4. Воспитательная работа

Пушкарева Алена Владимировна

Программа воспитательной работы в начальных классах.

Примерная тематика родительских собраний и классных часов.

Работа с детьми "группы риска".

Программа внеурочной деятельности "Белая ладья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на ШМО                                                   Утверждаю

классных руководителей                                               зам.директора по УВР

протокол № ___от________                                          Нарожная О.Г._______

                                                                                         «__»_______________г.

Программа воспитания

«Дети нового тысячелетия»

на период  2016 – 2019 уч.год

Классный руководитель  Пушкарева Алена Владимировна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. План воспитательной работы
  1. Воспитательная цель школы. Задачи воспитательной работы.
  2. Цель программы. Задачи программы воспитания.
  3. Предполагаемые результаты воспитательной программы.
  4. Содержание программы.
  5. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.
  6. Этапы становления  и развития воспитательной системы класса
  7. Ценностные основы воспитания и социализации учащихся.
  8. План-сетка воспитательной работы в классе.
  9. План внеклассных мероприятий для учащихся 2-х классов школы.
  10. Примерная тематика классных часов для учащихся 2-4 классов.
  11. Беседы по ПДД и инструктаж по ТБ.
  1. Детский коллектив.
  1. Список учащихся
  2. Характеристика 3 А класса
  3. Листок здоровья
  4. Занятость учащихся
  5. Организация самоуправления в классе
  6. Расписание уроков. Расписание звонков.
  7. Работа с детьми группы риска
  8. Организация деятельности с одаренными детьми
  9. Участие класса в общешкольных и городских мероприятиях
  10. Дни рождения
  1. Семья.
  1. Социальный паспорт класса
  2. Состав родительского комитета
  3. Родительские собрания
  4. Протоколы родительских собраний
  5. Индивидуальная работа с родителями
  1. Классный руководитель.
  1. Положение о классном руководстве
  2. Инструкция классного руководителя
  3. Циклограмма классного руководителя
  4. Примерная характеристика учащегося
  5. Примерный акт обследования жилищно-бытовых условий
  1. Приложения.

  1. Пояснительная записка

Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине.

Задача  заключается в том, чтобы увидеть, раскрыть и развить природные задатки каждого ребенка. Для этого необходимо создать благоприятные условия, грамотно организовать процесс обучения и воспитания.

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшeroфактора становления и развития личности.

Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не :сна. Моя основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Семья и школа - самое ближайшее окружение ребенка. Именно здесь, в первую чередь, происходит процесс становления и самоопределения его личности. Поэтому  важно осуществлять взаимодействие и сотрудничество с учителями-предметниками, социальным педагогом, педагогом-психологом, библиотекарем, фельдшером, родителями.

Нас объединяет общая цель - вырастить человека, способного взаимодействовать с окружающим миром и усвоить социальный опыт предшествующих поколений. Вне общества, вне человеческих отношений ребенок не может стать человеком. Каждый ученик является членом классного коллектива. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка.

Принципы построения воспитательной системы:

  • Принцип природосообразности.

Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа -корни.Воспитание - крона.

  • Деятельностный принцип.

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Чем богаче классная жизнь, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

  • Принцип целостности в воспитании.

Восприятие ребенка как неразрывное единство биологического, психического, социального, духовного.

  • Эгоцентрированный принцип.

Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

  • Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной «я-концепции» личности учащегося.

  • Ориентация на социально-ценностные отношения.

Создание благоприятной атмосферы в социальной среде.

Цель воспитательной работы школы

     Формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Задачи воспитательной работы:

  • создание условий для самоопределения и самореализации;
  • формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
  • воспитание качеств, присущих:

- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и  законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и  организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.

  • Совершенствовать работу в рамках программы  воспитания и социализации обучающихся МАОУ СОШ №1 «Навстречу», подпрограмм: «Семь -я», «Я-Гражданин России», «Школа и музей», «Лёгкая школа для трудных детей», «Главное-цель и смысл!»; проекта «Совет отцов», инновационного проекта: «Мы и закон»;  технологий: «Педагогика сотрудничества», «Коллективно-творческое воспитание», «Музейная педагогика», направленные на успешную социализацию школьников, их всестороннее развитие, раскрытие их личностных творческих и интеллектуальных способностей.
  • Создать условия для развития мотивации личности школьника к познанию и творчеству через внеурочную деятельность.
  • Совершенствовать повышение профессионального мастерства классных руководителей для большей  эффективности воспитательной работы в классах.
  • Совершенствовать условия для  реализации системы мониторинга эффективности воспитательного процесса в рамках перехода на ФГОС нового поколения по программе «Мониторинг воспитательного процесса МАОУ СОШ №1»

Целью программы «Дети нового тысячелетия» является создание условий для формирования всесторонне развитой, адаптированной к современной жизни личности.

Задачи:

  • Развивать субъектность личности каждого учащегося;
  • Создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности;
  • Формировать гражданско-патриатическое сознание, нравственные позиции;
  • Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды.

Предполагаемые результаты воспитательной программы.

Предполагаемыми результатами данной воспитательной программы являются: Выпускники физически и психически здоровые, способные высказывать собственную точку зрения, планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, имеющие желание дальнейшего интеллектуального и творческого роста, способных понять себя и других, воспитать и утвердиться в жизни. Они не ставят себе задачу быть сегодня первыми, вторыми или третьими. Их задача одна: быть и завтра ЕДИНСТВЕННЫМИ В СВОЕМ РОДЕ.

Содержание программы.

Содержание программы изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников, так как социализация личности проходит несколько этапов

  •    адаптации (приспособление к природной и социокультурной среде, умение в ней жить, не разрушая себя как личность);
  • интеграции (освоение потенциала среды в деятельности, общении с другими);
  • саморазвития (предполагает процесс самоактуализации через систему потребностей - жизненных, безопасности, поддержки и признания, любви);
  • самореализации (раскрытие творческого потенциала личности - физического, психического и социального - в продуктивной деятельности), складывается идентичность личности - осознание себя как постоянного и различимого относительно других, определенный образ себя (индивида и группы) во всем многообразии отношений к миру, чувство адекватности и владения собственным «Я».

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.

Основными направлениями воспитательной деятельности в течении 4 х лет взяты:

  1. Организация процесса самопознания;
  1. Развитие взаимодействия учащихся в учебной деятельности;
  1. Освоение навыков безопасной жизнедеятельности;
  1. Обучение работе с разными источниками информации;
  1. Воспитание гражданственности;
  1. Формирование экологической культуры;
  1. Формирование чувства малой Родины;
  1. Формирование досуговой деятельности;
  1. Организация проектной деятельности, работа с одаренными детьми, работа с отстающими детьми.
  1. Профилактика правонарушений. Техника безопасности.

Этапы становления  и развития воспитательной системы класса

1-й этап: Создание и формирование ВСК

(1 класс)

  • Определение стратегии и тактики воспитательной деятельности. Моделирование ВСК. Работа над программой «Дети нового тысячелетия»и ее старт.
  • Формирование коллектива класса и традиций, организация сотрудничества с родителями. Старт психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Психолого-педагогическая диагностика, мониторинг различных аспектов учебно-воспитательного процесса.
  • «Включение» первоклассников в системообразующую деятельность.
  • Создание банка данных о творческих и интеллектуальных способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований.
  • Организация деятельности по целевым школьным программам.

2-й этап: Становление ВСК

(2 - 3 класс)

  • Координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).
  • Сохранение традиций класса.
  • Расширение зоны педагогического воздействия. Организация деятельности творческих объединений детей .
  • Реализация целевых школьным программ и программы «Дети нового тысячелетия».
  • Развитие творческой и познавательной активности через участие в выставках,соревнованиях, конкурсах и экскурсиях.
  • Мониторинг деятельности ВСК.

3-й этап: Развитие (функционирование) ВСК

(4 класс)

  • Включение учащихся в социальную деятельность (акции), в поисково-исследовательскую работу (проектная деятельность, практическая работа).
  • Совершенствование форм и методов воспитательной работы (обучение ведению дискуссий, психологические занятия, КТД).
  • Активизация самостоятельной деятельности школьников (обучение детей планированию и организации досуговых мероприятий).

Ценностные основы воспитания и социализации учащихся.

В 1-м классе основной задачей являлась адаптация детей к школьной жизни. На этом этапе были сделаны первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива, изучению индивидуальности каждого ребенка,его способностей, возможностей, желаний.

Он проходит под девизом «Давайте познакомимся».

Во 2-м классе установливаются более тесные контакты между учителем, учениками и родителями. Дети класса отличаются активностью, высокой мотивацией к учебе, но наблюдается нетерпимость и грубость в межличностных отношениях, душевная черствость. Воспользовавшись врожденным чувством красоты, воспитатель просто обязан развить его. Ведь будучи развитым, это чувство даст стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает к человечности. Здесь нельзя обойти область духовных знаний человечества. Начинаем с познания мира, стараемся прочувствовать его сердцем, напитать и отогреть души.

«Красота спасет мир» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа на этом этапе.

Между 9-м и 10-м годом жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Пробуждается интерес к самому себе . Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Отвечая на эти вопросы, ребенок учиться любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше.

Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал.

«Я среди людей»-так можно охарактеризовать этот этап.

К 4-му классу ребенок уже обогатил свой внутренний мир духовными ценностями и способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому способствуют творческие мастерские, персональные выставки, презентации, конкурсные состязания, часы  общения, творческие проекты и т.д. Ребенок хочет быть успешным и умеет быть таковым. По сути дела он стал самим собой, но способен познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира и себя в этом мире.

Произошло «Рождение творца».Это и есть новый этап развития воспитательной системы.

План-сетка воспитательной работы в классе.

2 класс

«Красота спасет мир»

Направление работы:

  • развитие чувства красоты и человечности;
  • познание окружающих людей и мира

Направление воспитательной деятельности

I

Организация процесса самопознания

II

Развитие взаимодействия учащихся в учебной деятельности

III

Освоение навыков безопасной жизнедеятельности

IV

Обучение работе с разными источниками информации

V

Воспитание гражданственности

VI

Формирование экологической культуры

VII

Формирование чувства малой Родины

VIII

Формирование культуры досуговой деятельности

IX

Профилактика правонарушений

Общешкольные мероприятия

Месяц

Направление воспитательной деятельности

Мероприятия

Отметка о выполнениии плана

Классный час «Есть такая профессия – нефть добывать»

Сентябрь

VIII.

I.

Классный час «Наша дружная семья»

Классный час «Мой дневник»

Выставка «Осенний вальс»

V.

Классный час  «Скажи-ка, дядя…».

Работа с портфолио – оформление титульных листов.

Экологическая акция «Макулатура – сдавайся!»

III.

«Внимание, дети! Профилактическая операция по ПДД» Беседа «Безопасный путь»

II.

Классный час «Выборы актива класса», организация самоуправления в классе.

«В стране хорошего тона. Этическая игровая программа-размышление»

Октябрь

Агитбригада «Учителю посвящается!»

I.

Классный час «Как готовить домашнее задание»

«Семья и семейные ценности»

«О безопасности дома, в природных условиях, на транспорте»

«Составляем кодекс поведения»

V.

Гуманитарная акция «Дневник добрых дел» ко дню пожилого человека

Музейный урок «Все начинается со школьного звонка»

IV.

Поход в библиотеку.

Первенство школы по программе «Веселые старты»

III.

Инструктаж по ТБ в конце четверти.

Ноябрь

V.

Классный час «Мой портфолио»

«День народного единства»

Лично-командное первенство школы «Многоборье ГТО»

VI.

Праздник «В гостях у пернатых»

Конкурс рисунков «Удивительные виды спорта»

V.

Чтение книг из серии:

«Школа Внни-Пуха»

Риторические беседы.

Конкурс творческих работ «Стихи для моей мамы»

V.

Праздник «А ну-ка мамы!»

Декабрь

V.

 Классный час «3 декабря – Международный день инвалидов»

Акция «Птичья столовая»

IX

Беседа с участковым: «Обязанности ребенка и наказание за правонарушения».

V.

Классный час «Мой портфолио» - мои успехи.

VIII.

Праздник «В гостях у деда Мороза»

Новогодние приключения у елки

III.

Инструктаж по ТБ в конце четверти.

Январь

Линейка «Во славу Отечества»

VIII.

КТД «Вас пригласили в гости»

Акция «Посылка солдату»

VIII.

КТД  «Сервировка стола и правила этикета»

«Что такое толерантность»

VI.

Беседа «Красота вокруг нас»

Конкурсная программа «Я бы в армию пошел»

IX.

Классный час «Ай, не буду, не хочу!» (Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда)

Февраль

Линейка «Во славу Отечества»

VII.

Классный час: « Из истории города Когалыма»

«Вахта памяти» посвященная выводу войск из Афганистана

V.

КТД  к 23 февраля (Изготовление подарков для пап.)

V.

Утренник для мальчиков:

«Из чего же сделаны наши мальчишки?»

IV.

Беседа: «Как найти необходимую информацию»

Март

V.

8 марта  (Изготовление подарков для мам).

Акция «Твори добро» изготовление полезных подарков к 8 марта

Единый классный час «Дорогою добра»

V.

Утренник для девочек:«Из чего же сделаны наши девчонки?»

IX.

КТД  «У ребенка есть права»

II.

Беседа: «Клички дают животным»,

« Кто обзывается - тот так и называется».

III.

Инструктаж по ТБ в конце четверти

Апрель

V.

Русские народные традиции «Праздник каши»

КПП «Веселый урок о здоровье»

V.

Утренник: 12 апреля «Праздник космоса»

Выставка и мастер-классы «Увидеть красивое»

II.

Классный час: «Только трусы с дураками спор решают кулаками»

Конкурсная программа «Экологический бум»

IV.

Беседа «Как работать с книгой»

Май

Конкурс рисунков на асфальте «Папа купил автомобиль»

V.

 Классный час «1 мая - День солидарности трудящихся»

Акция «Незабытый полк»

V.

 Линейка «День победы» Классный час «9 мая - День Победы»

«Катюша» - конкурс инсценированной военной песни»

V.

Классный час «Мой портфолио» - итоги года

III.

Линейка по итогам учебного года. Инструктаж по ТБ в конце четверти



Предварительный просмотр:

           Примерная тематика   родительских  собраний  в  1  классе.

дата

проведения

тема собрания

задачи

собрания

формы

проведения

выход.

сентябрь

«Ознакомительное

собрание (вводное).

1.Помочь родителям к изменению статуса ребёнка в семье.

2.Ознакомление с традициями школы, с требованиями уч. заведения.

3.Понимание значимости

перехода малыша в новый псих. и соц. статус

1.Самопредставление учителя.

2.Представление родителей.

3.Составление заповедей общего воспитания.

4.Составление родителями вопросов,

по которым хотели бы получить совет.

общие правила общения.

Выработка

этических

норм взаимоотношений

родителей

с учителем.

конец октября-

ноябрь

«Трудности адаптационного

 периода первоклассников.

Телевизор и книги в

жизни  семьи и первоклассника»

1.Познакомить родит.

коллектив с особенностями адаптации детей к 1 году обучения в школе.

2.Предложить практические  советы по адаптации ребёнка к школе.

3.Обратить внимание родителей на достоинства и недост. просмотр

на психику малыша.

1.Игра «Корзина чувств» (родители делятся  впечатлениями детей о школе».

2.Беседа «Физиолог.

условия адаптации ребёнка».

3Обсужд.  вопроса

«Психологич. условия адапт. ребёнка»

Выработка общих правил поведения среди одноклассников.

Составление

телепрограммы класса.

Зачитывание

опроса детей

о просмотре.

декабрь

«Значение эмоций  для формирования положительного взаимодействия  ребёнка

с окружающ.  миром.

Режим первоклассника.».

1.Обсужд. с родит. значения в жизни человека

положит. эмоц. сферы.

2.Убедить родит. в необходимости  формирования у ребёнка привычки  выполнения режима дня.

1.Просмотр рисунков «Мои маленькие радости». Обсуждение.

2.Тест родителей

«Эмоц. реакции».

3.Анализ ситуаций из жизни класса.

4Выработка режима

дня.

5.Родит. «НЕЛЬЗЯ»

при соблюд. режима

Выработка

традиц. кл.

Рекомендац.

для родит.

Памятки:

-о зарядке,

-о заданиях

Статистика

актуальности

режима дня.

промежут.

февраль

«Родителям о внимании и внимательности.

Правила выполнения

разных видов письменных работ»

1.Важность  и значимость проблемы развития дет. внимания.

2.Познакомить род. с

методами и приёмами

развития письма.

1.Творч. лаборатория

2Рекоменд. упраж.

3.Памятка для родит.

4.Беседа , рекомендации учителя.

Памятки.

Упражнения

Анкета

март-апрель

«Подведение адаптационного

периода. Правила  

безопасности жизни

ребёнка».

1.Соблюдение правил

соблюдения гигиены.

2.Показать возможности

в учеб. деятельности.

3.Понимание труд. детей

1.Беседа с родит.

2.»Круглый стол»,

обмен  мнениями.

3.Корзина предлож.

4.Обмен советами.

5.Выставка рисунков

1.Рисунки детей. Расшифровка рисунков.

2.Рекомендации

учителя, психолога.

май

«Перелистывая страницы учебного

года» итоги года.

1.Подвести итоги года,

совм. деятельности

родит. и учителя.

2.Способств. развитию

инициативы род. и уч-ся.

3.Метод. помощь родит.

в подгот. уч-ся к уч.году

1.Анкетирование родителей.

2.Выставка достиж.

за год.

3.Мини концерт.

4.конкурс для роди-

телей.

1.Рекомендации

для родителей.

2.Занимат. упр.

3.Оздоров. минутки, упр.

4.Основы безоп. жизнед.

  Примерная  тематика   родительских  собраний во 2  классе.

дата

проведения

тема собрания

задачи

собрания

формы

проведения

выход.

сентябрь

«Первые  уроки школьной отметки.

Особенности обучения во 2 классе»

УМК «Школа России».

1.Формировать культуру родительского восприятия учебных предметов, ЗУН своего ребёнка за 2 уч.год.

2.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

1.Анкетирование

родит. и уч-ся.

2.Анализ картины И.Репина «Опять

двойка».

1Памятка

«Как относится

к оценкам ребёнка».

2.Упраж. в типич. ситуациях

конец октября-

ноябрь

«Законы жизни семьи,

законы жизни класса.

Предварительные результаты обучения уч-ся. Отслеживание успехов и  затруднений

в обучении».

1.Научить род. анализировать неудачи , промахи в воспитании.

2.Способствовать развитию

коммуникативных умений,

доброты, взаимопонимания .

1.Работа с формулой  «закона семьи»

2.Диагностика

3.Анализ типичных ситуаций.

1.Формулиров.

4 осн.законов.

2.Памятки, или тезисы

основных видов поведения в ситуациях.

декабрь

«Причины  и последствия  детской  агрессии»

Совместные правила общения детей дома и в школе.

1Обсудить с родителями причины детской агрессии,

её влияние на поведение ребёнка.

2.Формировать у родителей

культуру понимания проблемы детской агрессии..

1.Анкеты для род.

и для уч-ся.

2.Тест. для уч-ся.

3.Беседа-обсуждение

4.Обмен мнением родителей .

1.Основные

причины агрессии.

2.Памятки

промежут.

февраль

«Поощрение и наказание детей в семье».

Помощь родителей при выполнении д/з.

Обсуждение учебных

проблем.

1.обсудить с род. проблему

поощрения и наказания ребёнка в семье.

2.Значение наказания и поощрения детей в семье.

3.Алгоритм работы ребёнка над д/з.

1.Обмен мнениями.

2.Обсуждение

ситуаций.

3.Беседа-рассказ учителя.

1.Памятки.

2.Заповеди

наказаний.

3.»Золотые правила» воспитания.

март-апрель

«Роль книги в развитии интеллектуальных умений  ребёнка»

«Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит себя».

1.Познакомить  родителей

с результатами развития читательских умений уч-ся класса.

2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книг.

3.Эмоц. атмосфера добра  и

отзывчивости в семье уч-ся.

1.Анализ читат. интересов уч-ся.

2.Конкурс на самого лучшего чтеца.

3.Копилка родит.

опыта.

4.Знакомство род.

с выставкой рекомендованной

литературы.

.1.Памятки для родителей.

2.Правила чтения для уч-ся.

3.Рекомендации

род. по развитию чит. интереса у детей.

май

«Перелистывая страницы учебного

года» .

«Праздники и будни нашей  жизни».

1.Обратить внимание родителей на нравственные

аспекты воспитания детей в семье.

2.Формировать культуру общения родителей и детей,

умение видеть  отриц. моменты в воспитании соб.

детей.

1.Пояснение.

2.Оформление работ уч-ся.

3.Консультации по опред. видам работы.

4.Беседа  по итогам .

5.Тест- пожеланий род. на следующий учебный год

1.Пожелания.

2.Рекомендов.

литература.

3. Правила ОБЖ во время лет. каникул.

4.Памятки.

Примерная тематика   родительских  собраний  в  3 классе.

дата

тема собрания

задачи   собрания

формы  проведения

выход.

сентябрь

«Ознакомительное

собрание (вводное).

Значение  общения в развитии личностных

качеств  ребёнка.

Возрастные особенности  ребёнка 9 лет»

1.Помочь родителям к изменению статуса ребёнка в семье.

2.Определить значение общения для детей и взрослых.

3.Понимание значимости

перехода малыша в новое псих. и соц. статус

1.Самопредставление учителя и представление родителей.

2.Составление заповедей общего воспитания.

4.Составление родителями вопросов, по которым   хотели бы получить совет.

Общие правила общения.

Выработка этических норм взаимоотношений

родителей с учителем.

ноябрь

«Результаты  1 четверти.

Семейные традиции

и способность ребёнка трудиться в коллективе, в семье.

Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника».

1.Познакомить родит.

коллектив с результатами успеваемости уч-ся на конец 1 четверти.

2.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка

в семье.

3.Обратить внимание родителей на особенности физического развития, эмоц. состояния.

1.Игра «Корзина чувств» (родители делятся  впечатлениями детей о школе

2.«Подготовка памяток для родит.по сохранению здоровья.

3.Анкетирование родителей по проблеме воспит

4.Подготовка педагогических ситуаций.

Выработка общих правил поведения среди одноклас.

Составление телепрограммы класса.

Зачитываниеопро-са детей опросмотре.

Составление днев-ника по домаш-ним делам.

декабрь

«Результаты 2 четверти.

Рекомендации родителям в помощь пре-одоления трудностей в обучении.

Мой ребёнок становится трудным

1.Обсужд. с родит. значения в жизни человека положит. эмоц. сферы.

2.Убедить родит. в необходимо-сти  формирования у ребёнка привычки  выполнения режима дня.

3.Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.

4.Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

1.Просмотр рисунков «Мои маленькие радости». Обсуждение.

2.Тест родителей

«Эмоц. реакции».

3.Предворит. тест

учащихся.

3.Анализ ситуаций из жизни класса.

4Выработка режима

дня.

5.Родит. «НЕЛЬЗЯ»

при соблюд. режима

Выработка

традиц. кл.

Рекомендац.

для родит.

Памятки:

«Причины дет.

неуправляемости»

Примерные  поведенческие

ситуации.

промежут.

февраль

«Родителям о внимании и внимательности.

Правила выполнения

разных видов письменных работ»

1.Важность  и значимость проблемы развития дет. внимания.

2.Познакомить род. с

методами и приёмами

развития письма.

1.Творч. лаборатория

2Рекоменд. упраж.

3.Памятка для родит.

4.Беседа , рекомендации учителя.

Памятки.

Упражнения

Анкета

март-апрель

«Результаты 3 четверти.

Эстетическое воспитание ребёнка в семье.

Домашняя школа интеллектуального

развития ребёнка»

1.Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребёнка

2.Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших шк.

3.Предложить родителям конкретные  задания и упр. по развитию воображения уч-ся.

1.Беседа с родит.

2.»Круглый стол»,

обмен  мнениями.

3.Корзина предлож.

4.Обмен советами.

5.Выставка рисунков

6.Упражнения для

развития воображения уч-ся дома.

1.Рисунки детей. Расшифровка рисунков.

2.Рекомендации

учителя,психолога.

3.Выставка рисунков.

проектов.

май

«Перелистывая страницы учебного года» итоги года.

1.Подвести итоги года,

совм. деятельности

родит. и учителя.

2.Способств. развитию

инициативы род. и уч-ся.

3.Метод. помощь родит.

в подгот. уч-ся к уч.году

1.Анкетирование родителей.

2.Выставка достиж.

за год.

3.Мини концерт.

4.конкурс для родителей.

1.Рекомендации

для родителей.

2.Занимат. упр.

3.Оздоров. минутки, упр.

4.Основы безоп. жизнед.

Примерная  тематика   родительских  собраний в  4  классе.

Дата провед.

тема собрания

Задачи  собрания

Формы провед.

выход.

сентябрь

«Особенности обучения в 4-выпускном классе.

Эффективное общение –

залог успеха.

Составление общих задач и целей  воспитания»

1.Ознакомить родителей с

задачами и требов. к обучению в 4 классе.

2.Закрепить понимание значения эффективного общения.

1.Беседа.

Сообщение учителя.

2.Упраж.общения

3.Рассмотрение

тренинг. ситуац.

1.Комплекс

упражнений

2.Виды общения.

3.Критерии обуч. в 4 кл.

конец октября-

ноябрь

«Роль семьи и школы в формированию интереса к чтению.

Значение памяти в интел.

развитии школьника.

Итоги 1 четверти.»

1.Показать род. коллективу

роль  интереса к чтению в

формировании интеллекта

ребёнка.

2.Формирование интел. культуры взрослых и детей.

3.Показать род. методы и приёмы развития памяти де-

тей.

1Выставка литер.

2.Анкетирование

3.Выставка рисун.

4.Комплекс упражнений  для развития  памяти.

1.Анализ анкетирования.

2.Азбука для

родителей.

декабрь

«О родных и близких людях с любовью.

Особенности перехода уч-ся в 5 класс.

Результаты полугодия.

Помощь детям, испытывающим  затруднения в обучении».

1.Обсудить с родителями проблемы обучения и поведения учащихся в школе, дома.

2.Способствовать формированию уважительного отношения к своим родит., к взрослым людям.

3.Продолжить влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.

1.Портреты род.

2.Выставка рисун.

«Окна моего дома» или сочинений «Дом, в котором я живу…»

3.Совместная беседа родит. и детей.

1.Выводы

родителей.

2.Выводы детей.

3.Система помощи уч-ся,

испытывающих

затруднения

в обучении.

промежут.

февраль

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Поговорим о дружбе».

1.Формировать у родителей

понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка.

2Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.

1.Анкетирование

учащихся и родителей.

2Подготовка сюрпризов «Подарок

другу».

3.Разбор ситуаций

1.Памятки.

2.Выпуск класс.

газеты.

3.Рефлексия

собрания.

март-апрель

«Как уберечь ребёнка от насилия.

Как подготовить детей к

итоговым, переводным

работам».

1.Показать родителям на примере статистики   актуальность обсуждаемой проблемы.

2.Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций, трудностей в обучении.

1.Анкетирование

2.Разбор ситуаций

3.Подготовка памяток  для родителей

по проблеме.

1.Подготовка

совместно с родителями

классного часа  «Я один

дома, на улице, в подъезде».

2.Подготовка статистики собрания.

май

«Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим :

« До новой встречи!»

Ознакомление с педагога-

ми среднего звена.

В виде праздника.

1.Подвести итоги обучения

и участия в мероприятиях

детей класса.

2.Познакомить родителей с будущими учителями- пред-

метниками .

3.Формирование пожеланий, рекомендаций для уч-ся 5-го

класса.

1.Подготовка папки выпускника

2.Награждение учащихся.

3.Оформление газеты «Самые интересные моменты в жизни класса.

1.Фото альбомы.

2Грамоты.

3.Альбом рисунков.

4.Папка выпускника.

5.Летопись класса.



Предварительный просмотр:

Примерная тематика классных часов.

2 класс

1.Зачем мы ходим в школу? Учиться?

2 Кодекс чести школьников.

3. От чего зависит настроение?

4. Спешите делать добро.

5. Самооценка и взаимооценка как способ познания себя и других.

6. Как чудесен этот мир, посмотри!

7. Мой любимый сказочный герой.

8. Профессии наших родителей, (Где и кем они работают).

9. Правила гигиены.

3 класс

  1. Режим дня – мой помощник.
  2. Что такое друзья, как их находить и дружить?
  3. Улицы моей деревни.
  4. Техника безопасности.
  5.  Береги природу.
  6.  Кому нужна любовь?
  7.  Что делают там, где работают твои родители? Профессиональные (трудовые) династии.
  8. Правила гигиены.

4 класс

  1. Умеем ли не обижаться?
  2. Кому нужна моя помощь?
  3. Герб семьи.
  4. Чем и кем славна наша деревня?
  5. Моя страна.
  6. С чего начинается театр?
  7. Благодарность – это…
  8. «Все работы хороши – выбирай на вкус». Профессия, которая мне нравится.
  9. Почему важно не забывать о гигиене?
  10. Честь имею.



Предварительный просмотр:

Работа с детьми «группы риска»

Трудности «трудных детей».

Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.

К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:

Вызывающее поведение.

Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;

Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;

Лживость;

Обидчивость, агрессивность;

Тревожность;

Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;

Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;

Проблемные взаимоотношения со сверстниками;

Трудности в обучении;

Невыполнение домашних заданий

Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;

Отсутствие позитивных жизненных целей.

Четыре мотива плохого поведения.

Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.

Алгоритм оказания помощи «трудным детям»

Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:

изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).

корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.

создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.

Принципы конструктивного взаимодействия

        Правило 1.

        Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

        Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

        Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы  говорили о твоем поведении и всегда одно и  тоже»)  и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.

Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

        Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

        Правило 3.

 Обсудите проступок позже.

        Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.

Правило 4.

Позвольте ученику "сохранить лицо".         

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".

Правило 5.

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения.         Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.



Предварительный просмотр:

Циклограмма работы Пушкаревой Алены Владимировны классного руководителя 3 А класса

День\ время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

13.00

Встреча детей. Работа с опоздавшими, выяснение причин отсутствия учащихся

Встреча детей. Работа с опоздавшими, выяснение причин отсутствия учащихся

Встреча детей. Работа с опоздавшими, выяснение причин отсутствия учащихся

Встреча детей. Работа с опоздавшими, выяснение причин отсутствия учащихся

Встреча детей. Работа с опоздавшими, выяснение причин отсутствия учащихся

13.05

Организация дежурства по классу

Организация дежурства по классу

Организация дежурства по классу

Организация дежурства по классу

Организация дежурства по классу

13.10

Встреча со школьным врачом, медсестрой, психологом

13.05-14.00

Оперативное совещание. Заседание ШМО

13.55

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

15.40

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

Организация питания учащихся

17.25-17.45

Заполнение электронного журнала, анализ посещаемости, опозданий, питания

Заполнение электронного журнала, анализ посещаемости, опозданий, питания

Заполнение электронного журнала, анализ посещаемости, опозданий, питания

Заполнение электронного журнала, анализ посещаемости, опозданий, питания

Заполнение электронного журнала, анализ посещаемости, опозданий, питания

18.00

Индивидуальные консультации для родителей

Индивидуальные консультации для родителей

Индивидуальные консультации для родителей

Индивидуальные консультации для родителей

Родительские собрания по плану



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

            по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности                                                                                  «Белая ладья»    МАОУ СОШ №1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ..…………………………………………………… 3
  2. Статус документа .………………………………………………………….. 3
  3. Отличительные особенности курса .………………………………………. 4
  4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………6
  5. Способы определения результативности  работы по программе...……….7
  6. Условия реализации программы.……………………………………………7
  7. Предполагаемая результативность курса…………………………………..8
  8. Содержание курса……………………………………………………….….. 10
  9. Информационно-методическое обеспечение ……………………………14

                      Пояснительная записка

Статус документа

  Настоящая рабочая программа для творческого объединения  в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5-х, 6-х классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта второго поколения основного  общего образования и  написана на основании следующих нормативных документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)

2. Сухин, И.Г. Примерная программа «Шахматы – школе».  / М.: Педагогика, 1991.

3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

5. Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы / Хлопченкова А.Н., преподаватель кафедры педагогического менеджмента ВИПКРО/

      Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

     Актуальность программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

         Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются онлайн-тренажеры в интернете, развитие логического мышления и интеллекта.

 Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 Задачи:

- создать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).    

-  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности курса

   Особенность программы в том, что на ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.        

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.

Программой предусматривается 35 занятий (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем:

  • «Шахматная доска»
  •  «Шахматные фигуры»
  • «Начальная расстановка фигур»
  • «Ходы и взятие фигур»
  • «Цель шахматной партии»
  • «Игра всеми фигурами из начального положения».

             На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том,  что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;
  • использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);
  • инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
  • применение на уроках нестандартных заданий и игр;
  • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;
  • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
  • постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
  • разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;
  • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.

  Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа интеллектуальной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам соревновательной деятельности, к новым способам самовыражения;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности интеллектуальной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Увеличить уровень  личностного, интеллектуального и социального  развития, развить коммуникативные способности, инициативность, толерантность, самостоятельность.

- Приобрести теоретические знания и практические навыки в шахматной игре.

- Освоить новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Способы определения результативности  работы по программе

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика создаваемых проектов
  4. Внешняя оценка – турниры и соревнования

Условия реализации программы

- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс.

-  Методическая литература, художественная литература.

- Внешние: участие в конкурсах школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, проведение турниров.

Предполагаемая результативность курса

В результате прохождения программного материала  обучающиеся  должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

Уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная доска.    

4 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

4 ч.

II.

Шахматные фигуры.    

2 ч.

2 ч.

III.

Начальная расстановка фигур.    

1 ч.

1 ч.

IV.

Ходы и взятие фигур.    

17 ч.

17 ч.

V.

Цель шахматной партии.    

6 ч.

6 ч.

VI.

Игра всеми фигурами из начального положения.    

5 ч.

5 ч.

VII.

Обобщение.    

-

1 ч.

1 ч.

Содержание программы

I. Шахматная доска.   (4ч.)

    Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

    «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

    «Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

II. Шахматные фигуры.(2ч.)

    Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

    «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

    «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

    «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

    «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

    «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

    «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

    «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

III. Начальная расстановка фигур.  (1ч.)        

    Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

    «Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

    «Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

IV. Ходы и взятие фигур. (17ч.)

    Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

    «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

    «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

    «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

    «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

    «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

    «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

    «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

    «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

    «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

    «Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

    Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

V. Цель шахматной партии.  (6ч.)                            

     Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

    «Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

    «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

    «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

    «Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

    «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

    «Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.(5ч.)     

    Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение:

  • Специальную  и  популярную  литературу  по  тематике  программы  (книги, журналы);
  • Творческие  работы  обучающихся;
  • Иллюстративный  материал;
  • Дидактический материал  (карточки  с  заданиями, вопросы  к  викторинам, тексты анкет, тестов).

Материально-техническое обеспечение:

  1. кабинет для занятий;
  2. компьютер;
  3. наборы шахмат.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, исследовательский, проблемный, проектный.

Модель организации учебного процесса предполагает проведение практических занятий с элементами деловых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных заданий в группе и индивидуально.

Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. Используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой). Для успешного освоения применяются различные формы и методы обучения.

Формы организации деятельности:

  • теоретические занятия,
  • работа в группах; практикумы,
  • дидактические игры,
  • инструктажи,
  • работа с литературой;
  • беседы;
  • дискуссии;
  • турниры;

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная доска.    4 ч.

1.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

   Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.

   Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».

2.

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

   Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.

   Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

3.

Линии на шахматной доске. Диагонали.

   Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

   Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).

   Дидактические задания и игры «Диагональ».

4.

Центр шахматной доски.

   Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

II. Шахматные фигуры.     2 ч.

1.(5.)

Шахматные фигуры.

   Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

   Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

   Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

2.(6.)

Сравнительная сила фигур.

   Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

   Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

III. Начальная расстановка фигур.     1 ч.

1.(7.)

Начальная позиция.

   Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

   Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».

   Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

IV. Ходы и взятие фигур.     17 ч.

2.(8.)

Ладья.

   Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

   Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

3.(9.)

Ладья.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).

4.(10.)

Слон.

   Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

5.(11.)

Слон.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

6.(12.)

Ладья против слона.

   Термин «стоять под боем».

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,

 «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

7.(13.)

Ферзь.

   Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

8.(14.)

Ферзь.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

9.(15.)

Ферзь против ладьи и слона.

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

10.(16.)

Конь.

   Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

11.(17.)

Конь

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

12.(18.)

Конь против ферзя, ладьи, слона.

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

13.(19.)

Пешка.

   Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

14.(20.)

Пешка.

   Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

15.(21.)

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

16.(22.)

Король.

   Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

   Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

   Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»

17.(23.)

Король против других фигур.

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

V. Цель шахматной партии.     6 ч.

1.(24.)

Шах.

   Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

   Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

2.(25.)

Шах.

   Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

   Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

3.(26.)

Мат.

   Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

   Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

   Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

4.(27.)

Мат.

   Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

   Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

5.(28.)

Ничья. Пат.

   Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

   Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.

6.(29.)

Рокировка.

   Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

   Дидактическое задание «Рокировка».

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.     3 ч.

1.(30.)

Шахматная партия.

   Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

   Дидактическая игра «Два хода».

2.(31.)

Шахматная партия.

   Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

3.(32.)

Шахматная партия.

   Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

VII. Обобщение.     3 ч.

1-3.(33-35.)

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса.

Литература:

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  22. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  23. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  26. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  27. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  28. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  29. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  30. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.