конспект урока "Зима в произведениях русских поэтов"

Ануфриев Илья Валерьевич

Урок литературного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема : «Зима в произведениях русских поэтов.»

Цель: Ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева, А.С.Пушкина, С.Есенина  , Е. Баратынского, О. Высотской    

I. Образовательные:

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

- показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии русских поэтов

II. Коррекционно-развивающие:

1.   Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

2.   Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

3.  Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

4. Коррекция и развитие связной устной речи

5. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…

6. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

III. Воспитательные: 

  1. Привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей.
  2. Воспитывать  чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
  3. Утвердить значимость и ценность каждого слова;
  4. Передать красоту и музыкальность поэтической речи;
  5. Пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней     природы с опорой на текст стихотворения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.  

Оборудование урока:  компьютер, колонки, проектор.

Дидактические материалы: презентация к уроку, видеофрагменты, раздаточный печатный материал.

Ход урока:

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Организационный этап

3

Формулирование темы

Задачи, предлагаемые детьми

4

Итого :7 минут

- Доброе  утро, ребята !

По первому слайду уже, наверное, можно предположить о чём пойдёт сегодня речь.

- А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать ещё одну композицию.

- Как вам ? О чём пойдёт речь  на уроке уже догадались ?

-  Вы правы, речь идет о зиме, о зимнем лесе,…..

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима» или увидите картинку?

- Я рад , что у вас слово «зима»  вызывает лишь положительные ассоциации.

- А на уроке литературы  можете предположить, чем мы сегодня займёмся?

(читать и анализировать произведения поэтов о зиме)

- Какие задачи тогда мы будем решать?

(формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- закрепить полученные умения определять тропы (приёмы) в художественном тексте;

- показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии русских поэтов )

Эмоциональный настрой и готовность к уроку.

Ответы учащихся.

Видеоряд с музыкальным вступлением – (слайд №1-2)

Слайд3

Мотивация. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Постановка проблемы.

5 минут

7 минут

10 минут

10 минут

3 минуты

Рефлексия

2 минуты

- Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

Так, композитор с помощью семи нот, переплетенных в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передает зимнее настроение. А вот поэт создает свой яркий узор, используя, казалось бы, обычные слова,  и мы начинаем восторгаться музыкой стиха.

- Вот только послушайте!!! (закройте, пожалуйста, глазки и постарайтесь представить себе картины, описанные поэтом)

Чтение стихотворения учителем А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя..»

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Как, при помощи чего поэт нас окунает в таинственный мир поэзии.

 (При помощи тропов (приёмов) Изобразительно-выразительных средства языка)

Вспомните , какие вы проходили на уроках литературы.

 У вас на столах лежат конверты с текстами стихотворений . В паре с другом выберите себе стихотворение, над которым вы будете сегодня работать )

 Ознакомьтесь с ним и заполните таблицу.

Проверка задания.  Один читает, другие слушают и оценивают.

Оцените себя как вы справились с этим заданием.

А теперь вам надо будет друг другу прочитать выбранное стихотворение и оценить себя и друга

Но чтобы оценить нужны какие-то критерии. За что и как оценивать.

Чтобы не тратить время на их придумывание, я предлагаю уже готовые

обсудить и выбрать нужные пункты или оставить все.

Собираются группы по стихотворениям.

Какая задача будет стоять сейчас перед вами ?

По очереди прочитать стихотворение в группе и оценить каждого.

 Выбрать одного артиста для выступления от группы.

Чтение и оценивание стихотворений от группы

   Зима, пусть даже обрекающая нас на холод и неподвижность, невероятно удивительное время года. Она никого не оставляет равнодушным. Зимняя природа побуждает творить.

- Ребята, может быть, вы готовы прямо сейчас создать  такой поэтический образ зимы, передав всю красоту, великолепие зимней природы,  чтоб мы стали наслаждаться музыкой вашего стиха?

 

-Я вижу, что вы затрудняетесь. Я готов вам помочь.

- Создать свой образ зимы.

Буриме - это небольшие стихотворения, которые отличаются от обычных, тем что их создают на заданную тему, а именно даются несколько рифм, которые нужно внедрить в будущее буриме.

……………………………………….   холода.

……………………………………….   не беда.

………………………………………….   народ,

………………………………………….Новый год!

Дети читают свои стихотворения

Итог урока

Я прошу снова нацелиться в свои мишени снежками и другим цветом пасты оценить себя на уроке.

Сюрприз

Приложение

Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою.»

История создания

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

Тема

Основная тема произведения – зимняя природа, прекрасная в своем покое. Поэт показывает зиму не просто как время года, а как прекрасную женщину, обладающую волшебной силой. С помощью этой силы она до неузнаваемости меняет окружающий ее пейзаж. Она создает прекрасный мир, где чудесная жизнь идет своим чередом. Посторонние не могут ее увидеть, так как она закрыта от глаз непосвященных с помощью снежной бахромы. Поэту-романтику мир видится бесконечно прекрасным и необыкновенным.

 

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

Жанр

Это пейзажное стихотворение, написанное в характерной для Федора Ивановича манере восхищения и преклонения перед природными чудесами. Такой жанр, как пейзажная лирика, наилучшим образом раскрывал его поэтический талант.

Для создания произведения использован четырехстопным хореем, который делает его мелодичным и легким для чтения.

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Сергей Есенин « Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.



Ответы учащихся.

Занимают удобные в классе места

Ответы учащихся

Слайд с тропами  

Работа в парах

Самооценивание

(мишень: было интересно, было понятно, узнал новое)

(мишень : активно участвовал.

Самооценивание и взаимооценивание)

Слайд с критериями

Слайд

Буриме

Оценивание : апплодисменты                              

 А Пушкин

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дровни — это сани, на которых возили дрова. Бразды — колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка — крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, «капюшон», это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке — сидении для кучера впереди повозки. Тулуп — шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком — поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик — маленький слуга в барском доме. Салазки — наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке «Репка»?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу.

Ольга Высотская « Пришла зима с морозами»

Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями,
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.

На вязах за околицей
Убор из белых бус.
А воздух жжёт, и колется,
И пахнет, как арбуз.

Пришла зима бодрящая,
Звенящая, хрустящая,
Со школьными задачами
И печками горячими.

Мы любим дни морозные,
Катка упругий лёд,
Ночное небо звёздное
И шумный Новый год!

Пришла зима с хлопушками,
С конфетами, игрушками
И праздничными, колкими,
Наряженными ёлками.

Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима!

Ольга Ивановна Высотская (1903-1970) - советская детская поэтесса, переводчица, драматург. Родилась 19 июля 1903 года. Первая книга "Старушкины игрушки" вышла в 1930 году. Написала много стихов, песенок, сказок, сказочных пьес (по мотивам русских и зарубежных сказок). Ее стихи очень нежные, добрые, легко читаются, поэтому они очень нравятся детишкам.

Евгений Абрамович Баратынский - русский поэт, а также переводчик. 

Произведение начинается риторическим вопросом. Большое внимание уделяется образу дома, который олицетворяет некое место укрытия от всех невзгод. Автор описывает природу с любовью и трепетом, примером могут служить следующие эпитеты: "сладкий шепот", "моих лесов". Поэт будто бы рисует полную картину природы, настолько точно передает все ее краски. Евгений Абрамович Баратынский использует большое количество олицетворений, для того, чтобы ее "оживить". При этом наступает и печаль, появляются "бури вой", "скорбь души", "метель бед", "крутое горе". Лирический герой пытается отвлечься от грустной картины и наблюдает за огнем в печи. Он понимает, что все плохое сменяется хорошим, и тоска непременно должна пройти. Постепенно изменяется и его настроение, оно становится более радостным. Самая обычная, знакомая простым людям, бытовая ситуация дает волю потоку различных философских размышлений. В самой последней части поэт выделяет несколько групп по темам. Это и суровые испытания, и борьба, и горький опыт судьбы - все это подкрепляется иллюстрациями пейзажа, образа природы.

Читая стихотворение Баратынского "Где сладкий шепот" сразу понимаешь, что поэт тоскует по солнечному лету, с такой ностальгией он вспоминает сладкий шепот лесов и луговые цветы. Он описывает то, что пришло на смену этому и картина получается безрадостной - злой ветер, немой ручей, ледяная кора над полями и лугами. Зима совершенно не нравится поэту, он находит ее мертвой и безжизненной, она не вдохновляет полет его фантазии, хотя он и находит очень образные выражения для ее описания.

Это стихотворение грустное, в нем автор выражает свое сожаление из-за наступившей зимы и мы с ним соглашаемся, когда читаем это стихотворение.