Самообразование


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

учителя-логопеда

Шайхавовой Фатимы Батакаевны

2018г.

г. Пыть-Ях

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Работа начата - 03.09.2018 г.

Предполагается закончить - 31.05.2019 г.

Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.

 Задачи:

- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень;

- изучить методическую литературу по данной теме;

 - развивать речь детей и способствовать коррекции ее нарушений;

 - развивать мотивационные устремления ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность.

Перспективный план на  2018 – 2019 учебный  год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнении

Подготовительный этап

сентябрь

Составление перспективного плана работы.

Подбор методической  литературы.

Знакомство с интернет-ресурсами по теме.

Создание методической копилки по теме

Реализация плана

в течение года

Изучение  методической  литературы

Подбор  элементов  театрализованной деятельности для использования в индивидуальных и подгрупповых  занятиях

Картотека игр  с элементами театрализованной деятельности для использования на подгрупповых  занятиях

Изготовление дидактического материала и атрибутов

Работа

с детьми

в течение года

Применение  методики использования элементов театрализованной деятельности при организации подгрупповых  занятий

Применение  методики использования элементов театрализованной деятельности при организации индивидуальной работы с детьми

Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для индивидуальной работы

октябрь

Беседа «Что такое театр?» 

Конспект беседы,  наглядный материал: иллюстрации, афиши

ноябрь

Разучивание скороговорок,  чистоговорок

Наглядный материал

декабрь

Проектная деятельность «Рифмушки»

Создание книжки «Рифмушки»

январь

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист».

Беседа с детьми «Помощники актера».

Рисунок детей

март

Театрализованная деятельность по мотивам произведения «Сказка о глупом мышонке»

 Конспект,  игра «Изобрази животное».

апрель

Изготовление  атрибутов для упражнений  на выражение эмоционального состояния

Использования при организации игровой деятельности, игра «Угадай настроение»

май

Использование  игр-драматизаций с пальчиками

Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание).

Работа с

родителями

сентябрь

Консультация  «Театр в жизни ребенка»

Конспект

октябрь

  Консультация «Режиссерская игра дошкольника».

Конспект

ноябрь

Консультация ««Ребенок в мире сказок»

Конспект

январь

  Рекомендации  «Играйте вместе с детьми»

Дидактический материал к играм в домашних условиях

февраль

Консультация «Читайте детям сказки», «Играйте с детьми в сказки»

Конспект

март

Участие родителей в подготовке выступления на утреннике 8 марта

Конспект сценки                            «Три мамы»

апрель

 Папка-передвижка

«Организация домашнего  театра»

Наглядный материал

май

Презентация для родителей   «Домашний театр»

Слайдовая презентация

в течение

      года

Индивидуальные консультации и беседы

Информационные листы

Работа                               с педагогами

сентябрь, октябрь

Изучение опыта работы  педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности у дошкольников

Посещение организованной совместной деятельности педагогов с воспитанниками.

Беседы.

декабрь

Консультация «Как организовать в группе уголок театрализованных игр»

Конспект

январь

Рекомендации для воспитателей старших и подготовительных групп  по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности

Методическая разработка

февраль

Рекомендации для воспитателей «Организация театрализованной деятельности                                         с дошкольниками»

Конспект

март

Консультация «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Конспект

май

Демонстрация итогов проделанной работы по самообразованию за учебный год

Слайдовая презентация.

Изучение методической литературы

№п/п

Срок

Автор, название

Практический выход

Отчёт о

выполнении

1

Сентябрь

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-Творческий центр., 2013.

Создание конспектов занятий, игр, упражнений

Использование методики автора на занятиях с детьми

2

Октябрь

  1.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 2011.

Создание методической копилки по теме

Использование методики автора на занятиях с детьми

3

Ноябрь

  1. Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2012.

Создание методической копилки по теме

Использование методики автора на занятиях с детьми

Картотека  с элементами театрализованной деятельности для индивидуальных занятий

Название игры

Дидактическая задача

Ход игры

Оборудование

1

Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра

Развитие мелкой моторики, отработка дикции.

Выполнение упражнений для пальцев рук с продеванием текста.

2

Артикуляционная гимнастика  

Развитие техники речи 

«Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»-культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов.

3

Игра-пантомима «Был у зайца огород»                         (В. Степанов)

Развивать пантомимические навыки

Воспитатель читает,  ребенок имитирует движения.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

 Там играл зимой в снежки, ну а летом — в, прятки.

 А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает

 А потом всё разровняет и пойдет сажать морковку.

Семена посеет ловко ямка — семя, ямка — семя,                                                        И глядишь, на грядке вновь  вырастут горох, морковь.

4

 Игра «Зверята»

Формировать у детей навыки звукоподражания

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит:                     «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Маски животных

5

Игра с пальчиками

 Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать  слова с движениями

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка, и играете его пальчиками, приговаривая:

 Пальчик-мальчик, Где ты был?

 С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

 Этот — наш малыш,

 Зовут его ... (называет имя ребенка).

Картотека  игр  с элементами театрализованной деятельности для подгрупповых занятий

Название игры

Дидактическая задача

Ход  игры

Оборудование

1

Артикуляционная гимнастика

 Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц

2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.

3) Работа над речевым дыханием.

4) Создание эмоционального настроя на работу

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть

2

Дыхательные упражнения

Культура и техника речи

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Желательно не надувать щеки.

«Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).

3

Пантомимические упражнения

Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук

Покажите, как вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

учителя-логопеда

Шайхавовой Фатимы Батакаевны

г. Пыть-Ях

2019г

Общие сведения о педагоге:

5.Тема самообразования: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

6. Работа начата - 02.09.2019 г.

7. Предполагается закончить - 29.05.2020 г.

 8. Цель: научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно

 9. Задачи:

- изучить методическую литературу по данной теме;

 - развивать речь детей и способствовать коррекции ее нарушений;

 - развивать мотивационные устремления ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность.

 

Перспективный план

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнение

Подготовительный этап

сентябрь

Составление перспективного плана работы.

Подбор методической  литературы.

Знакомство с интернет-ресурсами по теме.

Создание методической копилки по теме

Реализация плана

в течение года

Изучение  методической  литературы

Подбор  элементов  театрализованной деятельности для использования в индивидуальных и подгрупповых  занятиях

Картотека игр  с элементами театрализованной деятельности для использования на подгрупповых  занятиях

Изготовление дидактического материала и атрибутов

Работа

с детьми

в течение года

Применение  методики использования элементов театрализованной деятельности при организации подгрупповых  занятий

Применение  методики использования элементов театрализованной деятельности при организации индивидуальной работы с детьми

Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для индивидуальной работы

 

сентябрь

Знакомство с театральными профессиями.

Беседы, просмотр картинок.  

октябрь

Беседа «Что такое театр?» 

Конспект беседы,  наглядный материал: иллюстрации, афиши

октябрь

Беседа «Правила поведения в театре»

с/р игра «Театр»

ноябрь

Разучивание стихов, скороговорок,  чистоговорок

Наглядный материал

Участие в конкурсе «Таланты Югры

ноябрь

Работа над темой «Мимика, сила голоса»

Артикуляционные упражнение, упражнение «Угадай интонации». Игра «Теремок»

декабрь

Развитие силы голоса и речевого  дыхания

Игра «Вьюга», «Громко — тихо»

декабрь

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью

Пальчиковые упражнения

январь

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист».

Беседа с детьми «Помощники актера».

Рисунок детей

январь

Театральные игры: развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие творческих способностей, уверенности в себе

Игра «Угадай, что я делаю»; «Что изменилось?»;

февраль

Развитие слуха и чувства ритма у детей

Отгадывание  загадок, игры «Чудесные превращения», «Слушай и повтори».

февраль

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса

игра «Укачиваем куклу»;«Игра со свечой»;«Самолет».

февраль

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

инсценировка сказки «Курочка ряба»

март

Театрализованная деятельность по мотивам произведения «Сказка о глупом мышонке»

 Конспект,  игра «Изобрази животное».

март

Сочиняем сказку сами                                           ( развитие речи детей, словарного запаса ).

Конспект

апрель

Изготовление  атрибутов для упражнений  на выражение эмоционального состояния

Использования при организации игровой деятельности, игра «Угадай настроение»

апрель

Работа над дикцией

Скороговорки, чистоговорки

май

Использование  игр-драматизаций с пальчиками

Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание).

Работа с

родителями

сентябрь

Консультация  «Театр в жизни ребенка»

Конспект

октябрь

  Консультация «Режиссерская игра дошкольника».

Конспект

октябрь

Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник»

Анкетирование, памятки. 

ноябрь

Консультация ««Ребенок в мире сказок»

Конспект

ноябрь

«Артикуляционная гимнастика и ее значение»

Мастер-класс

январь

  Рекомендации  «Играйте вместе с детьми»

Дидактический материал к играм в домашних условиях

февраль

Консультация «Читайте детям сказки», «Играйте с детьми в сказки»

Конспект

март

Участие родителей в подготовке выступления на утреннике 8 марта

Конспект сценки                            «Три мамы»

март

Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка»

анкетирование, памятки

апрель

 Папка-передвижка

«Организация домашнего  театра»

Наглядный материал

май

Презентация для родителей   «Домашний театр»

Слайдовая презентация

в течение

      года

Индивидуальные консультации и беседы

Информационные листы

Работа                               с педагогами

сентябрь,

Изучение опыта работы  педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности у дошкольников

Посещение организованной совместной деятельности педагогов с воспитанниками.

Беседы.

октябрь

Семинар практикум «Мой веселый язычок»

Презентация

Выступление на семинаре ДОУ

ноябрь

Изготовление картотек стихов, скороговорок,  чистоговорок

Методическая разработка

Подготовка  ребенка на конкурс

декабрь

Консультация «Как организовать в группе уголок театрализованных игр»

Конспект

январь

Рекомендации для воспитателей старших и подготовительных групп  по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности

Методическая разработка

февраль

Рекомендации для воспитателей «Организация театрализованной деятельности                                         с дошкольниками»

Конспект

март

Консультация «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Конспект

май

Демонстрация итогов проделанной работы по самообразованию за учебный год

Слайдовая презентация.

Изучение методической литературы

№п/п

Срок

Автор, название

Практический выход

Отчёт о

выполнение

1

Сентябрь

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-Творческий центр., 2013.

Создание конспектов занятий, игр, упражнений

Использование методики автора на занятиях с детьми

2

Октябрь

  1.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 2011.

Создание методической копилки по теме

Использование методики автора на занятиях с детьми

3

Ноябрь

  1. 1.Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2012.

2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
3.И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

Создание методической копилки по теме

Использование методики автора на занятиях с детьми

4

Декабрь

1.Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
2.О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

Изучение, создание конспект занятий

Использование на занятиях

5

Январь

1.А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
2.И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

Создание картотеки игр,  упражнений

Использование на занятиях

6

Февраль

1.А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
2.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

Изучение, создание картотека упражнений

Использование на занятиях

7

Март

1.Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
2. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002

Изучение, создание картотека игр, упражнений

Использование методики автора на занятиях с детьми

8

Апрель

Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

Изучение, создание конспект занятий

Использование на занятиях

9

Май

Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.

Создание методической копилки по теме

Использование на занятиях

Картотека  с элементами театрализованной деятельности для индивидуальных занятий

Название игры

Дидактическая задача

Ход игры

Оборудование

1

Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра

Развитие мелкой моторики, отработка дикции.

Выполнение упражнений для пальцев рук с продеванием текста.

2

Артикуляционная гимнастика  

Развитие техники речи 

«Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»-культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов.

3

Игра-пантомима «Был у зайца огород»                         (В. Степанов)

Развивать пантомимические навыки

Воспитатель читает,  ребенок имитирует движения.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

 Там играл зимой в снежки, ну а летом — в, прятки.

 А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает

 А потом всё разровняет и пойдет сажать морковку.

Семена посеет ловко ямка — семя, ямка — семя,                                                        И глядишь, на грядке вновь  вырастут горох, морковь.

4

 Игра «Зверята»

Формировать у детей навыки звукоподражания

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит:                     «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Маски животных

5

Игра с пальчиками

 Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать  слова с движениями

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка, и играете его пальчиками, приговаривая:

 Пальчик-мальчик, Где ты был?

 С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

 Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

6

Игра «Найди ошибку»

Учить находить смысловую ошибку в предложении.

  «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

7

Игра с мячиком-су-джок

Развитие мелкой моторики рук, самомассаж для рук

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Мячик

 су-джок

8

Игра «Рифмочки и рифмушки»

Развитие фонематического слуха

Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

Картинки

9

Игра «Четвёртый лишний»

Учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

 На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. 

Картинки

10

Игра с мячиком-су-джок

Самомассаж  для рук

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

 (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

 (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

 (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

 (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

 (массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Мячик

 су-джок

11

 Упражнение «Лети, перышко!»

Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Перышки небольшого размера.

12

Игра «Доскажи словечко»

Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово

13

Игра «Распутай слова»

Учить составлять предложения, используя данные слова.

 Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

14

Игра «Наоборот»

Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Мяч

15

Игра «Назвать животных парами».

Развитие грамматического строя речи

Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Картотека  игр  с элементами театрализованной деятельности для подгрупповых занятий

Название игры

Дидактическая задача

Ход  игры

Оборудование

1

Артикуляционная гимнастика

 Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц

2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.

3) Работа над речевым дыханием.

4) Создание эмоционального настроя на работу

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть

и т.д.

2

Дыхательные упражнения

Культура и техника речи

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Желательно не надувать щеки.

«Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).

3

Пантомимические упражнения

Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук

Покажите, как вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху.

4

Упражнение

с мячиком су- джок

«Волшебный шарик»

Развитие мелкой моторики рук

Этот шарик непростой

Он колючий, вот какой.,

Будем с шариком играть  
И ладошки согревать.

 Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем  

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

Массажные шарики су -джок

5

Игра

«Угадай, кто кричит»

Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

 Игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

6

Упражнение

«Самый быстрый карандаш»

Развитие длинного и плавного выдоха.

Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

Цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

7

Игра

«АХ, ОХ и УХ»

Развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма

8

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Развитие мелкой моторики рук

Раз – два – три – четыре – пять,  

/разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Эластичные кольца

9

Игра «Один и много».

Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

 Показывать  детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагает поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем выкладывают фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов.

Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных.

10

 Упражнение

«Снегопад»

Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

«снежки» из ваты.

11

Игра «В каком вагоне едет Звук?»

Развитие фонематического слуха, звукового анализа слов

Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

Вагончик, предметные картинки

12

«Моя семья»

Учить детей составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам, Развивать внимание, мышление, связную речь

Составить небольшой рассказ о семье

Сюжетная картинка

13

Игра «Изобрази животное»

Развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

14

Игра «Самое длинное слово»

Развитие фонематического слуха

Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово.

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

15

Игра «Правильно или нет?»

Учить находить грамматические ошибки.

  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка

16

Игра «Жуки»

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Предметная картинка - жук.

17

Игра «Почемучка - 2»

  Учить определять правильную последовательность картинок. Развивать логику, мышление, связную речь.

 Составлять связный рассказ по сюжетной картинке.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

учителя-логопеда

Шайхавовой Фатимы Батакаевны

на 2020- 2021 учебный год

г. Пыть-Ях

Тема: «Дидактические игры как средство развития речи   детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

Общие сведения о педагоге:

1. Образование – высшее педагогическое

2. Квалификация – I квалификационная категория

3. Работа начата - 01.09.2020 г.

4. Предполагается закончить - 31.05.2021 г.

 5. Цель: изучение  эффективности использования дидактических игр  в развитии речи дошкольников.

6. Задачи:

- изучить методическую литературу по данной теме;

 - развивать речь детей и способствовать коррекции ее нарушений;

- поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями, привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у своих детей.

Перспективный план

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнение

Подготови-

тельный этап

Сентябрь -

Изучение  методической  литературы

Подбор методической  литературы, дидактических игр и упражнений.

Знакомство с интернет-ресурсами по теме.

Составление перспективного плана работы.

Разработка программ,   конспекты занятий.

Создание методической копилки по теме

Предметные издания.  

Интернет- ресурс.

Реализация плана

Сентябрь

Создание  речевого уголка в кабинете.   Подбор   игр для использования в индивидуальных и подгрупповых  занятиях. Изготовление дидактического материала.  

Картотека игр      для использования на подгрупповых  занятиях

Создание речевого уголка

 Октябрь

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. Подбор дидактических игр, пособий для  развития речи  детей.

Методическая литература

Интернет- ресурс

Изготовление пособий

ноябрь

 

Игры на развитие фонематического  восприятия

Игры «Скажи, что ты слышишь?» «В мире звуков», «Скажи, что звучит?»

Картотека игр

Сентябрь

Картотека игра на развитие воздушной струи

Игры «Вьюга», «Кто дольше сможет подуть на листики? »,   «Подуем в трубочку» «Вертушка»,«Остудим  чай»

Изготовление

дидактических игр

Декабрь

Дидактические игры  на развитие грамматического строя речи.

Игры«Скажи наоборот «Какой компот?» «Что из чего сделано», «Подбери признак»

Декабрь

Игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Игры «Похоже - не похоже»,«Поймай звук»,«Поиграем в сказку»

Участие в конкурсе «Таланты Югры

Январь

Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

Игры «Кто как голос подает?», «Кто, где живет», «Кто что делает»,  «Кто как передвигается?»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи

 Игры « Где начало рассказа»,«Почемучкины вопросы», «Если бы...», «Закончи сам», «Опиши игрушку»

март

Дидактические игры и упражнения на развитие звукового анализа и синтеза

Игры «Назови первый    звук в слове», «Назови последний   звук в слове», «Составь из слов предложение», «Доскажи словечко».

Апрель

Работа над дикцией

Скороговорки, чистоговорки

Май

Продолжить знакомить детей с новыми речевыми играми.

Продолжать пополнять картотеку игр на развитие мелкой моторики руки новым материалом.

Работа

 с

родителя-

ми

Сентябрь

Сбор анамнестических данных о детях.  Встреча с родителями (индивидуально)

Конспект

Информационные листы

Октябрь

Участие в родительских собраниях в старших и подготовительных группах.

Участие в родительских собраниях

Выступление на собраниях

Октябрь

 Консультация « Характеристика 3 уровня ОНР »

Конспект

В течение года, по необходи-

мости

 Практикум по выполнению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений, практикум для родителей.

Фрагмент занятия

В течение года

Оформление консультации, подготовка папки-передвижки 

Папки передвижки

Ноябрь

Консультация  «Проверьте слух вашего ребенка»

Конспект

Ноябрь

Практикум «Поиграем вместе»

Родительское собрание, мастер-класс

Мастер -класс

Ноябрь

9 советов логопеда родителя с ОВЗ

Конспект, консультация

в течение года

 Поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями, привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у своих детей.

Беседа

Декабрь

Консультация «Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений»

Конспект

Декабрь

Консультация  «Автоматизация звуков в повседневной жизни»

Анкетирование, памятки 

В течение года

Встречи с родителями по интересующим их вопросам.

 Беседа, советы

в течение года

Оформление стенда «Советы логопеда» для всех возрастных групп

 Консультация, конспект

Январь

 Консультация «Дидактические игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация, конспект

Февраль

Консультация «Развитие речи в дидактических играх»

Конспект

Март

 Консультация «Словесные игры как средство развития речи дошкольника»

 Конспект консультации

Апрель

 Копилка игр для родителей

«Игры по развитию речи»

Картотека игр для родителей дома

Май

 Отчет о проделанной работе.

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

Слайдовая презентация Анкетирование

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Втечение

года

Индивидуальные консультации и беседы

 Беседа, консультации

Работа                               с педагогами

Сентябрь

Изучение опыта работы  педагогов ДОУ

Посещение организованной совместной деятельности педагогов с воспитанниками.

Беседы.

Октябрь

Семинар - практикум

«Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»

 Показ артикуляционных упражнений

Выступление на семинар-практикуме             для педагогов  ДОО

Ноябрь

Консультация «Как организовать в группе уголок  речевого развития»

Конспект

Подготовка  ребенка на конкурс

«Таланты Югры»

Ноябрь

Консультация «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»

Конспект

По плану ДОО

Показ ОД для педагогов.

Взаимопосещения ООД с воспитателями

Разработка НОД

Показ ООД

Декабрь

Изготовление картотек стихов, скороговорок,  чистоговорок

Методическая разработка

Январь

Оформление выставки «Дидактические игры для детей»

Методическая разработка

Оформление выставки

В течение года

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

Методическая разработка

Предметные издания.  Интернет- ресурс.

Февраль

Консультация «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»»

Конспект

Март

Консультация для воспитателей» Су-Джок терапия в логопедической  работе»

Конспект

Мастер-класс

Май

Консультация «Речевые игры в развитии дошкольников».

Отчет о проделанной работе

 Конспект

Выступление на педагогическомсовете

Изучение методической литературы

№п/п

Срок

Автор, название

Практический выход

Отчёт о

выполнение

1

Сентябрь

  1. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

Создание конспектов занятий, игр, упражнений

Использование методики автора на занятиях с детьми

2

Октябрь

  1.  Е. И. Касаткина Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

Создание методической копилки по теме

Использование методики автора на занятиях с детьми

3

Ноябрь

С. Козлова,  Т.Куликова «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

Создание методической копилки по теме

Использование методики автора на занятиях с детьми

4

Декабрь

.Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», М.:2012г.

Изучение, создание конспект занятий

Использование на занятиях

5

Январь

О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

Создание картотеки игр,  упражнений

Использование на занятиях

6

Февраль

.А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Изучение, создание картотека упражнений

Использование на занятиях

7

Март

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

Изучение, создание картотека игр, упражнений

Использование методики автора на занятиях с детьми

8

Апрель

ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г

Изучение, создание конспект занятий

Использование на занятиях

9

Май

Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001

Создание методической копилки по теме

Использование на занятиях

Картотека   игр  для индивидуальных занятий

Название игры

Дидактическая задача

Ход игры

Оборудование

1

Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра

Развитие мелкой моторики, отработка дикции.

Выполнение упражнений для пальцев рук с продеванием текста.

2

Артикуляционная гимнастика

Развитие техники речи 

«Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»-культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов.

3

Игра-пантомима «Был у зайца огород»                         (В. Степанов)

Развивать пантомимические навыки

Воспитатель читает,  ребенок имитирует движения.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

 Там играл зимой в снежки, ну а летом — в, прятки.

 А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает

 А потом всё разровняет и пойдет сажать морковку.

Семена посеет ловко ямка — семя, ямка — семя,                                                        И глядишь, на грядке вновь  вырастут горох, морковь.

4

 Игра «Зверята»

Формировать у детей навыки звукоподражания

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Маски животных

5

Игра с пальчиками

Учить сочетать  слова с движениями

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка, и играете его пальчиками, приговаривая:

 Пальчик-мальчик, Где ты был?

 С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

 Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

6

Игра «Найди ошибку»

Учить находить смысловую ошибку в предложении.

  «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

7

Игра с мячиком-су-джок

Развитие мелкой моторики рук, самомассаж для рук

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Мячик

 су-джок

8

Игра «Рифмочки и рифмушки»

Развитие фонематического слуха

Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

Картинки

9

Игра «Четвёртый лишний»

Учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

 На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. 

Картинки

10

Игра с мячиком-су-джок

Самомассаж  для рук

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

 (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

 (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

 (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

 (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

 (массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Мячик

 су-джок

11

 Упражнение «Лети, перышко!»

Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Перышки небольшого размера.

12

Игра «Доскажи словечко»

Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово

13

Игра «Распутай слова»

Учить составлять предложения, используя данные слова.

 Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

14

Игра «Наоборот»

Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Мяч

15

Игра «Назвать животных парами».

Развитие грамматического строя речи

Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Картотека  игр для подгрупповых занятий

Название игры

Дидактическая задача

Ход  игры

Оборудование

1

Артикуляционная гимнастика

 Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц

2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.

3) Работа над речевым дыханием.

4) Создание эмоционального настроя на работу

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть

и т.д.

2

Дыхательные упражнения

Культура и техника речи

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Желательно не надувать щеки.

«Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).

3

Пантомимические упражнения

Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук

Покажите, как вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху.

4

Упражнение

с мячиком су-джок

«Волшебный шарик»

Развитие мелкой моторики рук

Этот шарик непростой

Он колючий, вот какой.,

Будем с шариком играть
И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем  

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

Массажные шарики су -джок

5

Игра

«Угадай, кто кричит»

Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

 Игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

6

Упражнение

«Самый быстрый карандаш»

Развитие длинного и плавного выдоха.

Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

Цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

7

Игра

«АХ, ОХ и УХ»

Развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма

8

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Развитие мелкой моторики рук

Раз – два – три – четыре – пять,  

/разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Эластичные кольца

9

Игра «Один и много».

Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

 Показывать  детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагает поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем выкладывают фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов.

Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных.

10

 Упражнение

«Снегопад»

Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

«снежки» из ваты.

11

Игра «В каком вагоне едет звук?»

Развитие фонематического слуха, звукового анализа слов

Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

Вагончик, предметные картинки

12

«Моя семья»

Учить детей составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам, Развивать внимание, мышление, связную речь

Составить небольшой рассказ о семье

Сюжетная картинка

13

Игра «Изобрази животное»

Развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

14

Игра «Самое длинное слово»

Развитие фонематического слуха

Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово.

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

15

Игра «Правильно или нет?»

Учить находить грамматические ошибки.

  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка

16

Игра «Жуки»

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Предметная картинка - жук.

17

Игра «Почемучка - 2»

  Учить определять правильную последовательность картинок. Развивать логику, мышление, связную речь.

 Составлять связный рассказ по сюжетной картинке.



Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Шайхавовой Ф.Б.

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Описание: C:\Users\1\Desktop\motorika_ruk.jpg

Развитие речедвигательной координации детей

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 1. Ф.И.О. педагога — Шайхавова Фатима Батакаевна

 2. Образование — высшее

 3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»

4. Работа начата -01.09.2021г.

 5. Предполагается закончить -31.05.2022г.

 6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации

 7. Задачи:

  •  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу  различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
  •  разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
  •  апробировать данную модель на практике

 8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы  по данной теме.

 9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.

Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития. У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в  онтогенезе.  Речедвигательная  сфера формируется в направлениях:

- от общей моторики  к  мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2021-2022г.г

пальчиковая гимнастика

ежедневно

артикуляционная гимнастика

дыхательная гимнастика

кинезиологические упражнения

логоритмика, фоноритмика

упражнения на координацию

элементы су-джок терапии

игры с прищепками, камнями, фигурками

самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев

дидактические и настольные игры

Работа с родителями

Сентябрь

2021г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи».

Октябрь

2021г.

Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

2021г.

Практикум для детей и родителей

«Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

Декабрь

2021г.

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи  детей»

Январь

2022г.

Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук».

Март

2022г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Апрель

2022г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»

Май

2022

Итоговое выпускное занятии          «Скоро в школу!»

Работа с педагогическими

работниками ДОУ

Январь

2022г.

Презентация игровой технологии

для развития речи и мелкой моторики у

детей: «Кинезиодорожки».

Февраль

2022г.

Консультация на тему «Леворукость у

детей» (стендовая)

Апрель

2022г.

Практикум: «Игры с мячом в

логопедической коррекции»

Май

2022г.

Консультация на тему «Влияние движений пальцев на

развитие речи»