОВЗ и нарушениями речи.

Проведена консультация с практическими упражнениями. Цель этой встречи-познакомить родителей с упражнениями артикуляционной гимнастики, раскрыть взаимосвязь ежедневных упражнений. Для этого была сделана папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика».

В течении учебного года выпускались консультации, памятки и рекомендации на такие темы: «Игры на развитие речевой активности с детьми раннего возраста», «Читаем вместе с малышом», «Речь родителей- пример для малыша», «Развитие речи: игры в кругу семьи», «Роль упражнений в автоматизации поставленных звуков», «Советы логопеда родителям неговорящих детей». Перечисленные формы работы с родителями, читаю необходимыми, так как они дадут возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации. На каждый запрос родителей (зачисление на логопункт, состояние речи ребенка, поведение ребенка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда) даны рекомендации и советы по всем вопросам.

На протяжении учебного года проведены следующие консультативно-практические мероприятия для педагогов и родителей (темы согласно по годовому плану): «Организация индивидуальной работы по развитию речи дошкольников», «Формирование правильной речи у дошкольников», «Звукоподражание как способ автоматизации звуков», «Играем в слова».

В рабочем порядке проходили консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы. Для родителей были организованы открытые индивидуальные занятия. Родители знакомились с приемами работы, делились опытом взаимодействия и речевого развития с детьми дома. В приёмной родители знакомились с материалами «речевого уголка», где помещаются советы, рекомендации учителя-логопеда.

Учитель-логопед Шайхавова Ф.Б



Предварительный просмотр:

                                    Сводная таблица результатов освоения программы

2017 – 2018 учебный год

Временной отрезок

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Начало года

21%

79%

0

Середина года

13%

87%

0

Конец года

6%

25%

69%

2018 – 2019 учебный год

Временной отрезок

        Уровни

Низкий

        Средний

Высокий

Начало года

29%

71%

0

Середина года

6%

94%

0

Конец года

16%

12%

82%

2019 – 2020 учебный год

Временной отрезок

        Уровни

Низкий

        Средний

Высокий

Начало года

50%

50%

0

Середина года

28%

72%

0

Конец года

11%

22%

67%

2020 – 2021 учебный год

Временной отрезок

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Начало года

86%

14%

0

Середина года

14%

86%

0

Конец года

7%

28%

65%

2021 – 2022 учебный год

Временной отрезок

        Уровни

Низкий

        Средний

Высокий

Начало года

30%

70%

0

Середина года

20%

80%

0

Конец года