ПРОЕКТЫ

Кодочигова Анна Анатольевна

«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский

Проект

по созданию дидактического пособия

нетрадиционных техник рисования

Воспитатель: Язенок Юлия Викторовна

Воспитатель: Кодочигова Анна Анатольевна

https://www.wemontreal.com/wp-content/uploads/2016/06/ateliers-arts-creatifs-sherwood-anim1.jpg

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                            Дети любят, очень любят рисовать.

                                                            На бумаге, на асфальте, на стене.

                                                            И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность:

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий.

В современном мире востребованы  творческие  личности,   обладающие способностью эффективно и нестандартно решать какие-либоситуации.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля).

Таким образом, актуальность нашего дидактического пособия  обусловлена:

  • Выбором техники нетрадиционного рисования как одного из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребенка;
  • Важностью проблемы разностороннего развития личности ребенка; гибкого, творческого мышления для успешного обучения в школе.

При организации совместной деятельности в центре изобразительного искусства  мы столкнулись со следующим проблемами: материалы центра статичны, однотипные  и  соответственно не в полной мере поддерживали детскую инициативу, желание ребенка творить. Решение проблемы мы нашли в создании  дидактического  пособия  «Арт-кейс».

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

- Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

- Индивидуализации дошкольного образования;

- Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- Партнерства с семьей;

- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;

- Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Главное достоинство этого пособия заключается в том, что в процессе рисования:

  • дети получают реальные представления о различных техниках рисования.
  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, колорита,  цветовосприятия;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Цель проекта: развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи проекта:

  • расширитьпредставления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • развивать художественно – творческие способности детей;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников.

Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.

Тип проекта:

  • По составу участников – групповой (педагоги, дети, родители, руководитель по ИЗО)
  • По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее).

Срок реализации: долгосрочный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Определение темы проекта;

- Формулирование цели и задач проекта;

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II. Основной этап (практический):

- Расширение детских представлений.

- Накопление и закрепление полученных знаний о методах нетрадиционного рисования;

- Стимулирование и активизация детской фантазии;

- Осуществление грамотного педагогического руководства;

- Работа с детьми;

- Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми);

- Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий;

- Игры.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

1. Индивидуальные беседы с родителями;

2. Консультации по теме проекта;

3. Видео мастер –классы для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

III. Заключительный этап:

- Оформление выставок детского творчества.

- Оформление детского альбома «Юные художники».

- Создание видео уроков, мастер-классов.

- Презентация проекта на районном конкурсе «Есть идея».

Ожидаемый результат:

Наш проект «Арт-кейс» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, а так же способствует развитию творческого воображения.

Методическое обеспечение.

Интернет сайты:

Трансляция проекта.

Участие в конкурсе «Есть идея».

Перспективы проекта: распространение опыта.

Заключение

Нетрадиционные материалы привлекают детей, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем его мире. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к рисованию дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Нашими видео уроками и мастер-классами по данной теме может воспользоваться каждый. Это очень удобно в настоящее время в период пандемии и дистанционной работы. Доступно для родителей, дети которых по каким-либо причинам отсутствуют в детском саду. Они могут самостоятельно зайти на страничку нашего детского сада в социальных сетях и провести со своим ребенком любой из выбранных мастер-классов.

А так же воспользоваться нашей идеей могут воспитатели детских садов района и педагогические колледжи, готовящие молодые кадры для работы в дошкольных учреждениях. Так как оно не несёт больших финансовых влияний, а лишь желание педагогов и родителей творить для всестороннего развития детей. На сегодняшний день идея создания такого пособия  востребована и актуальна, она  развивает детей.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Список использованных источников

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От Рождения до школы». Издание 5-е (инновационное), дополненное и переработанное. Н.Е. Вракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2019
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.
  3. Т. С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва, 2015
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2009
  5. URL: http://philipok4.narod.ru/Tuser7/Davydova4_ch1.pdf Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.
  6. URL: https://vk.com/doc119438159_532905815?hash=f77b9a4911e3c36ccb Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.
  7. URL: https://yandex.ru/turbo/syl.ru/s/article/199078/new_tehnika-risovaniya-netraditsionnoe-risovanie Техника рисования. Нетрадиционное рисование.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

J:\герб родничок сад.png


ПРОЕКТ

 Театр – это волшебство своими руками

Руководители: Колотилина Ольга Валерьевна,

Буюкли Оксана Павловна

г. Советский

2020 год

Паспорт проекта

Наименование проекта

Театр – это волшебство своими руками

Координатор проекта

Диброва Татьяна Николаевна, заместитель заведующего

Руководитель проекта

Колотилина Ольга Валерьевна, музыкальный руководитель

Разработчики проекта

Буюкли Оксана Павловна, воспитатель

Рязанцева Светлана Викторовна, воспитатель

Воронова Ксения Васильевна, воспитатель

Михайлова Оксана Ивановна, воспитатель

Кодочигова Анна Анатольевна, воспитатель

Цыганова Ирина Викторовна, инструктор по ФИЗО

Луговцова Валентина Викторина, инструктор по ФИЗО

Трушникова Ольга Ивановна, педагог – психолог

Соисполнители по проекту

Воспитатели, специалисты, дети (3-7 лет), родители (законные представители)

База реализации проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский»

Адрес, телефон

628240, г. Советский, ХМАО – Югра, ул. Мичурина, д. 10а, т.: 8(34675)3-35-50

Цель проекта

Создание равных условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников через театрализованную деятельность

Задачи

-Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь.

- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

- Развивать артистические способности и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельность.

- Создавать условие для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка.

- Развивать творческий, интеллектуальный потенциал  семей воспитанников, установление партнерских отношений с семьей в процессе реализации проекта.

- Снятие психологических проблем при общении у детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, снятие у детей и родителей напряженности, страха и неуверенности в себе

Вид проекта

Познавательно - творческий

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Сроки реализации проекта

Январь 2019 г. – март 2020 г.

Характеристика основных мероприятий проекта

I. Подготовительный этап (январь - февраль, 2019 г.)

II. Основной этап (март 2019 г. – февраль 2020 г.) 

III. Заключительный этап (март – апрель, 2020 г.)

IV. Презентационный этап (апрель, 2020 г.)

Содержание

№ п/п

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Актуальность

3

3.

Цель

5

4.

Задачи

5

5.

Новизна

5

6.

Ожидаемые результаты

5

7.

Эффективность проекта

5

8.

Риски

5

9.

Содержание работы над проектом

6

10.

Этапы реализации проекта

7

11.

План мероприятий по реализации проекта

9

12.

Заключение

10

13.

Список литературы

12

Пояснительная записка.

      Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

       Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

       На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей. 

        В данном проекте представлен опыт организации и вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в театральную деятельность. Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений  необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по нашему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей.

       Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

       Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

       В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

       Театральная деятельность помогает сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

       Актуальность.

       Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

   Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети – самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом. Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз. Язык искусства универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики. Становление детей невозможно без культурно-нравственного воспитания. Беседы о высоком искусстве, определение ориентиров в культурных ценностях, знакомство с миром театра – это те азы, на которых, как на кирпичиках, строится духовное основание человека. Искусство раскрывает для ребенка мир реально существующей красоты, которая играет огромную роль в формировании убеждений, влияет на поведение и доставляет эстетическое наслаждение. У детей формируются нравственно-этические нормы поведения, возникает увлеченность искусством, творческая энергия направляется в созидательное русло.  Настоящий проект предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья стать участниками образовательно-игровой программы, в которой они обретают самостоятельность и уверенность в себе, желание добиться успеха, познают новое в искусстве и раскрываются в творчестве. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

      В работах М. В. Рухлет, А. М. Майоровой, В. П. Панасюк и др. авторов качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

       Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные формы взаимодействия, которые помогут детям включиться в образовательный процесс, установить доверительные отношения с ним, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Проблема  проекта обусловлена тем, что  у современных детей отсутствует опыт восприятия театрального искусства (отсутствие театров в «шаговой» доступности), бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в саду и семье, театрализованные игры детей принимают характер примитивности и «свёрнутости» импровизаций, бедности используемых для создания образа средств выразительности, отсутствие готовности педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Цель проекта:  Создание равных условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

- Подготовить ребёнка к уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь;

- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности;

- Развивать артистические способности и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельность;

- Создавать условие для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

- Развивать творческий, интеллектуальный потенциал  семей воспитанников, установление партнерских отношений с семьей в процессе реализации проекта;

- Снятие психологических проблем при общении у детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, снятие у детей и родителей напряженности, страха и неуверенности в себе.

Новизна:

Проект адаптирован как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ожидаемые результаты по проекту:

- сформированы познавательные интересы к театральной культуре (театральному искусству);

- активно используют полученные знания в различных видах детской деятельности;

 -создана необходимая творческая проектировочная среда для благоприятного саморазвития ребенка, условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (исполнительские творчество, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и т. п.)

- высокий профессиональный уровень педагогов по приобщению дошкольников к театральной культуре (театральному искусству);

- установлено сотрудничество ДОУ и семьи в развитии духовно-богатой личности ребенка; в раннем раскрытии творческого потенциала (одаренности) ребенка;

- сформирована эффективная система социального партнерства.

Эффективность проекта:

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Он не требует значительных материальных затрат.

Риски:

  • низкая заинтересованность родителей;
  • низкая познавательная активность детей;

Пути преодоления рисков:

  • заинтересовать родителей, распределив среди них ответственных за выполнение отдельных направлений проекта. Привлечь к активному участию в проект

Содержание работы над проектом.

В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:

  • Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя.
  • Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков         действия  с воображаемыми предметами.
  • Основы актёрского мастерства. Развитие актёрских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения; формирование способности понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.
  • Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучение приёмам кукловождения различных кукольных театров настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.).
  • Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  • Творческая театральная мастерская. Рисование различными материалами по сюжету спектакля; посильное участие в оформлении и изготовлении декораций, игрушек, кукол, костюмов, элементов к ним.
  • Проведение праздников, досугов, развлечений на основе театрализованной деятельности. Прививание детям любви к театральному искусству, развитие умений сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц.

      Так же важно продумать организацию  художественно-эстетической творческой развивающей среды.

       Предметно-пространственная среда, обеспечивающая художественно -эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но подкрепляет их креативное поведение, представляет образцы творческого поведения для подражания, т.е. является основой для самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования, а также формирует целостное представление об искусстве.

Главное достоинство специально организованной среды заключается в том, что ребёнок постоянно находится в мире прекрасного. Искусство должно пронизывать образовательный процесс. Эстетически организованная среда обладает воспитательными возможностями, поскольку активирует и развивает у детей эстетическое восприятие и образное представление.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Ответственный

Срок

Подготовительный

- определение темы и актуальности;

- определение ресурсного, потенциала;

- нормативно-правовое обеспечение;

- информационная поддержка (возможность выложить содержание Проекта на сайт образовательной организации для организации интерактивного сопровождения и привлечения новых партнеров).

- постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»

- анкетирование родителей

Колотилина О. В. – музыкальный руководитель;

Буюкли О. П. – воспитатель;

Диброва Т. Н. – заместитель заведующего

Январь - февраль, 2019 г

Основной

- создать условия для познавательной, исследовательской, продуктивной деятельности, направленной на реализацию проекта.

- создание ситуации успеха эмоциональной включенности в работу родителей и педагогов

- проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;

- разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;

- создание эскизов декораций и костюмов;

- организация совместно с родителями выходов в различные театры города, цирк;

- показ театрализованных спектаклей;

- просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей;

- изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;

- проведение открытых мероприятий в течение учебного года.

Колотилина О. В. – музыкальный руководитель;

Буюкли О. П. – воспитатель;

Март 2019 г. – февраль, 2020 г.

Заключительный

- подведение итогов реализации проекта, выявить положительные и отрицательные стороны;

- обобщить и представить опыт работы по реализации проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ в рамках Педагогического совета.

Колотилина О. В. – музыкальный руководитель;

Буюкли О. П. – воспитатель;

Март – апрель 2020 г.

Презентационный

Театрализованная постановка «Алёнушкины именины»

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Результат (продукт)

1.

Беседы:

в течение года

Воспитанники всех возрастных групп

Воспитатели групп

Конспекты бесед

2.

Просмотр видеороликов:

в течение года

Воспитанники всех возрастных групп

Воспитатели групп

Видео материалы

3.

Тренинги: «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить».

1 раз в квартал

Воспитанники старшего дошкольного возраста

Трушникова О. И. – педагог – психолог

Фото материалы

4.

Знакомство с театральными профессиями

в течение года

Воспитанники всех возрастных групп

Воспитатели групп

Коллаж

«Мир театра»

5.

Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Паучок -  Лесовичок», « Лиса, заяц и петух», «Кто ходит в гости по утрам?», «Дюймовочка», «Под грибом», «Репка», «Золотой цепленок», «Все дело в волшебной шляпе», «Коза и семеро козлят», «Три поросёнка»

в течение года

Воспитанники всех возрастных групп

Воспитатели групп

Видео материалы,

фотоотчёт

6.

Работа по картинам «В театре», «На сцене театра», «За кулисами театра».

в течение года

Воспитанники старшего дошкольного возраста

Воспитатели групп

Конспекты бесед

7.

Составление фотоальбома «Семейный театр»

в течение года

Родители (законные представители), воспитанники

Воспитатели групп

Информационные продукты

8.

Изготовление лэпбуков

в течение года

Родители (законные представители), воспитатели, воспитанники

Воспитатели групп

Информационные продукты

9.

Театральная неделя

18.03-22.03 2019 г.

Родители (законные представители), воспитатели, воспитанники

Воспитатели групп

Видео материалы, фотоотчёт

10.

Линия театра

30.03.

2019 г.

Родители (законные представители), воспитатели, воспитанники

Колотилина О. В. – музыкальный руководитель;

Буюкли О. П. – воспитатель;

Видео материалы, фотоотчёт

11.

Драматизация по русской народной сказке «Гуси –лебеди»

30.01. 2020 г.

Родители (законные представители), воспитатели, воспитанники

Колотилина О. В. – музыкальный воспитатели группы

Видео материалы, фотоотчёт

12.

Родительское собрание: «Театр –наш друг и помощник»

04.02.-07.02.

2019 г.

Родители (законные представители),

Колотилина О. В. – музыкальный руководитель;

Буюкли О. П. – воспитатель;

Материалы к собранию

13

Мастер-классы изготовление декораций и масок.

в течение года

Воспитатели

Воспитатели групп

Фотоотчёт

14.

Семинар – практикум «Театральная деятельность в детском саду»

Март 2019 г.

Воспитатели

Диброва Т. Н. – заместитель заведующего

Материалы семинара, фотоотчет

15.

Участие родителей и детей в изготовление декораций и атрибутов для театральных постановок.

В течение года

Родители (законные представители), воспитанники

Воспитатели групп

материалы, фотоотчёт

16.

Театрализованная постановка «Алёнушкины именины».

Апрель 2020г.

Родители (законные представители), воспитатели, воспитанники

Колотилина О. В. – музыкальный руководитель;

Буюкли О. П. – воспитатель;

Видео материалы, фотоотчёт

Заключение

     Пройдя все этапы проекта «Театр – это волшебство своими руками» дети, родители и педагоги сделали для себя много открытий, многому научились.

       У детей сформировалось творческое и познавательное мышление, они научились ставить цели и достигать их, получили опыт оформления своей роботы, научились рассказывать о ней, исполняя роль экскурсоводов по музею. Получили опыт восприятия театрального искусства, социальных навыков поведения, совместной деятельности. Благодаря театру дети познали мир не только умом, но сердцем, выражая собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Способность ребёнка идентификации с полюбившимся образом позволило нам с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.

     В процессе работы над выразительностью персонажей активизировался словарь детей, интонационный строй.

     Дети усовершенствовали умение работать ножницами, бумагой, тканью и нитками.

В ходе реализации данного проекта пришли к выводу, что театрализованная деятельность способствуют развитию постоянного интереса к театральному искусству и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, объединяет детей общими эмоциями впечатлениями, переживаниями.

Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.  Так же важна заинтересованность в занятиях самих педагогов, создание ими условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театральной деятельности, развитию таких важнейших компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает эти ценности. Необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать посредством создания новых программ, методик, и умело сочетать с уже существующим материалом,  использовать на занятиях все виды детской театрально - музыкальной деятельности.

Список литературы:

1. Буренина А. И. : Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD) Изд. Музыкальная палитра 2008

2. Вайнфельд О.А. “Музыка, движение, фантазия!”: С-Пб. – “Детство-Пресс”, 2002.   

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М.: Центр педагогического образования. 2007

5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.

6. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт.сост. А.П. Шаповалова. – Волгоград: Учитель, 2009

7. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

8. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никотинной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

9. Туфурео Р. А., Кудейко М.В. Коллекция идей. Методическое пособие. Приложение к журналу «Обруч»

10. Театральная палитра: Программа художественно -эстетического воспитания / под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010

11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.

12. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Изд. 3, Ростов – на – Дону: Феникс, 2006



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок», г. Советский

Проект «Русская изба»

средней группы «Улыбка»

     

                                                                                                       Подготовили: Язенок Ю.В.

Кодочигова А.А.

                                                                                                                                                             

                                                                                                           

                                                        г. Советский

2020 г.

  1. Краткая аннотация проекта

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний) - наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего и прошлого, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

2. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Русская изба»

Тип проекта

 Творческий

Автор педагогического проекта

Язенок Юлия Викторовна, воспитатель детского сада.

Кодочигова Анна Анатольевна, воспитатель детского сада.

Руководитель проекта, адрес организации, реализующий проект

Язенок Ю.В., воспитатель детского сада.

Кодочигова А.А., воспитатель детского сада.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»  

Адрес: 628240, ХМАО-Югра, Тюменская область, Советский район, г.Советский, ул. Мичурина 10

Участники реализации проекта

Воспитатели, родители, воспитанники средней группы «Улыбка» детского сада «Родничок»  г. Советский.

Сроки реализации проекта

Сентябрь - апрель

Социальные партнёры

Родители

2. Актуальность проекта

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей странной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях то природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

 

Новизна проекта.

Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

  • ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
  • ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
  • ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
  • ценность слова, как возможность общаться;
  • ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
  • ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
  • ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
  • ценность познания мира;
  • ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

  • Художественно - эстетическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Проблема:

 В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

 

 Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

 

Проверка гипотезы. Методы исследования.

  • Экскурсия в музей детского сада «Русская изба».
  • Беседы с детьми.
  • Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
  • Чтение художественной литературы.
  • Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
  • Театрализованные игры.
  • Рассматривание быта и посуды.
  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор произведений русского народного творчества;

2.  подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

3.  подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

4.  дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

5.  выставки книг, рисунков, поделок.

Объект исследования – Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, предметы быта, русский костюм и т.д.)

3. Цель и задачи проекта

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа, формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре, посредством знакомства с основами русской избы.

Задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с её устройством. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, сундук, прялка, коромысло, ухват, чугунок, люлька, лавка, сруб)

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

- Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры – драматизации, игры с куклами, постановка сказок)

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

- Воспитывать патриотические чувства.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

- изготовят макет русского подворья;

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Продукт проектной деятельности:
- Продуктивная деятельность рисование на тему «Избушка», «Расписные доски»
- Создание деревенского подворья

- Лэпбук «Русское подворье»

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

-  Определение участников;

-  составление плана деятельности,

-  сотрудничество с родителями;

-   подбор литературы по теме;

-  подготовка цикла бесед о истории предметов быта;

-  рассматривание иллюстраций со старинными предметами;

-  просмотр презентаций о старинных предметах;

-  слушание колыбельных песен и русских - народных сказок.

Подготовка развлечения «Посиделки в русской избе»

Этап реализации:

     Дата        

  Название мероприятия

     Цель мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Посещение музея «Русская изба» в детском саду

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Воспитатели

Знакомство с произведениями        малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)

Помочь детям почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтении.

Воспитатели, родители

Октябрь

Просмотр презентации «Русский национальный костюм»; «Народные куклы».

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Воспитатели

Изготовление кукол - оберегов

Расширить представления детей об игрушках наших предков

Воспитатели

Аппликация «Русское народное платье»

Изготовление платьев в русско – народном стиле

Воспитатели

Ноябрь

Рассказы о народных промыслах

Познакомить детей с народными промыслами: о гончарном ремесле, ткацком ремесле, мастерах по дереву, металлу

Воспитатели

Цикл бесед о происхождении и предназначении предметов быта

Расширить представление детей о предметах быта: чугунки, туески, сундук, прялка и т. д.

Воспитатели

Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Воспитатели, родители

Декабрь

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Воспитатели

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Воспитатели

Январь

Беседа «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Воспитатели

Развлечение «Рождественские колядки»

Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками.

Воспитатели, музыкальный руководитель

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Воспитатели

Февраль

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Воспитатели

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

Воспитатели

Март

Знакомство с историей

происхождения

электрической лампы.

Познакомить детей с

с керосиновой лампой. Дать

представление как она

работает, как раньше люди

жили без электричества.

Воспитатели

Театрализованные представления р.н.сказок: «Репка», «Три поросенка» и т.д.

Показ на фланелеграфе: «Теремок».

Создать условия для развития актерских способностей детей, социализации и комуникабельности.

Воспитатели, родители

Апрель

Изготовление макета «Русское подворье»

Закрепить знания детей о быте русского народа

Воспитатели

Рисование «Русская изба»

Закрепить знания детей о жилище наших предков

Воспитатели, педагог по ИЗО

Заключительный: Итоговое мероприятие развлечение «Посиделки в русской избе»

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

В ходе данного проекта дети получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, познакомились со старинными предметами домашнего обихода. Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта.

                                                                                                                                   Приложение 1

Беседа «Русская изба»

(с использованием презентации)

Многие живут в многоэтажных домах. Такие дома стали строить всего каких-нибудь сто с небольшим лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах.

Эти одноэтажные дома называли «избами». А если быть совсем точными, изба – это теплая половина дома с печью (название происходит от слова «истопка», «истопить»).

        

https://pandia.ru/text/79/395/images/image003_42.jpg

Главную роль в избе играла печь. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около нее держали птицу и молодых животных.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image004_38.jpg

С печью связано много поверий и обрядов.

По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других.

В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым».

https://pandia.ru/text/79/395/images/image005_29.jpg

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных магической силой, сулило благополучие семье, дому. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

На окнах были занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями" - потолок, стены, лавки, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены - не прятал природную красоту дерева.

Мебель.

В красном углу находился и стол. Стол был местом, за которым собиралась вся семья, символом благополучия и достатка. Человека, единожды приглашенного за семейную трапезу, уже считали очень близким, своим.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image006_22.jpg

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы – инструменты, обувь и прочее.

Кроме лавок, спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины.

Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image007_17.jpg https://pandia.ru/text/79/395/images/image008_16.jpg

Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.

Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посидки", или "посиделки", - веселые сельские сборища.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image009_14.jpg

Маленькие дети спали в люльках, зыбках, колыбелях. Колыбель представляла собой деревянную рамку, обшитую холстом и привешенную за углы на веревках. Колыбель подвешивалась к потолку, что защищало младенца от холода, а некоторые считали, что так ребенок защищен от влияния злых земных духов.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image010_13.jpg https://pandia.ru/text/79/395/images/image011_12.jpg

Утварь.

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image012_8.jpg

Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка, да самовар - батюшка».

В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image014_6.jpg                   https://pandia.ru/text/79/395/images/image013_8.jpg

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунков в печи. С помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи.

Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Ухват использовали также и в обрядовых действиях.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image015_6.jpg

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Какое интересное слово – чугунок! Это сосуд из чугуна – углеродистого железа.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image016_4.jpg

В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале XX века.

Решето – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания муки, крупы, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода и сетчатого дна.

Через решето отсеивалась мука более крупного помола. Решето применялось также для сортировки крупы, зерна, а также для очистки их от оставшегося после просеивания сора.

Чаще всего в быту использовали деревянные миски и ложки. Миски были разные – большие и маленькие.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image017_5.jpg            https://pandia.ru/text/79/395/images/image018_5.jpg

Заготовки для деревянных ложек назывались «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Дело в том, что разбивать полено на баклуши считалось необременительной работой, простой.

Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали из миски. Тот, кто не выпускал ложки из рук, считался прожорливым. Мясо ели только, когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Утюг нужен был для того, чтобы разглаживать одежду. На Руси первым «утюгом» был рубель. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Поэтому он назывался рубель.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image019_2.jpg

Затем в XVII веке появились литые чугунные утюги, которые нагревались на огне. А уже после появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image021_3.jpg

И только в XIX веке появились электрические утюги.

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image022_0.jpg

Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Отправляясь в лес за грибами и ягодами, девушки гадали, подбрасывая вверх пустые корзины: если корзина падала на землю дном, это означало, что будет полной, если набок, то наполовину, а если вверх дном, то пустой.

Как только начинает темнеть в домах и на улицах, зажигаются огни. Первым средством освещения крестьянской избы была лучина. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image023_0.jpg              https://pandia.ru/text/79/395/images/image024_0.jpg

На смену лучине пришла свеча. Свечи изготовляли двух типов: сальные и восковые. Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину.

Свечу устанавливали в подсвечники. Они имели разнообразные формы и размеры. Нередко в качестве подсвечника использовали сырую свеклу или брюкву.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице.

https://pandia.ru/text/79/395/images/image025_0.jpg

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                               

                                                                                                                                   Приложение 2

Беседа «Путешествие по русской избе»

(с использованием презентации)

Цель: формировать представления детей о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро и т.д.

Ход беседы:

Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт. Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата. (слайд №2)

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и еѐ братца от злых гусей-лебедей, везѐт Емелю к царю и т.д.)

 Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь? (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почѐтом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещѐ люди использовали печь? (ответы детей). Правильно, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбѐшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всѐ было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.  Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Что есть в печи - всѐ на стол мечи.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

(слайд №3)

А теперь послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит. (слайд №4).

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нѐм быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки (слайд №5)

Чѐрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вѐдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всѐ в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всѐ делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всѐ совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всѐ украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом (слайд №6).

Самой распространѐнной обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из

липы, ивы, вяза, берѐзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верѐвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

А какие поговорки вызнаете о лаптях?

Только лапоть на обе ноги плетѐтся, а рукавички -розни.

Торопясь, и лаптей не сплетѐшь.

Не учась и лапти не сплетѐшь.

(слайд №7)

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

Но зато и стоили лапти дѐшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространѐнность.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».

Найти современные предметы в группе.

Печь - плита электрическая

Самовар - чайник

Котелок - кастрюля

Утюг чугунный - утюг электрический

Люлька  -кроватка

Лапти - туфли

Сундук - шкаф

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали, как жили

наши предки, какими предметами быта они пользовались.

 

                                                                                                                                  Приложение 3

Беседа «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Любим

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

-  Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса (ответы детей)

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

- У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

- А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)

- Есть еще одна игра «Имя шепчут волны».

Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)

- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? (Ответы детей)

-  А почему?  (Ответы детей)

-  А какая Баба – Яга в сказках? (Ответы детей)

- Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная.(«Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу.

(Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)

- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

                                                                                                                      Приложение 4

Русские народные пословицы и поговорки

Своя избушка - свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом - моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом - сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива - хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка - родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.

Изба детьми весела.

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор - забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетѐтся, а рукавички - розни.

Торопясь, и лаптей не сплетѐшь.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

        

                                                                                                                     Приложение 5

Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень.

Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10 – 15 см. Игроки - плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети - плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры.

Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми воротами.

                                                                                                                       Приложение 6

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Русская изба»

«Посиделки в русской избе»

Ход мероприятия:

Воспитатель входит в избу с детьми, рассаживаются на лавки.
Хозяйка в избе, под русскую народную музыку приветствует гостей.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки и их семьи в деревне.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский  народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
- Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват) .

2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)

3. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).

4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).

5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло).

6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)
7. Ходит каток,
По паре порток. (утюг).

8. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти)


Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да
Хозяйка: Комнату в избе называют «горницей». Посреди горницы ставили печь. Она служила источником тепла и света.

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.


Ребенок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.

Хозяйка: Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?

-  Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Когда на улице холодно, то в доме и в детском саду тепло. Что нас греет?

Дети: Батареи        

 Хозяйка:  А в старину батарей не было. Что тогда грело?

Дети: Печь

Хозяйка: Что нужно, чтобы печь грела?

Дети:  Дрова

Хозяйка: Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь еще и сушит. Пока вещи сушатся, мы с вами поиграем в игру.

        
Проводится игра «У Маланьи, у старушки»


У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
(Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и т. д.) Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)


Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова! »
Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.
Ребёнок: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Ребенок: Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ребенок: В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!

Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь испечем. Многие мамы дома пекут пирожки, булочки, хлеб. Из чего они пекут?

Дети: (Тесто, мука)

Хозяйка: Мы тоже приготовим пышное тесто. Муку просеем ситом, добавим яйцо, соль и сахар по вкусу. Пока наше тесто подходит, мы возьмем уже готовое соленое тесто.

- Как вы думаете почему оно желтого цвета?

Дети:  Добавили желтую краску

Хозяйка:  А тесто, которое мы только замесили, почему желтого цвета?

Дети: Цвет дало яйцо.
Хозяйка: Давайте из соленого теста  слепим  хлеб, булочки, пирожки, баранки.

(Дети за столом лепят то, что хочет)

Хозяйка: Вы славно потрудились и я предлагаю вам отдохнуть.

 Давайте поиграем в игру «ВАРЕНИЧКИ»

(Дети делятся на две команды)

 Под музыку «Варенички» дети из двух команд перекладывают деревянными ложками вареники из чугунка в миску. Выигрывает та команда, которая выловит  большее количество вареников.
Хозяйка: Ну и как на Руси  водится, гости без угощения не обходятся. Я для вас булочки испекла, пышные да румяные. А теперь мне так хочется вас угостить вкусными булочками, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей булочками и наливает чай из самовара) Дети пьют чай с булочками. Уходя, прощаются, произносят пожелания этому дому: «Дай Бог счастья тому, кто в этом дому», «Чтоб поля зеленели и скотина не болела».