самообразование

Боброва Ирина Сергеевна

Самообразование на тему "Приобщение к художественной литературе как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по самообразованию 30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка»

План самообразования

на 2022-2023учебный год

воспитатель, первой квалификации, Боброва Ирина Сергеевна

Тема:

«Приобщение к художественной литературе, как средство духовно-нравственного воспитания»

Планируемый срок работы над темой: октябрь 2022-апрель 2023г.

Цель: Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Источники самообразования, информационные ресурсы:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6. «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой,

Т. С. Комаровой.

7. Интернет источник.

Актуальность выбранной темы:        

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Приемы:

Словесные:

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй.

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

● Постер достижений

Практические:

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Рисование;

Формы организации:

Занятие по художественной литературе;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

Драматизация.

Наставничество над младшими дошкольниками.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

План работы по самообразованию:

п/п

Содержание работы (методическая (изучение метод., выступление с опытом работы /педсоветы, семинары, открытая ООД/, обновление, обогащение РППС и тд), работа с детьми, родителями)

Форма отчёта (открытая ООД, мастер-класс…) / Результат работы (картотека, буклет, статья….)

Сроки

1

Работа с детьми

- Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

- Дидактическая игра: «Угадай сказку».

октябрь

Работа с родителями

- Консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

- Анкетирование: «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»

октябрь

Мое самообразование

-Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

- Создание картотеки сказок для работы с детьми.

- Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

октябрь

2

Работа с детьми

- Чтение русских народных сказок.

-Дидактическая игра: «Угадай, из  какой сказки прочитан отрывок?».

- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

- Поход в библиотеку.

ноябрь

Работа с родителями

- Консультации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

- Показ семейного театра.

ноябрь

Мое самообразование

- Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

- Оформление в группе книжного уголка.

ноябрь

3

Работа с детьми

- Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

- Показ для младших дошкольников игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

- Поход в библиотеку

декабрь

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Что читать детям»

декабрь

Мое самообразование

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

декабрь

4

Работа с детьми

- Чтение сказок по желанию детей.

- Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

январь

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Что читать детям»

январь

Мое самообразование

Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки».

январь

5

Работа с детьми

Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

февраль

Работа с родителями

- Показ семейного театра

- Советы родителям: « О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 6 лет

февраль

Мое самообразование

Организация конкурса рисунков «Вот и сказочке конец»

февраль

6

Работа с детьми

Чтение произведений о женщинах, мамах

март

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Особенности чтения сказок о животных»

март

Мое самообразование

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

март

7

Работа с детьми

Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

апрель

Работа с родителями

Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

апрель

Мое самообразование

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

апрель