Опыт

Сушенцова Маргарита Игоревна

Обобщение опыта моей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой через различные виды деятельности

 (из опыта работы воспитателя Сушенцовой М.И.)

Аннотация

        Данная работа посвящена проблеме художественно-эстетического развития дошкольников в ходе знакомства с дымковской игрушкой как одним из самых ярких народных промыслов России. Также в работе поднимаются и другие очень важные вопросы: развитие творческих способностей дошкольников, пробуждение фантазии, интереса к художественному творчеству, развитие речи и мелкой моторики рук. Этот опыт может быть полезен прежде всего воспитателям детских садов.

Содержание

  1. Введение
  1. Актуальность темы
  2. Д.С. Лихачёв о понимании искусства
  1. Основная часть
  1. Задачи знакомства с миром дымковской игрушки
  2. Создание условий для успешной и результативной работы.
  3. Виды деятельности в процессе знакомства детей с дымковской игрушкой
  • знакомство с историей дымковской игрушки
  • рассматривание изделий народного промысла, знакомство с особенностями дымковской игрушки (элементы росписи, цветовая гамма, разнообразие форм)
  • дидактические игры
  1. Формирование у детей навыков рисования дымковской игрушки
  2. Формирование у детей навыков лепки игрушки
  3. Ожидаемые результаты

3.   Заключение

4.   Список использованных источников

5.   Приложение ( презентация)

Введение

  1. Актуальность

        Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического и всестороннего воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества: Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие.        

        Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется интерес к прекрасному в их жизни и окружающему миру в целом. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогают ребенку расти творческой личностью, развивать умственную активность, эстетический вкус.

        На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребёнок узнаёт, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые создают своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.

        Знакомство с народно-прикладным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребёнка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

  1. Д.С. Лихачёв о понимании искусства

Известный учёный, академик, Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге

«Письма о добром и прекрасном» писал:

  • Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.
  • Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь.
  • Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?
  • Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка.

Основная часть

  1. Задачи знакомства с миром дымковской игрушки

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых, выразительных по пластике фигурок животных и людей.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать следующие задачи художественного развития и воспитания детей:

  1. знакомить с одним из самых известных и уникальных промыслов
  2. воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к своей родине
  3. воспринимать художественные особенности промысла, учить сравнивать, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность фигурок и любоваться дымковской игрушкой.
  4. научить детей воспринимать прекрасное и доброе
  5. почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение красоты окружающего мира и природы.
  6. планомерно, целенаправленно обучать лепке и росписи игрушек
  7.  добиваться хороших изобразительных навыков у детей
  8.  развивать творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность
  9. пробуждать мысль, фантазию и воображение ребенка
  10. развивать мелкую моторику рук
  11.  развивать речь, обогащать словарный запас детей.

  1. Создание условий для успешной и результативной работы.

        Для успешной работы воспитателя по знакомству с промыслом очень важно создать условия для активного вовлечения воспитанников в художественно-творческую деятельность. В уголке Художественного творчества в группе должны быть различные альбомы с фотографиями образцов изделий народно-прикладного искусства, детских работ. Для того чтобы нарисовать или слепить какой-либо предмет, ребята с ним знакомятся: изучают форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Поэтому неплохо бы было иметь в уголке образцы изделий народных промыслов.

        Большую роль в ознакомлении с народными промыслами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Именно в музее дети могут познакомиться с различными видами народных промыслов, сравнить и понять их отличительные особенности.

        У нас в садике есть свой краеведческий музей, в котором дети могут увидеть  старинные прялки, самовары и другую домашнюю утварь из дерева и керамики. Могут познакомиться с образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д.

        Всё это развивает интерес детей к народно-прикладному творчеству, развивает кругозор и любознательность.

  1. Виды деятельности в процессе знакомства детей с дымковской игрушкой:

  1. Знакомство с историей промысла
  • Очень хорошо провести небольшую беседу о промысле с показом иллюстраций, презентации или фильма.
  • Стараюсь, чтобы занятие сопровождалось соответствующей народной музыкой и ярким художественным словом – шутками-прибаутками, потешками, образными словами, пословицами и поговорками.
  • Формы проведения занятий также стараюсь разнообразить: игры-путешествия,  заочные экскурсии в мастерскую народного промысла, превращение в мастеров-художников.

  1. Рассматривание изделий народного промысла
  • При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращаю внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек.
  • Важно научить видеть и различать особенности формы, элементов росписи и цветовой гаммы.
  • Детям нужно рассказать, что узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, точки-горошины, прямая и волнистая линия и др.
  1. Дидактические игры
  • Четвёртый лишний (знакомство с особенностями росписи)
  • Продолжи ряд (многообразие форм и образов игрушки)
  • Перечисли предметы одежды (изучение костюма дымковской барыни)
  • Найди отличия (сравнение дымковской игрушки с другими народными промыслами)
  1. Формирование у детей навыков рисования дымковской игрушки
  • применять нетрадиционные приёмы рисования: ватные палочки, пробки и др.
  • использование различных видов творчества: пластилинографию, аппликацию и др.
  • использовать различные трафареты для обводки и вырезания по контуру.
  • использовать в рисовании игрушки как краски, так и цветные карандаши.
  1. Формирование у детей навыков лепки и игрушки

Лучше использовать не глину, а пластилин или солёное тесто, т.к. эти материалы проще в использовании и не требуют дополнительной обработки.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие творческих способностей у детей
  • Воспитание уважения к мастерам
  • Пробуждение фантазии детей, желания создавать новое и красивое своими руками
  • Воспитывается интерес к художественному творчеству, художественному слову, музыке
  • Развитие мелкой моторики рук
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                На основе данного опыта работы можно увидеть, как велико значение знакомства дошкольников с народными промыслами. Прежде всего подобная работа осуществляет задачи всестороннего развития ребёнка.

Но основное значение подобной изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Использование дымковской игрушки и любого другого народного промысла в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

И нельзя не согласиться со словами  Сухомлинского В.А. : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Список используемой литературы:

1.Аташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. – 2010

2. Берсенева, Л. Мастерами славится земля:дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное        воспитание. - 2012. - №2.

3. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник - декоратор, 2013.

4. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 2010.

5. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993.

6. Народное искусство: художественные промыслы: фотоальбом /. Б. М. Носик. - М.: Планета, 2011.

7. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век,2011.

8. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Россия: Народная асвета,2008.

9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений /    П.И.Уткина, Н.С.Королева. - М. : Высш. шк., 2015.

10. Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.