Календарно-тематический план по реализации образовательной программы дошкольного образования в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Предварительный просмотр:
Направления развития | Содержание образовательной деятельности | Формы работы/ Наименование вида занятия | Тема/название занятия | Отметка о выполнении | Примечание | |
СЕНТЯБРЬ 01.09-05.09 «День знаний. Скоро в школу» | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | Представления о школе. Интерес и положительное отношение к школе. Мотивация к обучению в детском саду и школе. Уважение к труду учителя. | Беседы, обсуждения, рассказы о школе Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Моделирование ситуация из школьной жизни Экскурсия в школу | ||||
Познавательное развитие | Навык счета в пределах 10. Умение понимать отношения рядом стоящих чисел. Умение обозначать их цифрами. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Деление на части. Ориентация на листе бумаги. Последовательность дней недели. Определение местоположения относительно себя. | Математические игры Дидактические игры | Мониторинг. | |||
Представления о профессии учителя, о школе. | Групповое занятие по ознакомлению с окружающим миром | «Школа. Учитель». ([9], стр.37) | ||||
Речевое развитие | Звуковой анализ слов. Дифференциация гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Определение места ударения в словах. Умение составлять предложения из двух слов, называть 1-е и 2-е слово. | Групповое занятие по подготовке к обучению грамоте | Занятие 1. ([36], стр. 109) | |||
Умение составлять рассказы, поддерживать диалог. Интерес и положительного отношения к школе. | Групповое занятие по развитию речи | «Подготовишки» ([8], стр. 19) | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Умение самостоятельно создавать художественные образы. | Практическое занятие по рисованию | «Картинки на песке» (педагогическая диагностика) ([18], стр. 16) | |||
Умение самостоятельно создавать художественные образы, отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни) в рисунке. Приемы работы кистью и красками. Умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. | Практическое занятие по рисованию | «Лето» ([15], стр. 47) | ||||
Изготовление цветов и составление из них композиции. Умение переплетать основу из полоски бумаги. | Практическое занятие по аппликации | «Корзина с цветами» ([12], стр. 16) | ||||
Знакомство с архитектурой как искусством сооружения различных зданий. Представления о доме такими понятиями как семья, дружба, любовь, забота, порядок, уют, лад. Умение конструировать из строительных материалов по замыслу. | Практическое занятие по конструированию из строительного материала | «Как хорош дом, в котором ты живешь» ([19], стр. 44) | ||||
Жанры музыкальных произведений. Певческие навыки. Умение передавать характер музыки в движении, ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, менять темп, выполнять танцевальные движения из плясок, хороводов. Исполнение простых мелодий на детских музыкальных инструментах. | Групповые занятия по музыке Прослушивание музыкальных произведений о детстве, о школе, о дружбе. Разучивание песен и танцев | Планируется музыкальным руководителем | ||||
Физическое развитие | Бег колонной по одному, формирование умения переходить с бега на ходьбу, сохранение равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. Развитие точности движений при переброске мяча. | Групповые занятия по физкультуре Утренняя гимнастика Подвижные игры Эстафеты Игры-соревнования Физкультминутки во время занятий Беседа о пользе физических упражнений и закаливания | Занятия 1, 2, 3. ([23], стр. 10, 12) | |||
Равномерный бег и бег с ускорением. Знакомство с прокатыванием обручей, развивая ловкость, глазомер, точность движений. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | ||||||
СЕНТЯБРЬ 08.09-12.09 «Осенний лес полон чудес» | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | Правила безопасного поведения в природе. | Беседы Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры | ||||
Познавательное развитие | Деление множества на части и объединение его частей. Умения устанавливать зависимость между множеством и его частью. Порядковый счет в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Определение и называние дней недели. | Групповые занятия по ФЭМП | Занятие 1. ([26], стр. 18) | |||
Деление множества на части и объединение частей в целую группу; умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 5. Деление круга и квадрата на 2 и 4 равные части, сравнивание и называние их. Умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. | Занятие 2. ([26], стр. 20) | |||||
Представления детей о лесе. Интерес к жизни леса. Умение видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | Групповое занятие по ознакомлению с природой | «Беседа о лесе». ([21], стр.76) | ||||
Речевое развитие | Звуковой анализ слов; знакомство с гласной буквой а А; составление предложений о действиях игрушки из двух слов; образование слов по заданной модели. | Групповое занятие по подготовке к обучению грамоте | Занятие 2. ([36], стр. 113) | |||
Развитие воображения и творческих способностей детей. Активизация речи. | Групповое занятие по развитию речи | «На лесной поляне» ([8], стр. 35) | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с произведениями живописи. | Рассматривание картин художников по теме «Осень»: В.Д. Поленов «Золотая осень», И.И.Левитан «Осенний день. Сокольники», В.Д. И.Остроухов «Золотая осень», Ф.А.Васильев «Перед дождем» | ||||
Рисование с натуры ветки с осенними листьями, закрашивание листьев простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. | Практическое занятие по рисованию | «Ветка рябины» ([10], стр. 24) | ||||
Знакомство с жанром пейзажа. Рисование осеннего пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приемы рисования. | Практическое занятие по рисованию | «Расписной лес» ([10], стр. 22) | ||||
Знакомство с нетрадиционной техникой работы с пластилином – пластилинографией. Изготовление поделки из жгутиков. Знакомство с образом березы в живописи. | Практическое занятие по лепке | «Осенняя березка» ([11], стр. 20) | ||||
Знакомство с экопластикой — искусством создания скульптур и аранжировок из природного материала. Конструирование коллективных 3D-композиций для интерьера детского сада. | Практическое занятие по конструированию из строительного материала | «Как мы ВМЕСТЕ создали ЗD-композиции» ([19], стр. 62) | ||||
Жанры музыкальных произведений. Певческие навыки. Умение передавать характер музыки в движении, ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, менять темп, выполнять танцевальные движения из плясок, хороводов. Исполнение простых мелодий на детских музыкальных инструментах. | Групповые занятия по музыке Слушание и разучивание песен об осени | Планируется музыкальным руководителем | ||||
Физическое развитие | Равномерный бег с соблюдением дистанции. Прыжки с доставанием до предмета. Упражнения с мячом и лазанье под шнур, не задевая его. | Групповые занятия по физкультуре Утренняя гимнастика Подвижные игры Эстафеты Игры-соревнования Физкультминутки во время занятий | Занятия 4, 5, 6. ([23], стр. 13, 16) | |||
Ходьба и бег между предметами, прокатывание обручей друг к другу. | ||||||
СЕНТЯБРЬ 15.09-19.09 «Я и мои друзья» | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | Представления о дружбе и друзьях, установление и поддержание дружеских отношений, умение взаимодействовать в коллективе, разрешать конфликты. | Беседы Ситуативные разговоры о дружбе и друзьях Сюжетно-ролевые игры Игры-тренинги Проблемные ситуации Чтение рассказов о дружбе | ||||
Представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними. Интерес к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола, симпатий по отношению к представителям противоположного пола. | Групповое занятие по социально-коммуникативному развитию | «О любви и дружбе» ([14], стр. 73) | ||||
Познавательное развитие | Представление о цифрах 1 и 2; количественный счет в прямом и обратном порядке в пределах 10; ориентация на листе бумаги, определение сторон и углов листа. | Групповые занятия по ФЭМП | Занятие 3. ([26], стр. 21) | |||
Представление о цифре 3; называние предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах 10; сравнивание 10 предметов (по длине, ширине, высоте), расположение их в возрастающем и убывающем порядке, обозначение результатов сравнения соответствующими словами; умение двигаться в заданном направлении. | Занятие 4. ([26], стр. 23) | |||||
Речевое развитие | Звуковой анализ слов, определение ударного гласного звука; знакомство с гласной буквой я Я (маленькой и большой) и правилами написания я после мягких согласных звуков; составление предложений о действиях игрушки (из двух слов); называние слов с заданными звуками. | Групповое занятие по подготовке к обучению грамоте | Занятие 3. ([36], стр. 114) | |||
Активизация словаря. Умение точно характеризовать предмет, правильно стоить предложения. | Групповое занятие по развитию речи | Лексические упражнения. ([8], стр. 22) | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Умение рисовать портрет человека. | Практическое занятие по рисованию | «Портрет друга» ([10], стр. 81) | |||
Умение рисовать иллюстрации к сказке. Умение располагать предметы на переднем и заднем планах. Навыки изображения сказочных героев, создание выразительного образа. Умение смешивать краски для получения новых цветов. | Практическое занятие по рисованию | «Мой любимый сказочный герой» ([10], стр. 82) | ||||
Знакомство с техникой декупажа. Умение обводить по шаблону, аккуратно вырезать и наклеивать детали. | Практическое занятие по аппликации | «Подарочный конверт» ([12], стр. 53) | ||||
Знакомство с архитектурой и профессией архитектора. Умение конструировать в сотворчестве — группами по четыре ребенка. Универсальные умения: видеть объект с разных точек зрения (будто глазами другого человека) и делать простой «чертеж» (схему), планировать постройку, договариваться, согласовывать действия, оценивать общий результат. | Практическое занятие по конструированию из строительного материала | «Как мы ДРУЖНО строим кукольный домик» ([19], стр. 68) | ||||
Жанры музыкальных произведений. Певческие навыки. Умение передавать характер музыки в движении, ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, менять темп, выполнять танцевальные движения из плясок, хороводов. Исполнение простых мелодий на детских музыкальных инструментах. | Групповые занятия по музыке Слушание песен о дружбе | Планируется музыкальным руководителем | ||||
Физическое развитие | Ходьба и бег с четким фиксированием поворотов. Развитие ловкости в упражнениях с мячом, координации движений в заданиях на сохранение равновесия. Упражнение на ползание по гимнастической скамейке. | Групповые занятия по физкультуре Утренняя гимнастика Подвижные игры Эстафеты Игры-соревнования Физкультминутки во время занятий | Занятия 7, 8, 9. ([23], стр. 18, 19, 20) | |||
Чередование ходьбы и бега. Развитие быстроты и точности движений при передаче мяча, ловкости в ходьбе между предметами. | ||||||
СЕНТЯБРЬ 22.09-26.09 «Наш любимый детский сад» | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | Уважительное отношение к воспитателям, осознание значимости их труда. Доброжелательное и внимательное отношение к сверстникам и взрослым. Нравственные нормы и правила поведения в детском саду. Умения оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения морали. Правила безопасного поведения в детском саду (в группе, на прогулке). Умение распределять роли в игре, договариваться о правилах. | Беседы Чтение художественной литературы Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Экскурсии по детскому саду Проблемные ситуации | ||||
Представления о назначении детского сада, функциях разных помещений. Умение рассказать о жизни в своем детском саду. | Групповое занятие по социально-коммуникативному развитию | «Чем занимаются в детском саду» ([14], стр. 111) | ||||
Познавательное развитие | Представления о цифре 4; представления о количественном составе числа 5 из единиц; сравнивание двух предметов по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов; обозначение в речи своего местоположения относительно другого лица. | Групповые занятия по ФЭМП | Занятие 5. ([26], стр. 21) | |||
Количественный состав числа 6 из единиц; знакомство с цифрой 5. Последовательное называние дней недели. Умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. | Занятие 6. ([26], стр. 23) | |||||
Речевое развитие | Звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; знакомство с тем, что буква я может обозначать два звука —[и’а]; составление предложений из двух слов о действиях детей, умение называть 1-е, 2-е слово предложения; называние слов по заданной модели. | Групповое занятие по подготовке к обучению грамоте | Занятие 4. ([36], стр. 116) | |||
Представление о жанровых, композиционных и языковых особенностях стихотворений. | Групповое занятие по развитию речи | «Для чего нужны стихи?» ([8], стр. 23) | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Умение отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Умение создавать контуры простым карандашом с последующим закрашиванием. | Практическое занятие по рисованию | «Как мы играем в детском саду» ([15], стр. 71) | |||
Умение рисовать по памяти, отчетливо передавая форму основных частей и характерные детали. | Практическое занятие по рисованию | «Нарисуй свою любимую игрушку» ([15], стр. 55) | ||||
Представления о начертании печатных букв. Умение лепить (моделировать) разными способами, передавать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами (по замыслу). | Практическое занятие по лепке | «Азбука в картинках» ([18], стр. 34) | ||||
Творческое конструирование по условию или ряду условий. Представления о симметрии, части и целом. Понятие о конструировании как искусстве создания целого из частей. | Практическое занятие по конструированию по условиям | «ИНТЕРЕСНО, как части становятся целым» ([19], стр. 72) | ||||
Жанры музыкальных произведений. Певческие навыки. Умение передавать характер музыки в движении, ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, менять темп, выполнять танцевальные движения из плясок, хороводов. Исполнение простых мелодий на детских музыкальных инструментах. | Групповые занятия по музыке | Планируется музыкальным руководителем | ||||
Физическое развитие | Чередование ходьбы и бега по сигналу воспитателя, ползание по гимнастической скамейке. Умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по ограниченной опоре с выполнением задания. Прыжки через шнуры. | Групповые занятия по физкультуре Утренняя гимнастика Подвижные игры Эстафеты Игры-соревнования Физкультминутки во время занятий | Занятия 10, 11, 12. ([23], стр. 21, 23) | |||
Ходьба и бег с чередованием по сигналу воспитателя, прыжки с мячом. | ||||||
Список литературы
1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в подготовительной группе детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
7. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
8. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
10. Экономическое воспитание дошкольников: Кинеева М. «Финансовая грамота».
