Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный гражданин"

Бишарова Эльвира Константиновна

Цель и задачи реализации Программы

       Цель:                                                                                                                   

 воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.                                                                                                                                 

      Задачи:

 • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку. 
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому. 
• Воспитывать уважение к труду. 
• Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам. 
• Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве. 
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн). 
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. 
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_grazhdanin.docx57.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»



Принята на заседании                                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета                                                                                                                                               Заведующий МБДОУ

протокол № ____                                                                                                                                                           Калтасинский детский сад № 1

от «_____» ___________ 2023 г.                                                                                                                                   _____________ Т.А. Байгашева

 

                                                                                          Приказ № ___ от _______ 20__ г.

  

Рабочая программа

кружка по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Юный гражданин"

Срок реализации:  1 год                                                                                        

Возраст детей:  4-5

 

                                                                                                                                                      Разработчики: Бишарова Э.К.

                                                                                                                                                                                Кайранова Н.А.

                       

 

 

с. Калтасы

2023 г.

              СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.                                                                                                                   

1.2. Цель и задачи реализации программы

1.3. Принципы формирования программы

1.4.  Возрастные особенности детей   

1.5. Результаты освоения программы

 

  1. Содержательный раздел                      

 2.1.Особенности организации образовательного процесса                                   

 2.2. Интеграция образовательного процесса                 

 2.3. Учебный план

 2.4. Особенности организации мониторинга                                

 2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников                               

3. Организационный раздел                                                    

3.1. Организация пространственно-развивающей среды.                

3.2. Методическое обеспечение программ                                                                                                                                      

 

Приложение

 

1. Целевой раздел                                                                                                            

1.1. Пояснительная записка

         Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

       Чувство Родины  начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе.  И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.                                                                                                                                                       

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая  государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.  Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна?    Кто будет радоваться ее достижениями и болеть ее горестями?

Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем.                                                                                                                        

 Патриотизм, применительно к ребенку  дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.                                                                              

Программа   по нравственно – патриотическому воспитанию  « Моя Родина и  я»,  разработана в соответствии с  ФОП , « Гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения,  на основании  инновационной программы дошкольного образования.

         Общее количество организационной образовательной деятельности за учебный год:    в средней группе –18 часов.                                                            

Длительность:    в средней группе -  20 минут     

   

1.2.  Цель и задачи реализации Программы

       Цель:                                                                                                                   

 воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.                                                                                                                                 

      Задачи:

 • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку. 
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому. 
• Воспитывать уважение к труду. 
• Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам. 
• Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве. 
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн). 
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. 
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

    

    1.3.  Принципы формирования Программы

 

Содержание рабочей  программы кружка соответствуют  основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики  и  выстроено  по  принципу  развивающего  образования, целью  которого  является  всестороннее  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единство  воспитательных  и  обучающих  целей  и  задач.

Рабочая программа кружка разработана  в  соответствии  с  принципами  и подходами, определенными  ФГОС ДО:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей  его психического развития  на каждом возрастном этапе;

- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.  

                                                                                                                                               

1.4 . Возрастные особенности  развития детей 4 – 5 лет

 

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и  крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на упоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут рассказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как  оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти  несложное условие при выполнении, каких-либо действий.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.  Интерес вызывают ритмическая структура речи и рифмы.

Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативный.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у  него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я – ребенка», его детализации.

Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.

 

   1.5.  Ожидаемый результат:

У детей сформируются:                                                                                                                   

 - чувства  любви к родному краю, к Родине,                                                            

 уважение  к защитникам отечества;

- представления о самых красивых местах родного поселка,  его достопримечательностях;                                                                                                     

  - представления  о культурных явлениях (театре, цирке, зоопарке. вернисаже), их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения;                                                                                                                                                

-  доступные представления о  государственных праздниках  (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);

 -   представления о Российской армии.

 

2.  Содержательный раздел Программы

 2.1. Особенности организации образовательного процесса

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.

 Программа ориентирована на работу с детьми 4– 5 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 2 раза  в месяц по одному учебному часу. Общее количество часов в год – 18.

Длительность занятия – 20 минут.

  Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

 Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
  
Наглядный метод используется во время:

         чтения педагогом рассказов;

         экскурсий в районный  музей, по селу, целевых прогулок;

         наблюдений;

         показа сказок (педагогом, детьми);

         рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

         проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

         чтения литературных произведений воспитателем;

         чтения стихотворений детьми, воспитателем;

         бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;

         ответов на вопросы педагога, детей;

         проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

         сообщение дополнительного материала воспитателем;

         загадывание загадок;

         рассматривание наглядного материала;

         рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

         разбор житейских ситуаций;

         проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

         организовывать продуктивную деятельность;

         провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);

         оформить  альбомы;

         организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;

         организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

         изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному усво​ению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им уста​навливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предла​гаемые темы связаны между собой логически и вместе представля​ют целостную картину сведений о России.

              Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рам​ках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные от​ношения к своим близким, уточняются представления детей о за​нятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

              Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, его достопри​мечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

              Родная страна. На занятиях этого блока дети получают            географи​ческие сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственным символом России:  флагом. Воспитывается уважи​тельное отношение к  флагу РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культу​ре, осознание личной причастности к жизни Родины.

              Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участ​ка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура, Очень важно привить детям чувство любви и        ува​жения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным твор​чеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни       

                                                                        

2.2 Интеграция образовательных областей:

 

ОО «Физическое развитие»

Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

ОО «Социально- коммуникативное развитие»

«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»: Участие в социально – значимых событиях, происходящих в городе, в детском саду.

Наши дети принимали участие в районном мероприятии «Солдатский конверт».

В группе имеются пособия «Моя семья», с помощью которых дети закрепляют правила взаимоотношений между членами семьи, между друзьями, изучают родословную.

ОО «Познавательное развитие»

«Приобщение к социокультурным ценностям»

В группе имеется материал по ознакомлению с родным краем

- альбом «Мой край родной

- альбом «Моя родина – Россия»

- альбом «Достопримечательности нашего города»

- альбом «Откуда хлеб пришел»«Профессии»

Мы знакомим детей с писателями и поэтами края, города. У нас есть подборка детских книг с местными поэтами и писателями. Ходили в музей на выставку, посвященную ВОВ, где дети знакомились с героями –земляками, с военными экспонатами

ОО «Речевое развитие»

Для расширения знаний детей о стране, о Родине, о людях, населяющих нашу страну, об их достижениях, о войне, о героических подвигах народа, рассматриваем картины, проводим беседы на определенные темы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, смотрим видеоматериал.

Дети вместе с учителем-логопедом составляют рассказы о семье, селе, крае, используя карточки-схемы, мнемотаблицы.

«Чтение художественной литературы»

Для воспитания патриотических чувств детей на примере подвига советского народа, мы знакомим их с произведениями Л. Кассиля «Наша Армия», К. Паустовского «Похождения жука-носорога», «Мешок овсянки», «Таран»…

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

Участвовали в выставке совместных с родителями поделок «Люблю тебя. село родное»,в выставке рисунков: «Этих дней не смолкнет слава!», «Военная техника», «Самая любимая, самая родная!» Рисовали пейзажи родного города, совместно с родителями создавали семейные гербы, генеологические древа, изготавливали книги «Моя семья»

Вместе с детьми разучиваем песни о Родине, об Армии, русские народные танцы.

«Развитие игровой деятельности»

В группе имеются дидактические игры: «Кому это нужно для работы?», «Профессии» (лото, «Город мастеров», «Хочу все знать», «Ассоциации», «Дружат дети всей Земли»…

Сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Наша Армия», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника»…

Все игры способствуют развитию знаний у детей о профессиях нашего народа, о традициях, способствуют формированию у детей правил поведения в обществе, нормам взаимоотношений.

Чем старше становятся дети, тем разнообразнее становится работа по воспитанию у них патриотических чувств. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" мы предлагаем ребенку определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

                    

2.3.  Тематический план в средней группе

№ п/п

Тема

Количество ООД

1

« Моя  родная природа»

1

2

« Моя семья»

1

3

«Улицы  и транспорт моего города»

1

4

« Золотая осень»

1

5

« Родная страна .Нет тебя дороже»

1

6

«Как дикие животные готовятся к зиме»

1

7

« Здравствуй, зимушка, зима»

1

8

«Новогодний праздник»

1

9

« Зимние забавы

1

11

« Профессии взрослых»»

1

12

« Мои друзья и доброта»

1

13

«Защитники отечества. Символы России»  

1

14

«Мамочка моя, любимая»

1

15

« Приметы весны, весна в родном городе»

1

16

  «Родная страна .Космос»

1

17

 «Любимые сказки»

1

18

«День победы»  

1

19

«Правила ,по которым мы живем»»

1

Особенности  мониторинга

Уровни освоения программы:

На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень-

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России, Татарстана; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-

Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России и Татарстана, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

 

2.5. Взаимодействие с родителями

 

1.   Консультации, рекомендации, беседы и т.д.

2.  Анкетирование, тестирование.

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

5. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».

7. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы, ассамблеи.

Изобразительная деятельность

1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С кем я живу», «Портреты членов семьи».

2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи.

Трудовая деятельность

  1. Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: " Посади свое дерево",                 
  2. " Лучший участок", " Лучший Цветник"

Образовательная  деятельность.

1.Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты,

Социальное развитие

  1. Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье»,                                          
  2.  " Семейные традиции".

2.  Создание альбомов, газет, портфолио.

Здоровье и физическое развитие

1.Составление правил безопасного поведения на улице, дома.

Музыка.

1. Проведение праздников: " Рождество Христово",  " Масленица",  «Мамин день», «День Защитников Отечества»,  "День Победы " .

2. Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме , России, природе, защитников Родины.

          

План работы с родителями

Месяц

Содержание  работы

Сентябрь

 

Семейный календарь: "Ознакомление дошкольников с миром природы. Экологическое воспитание "                                                        

 Беседа: "Воспитание у детей доброжелательного отношения к сверстникам и окружающему миру".                                                                                                                                                                                                                

Октябрь

Консультация: "Значение художественной литературы в развитии познавательных способностей детей »                                                                                                                                                                            

Ноябрь

Семейная ассамблея: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с государственной символикой России".                                                                                                                     

Беседа: «Труд детей дома. Кормушки для птиц и как их сделать.»                                 

 Рекомендации: " Дети -  друзья природы. " Влияние домашних животных на развитие ребенка"                                                         

Декабрь

Консультация: "Наши привычки – привычки наших детей"

Семейная ассамблея: "Трудовое воспитание  в семье и ДОУ и его влияние на воспитание детей"                                                    

Январь

Беседы: «Как отвечать на детские вопросы об окружающем мире»                                                                             

Родительское собрание:  «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе.                                                                                                        

Февраль

Консультация: « Социально - коммуникативное развитие детей  4-5 лет».

Рекомендации" Растим будущего мужчину"                                                                                          

Март

Консультация: «Роль дидактических  игр на познавательное развитие »                                                                                                                                                

Фото- конкурс: "Я и мой питомец"                                                                             

Апрель

Консультация: "Художественно - эстетическое развитие детей 4-5 лет                          

 Беседа: «Книги, которые вы  читаете дома детям».                                                                                     

 Рекомендации: "Правила общения с птицами".                                                                   

Май

Консультация: "Нравственно -патриотическое воспитание подрастающего поколения"                                                                                                                          

 Это интересно знать:" Влияние природы на познавательное развитие детей"                                                                                                                    

 Конкурс чтецов:  День Победы                                                                                                 

3. Организационный раздел                                                    

3.1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Неоспоримо значение правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организа​ции РППС в группе. Предлагается офор​мить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа попол​нять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь ши​рокий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промы​слов, произведения устного народного творчества, образцы россий​ского  флага. Предлагаемый детям материал должен в обяза​тельном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематиче​ски блоков.                                                                                                             

3.2. Методическое обеспечение программы                                                                                                                                          

Используемая литература:
1. Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г.
                                  
2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.
3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.
4. О.С. Зверева, Т.С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г.
5. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г.;
6.  Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.
                                                                 

 7.Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г. 8.«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.

 

 

Приложение

 

                      Перспективный план работы в средней группе

 

Недели

Тема

Программное содержание

Формы проведения

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

Первая  неделя

« Моя  родная природа»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, дарам осени: цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, растениям, умение правильно вести себя в ней.

Организованная образовательная деятельность: «Люблю березку русскую».                             

Конструктивная деятельность: « Домики для зверят»                                           

Чтение художественной литературы: «Уехали» А. Барто                            

Проектная деятельность:                      « Цветы – краса земли»              

вторая неделя

« Моя семья»

 

Уточнить и углубить знания детей о семье, о своих родственниках; о их профессиях, о их значении в жизни  поселка, о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, дому.

Организованная образовательная деятельность: «Моя семья »                        

Рисование:  « Цветные шары для семьи»                                                               

Дидактическая игра « Кто где живет?»                     Чтение художественной литературы: « Бабушкин садик» Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Варим обед из овощей»

Октябрь

Первая неделя

« Золотая осень»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте осени, воспитывать умение наблюдать  за изменениями, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь   между явлениями в природе.

Организованная образовательная деятельность «Развитие речи»: Чтение стихов об осени: « Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин,                                   

« Осенние листья»   Н.И. Майков                                                                                   

Рисование: « Золотая осень»                     

Развлечение: « Осень добрая  волшебница»

Вторая неделя

Улицы и транспорт любимого города»

Продолжать знакомить детей с улицами поселка и их особенностями и  видами транспорта, которые помогают людям передвигаться. Закрепить правила поведения на улице, в транспорте. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Конструктивная деятельность:                          « Мост через речку»                                                     

Аппликация:  «Лодки плывут по реке Нерской                              

 Чтение художественной литературы: « Улицей гуляем» С.А. Дрожжин.                       

Сюжетно-ролевая игра  » Транспорт ( Автобус)»                                               

Дидактическая игра:                  « Кто на чем ездит»

 

 

 

 

 

 

                                                                   Ноябрь

Первая неделя

« Родная страна, нет тебя дороже»

Закрепить название родного поселка, страны, в которой дети живут, развивать патриотические чувства, воспитывать у детей чувство любви  к своему родному краю.

Беседа: « А где же я живу?»                       

 Сюжетно-ролевая игра: « Поликлиника»,               

 « Магазин»                                      

  Дидактическая игра:              

« Кто где работает?» Чтение стихов о Родине.

 

 

 

вторая неделя

« Как дикие животные готовятся к зиме»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, которые готовятся к зиме. Закрепить название жилищ диких животных. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, чувство сострадания.

Беседа: « Кто как к зиме готовится?»                                                        

 Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:  « О диких животных леса»,                                                     

 Дидактическая игра:  «Кто, где живет?»                                               

                                                                         Декабрь

Первая неделя

« Здравствуй, зимушка, зима»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы, воспитывать умение наблюдать  за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь   между явлениями в природе.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Стайка снегирей на ветках» Чтение русской народной сказки:                                      

« Зимовье зверей».  Рисование :  « Кто в зимнем домике живет?»                                                         

 Дидактическая игра:                    

« Зима или весна?».                      

Театральная  деятельность:                                              « Зимушка-зима»

 

 

 

 

 

 

                                

вторая неделя

                                      «Новогодний праздник. Рождество»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:  « Зимушка-зима»                         

Рисование: Новогодние открытки»,                           

Лепка:« Снегурочка»                             

Сюжетно – ролевая игра « Семья. Готовимся к новому году»,                         

 « Детский сад. Готовимся к ёлке»                                                  

 Новогодний праздник.

                                                                           Январь

Первая  неделя

« Зимние забавы»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы. Развивать умение называть зимние игры, забавы, название улиц поселка. Воспитывать любовь к родному краю.

Беседа: « Зимние забавы»                              

 Рисование: « Девочка в зимней одежде»               

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:  « Вот это снеговик!»                    

 

 

 

Вторая неделя

« Профессии взрослых»

Формировать знания детей о профессиях людей, работающих в поселке.

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, к профессиям взрослых желание им помогать, доставлять радость.

Беседа: « А где работает мама и папа?»                               

 Конструктивная деятельность:                            « Грузовые авто»                                                       

Дидактическая игра: «Кто где работает? Путешествие по поселку»                        

                                                                         Февраль

Первая неделя

«Мои друзья и я. Доброта».

Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.

Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?»                          

 Инсценировка русской народной сказки: «Кот, петух, лиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая неделя

 

«Защитники отечества. Символы России»

Продолжать знакомить детей с Российской армией  – надёжной защитницей  нашей Родины. Формировать чувство уважения к мужчинам – защитникам родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к символам страны.

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию: « Открытка для папы».                            

Рисование: « Салют в честь дня Российской Армии»                              

 Дидактическая игра:                       

 « Символы России».                              

« Какого цвета флаг?»   

Конструктивная деятельность:                    » Корабли»

                                                                          Март

Первая неделя

«Мамочка моя, любимая»

 

 Раскрыть детям многогранный образ мамы -труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им.

 

Беседа: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".                                

 Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:  « Готовимся встречать 8 марта».                                             

Рисование:   «Расцвели цветы для мамы», Аппликация: «Красивый букет ля женщин»                             

Дидактическая игра: «Семья. Умеем хозяйничать».                                 

 Сюжетно-ролевая игра: « Парикмахерская. Салон красоты»                                    

Праздник: « Милая мамочка»

 

 

 

 

вторая неделя

« Весна. Весна в   нашем селе»

Формировать у детей знания  весне.. Устанавливать причинно - следственные  связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе.                                                      

Беседа: « Весна»                                   

  Организованная образовательная деятельность: « В гости к хозяйке луга»                              

Дидактическая игра:                            

«Признаки весны?»                        

Театральная деятельность: « В гости к нам весна пришла»  Праздник фольклорный:                         « Проводы русской зимы»

 

 

 

 

                                                                       Апрель

 

 

 

 

Первая  неделя

"Родная страна. Космос»»

Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках. Дать сведения о космосе, луне, звездах, солнце. Развивать у детей умение называть героев космонавтов.  Воспитывать любовь к родной стране и праздникам.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Праздники страны.  День космонавтики» аппликация:                                      

 « Полет на луну»                              

 Конструктивная деятельность:                           

 «Ракета»                                     

Развлечение: «День земли»

Вторая неделя

«Любимые сказки»

Формировать знания детей о сказках, их значении для людей. Продолжать знакомить с русскими народными сказками

Воспитывать уважение и любовь к сказкам.

Викторина:» По сказкам К.И. Чуковского»                                  

 Рисование:                                        

 « Девочка пляшет»                        

 Инсценировка русской народной сказки:" Заяц и лиса»

                                                                         Май

Первая неделя

« День Победы»

Познакомить детей с историей начала Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту Родины: героический вклад в победу над врагом армии, в тылу, взрослыми и детьми. Традиция- празднование Победы русским народом. Воспитывать уважение и память о погибших защитниках Родины.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « День победы»                               

 Развлечение: « День победы»                                        

 Сюжетно-ролевая игра:                                       

 « Самолет»                                 

Дидактическая игра:                             

« Моряки»                                        

 

Вторая неделя

«Правила, по которым мы живем»!»

Приобщать детей к коммуникативному общению и нравственным нормам: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомима) средств, тактично. Развивать умение обращаться с  просьбами, вопросами,  просить помощи и оказать ее другим,  проявить чувство собственного достоинства. Воспитывать любовь к окружающим людям.

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо», Вежливые слова», « А как у вас дома?»
Сюжетно-ролевая :                           

 « Ремонтируем мебель»,             
Дидактическая игра: Правильно или нет« Театральная деятельность: « Защити слабого»                                   

Чтение художественной литературы: « Дядя Степа» С.Михалков,                                             « Тараканище»                   

  К.И. Чуковский,