Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика"
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_st.gr_.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета Заведующий МБДОУ
протокол № ____ Калтасинский детский сад № 1
от «_____» ___________ 2024 г. _____________ Т.А. Байгашева
Приказ № ___ от _______ 20__ г.
Кружковая работа
по формированию элементарных математических представлений
«Занимательная математика"
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6
Разработчики: Бишарова Э.К.
Кайранова Н.А.
с. Калтасы
2024 г.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………….…….…..…... 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы.. 1.2. Актуальность программы…………………………………………. 1.3. Новизна…………………………………………………………….. 1.4. Педагогическая целесообразность……………………………….. 1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы… 1.6.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующей……………………………………. 1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы………………………………………… 1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы……………………………………………………………… 1.9.Формы и режим занятий…………………………………………… 1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки……………….. 1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы………………………………………….. 2. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности 3.Содержание программы……………..……………………………… 4. Целевые ориентиры ………………………………………. 5.Ресурсное обеспечение программы…………………… 6.Методическое обеспечение программы …………………..……… |
1.Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
качественная подготовка ребенка к школе;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Разделы рабочей программы:
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Занимательная математика» реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 6 лет.
1.2. Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
1.3. Новизна
Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи: | |
Образовательные | 1.Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. 2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах. 3.Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.
|
Воспитательные | 1.Воспитывать познавательную активность. 2. Воспитание потребности к математическим занятиям. 3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества. |
Развивающие | 1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций. 2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом. |
1.6 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.
Цель данной программы: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Особенность данной программы «Занимательная математика» состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели.
Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.
В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске.
1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
Программа предназначена для работы с детьми старшей группы детского сада.
1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 1 года.
1.9.Формы и режим занятий
Программа реализуется 4 раза в месяц, во второй половине дня, в форме кружкового занятия. В ней используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры.
В интеллектуальной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, творческая активность детей, рисование, аппликация, лепка, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.
1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки
-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- оформление папки – раскладушки для родителей «Математические представления детей старшего дошкольного возраста»;
- развлечение «Страна весёлой математике».
2.Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
Раздел | Тема | Цель |
1. | «Количество и счет» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. |
2. | «Геометрические фигуры» | Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. |
3. | «Определение величины» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения |
4. | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. |
5. | «Решение логических задач» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). |
3.Содержание программы
Сентябрь | Цель |
1.«Количество и счет» «Расставь числа по порядку» 2. «Количество и счет» «Соседи числа» 3.«Геометрические фигуры» «Волшебные фигуры» 4.«Геометрические фигуры» «На что похоже?» | Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур |
Октябрь
1.«Количество и счет» «Порядковый счёт» «Что такое «порядок»?» 2. «Количество и счет» «Порядковый счёт» 3.«Определение величины» «Весёлые кошечки» 4.«Определение величины» Игра «Танграм» | Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. |
Ноябрь
1.«Количество и счет» «Счёты» 2.«Количество и счет» «Какой? Сколько?» 3 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между», «за», «после», «перед». 4 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Левая и правая рука» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. |
Декабрь
1.«Количество и счет» «По порядку рассчитайся!» 2.«Количество и счет» «Весёлые домики» 3.«Решение логических задач» «Деление целого на части» 4.«Решение логических задач» «Задачи на смекалку» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. |
Январь
1. «Количество и счет» «Королевство цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3» 2. «Количество и счет» «Пишем цифры: 4,5,6» 3.«Геометрические фигуры» «Кошкин дом» 4.«Геометрические фигуры» «Волшебные превращения геометрических фигур» «Сделай сам зверюшек» (сгибание, разрезание, вырезание). | Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами. Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. |
Февраль
1. «Количество и счет» «Пишем цифры: 7,8,9» 2. «Количество и счет» «Весёлые домики» 3.«Определение величины» «Измерительные приборы: линейка, весы, часы» «Линейки» 4.«Определение величины» «Весы. Их использование» | Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес» Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. |
Март
1. «Количество и счет» «Весёлые птички» 2. «Количество и счет» «Весёлые птички» 3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки» 4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» «Дни недели» | Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами. Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. |
Апрель
1. «Количество и счет» 2. «Количество и счет» 3.«Решение логических задач» «Задачи на действия (сложение и вычитание)» 4.«Решение логических задач» «Задачи на разделение целого на части» «Волшебные монетки» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением. |
Май
1. . «Количество и счет» 2. «Количество и счет» 3.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» 4.«Решение логических задач» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). |
4. Целевые ориентиры
Целевой результат:
- Устойчивое познавательное отношение к интеллектуальной деятельности
- Проявление инициативы и творчества в решении логических задач.
- Овладение умением видеть проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
- В диалоге с взрослым пояснять ход интеллектуальной деятельности. Умение доводить дело до конца.
- Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать выводы.
5.Ресурсное обеспечение программы
Нормативно – правовой ресурс
1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;
2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;
6. Устав ДОУ
Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.
Научно-методический ресурс
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ
Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.
Материально – технический ресурс:
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Технологический ресурс:
- анкетирование;
- беседа;
- информационные стенды «Мои открытия»;
- теоретические и практические занятия;
- рисунки;
- схемы
6.Методическое обеспечение программы «Занимательная математика»
1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.
2.Бурдина С.В. Серия «Умный малыш». Классификация
3. Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»
4.Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Математика для малышей часть1.
5.Михайлова З.А. Математика – это интересно.
6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М.: Мозайка-Синтез, 2014.
7.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2014.
8. Петерсон Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька…
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.