Мои аудиозаписи

Евгения Викторовна Зубенко

Сказка "Золушка" Шарль Перро

«Золушка, или хрустальная туфелька» — сказка Шарля Перро, которая покоряет сердца людей не одно столетие. В ней показана жизнь девушки Золушки с мачехой и сводными сёстрами. Они завидовали её красоте, вкусу и заставляли выполнять по дому самую грязную работу. Так и шла жизнь Золушки, пока однажды принц королевства не пригласил все знатные семьи на бал. Что произошло на балу, и как в этом замешена Золушка? Узнайте из сказки о трудолюбии, смирении, приветливости и торжестве справедливости.

Евгения Викторовна Зубенко

Классическая музыка для детей

О классической музыке

Понятие «классическая музыка» весьма широкое. Оно включает в себя несколько значений. Во-первых, классическая – значит, «образцовая, совершенная». Оно применимо к музыке разных эпох, стилей прошлого и современности в разных странах Западной Европы и России. Поэтому мы вспоминаем имена многих великих композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Э. Григ, М. Глинка, А. Бородин, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многих других.

Классическая музыка предполагает глубокое, серьезное раскрытие в музыке различных сторон жизни человека и общества; воплощение героических страниц истории, обращение к образам природы, утверждение позитивного видения и отношения к миру. Классическая музыка – это всегда высокое мастерство композитора, необходимое для создания совершенных, образцовых произведений. Поэтому классическая музыка сравнима с лучшими произведениями мировой литературы, архитектуры, живописи, театра.

Во-вторых, это понятие может быть связано только с эпохой классицизма XVIII века в Западной Европе и тогда мы ограничиваемся именами австрийских и немецких композиторов – Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Х.В. Глюк. Эти композиторы стали создателями главных жанров классической музыки – оперы, симфонии, сонаты, квартета, концерта для солирующего инструмента с оркестром.

Композиторы-классики детям

Кажется, сами композиторы-классики позаботились о том, чтобы постепенно подготовить детей к будущей взрослой жизни, когда они будут слушать симфонии, оперы, балеты. Но это впереди…

А сейчас – слушайте небольшие пьесы, которые композиторы написали специально для детей, и которые дети могут не только слушать, но и исполнять (если ребенок обучается игре на фортепиано или других музыкальных инструментах). В детских пьесах раскрывается все многообразие жизни ребенка – наблюдение за природой, окружающим миром, бытовые сценки, танцы, песни, игры. Пьесы могут быть достаточно наивными, простодушными и, напротив, не по-детски серьезными.

Кроме отдельных пьес композиторы сочиняли циклы под общим названием «Детский альбом» (или другие варианты этого названия). В них объединяли целый ряд музыкальных пьес – зарисовок, в которых с вниманием и любовью наблюдали за жизнью ребенка. Интересно сравнивать детские циклы разных композиторов, обнаруживая в них общее и различие. Такое музыкальное «общение» формирует у ребенка умение мыслить несложными звуковыми образами, активно развивает его воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Классическая музыка включает в себя все многообразие содержания – радость и печаль, мечтательность и тревога, восторг и сдержанность. И при этом в ней всегда сохраняется благородство звучания, благозвучие всей музыкальной ткани. Внутреннее спокойная, уравновешенная, без нарочитой громкости, резких, диссонирующих звучаний, она не разрушает мир ребенка, его психику, не вызывает страха и агрессии. Красота ее мелодий, гармоний, оркестровых тембров вызывает у ребенка ответную реакцию, ответное чувство красоты, света, покоя, добра. И в этом – польза классической музыки для детей.

Еще о влиянии классической музыки на детей

Влияние классической музыки на детей широко и многогранно. Это формирование музыкальной культуры ребенка, формирование эстетических ценностей через то представление о красоте, которое заложено в музыке. Наконец, это воспитание нравственных ценностей – уважения и любви к человеку, окружающему миру, жизни, что закладывает основы психического здоровья ребенка.

Польза классической музыки для детей заключается и в том, что она способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию, памяти. Ведь что такое «музыка»? Это поток звуков, который нужно осмыслить, понять. Наполнение музыки «своим» конкретным содержанием происходит у каждого человека и у ребенка, в том числе, индивидуально, субъективно, по-своему. Что зависит от его характера, жизненного опыта, способностей. Осмысливая ее образы, ребенок включает в работу свое воображение и фантазию, логику и опыт своей небольшой жизни.

А если ребенок занимается хореографией, то он чувствует музыку еще больше.

«Взрослая» классическая музыка для детей

Оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик» создавались для взрослых. Но с удовольствием слушают эти произведения и дети. Сказочный сюжет, эффектное театральное действо, красивая музыка завораживают всех зрителей в театре. Но можно послушать, посмотреть видео дома, в детском саду и не всего спектакля, а отдельных фрагментов, чтобы не перегружать восприятие детей и не вызывать у них усталости. А понравившиеся сцены послушать, посмотреть еще раз.

Сейчас можно найти многочисленные аудиозаписи классической музыки для детей, в интернете и на дисках.

Как влияет, чем полезна для детей эта «непростая» оперная и балетная классическая музыка? Происходит приобщение к разным видам искусства, их красоте – литературной сказки, музыки, красоте театрального действа, искусства певцов, артистов балета, художественного оформления спектакля… Но главное происходит приобщение детей к Красоте жизни, к красоте человеческих отношений. Это главный ответ на вопрос «Чем полезна классическая музыка для детей?»

Советы «взрослым»

Осознанное восприятие классической музыки – это большой эмоциональный и интеллектуальный труд. Поэтому чтобы не вызвать эмоционального и умственного перенапряжения, усталости у ребенка, нужно разумно ограничивать время общения с музыкой.

Как ребенку лучше слушать классическую музыку? Таких вариантов много.

Первый. Ребенок просто сидит и сосредоточенно слушает. Но ему трудно сосредоточить свое внимание только на слуховых образах. Поэтому детям нужно помочь.

Второй. Можно предложить во время звучания музыки свободно рисовать. Может быть это будут простые линии, цветовые пятна, но они помогут сосредоточиться на музыке, чтобы почувствовать ее характер и передать в цвете, линиях.

Третий. Свободный импровизированный танец, пантомима тоже помогут детям сосредоточиться на музыке и раскрыть в движениях ее образы.

Четвертый. Классическая музыка может быть фоном для мелодекламации стихов, в литературно-музыкальной композиции в союзе со словом.

Евгения Викторовна Зубенко

Расслабляющая музыка для детей

Музыка играет важную роль в жизни нашего общества. Если присмотреться поближе, почти все аспекты нашей жизни пропитаны звуками музыки: театр, телевидение, фильмы, праздники, государственные мероприятия. Мы используем плееры и колонки, чтобы наполнить свои повседневные дела музыкой: пробежка, поездка на машине и общественном транспорте, выполнение повседневных задач. Музыкой мы признаёмся в любви, музыкой общаемся с детьми и друзьями, музыкой выражаем радость и грусть и даже рассказываем другим о себе.

Мы не всегда являемся пассивными слушателями: кто хотя бы раз не пел в душе или под гитару, кто не пытался сыграть что-то на фортепьяно или барабанах? А у многих из нас за спиной детство в музыкальной школе и даже опыт выступлений.

Действительно, наши первые встречи с музыкой начинаются глубоко в детстве, с первых маминых колыбельных, а с возрастом отношения с ней усложняются, появляется любимая и нелюбимая музыка, музыка, навевающая приятные и неприятные воспоминания, музыка для разной обстановки и настроения.

Евгения Викторовна Зубенко

Калинка-малинка русская народная песня

«Русская песня – душа народа».

Почему, когда мы слышим родную речь,  интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности.  Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры.  Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней:  «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров,  «Варяг»— Я. Репинский,  «Вечерний звон» — И. Козлов,  «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую – судьбинушку

У России – матушки взяла.

И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей,  прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю,  дабы она не печалилась и обвенчалась с другим,  отпуская ее с миром и любовью,  благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»

Русь святую разоряют,                                        Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой:                                  Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает,                             Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой!                                      Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу»                     «Как за речкою, да за Дарьею»

 

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.»

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

(«Что за песни»)

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию.  Насаждая свою лжекультуру,  т.е. стараясь подчинить русский народ,  Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий, ни к чему не обязывающий  городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности  русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд,  которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей  замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной  и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими  светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Пожалуй, определённо большая часть людей считает, что композиция «Калинка» является народной песней, но это мнение уже давно признано ошибочным, хоть его и сейчас можно легко найти в некоторых информационных источниках. На самом деле, авторство данной песни принадлежит известному русскому композитору Ивану Петровичу Ларионову, который также считается литератором, музыковедом, фольклористом и хоровым дирижёром.

Композиция «Калинка» была сочинена в период 1860-го года в городе Саратове. В то время Иван Ларионов занимался созданием музыкального оформления для постановки местного любительского спектакля по мотивам драмы «Бобыль». Именно в этом спектакле песня «Калинка» была официально впервые исполнена перед публикой самим автором, чей голос и самобытное исполнение смогли поистине получить абсолютно все зрительские симпатии.

В очередном заезде в Саратов Дмитрию Агреневу-Славянскому посчастливилось познакомиться с песней «Калинка», которая настолько его впечатлила, что он захотел сделать её частью своего репертуара. Именно поэтому он обратился к Ивану Ларионову с особой просьбой, чтобы тот разрешил ему исполнять эту композицию.

Уже через несколько лет в 1868 году Дмитрий Агренев-Славянский создаёт хор «Славянская капелла», с которым он успешно гастролировал как на территории России, так и за границей. Именно с этого момента и начинается мировая слава песни, мотив и слова которой на слуху у людей и по сей день.

Впоследствии права на исполнение композиции были переданы известному российскому певцу и по совместительству собирателю народных песен Дмитрию Александровичу Агреневу-Славянскому, который являлся близким товарищем Ивана Ларионова.

Интересные факты

  • Композиция «Калинка» долгое время считалась достоянием русского фольклора и относилась к народным песням. Но в 2008 году вышла книга, где была рассказана подлинная биография Ивана Ларионова. В книге также приведены важные для истории архивные факты, которые официально доказывают, что именно Иван Ларионов является автором песни «Калинка». С тех пор эта композиция уже не считается народной песней, хоть эта информация известна далеко не всем.
  • Слова песни «Калинка» множество раз пытались переводить за рубежом, но все попытки оказались тщетны. Итоговые версии перевода теряют абсолютно весь смысл и звучат полностью безыдейно. Самое большое недоумение у переводчиков вызвала непонятная для них строчка «Ай, люли, люли, ай, люли, люли».
  • Выражение «Калинка-Малинка» уже давно закрепилось у большинства иностранцев, как что-то такое, что непосредственно связано с Россией или русскими людьми. Такой речевой оборот часто используют, например, при продаже русской народной сувенирной продукции.
  • 3 сентября 2018 года известная по всему миру румынская группа Morandi выпустила песню под названием «Kalinka». В данной композиции участники коллектива использовали часть сэмплов из оригинальной песни, а также позаимствовали несколько строчек из текста. Композиция «Kalinka» хоть и имеет довольно нестандартное для группы звучание, но песня была довольно положительно оценена их слушателями.
  • Песню «Калинка» довольно часто можно услышать в футбольных и хоккейных матчах во время перерывов. Фанаты всегда с особой радостью воспринимают этот бодрящий и живой мотив, который способен поистине вдохновить спортсменов на яркую игру. Особой любовью к песне отличаются болельщики футбольного клуба «Chelsea», для которых «Калинка» уже давно является неофициальным гимном.
  • Известные советские фигуристы Ирина Константиновна Роднина и Александр Геннадиевич Зайцев создали, пожалуй, самый успешный фигурный танец того времени именно под песню «Калинка». Удивительный факт, но в 1973 году на соревновании по фигурному катанию во время выступления Ирины Родниной и Александра Зайцева по неизвестным причинам перестало играть музыкальное сопровождение, что непосредственно повлияло на итоговое решение судей. Но эта оплошность не помешала советским фигуристам занять первое место, ведь они показали поистине блестящее выступление
Русская песня – это живое творчество русского народа и,  покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

 

Евгения Викторовна Зубенко

Колыбельная

Ничто не может изгладить первых впечатлений детства.

В. Гете.

Колыбельные сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, затем он начинает петь их своим детям. Колыбельные песни — это то, что объединяет всех людей. Они появились очень давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире. Колыбельная содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой. Само название «колыбельная» произошло от глагола «колыбать» — колыхать, колебать, качать, зыбать. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания — колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. В древности технике исполнения колыбельных песен учили в детстве. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Между прочим, таких нянь называли «байкалы», «байкалыцицы», «баюкалки».

Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Так, например, стало понятным, что слова в колыбельной не главное. Ведь малыш в раннем детстве еще не в состоянии воспринимать слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является размеренный ритм, однообразная, спокойная напевность. Для этого даже ударения в словах подчиняются определенному ритмическому рисунку, схожему с раскачиванием люльки: «Баю, баю, баю. Тебе песенку спою я про серого кота. Как у серого кота колыбелька золота, позолоченная... «К тому же в текст таких песен входят слова с большим количеством шипящих и свистящих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема... « или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите...».

Древние придавали большое значение колыбельным, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша через мамин голос со всем окружающим миром. Не слова и мелодия самое главное в колыбельной, а те чувства, которые через нее передаются. Древние считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через колыбельную до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире. С этой же целью в колыбельных очень много ласковых слов, большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жемчужная жемчужиночка, деточка-крохотулечка...

Колыбельная играла роль оберега, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. Главные мотивы колыбельных песен — пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым. Существовала даже традиция сочинения персонального мифа для каждого родившегося малыша, у некоторых народов при рождении младенца мать сочиняла песню, которая должна была сопровождать его всю жизнь. Колыбельные населялись различными мифическими животными и существами, которые могли помочь малышу. Часто упоминаются добрые языческие существа: Сон, Дрема, Угомон, Упокой, считавшиеся носителями сна. Почти в каждой колыбельной встречается кот. В русских народных сказках, легендах кот — помощник домового, нередко сам домовой появляется перед людьми в таком образе. Задобрить домового, позвать его к малышу считалось большой удачей. Существовало несколько обычаев, связанных с определением места люльки. Во-первых, место для люльки выбирали то, где любил спать кот. Во-вторых, перед тем как уложить новорожденного в люльку, в нее запускали кота. Самой колыбельке отводилась очень важная роль. Ведь это самое первое место малыша на Земле, его укромный уголок, в котором ему предстоит провести первые месяцы жизни. Поэтому о ней часто говорится в колыбельных. Например, из глубины веков дошли до нас такие слова колыбельной: «Висит колыбелька на высоком на крюку. Крюк золотой, ремни бархатные, колечки витые, крюки золотые. Мамушки, нянюшки, качайте дитя! Сенны красны девки, прилюлюкивайте! Вырасту большая (ой), буду в золоте ходить, парчову шубу носить, мамушкам, нянюшкам обносочки дарить». «Песня матери, — писал поэт Расул Гамзатов, — главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Колыбельная песня несла в себе свет и тепло материнской любви. На Востоке говорят, что плохому человеку в детстве мать не пела колыбельных песен. Неспроста в колыбельных использовались слова «лю-ли», «люшеньки-люли», кроватку малыша — колыбельку —называли люлькой, а малыша, который спал в колыбельке, — лялей, лялечкой. Детей же не просто нянчат, а лелеют. Оказывается, это производные от имени дочери славянской богини Лады — Лели. Леля у славян была богиней весны, первых ростков, цветов. Наши предки считали, что она покровительница проклюнувшихся ростков, новорожденных малышей. Поэтому в колыбельных, баюкая ребенка, наши пра-пра-бабушки обращались к покровительнице. Например, «Люшеньки-люли, спи, дитя, усни, до утренней зари, до свежей росы...». Иногда в колыбельных упоминается Лада — богиня лета, счастья материнства — и очень часто — птицы. Птицы у древних славян — это вестники Бога, которые помогают заботиться о малыше: «Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, стали гули ворковать. Стали гули ворковать, стал наш (имя) засыпать».

Значение колыбельной было не только в том, чтобы поскорее убаюкать младенца, это было и средство воспитания. Недаром ученые говорят, что младенчество — самый ответственный период в развитии человека. Все основы закладываются в этом возрасте, именно в этот период формируется характер, индивидуальность человека. Через повторяющиеся слова колыбельной дитя запоминает слова родного языка, быстрее осваивает языковую культуру своего народа. В словах этих песен большое количество образов, персонажей, явлений, о которых должен знать малыш. Здесь есть и названия животных (киса, волчок; голуби, гули), и образы ближайших родственников, и хозяйственные занятия, и первые понятия о сельской общине. Колыбельная также помогала ребенку осознать себя как отдельного индивида, ведь она напрямую обращается к малышу по имени, и он же является главным действующим лицом и слушателем одновременно. С другой стороны, через колыбельную малыша предупреждали об опасностях взрослого мира. Например, всем с детства известны слова следующей колыбельной: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок, он утащит во лесок под ракитовый кусток...» Есть и другие колыбельные страшилки. Такие песни показывали малышу, что мир делится на добрый — свой и злой — чужой. Есть граница между миром чужих и своих, и малышу пересекать ее нельзя. Таким образом, колыбельная как часть народной культуры собирала в себе весь опыт народа, передавала малышу понятие о значимых нравственных ценностях, приобщала к народной культуре, давала представление о будущей взрослой жизни.

Конечно, сейчас мы не придаем большого значения этим символам, утратили большую часть мудрости древних, и все же где-то на уровне подсознания в нас хранится информация об этом. Возможно, скептики скажут: «Это было давно, а в наш век современной техники так ли уж нужны колыбельные?» Многие родители считают, что пение колыбельных — занятие бесполезное, пережитки прошлого. Этого мнения придерживались и многие педагоги, воспитатели еще 10-20 лет назад. Считалось, что качать ребенка вредно и недопустимо, ребенок должен неукоснительно соблюдать режим дня, нельзя идти у него на поводу, даже если он плачет, капризничает. Дисциплина, закаливание, минимум потакания капризам. Сегодня ситуация меняется, педагоги предлагают воспользоваться опытом предков, хотя бы вернуться к пению колыбельных.

Имеют ли реальную пользу колыбельные? Когда начинать их петь? Как их петь? Что лучше: живой непрофессиональный голос любящей мамы, не обладающей тонким слухом, или профессиональное исполнение. Эти вопросы, встающие перед современными родителями, требуют ответов.

Доказано, что колыбельная — лучшее усыпляющее средство для малышей. Это происходит благодаря плавной мелодии, особому ритму слов, особым движениям (покачиванию, похлопыванию). Сон для малыша имеет очень важное значение, тем более что большую часть времени в грудничковом возрасте он находится в состоянии сна. Однако, как утверждают ученые, умение спать приходит со временем. Мозг должен созреть, чтобы включались механизмы засыпания. Эти механизмы формируются благодаря влиянию ряда внутренних и внешних ритмических факторов. Колыбельные с их ритмом, способом укачивания как раз запускают механизмы сна. Обязательно пойте малышу колыбельные песни во время засыпания и еще несколько минут после того, как малыш уснул. Колыбельная оказывает успокаивающее, расслабляющее, снотворное действие не только на детей, но и на взрослых. Это доказано в результате научных исследований. В Гетгингенском университете Германии велась работа над выявлением эффективности различных средств против бессонницы. В эксперименте использовались лекарственные снотворные препараты, народные средства, среди которых были записи старинных колыбельных песен. Выводы поразили ученых — на первое место по эффективности были колыбельные средства, они приводили к быстрому засыпанию, крепкому и глубокому сну.

Считается, что младенец способен слушать музыку уже в плодный период своего развития.

Причем ребенок помнит, узнает и реагирует на музыку, которую слышал до рождения. Сам Аристотель считал, что музыкой можно влиять на формирование характера еще до рождения ребенка. Психологи давно пришли к выводу, что тихая классическая музыка успокаивает и будущую маму, и ее будущего малыша. Малыши, которые до рождения слышали музыку, которым пели колыбельные песни, рождаются с абсолютным слухом. К тому же считается, что звук воздействует на эндокринную и сосудистую системы еще не родившегося ребенка. Звуковые вибрации оздоравливают организм, играя роль своеобразного массажа, положительно влияют на интеллектуальные способности малыша, Слышать плод начинает уже 15-20-й неделе внутриутробной жизни, а за полтора месяца до рождения младенец способен запоминать стихи и мелодию колыбельной. Уже в начале XX века было известно о роли колыбельных песен в формировании ребенка. Так, в 1913 г. русский психоневролог академик В. М. Бехтерев указывал на огромную роль колыбельных песен в полноценном развитии плода. Им был организован Комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Ученый утверждал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость. Пение колыбельных во время беременности может положительно повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности ребенка, его эмоциональное развитие.

Когда беременная женщина поет колыбельную, плод получает больше кислорода, его сердцебиение соответствует норме, а колебания околоплодных вод выполняют роль своеобразного массажера, помогая быстрее развиваться. Считается, что вероятность выхаживания недоношенного ребенка резко увеличивается, если мама регулярно поет ему колыбельные песни. Ученые медики пришли к выводу, что от колыбельной улучшается здоровье и настроение не только малыша, но и мамы. Так, например, установлено, что у мам, при исполнении колыбельных, улучшается лактация, снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. А у тех будущих мам, которые пели колыбельные до рождения младенцев, сжались проявления токсикоза, беременность протекала без осложнений. С помощью колыбельной мама сама может расслабиться, сбросить с себя усталость, раздражение.

О лечебном эффекте музыки известно и современным медикам, врачи даже назначают в качестве лечебного средства прослушивание музыкальных произведений некоторых композиторов. Так, например, для снятия раздражения нужно слушать «Лунную сонату» Л. В. Бетховена, «Симфонию» Гайдна, «Кантату № 2» и «Итальянский концерт» И. С. Баха. При головных болях — «Венгерскую рапсодию» Ф. Листа, «Фиделио» Л. Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина. Избавиться от бессонницы можно, прослушивая перед сном «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодию» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы П. И. Чайковского. Чтобы успокоиться, снять тревожность, нужно слушать»Колыбельную» Брамса, «Свет луны»Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта. К снижению давления при гипертонии приводит прослушивание музыки Ф. Шопена, а именно «Ноктюрн ре-минор», подойдет «Концерт ре-минор для скрипки» И. С. Баха. Для беременных женщин, чувствующих усталость, апатию, страдающих частыми переменами настроения, подойдет тонизирующая музыка. Ее можно давать слушать и малышу, когда он вялый, плохо кушает, капризничает без повода. Для лечения таких состояний подойдет музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Шуберта, П. И. Чайковского и Вивальди в темпе аллегро или аллегро модерато.

Через колыбельную малыш приобщается к музыке, ведь это первые музыкальные произведения, которые он слышит. Значит, колыбельные способствуют музыкальному развитию малыша. Большое значение имеет и воспитательно-обучающий эффект от исполнения колыбельных песен. Русская пословица гласит: «Хлеб питает тело человека, а колыбель — душу». В первый год жизни малыш только-только начинает понимать разговорную речь, а в первые 6 месяцев он даже не понимает значения обращенных к нему слов. В этом возрасте малыш больше реагирует на мелодику и ритм звучащих слов, ему понятней колыбельные напевы. На раннем этапе развития ребенка большая часть интеллектуальной нагрузки приходится на правое полушарие мозга. Это полушарие отвечает за эмоции, воображение. Возможно, поэтому колыбельная песня понятнее малышу, чем просто разговорная речь. Многие педагоги давно заметили, что дети, которым поют колыбельные песни, быстрее начинают вторить. Гуканье — хорошее упражнение для тренировки голосовых связок. Слушая изо дня в день колыбельные, ребенок быстрее начинает говорить. Ведь повторение одних и тех же слов, запоминание их значения, попытка про- петь-повторить вслед за мамой слова любимой песни — лучший тренажер для освоения родной речи. Тем более что слова окрашенные родными мамиными интонациями запоминаются быстрее. С этой целью слова колыбельных песен для самых маленьких состоят в основном из существительных и глаголов. Глагол обозначает понятное малышу действие и предметы, которые его окружают. Для того же и большое количество слов-повторов, звуков-повторов, отдельных слогов. Малыш, повторяя быстрее запоминает. Например:

Ай, люди, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать.

Стала детка (имя) засыпать.

Как исполнять колыбельные? Многие мамы отказываются петь колыбельные сами, считая, что у них нет голоса или слуха. Они считают, что лучше или удобнее включить магнитофон, поставить кассету или диск с колыбельной. И все же самая лучшая колыбельная та, которая исполнена собственной мамой. Можно купить такую кассету, прослушать колыбельную и выучить ее близко к оригиналу. Можно тихонечко подпевать магнитофону, конечно, чтобы малыш слышал мамин голос. Поскольку колыбельная имеет довольно простой музыкальный рисунок, после нескольких прослушиваний ее легко запомнить и спеть самому. Во время исполнения колыбельной, хорошо похлопывать малыша по спинке. Если вы остановились на магнитофонном варианте исполнения колыбельных, то должны запомнить несколько правил, которые должны соблюдать родители. Во-первых, магнитофон, воспроизводящий музыку, должен находиться на расстоянии 1 м от места пребывания малыша. Во-вторых, музыка не должна быть громче обычной разговорной речи.

Если вы еще не поете колыбельные своему малышу, начинайте как можно скорее. Ведь колыбельная — это и способ создать комфортные условия засыпания для него и возможность доказать ему всю полноту любви родителей, привить любовь к музыке, помочь как можно быстрее научиться говорить. Колыбельная — отличное средство, проверенное веками, для всестороннего развития ребенка. Когда он подрастет, можно включать в репертуар колыбельные, написанные профессионалами. Многие русские поэты сочиняли колыбельные песни, вспоминая о далеких днях детства. Например, А. Майков, С. Черный. Правда, эти колыбельные больше приобщают малыша к лучшим образцам поэзии, чем выполняют функцию оберега (как незамысловатые русские народные колыбельные).

Для общего развития малыша можно использовать не только колыбельные. У наших предков в ходу были еще особых вида песенки с воспитательным значением: потешки, пестушки и прибаутки. Современные родители могут смело включать их в свой арсенал. Пестушки наши прабабушки и бабушки использовали как сопровождение для зарядки внучонка после сна. Малышу нужно было взбодриться, скинуть остатки сна. Вот, например, пестушка:

Потягушеньки, порастушеньки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходюнюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок».

И сегодня можно использовать эти пестушки. Проговаривая их, нужно поглаживать ребеночка вдоль тельца. Это своеобразный массаж перед зарядкой. Для поднятия тонуса малыша можно подбрасывать на коленях со словами:

Поехали, поехали!

С орехами, с орехами,

С калачами, с калачами!

Поскакали, поскакали!

Вприпрыжечку, вприпрыжечку!

По кочкам, по кочкам — бух в ямку!

Знакомый всем с детства приговор при ушибах дошел к нам из глубокой древности: «У лисы боли, у волка боли, у (имя) боль на березу в лес улети» — та же пестушка. Как ни странно, она действительно снимает болевые ощущения от ушиба. Чтобы первые шаги для малыша не были страшными, чтобы ему было весело шагать, можно использовать следующую пестушку:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Потешки — небольшие стихотворные приговоры, с определенным ритмом, с определенной ситуацией, песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. С их помощью малыш усваивает определенные движения, упражнения. Самые известные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока, сорока». С помощью потешек, как и с помощью колыбельных, малыш усваивает новые слова, заучивает их, общается с другими людьми, учится выражать свои эмоции. Через потешки, как и через колыбельные, малыш получает первые уроки воспитания. Что хорошо, что плохо, что должен делать малыш, а чего делать не следует. Например, известна такая потешка:

Сорока-сорока

Кашу варила,

Деток кормила:

«Идите, детки, кашу есть.

Этому на ложке,

Этому на поварешке,

Этому — весь горшок.

А этому — ничего нет:

Ты круп не драл,

Дрова не рубил,

Воду не носил,

Кашу не давил».

В простых словах этой потешки заложено большое количество информации. Например, «мало» и «много» — понятия о количестве, представление о том, как варится кашка. Дается первый урок морали: работящие люди получают награду за старание, а ленивых ждет наказание. При чтении потешек и пестушек слова нужно произносить четко и ясно, бодрым тоном, чтобы малышу было все понятно и легко запоминалось, чтобы он мог почувствовать ритм.

Прибаутки подходят для детей более старшего возраста, к 2-3 годам запас слов у малыша достаточный, для того чтобы понять смысл этих смешных коротких рассказов, стишков. Они отличаются от потешек тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. С помощью прибаутки родители могут развивать воображение и фантазию малыша, потому что они очень часто содержат сказочные сюжеты, мифических персонажей. Птицы здесь играют на трубе, насекомые колют дрова, кошки вышивают полотенца, козы собирает орехи и т. д. Например, вот такая:

Кошка в лукошке рубашки шьет.

У нашей кошки

Три сдобные лепешки,

А кот на печи сухари толкет.

А у нашего кота

Три погреба молока.

Другие прибаутки используют в качестве оценки поступков малыша, в качестве похвалы. Например, очень известна такая прибаутка:

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

Наверняка она придется по душе современному ребенку, стимулируя его к хорошим поступкам. Среди прибауток встречаются прибаутки, которые осмеивают плохие поступки, отрицательные черты характера, пороки (лень, глупость, нерасторопность). Такие прибаутки помогут малышу избавиться от отрицательных качеств. Например: «Федул, а Федул, чего губы надул?» — «Кафтан прожег!» — «Зачинить можно?» — «Да иглы нет!» — «А велика ли дыра?» — «Один ворот остался!»

Для торопыжек подойдет такая прибаутка:

Сбил, сколотил — вот колесо.

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад — одни спицы лежат!

И колыбельные, и пестушки, и потешки, и прибаутки, и сказки дают малышу возможность узнать и запомнить много новых слов, несут в себе полезную информацию, дают представление об окружающем мире.

Следующий шаг на пути освоения народного творчества — сказки. Это очень важная составляющая воспитания растущего ребенка, к ним можно переходить в 3 — 4 года. В сказках, как и в колыбельных или прибаутках, понятным для ребенка языком дается нужная информация, освещаются нравственные проблемы, даются уроки морали. Малыши, которым рассказывали сказки в раннем детстве, скорее начинают говорить, их язык выгодно отличается от языка сверстников яркостью, образностью, правильностью. Через сказку ребенок учится находить выход из различных жизненных ситуаций, она развивает способность к творчеству. Рассказывать или читать сказки нужно в подходящее время, тогда информация, заложенная в ней, усвоится лучше, принесет малышу больше пользы. Выбирайте момент, когда малыш спокоен, когда у вас есть время для неспешного чтения. Читайте с радостью, не отвлекаясь, четко выговаривая слова. Можно читать сказку перед сном и дать время ребенку поразмышлять над услышанным, задать вопросы. Услышанное прочно закрепится, ведь при засыпании информация отложится в подсознании ребенка.

 Пойте малышу колыбельные, читайте потешки и прибаутки, это поможет развить способности вашего ребенка, создаст комфортные условия его существования, сделает его счастливым.