коллегам

Сафронова Елена Анатольевна

страница содержит методические статьи и доклады

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ»

ДОКЛАД НА ШМО

«Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы»

Сафронова Е.А.,

учитель иностранного языка

Оржевка, 2018

   Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное образование - наиболее бурно изменяющаяся и развивающаяся сфера деятельности человека. Но это развитие невозможно без инноваций, без новых информационных и образовательных технологий.

Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс». Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

             Главной целью инновационной деятельности в общеобразовательной школе является качественное изменение личности ученика, максимальное раскрытие и развитие его природных способностей и дарований, а также интеллектуального и творческого потенциала. Достижение этой цели возможно только путем внедрения в образовательную практику новых эффективных способов и методов обучения и воспитания. Других путей преодоления педагогического кризиса и противоречий между требованиями к образованию и его возможностями в условиях массовой школы просто нет. Для образовательных инноваций характерны эффективность, качественность и объективность.

          Можно выделить внутрипредметные инновации и общеметодические инновации.

            Внутрипредметные инновации - инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

           Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

           Но есть факторы, препятствующие нововведениям. Это возникновение феномена сопротивления изменениям. Фразы типа: "это у нас не получится", в подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества

невозможным.

         "Это требует доработки". Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.

        "Здесь не все равноценно". Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

        "Есть и другие предложения". В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

         Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонны к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу.

5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности.

Решение о принятии новшества принимают с большим трудом, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

             Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.

             Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской организуется таким образом, что педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».

             Деятельность учителя должна быть направлена на приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.

           Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Работа на данном этапе происходит в творческой лаборатории, созданной на базе мультимедийного кабинета. Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы.

          Работа должна строиться на основе саморазвития и самоорганизации учителя, потребности в новых достижениях, стремлениях к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.

Литература

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.

Интернет ресурсы

  1. festival.1september.ru/articles/511122/
  2. www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm
  3. www.muh.ru/q_man1.htm?

         



Предварительный просмотр:

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования                                           социокультурной компетенции учащихся на уроке иностранного языка языка. (из опыта работы)

Социокультурный аспект и его учёт в обучении иностранному языку.

     Опираясь на многолетний опыт российских и зарубежных методистов, можно с уверенностью сказать, что обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры. А это, в свою очередь, предполагает поиск инновационных технологий обучения иностранному языку, способствующих формированию  социокультурной компетенции учащихся.

 Cоциокультурная компетенция   – знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.

   Формирование социокультурной компетенции  на уроках иностранного  языка подразумевает обогащение лингвистических, прагматических, эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка. Кроме того, предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

Роль музыкальных и песенных презентаций на уроке иностранного языка.

     Музыка, а именно песня на иностранном языке имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на уроках английского языка. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления с которыми ребёнок уходит с урока.

    Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка. Музыкальные и песенные презентации могут оказать неоценимую помощь в изучении языка. Учёные выявили, что в человеческом мозге для восприятия музыки и речи предназначены разные области. Музыкальный центр мозга находится в  левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Песни объединяют работу обоих полушарий, а потому и запоминаются лучше стихотворений.  Следует  также помнить, что музыка, слово и жест зарождались одновременно, что именно из интонации произносившего звуки человека родилась музыка. Кроме характерных, веками закреплённых из речи родившихся интонаций, оформленных в методические формулы, музыка передаёт  характерные ритмы данной народности. Ритм является важным компонентом запоминания. Мозговая деятельность включается автоматически, едва человек слышит первые ноты.

     Таким образом, использование музыкальных и песенных презентаций на уроке  имеет следующие преимущества:

- обеспечивают наглядность при обучении, что стимулирует восприятие звучащей иностранной речи и создание смысловых образов присущих носителям языка;

-привлекают внимание учащихся и помогают сконцентрироваться;

- иллюстрируют более полное значение ситуации и сокращают время объяснения;

-помогают создать ассоциативно языковую память;

-  стимулируют почти подлинную коммуникацию: учащиеся как бы проживают все события, если музыкальные и песенные презентации составлены и подобраны методически  правильно, то они способны развить дискуссию

-дают возможность учащимся осознать, что они обращаются к источнику

информации, которым пользуются носители языка. Это повышает практическую

ценность владения иностранным языком;

-повышают мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как обучение без мотивации неэффективно;

     Таким образом, использование музыкальных и песенных презентаций формирует социокультурную компетенцию учащихся и  выполняет важнейшее требование коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Презентации являются тем материалом, при помощи которого ученики будут заинтересованы в дальнейшем знакомстве с культурой изучаемого языка.

Критерии отбора песен для музыкальных презентаций.

     Особое внимание следует уделять отбору песен. Мелодии должны нравиться

учащимся, музыкальное сопровождение должно быть современным и живым. Кроме того,  не следует забывать об одной особенности песни: учащиеся будут петь песни не только в классе, но и тогда, когда урок уже будет далеко позади, а они будут петь их для своего удовольствия. Песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Следовательно, песни для музыкальных презентаций могут   быть выбраны учителем по следующим критериям:

-для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и чётким ритмом. Для этой цели хорошо подходят детские песенки;

-стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне. Её содержанию и исполнению;

-политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества;

-- лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей.

 

Методика работы с песенными презентациями.

        Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

        Примерная последовательность работы с песней:

  1. Краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и.т.д.), установка на первое восприятие песни;
  2. Первое музыкальное предъявление песни, знакомство с музыкальной стороной песни, особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;
  3. Проверка понимания содержания песни (дословный перевод общими усилиями учащихся под руководством учителя); на более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка;
  4. Фонетическая отработка текста песни; на начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации;
  5. Повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;
  6. Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации. Всю работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
  7. Разучивание мелодии в процесс совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также её аккомпанемента.

На последующих  двух-трёх уроках достаточно повторить песню один- два раза, чтобы ёё слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры. При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепление нового материала и использование его в соответствующих речевых ситуациях.

           

Список  литературы

  1. Вербицкая Л.А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков. // Мир русского слова. – 2001. – № 2, http:// learning – russian/ gramota. ru/ journals.

      2. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания  обучения              иностранным      языкам // ИЯШ. – 2004. – № 1. – с. 3–8

     3. Гурьянова Н.Г. Значение формирования социокультурных знаний,

        компенсаторных умений и навыков учащихся на современном этапе модернизации          языкового образования. – http:// www. teacher. fio. ru/ news.

   

  4.    Насибулина Т.В. Использование музыки и песен как учебного материала на        начальном этапе обучения английскому языку.- http :/festival1september.ru

      5.  Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка. // Иностранные языки в          школе. – 2000. – №1. – С.50-53.

                               

Интернет-ресурсы:

1 .  http://revolution.allbest.ru/languages/

  1. http://englishclub.narod.ru/article/article

         

 



Предварительный просмотр:

Ситуации речевого общения на уроках иностранного языка (из опыта работы)

      В качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Ситуация является формой функционирования общения, единицей общения, которое предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоения материалом.

        Ситуация должна стать единицей организации и основой управления процессом обучения иноязычному общению.

        Ситуация – сложный феномен и требует широкого и глубокого подхода к его исследованию. Важное значение приобретает нахождение критериев, с помощью которых можно методически верно смоделировать ситуацию речевого общения. Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая.

         В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения.        Опыт работы в школе показывает, что высказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения, чаще всего представленная монологической и диалогической речью учащихся.

      Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.

       Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится. Общение на уроках в основном осуществляется преимущественно в таких организационных формах: учитель- ученик, учитель- класс, иногда ученик - ученики. Мы часто общаемся с членами семьи, с соседями по дому, с одноклассниками, с приятелями и нужно перестать воспринимать речевое общение, как метод обучения устной речи.

        Необходимо научить учащихся тому, чтобы они могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы).

 Это на перовом этапе. На следующем этапе коммуникативные действия можно реализовать с помощью

реплик – согласия или несогласия;

реплик, дополняющих говорящего;

фраз, уточняющего характера;

обобщающих суждений;

эмоциональных реакций;

иронических реплик типа;

реплик, выражающих просьбу;

реплик, дающих отрицательную оценку;

реплик удивления.

Анализ группового общения позволяет заключить, что свободная беседа учащихся не всегда имеет четко поставленную цель. Дискуссия сама по себе трудна и требует проявления многих качеств участников дискуссии. В ролевой игре все эти качества обнажены. В ролевой игре все эти качества обнажены. Там предлагаются достаточно точные и легко доступные учащимися ориентиры для группового речевого взаимодействия. На начальном этапе обучения ученикам трудно думать о технологии проведения групповой дискуссии. Игра же позволяет сделать этот процесс более естественным и интересным. Неформальные отношения в группе, которые устанавливаются при ролевой организации учебного взаимодействия, также способствуют этому. Ролевая дискуссия в легкой и непринужденной форме позволит учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объем их речевой практики, поможет каждому спланировать своё высказывание, а всех вместе – объединит сюжетом, организационными формами, правилами и т.п., заложит основы технологии группового дискутирования.

        Анализируя опыт работы, можно сделать вывод, что наибольшие возможности в воплощении речевых ситуаций открываются в игровой деятельности детей. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект. Уже в 5 классе можно предлагать простые ситуации:

“Вы встретились с туристом. Давайте познакомимся с ним поближе” Диалог “Знакомство”.

Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования. Например, в 5 классе при изучении темы “Семья” учащиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания:

- покажи фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.

 Тема “Мой дом”. Даю описание дома Снежной королевы или других сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки, затем рассказывают что у них получилось. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: “Это твоя мама. Познакомь меня с ней и расскажи немного о вашей квартире”. При изучении темы “Досуг” можно предложить следующие ситуации: “Нина очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Нину рассказать рецепт приготовления торта” и т.д.

         Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку. В некоторых ситуациях люди общаются почти автоматически. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.

        В процессе обучения от ученика не требуется, чтобы он выступал в роли учителя, космонавта и т.п. Но эти роли привлекают учащихся. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Возможность оценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опыт учащихся, учит общению. Часто на уроках ученики выступают в роли учителя, и им это очень нравится. В своей работе я стараюсь применять такие приемы обучения, которые помогают повысить эффективность урока.

           Речевая ситуация должна (по возможности) быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся. Так, работая над темой “Покупки” предлагается ситуация: “Вы пришли в магазин и делаете покупки в одном из его отделов” . В это же время другой ученик делает покупки в другом отделе. Затем учащиеся меняются ролями. Более слабым учащимся можно предложить просто наполнить сумку продуктами.

Можно использовать также ситуации, заключающие в себе идею оказания помощи кому-либо.

          Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур. Нельзя забывать и о том, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то роли и осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всеми присущими им свойствами. Включение ученика в иноязычную деятельность общения – не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося. Как уже отмечалось, ситуация – единица общения, “русло” общения. Проявляя активность, ученик формируется как активная личность. Что значит проявлять активность? Это значит не быть равнодушным, простым наблюдателем.

           Применение ситуативных картинок помогает активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами.

           Можно предложить следующие  рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Учащиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной ситуации. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохой оценки.

           Таким образом, практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Список использованной литературы:

  1. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие – Иностранные языки в школе – 1984 - №5

  1. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 - №4

  1. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.; Знание 1979

  1. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке – Иностранные языки в школе – 1987 - №3

  1. Пассов В. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи – Воронеж, 1976

  1. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, способствующие повышению эффективности учебного процесса

          Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.

        Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

         В условиях современной российской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

          Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

        Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения

осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.

        Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

         

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”, «ролевая игра».  Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение. Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

         В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

         Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

       Перевод обучения на субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Данный вид обучения возник как альтернатива традиционному обучению. Сущность его состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.  

Современное образование также должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.

          Данный вид обучения позволит:

  1. повысить мотивированность учащихся к обучению;

   2. повысить их познавательную активность;

   3. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

  4. отследить динамику развития учащихся;

  5. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

            Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. И учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией.

          При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.    

             Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное - ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

            Говоря о современных педагогических технологиях,  нельзя не сказать и о компьютерных. Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей.          В настоящее время  имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, но лучше самого учителя никто не научит.

 Конечно, как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы, реализации проекта, тестировании, внеклассной деятельности.

Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.    

               

        Может возникнуть вопрос: « Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами?» Ответ очевиден: новая ситуация требует новых подходов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным- сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

         Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Литература

  1. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение  - что это? // Методист, №1, 2004.
  3. Полат Е. С.  "Интернет на уроках иностранного языка" Иностранные языки в школе" № 2, 3  2001 г.
  4. Питюков В. Ю. Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников – М., 1995
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  6. Ткачев В. О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка – АЯШ 3(11)/ 2005.

Интернет ресурсы

  1. www.edu-zone.net/           
  2. festival.1september.ru
  3. http://www.ioso.ru/