Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

ниже представлена программа по развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:


Информационная карта программы

Цель программы: - выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.

Задачи программы:

  1. выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов гуманитарного  цикла, а особенно истории.
  2. создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, ИКТ);
  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, республиканских олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, дистанционных конкурсах.
  4. реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизации их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  5. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

Срок реализации программы:   2018– 2023 годы. 

Актуальность создания программы

        Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.

 Ожидаемый результат:

  • личностное развитие детей;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью;
  • совершенствование исследовательских навыков детей;

Понятие одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способности  — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Виды одаренности

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности;
  • форма проявлений;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • особенности возрастного развития.

Признаки, отличающие одаренных учеников

  1. отличная память, способность классифицировать информацию;
  2. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  3. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  4. обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна;
  5. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
  6. умеют пользоваться накопленными знаниями;
  7. имеют большой словарный запас;
  8. стремление к исследовательской творческой активности;
  9. активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  10. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  11. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  12. сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;
  13. остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость.

В основу разработки содержания и организация работы с одарёнными детьми закладываются следующие принципы:

1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.
2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жёсткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.
3. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать творческие способности учащихся, удовлетворять их любознательность.
5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения, установление внутренних взаимосвязей содержательного характера.
6. Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одарённых детей.
7. Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности, научному методу.

8.  Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.

Требования к организации образовательной среды:

1. Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.

3.Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.

4. Формирование адекватной самооценки одарённых учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.

5.Содействие развитию умений находить, формулировать и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.

6.Поощрение терпимости к неопределённости на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.

7.Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
    -поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);
     -включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;
     -поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;

     -стимулирование дальнейшего развития.

     

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции  

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • кружки
  • конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах

Этапы работы с одаренными детьми.

1. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • курсы по выбору, индивидуальные консультации;
  • подготовка учащихся к олимпиадам.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·коммуникативную - умение вступить в общение;

·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

·Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.

·Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

·Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.

           

2. Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.     В работе над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка.  Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
  2. Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации

б) определение способов сбора и анализа информации

в) форма отчёта

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между членами команды.  

  1. Исследование. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)
  2. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
  3. Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.
  4. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.

При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

3. Курсы по выбору.

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система  курсов по выбору для учащихся 9 – 11 классов. Курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс «Практическое обществознание». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профиля обучения. В курсе использую следующие методы: коллективное обсуждение сложных вопросов современности, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.

4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

           Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

           Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

      Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными вопросами курса истории и обществознания.

  Данная система работы с одаренными детьми сложилась не сразу. Я шла к ней путем проб и ошибок,  пытаясь дать детям готовые теоретические знания. Такой метод работы оказался неэффективным.

   В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы  с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует:

·         саморазвитию;

·         самореализации;

·         освоению новых технологий, практик;

·         развитию информационной культуры;

·         освоению роли тьютора.

 

План мероприятий

по реализации программы «Одарённые дети»

Мероприятия

1

Исполнение приказов, положений, реализующих программу школы «Одарённые дети»

2

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

3

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

4

Диагностика способных детей 9-11 классов с целью выявления одарённости

5

Создание и пополнение базы данных на одарённых детей по предметам история и обществознание

6

Создание базы данных исследовательских работ учащихся 9-11 классов

7

Публикация в СМИ, интернет-ресурсах информации о достижениях школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах

8

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в кружковую деятельность

9

Повышение квалификации

10

Обсуждение вопросов по методике работы с одарёнными детьми на заседании МО. Участие в семинарах с целью распространения положительного опыта работы с одарёнными детьми

11

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения с целью непрерывного развития  у учащихся творческого и исследовательского мышления

12

Участие в методических советах по ознакомлению с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей

13

Подготовка, организация и проведение курсов, кружков

14

Участие в научно-практических конференциях

15

Участие учащихся 9-11 классов в школьных, районных, республиканских олимпиадах по истории и обществознанию, конкурсах, смотрах, интеллектуальных марафонах. Проведение предметных недель и декад

16

Оформление  материалов в портфолио учащихся 9-11 классов

        Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность .

Методы и формы работы с одарёнными детьми

  Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации   развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

   Внеурочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

 п/п

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

1

Проведения анкетирования обучающихся

Кл.час, род.собрание

Халтинов В.И.

2

Проведение анкетирования родителей

Род.собрание

Кл.рук, психолог школы

3

Проведение школьной олимпиады по истории и обществознанию

Внеурочная деятельность

Халтинов В.И

4

Организация работы проектной группы

Внеурочная деятельность

Халтинов В.И

5

Организация исследовательской деятельности

Внеурочная деятельность

Халтинов В.И

6

Изучение материалов по теме «Одаренный ребенок в школе»

В течение года

Халтино В.И, психолог

7

Участие в различных конкурсах и олимпиадах

В течение года

Халтинов В.И

8

Привлечение учеников к посещению кружков (по интересам и способностям)

В течение года

Халтинов В.И

9

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Январь-март

Халтинов В.И