Развитие творческих способностей учащихся
Здесь представлены методические материалы из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИО: Зебрева Наталья Александровна
Должность: учитель технологии
Квалификация: І квалификационной категории
ОО: Волковский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
(Моршанский район, Тамбовская область)
Предметная область: Технология.
Из опыта работы учителя технологии Зебревой Н.А.
«Развитие интереса учащихся к урокам технологии»
С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технологию не считают основным предметом, в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Успешность школьного урока зависит от таких задач:
1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.
2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3) Формирование ИКТ - компетентности учащихся.
4) Возрождение желания ребенка учиться.
Реализацию этих задач можно осуществить через использование следующих компонентов:
- повышение мотивации обучения;
- выполнение практических и творческих заданий;
- решение технологических задач;
- проведение уроков с применением ИКТ;
- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;
- осуществление межпредметных связей;
- практическая направленность обучения;
- создание ситуации успеха;
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
Для этого на уроках нужно использовать следующие методы: познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) .
При подготовке к уроку нужно учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отбирать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность, создавать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания успешности урока можно использовать в своей работе различные приемы.
Прием "Удивляй!"
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому нужно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример1. Тема: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий". Кулинария. (5 класс) Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства покидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно! 2.Конструирование и моделирование (7 класс) Тема: "Поясное изделие. Юбка". Учитель: У древних людей была одна юбка: "и в пир, и в мир и в добрые люди". По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую. Пример 3. Кулинария. Тема: "Блюда из яиц". (5 класс) Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.
Прием "Отсроченная загадка".
Пример. Тема: " Блюда из молока". ( 6 кл.)
Загадку( удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: Что общего между ёжиком и молоком?
(Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!)
Прием "Лови ошибку".
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовятся заранее, либо можно поручить приготовить уч-ся в качестве творческого задания.
Пример: Руба́нок — ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания. Рубанки используются для придания поверхностям деревянных деталей нужной шероховатости, прямолинейности, плоскостности, формы, уменьшения размеров деталей, а также для создания в деталях протяжённых выемок различной формы («четвертей», «шпунтов» и пр.) широко используется в наши дни для изготовления изделий в домашних условиях.
Пример: Бутерброд. Нарежьте аккуратными ломтиками белый или черный хлеб.
Намажьте каждый кусочек сливочным маслом, а сверху посыпьте натертым сыром.
Закройте бутерброд ломтиком хлеба и положите в тостер. Через несколько минут горячий бутерброд привлечет ваше внимание ароматом поджаренного хлеба.
Прием " Практичность теории".
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Пример 1 Тема: "Ткани из искусственных волокон". (6 кл.)Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Пример 2: Тема: " Витамины".(7класс). - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Для успешность школьного урока большое значение имеет применение проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
Чтобы "включить" познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.
Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.
Например: Урок технологии в 7 классе. Тема: "Снятие мерок". В сказке "Гулливер", лилипутки, измерив пальцы спящего Гулливера, определили размер его одежды. Возможно ли такое?
Ученики должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде.
(Согласно теории пропорционирования Марка Поллиона для идеальных (!) пропорций человека характерны следующие отношения:
- длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
- ступня равна четырем ладоням
- локоть равен шести ладоням
- высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
- шаг равняется четырём локтям
- размах человеческих рук равен его высоте
- расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты
- расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты
- максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.
Например: Факт 1:Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих. Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…Как связаны эти 2 факта?(Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)
(Асбест - натуральное волокно, которое существует в природе в готовом виде.
Никакой пряжи для вязания из него не производят.
Замечательным свойством этого минерала является способность распушаться в тонковолокнистую массу, подобную льняной или хлопковой, пригодной для изготовления несгораемых тканей)
Применение ИКТ на уроках технологии.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Интерес у учащихся вызывает наглядный материал презентаций, роликов. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.
Решение технологических задач.
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.
Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.
Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.
На уроках технологии можно использовать следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)
б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача :Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами можно проверить свежесть яйца?
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача. Рассмотрим образец ткани.
Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
д)Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.
-Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером,
перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в течение дня.
ВЫВОД: технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к технологии.
Применение творческих заданий на уроках технологии.
Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1. составление кроссвордов;
2. сочинение сказок или стихотворений, о каком - либо объекте;
3.выполнение рисунков;
4.изготовление аппликаций из различных видов ткани
5. составление рассказа с технологическими ошибками;
6. составление тестов, опорных схем и конспектов;
7. сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов
8.выполнение практических заданий, мини проектов.
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.
Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.
Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Предварительный просмотр:
ФИО: Зебрева Наталья Александровна
Должность: учитель технологии
Квалификация: І квалификационной категории
ОО: Волковский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
(Моршанский район, Тамбовская область)
Предметная область: Технология.
«Развитие
творческих способностей обучающихся
на уроках технологии»
Из опыта работы учителя технологии Зебревой Н.А.
Развитие творческих способностей школьников в настоящее время приобрело большое социальное значение. Нашему обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Творчество – это прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое.
На первых проведенных уроках технологии я поняла, что дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться. Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.
Цель моих уроков: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.
Для того чтобы развивать творческие способности обучающихся, на уроках технологии стараюсь создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных.
К каждому уроку технологии ставятся задачи:
- развивать у детей творческое воображение, умение в обычном видеть необычное;
- пробуждать интерес к современным инструментам творческих задач.
В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность. Уроки направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Стараюсь подбирать интересные и понятные для ребят темы для творчества. От выбора содержания учебного материала зависит успех всего урока, его способность заинтересовать обучающихся новизной и оригинальностью.
Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.
При работе над будущим изделием ученику следует выбрать оптимальный для него способ достижения цели. Если хочет, пусть осваивает новый вид рукоделия и достигает в нём необходимого мастерства, не хочет – выполняет изделие в другой, знакомой технике.
Решая любую проблему, ученик может идти двумя путями:
- применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).
Каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.
Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них стараюсь воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
Дети сами придумывают декор, выбирают материал, расцветку и составляют композиции для оформления изделия. А мне остается только помочь ребятам воплотить их необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят, и это надо активно поддерживать. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской.
Конечно, не у всех детей получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнять другую работу, похожую или непохожую на эту.
Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: сколько нового, интересного можно сделать своими руками.
Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему.
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности. Поэтому постоянно организую выставки поделок учащихся. («Чудеса осенней природы», «Живёт на свете красота…» «С любовью к маме», «Фабрика игрушек деда Мороза» др.)
Приобретая новые знания и умения, развиваясь творчески, мои ученики принимают активное участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и регионального уровня и становятся призерами и победителями
Творчество детей не оставляет никого равнодушным. Результаты участия в конкурсах позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Каких же результатов я достигла за это время? Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.
Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию обучающихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.