Классное руководство

Зебрева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

План воспитательной работы

в 8-9 классах

классного руководителя

Зебревой Н.А.

   

2019-2020 уч. год

        

Цель

воспитательной

деятельности:

-воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, способной к самореализации;

-воспитание гражданина своего Отечества.

Задачи

воспитательной

деятельности:

-формирование нравственного и гражданского самосознания;

-воспитание ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;

-приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества;

-воспитание гражданственности и национального самосознания;

-формирование экономического мышления;

-формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений.

Направления воспитательной деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1.Направление «Здоровье».

 «В кругу доверия» (проф-ка суицидов)

 

 «Я выбираю жизнь»

Беседа «Уголовный кодекс о наркотиках» 

«Скажем НЕТ вредным привычкам!»

Направление «Общение и культура».

«Мы выбираем, нас выбирают»

Беседа «Этикет в соцсетях»

Подготовка к дню Самоуправления

«Поговорим о чести и достоинстве»

Подготовка к Дню Матери

 

«Мы выбираем, нас выбирают»

Направление «Мой край родной».

   

Урок Победы

 «Край мой Тамбовский»

Беседа «Дню народного единства в России посвящается…»

 «Равнение на – героя!..»

Беседа "Конституция РФ. Права и свободы..." Беседа «День Неизв.Солдата»

Беседа "Говорю из Ленинграда..."

Направление «Учение»

«О будущей пенсии нужно думать смолоду»

Направление «Досуг».

Подготовка к Осеннему балу

Подготовка к Новому году

Направление «Образ жизни».

Операция

«Чистый класс»

Уроки толерантности

Беседа «День инвалидов» Операция «Чистый класс»

Урок  Дружбы

Направление «Профессия».

«Правила выбора профессии».

«Классификация профессий Внутренний мир человека»

Профилактика правонарушений и преступлений обучающихся школы.

«Правила и обязанности уч-ся»

Интел.игра по ПДД«АВТОРИНГ» Беседа «Отв-ть за нарушение ПДД»

Беседа «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учёт?»  

Беседа «Дорожно-транспортное происшествие»

Беседа «Ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений»

Беседа «Транспортное сред-во-источник повышенной опасности»

Участие в общешкол. мероприятиях

День знаний

День Учителя

Осенний бал

День матери

концерт

«Здравствуй, праздник  Новый год!»

Диагностика ВР в классе

«Состояние психолог. климата в классе».

Работа с родителями

Род.собрание

1. «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

2 «Подросток и родители. Как не потерять контакт…» (проф-ка суицидов)

Род.собрание 1.«Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»

2.«Профилактика вредных привычек в семье»

3. «Взрослый пешеход – пример для подражания ребёнку»

Направления воспитательной деятельности

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Направление «Здоровье».

Беседа «Зачем нужны прививки»,  Беседа «Осторожно, туберкулёз!»

 

 «Не сломай свою судьбу!»

Направление «Общение и культура».

 «Подготовка школьников к семейной жизни»

«Познай себя»

Направление «Мой край родной».

«Сталинград. битва»

«Крым и Россия - мы вместе!"

Беседа «Космос – это мы»

«Чтобы помнили!»,

Направление «Учение»

«Урок  финансовой грамотности»

Викторина, посвященная Дню славянской письменности и культуры

Направление «Досуг».

Поздравление «Браво, мальчишки!»

Поздравление «Браво, девчонки!»

"В гостях у театра"

Направление «Образ жизни».

Операция

«Чистый класс»

Операция «Чистый класс»

Направление «Профессия».

«Профессиональные интересы, склонности и способности. Профес.проба».

«В мире современных профессий»

С/м подготовка презентаций на тему «Моя будущая профессия»

Профилактика правонарушений и преступлений уч-ся

Беседа «Экстремизм и терроризм – реальная угроза обществу»

"Пожарным можешь ты не быть, но..."

Беседа «Азбука велосипедиста»

Участие в общешкольных мероприятиях

День защитников Отечества, Масленица

мероприятие

Международный день 8 Марта  мероприятие, концерт

День Победы

Митинг, концерт

Диагностика ВР в классе

Анкет-ие на предмет «удовлетворенности жизнью» в семье и в школе

Мониторинг эмоц.состояния и психолог. готовности уч-ся 9-го кл. к сдаче ГИА

Определение уровня воспитанности учащихся

Работа с родителями

1."Общаться с подростком: как?"

2.«Жестокость взрослых.  Закон-во для родителей о воспитании детей»

3."Как помочь ребёнку при подготовке к экзаменам"

 1. «Роль семьи в профессиональной ориентации подростка».

2. "Ох, уж эти экзамены!"

3. «Ответственность за нарушение ПДД»



Предварительный просмотр:

Анкета « Определение детей группы риска»

Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребёнку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

Утверждение

Да

Нет

1

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

4

Всегда и во всём исполнителен

5

Часто бывает несдержанным

6

Хорошо делает по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

10

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

11

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

12

При выполнении какой-либо работы может делать её то очень быстро, то очень медленно, постоянно отвлекаясь

13

Выполненную работу совсем не проверяет

14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.д.

15

При выполнении какой-либо работы очень быстро устаёт

16

Всегда и во всём претендует на самые высокие результаты

17

 Часто бывает неаккуратным

18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работе

22

В работе часто бывает небрежен

23

Всегда стремится получать только отличные оценки

24

Всегда и во всём медлителен и малоподвижен

25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится всё медленнее и медленнее

26

Старается  всё делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27

Всегда стремится быть и выполнять всё лучше всех

28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

30

Равнодушен к оценке своей работы

31

Заранее свои действия планирует с трудом

32

Часто жалуется на усталость

33

Всё делает медленно, но основательно

КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные

дети

1,8, 13,30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19,21,31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

Отличники и пер-фекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18,24,33

Анкета разработана психологом Южного округа г. Москвы Н.В. Суриковой (Центр образования № 1861 «Загорье») .

Стратегии поддержки детей группы риска

Инфантильные дети

Краткая психологическая характеристика. Такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена. Таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого, у них отсутствует системность мышления.

Стратегии поддержки  На этапе подготовки. Необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей — начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. В монотонной деятельности необходимо находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение). Помогает также установление регламента времени.

Во время проведения пробного экзамена. Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу.

Рекомендации учителям и родителям. Если ребенок чем-то занят, не отвлекать его до того, как он завершит работу. Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений.

Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Такому ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки  На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике». Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга, обязательно познакомить его с процедурой ЕГЭ, чтобы снять ситуацию неопределенности. Большое значение будет иметь беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.

Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо формировать у учителей позитивное, адекватное отношение к ЕГЭ. В качестве подготовки тревожных детей можно рекомендовать проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей, а также советовать детям придерживаться определенного стиля поведения.

Родителям следует объяснить особенности детей, вести просвещение родителей для создания адекватной оценки ЕГЭ. Большое значение имеет благоприятный климат в семье.

Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они

сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности. Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки  На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проведения пробного экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» — и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно развивать у неуверенного ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Например, полезно спрашивать его: «А что тебе самому понравилось в твоей работе?» Если ребенку трудно ответить на подобный вопрос, можно предложить ему оценить работу по нескольким критериям: по точности, скорости и т.д.

Не стоит торопиться предлагать ребенку готовое решение или ответ. Напротив, лучше сначала поинтересоваться его мнением.

Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика. Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерны очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданиями, а делать это блестяще.

Основные трудности. ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

Стратегии поддержки  На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени.

Во время проведения пробного экзамена. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и при необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»).

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая характеристика. Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко бывают истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

Стратегии поддержки  На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку, и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Во время проведения пробного экзамена. Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Если взрослый все время контролирует и организует ребенка, это не только не способствует развитию произвольности, а наоборот. Задача взрослых — стимулировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самоорганизации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь делать?», «Проверь, все ли учебники ты положил».

Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика. Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки: чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно не сравнивать ребенка с другими. В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактичность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности.

Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности.

Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой сохранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, такие дети, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой ребенок все равно будет работать в том темпe, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Во время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна.

Рекомендации учителям и родителям. Важно, чтобы в общении с такими детьми взрослые мягко, но последовательно создавали ясные и четкие ограничения. При этом необходимо учитывать, что для гипертимных детей важны не рассуждения и доводы, а реальный опыт. Поэтому стоит не увлекаться нотациями или объяснениями, а создать четкую организующую среду.

Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Рекомендации учителям и родителям. Важно не просто подсказывать застревающему ребенку, что нужно делать, но развивать у него навыки переключения. Хорошо, если взрослый проговаривает с ребенком распределение времени, а затем тактично интересуется: «Удается ли тебе следовать плану?»



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся

«Я иду на экзамен…»

  • Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
  • Хорошо ввести в интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа.
  • Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.
  • Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  • Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.
  • Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, то есть «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.
  • Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв.
  • Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.
  • В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал.
  • При подготовке к экзаменам вообще полезно обобщать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такие записи на бумаге полезны.  Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.
  • Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.
  • Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Пересказывая ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.
  • Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между тем, что знаете и не знаете.
  • Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
  • Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Наоборот, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).

  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.
  • Если вы волнуетесь, то представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание, а затем подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это ерунда! Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Наоборот, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

1.       Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

2.       Напишите примерный план ответа. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ.

3.       Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.

4.       Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них.

5.       Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете сочинение или эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

— ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями, либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

— ...вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

— ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

— ...вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть»;

— ...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;

— ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидает» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;

— ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

— ...вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

— ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

— ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. В крайнем случае, воспользуйтесь правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

        Предлагаем  несколько несложных упражнений из программы «Гимнастика мозга», которые не только помогут вам координировать внимание и активизировать мозг во время подготовки к экзаменам, но и помогут эффективно расслабиться в период отдыха между занятиями, уменьшить утомляемость органов зрения и психическую нагрузку.  Они надежны и удобны не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач.

Начните с глотка воды. Вода активизирует мозг, при этом улучшается концентрация внимания, снижается умственное утомление, улучшается умственная и физическая координация. Поэтому иногда достаточно восстановить водный баланс, чтобы почувствовать себя гораздо лучше.  

  • Кнопки мозга (Упражнение эффективно снимает напряжение, помогает активизировать мозг и сосредоточить внимание) Держите одну руку на пупке (здесь центр тяжести вашего тела), а другой массируйте точки под ключицами справа и слева от грудины на протяжении 30 секунд. Затем руки поменяйте. Для усиления эффекта представьте себе, что у вас на носу кисть и вы «рисуете» ею «бабочку – восьмёрку» на потолке или прослеживаете глазами линию пересечения потолка со стеной
  • Перекрёстный шаг  (Упражнение помогает активизировать работу мозга, действовать эффективно в ситуации стресса) Это движение похоже на шаг на месте. Делайте движение рукой и противоположной ногой навстречу друг другу так, чтобы локоть и колено соединялись (или почти соединялись), пересекая среднюю линию тела. То же – с другой парой рука-нога. Выполняйте это упражнение очень медленно в течение одной  минуты.
  • Крюки КУКА Выполняйте это упражнение, когда чувствуете себя печальными, расстроенными или
    сердитыми, оно также помогает избежать неблагоприятных последствий стресса. Это упражнение подбодрит Вас в считанные минуты. Упражнение состоит из двух частей. Сначала положите левую лодыжку на правое колено. Затем обхватите левую лодыжку правой рукой. Левой рукой возьмитесь поперек за левую стопу. (Некоторым удобнее положить правую лодыжку на левое колено). Посидите так минуту, глубоко дыша, язык на нёбе, взгляд под закрытыми веками – вверх. Положение должно быть очень комфортным. Выполняя вторую часть упражнения, поставьте ноги параллельно, соедините подушечки пальцев правой и левой руки, язык на нёбе, взгляд вниз. Продолжайте глубоко и спокойно дышать в течение минуты.
  • Позитивные точки  (Упражнение поможет избавиться от нервного напряжения и боязни чего-либо). Прикоснитесь к ПОЗИТИВНЫМ ТОЧКАМ очень легко, чуть натягивая кожу лба. Эти точки находятся на лбу над глазными яблоками, посередине между линией роста волос и бровей. Менее чем через минуту вы успокоитесь.
  • Ленивые восьмёрки (Упражнение снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине). Делать это упражнение нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево-вверх. Опишите левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделайте четыре раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Затем то же проделайте большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже четыре раза. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками (четыре раза). Не пугайтесь, если возникнет легкая боль в мышцах глаз. Она пройдет очень быстро. Обычно болят переутомленные глаза. В ходе упражнения мышцы переобучаются, параллельно с напряженным взглядом вперед включается боковое, периферическое зрение. Кстати, это хорошее упражнение после работы на компьютере.

Упражнение для глаз (Это упражнение укрепляет глазные мышцы, снимает головные боли и усталость, концентрирует внимание, улучшает общее самочувствие.) Сядьте в удобной для вас позе, предельно расслабившись. Двигаться должны только глаза, голова при выполнении упражнения остаётся неподвижной. Делайте круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки, повторяя в каждом направлении по 4 – 8 раз. По окончании этих упражнений следует в течение нескольких минут делать пальминг. Открыв глаза, часто поморгайте.

Пальминг. Эффективное и простое упражнение для снятия напряжения с глаз и зрительного центра в головном мозге (в переводе с английского «palm» - «ладонь»). Пальминг можно с успехом применять для расслабления и восстановления сил, когда вы испытываете усталость, рассеянность, вялость, стресс или раздражительность. При работе на компьютере после каждого часа работы необходимо в течение двух минут делать пальминг.   Сядьте прямо и свободно, дышите естественно и легко. Энергично потрите ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими. Поставьте локти на стол. Расслабьте плечи, не поднимайте их вверх! Закройте глаза и прикройте их ладонями, сложенными крест-накрест.  Ладони не должны давить на глаза. Вы сразу же «окунётесь» в бархатистую черноту. Световые сигналы больше не раздражают глаза, поэтому весь зрительно-мозговой аппарат великолепно расслабляется. Дышите глубоко, Всё внимание сосредоточьте на глазах. Можно мысленно представить себе различные приятные образы или весёлые сцены. Даже при кратковременном пальминге наблюдается ощутимое расслабление глаз и улучшение общего самочувствия.

За внешней простотой и детскостью этих упражнений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Мы не будем сейчас о ней говорить подробно, но статистика по эффективности «Гимнастики мозга» существует. Известно, что эти упражнения прекрасно помогают включиться в работу. Используя их, мы по-новому учимся  воспринимать эмоциональную, мотивационную и двигательную сферы жизни. Это направление развивает и восстанавливает природные уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, позволяет сформировать навыки самопомощи и самокоррекции в учебной работе  и в повседневной жизни.  

Всё будет хорошо!  Успехов вам!



Предварительный просмотр:

Тематика классных часов по ПДД

5 класс

1. Дорожные знаки

2. Сигналы светофора и регулировщика

3. Азбука велосипедиста

4. История дорожной грамоты

5. Анализ детского - дорожного травматизма

6. Первая доврачебная помощь при ДТП

7. Культура дорожного движения

8. Безопасный маршрут

9. Анализ дорожно-транспортного травматизма

6 класс

1. Дорожные знаки

2. Дорожная разметка

3. Сигналы регулировщика и светофора

4. Азбука велосипедиста

5. Анализ детского-дорожного травматизма

6. Оказание первой доврачебной помощи при ДТП

7. Дорога за городом

8. Управление велосипедом

9. Культура дорожного движения

7 класс

1. Дорожные знаки

2. Ответственность за нарушение правил ДД

3. Дорожно-транспортное происшествие

4. Дорожные ситуации

5. «Бытовые» привычки и трагедии на дорогах

6. Взаимное уважение участников дорожного движения

7. Транспортное средство-источник повышенной опасности

8. Азбука велосипедиста

9. Культура дорожного движения

8 класс

1. Закон «О безопасности дорожного движения»

2. Дорожно-транспортное движение

3. Движение пешеходов на перекрестках

4. Основы теории движения автомобиля

5. Дорожные ситуации

6. Движение вне населенного пункта

7. Номерные и опознавательные знаки на транспортных средствах

8. Управление немеханическими транспортными средствами

9. Культура дорожного движения

9 класс

1. Дорога и ее элементы

2. Способы регулирования дорожного движения

3. Дорожные знаки и дорожная разметка

4. Места, установленные для перехода

5. Транспортные средства

6. Общественный и личный транспорт

7. Дорожные транспортные происшествие

8. Оказание первой помощи при ДТП

9. Культура дорожного движения



Предварительный просмотр:

Тест «Состояние психологического климата в классе».

Инструкция: Обведите кружком ответ, выражающий ваше мнение.

1.  С каким настроением ты обычно идете в школу

1) всегда с хорошим настроением;

2) хорошим чаще, чем с плохим;

3) с равнодушием;

4) с плохим чаще, чем с хорошим;

5) всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли тебе твои одноклассники?

1) да, нравятся;

2) многие нравятся, некоторые – нет;

3) безразличны;

4) некоторые нравятся, но многие – нет;

5) никто не нравится.

3. Бывает ли у тебя желание перейти в другой класс?

1) никогда не бывает;

2) редко бывает;

3) мне все равно, где учится;

4) часто бывает;

5) думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли тебя учеба в школе?

1) учебой вполне доволен;

2) скорее доволен, чем недоволен;

3) учеба для меня безразлична;

4) скорее недоволен, чем доволен;

5) совершенно недоволен учебой.

5. Как, по - вашему мнению, относится к тебе классный руководитель?

1) очень хорошо;

2) хорошо;

3)безразлично;

4) скорее плохо, чем хорошо;

5) плохо.

6. В какой форме чаще обращаются к тебе учителя?

1) убеждают, советуют, вежливо просят;

2) чаще в вежливой форме, иногда грубо;

3) мне это безразлично;

4) чаще в грубой форме, иногда вежливо;

5) в грубой форме, унижающей достоинство

.

Обработка результатов

За ответ на каждый вопрос учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал, суммируют баллы по всем вопросам:

6-12 баллов — школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13-18 баллов — школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19-30 баллов — школьник оценивает психологический климат в классе, как очень плохой.

Методика диагностики выявления «детей группы риска»

Инструкция: "Тебе предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. Если честно и обдуманно отвечать на каждый вопрос, то у тебя будет возможность лучше узнать самого себя.

Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай на каждый вопрос следующим образом: если ты согласен, отвечай "да", если не согласен – ответь "нет". Если ты не живешь вместе с родителями, то отвечай на вопрос о семье, имея в виду тех людей, с которыми живешь.

Отвечай как можно быстрее, долго не раздумывай.

  1.  Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
  2. Легко ли ты заводишь друзей?
  3. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
  4. Часто ли ты нервничаешь?
  5. Находишься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
  6. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
  7. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
  8. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
  9. Кажется, ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
  10. Много ли у тебя близких друзей?
  11. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
  12. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
  13. Всегда ли ты дома обеспечен (-а) всем необходимым?
  14. Боишься ли ты оставаться один (одна) в темноте?
  15. Ты всегда уверен (-а) в себе?
  16. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
  17. Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
  18. Кажется, ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
  19. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
  20. Бывает ли, что ты злишься на всех?
  21. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным (-ой)?
  22. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
  23. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не переносишь?
  24. Можешь ли ты ударить человека?
  25. Ты иногда прощаешь людям?
  26. Часто ли родители наказывают тебя?
  27. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
  28. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
  29. Легко ли ты можешь рассердиться?
  30. Рискнул (-а) бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
  31. Ты – человек робкий и застенчивый?
  32. Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
  33. Ты часто совершаешь ошибки?
  34. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
  35. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
  36. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
  37. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
  38. Бывает ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
  39. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
  40. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
  41. Часто ли ты дерешься?
  42. Легко ли тебе усидеть на месте?
  43. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
  44. Бывает ли, что ты так расстроен (-а), что долго не можешь уснуть?
  45. Часто ли ты ругаешься?
  46. Мог (-ла) бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
  47. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
  48. Ты всегда делаешь все по-своему?
  49. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?

50. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

 

Ключ к опроснику

Показатель

№ вопроса

1. Отношения в семье

3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+;47+.

2. Агрессивность

7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+.

3. Недоверие к людям

1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+.

4. Неуверенность в себе

4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+; 39+; 49+.

5.Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная

34+; 42-; 50+;            5+; 35+; 43+;                                         17+; 36+; 48+;           6+; 37+; 44+.

 

Оценка результатов

Показатель

Высокие баллы (группа риска)

1. Отношения в семье

5 и более баллов

2. Агрессивность

5 и более баллов

3. Недоверие к людям

5 и более баллов

4. Неуверенность в себе

6 и более баллов

5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная

2-3 балла по каждому типу акцентуации

 

Обработка результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждой шкале. Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень ее выраженности.

Интерпретация результатов

1. Отношения в семье.

Высокие баллы свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

  • напряженной ситуацией в семье;
  • родительской неприязнью;
  • необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
  • страхом перед родителями и т.д.

2. Агрессивность.

Высокие баллы свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.

3. Недоверие к людям.

Высокие баллы говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности и враждебности.

4. Неуверенность в себе.

Высокие баллы свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе.

5. Акцентуации характера.

К группе риска относят следующие типы акцентуации характера:

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, энергичен, активен, не любит дисциплины, раздражителен.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, ненадежен в человеческих отношениях.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, часто уходит в себя.

Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется непредсказуемой изменчивостью настроения

Тест на определение уровня тревожности

Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Варианты ответов:

«Да» - 2 балла

«Иногда» - 1 балл

«Нет» - 0 баллов

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о еще только воображаемых неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. Я с трудом переношу время ожидания.

Обработка результатов

0–7 баллов – вы не тревожны.

8–14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня.

15–20 баллов – высокая тревожность.