ЗАНЯТИЯ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Сушенцова Маргарита Игоревна

Конспекты наиболее интересных занятий и развлечений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Домашние животные»

(средняя группа)

Цель:

• Закрепить понятие «домашние животные»;

• Учить составлять описательные рассказы о домашних животных;

• Развивать творческое воображение;

• Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг;

• Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.

Материал:

• Игрушки: домашние животные;

• Картинки с изображениями животных;

• Картинки к игре «Собери пазлы»

Мнемотаблица:

• Существенные признаки домашних животных: живут рядом с человеком, человек о них заботится, Домашние животные приносят человеку пользу.

Словарная работа:

• Коровник, конюшня, жеребенок; ягненок; хлев; свинарник.

Ход занятия.

  1. Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, но они спрятались в этом домике (на столе стоит домик –коробка в котором спрятаны игрушки животных). Скажите вам интересно кто спрятался от нас? Но чтобы узнать кто там спрятался мы с вами должны от гадать загадки. Вы согласны?

  1. Загадывает загадки

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.(Баран)

  1. Беседа
  • Как их всех можно назвать одним словом? (животные).
  • Почему? (Тело покрыто шерстью; у них 4 лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)
  • Где живут эти животные? (Рядом с человеком).
  • Как называются? (Домашние животные) Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, молоко и шерсть. Овца дает мясо и шерсть. Свинья дает мясо, сало и кожу.)

  1. Задание «Покажи части животного» (на столе приготовлены фигурки животных)

  1. Физкультминутка «Кролик потянулся»

Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.

  1. Пальчиковая гимнастика: « Котёнок»

  • Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
  • Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
  • Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
  • Ой, мы видели котенка!  (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
  • У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
  • На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
  • Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
  • Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

  1. Д/игра «Кто где живёт?» 
    Где живёт лошадь? – В конюшне. 
    Где живёт собака? – В конуре. 
    Где живёт свинья? – В свинарнике. 
    Где живёт кошка? – В доме. 
    Где живёт корова? – В коровнике. 

  1. Дидактическая игра «Назови детёнышей дом. животных»

На доске вывешены картинки « фото» детенышей домашних животных.

Овца – ягненок… Лошадь – жеребенок…Собака – щенок…Коза – козлёнок…Корова – телёнок…Курица - цыплёнок

  1. Д/игра «Кто чем питается? » 

-Чем питается корова? (Травой, сеном).

- Чем питается кошка? (Рыбой).

- Чем питается собака? (Косточками).

- Чем питается коза? (Травой).

- Чем питается кролик? (Морковкой).

10. Д/игра Угадай животное

У кого есть рога, хвост, вымя и даёт молоко?

У кого есть четыре лапы, когти, мордочка с усами, ловит мышей?

         четыре лапы, мордочка, хвост колечком, охраняет дом?

          четыре копыта, перевозит грузы и людей, питается сеном и травой?

          четыре ноги с копытами, хвост, рога, борода, вымя

           четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде пятачок

11. Обучение рассказу по мнемотаблице «Домашние животные»

http://19aksay.detkin-club.ru/editor/2077/images/%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D1%8B/dfb76f8235ec46764e45e00e505c3d63.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Изобразительная деятельность.

Лепка «Угостим зайку морковкой»

(младшая группа)

загадки про зайца

        Занятие объединяет несколько разделов программы: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, лепка. Оно проводится в интересной игровой форме. На занятии дети знакомятся с жанром «Загадка», учатся отгадывать загадки, закрепляют знания о животных, закрепляют приемы лепки, развивают интерес к художественному творчеству.

Цели:

  1. Учить детей внимательно слушать загадку, понимать скрытый в загадке смысл.
  2. Формировать представление о жанре «загадка».
  3. Закреплять приемы лепки при работе с пластилином.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.

Оборудование:

  • «Чудесный мешочек» с игрушками (зайка);
  • Морковки (муляжи);
  • Пластилин;
  • Салфетка для рук;
  • Доска для лепки.

Предварительная работа:

  • Отгадывание загадок про животных, про овощи;
  • Рассматривание овощей, уточнение формы, цвета овощей;
  • Рисование овощей.

Ход занятия

1. Организационная часть

Дети сидят за столом полукругом, воспитатель перед ними.

Воспитатель: Ребята, перед вами «Чудесный мешочек». Я предлагаю вам отгадать, что лежит внутри этого мешочка. А скажите мне, как можно узнать, что внутри мешочка?

Дети: Можно нащупать или достать то, что лежит в мешочке (Несколько ответов детей).

Воспитатель: Верно, ребята. Но еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, и отгадать ее. Загадать загадку – это значит рассказать о каком-либо предмете или явлении, но не называть его.

Вот послушайте:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Два пушистых длинных ушка,
Любит грызть капустный лист,
Прыгать может как лягушка
Всех вокруг боится лис!

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Как вы догадались, что это зайка? О чем говориться в загадке?

(Несколько ответов детей.)

Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» игрушку-зайчика и показывает ее детям.

Воспитатель: Так вот, ребята, запомните, что загадка – это короткий рассказ, в котором описывается какой-либо предмет или явление, но сами эти предмет или явление не называются.

Воспитатель: Ребята, а где живет зайчик? (В лесу). Правильно, в лесу. Зайцам зимой в лесу тяжело, мало корма, их надо искать в снегу. А что любят зайцы? (Капусту, морковку) .

Давайте мы зайчику поможем и приготовим на зиму много капусты. Пальчиковая игра «Солим капусту».

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Посмотрите, как же доволен зайчонок. Ему понравилось, как вы играете. За капусту он нам говорит «спасибо».

2. Основная часть.

Воспитатель: А давайте мы ещё угостим зайчика морковкой.

Давайте, мы слепим морковку. Но прежде чем слепить, вспомним, какого цвета морковка? Какой формы?

Дети: Оранжевого, красного; треугольной формы. (Ответы детей.)

 Воспитатель: Посмотрите на морковку. Вы видите, что с одного конца она толстая, а с другого—острая. (Воспитатель предлагает детям взять в руки морковку, обвести ее контур пальчиком). А какого цвета пластилин мы возьмем для морковки? Морковка у нас красного ( точнее оранжевого) цвета.

Немного поиграем:

У меня в корзине много игрушек. Есть ли тут игрушки красного цвета). (Воспитатель предлагает детям игрушки красного цвета, и переложить их в другую корзину). Молодцы, вы правильно выполнили задание.

Лепим морковку:

 Теперь мы можем начать лепить морковку. Воспитатель показывает приемы раскатывания палочки и вытягивания одного ее конца, формируя изделие. Дети начинают лепить, в процессе лепки воспитатель контролирует правильность выполнения приемов раскатывания палочки прямыми движениями ладоней, придания ей нужной формы.Из зелёного пластилина лепим хвостик морковки. Затрудняющимся детям воспитатель помогает. Вылепленные изделия дети раскладывает на бумажные тарелочки, на котрых подписано имя ребёнка.

Дети показывают вылепленные морковки.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня у нас с вами было очень интересное занятие. А давайте вспомним, что мы делали на занятии?

Дети: Отгадывали загадки, лепили морковку (Ответы детей.)

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей.)

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, можете отдыхать.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Развитие речи

«Составление творческого рассказа по картине кошка с котятами»

(средняя группа)

Цели:

Упражнять в отгадывании загадок.

Формировать умение внимательно рассматривать картину и  персонажей сюжетной картины, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя).

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

 Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план.

 Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Задачи:

Учить называть животных и их детенышей, повадки кошки, что умеют делать животные; Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, формировать ответы на вопросы, используя элементы объяснительной речи; Правильно произносить слова, использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами»

http://logopsi.ucoz.com/_fr/1/9118645.jpg

  1. Котенок ( Агния Барто)

Котенок возится с клубком:

То подползет к нему тайком,

То на клубок начнет кидаться,

Толкнет его, отпрыгнет вбок…

Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок.

  1. Пушистые лапки (Анатолий Мовшович)

Пушистые лапки,

Которых четыре,

Упругой походкой

Прошлись по квартире.

По папиной полке

Прошлись эти лапки —

И с полки попадали

Папины папки.

Посыпались письма,

Газеты, портреты…

И лапкам пушистым

Попало за это

ХОД ЗАНЯТИЯ

  • ЗАГАДКА:

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт

Замурлычит, запоёт.                                                 (кошка)

  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

https://img-fotki.yandex.ru/get/142729/185756060.1/0_141831_8e911641_orig

Сегодня мы будем составлять рассказ по картине о кошке, вернее о кошке с котятами.

  • ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

-Посмотрите и расскажите кто изображён на картине?. (кошка и двое котят) 

-Где происходит действие?

-Кто бы мог оставить корзину с клубками?

-Что может произойти, когда вернётся хозяйка?      

-Расскажите о кошке? Какая она? ( красивая, пушистая, весёлая)

-Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (смешные, озорные, маленькие, пушистые).

-Посмотрите, что делает каждый котёнок? (резвятся, прыгают, один катает, второй лакает- пьёт, лижет наедается- молоко)

-Чем похожи все котята? (оба маленькие, смешные, шустрые) СТИХ №1

-Давайте дадим клички кошке и котятам (Мурка Шустрик Рыжик)

  • СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ КОШКА»

 (умывается языком, прячет нос когда холодно, хорошо видит в темноте, песни поёт, у неё хороший слух, ходит неслышно, умеет выгибать спинку, царапается)

Повторить звуки (когда мы их слышим):

цап-царап, брысь (СТИХ №2) , кис-кис, мур-мур, мяу-мяу.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Кошка, собака, волк…- это всё кто? (животные)

 Разберите игрушки на две группы – животные в одну – остальные в другую.

  • СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Будем учиться составлять рассказы по сюжетной картине. Я начну предложение, а вы продолжите :

«На картине изображена… (кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (два котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Шустрик). Он… (играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Рыжик, он лакает молоко). Папа-кот ушел… (на охоту). Корзину с клубками принесла… (хозяйка). Сейчас она вернется и скажет … («Какие баловные котята!»). Мне понравилась картина, потому что котята и кошка получились… (красивые и смешные)».



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Развитие речи 

«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ»

(старшая группа)

Цели:

1.Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».

2.Совершенствовать грамматический строй речи.

3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи

(составление предложений по картинкам).

4.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

6.Вырабатывать правильное дыхание.

7.Развивать общую моторику.

8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент

 Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети. Это весна!

Воспитатель. Правильно, это весна.

  • А какие приметы весны прозвучали в этой загадке?
  • Назовите весенние месяцы. Сейчас какой идёт месяц?
  • А прошёл какой месяц?
  • Помните, мы учили стихотворение «Март» С.Я. Маршака?
  • Кто прочитает стихотворение?

2. Составление предложений о весне по картинкам

На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).

3. Игра с мячом

Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг.

  • Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце (настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.)

  • «Назови ласково»

Воспитатель. Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Попробуем назвать ласково слова: ручей, солнце, облако, дерево, дождь, вода, лист…

  • «Слова – перевёртыши»

Зимой холодно-весной тепло, зимой утром темно-весной светло, зимой ночь длинная-весной короткая, зимой небо хмурое-весной ясное, зимой природа спит – весной просыпается

4. «Воздушный футбол»

Игра на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста 

«Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора…(Ф.И.Тютчев)

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Но зима не торопится уходить. Идёт борьба весны с зимой. Зима не хочет отступать.

Мы сейчас поиграем в футбол, в котором будут участвовать две команды:

ЗИМА (белые снежки) и ВЕСНА(голубые снежки). А вместо мяча у нас будут снежные комочки из ваты.

5. Игра «Назови первый звук в слове»

Воспитатель. Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны будете произнести первый звук в нем: капель, бабочка, солнце, оттепель, подснежник.

Покажите букву, с которой начинается слово

6. Птицы весной

  1. Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу?

  • Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (перелетные).
  • Какая птица открывает весну?

Отгадайте загадку:

Всех прилётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица…(грач)
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (прилетает первым)

  1. Игра «Кто там спрятался?»
  • Каких перелётных птиц вы ещё знаете?

 Сейчас проверим, как вы сможете узнать птицу по описанию

Выходит водящий, у которого на голову надета «шапочка» с картинкой птицы. Он не видит, кто у него на картинке изображён. Дети по очереди дают подсказки – описание птицы. Водящий должен отгадать по этим подсказкам птицу.

  1. Построим домик для скворца

Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов. 
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

7. Физкультминутка. «Подснежник»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? Как называется первый весенний цветок? (дети – «подснежник»)
К нам Весна лишь заглянула - протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула - руки внизу, перпендикулярно корпусу 
И расцвел там нежный, -  руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник -  медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

8. Рефлексия

Воспитатель: Вот и закончился наш рассказ-путешествие по ВЕСНЕ!

Чем мы сегодня интересным занимались? Что вам больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Литературная викторина
«Знатоки художественной литературы»
(подготовительная группа)

Описание занятия: занятие для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).  Занятие игровое. Имеет развивающий и обучающий характер, направлено на формирование различных психических процессов (внимание, мышление, речь),  способствует  развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Цель:

  • обобщение полученных знаний по художественной литературе;
  • развитие познавательных процессов детей, творческих и интеллектуальных способностей;
  • воспитание уважения друг к другу, чувства товарищества.

Программные задачи.

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, к чтению, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

2. Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей (эмоциональность, выразительность исполнения).

3. Продолжать развивать умение  содержательно рассказывать об интересном факте, герое.

4. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Развивать чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.

5. Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Оборудование: стол разделён на сектора, портреты писателей, конверты с заданиями, иллюстрации произведений.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём с вами последнее занятие по художественной литературе. В течение года вы учили буквы, учились читать, познакомились со многими художественными произведениями, учили наизусть стихи.

 Сегодня мы предлагаем вам проявить свои умения и знания в конкурсе «Знатоки художественной литературы»

К нам на занятие пришли родители. Давайте мы с вами покажем и расскажем, что прочитали и чему научились за этот год.

Путём жеребьёвки вы сейчас разделитесь на две команды, выберите капитанов. Сегодня вы все поучаствуете в игре и покажете свои знания. В качестве жюри у нас сегодня будут родители. Они будут решать, какая из команд сегодня будет лучшей.


К нам пришел – не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся.
Всем законам подчиняйся!
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите сказки,
Загадки, рассказы, стихи.
Но нет ничего интересней,

Сразиться друг с другом в игре.

Посмотрим, кто лучший сегодня,

Награда достойного ждёт.

Жюри, будь внимательней, строже –

Мы знанья покажем не только за год!!!


1 сектор          В СТРАНЕ СКАЗОК

(максимальное количество баллов -8)

1 номинация        « Доскажи слово».

Первая команда

1.Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке …
ТЕМНО…
(«Краденое солнце»)


2.Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт, 

Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит
И на острове на том теперь правит…
(Князь Гвидон)


.3.Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок…
(Винни-Пух).


4.Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры так и сыплются…
(с горы).

Вторая команда


5. Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь,
А несет ее
…(медведь).


6.Веселится народ
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого
… (КОМАРА) ( «Муха - Цокотуха»)


7.Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо, …
(Расчудесное. )«Чудо – дерево»

8. Пустил стрелу младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её  (лягушка-квакушка).


2 номинация           «Угадай сказку»

Из какой сказки эти слова?

Первая команда


1.  «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» (Приключения Буратино)

  1. «Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.» (Сказка о мёртвой царевне)


3.   «Лети – лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по – моему вели». (Цветик-семицветик)


4.  «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке еду » (Царевна-лягушка)

Вторая команда

5.   «Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» (Гадкий утёнок)

6. – Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! (Про храброго зайца-длинные уши)

7. "Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь". (Золотая рыбка)

8. А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
'Уходите, бегите, спасайтеся!'
И в железную трубу:
'Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!' (Федорино горе)

2 сектор          БАСНИ (3 балла)

Первая команда

1.Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!                            ( Иван Крылов «Стрекоза и муравей»)

  • КТО ГОВОРИТ ЭТИ СЛОВА? (стрекоза)

2.Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!                        (Иван Крылов «Ворона и лисица»)

  • КТО ГОВОРИТ ЭТИ СЛОВА?   (лиса)

3.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.    (Иван Крылов «Лебедь, рак и щука»)

  • КТО ЭТИ ТОВАРИЩИ?    (лебедь, рак и щука)

Вторая команда
1.- Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы!
- Да они у тебя хорошие!
- Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!    («Ошибка» С.Михалков)

  • КТО ГОВОРИТ ЭТИ СЛОВА? (заяц)

2.Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла … 

( «Собака и её тень» Л.Толстой)

  • ЧТО НЕСЛА СОБАКА В ЗУБАХ? (мясо)

3. Вороне где-то бог послал кусочек…

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась                                             (Иван Крылов «Ворона и лисица»)

  • КУСОЧЕК ЧЕГО БОГ ПОСЛАЛ ВОРОНЕ? (сыра)

3 сектор           ПОЭЗИЯ (3 балла)

Первая команда

1.Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно…  (серебром)                                 (Сергей Есенин «Берёза»)

  • ДОСКАЖИ СЛОВО

2. Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора…     (Александр Пушкин «Уж небо осенью дышало…»)

  • О КАКОМ ВРЕМЕНИ ГОДА ИДЁТ РЕЧЬ? О КАКОМ МЕСЯЦЕ?    (ноябрь)

3. …Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…               (
 Александр Блок «Снег да снег»)

  • ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, О КОТОРЫХ ИДЁТ РЕЧЬ?

(в деревенской избе)

Вторая команда

 4.Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь ..шумит.
                          (Фёдор Тютчев «Зима недаром злится»)

  • ДОСКАЖИ СЛОВО

5.Заждались 
Прекраснyю соню 
Давно и лyга, и поля. 
Не зря её громом бyдили 
Разгневанные небеса! 
И вот поднялась лежебока, 
Взглянyла с yлыбкой вокрyг. 
И сразy жyжжаньем, как соком, 
Оживший наполнился лyг.                   (Галина Новицкая «Вскрываются почки»)

  • КТО ЭТА ПРЕКРАСНАЯ СОНЯ?    (весна)

6.В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью…Каланча                                        
(Сергей Михалков «Дядя Стёпа»)

  • КАКОЕ ПРОЗВИЩЕ У ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ?

КАК ЕГО ЗВАЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ?     Степан Степанов

  1. сектор           РАССКАЗЫ (3 балла)

Первая команда

  1. А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в неё кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает её обратно

( Виктор Драгунский « Тайное становится явным»)

  • О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ В ЭТОМ ОТРЫВКЕ?          (о каше)

2. Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки…

( Виктор Драгунский « Друг детства»)

  • ЧТО ДОСТАЛА МАМА СО ДНА КОРЗИНКИ?    (плюшевого мишку)

3.На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:
–…Он пришел?
– Пришел, – отвечает мама, – но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.
– А он добрый?
Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.

( Александр Куприн «Слон»)

  • КТО ПРИШЁЛ В ГОСТИ К ДЕВОЧКЕ?        (слон)

Вторая команда

4.Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать. 

( Лев Толстой «Прыжок»)

  • КТО ПОДПРЫГНУЛА К МАЛЬЧИКУ И СОРВАЛА С НЕГО ШЛЯПУ?

(обезьяна)

5.Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

(Константин Паустовский «Кот-ворюга»)

  • КТО ЭТОТ ХУЛИГАН?      (рыжий кот)

6.Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это …

(Виктор Драгунский «Он живой и светится»)

  • ЧТО БЫЛО В КОРОБОЧКЕ?      (светлячок)

  1. сектор           ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ (6 баллов+2)

  • ДОСКАЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ и объясните одну из них

Первая команда

  1. Что посеешь…                      (то и пожнёшь)
  2. Дело мастера …                   (боится)
  3. Делу время, потехе …         (час)
  4. Семь раз отмерь …               (один раз отрежь)
  5. Ум хорошо, а два …            (лучше)
  6. Ученье – свет, а неученье …(тьма)

Вторая команда

  1. Терпение и труд все…        (перетрут)
  2. Старый друг лучше новых …(двух)
  3. Друг познаётся …                   (в беде)
  4.  Не имей сто рублей, а имей сто …(сто друзей)
  5.  Чистота — залог …                  (здоровья)
  6.  В здоровом теле — здоровый …(дух)

  1. сектор           ЗАГАДКИ (6 баллов)

Первая команда

  1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик)

  1. Без ног, а бежит,

Без рук, а рукава имеет. (Река)

  1. Крашеное коромысло

Через реку повисло. (Радуга)

  1. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

  1. Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот)

6. Две горы по пустыне

Идут и идут,

Не пьют, не едят и не устают. (Верблюд)

Вторая команда

7. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)

8. Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)

9. Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

10. На носу его свисток,

Сей приятель с норовом.

Коль согреет кипяток,

Свистнет очень здорово. (Чайник)

11. Тихо мы зимой летаем,

А на солнце сразу таем.

Падаем на землю - оп!

Получается сугроб. (Снежинки)

  1.  Тихо шелестят страницы

У прилежной ученицы.

Коль меня она читает,

Очень многое узнает. (Книга)

  1. сектор    ЗАДАНИЕ ДЕДА БУКВОЕДА

Первая команда

Вот шесть загадок. У каждой отгадки возьмите первую букву и напечатайте её. Должно получиться слово- тоже сказочный герой.

1. Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки- беги без оглядки! (гусь)

 

2. Хоть и любят все его- он не знает ничего!

Стал стихи он сочинять- ничего нельзя понять!

Как зовут его? Узнай-ка!

Ну, конечно, он…. (Незнайка)

 

3. Сер, да не волк; длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.  (ослик)

Вторая команда

 

4. Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.  (матрёшки)

 

5. В старых сказках он герой.

Он пригожий, молодой.

Но бывает часто так,

Что зовут его…дурак. (Иван)

 

6. Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше.  (Карлсон).

- Какое слово получилось? (Гномик).

  1. сектор     РАЗВИТИЕ РЕЧИ (5 баллов)

Отгадайте слова по признакам:

1. Вязаные, кожаные, рабочие, тёплые. (Рукавицы)

2. Белый, чёрный, свежий, чёрствый, ржаной, пшеничный. (Хлеб)

3. Зелёное, красное, кислое, сладкое. Наливное. (Яблоко)

4. Школьный, телефонный, дверной, электрический. (Звонок)

5. Грибной, проливной, моросящий, слепой. (Дождь)

Вторая команда

6. Колючая, красивая, душистая, красная, белая. (Роза)

7. Указательная, железнодорожная, часовая. (Стрелка)

8. Скользкое, душистое, детское, банное. (Мыло)

9. Глубокая, мелкая, фарфоровая, летающая. (Тарелка)

10. Апельсиновая, подгорелая, арбузная, хрустящая. (Корка)

Итог занятия

- Вот мы и справились со всеми заданиями, все поучаствовали в нашей викторине и показали свои знания. Сейчас жюри подведёт итог и скажет, чья команда всё-таки оказалась сильнее.