Инновационная/экспериментальная деятельность

на странице представлен проект

Тема:  Персонализированное  обучение как фактор компетентностного подхода к образовательной деятельности ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект 24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема:  Персонализированное  обучение как фактор компетентностного подхода к образовательной деятельности ученика.

Обоснование.

Инновационная программа модернизации  российского образования, ориентированная на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдет на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых реформ и принятия идей современного образования.

В начале 2016-2017 учебного года  неожиданно от родителей и группы старшеклассников школы поступил образовательный заказ: пересмотреть содержание некоторых предметных курсов, учебного плана в связи с выбором детей будущей профессии.

Мы поняли: время образования, которое состоит только в познании мира, кончилось.

Встал вопрос, как  работать над созданием культурно-образовательного пространства, адекватного потребностям, способностям и интересам ученика.

Идею самоопределения как ведущую в воспитании и образовании впервые заявил Олег Газман в 1988г.

С тех пор многие школы вышли на  строительство такого способа образовательной практики, который базируется на технологиях самореализации личности для жизненного самоопределения. Александр Тубельский «вырастил» в Москве Школу Самоопределения, Татьяна Ковалёва  создала в Томске Школу Диалога Культур, диалога как метаспособа самоопределения в культуре, Исаак Фрумель «вырастил» в Красноярске  Школу Взросления как школу самостоятельного ответственного выбора.

Самоопределение – это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор по отношению к чему? По отношению к себе. Как этому научиться и учить? Через систему индивидуального образования.

Строить  систему индивидуального образования необходимо с первых шагов ребёнка в школе (возможно уже в предшкольном детстве нужно готовить ребят к ситуации  в свободном образовательном пространстве  не за счёт раннего научения письму и чтению, а за счёт понимания самого себя, апробирования себя в разных видах деятельности). Сегодня школа продолжает оценивать школьника на предмет соответствия его знаний требованиям стандарта.

Кто должен разрабатывать другой стандарт? Очевидно же, что не чиновники, а родители, общественность. Спектр родительских запросов расширяется. В России сосуществуют множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, циклов развития. Что касается условий для развития личности, то в каждой территории они могут быть свои – и по материальным возможностям, и по менталитету.  Разные семьи нуждаются в совершенно различных – по форме и содержанию – образовательных моделях. Стабильно высок интерес к так называемым альтернативным типам образовательных учреждений, где занятия проходят в разных временных схемах и содержательных комбинациях. Поскольку,  в общеобразовательной школе условий «выполнить себя» (слова Гегеля) нет.

Необходима особая работа по определению образовательной стратегии, соответствующей профессиональному самоопределению. Построение подробного плана предметного образования, его корректировка на основе анализа выполнения, плана образования (и самообразования), в котором каждый предмет изучается в контексте профессионального выбора.

        Так родился этот проект.

                                                         Цель проекта:

 создание новой формы организации  обучения на основе причастности  личности ребёнка к своему образованию.

Задачи проекта:

- учителю внедрить в свою работу комплексную систему персонифицированного обучения;

- создать максимально комфортные условия для самореализации учащихся;

- ввести в практику опыт работы учащихся по   индивидуальной образовательной программе;

- внедрить технологию тьюторского сопровождения учащегося;

- разработать механизм отслеживания и анализа результатов педагогической деятельности и его коррекции.

Управление проектом

Существенную роль в обеспечении эффективности проекта играет создание проблемной (годовой) команды учителей, осуществляющих реализацию идей проекта

Одна из важнейших функций управления проектом – поддержка и защита выбора ученика со стороны школы, в которой  обучаются учащиеся. Ведь если система образования учит ребёнка самоопределению, то на этапе становления ученик должен в полной мере ощутить заботу педагогического коллектива.

Содержание  проекта.

Одна из метафор концепции персонализированного образования – метафора ворот. Для того чтобы прийти к персонализированному обучению, необходимо открыть  в определённой последовательности ворота:

* глубинное обучение

* глубинное сопровождение

* глубинное управление

* глубинное оценивание

 Как к этому прийти? Что мы можем предложить? Каковы пути?

Гибкий учебный план: вариативность, погружения, практикумы, очно-заочное обучение

Компетентностный подход: проекты, решение компетентностных задач, обучение действиям.

Обучение учению: разнообразные формы учебного взаимодействия, рефлексия обучения, самостоятельная работа, развитие навыков учебной работы.

Образовательные события: тренинги, профильные лагеря, конкурсы, диспуты, сессии

Оценивание: выполнение сложных обобщающих заданий компетентностного характера.

Управление: создание сети, коучинг, мониторинг достижений

Тьюторство: позиция тьютора, встречи и консультации.

Инициатива и обратная связь: анкетирование, социальная активность, участие родителей и местного сообщества в жизни гимназии.

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов.

                              Ход реализации проекта

Первый шаг в реализации проекта - формирование позиции педагога:

- изучение основ персонифицированного обучения

- введение индивидуальных учебных курсов;

- ознакомление с технологией тьюторского обучения

Второй шаг в реализации проекта – развитие системы работы по индивидуальным образовательным программам.

Персонификация образования достигается средствами индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа – это способ реализации личностно ориентированного подхода в образовании, позволяющего эффективно осуществить индивидуализацию обучения при поддержке тьютора.

Индивидуальный учебный план – это индивидуальный, логически связанный набор учебных курсов(базовых, профильных и элективных), который собирается осваивать учащийся гимназии. Логическая связанность данного набора курсов основана на индивидуальной образовательной программе.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, которые дают гимназистам:

•        развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

•        удовлетворить познавательный интерес гимназиста в различных областях деятельности человека;

•        дополнить профильные интегрированные программы.

На основе учебного плана для отдельного профиля каждым учащимся составляется индивидуальный учебный план.

Индивидуальная программа реализуется  формализуемыми средствами. К ним относятся:

1.        цели и задачи;

2.        индивидуальный учебный план, включающий предметы по выбору ученика внутри учебного плана гимназии, предметы, которые посещает ученик в центре внешкольной работы, кружки, секции  с обозначением индивидуальной суммарной нагрузки;

3.        проекты, в которых ученик предполагает принять участие или которые инициируются им самостоятельно;

4.        продукты, которые он хотел бы создать;

5.        образовательные события внутри и вовне гимназии;

6.        список книг, которые ученик планирует прочитать

7.        предметы, которые он выбирает для сдачи ЕГЭ

8.        образовательные стажировки.

Неформализуемые средства:

1.        понимание и формирование образа будущего в контексте настоящего и будущего – территории проживания, региона, страны, мира;

2.        рефлексия образовательного выбора, образовательного процесса (уровня развития навыков учебной работы, метакогнитивных способностей), образовательных достижений;

3.        определение и обсуждение образовательного содержания собственной деятельности;

4.        анализ имеющихся индивидуальных ресурсов, ресурсов семьи, школы, территории, региона.

Построение индивидуальной образовательной программы имеет настоящий эффект в том случае, когда она выступает как способ (место) встречи предполагаемого персонального образовательного результата и средства достижения на определённый период времени.

Индивидуальная образовательная программа «вынуждает» учащегося стать реальным субъектом своего образования. Учащийся оформляет соглашение с гимназией  о выборе предметов в предпрофильной подготовке, обосновывает потребность в тех или иных образовательных событиях, заказывает образовательные стажировки, определяет, где он способен продемонстрировать учебные и образовательные достижения. Введение индивидуальной образовательной программы, безусловно, усложняет обучение ребёнка. На это трудно решиться, если непонятны преимущества:

- выбор уровня сложности и режима обучения по разным предметам

- минимизация «неактуального» учебного содержания и увеличение времени на изучение «актуального»;

- участие в сетевых образовательных программах, использование услуг разных образовательных учреждений для обеспечения интересов.

Если в современном  мире человек должен уметь самоопределяться, значит из школы должен выходить молодой человек, имеющий опыт этого самоопределения. И совершенно очевидно, что при этом одним из важных качеств должна быть самооценка. Умение оценить свои действия, их последствия, свои приобретения  и просчёты. И это оценивание ученику нужно только для самого себя.

Вот эти пути мы ищем. Каким образом привлечь ребят к самооценке?

Вместе с учащимися учиться вырабатывать критерии перед началом изучения большой темы, по этим критериям по мере прохождения темы они сами следят: лучше ли я стал понимать материал, выражать свои мысли, работать в команде? Подобный анализ совместно с учителем и будет являться оценкой.

Этапы формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП

1 этап –подготовительный

Содержание работы        Действия по реализации проекта

Информирование учащихся и их родителей о профилях, по которым проводится обучение в школе; требованиях к обучению по различным профилям.Издание буклетов, реклама в средствах массовой информации, на сайте школы.

Привлечение желающих обучаться в школе и обладающих соответствующими знаниями и умениями.        Организация открытых конкурсов, олимпиад

Диагностика личностных качеств учащихся, выявление их профессиональной направленности, определение профиля обучения в школе.        Изучение результатов достижений учащихся: различных творческих, исследовательских работ, анализ успеваемости, «портфолио» и т.д.

Создание условий для формирования основы индивидуальной образовательной программы школьника.        Комплектование профильных классов в соответствие с образовательными потребностями и профессиональной направленностью учащихся

2 этап –основной

Содержание работы        Действия по реализации проекта

Знакомство учащихся и их родителей с учебным планом лицея, с предполагаемыми элективными курсами        Работа учащихся и родителей с выбором элективных курсов

Разработка и презентация  педагогами своих элективных курсов        Проведение родительских собраний

Создание условий для формирования учащимися индивидуального учебного плана        Привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности

Индивидуальная работа с учащимися по преодолению трудностей в реализации индивидуальных образовательных программ        Индивидуальное консультирование

Информирование учащихся об особенностях будущей профессиональной деятельности, выявление профессиональных способностей        Проведение профессиональных проб

Создание условий для сотрудничества с родителями лицеистов по проектированию индивидуальной образовательной программы        Собеседование с родителями гимназистов об особенностях личностных и интеллектуальных качеств их детей, возможностях их развития в условиях гимназии

3 этап – коррекционный

Содержание работы        Действия по реализации проекта

Информирование учащихся и их родителей об особенностях рынка и возможных изменениях в планировании профессиональной карьеры учащихся        Проведение родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций

Корректировка индивидуальных учебных планов        Индивидуальное и групповое консультирование

Соотнесение выработанных у лицеистов компетенций с требованием социума        Диагностика уровня готовности к самостоятельной жизни

4 этап – завершающий

Содержание работы        Действия по реализации проекта

Представление навыков научно-исследовательской работы        Защита работ на научно-практических конференциях

Представление предметных знаний и умений учащихся        Итоговая аттестация, ЕГЭ

Представление социально-профессиональных компетенций        Защита индивидуальных и групповых проектов по выбранному профилю

Третий шаг – овладение технологией тьюторского сопровождения.

Для решения задач выбора профиля обучения широкие возможности представляет технология тьюторского сопровождения ученика.

В Великобритании  существенный шаг в развитии тьюторства происходит под воздействием  Программы «Каждый ребёнок значим!»

Позиция тьютора принципиально отличается от позиции психолога. В отличие от психолога, которого интересуют личностные изменения в ученике, тьютор всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания анализируемой деятельности. Тьюторская позиция – это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребёнка на самостоятельность, индивидуальность.

Кто может быть тьютором? Педагог, владеющий технологией тьюторского сопровождения.

Инициировать встречи будет ученик. Педагоги помогут создать образ профессионального будущего, исследовать ресурсы и события образовательного пространства, сделать выбор и фиксировать приоритеты учебной и образовательной деятельности. Тьютор помогает в рефлексии образовательного движения в соответствии со сделанными заявками, анализирует эффективность участия в тех или иных образовательных формах, обсуждает и помогает обосновать изменение учебного режима.

 Четвёртый шаг – создание целевой программы по развитию социальных компетенций учащихся.

Жизнь изобилует проблемами, не имеющими однозначного решения. Мы должны ставить детей перед необходимостью продумывать всевозможные проблемные ситуации, тем самым снижая роль определённости и заучивания в образовании. Как? Проводить серьёзные дискуссии по вопросам, которые требуют от учащихся принятия решений. Например, стоит ли отложить на некоторое время поступление в вуз и поработать; надо ли сочетать обучение в школе с работой. Следует основательно обсуждать вопросы любви, брака, секса.

Развитие социального мышления – процесс неизмеримо более сложный, чем развитие мышления технического. Учащиеся, которые научились социальной ответственности в школе, умеют помочь другим в решении проблем как на индивидуальной, так и на групповой основе, способны справиться и с более сложными социальными задачами.

Предполагается:

- системное проведение встреч старшеклассников по всем интересующих их вопросам (создание дискуссионного клуба старшеклассников)

- организация активной социально значимой деятельности

- поддержка социальных инициатив учащихся.

Пятый шаг – изменение уклада школы.

Уклад – это система сложившихся отношений между людьми.

Главный закон – человек чувствует себя комфортно, если пространство персонализировано.

Необходимо изменение режимных моментов, создание классных комнат для самостоятельной работы.

Шестой шаг- разработка программы психологического сопровождения проекта, которая включает работу со всеми участниками  образовательного процесса: учащимися, педагогами, родителями.

Седьмой  шаг – информационная  и общественная поддержка проекта

- работа со СМИ;

- работа с родителями;

- установление связей с учреждениями дополнительного образования.

- публичные  представления учащихся индивидуальной образовательной программмы.

Риски

Процесс самоопределения, на основе которого может быть построен жизненный план и соответственно профессиональный план старшеклассника, далеко не завершён. Поэтому ориентация при выборе профиля на профессиональное самоопределение часто очень проблематична из-за неустойчивости, неопределённости, изменчивости профессионального выбора.

Требуется профессиональная консультация. Сегодня она не является  массовым явлением, школьный психолог в лучшем случае обеспечивает групповую диагностику профессиональной направленности и поверхностный (быстрый) анализ результатов

Риски работы по индивидуальным образовательным программам:

- сбои в соблюдении индивидуальных графиков отчётности по дисциплинам, изучаемые в режиме экстерната;

- «увлечение самоопределением» и частое изменение целей и направлений обучения;

- сопротивление школьной системы (нежелание учителей создавать условия для индивидуального движения по предмету)

- перегрузка учащегося.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта в гимназии будет:

•        реализована модель профильного обучения, соответствующая требованиям современного общества и потребностям обучающихся;

•        осуществлён переход на обучение  учащихся  по индивидуальным образовательным программам.

Это создаст условия для успешного профессионального самоопределения выпускников.