Урочная деятельность

Зебрева Наталья Александровна

На этой странице размещены  методические материалы по предметам: технология, ИЗО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волковский филиал

МБОУ Большекуликовской СОШ

Моршанского района

Тамбовской области

Конспект урока по технологии в  5 классе

на тему:

«Швейные ручные работы.

Пришивание пуговиц»

                                                                 Подготовила: учитель технологии

                                                Волковского филиала

                                                                     МБОУ Большекуликовская СОШ

                                Зебрева Н.А.

2019г

 

Тема: «Швейные ручные работы. Пришивание пуговиц»

Цель: создание условий для изучения истории появления пуговицы, области её применения и правил пришивания к основе.

Задачи урока:

Предметные:

  • способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний
  • способствовать запоминанию основной терминологии;
  • способствовать формированию и развитию умений и навыков пришивания пуговиц со сквозными отверстиями и ушком, подбирая нитки в зависимости от пуговиц и изделия.

Метапредметные: формируемые УУД

Регулятивные УУД (организация собственной деятельности):

  • выявление готовности к уроку;
  • освоить теоретические знания техники пришивания пуговиц;
  • восприятие и осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
  • формирование умения учиться высказывать своё предположение, формулировать свои мысли в устной форме;
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения слушать и понимать других, работать в парах;
  • отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

Познавательные УУД (умения результативно мыслить и работать с информацией):

  • активное слушание учителя;
  • активизация имевшихся ранее знаний;
  • развитие и углубление потребностей в учебно-познавательной деятельности;
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и т.д.;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

Коммуникативные УУД (умение общаться и взаимодействовать с людьми)

  • активное слушание собеседника;

строить высказывания понятные для собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

  • учиться работать в паре, в группе

Личностные УУД:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, аккуратности, усидчивости

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный комплекс, швейные принадлежности, набор пуговиц, салфетки

Методы:  словесный, репродуктивный, частично проблемно-поисковый.

Формы:     индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная работа.

Технологии:     ИКТ, частично-поисковая деятельность, работа с информацией, здоровьеберегающие, технология сотрудничества,  игровая,  личностно – ориентированная,

Ход урока:

Орг. момент. (1 мин.)

Уважаемые гости, ребята, я рада приветствовать вас на уроке технологии.

Наш урок мы начнем с пожелания добра.

Я желаю вам добра! А вы мне желаете  добра? Мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу. А если будет трудно мне, вы мне помножите?

- Вы улыбаетесь, и я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно, увлекательно и с пользой.

Готовы ли вы к уроку?

Тогда начнём

Актуализация знаний (5минут.)

Проверка д/з

Открываем учебник (с.119) и отвечаем на вопросы

1.Для чего нужны ручные швейные работы?  (Ручные швейные работы нужны для того, чтобы закреплять подогнутый край изделия, соединять детали между собой, чтобы получить качественную машинную строчку или провести примерку изделия, вышивать, пришивать пуговицы, предохранять срезы ткани от осыпания)

2.Зачем нужно обмётывать срезы? (Чтобы предохранять ткань от осыпания)

Работа в парах Найдите образцы петельных и косых стежков, предохраняющих срезы от осыпания

3.Чем отличается операция смётывания от замётывания?

Смётывание – это временное соединение двух или несколько деталей, примерно равных по величине.

Замётывание – это временное закрепление подогнутых краёв детали, складки.

Работа в парах Найдите образцы замётывания с открытым срезом и закрытым срезом

4.Для чего при ручных работах необходим напёрсток? (для защиты пальца от уколов во время работы с иглой)

5. Чем шов отличается от строчки?

Шов – это место соединения  двух или несколько слоёв материала строчкой

Строчка – это несколько стежков, проложенных друг за другом.

Работа в парах Покажите образец шва

6.Каким инструментом выполняются стежки и строчки?  (иглой)

У Анжелы было индивидуальное домашнее задание. Ей нужно было подготовить сообщение об истории создания иглы. 

Сообщение ученика.   История современной иголки уходит в далекое прошлое.  Во времена позднего палеолита наши предки пользовались иглой с ушком, сделанной из костей животных. Современная иголка появилась лишь в 14 веке, когда научились делать проволоку. Иголки активно стали изготавливать в Германии и Испании, затем в Англии.

В России иголки стали изготавливать во времена Петра I. В 1717 году по  указу  царя были построены две игольные фабрики, в селах Коленцы и Столбцы. Их владельцами стали купцы Рюмины и Сидор Томилин.        

С этого времени игла прочно вошла в крестьянский быт, став настоящим символом трудолюбия. Появилась даже поговорка: «иглой да бороной деревня стоит». Простые крестьяне создавали настоящие произведения искусства, используя обычную иглу и пяльцы.

Слайд 2.  Об  этом нам повествуют картины великих художников. Полотно Алексея Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием» или работа Василия Тропинина «Золотошвейка».

        С тех пор прошло очень много времени, но иголка все также популярна.

Определение темы, цели и задач урока  (2 мин.)

А теперь послушайте меня

Утром я к вам очень торопилась,

И у меня вот что случилось … (показ оторванной пуговицы).

По дороге, раз - пуговка оторвалась.

Видно слабо так держалась,

Хорошо не потерялась.

Что мне делать, как мне быть?

Надо пуговку … (пришить).

А для этого, друзья, существуют правила.

Вы согласны? (ответы детей)

Как иголочку держать, как нам нитки подобрать.

Пуговки, конечно, важные, но они такие разные.

Вот они пришиты в ряд: раз, два, три, четыре, пять.

Вы хотите все узнать?

Так давайте начинать.

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Слайд 2-Правильно, тема нашего урока «Швейные ручные работы. Пришивание пуговиц» 

Запись в тетради.

- А нужно ли человеку уметь пришивать пуговицы?

- Каждый человек должен следить за своим внешним видом и выглядеть опрятным.

- А интересно вам что–то  узнать о пуговице?

- Да, мы можем многое узнать.

  • Как появилась пуговица?
  • Какие бывают пуговицы?
  • Важна ли роль пуговицы в нашей жизни, можем ли мы ее назвать Госпожой?
  • Секреты пришивания пуговицы

    На все эти вопросы мы должны сегодня найти ответы.  

Поэтому наш сегодняшний урок – это урок - исследование.

Девизом к нему будут слова: «Наблюдай! Исследуй! Делай выводы!»

Цель нашего урока: познакомиться с историей возникновения, областью применения пуговиц  и научиться правильно их пришивать 

- Но прежде, чем мы начнем исследование, необходимо вспомнить изученный ранее материал.

Слайд 3– Внимание на экран, перед вами знакомые термины. Скажите, какой из этих терминов, будет использоваться нами сегодня в работе? (пришить)

Выберите правильное определение этого термина.

- Пришить - прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения

Открытие нового знания. (10 мин.)

Слайд 4- Наше исследование начинается.

Попытаемся ответить на первый вопрос: Что такое пуговица?  (Пуговица – это застежка на одежде) Каково основное назначение пуговицы?  (Предназначена для соединения  частей одежды друг с другом).

-  Как появилась пуговица? – этот вопрос  исследовала Катя

Сообщение учащегося.   Из истории пуговицы

Слайд Из истории мы знаем, что первой одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя. Шкура накидывалась на плечи, и, чтобы она не сползала, ее удерживали руками. Но первобытному человеку надо было освободить руки для труда. Поэтому на одежде появились застежки. И первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.  Но они были совсем не похожи на пуговицы.  До сих пор точно не известно, кто именно изобрел пуговицу. Некоторые ученые предполагают, что это были греки или римляне, другие же считают, что первые пуговицы появились в Азии. Как правило, делали их из слоновой кости. Широкое распространение эти детали одежды получили только в 13 веке и до начала 18 века считались символом богатства и знатного происхождения. Короли и знатные особы специально заказывали себе пуговицы из серебра и золота, драгоценных камней  и даже передавали их по наследству.

Затем пуговицы стали делать из металла и меди Уже в 30 — х годах стали делать пластмассовые пуговицы

Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами.

Простые пуговицы 19-20 веков можно купить в антикварных лавках в Европе по цене от одного до шестидесяти долларов, зато цена на редкие пуговицы доходит до нескольких тысяч долларов!

- А я хочу добавить, что до появления пуговиц древние люди соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и даже палками.

 - Пуговица – это застежка, а может ли пуговица выполнять еще какие-либо функции?

Слайд 6–  Давайте выясним, для чего могут служить пуговицы? (Слайд – работа со слайдом- определение функций пуговиц) 

Словарная работа.

Что означает утилитарная функция? Найдите в толковом словаре Владимира Ивановича Даля определение слову  УТИЛИТАРНОСТЬ – это стремленье искать во всем прямую и вещественную пользу.

Информативная функция (опознавательный знак)  По пуговицам можно определить, где учится, служит или работает человек.

Декоративная функция (украшение) Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Некоторые предметы одежды зачастую имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле имеющихся на ней пуговиц.

Магическая функция

- Полина провела исследование и вот что выяснила о магическом значении пуговицы

Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица — это пугалка». Этим и объясняется мистическое значение, которое придавали этому предмету, — считается, что он способен отпугивать злых духов и защищать человека от негативных влияний людей и неблагоприятной окружающей среды. Наши предки верили в то, что, застегивая одежду на пуговицу, мы как бы замыкаем энергетическую защиту вокруг себя. Кроме того, этот элемент одежды использовали в качестве оберега, пришивая его с внутренней стороны одежды ближе к сердцу. 

- С пуговицами связано очень много интересных фактов.

Вероника провела  мини-исследование, и   мы слушаем результаты её  работы

Сообщение учащегося Интересные факты из истории пуговиц.

  • Указ Петра I, предписывающий пришивать пуговицы к краям рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.      
  • Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились.
  • Интересно отметить, что по государственному стандарту в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

Слайд 7 Учитель Ребята, а вы знали, что оказывается в Латвии, Литве, Канаде, Германии, России и других странах мира есть памятники, посвящённые  пуговице

- Продолжаем наше исследование.

       - Посмотрите на пуговицы, которые вы принесли и скажите, все ли они   одинаковы?  Чем отличаются? (ответы учащихся: формой, размером, цветом, материалом изготовления…)

(по ходу ответов, выложить на доске схему)

Пуговицы отличаются

Цвет, форма, размер, материал изготовления, способ крепления

- Вот сколько интересных сведений мы узнали о пуговице.

Физкультминутка   (1 мин.)

Дети построились в шеренгу

Учитель перед собой  двигает пуговицу (диаметр 20см) вправо-влево, вверх-вниз, по часовой стрелке-против, рисует «восьмёрку» - дети следят глазами за движением пуговицы.

Игра «Попади в шляпу» (1 мин.)
Выберете самую большую пуговицу и попробуйте попасть ей в шляпу с трех шагов.

(Дети строятся вокруг шляпы на расстоянии трех шагов и бросают в шляпу пуговицы)

Подготовка к практической работе:   (5 мин.)

- Нам необходимо подготовиться к практической работе, чтобы научиться правильно  пришивать  пуговицы.

- Выясним, секреты пришивания пуговиц. Для этого необходимо обратиться к информационному Слайд 8   листу и ответить на следующие вопросы Слайд 9

  1. Как подобрать нитки для пришивания пуговицы?
  2. Где закрепляют нить, приступая к работе?
  3. Где закрепить нить по окончании работы?
  4. Как пришить пуговицу с отверстиями к толстой и тонкой ткани?
  5. Какими способами можно пришить пуговицу с четырьмя отверстиями?
  6. Как пришивается пуговица на ножке?

- Запомните эти секреты, и используйте при выполнении практической работы.

Инструктаж по ТБ. (2 мин.)

   - При работе с иглами и ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму.

Вспомним  эти правила.

  • Нельзя пользоваться ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани.
  • Иглы хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте её в свою одежду.
  • Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с сомкнутыми лезвиями.
  • При работе по плотной ткани на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохранит палец от уколов иглой.
  • Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась. Длина её должна быть не более 50 см.
  • Нельзя перекусывать нитки зубами. Для этого есть ножницы.

Также обратите внимание на то, что:

  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед
  • Голову слегка наклонить вперед.
  • Нельзя опираться о стол.
  • Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

Слайд 10  Практическая работа. (10 мин.)

Из пуговиц можно сделать много красивых и полезных вещей.  Рамочки для фотографий, массажные коврики,  панно и др..  

- Мы сегодня продолжим делать салфетки «Цветочная полянка». Для этого  нужно пришить на к  серединкам цветов три пуговицы  (с двумя отверстиями, четырьмя и на ножке. (самостоятельная работа)

-покажите друг другу, какие полянки у вас получились и поставьте оценки друг другу.             

(правильно ли подобрана нить, аккуратно и крепко ли пришита пуговица,

закреплён ли кончик нити.)

Оценка за работу.  (Работа в паре)

Итог урока.

- Ребята, наше исследование завершено. Вы многое узнали и многому научились. (Задайте друг другу вопросы по теме урока или 1.Из каких материалов делали застёжки первобытные люди? Известен ли мастер, которые изготовил первую пуговицу? Считалась ли пуговица в 13-17 веках символом богатства? Почему? Из чего они делались в то время? Как применяют пуговицы? Как отличаются пуговицы друг от друга?)

Как вы считаете, важна ли  роль пуговицы  в нашей жизни? Почему?

- Значит, пуговицу можно  назвать Госпожой. Ей  даже посвящены стихи.

          Пуговке славу мы все воздаем,

           Ей величальную песню поем.

           Слава тебе – говорим без прикрас.

           Будь же ты, пуговка, вечно при нас.

           Ты уж покрепче за нитку держись.

           В футбол я играю –  не оторвись!

           Знай, что в борьбе ты мне очень нужна:

           Поддержка в одежде тоже важна.

           Пуговка, пуговка,  не оторвись,

           Не потеряйся и не расстегнись.

           На платьице нашем ты так хороша!

           В наряде порядок – ликует душа!

    Оценки за урок.

- Сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо работали, старались. И поэтому оценкой всем будет (вариант «ОТЛИЧНО»).

   Слайд 11 Рефлексия

- Наш урок завершается, и мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Посмотрите на экран, перед вами шесть разноцветных пуговиц. Продолжите фразу, выбрав пуговицу.

Белая пуговица

Сегодня я познакомилась…

Синяя пуговица

Мне запомнилось…

Жёлтая пуговица

Сегодня я научилась…

Зелёная пуговица

Я хотела, чтобы на уроке…

Красная пуговица

Я теперь могу…

Коричневая пуговица

У меня получилось…

Слайд 12.   Домашнее задание.

    Домашнее задание предлагаю выполнить по выбору:

  1. Подобрать  приметы и пословицы о пуговицах.
  2. Нарисовать эскиз панно из пуговиц 
  3. Повторить уч.с.112-119

4.   Придумать и нарисовать эскиз памятника пуговице

Приложение

Оцените друг друга, воспользовавшись оценочной таблицей.  (Взаимоконтроль)

Фамилия, имя _______________________

Вид пуговицы

операции

баллы

На ножке

2

1

0

Итогов. балл

1. Цвет нити

По цвету ткани

Не по цвету ткани

-

2. Сложение нити

двойная

одинарная

-

3. Узелок

На лицевой стороне под пуговицей

На изнаночной стороне

Нет узелка

Со сквозными отверстиями

1. Цвет нити

 с 2-мя отверстиями

По цвету пуговицы

Не по цвету пуговицы

-

 с 4-мя отверстиями

2. Сложение нити

с 2-мя отверстиями

Двойная

Одинарная

-

с 4-мя отверстиями

3. Узелок

с 2-мя отверстиями

На лицевой стороне под пуговицей

На изнаночной стороне

Нет узелка

с 4-мя отверстиями

4. Витки под пуговицей (стойка)

с 2-мя отверстиями

3-5 витков

Меньшее количество витков

Нет стойки из витков

с 4-мя отверстиями

итого

Подсчитайте баллы

       22

11

   Выводим общую оценку:

 «5»  -  18-22  балла

 «4»  -  17-12  баллов

  «3» - 11-7  баллов      

   



Предварительный просмотр:

Волковский филиал

МБОУ Большекуликовской СОШ

Моршанского района

Тамбовской области

Конспект урока по технологии в  5 классе

на тему:

«Сервировка стола к завтраку»

                                                                 Подготовила: учитель технологии

                                                Волковского филиала

                                                                     МБОУ Большекуликовская СОШ

                                Зебрева Н.А.

2019г

Цель урока:

создание условий для ознакомления учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и культуре поведения за столом

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с историй столовых приборов, правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом.

Развивающие:  способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности; сформировать навыки по сервировке стола;

Воспитательные: создать условия для воспитания мотивации обучения; умение работать в группе и парах; воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

Оборудование: набор посуды, набор приборов для сервировки стола к завтраку, скатерть и набор тканевых салфеток,  бумажные салфетки, низкая и высокая вазы с цветами; учебник, рабочая тетрадь

Технические средства обучения:

- проектор;

- ноутбук;

- экран

ЦОР: презентация «Сервировка стола к завтраку».

Тип урока: комбинированный урок (формирование новых знаний и применение их на практике).

Методы: беседа, рассказ, опрос, инструктаж, практическая работа, демонстрация слайдов.

Формы работы: фронтальная, в парах.

Межпредметные связи: история, ИЗО, информатика, музыка

Данный урок  обеспечивает достижение учащимися следующих результатов: 

1. Личностные – освоение учащимися совокупности знаний по теории и практике; развитие готовности к самостоятельным действиям; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; развитие творческих способностей. 

2. Метапредметные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; освоение  начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

3. Предметные – знания об истории предметов сервировки стола, последовательности и схеме сервировки, культуре поведения за столом; умения сервировать стол к завтраку, красиво складывать текстильные салфетки, применять полученные знания на практике

Ход урока:

1. Оргмомент  

Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Я рада вас приветствовать на уроке технологии.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, и самое главное – трудолюбивыми.
        Итак, ребята, вы готовы к уроку?

2. Проверка д/з  

На прошлом уроке мы изучили тему: «Технология приготовления блюд из яиц». Ваше домашнее задание заключалось в приготовлении блюд из яиц по выбору и создания презентации по схеме с фотографиями.

Показ презентаций детьми

3. Введение в тему  

Слайд 3.Ребята, вы научились готовить блюда из яиц: 2 вида омлета, яичницу-глазунью и яйца-сюрприз.  Их  можно подавать к завтраку.

А какие ещё блюда можно приготовить  на завтрак? (кашу, бутерброды, запеканки и )

Какие горячие напитки можно подать? (какао, чай, кофе)

Вы уже можете самостоятельно приготовить несколько блюд и горячих напитков для завтрака, но этого не достаточно.  Представьте себе, что к вам приедут очень важные гости и вам придётся их покормить завтраком.

Что, по-вашему, нам нужно еще знать, чтобы гости  с удовольствием и аппетитом позавтракали? Как вы думаете?  (накрыть стол)

Как это называется по-другому? (сервировка)

Слайд 4.  Совершенно верно! Я приглашаю вас на урок хороших манер, который называется «Сервировка стола к завтраку» или «Столик, накройся!»

Откроем  тетради и запишем тему урока «Сервировка стола к завтраку»

Попробуем определить цель нашего занятия. (ответы детей – сервировать стол)

Учитель выясняет границы знания и незнания: вы знаете, куда поставить закусочную тарелку, куда бокал –справа, слева или по диагонали от закусочной тарелки? С какой стороны положить вилку, ложку или нож? Положить их вместе, а может раздельно? Как правильно сложить салфетку и куда её положить на столе?  Как определить по столовым приборам, наелись ли гости или ждут еды ещё, куда положить использованную бумажную салфетку, и знаете ли вы что-нибудь из истории столовых приборов, посуды и салфеток?

Поэтому сегодня на уроке мы узнаем некоторые сведения из истории предметов сервировки стола, постараемся научиться правильно сервировать стол к завтраку,  красиво складывать салфетки и правильно вести себя за столом.

Это будут наши задачи.

Работать мы будем по следующему плану

(показ плана)

Мы узнаем

1.Предметы сервировки стола  и  их история.

2.Последовательность сервировки стола

3.Схема сервировки стола к завтраку

Мы выполним:

4.Практическая работа  «Сервировка стола к завтраку»

Мы узнаем:

5.Правила поведения за столом.

План  будет висеть на доске,  и мы будем знать, что нам предстоит на следующем этапе .

4. Изучение темы

Работа с учебником (Пока дети будут писать,  вывесить план на доску)

А пока откроем учебник (с.72) прочитаем и запишем определение слову «сервировка» (Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приёма пищи)

Слайд 5.

Великий русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности,  первый русский нобелевский лауреат И.П.Павлов говорил, что «нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием».

Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

Решение кроссворда

- А какие же предметы нам необходимы для того, чтобы накрыть стол к завтраку?

Слайд  6.

Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.

Кроссворд

1.п

о

5с.

у

д

а

к

а

2.ц

в

е

т

ы

е

3.п

р

и

б

о

р

4.с

а

л

ф

е

т

к

а

ь

По горизонтали:

  1. Для того чтобы подавать еду на стол есть ряд предметов, которыми обычно пользуются. Все они изготовлены из фарфора, стекла, металла и других материалов. (посуда) - щелчок

Основная посуда – тарелка

Слайд  7.

Чтение учеником со слайда (Впервые тарелка появилась в 12-13 в.в. в Европе (до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба).

Затем роль тарелок выполняли миски. Делали миски из глины, дерева, а позднее из металла.  Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 веке (до этого несколько человек использовали одну общую тарелку)

Слайд  8.

  1. Они, несомненно, украсят любой стол, могут быть живые и искусственные, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (цветы)-щелчок

Слайд  9. Чтение учеником со слайда (Стол выглядит нарядно, когда он украшен цветами. Но композиция не должна заслонять собой блюда и мешать сидящим за столом, поэтому цветы нужно ставить в низких вазах небольшими букетами. Вазу можно заменить салатницей, кружкой или просто положить цветы на скатерть гирляндой. Не следует ставить на стол цветы с сильным запахом)

Слайд  10.

3 . Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (прибор) - щелчок

Слайд  11. Чтение учеником со слайда (НОЖ стал столовым прибором в 15 веке. Нож был остроконечным- нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор.

СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в 10 веке. В дореволюционной России деревянная ложка была главным атрибутом деревенского стола и являлась предметом народного промысла.

Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

ВИЛКА появилась в 11 веке и имела двузубый вид, которой брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно: 700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.

Слайд 12

Учитель По тому,  как гости положили приборы на тарелку, можно узнать, они ждут следующее блюдо, просто прервали трапезу или уже её окончили, понравилось им блюдо или нет

Слайд  13.

4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или слева от нее. Бумажные ставят в специальную подставку. (салфетка) - щелчок

Слайд  14.  Чтение учеником со слайда (Древние египтяне в качестве салфеток  использовали листья фигового дерева.

В Греции салфетки делали из алебастра, для того, чтобы их было легко чистить, их не мыли, кидали в огонь.

На востоке роль салфеток выполнял тонкий лаваш.

В Японии и Китае - листочки рисовой бумаги. Они её разминали, использовали и выбрасывали. 

В Россию салфетки попали во времена Петра I, до этого руки вытирали о край скатерти. В русских деревнях искусство украшения и вышивки льняных салфеток передавалось из поколения в поколение .

Учитель В наше время распространены салфетки бумажные и текстильные (тканевые). Полностью развёрнутую текстильную салфетку кладут на колени. Руки и рот вытирают бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку кладут на стол, справа от тарелки, а бумажные салфетки в  тарелку)

Слайд  15.  По вертикали:

5.Она основа всей композиции стола. Посуда, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен и хлопчатобумажные ткани. Слайд  16.  (скатерть)

 Слайд  17.  Чтение учеником со слайда (Первое упоминание о скатерти на русском столе мы находим в «Смоленской грамоте», датированной 1150 годом. А в 16 веке скатерть была довольно распространена в домах русской знати. 

Учитель Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями так, чтобы средняя заглаженная складка шла вдоль стола. Края скатерти свисают на 25 – 30 см по сторонам. Если сервируется торжественный праздничный стол, то скатерть лучше взять белую накрахмаленную; для менее торжественных событий можно взять цветную, сочетающуюся с интерьером комнаты, цветом стен, штор и посудой, причем белая посуда подходит и для белой, и для цветной скатерти, а цветная хороша на белой скатерти.

Под скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посуды.  Также для этого можно подложить большие тканевые салфетки под закусочную тарелку и приборы каждому обедающему.

Итак, для того, чтобы накрыть стол, нам необходимы: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Слайд  18.  Работа в паре

А в какой   очерёдности нужно разложить эти предметы,  мы узнаем, поработав в парах.

Слайд  19.  Последовательность сервировки стола

  1. Застелить стол скатертью
  2. Сервировать стол посудой общего пользования
  3. Сервировать стол посудой индивидуального пользования
  4. Сервировать стол столовыми приборами
  5. Сервировать стол салфетками.
  6. Поставить вазу с цветами. 

Слайд  20.  Физкультминутка 

Мы сегодня работаем с компьютером, поэтому я предлагаю сделать зарядку для глаз вместе с Машей и Витей. 

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

(пока дети делают,  повесить последовательность серв.стола на доску)

Фронтальный опрос  

Слайд  21.  Что же по плану мы должны узнать далее? (схему сервировки)

Как правильно расставить посуду и приборы, увидим на схеме в учебнике с.73 (рис.38) или на слайде.  Я читаю текст, а вы, глядя на схему, помогаете мне.

Посуду расставляют из расчёта на одного человека: закусочную тарелку строго напротив стула  в 2 см от края стола.  По диагонали справа  - блюдце с чашкой, ручка которой обращена вправо.  Чайную ложку кладут около блюдца справа.  

Столовые приборы:  справа от  тарелки – нож лезвием к тарелке, слева вилка зубцами вверх.    Если предполагается, что блюдо нужно есть ложкой, тогда  столовую ложку кладут справа выпуклой стороной вниз.  Обратите внимание, если для завтрака нужна лишь вилка,  её кладут  справа. Сваренное яйцо подают в пашотнице - посуде для подачи яйца и ставят от закусочной тарелки справа.  Салфетки из ткани красиво складывают и кладут каждому на тарелку или слева от неё.  

Предположите, куда можно поставить тарелку с хлебом, маслёнку, сахарницу с чайной ложкой, подставку с бумажными салфетками для вытирания грязных рук, соусник, молочник, т.е. предметы для общего пользования? (в центр стола)

Зарисуем схему в тетради.  

Слайд  22.  

5. Практическая работа

Итак, используя представленные вам предметы, под музыку Антонио Вивальди «Времена года» концерт №4 «Зима»,  сервируйте стол.

Меню завтрака: пшённая жидкая каша с изюмом курагой; бутерброды с яйцом, чай с лимоном.

Инструктаж  Обратите внимание, что с посудой и столовыми приборами обращаться нужно аккуратно. Посуда – бьётся, а упавшие на пол столовые приборы и салфетки нужно обязательно заменять на чистые. Всю работу по сервировке стола нужно делать в фартуках и косынках.

(дети одевают одежду и  сервируют стол)

Мастер-класс Что бы стол выглядел более привлекательно, и принимающие еду не испачкали одежду, на каждую закусочную тарелку или слева от неё нужно положить красиво сложенную салфетку.  Как это сделать, мастер-класс покажет Туровская Галина.

Существует много способов складывания салфеток:

рыбка, артишок, лилия, шлейф, джонка, эверест, зайчик и др..  (показ)

Больше всего мне понравился способ «Шлейф», и я научу вас складывать салфетки таким образом.

1. Исходная форма салфетка сложена по диагонали.

2. Совместите левый и правый углы треугольника с его вершиной.

3. Сложите фигуру относительно горизонтальной оси пополам.

4. Правый угол соедините с левым сзади салфетки и заложите один в другой.

5. Фигуру поверните. Смотрящие вверх острые углы оттяните соответственно вправо и влево. Поставьте салфетку вертикально.

Игра «Этикет за столом» («да» или «нет»)

Сервировка стола – это один из элементов этикета. К этикету также относятся правила поведения за столом. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.  

Сейчас я буду задавать вопросы,  а вы будете на них отвечать «да» или «нет».

1. Не разговаривай с полным ртом. («Да»)

2. Не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно. («Да»)

3. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. («Да»)

4. Ешь с ножа. («Нет»)

5. Пользуясь ножом, держи его в левой руке, а вилку - в правой. («Нет»)

6. Из общего блюда выбирай  лучший кусочек. («Нет»)

7. Если тебе нужно что-нибудь достать, вежливо попроси передать. («Да»)

8. Размешав сахар в чашке, положи ложку рядом на скатерть. («Нет»)

9. Окончив еду, оближи ложку, чтобы она была чистой. («Нет»)

10. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо. («Да»)

Слайд 23-26

6.Проверка знаний: Тест «Сервировка стола» (устно)

1.Стол к праздничному обеду накрывают:

А)белой скатертью   б)цветной клеёнкой   в)цветной скатертью

2.Стол украшают

А)невысокими букетами в низких вазах

Б)цветами с длинными стеблями в высоких вазах

В)цветами с сильным ароматом

3.Красиво сложенные тарелки чаще всего кладут

А)справа от тарелки  Б)слева от тарелки    в)на закусочную тарелку

4.При сервировки стола вилку кладут

А)справа от закусочной тарелки зубцами вверх  б)слева от закусочной тарелки зубцами вверх  в)справа от закусочной зубцами вниз

5.При сервировки стола ложку кладут

А)справа от закусочной тарелки выпуклой стороной вниз

Б)в тарелку   в)слева от закусочной тарелки выпуклой стороной вверх

6.При сервировке стола нож кладут

А)справа лезвием к закусочной тарелке

Б)слева лезвием  от тарелки

В)справа лезвием от тарелки

7.Столовые приборы – это

А)бокалы, фужеры  б)чашки, блюдца    в)ложки, вилки, ножи

8.К посуде общего пользования относятся

А)бокалы, фужеры  б)чашки, блюдца    В)молочник, соусник

9.Суп к обеду на стол нужно подавать

А)в эмалированной кастрюле   б)супнице  в)глубоких тарелках

10.Для украшения праздничного стола можно использовать

А)гирлянды из цветов  б)вазы с фруктами   в)коробки с конфетами

11.Скатерть со стола должна свисать

А)на 20-25 см.  б)на 25-30 см   в)30-35 см

12.В начале сервировки расставляют

А)стеклянную посуду  б)столовые приборы   в)тарелки

7.Итог урока 

Итак, ребята, урок подошёл к концу. И мне хотелось бы вас спросить, зачем нужна сервировка стола? (для красоты, создания аппетита и удобства)

Достигли  мы цели, которую ставили перед собой, научились сервировать стол к завтраку?

Что мы для этого делали? План  пригодился?

 А пригодятся ли знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке в жизни?

Это нужно знать и уметь каждой  хозяйке! Мы разрешили проблему, которая была задана в начале урока.

Домашний уют строится на минимальном количестве вещей. Если все это делается с душой и большой любовью, то все окружающие становятся чуточку счастливее.  Постарайтесь преподнести всем членам своей семьи сюрприз – прекрасный стол, который будет украшен правильным расположением столовых приборов. В первый раз это вызовет удивление, но постепенно все члены вашей семьи начнут все чаще собираться за столом, чтобы провести как можно больше времени вместе.

8.Выставление оценок

Спасибо всем за работу на уроке. Вы хорошо поработали, и я попрошу поставить друг другу оценки.

Настроение не испортилось?  Не зря мы начали урок с улыбки!

Слайд 27

9.Д/з Учебник с.71-76 чит; сервировать стол к завтраку в выходной день; научиться складывать салфетки любым способом на выбор.