8. Работа с детьми группы риска
Работа с детьми, имеющими трудности в освоении программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми «группы риска»
Трудности «трудных детей».
Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.
К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:
Вызывающее поведение.
Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;
Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;
Лживость;
Обидчивость, агрессивность;
Тревожность;
Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;
Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;
Проблемные взаимоотношения со сверстниками;
Трудности в обучении;
Невыполнение домашних заданий
Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;
Отсутствие позитивных жизненных целей.
Четыре мотива плохого поведения.
Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.
Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.
Алгоритм оказания помощи «трудным детям»
Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:
изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).
корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.
создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.
Принципы конструктивного взаимодействия
Правило 1.
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.
Правило 2.
Займитесь своими негативными эмоциями.
Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.
Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Правило 3.
Обсудите проступок позже.
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.
Правило 4.
Позвольте ученику "сохранить лицо".
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".
Правило 5.
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.