Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

ниже представлена технология концентрированного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология концентрированного обучения

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по истории предшествует изучению материала и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по истории. Для того чтобы вызвать желание изучать ту или иную тему, читаются интересные эпизоды, используется информация о людях в истории. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе исторических произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности.

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении историческим знанием играет развитие понятийного аппарата ребенка.



Предварительный просмотр:

Дебаты - это разновидность цивилизованного спора. Решение по итогам проведения дебатов - осваивать и применять на своих уроках, внеклассных мероприятиях педтехнологию дебаты, так как данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей школьников, расширению их кругозора, развитию общей культуры, интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к познавательной деятельности, навыков публичного выступления (чего зачастую наши дети боятся). Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умение критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга. 

Наша задача - учить тому, чего сами еще не знаем, тому, что понадобится ребенку завтра. Задача школы - не в передаче информации. Мы должны показать подходы и методы работы с информацией

– «Учитель – новатор: вопреки или благодаря?».

Конкурсанты на протяжении всей дискуссии размышляли о том, почему в «голодные» 90-е гг. появлялись новаторы, а сейчас, когда есть все условия в школах, их нет. Мнения участников, благодаря или вопреки появляются новаторы, разделились. А кто-то из конкурсантов даже сказал, что педагог становится новатором благодаря стажу и вопреки его отсутствию – интересный поворот! Большинство участников согласились, что учитель становится первопроходцем наперекор всему с целью создания новой школы. «Бессилие и разум вынуждают душу на прыжок!» - итог  дебатов третьей группы.

«Профессиональный стандарт педагога – это недосягаемый идеал или..?».

Педагогические дебаты

«Инновации школе нужны»

1.Давайте вспомним правила дебатов. Сегодня у нас 2 команды: утверждения и отрицания.

Тезис, который они защищают, возможно, не является их личной позицией.

Их задача – аргументировано защитить ту тему, которая им досталась.

Напоминаю, что 1-е спикеры работают с понятийным аппаратом; 2 и 3-й -представляют доказательства по определенным аспектам темы, 4-е спикеры подводят итог выступлению команды.

У вас, зрителей, так же активная роль – вы можете задавать вопросы или представить дополнительную информацию по теме с помощью поднятой руки и обращения «Уважаемый председатель!». Ваше выступление должно укладываться в 2 минуты. За соблюдением регламента выступления спикеров (1- до 5 минут, остальные – до 4 минут) следит опытный тайм-кипер – Маркович Л.В. Если при ответе на вопрос у спикера возникает затруднение, он может обратиться за помощью к членам своей команды, но не более 3-х раз за игру по 2 минуты каждое обращение.

Мы знаем, что дебаты – это интеллектуальный спор, спор ради победы. Поэтому задача команд убедить всех в своей правоте.

В нашей аудитории присутствуют экспертыРусских В.К., Курылева Е.Н., Гилева И.И.Их задача – оценивать выступления спикеров по заданным критериям и выбрать лучшего спикера в каждой команде.

Вам, зрителям, тоже предстоит определиться с выбором и решить, чья команда была убедительней, вне зависимости от вашего личного взгляда на обсуждаемую тему.

2. Итак, чтобы определиться с темой дебатов, предлагаю вашему вниманию мнение французского социолога и философа 20 века Давида Эмиля Дюркгейма:

«Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно то, что эффективно!»Будущее не импровизируется, его можно построить лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого. Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно частично изменить,чтобы привести их в гармонию с новым содержанием»

Как вы думаете, о какой проблеме он говорит?

Итак, сегодня мы поговорим о роли инноваций и традиций в образовании.

Тема педагогических дебатов сформулирована следующим образом«Инновации школе нужны».

3. Слово команде утверждения.

Итак, 1 спикер команды утверждения дал определение понятия «инновация» и назвал аспекты, по которым его команда будет рассматривать и защищать свою позицию.

Уважаемые зрители! Есть ли у вас вопросы, информация или дополнение?...

4. Передаем слово команде отрицания.

Итак, 1 спикер команды отрицания дал определение понятия «традиция» и назвал аспекты, по которым его команда будет рассматривать и защищать свою позицию. Уважаемые зрители! Есть ли у вас вопросы, информация или дополнение?...

5. Слово предоставляется 2-му спикеру команды утверждения.

Вы познакомились с позицией команды утверждения, который рассматривал роль инноваций в урочной деятельности. Есть ли у вас вопросы, информация или дополнение?...

6. Слово переходит 2-му спикеру команды отрицания. Итак, вы познакомились с мнением команды о традиционном уроке. Уважаемые зрители! У вас есть возможность задать вопрос или представить дополнительную информацию по теме.

7. Слово 3-му спикеру команде утверждения. Напоминаю, что у вас будет последняя возможность задать вопрос, так как после выступления 4-го спикера вопросы задавать нельзя.

Итак, 3-й спикер команды утверждения рассмотрел инновационные изменения во внеурочной деятельности. Есть ли у вас вопросы, информация или дополнение?...

8. Предоставляем слово 3-му спикеру команде отрицания. Напоминаю, что вы еще можете приготовить и задать свои вопросы, но после выступления 4-го спикера этого сделать уже нельзя.

Итак, 3-й спикер команды отрицания говорил о традициях во внеклассной работе. Есть ли у вас вопросы, информация или дополнение?...

9. Слово для заключения предоставляется 4-му спикеру командыутверждения.

Итак, 4-й спикер команды утверждения подвел итог выступления своей команды.

10. Слово для заключения предоставляется 4-му спикеру командыотрицания.

Итак, 4-й спикер команды отрицания представил позицию своей команды.

11. Мы благодарим спикеров за выступления.

Наши эксперты приступают к обсуждению

А мы с вами переходим к голосованию: напоминаю, что голосование идет не за тезис, а за команду!

Сегодня, мы предлагаем вам «взвесить» ваши мнения и определить победителя.

Итак, вы видите, что чаша весов команды … перевесила. Давайте, поздравим, команду… .

12. А теперь слово экспертам.

13.Уважаемые зрители! Прошу вас выразить ваше личное мнение (отношение, позицию) к данному утверждению, продолжите фразу «Я считаю, что… потому что…»

14. Заключительное слово председателя.


Несмотря на динамические изменения системы образования в РФ, вызванных политическими и социально-экономическими реформами, мы не должны забывать, что существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, которые были вынесены из богатого традициями прошлого.

Инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса в образовании. У любого народа в основе построения национальной образовательной системы лежали традиции - они вышли из жизни и проверены жизнью. Инновационный процесс в образовании направлен на изменение компонентов деятельности человека. Русский историк и философ П.Н. Савицкий говорил «медленно, веками усилий, создается традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведет долгий путь постепенного восхождения. Каждый шаг вперед становится возможным только потому, что сделан предыдущий, утративший традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиций. Если поступать так, это означает, что традиции, которые охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах…».



Предварительный просмотр:

Реализация новых технологий в преподавании истории.

 Россия – страна с непредсказуемым прошлым и настоящим. Нам, историкам, живется нелегко: не знаешь, где «рванет», а где «засыплет». Кто бы ни находился у руля нашего государства, он всегда понимал, что роль преподавателя истории в воспитании будущих поколений просто огромна. Еще Черчилль завидовал власти учителя над умами людей.

Нам трудно привыкнуть к определенной переоценке ценностей, которая происходит в обществе сегодня.

Глобальный кризис образования и воспитания связан с кардинальными изменениями форм и темпов жизни, быстрой сменой технологий, ростом информатизации всех сфер общественной жизни, усложнением различных видов социальной деятельности. Он неизбежен, так как происходит качественное изменение мира. Жизнь меняется быстро, дети приходят в школу при одной ситуации, за время нахождения в ней переживают смену нескольких социокультурных, социально – экономических ситуаций. Пока мы, педагоги, обучаем их одному, становится актуальным другое.

Поиски современной философии образования всё более убеждают нас в том, что в рамках традиционного понимания образования как формы « социального наследования» вырастает новое его видение. В этом случае речь идёт уже не только о приспособлении к существующему социальному опыту, о воспроизведении, но и о выработке в процессе  образования и воспитания личностной позиции. Поэтому следует сделать ведущей целью развитие самого учащегося как личности, способной влиять на происходящее вокруг и менять в позитивном направлении течение окружающей жизни.

Реализация такой образовательной парадигмы связана с осознанием  идеи диалога. Диалог становится важным элементом развития.

 Цель: дать возможность каждому учащемуся образовать себя как успешную личность с высокоразвитым теоретическим и диалоговым мышлением и сознанием, с чувством личной ответственности за собственные действия и за происходящее вокруг; научить детей мыслить диалогично, творчески.

Ключевые слова: гражданственность, толерантность, инициатива, диалог.

Методы и формы организации деятельности учащихся: дискуссионно-аналитический, проектный методы,  коллективно – творческие дела (КТД), путешествия, работа в малых группах, лаборатории, практикумы, совместные  детско – взрослые мероприятия, сократовские беседы.

Доминирующие формы: групповая, индивидуальная, коллективно – распределительная.

Методы: анализ, анкетирование, беседы, психолого – педагогический мониторинг.

Теоретическая основа: методика Иванова, организация учебно-воспитательного процесса в авторской разноуровневой школе  Е.А.Ямбурга, управление образовательной  системой школы В.А. Караковского, технология Л.Н.Алексашкиной, доктора педагогических наук, Институт содержания и методов обучения РАО; методика Л.Ю. Троицкого.

Мне близки идеи «нового образования» - международного педагогического движения, которое существует с 1990 года и в России. Вместе с ними в нашу страну пришли новые педагогические технологии, новые международные проекты: «Педагогические мастерские», «Технология развития критического мышления».

У технологии развития критического мышления три принципиальных основания. Это технологическое обеспечение:

-  развития критического мышления;

- освоения культуры работы с текстом;

- самостоятельности, активности учеников, их совместной работы в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.

В практике преподавания истории мной реализуется деятельностный подход, принципиально важными характеристиками которого являются интегративность, системность, диалог учителя и ученика.

При планировании учебной работы начинаю с задач изучения курса, которые не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, а определяют то, чему должны научиться школьники. При этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Как показывает опыт,  следует обязательно уточнить такую категорию как «понимать», в каком именно действии должно быть выражено понимание.

Определение количества учебных часов соотносится с характером исторического материала, с видами деятельности,  с подбором заданий для активной учебной работы.

Распространение получили формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы), рассмотрением исторических ситуаций (ролевые игры, характеристики исторических альтернатив, моделирование хода событий), сопоставлением версий и оценок исторических событий (диспуты, «круглые столы»).

Активно осваиваем вместе с детьми приёмы работы с текстом:

1) чтение с остановками и составление  «дерева» прогнозов;

2) кластер (работа с понятиями, структурирование знаний).

3)«тонкие» и «толстые» вопросы

4)«мозговой штурм»

Я стараюсь строить урок так, чтобы дети не ощущали грани между диалогом и учительским монологом, который регулярно бы прерывался уточняющими вопросами учеников или стимулирующими активность класса вопросами самого учителя. Урок должен восприниматься детьми как непрерывная творческая дискуссия. Обмен репликами, вопросы, ответы, краткие учительские комментарии сменяют друг друга, делая занятие более разнообразным и интересным.

Чтобы дать некоторое представление о характере возникавшего на уроках диалога, имеет смысл привести примеры учительских и ученических вопросов. Вот какие вопросы я предлагал школьникам обсудить на различных уроках в первой четверти.

Кто из вас мог бы встретить тёзку в Новгороде IX в.?

В каком веке могли сложиться предания о нашествии авар на славян и о хазарской дани?

Кто и как правил в Киеве, пока Ольга ездила в Византию?

А вот примеры вопросов, заданных учениками.

Почему имена Люба и Света считаются славянскими, а Вера – переводным с греческого?

Почему тюрки добрались от Алтая до Дона за 5лет, а гунны потратили на этот путь 300 лет?

Как киевские варяги стерпели, что городом правит женщина, а не князь-воин?

Интенсивные дискуссии на уроках побуждают школьников обращаться к дополнительной литературе. С самого начала я посоветовал ученикам прочесть « по диагонали» те разделы учебника, которые покажутся интересными, а затем читать любую книгу по истории, которая им понравится. В перечень рекомендованной  литературы вошли исторические романы В. Яна, И. Калашникова, А.Толстого, некоторые вузовские учебники, научно-популярные книги.

Чтобы разнородная и по-разному осмысленная информация интенсивно циркулировала в классе, обогащая всех детей, я предупредил их: «Вы все вместе уже знаете очень многое – гораздо больше, чем каждый из вас в одиночку; поэтому старайтесь слушать  и слышать друг друга на уроках».

Параллельно с культурой устной дискуссии на уроке и культурой домашнего чтения формирую и культуру письменных домашних сочинений по истории. Вот какие творческие работы писали: воображаемое политическое завещание Ивана Грозного; письмо Петра 1 своей жене Екатерине с отзывом об Алексее Михайловиче и кардинале Ришелье.

Живой диалог, просмотр видеохроники – всё это можно считать разными формами урока. Чем больше импровизации, тем интереснее и учителю, и детям.

Деятельностный подход предполагает и активное участие детей в проектной деятельности. От монопредметных проектов – к интегративным. В историко-обществоведческом и гражданском образовании пространство для интеграции практически безгранично.

Уроки, открывающие изучение той или иной темы, чаще всего предполагают целостную характеристику периодов, процессов, событий. Как это происходит? Приведу примеры.

Увлекательным получается путешествие ребят по картам, вывешенным на доске. Существовал довольно большой выбор карт, и нескольким смельчакам предлагается выбрать те из них, которые относились бы к изучаемому периоду в той или иной степени объясняли, например, причины революций. В результате ребята выделили события Февральской революции 1917 года, Первой мировой войны 1914 года и Гражданской войны 1918 года и объяснили, что основными причинами революций были Первая мировая война и раскол государства.

На уроке был представлен учебный проект (интеграция с информатикой) - разработка презентации «Визитная карточка эпохи».

Беглое восстановление хронологии событий тех дней чередовалось ответами на тесты повышенной сложности. К примеру, группа так называемых аналитиков должна была справиться с таким заданием: по данному текстовому отрывку определить, о какой исторической личности идёт речь. По словам одного из участников, более всего группа сомневалась, какому историческому деятелю принадлежит такой портрет: «Он был деятелем российского и международного социал-демократического движения, философом, пропагандистом марксизма. В 1917 году он вернулся в Россию из эмиграции, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, но контрреволюцию не поддерживал». После некоторых раздумий  ребята решили, что речь идёт о Плеханове.

Ещё одна группа ребят подвела итоги урока, справившись с самым сложным тестовым заданием. Им нужно было проявить аналитические и сопоставительно-сравнительные умения, то есть сравнить основные параметры Февральской и Октябрьской революций 1917 года в рамках даты, понятия и итогов. По мнению ребят, ключевыми параметрами для Февральской революции 1917 года являлись: отречение Николая II  от престола, установление двоевластия и впоследствии приход к власти Временного правительства. Для Октябрьской революции 1917 года – приход к власти большевиков, их сотрудничество с левыми эсерами и впоследствии распространение по стране советской власти, а также создание Совета народных комиссаров. Общий вывод: одна революция так или иначе пришла к другой.

Таким образом, таблица со сравнительными характеристиками четко, схематично объяснила юным историкам причинно-следственную связь революционной ситуации в России 1917 года и в то же время задала главный вопрос: как себя чувствовал человек – очевидец, участник прошлых событий?

Поэтому в конце урока ребята получили домашнее задание: написать эссе на тему «Если бы я с помощью машины времени попал в 1917 год, я бы…». Ребята знакомы с эссе как с литературным жанром. На истории оно предполагает знание конкретного исторического факта и своё отношение к нему. Мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения, но когда мы с помощью собственной фантазии превращаемся в очевидцев ярких, бурных, не всегда правильных событий, может быть, это поможет нам в будущем избежать политических ошибок, поспешности в суждениях.

Такие уроки систематизируют представление о давно минувших событиях, позволяют достаточно глубоко вникнуть в их суть. Почему необходима систематизация? Потому что много дат, терминов, партий. Без подготовки этот сумбур не понять, а если вовремя не схватить суть, то в последующих событиях можно просто утонуть. Считаю главным, что вопросы все-таки остались. Они должны оставаться после урока.

Лабораторная работа на эту тему предполагала анализ исторических источников. При этом рассматривались не только официальные документы, но и личные материалы, ярко характеризующие время и «человека во времени».

Эта тема могла быть разработана и в форме практикума, в решении серии познавательных задач (в группах и индивидуально), позволяющих охарактеризовать проблему.

Что я считаю важным? Что дети хотели говорить на уроке и говорили. Не боялись ошибиться, признаться в своих сомнениях. Единственное, что могло огорчить – это ограниченность времени. Но история – это не только прошлое, но и настоящее, и меня утешает, что она всегда остаётся с нами.