внеурочная деятельность

Сафронова Елена Анатольевна

страница содержит материалы внеурочной работы по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного мероприятия

по немецкому языку и музыке

"Музыкальная гостиная"

cisafisha_148527495115_594bd0448f71f.jpg

 

Разработала и провела:

учитель иностранного языка

Оржевского филиала

 МБОУ «Умётская СОШ»

Е.А. Сафронова

Оржевка, 2020

Описание разработки

Цель: знакомство с музыкальным творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Задачи:

  • познавательные: 

знакомство с Австрией, с творчеством и музыкой великого австрийского композитора В. А. Моцарта

  • развивающие: 

развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу и синтезу

  • коммуникативные:

развитие речевых способностей и способностей к общению

  • воспитательные:

воспитание интереса к классической музыке, уважения к культуре другой страны

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: компьютерная презентация, видеоролик, записи музыкальных произведений

Оформление зала: постеры на музыкальную тему, цитаты о музыке В. А. Моцарта, портрет великого австрийского композитора

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов

Ведущий:

 

Дорогие друзья! Мы очень рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной.  Сегодня мы побываем с вами в Австрии.

Австрия – страна великолепных пейзажей, вкуснейших блюд и маленьких сказочных домиков с черепичными крышами. Это одна из самых спокойных и богатых стран Европы.

Она не имеет выхода к морю и граничит с 8-ю государствами. Территория современного государства была отвоевана римлянами у кельтов в 15 году до нашей эры. Название государства берет свое начало в древнем немецком слове «Ostarrichi», что в переводе на русский звучит как «восточная страна». 

Австрия славится своими горнолыжными курортами. Она занимает 3 место в мире по количеству подъемников на территории баз отдыха.

Самая популярная достопримечательность страны – озеро Нойзидлер. Это самое крупное озеро в Австрии.

Австрия – единственная страна, которая состоит в ЕС, но не числится в НАТО.

Большая часть граждан Австрии использует в повседневном общении немецкий язык. В некоторых регионах говорят также на венгерском, хорватском и словенском языках.

Население государства достаточно малочисленное (почти 9 миллионов). Четвертая часть граждан проживает в столице. 90% населения страны являются католиками.

Австрия – родина многих известных композиторов: Шуберта, Брукнера, Моцарта, Штрауса и Малера.

В их честь в стране часто проводят различные музыкальные фестивали. Австрия – родина известного венского вальса.

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня речь пойдет о великом австрийском композиторе В.А. Моцарте, его жизни, творчестве, личности и об его таинственной смерти в возрасте 36 лет. 27 января 2020 года исполняется 264 года со дня рождения этого великого музыканта!

Я предлагаю начать нашу встречу с  знакомства с отрывком из оперы «Свадьба Фигаро»

Итак, 27 января 1756 года в бедной австрийской семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга , Леопольда Моцарта родился ребёнок.

Леопольд Моцарт был образованным человеком, играл на скрипке, органе. Руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был прекрасным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься.

С этого и начинается чудесное, похожее на сказку детство Моцарта. Будучи ребенком 6-ти лет, Моцарт мог играть как взрослый музыкант.

Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Он играет на скрипке, органе и клавесине. Играет, когда отец накрывает клавиши тканью, исполняет трудные пассажи одним пальцем, фантазирует на заданную тему.

Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Малыш был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу.

Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была “чудом”. Во всем остальном он оставался обычным ребенком – веселым шалуном, приветливым, добрым и любознательным мальчиком.

Однажды во время выступления на сцену выбежала кошка. Вольфганг тут же оставил клавесин и принялся гладить животное. На уговоры отца вернуться за инструмент, резонно возразил: “Клавесин никуда не денется, а кошка может убежать”.

С такой же детской непосредственностью он и сочинял.

“Песня пастушка” В. А. Моцарта

В середине 18 веке с его строгим этикетом, галантными поклонами, реверансами и модой на напудренные парики и наряды, похожие на кремовые торты,  самым модным из танцев был менуэт. В то время юному Моцарту  было около 3 лет, и для него не было большей радости, чем подыскивать на клавесине терции, а в 4 года, когда отец в шутку дал разучить ему небольшой менуэт, ему понадобилось всего полчаса, и после этого он  сыграл его необычайно чисто! 

Когда Вольфгангу исполнилось 6 лет, вся семья Моцартов – отец, мать, старшая дочь и сын отправилась в Вену. Концерты детей Моцартов вызывали восхищение.

Особенно исполнение маленького Моцарта – Вольфганга. Он играл на клавесине, скрипке и органе. Он придумывал музыкальные произведения с ходу, без репетиции играл незнакомые. Это настоящий вундеркинд, то есть «чудо-ребёнок»! Концерты продолжались 4-5 часов. А гости всё слушали и слушали, заставляя Вольфганга играть с завязанными глазами или исполнять трудные пассажи одним пальцем.

 В. А. Моцарт “Три немецких танца”, танец №1, клавесинное звучание на синтезаторе.

Через несколько лет после турне  по Европе  Моцарты совершают поездку в Италию. В Италии с Вольфгангом произошла интересная история, которая восхитила искушённую итальянскую публику!

В Соборе святого Петра в Риме шла ночная служба. Народу в знаменитой Сикстинской капелле было очень много. От дыхания сотен людей таинственно колебалось пламя свечей. В их полусвете оживали грозные лики фресок Микеланджело. И когда зазвучал хор, присутствующим показалось, что это они, герои библейских сказаний, созданные бессмертной кистью гениального художника, оживили своими голосами гулкое пространство храма.

Два больших хора пели торжественную молитву “Помилуй!” - “Мизерере”. В капелле становилось все темнее и темнее. Это к концу молитвы, как того требовал ритуал, служители постепенно гасили свечи. Помещение начало погружаться во тьму. От этого музыка приобретала еще большую таинственность и привлекательность.

Жадно вслушивались в ее звучание присутствующие. Ведь в следующий раз это прекрасное сочинение Грегори Аллегри им доведется услышать через год. Таково распоряжение самого Римского Папы – исполнять молитву только на святой праздник Пасхи. Даже певцы и руководитель хора не имеют права прикасаться к нотным партиям. Говорят, что ноты прячут чуть ли не в покоях самого Римского Папы, чтобы никто не мог тайком переписать хоровые партии и разучить их за пределами папских владений.

В таинственной темноте к угасающим звукам хора прислушивался мальчик, крепко вцепившись в руку отца. Вдвоем они совершили далекое путешествие из Австрии в Рим.

Музыка смолкла, погасли свечи, и слушатели стали тихо расходиться. Осторожно, словно боясь расплескать, уносили они с собой впечатление от услышанного, чтобы сохранить его до конца своих дней.

Через несколько дней во время одного из своих концертов В.А.Моцарт исполнил “засекреченное” сочинение Аллегри, не пропустив ни одной ноты.

Весть о том, что музыка каким-то образом покинула стены своей “золотой клетки”, привела Папу Римского в негодование, а затем в восторг. Выяснилось, что юный музыкант просто запомнил это многоголосое произведение.

Разумеется, юный Моцарт не собирался выдавать чужое произведение за собственное. Просто ему хотелось, чтобы поклонники великого произведения встретились с прекрасной музыкой.

Похитителя одного из величайших сокровищ не наказали, а наградили. Да еще как! Высшей рыцарской наградой – орденом “Золотой шпоры!” А Моцарту только-только исполнилось 14 лет.

“Сикстинская капелла”  Звучит “Мизерере»

Одна радость была у Моцарта – творчество. Каждый день из-под пера выходили новые творения. Чем тверже становился Моцарт на ноги, тем сильнее росло в нем чувство протеста. “Только не пресмыкаться!” - повторял он.

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. К сожалению, судьба музыканта в то время зависела от “сильных мира”, их мнение играло решающую роль. Моцарт при дворе императора числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. И потому путь Моцарта был несправедливо труден. Он жил в постоянной нужде, преодолевая сопротивление завистливых противников. Не выдержав унизительных издевательств хозяина, Моцарт подал архиепископу просьбу об уходе. Никто из слуг никогда не осмеливался добровольно отказываться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость молодого композитора привела хозяина в бешенство. Один из приближенных архиепископа вместо ответа столкнул Моцарта с лестницы, осыпая его бранью.

Потрясенный звериной грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел. Это случилось в 1781 году. Дорогой ценой заплатил композитор за свободу. Зато как радостно стало на душе, когда наступили первые дни свободной жизни в Вене. С каким воодушевлением взялся он за работу. Он сочинял, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой.

Вскоре композитор женился. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанция Вебер, весёлая, жизнерадостная, привлекательная девушка.

В семье Моцарта было двое детей - Карл и Франц. Младший сын Моцарта композитор Франц Ксавер Моцарт около тридцати лет жил в Львове: организовал хор, учил детей игре на фортепиано, выступал и дирижировал, даже написал пьесы на мотивы украинских народных песен.

По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу “Похищение из сераля”. “Сераль”- это женская половина дома богатого восточного вельможи. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. “ Ужасно много нот, мой милый Моцарт”, - недовольно сказал он композитору. “Ровно столько, сколько нужно, ваше величество”,- с достоинством ответил Моцарт.

И все таки,  на этом тяжёлом пути родились бессмертные оперы Моцарта: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”, великие симфонии и большое количество камерных произведений. При жизни Моцарта называли “богом музыки”.

отрывок из финала сонаты Ля мажор, который известен как «Турецкий марш».

Стиль композитора считался олицетворением изящества, лёгкости, живости ума и аристократической изысканности. Но Моцарт выразил не только дух своей эпохи, а, прежде всего духовный мир человека - человека всех эпох, во всей сложности его желаний, борьбы и внутренней противоречивости.

сонатина № 17 В.А.Моцарта

Последним произведением Моцарта стал реквием - заупокойная католическая месса. Заказ на реквием композитор получил при довольно странных обстоятельствах.

В жаркий июльский день к нему явился человек очень высокого роста, одетый во всё серое (потом его назовут человеком в чёрном). Незнакомец заказал реквием, не назвав ни своего имени, ни имени заказчика. К радости и ужасу Моцарта, деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным. Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями, незнакомец заказал траурную музыку. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Работа вытягивает все силы Моцарта. Однажды ложится в постель и уже не встанет. Несмотря на лихорадочную поспешность, закончить Реквием Моцарт не успел. Это сделал его ученик Зюсмайер, используя черновые записи Моцарта. Позднее всё объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать их под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

“Реквием” (С.Граховский)

Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой беды болит:
Под тёмным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало, уходя в зенит.

Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.

Тревога, нежность, вдохновенья взлёты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет “Реквием” себе.

Гусиное перо из рук упало,
А музыка живёт и тем сильна, 
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.

Послушайте отрывок знаменитого «Реквиема», который по праву считается одним из шедевров Моцарта.

 музыка «Реквием»

Скончался Моцарт в ночь с 4 на 5 декабря 1791г.  Причина смерти композитора до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют.

“Моцарт” (Юрий Воронов).

Ветер выл, срывая с петель двери,
Бил по окнам дождиком косым…
Моцарт был доволен, что Сальери
В эту непогоду рядом с ним.

Только тот ему тревожил душу:
Пятна по лицу, смятенный взгляд…
Моцарт сел играть. Сальери слушал,
Но смотрел и думал невпопад.

А когда поспешною рукою
Он в бокалы разливал вино,
Показалось Моцарту такое,
Что в камине стало вдруг темно.

Может быть, бокал - в одно из окон
Или ненароком уронить?..
Моцарт залпом выпил. Разве мог он
Дружбу подозреньем осквернить!

Похороны В.А.Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия денег у семьи, великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле (в такой могиле могло быть захоронено до 100 человек). Точное место погребения до сих пор неизвестно.

Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, он создал за это время около 50 симфоний,19 опер, сонаты, квартеты, Реквием и другие произведения различных жанров.

Звучит “Соната для фортепиано с оркестром” В.А. Моцарта.

Дирижёр Геннадий Рождественский уверен, что многие произведения великого композитора не дошли до наших дней. Он взял каталог сочинений Моцарта, составленный в 1862 г. В этой книге, посвященной лишь перечислению произведений Моцарта, 984 страницы. Перечисление же сочинений Моцарта нам хорошо знакомых максимально занимает 10 страниц. Призвав на помощь арифметику, мы приходим к печальному выводу: нам не известно на сегодняшний день 99 % сочинений Моцарта.

Сколько музыкальных произведений мы слышим за свою жизнь и порой не знаем, кто их сочинил.

Звучит песня “Спи, моя радость, усни…”

Эта колыбельная всем хорошо знакома, но мало кто знает, что это произведение В.А.Моцарта.

Музыка Моцарта звучит и трогает сердца слушателей около 200 лет. Не удивительно, что имя Моцарта стало крупной торговой маркой. Именем Моцарта названы отели, цветы, конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки. Есть даже шоколадный Моцарт.

Великий писатель Стендаль писал: «Жизненный путь Моцарта был в равной мере и краток и блистателен. Он умер всего тридцати пяти лет от роду, но за эти  недолгие годы он создал себе имя, которое не исчезнет до тех пор, пока на свете существуют чувствительные души».

Поистине нерукотворный памятник великому композитору воздвиг великий Пушкин в "Моцарте и Сальери":

Какая глубина! 
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Вечный, солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт.

Давайте послушаем отрывок из симфонии №40, которая приобрела большую популярность благодаря необычайно искренней музыке.

фрагмент симфонии №40.

На этом мы закрываем нашу музыкальную гостиную! Благодарим Вас за внимание! До новых встреч!

Источники:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009

interesnie-fakty.ru

multiurok.ru

https://nsportal.ru/

https://yandex.ru/collections



Предварительный просмотр:

Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ»

Умёт, мой край родной

Внеклассное мероприятие на английском языке

герб Уметского района

Разработала и провела:

Сафронова Е.А.,

учитель иностранного языка

Оржевка, 2020

Цель: Формирование личности, нацеленной на совершенствование

          общества, в котором она живет

Задачи:

           1. Формирование коммуникативных навыков.

           2.  Развитие познавательного и творческого потенциала личности                                                            

               учащихся.

           3. Воспитание любви к родному краю.

Форма:  коллективная познавательная игра - соревнование.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран;
  • выставка рисунков и стихов учащихся;
  • книги о родном крае;
  • фотографии достопримечательностей  родного края;
  • высказывания великих людей:

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя!»

                                                                                               Сенека

«Любовь к родине не знает границ».

                                                    Е. Лец

Спешу в поля всегда с поклоном жизни,

Здесь все волнует помыслы и кровь.

И, как сказал Евгений Боратынский,

Умет - начальная любовь.

                                                                    Л. А. Майская

Ход мероприятия:

 Вводное слово учителя (ведущего): Today we have a game. It is a competition «My Native Land».  The game is devoted to our Umyot district. Three teams take part in the game, each of them have prepared project-presentation on the set topic. In addition, some competitions will be offered to you. So, the game begins.

My native land,  my dearest Motherland.

                                       Wherever I’d be whatever I’d do

  Your spirit of love, your all best traditions

       I’ll keep in my heart and carry them through

The first task is to gather the map of our region

(учащиеся собирают карту Уметского района из нескольких частей)

1. Competition «Three Desires»

С помощью мультимедиапроектора на экране высвечивается изображение амфоры.

Учитель (ведущий): 

Случайно амфору я взял

И приоткрыл сосуд.

Он силой страшной обладал,

И джинн мне крикнул вдруг:

«Что хочешь, повелитель мой?

Исполню приговор любой.

Лишь пожелай – я сотворю,

Изменим вмиг судьбу твою!»

Imagine that you have an amphora with all-powerful jinn. What three desires for our Umyot would you ask him?    (Команды по очереди предлагают свои версии)

2. Competition «Architect»

С помощью мультимедиапроектора на экране высвечивается фотосессия достопримечательностей поселка.

Учитель (ведущий): 

Архитектор! Это гордо

Звучит, мои друзья!

Одна из самых лучших

Профессия моя.

Present the project of child's ground which you would like to see in our village.

Первая команда показывает презентацию проекта детской площадки и защищает свою работу.

3. Competition «The Leader»

Учитель (ведущий): 

Мы все в труде мастеровые,

Народные и рядовые,

Лауреаты или нет.

И наша общая забота -

Чтоб наша общая работа

Оставила достойный след.

Today you were chosen the Mayor of Umyot. What will you begin your work from in new position?

 Вторая команда  защищает предвыборную программу мэра посёлка.

4. Competition «The Entertaining Fellow»

Учитель (ведущий):

 

Разноцветный мячик

По дорожке скачет,

По дорожке, по тропинке,

От берёзы до осинки.

You have got a unique opportunity to organize teenagers’ leisure. How would you do it?

Третья команда защищает проект организации досуга подростков, выполненный в форме презентации.

5. Competition «The Auction»

Учитель (ведущий):

 

This competition is for all of teams. It will show, who of you knows a native land better. To purchase a «commodity» it is necessary to win a competition. There are three «auctions»:  

• streets of Umyot;

• settlements of Umyot district;

• animals and birds of our district.

Команды по очереди называют слова по названной теме. Выигрывает та команда, которая назовёт слово последней.

6. Competition «The Young Poet»

Учитель (ведущий):

 A man becomes Man due to love. At first due to love of those and to them, who gave us the life. The thread of love reaches from your parents to your native town, where you were born and grew, where you planted a tree and brought a benefit to people. And now I suggest to listen to your poems devoted to our place.  

Дети читают свои стихи на фоне музыки  

Учитель (ведущий):  

Our competitions are over.  In spite of their results, I think, you will go away from here in a hard confidence, that any place, where you were born and grew, need your love and respect.

Подводятся итоги, объявляются результаты.

 

Reflection

Учитель: Well, our collective game – competition is over. Compare your notes please. Look at the screen: these questions will help you to formulate your ideas.

  • Did you like taking part in the common cause?
  • What is your impression?
  • What are your ideas?
  • What is important for you?
  • What would you like to say?

Участники мероприятия обмениваются личными впечатлениями.



Предварительный просмотр:

Неделя иностранного языка в школе

     Традиционной в школе стала Неделя иностранного языка, включающая в   себя «День святого Валентина», литературные салоны, КВН, праздники   сказок, мастер - классы учителей, где дети с большим удовольствием   общаются на иностранном языке, знакомятся с культурой, традициями и   жизнью сверстников англо-говорящих стран. Учителя-предметники ставят  следующие задачи проведения недели:

Учебно- познавательная:

- способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка, расширять кругозор учащихся, повышать их культурную грамотность.

- развивать навыки говорения, аудирования, чтения и письма в процессе  творческого общения учащихся друг с другом и учителем на основе изучаемого материала.

Развивающая:

- проверить знания, навыки в соревнованиях с друзьями. Активизировать у учащихся творческие способности при подготовке и проведении мероприятий. Пополнить словарный запас учащихся.

Воспитательная:

- стремиться помериться своими силами, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-то новое, воспитывать уважение и толерантность к своим сверстникам стран изучаемого языка.

Учителя и старшеклассники придумывают основной план проведения   недели так, чтобы ученики различных классов могли выбрать творческое   дело, исходя из интересов и имеющихся талантов. В процессе подготовки   важно предоставить ученикам право выбора самореализоваться в том виде   деятельности, в котором им хочется себя выразить. Неделя английского   языка планируется таким образом, чтобы были охвачены все ступени   обучения.

http://i.g-superwebsite.ru/u/05/36b93a66fe11e2858564f774fe0148/-/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F1.jpg

 

 

 

 http://i.g-superwebsite.ru/u/05/36b93a66fe11e2858564f774fe0148/-/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F1.jpg