В помощь учителю. Методические материалы для реализации курса внеурочной деятельности «Слава тебе, Боже, что мы есть казаки» в начальной школе.

Ануфриев Илья Валерьевич

Казачество! Слово это в душе любого человека трогает самые заветные струны. В этом слове так и слышится топот лошадиных копыт, удалая песня, ночные дозоры и лязг стальных клинков, видится казачья земля с её привольными нивами и реками.

          Войны и землепашцы. Опора России, порубежная стража священных границ. «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть» - так утверждал великий русский писатель Лев Толстой.

          Казачество – составная часть русского народа, поэтому его история должна рассматриваться в неразрывной связи с историей России. Ведь именно казаки раздвинули границы Московской Руси до границ Российской Империи. 

          Тема казачества с его самобытностью, обрядами, разнообразным фольклором и воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом.

          Выбранная мной тема внеурочной деятельности подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, воспитание патриотических чувств. По моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка.

          Поэтому я несколько лет занимаюсь с детьми по программе «Слава тебе, Боже, что мы есть казаки», чтобы познакомить детей с историей возникновения казачества, с особенностями жизни и быта казаков, их мировоззрением, фольклором, праздниками, обрядами, заповедями. Большое внимание уделяю православной культуре, подтверждая крылатую фразу: «Казак без веры - не казак».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_urokov.docx419.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки уроков

«Казак без веры не казак».

Автор: Ануфриев И.В., учитель начальных классов.

Учреждение: Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Республика Бурятия, г. Улан-Удэ  

Цели урока:

- развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

- закрепить знания учащихся о храмах города Улан-Удэ и монастырях республики Бурятии;

- воспитание духовно-нравственного отношения у детей к истории своей малой Родины, любви и уважения к православным традициям казаков;

- формирование собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Задачи урока:

- мотивировать учащихся к изучению православной культуры Бурятии;

- закреплять представление об основных элементах храма;

- закреплять знания учащихся о храмах города Улан-Удэ и монастырях Республики Бурятия;

- обогащать историко-культурный словарь учащихся;

- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию православия Забайкалья

Планируемые УУД:

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину;

- воспитание доверия и уважения к истории и культуре Бурятии.

Метапредметные:

- умение добывать информацию из различных источников;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

- умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

- умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России и Бурятии;

- формирование представлений о храмах и их роли в истории и современности Бурятии.

Оборудование урока:

- презентация;

- компьютер.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Первая учебная ситуация. Вводное слово учителя.

Что может быть роднее для казака, чем его родная станица и церковь? Каждое название станицы, что перезвон колоколов в местном храме, собирающих казаков на молитву. Именно такие казачьи станицы были опорой государству Российскому. В них рождались и росли казаки, в них играли свадьбы, в них били ключом самобытные казачьи традиции.

2. Вторая учебная ситуация. Чтение стихотворения Валентины Девяткиной

Ученик:

В моём Забайкалье казачьи станицы…
Их было так много - любое село,
Они охраняли России границы.
И каждый селянин садился в седло.

Родился парнишка - зачислен он сразу
В казачий отряд – атаман очень строг.
Подрос - вот и конь вороной - по приказу:
На сборы пора. Ты казак. Надо в строй.

Казак Забайкальский построит и вспашет,
И в поле он выйдет на ранней заре,
Традиции эти по-прежнему наши,
Народ сохранил их на отчей земле.

А в праздник казачки - красотки какие!
Весёлую песнь запоют - вот размах!
И спляшут кадриль казаки удалые,
Да так, что услышат на всех рубежах.

Учитель: «Мы рождены не для прогулок по паркам и не для сидения на мягких диванных подушках. Нашей священной миссией всегда били сражения за родную землю в бескрайних степях, в лесах и болотах, под палящим солнцем и проливным дождем. Нашим приютом чаще всего были горящие костры и наспех построенные шалаши. Таков наш удел, таковым ему оставаться вовеки….»

М. Платов

Ученик читает стихотворение Вероники тушневой

И снова дым. Но дым уже другой –

теперь он пахнет теплотой и пищей.

И первый сруб, как первый лист тугой,

из черного выходит корневища.

И медленная светлая смола,

как слезы встречи, катится по стенам.

И верят люди: жизнь благословенна,

как бы она сурова ни была!  

3. Третья учебная ситуация. Определение совместно с детьми темы, цели и задач урока.

Уч.:

- Тема нашего занятия «Казак без веры не казак» 

- Судя по названию темы, о чём мы сегодня поговорим?

(ответы детей)

- Как наша казачья жизнь связана с православием?

(ответы детей)

Учитель: - Молиться Богу можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в церкви едиными устами и единым сердцем скорее доходит до Бога. «К службе церковной непременно должен ходить, – увещевал преподобный Амвросий Оптинский, – ...будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь». В обязанности христиан входит посещение храма в воскресные дни и праздники.

Учитель : - Какие храмы нашего города вы посещаете с родителями?

(ответы детей)

4. Четвёртая учебная ситуация. Знакомство с храмами г. Улан-Удэ.

Учитель: Храм – святыня нашей земли (на слайде надпись). Храм – это святыня нашей земли, дом Бога на Земле. В станицах, городах, откуда вы родом обязательно есть церковь или часовня.

Ученик 1:- Самый древний храм в г. Улан-Удэ - храм Вознесения Господня. Именно он в ХХ в. был единственным действующим храмом на всей территории Бурятии. Храм Вознесения Господня был построен на правом берегу реки Уды и назывался церковью во имя Апостолов Петра и Павла. В 1809  году её перенесли на левый берег Уды на кладбище. В 1811 году освящён 1 этаж во имя Архангела Михаила, в 1816 году состоялось освящение 2 этажа в честь Вознесения Господня. В XX веке, в течение 40 лет Вознесенская церковь оставалась единственным действующим православным храмом во всей Бурятии.

Ученик 2:- Самым главным храмом в республике и городе Улан-Удэ является Свято-Одигитриевский собор, первое каменное здание г. Верхнеудинска. В Свято-Одигитриевском соборе служит Савва́тий (Антонов) - митрополит Улан-Удэнский и Бурятский. Свято-Одигитриевский собор расположен в центре города, на берегу реки Уды. Собор построен в зоне высокой сейсмической активности. Строительство собора началось в 1741 году и длилось более чем 40 лет.1 этаж назван в честь Богоявления Господа Иисуса Христа. 2 этаж открыли в 1785 г. Его назвали в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Из-за аварийного состояния в начале ХХ в. храм был закрыт. Храм начал работать в 2004 г. 27 сентября 2004 года 2 этаж в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший Патриарх). Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии 10 августа по городу Улан-Удэ проходит крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии.

Ученик 3:- Самым главным храмом железнодорожников является храм Николая Чудотворца, который находится на улице Революции 1905 года, недалеко от железнодорожного вокзала. Деревянное здание церкви во имя Николая Чудотворца было построено в 1900-х гг. на железнодорожном вокзале станции Верхнеудинск, на месте современного здания линейного отдела внутренних дел на станции Улан-Удэ. После закрытия до 1937 года церковь использовалась в качестве зала ожидания пассажиров станции. Современный храм построили по просьбе ветеранов-железнодорожников и поддержке А. С. Коренева, начальника Улан-Удэнского отделения ВСЖД, на средства железнодорожников. Храм открыт в 2006 году.  

   Ученик 4 : - Только в Свято-Троицком храме г. Улан-Удэ есть фрески, которые могут увидеть посетители храма. Они находятся в Троицком приделе. Фрески выполнены в ХХ веке иконописцем Сергеем Вершининым. Троицкий храм один из красивых храмов Улан-Удэ, особенно любимый жителями города. Первоначально церковь была деревянной, каменный храм построен в 1798-1809 годах. Начал строительство верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил купец Афанасий Налетов. В 1940-х годах территория кладбища вокруг церкви была отдана под городской сад. Вновь храм стал работать с 28 декабря 1991 года.

Учитель:Храмы всегда славились красотой и звучностью своих колоколов. Звон колокольный сопровождал казака от рождения до смертного часа. В дни горестей и радостей, грустный или торжественный, он всегда присутствовал в жизни казака. Божественные звуки колоколов сотни лет властвуют над  просторами нашей забайкальской земли, трогая души и сердца людей.

Главное предназначение колоколов, конечно, заключалось в том, чтобы созвать народ на богослужение. Но также колокола отбивали время, звонили в набат во время пожаров или при набегах врагов. Они были путеводной звездой для заплутавшихся в непогоду путников.

5. Пятая учебная ситуация. Знакомство с православными традициями забайкальских казаков.        

- Жизнь казака богата обычаями и традициями. Какие православные традиции наших казаков вы знаете?

Примерные ответы учащихся:

1). Рождение и крестины казачьего сына.

Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Родственники, знакомые приходили в дом новорожденного, приносили «на зубок»  стрелу, патрон с порохом, пулю, лук. Дед дарил шашку и ружье.

Таинству Крещения казаки придавали огромное значение. Ребенка как можно скорее старались крестить, чтобы оградить его тем самым от всякой беды и болезни. Крестили ребенка в храме, при совершении этого обряда должны были присутствовать крестный отец и мать.  Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.  

Когда у младенца прорезался первый зуб, отец возил его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.  У ворот родного дома казачонка  встречала мать.

«Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный…»

2). Казачий свадебный обряд.

Свадьбу казаки играли в любое время года, кроме постов. Однако чаще всего их играли осенью после окончания полевых работ и до рождественского поста. Днем свадьбы, как правило, выбирали воскресенье. Перед тем, как ехать за невестой, жениха благословляли родители иконой. Он целовал ее три раза и кланялся в ноги родителям. Этот же обряд происходил и в доме невесты. Когда невеста была готова, ее сажали под святыми образами в ожидании будущего мужа. Жених проходил разные испытания, платил за невесту выкуп и молодые отправлялись в церковь, где над ними совершался венчальный обряд.   Из церкви новобрачных везли в венцах, с ними ехал священник. В доме он снимал с молодых венцы, читал установленную молитву. После чего всех приглашали к столу.

3). Проводы в армию.

Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое значение. Перед уходом сына на службу, отец брал в руки икону и благословлял сына на верную службу Отечеству. Получив благословление отца, казак кланялся в ноги своим родным, говоря: «Даст Бог, вернусь!». Все уходившие на службу казаки собирались в церковь на молебен. Они обязательно брали собой горсть родной земли около своей церкви или в своем дворе. Землю зашивали в мешочек и привешивали к кресту на груди. Если казаку суждено было пасть в бою, родная земля первая ложилась ему на грудь.

4). Встреча казака со службы.

Встречали казаков со службы всей станицей. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Спасителя. Старший урядник рапортовал станичному атаману о благополучном возвращении со службы, затем все отправлялись в храм. Возвратившиеся со службы казаки справляли на свои средства знамя из цветной материи с изображением святого и жертвовали станице на память о своей службе и возвращении с нее. Такие знамена освящались и хранились в станичных церквях. За свои успехи и удачи в воинских делах казаки благодарили Господа Бога.

5). Казачьи православные праздники.

С особой любовью казаки отмечали церковные православные праздники.

Особо любимыми у забайкальцев были рождественские праздники. Праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним.

Одним из самых главных и светлых праздников казаки считают Пасху. Пасха – это праздник Светлого Христова Воскресения. В пасхальную ночь задолго до полуночи, верующие в светлых одеждах собираются в храме и ожидают наступления пасхального торжества. После пасхальной литургии совершается освящение куличей и пасок. Возвратившись из церкви, вся семья садилась разговляться. Важным событием пасхальных торжеств было поминание усопших.

Более полную информацию о православных праздниках мы узнаем на следующих занятиях

6). Сельскохозяйственные работы казаков.

Любую работу казаки начинали с благословления Божьего. Так перед началом сева устраивали обед прямо в поле. Брали с собой свяченую воду и брызгали ее поле, прося у Бога хорошего урожая. После чего, сделав сначала семенами крест, начинали сеять.

- Ребята, мы сейчас поговорили о традициях  и обычаях казаков.

- Так что же является основой казачьей жизни?

(Ответ: На протяжении всей жизни казак неразрывно связан с православной верой….)

6. Шестая учебная ситуация. Чтение стихотворения.

Учитель читает стихотворение :

Мы идем, спотыкаясь о зло и барьеры.

Я боюсь заблудиться в странном мире без веры.              

Без нее мы – лишь капли на камнях раскаленных.

Без нее мы – лишь тени в мрачной мгле воспаленной.

Мы как птицы без крыльев или небо без солнца,

Как колодец, испитый до гранитного донца,

Мы – всего лишь песчинки, уносимые ветром,

Иль остывшие звезды, обделенные светом,

Как моря без волнений, как слепцы – одиночки,

Как весна без цветенья, без налившейся почки,

Без церквей – моя Русь, как без весел галеры:

Эту жизнь не могу я представить без веры.

7. Седьмая учебная ситуация. Рефлексия.

Диалог учителя с учеником:

- Вдали виднелись 2 фигуры, идущие по лугу.    

- Дед, а что там впереди виднеется?

- Это храм.

- А где же дома, где люди живут?

-  Был, да пропал. Люди ушли и дома пали. Дома без людей долго не стоят.

- А почему храм стоит?

- Храм – дом Божий, потому и стоит. И даже роспись уцелела.

- А кто же его строил и расписывал?

- Мастера, зодчие, иконники!

- Дед, а ты видел, как этот храм строили и расписывали?

- Да нет, он уже больше 100 лет стоит!

- А тебе сколько?

- Да мне уже скоро 70 будет.

- Значит, он уже до тебя стоял?

- Стоял. И после меня стоять будет.

- И после меня тоже?

- Ребята, а как вы думаете?

(Будут стоять на православной земле храмы. Будет становиться крепким государство, прочно стоящее на великой, вечной, православной земле).

- Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы говорили на нашем уроке?

- Что нового вы для себя открыли на нашем занятии?

Использованные источники

  1. Улан-Удэнская и Бурятская епархия Официальный сайт https://uud-eparh.ru/
  2. Жалсараев А. Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд-во, 2001. - 448 с.
  3. Жалсараев А. Д. История Православия в Забайкалье (середина XVII начало XX вв.). – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография Улан-Удэ, 2015. - 264 с.
  1. Митыпова Г. С. Православие в истории и культуре Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография» 2005. - 231 с.
  2.  Митыпова Е. С. Православные храмы Забайкалье (XVII – нач. XX в.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 1997. – 104 с.

                                   «Вспомним, братцы-забайкальцы…»

Автор: Ануфриев И.В., учитель начальных классов.

Учреждение: Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

 

Цель урока - привитие интереса к традициям народа, исследование глубин истории и культуры через постижение песни – одного из главных богатств народной культуры.

Задачи:
-
повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра казачьей народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру, совершенствовать навыки анализа лирического произведения;

- развивать речь учащихся, развивать умение планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач;

- воспитывать уважение к фольклору и истории, развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия забайкальского казачества.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативной компетенции.

Метапредметные: развитие навыков анализа, синтеза, рефлексирования, формирование речи.

Предметные:  знание особенностей жанра алтайской песни.

Тип урока - открытие нового знания.

Основные понятия: фольклор, песня, народные традиции.

Народный ансамбль «Казачий Спас».

ХОД УРОКА

1. Первая учебная ситуация. Вход детей под музыку песни «Мы с тобой казаки».

2. Вторая учебная ситуация. Беседа.

Учитель: Ребята, знакома ли вам эта песня? Давайте, определим её основную мысль. Песня  «Мы с тобой казаки» может послужить эпиграфом к нашему уроку,  тема которого «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки.

– А как вы думаете, казаки любили петь?

– А когда же звучали песни? (праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)
– А какие по характеру были эти песни?
(Весёлые и  грустные)

Учитель: Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения о жизни, о взаимоотношениях людей, природных явлениях, на наш взгляд, является песня. Красивы, раздольны и правдивы казачьи песни, как в зеркале отразили они все грани жизни казаков

«Песня – душа народа», не зря так говорят. Песня – это лирическое выражение с помощью мелодии и слов того внутреннего настроения, что овладевает в данный момент поющим человеком. Песни окружали казаков с детства и до самой смерти. С песней рождались, с песней влюблялись, песнями мерили расстояния, по песням учились военной науке, с песней шли воевать и погибали в бою.

Сегодня я хочу познакомить вас с народным коллективом «Казачий Спас», солистом которого я являюсь.

Мы познакомим вас с жанрами казачьих песен

3. Третья учебная ситуация. Исполнение и обсуждение песен, знакомство с новыми понятиями.

Один из жанров казачьей песни есть духовные стихи. Это песни о Богородице и Иисусе Христе, о святых и о вере. Это песни-молитвы.

Мы представляем вам один из них. « Как по Божией горе там поломнички идут…»

Учитель: По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил М. Ю. Лермонтова, чему верить – чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не врут!».

Исторические казачьи песни можно разделить на два направления. Одни песни повествуют нам о конкретных исторических личностях: о народных любимцах, о предателях или изменниках, о правителях и полководцах, другие – о событиях, военных сражениях.

Сейчас ансамбль исполнит песню об историческом событии , в котором говорится о подавлении казаками боксёрского восстания в Китае в 1900году.

« По диким пустыням Китая…»

Каков характер этой песни?

Ответы учащихся : темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.

– Да, казаки идут  на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.
– Проводили мы казаков, а какими мы их  видим на войне, было ли у них  время печалиться?
(На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися  никаких трудностей)

– Так появились строевые военные песни.

– Прослушайте казачью песню «Боевой наш атаман». Определите характер песни.

– Почему её называют строевой? (характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевые).

Подготовленный ученик: Казачья песня разная и по-разному звучит она в разных войсках. С исключительной любовью распевали казаки походные песни. Как и где жили, как и где служили – так и песню сложили казаки. Верный друг казака – его конь, без него он не мыслил свою трудовую, и воинскую жизнь. Поэтому столько песен сложено о коне – верном друге, который выручит в беде, который принесет в родной курень горестную весть о смерти своего хозяина в бою, который выступит советчиком в трудную минуту.

Мы вам сыграем общевойсковую песню «Трубочка» и вы услышите этому подтверждение

Подготовленный ученик: Песни о любви составляют наиболее значительную часть лирических песен. Тема любви неисчерпаема, как неисчерпаемы человеческая жизнь и многообразие человеческих судеб. У каждого человека свое представление о счастье, каждый по-своему страдает и радуется, мечтает и надеется. Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных свиданий, случайно сказанные слова, размолвки, расставание, длительные разлуки – всё может быть причиной переживаний и страданий, все может стать предметом любовной песни.

В художественном отношении казачьи лирические песни могут быть поставлены в один ряд с лучшими образцами русской лирической поэзии. Именно в них рисуется красота не только женщины-казачки, но и образ казака. У казачки брови черные, как у соболя; лицо белое, как снег; щечки алые, будто алый мак; идет девушка, как лебедушка плывет. Такими же прекрасными чертами одарены и казаки: очи ясные, как у сокола; голова буйная; если перстень на нём, то золотой; если плетка у него, то шелковая; если едет, то во карете золотой; на двор попадает широкий, на крыльцо дубовое; коли на коне, то только на добром».

Можно выделить отдельно семейные песни.

Особую группу составляют песни, пение которых связано было с изображением определенных действий. Это песни игровые и хороводные.

  1. Четвёртая учебная ситуация. Шуточная игра «Подушечка». 

Все поют песню:

Стелю, стелю подушечку,

Стелю пуховую.

Кого крепче я люблю

Того поцелую.

На коленочки поставлю

Целовать заставлю.

Целуй месяц, целуй два

Закружилась голова….

Ведущий с подушечкой ходит по залу, находит себе пару, приводит в центр, становятся коленками на подушечку, троекратно обнимаются (целуются), ведёт следующий. (так продолжается циклично)

5. Пятая учебная ситуация. Прослушивание и обсуждение песен.

Подготовленный ученик: Ни одна свадьба, ни одни проводы, ни один обряд не обходился без огромного количества песен, специально подходящих к данному событию. Только на свадьбе пелось до тысячи песен, и, что удивительно для современного человека, их знали и стар, и млад, и пели все. Без песни просто невозможно было представить какой-нибудь казачий обряд.

– Ребята,  а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, духовные или исторические?

Кроме исторических и служивых, бытуют в казачьем фольклоре шуточные, плясовые («частые») песни.

Прослушивание песни. « Я то пучочеки да вязала…»


- Каков, как вы думаете, каков был характер  этих песен? (
весёлые, танцевальные,  заводные, ноги так и неслись в пляс)

- Давайте  исполним  плясовую песню «Пошла млада за водой» и постараемся поднять настроение нашим гостям.

- Ещё в народе очень любят казачьи романсы. И в конце урока мы подарим вам общевойсковой романс «Не для меня».

6. Шестая учебная ситуация

- Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Духовные стихи, думы, строевые, лирические, плясовые-гулебные).

- Какие из жанров хотели бы вы ещё послушать и какие песни выучить?
- Казаки  умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.
- А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество?
(Патриот)

- А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине? (Патриотическими)

Дома я прошу вас найти и  послушать патриотические песни.

Использованные источники

1. Ануфриев А. В. История Сибирского казачества. – Иркутск: Оттиск, 1995. – 223 с.

2. Багизбаев М. Фольклор казаков. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 384 с.

3. Бессонов Б. В. Казаки и казачьи земли в Азиатской России. – Екатеринбург: Урал, 1914. – 372 с.

«Казаки в Забайкалье. Образование ЗКВ».

Автор: Ануфриев И.В., учитель начальных классов.

Учреждение: Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Республика Бурятия, г. Улан-Удэ  

Цель урока - создать условия для применения имеющихся знаний на практике, их обобщения и систематизации, углубления и расширения, более глубокого формирования образного представления об истории Забайкалья и более конкретно о казачестве, его роли в освоении, охране границ, образе жизни и традициях;

Задачи урока:

- расширять имеющиеся знания по истории Забайкалья, формировать образное  представление о роли казачества в развитии края, о традициях и обычаях, образе жизни казаков;  знакомится с понятием ЗКВ, «острог», «караул».

- развивать аналитические умения, монологическую речь; умения  поиска и отбора нужной информации в разных источниках; развивать воображение, память, творческую активность;

- развивать умения сотрудничать в группе; аккуратность, сознательное отношение к труду;

- решая в ходе урока проблемный вопрос, приходить к пониманию вдумчивого отношения к прошлому родной страны,

- воспитывать интерес к истории родного края,  к обычаям и традициям прошлого, уважение к героическому прошлому земляков;

Планируемые УУД:

Личностные:

- чувство уважения к тем, кто развивал малую родину, интерес к истории родного края, любовь к родной земле и чувство патриотизма; самооценка, умение рефлексировать;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину;

- воспитание доверия и уважения к истории и культуре Забайкалья.

Метапредметные:

- анализировать исторические источники, формулировать суждения, выделять общее и особенное;

- описывать структуру ЗКВ, форму, оружие, образ жизни, функции служилого сословия;

- умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

- умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций Забайкальского казачьего войска;

- воссоздание широкого и более целостного представления о жизни, быте, занятиях и функциях казаков.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1. Первая учебная ситуация. Звучит песня «Линейные казаки». Видеоролик.

Учитель:

- Мы с вами сейчас изучаем историю родного Забайкалья, вы прослушали песню,  о чем эта песня?

- Давайте назовем тему урока.

- Как вы думаете, что мы узнаем на уроке, чему будем учиться? (ответы детей).

2. Вторая учебная ситуация. Работа с текстом песни.

Учитель: Прочитайте внимательно текст.

- Какова идея этого произведения?  

- На какие мысли она вас наталкивает?

- Что значит «царску службицу ломали»?

- Где происходит действие? («ой да во даурских то во степях»).

Забайкальские казаки - гроза самураев - были на самых далёких рубежах Родины оплотом порядка и государственности. Исключительно смелые, решительные, сильные выучкой, они всегда успешно противостояли самым лучшим подразделениям противника.

3. Третья учебная ситуация. Изучение документации по образованию Забайкальского казачьего войска.

1-й ученик. Ко времени образования Забайкальского казачьего войска казаки Забайкалья входили в состав Забайкальского городового полка, сформированного из станиц Верхнеудинского и Нерчинского уездов, Цурухайтуевского и Харацайского пограничных отделений, Тунгусского и Бурятских казачьих полков.  

2-й ученик. Из этих подразделений, по Высочайше утвержденному в 1851 г. положению, было образовано конное войско: 3 конные (по 2 полка) бригады. Позже на основании правительственного распоряжения об обращении крестьян Нерчинских заводов в казаки и образовании пешего войска было создано 3 пешие (по 4 батальона) бригады. В первые две бригады вошли: казаки бывшего Харацайского отделения (1.805 человек), бывшего Цурухайтуевского отделения (5.617 человек), бывшего Тунгусского (280 человек) и Нерчинского (395 человек) округов,  бывших 3абайкальских городовых полков (674 человека), крестьяне Верхнеудинского (491 человек) и Нерчинского (332 человека) округов и 53 человек из бурятских полков, всего 11.314 человек. 3-я конная бригада составилась исключительно из бывших бурятских полков, всего в количестве 9.811 человек.

3-й ученик. В связи с образованием ЗКВ  11.07.1851 г. была учреждена Забайкальская область с центром в Чите. Войско было разделено на 6 полков и 12 батальонных округов, а в состав войсковой территории были обращены земли, принадлежавшие пограничным казакам, свободные казенные земли пограничной линии, земли городового полка и станичных казаков Верхнеудинского округа, земли тунгусских и бурятских полков, казенные оброчные статьи, земли, состоявшие в пользовании крестьян, приписных к Нерчинским горным заводам, и станичных казаков Нерчинского округа, (за исключением земель, занятых горными заводами, рудниками, золотыми промыслами и разными заведениями при них, а так же заселенных рабочими, и лесов, необходимых для действия заводов), и земли других крестьян, подлежавших зачислению в войско.

4-й ученик. ЗКВ было обязано охранять границы, содержа на ней караулы и разъезды, преследовать контрабанду, ловить беглых и нести внутреннюю службу по Забайкальскому краю; внутренняя служба заключалась в несении конвойной службы на этапах, караульной – в городах, на заводах и золотых промыслах и т.п. Независимо от этого Забайкальские казаки были обязаны нести службу и вне пределов Забайкальского края. Пешие батальоны были освобождены от пограничной службы. Общий срок службы в нестроевых частях – 40 лет; в пеших батальонах все время на полевой службе, а в конных полках 25 лет на полевой службе или по войсковому управлению и 15 на внутренней. Обязанности наказного (назначенного царем) атамана ЗКВ возлагались на военного губернатора. С 23.10.1851 г. их стал выполнять генерал-майор П.И. Запольский. Летом 1852 состоялся 1-й смотр ЗКВ, который продемонстрировал успехи в его формировании. В декабре 1852 г. особой грамотой, подписанной Николаем I, 4 конным полкам и 12 пешим батальонам ЗКВ были пожалованы знамена. Туземные воинские формирования были упразднены.

В 1890 г. войсковой праздник ЗКВ был установлен 17 марта (по ст. стилю).

Святой Алексей, человек Божий

Икона преподобного Алексия, человека Божьего

небесного покровителя Забайкальского,

 Амурского и Уссурийского казачьих войск.

4. Четвёртая учебная ситуация. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Забайкальские казаки
По степям, что в Забайкальских краях,
Скачет сотня казаков на рысях.
Это едут Забайкалья сыны,
Охранять границу нашей страны.

Та граница вдоль Аргуни – реки,
Ну а степи здесь эх как широки.
Куда глянешь степь да сопки кругом,
Да станицы где родительский дом.

Ветер вольный, лица им холодит,
Солнца лучик на кокардах блестит.
Слышишь, сотник береги ты ребят,
Посмотри, как они в седлах сидят.

Как влитые, родились знать в седле,
На казачьей Забайкальской земле.
С малых лет владеют шашкой они,
Ты попробуй до земли их согни.

На границе будут вечно стоять,
Свою матушку Аргунь охранять.
Не дадут они врагу степь топтать,
Будут Родину свою защищать.

Слышишь сотник, казаков береги,
И покой родных степей стереги.
Оглянись, вокруг какая краса,
Ну а небо, что твоя бирюза.

Пусть Аргунь спокойно воды несет,
И багульник по весне пусть цветет.
Не допустим, казаки, беспредел,
Службу верную нести наш удел.

Александр Савин

5. Пятая учебная ситуация. Просмотр отрывков художественного кинофильма «Даурия»

6. Шестая учебная ситуация. Практическая работа в группах – составление отчёта групп по темам.

У первой группы тема «Описание природы мест съемок фильма Даурия».

У второй группы тема «Рассказ о традициях и обычаях казаков Забайкальского края».

У третьей группы тема «Сообщение о национальном костюме казаков».

7. Седьмая учебная ситуация. Отчёты групп по заданным темам.

8. Восьмая учебная ситуация. Рефлексия.

Звучат фрагменты трёх песен.

Учитель:

- Какая песня отражает ваше настроение после урока?

- Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы говорили на нашем уроке?

- Что нового вы для себя открыли на нашем занятии?

Использованная литература

1. Васильев А. П. Забайкальские казаки. Исторический очерк – Т.1. - Чита: Типография Войскового Хозяйственного Правления Забайкальского казачьего войска, 1916-1918. 

2. Смирнов Н. Н. Слово о забайкальских казаках: Исторический очерк-хроника. -Волгоград: Волгоградский комитет по печати, 1994.

3. Шенк В. К. Казачьи войска: Справочник. - СПб.: Типография В.Д. Смирнова, 1912.

«ВЕРНЫЙ ДРУГ КАЗАКА».

Автор: Ануфриев И.В., учитель начальных классов.

Учреждение: Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Республика Бурятия, г. Улан-Удэ  

Цель урока - продолжить знакомство учащихся с жизнью казаков и воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи урока:

- расширять имеющиеся знания по истории Забайкалья, о традициях и обычаях, образе жизни казаков;

- показать особую роль лошадей в казачьем укладе жизни;

- дать понятия «аллюр» и «джигитовка»;

- познакомить учащихся с современной джигитовкой;

- формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия Забайкалья, осознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

- воспитывать интерес к истории родного края,  к обычаям и традициям прошлого, уважение к героическому прошлому земляков.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание чувства уважения к тем, кто развивал малую родину, интерес к истории родного края, любовь к родной земле и чувство патриотизма; самооценка, умение рефлексировать;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитание доверия и уважения к истории и культуре Забайкалья;

- пробуждение у детей желания получить удовольствие от общения с домашними питомцами.

Метапредметные:

- развитие умения анализировать исторические источники, формулировать суждения, выделять общее и особенное;

- знакомство детей с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку (на примере коня);

- умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

- умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.

Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций Забайкальского казачьего войска;

- воссоздание широкого и более целостного представления о жизни, быте, занятиях и функциях казаков.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1. Первая учебная ситуация. Звуки скачущих лошадей, ржание.

Учитель: 

- Ребята, кого мы называем другом?

- А настоящий друг, как его можно охарактеризовать?

- Много ли друзей у казака?

Сегодня на занятии мы коснёмся темы настоящей дружбы. Вспомним, с чего началось наше занятие. Можно ли совместить с темой урока? (ответы учащихся).

Вы правильно поняли, что первый и настоящий друг казака – это конь. Конь для казака - это верный друг, боевой товарищ, родная душа. Казак и конь - это одно целое.

Подготовленный ученик:

Конь родной! Мой конь лихой! Казаку ты брат.

      Как глазищи умные ласково глядят!

Стригунком* был слабеньким. Ножки так худы.

      А сейчас красавцем стал.... Только погляди!

Полюбился с детства мне. Столько сил вложил,

      Чтобы тебя выходить,  чтоб со мной служил.

Как о друге думаю,  свято берегу....

      Ведь тебе доверил, конь, я свою судьбу.

Вместе в бой стремглав летим... Шашки наголо!

      И пока с тобой вдвоём, нам всегда везло...

 https://www.stihi.ru/pics/2015/05/02/8902.jpg Елена Жукова-Желенина

Учитель: Какие задачи мы поставим на занятии?

Примерный ответ учащихся: расширить свои знания о строении лошадей, их жизни, как они связаны с жизнью казака; вспомнить произведения, в которых конь играет важную роль.

QmFlC0SLq1o - копия

2. Вторая учебная ситуация. Подготовленный выступления учащихся, рассказывающие об особенностях воспитания казака, о значении коня в жизни казака.

Первый подготовленный ученик: В казачьей семье сына не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. В 3 года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в 12 они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15-летние подростки могли преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь. С 17 лет казак назывался малолетка. Они принимали участие в скачках, стрельбе в цель на скаку, рубке лазы и т.д. В 19 лет – приводился к присяге на верность.

http://moja-polska.ru/static/img/0000/0003/1882/31882148.l8csmdd78s.900x1000.jpg

Второй подготовленный ученик: К моменту службы казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне. А посмотрите, каков казак на коне: сидит — не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем. Посадка бодрая, гордая, удалая: грудь вперед, плечи назад, голова запрокинута. 

При выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на свой курень, быстро уезжал к месту сбора. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтобы конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. 

1343356137_0_816e5_8beae69d_orig

Учитель: Стенли Вуд запечатлел казаков-разведчиков русской армии в Румынии, укрывшихся за своими лошадьми, которые были уложены на землю и вели бой с немецким патрулем. Сейчас я предлагаю вам, ребята, прослушать кубанскую народную сказку «Есаул и его конь». Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть.

И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок. Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ - его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили.

3. Третья учебная ситуация. Исполнение кубанской народной сказки «Есаул и конь» с комментариями.

Ученик 1:

Раз, полунощной порою,

Сквозь туман и мрак,

Ехал тихо над рекою

Удалой казак.

Черна шапка набекрени,

Весь жупан в пыли.

Пистолеты при колене,

Сабля до земли.

Верный конь, узды не чуя,

Шагом выступал;

Гриву долгую волнуя,

Углублялся вдаль…

Учитель: И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит, не шевелится.

Ученик 2:

Ты прости меня, так получилось.

Я ведь тоже не рад,

Ты мне больше, чем брат,

Не забудь меня, чтоб ни случилось.

У коня по щеке прокатилась слеза,

Кони тоже ведь чувствуют горе,

Мелкой дрожью дрожал, головою кивал,

Да смотрел на зелёное поле.

Учитель. А у казаков был такой закон - раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Потом собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.

Ученик 3:

Вёз казак коня, друга своего,

Тот не раз в бою выручал его.

Грудь казацкая в четырёх крестах,

Дружба братская в тысяче верстах.

Учитель: Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь - уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки. Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения.

Ученик 1:

Есаул  шашку уронил,

Она под солнцем засверкала,

С коня казак упал без сил

И пыль окрасил кровью алой.

И конь споткнулся на скаку,

Но не упал, остановился....

Учитель: А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа.

Гасил вдали копытный топот...

На запад бурей рвался бой,

К далеким вражеским окопам…

Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.

Ученик 2.

А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. …

А конь все ждал, что встанет он

И шею рыжую погладит,

Проверит шашку у ножон,

Взмахнет рукой и с лету сядет.

И конь взовьется на дыбки,

И прянет по земле наметом

Туда, где скрылись казаки,

На громкий говор пулеметов.

Он будет слышать топот ног,

И мчаться синими снегами,

И видеть, как блестит клинок,

И чуять шпоры под боками…

Учитель: А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб.

Ученик 3:

Он мордой рыжей к казаку

Над белым снегом наклонился.

Губой потрогал, языком

Лизнул горячим и шершавым....

И над сраженным седоком

Протяжно, жалобно заржал он.

Еще качались стремена,

Еще узда в зубах горела,

Но обнимала тишина….

Учитель: Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лёг и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы.

Ученик 1:

Ветер чёрные крылья качает,

Треплет жёлтый ковёр вялых трав,

Серый день в небесах угасает,

А копыта везде оставляют

Четкий след, грязь и листья примяв….

Лошадь, фыркнув, поводит ушами,

Удила с громким звоном грызёт,

Виснет пар у неё над ноздрями,

И, точёными стукнув ногами,

По тропе тихой рысью идёт.

Учитель: А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идёт в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула». А казак истекает кровью, держит своего коня за гриву и еле слышно шепчет:

И всё же говорю, жизнь не была напрасна.

Лишь ты и сабля - вы верны мне были,

Когда нас трубы звали на войну...

Счастливые деньки, куда же вы уплыли!?

Вот ранен я в последнем тут бою

Лежу... В груди болит и ноет.

Дай потреплю по гриве раз последний.

Прошу я, лихом ты меня не поминай.

Тебя в полку возьмёт другой наездник....

Я умираю, Друг. Оставь меня. Прощай!..

Увидели  казаки, на спине у коня еле живого есаула.

И снова конь заржал в тиши,

Обдал он друга  жарким паром

И увидал, как в стороне

К нему спешили санитары.

И конь пошёл за ними вслед,

Ушами прядая большими....

Выжил тогда казак. Сняли други-казаки раненого и отнесли к доктору.

И в доме том, где Красный Крест,

Они за дверью тёмной скрылись....

Шумел, гудел сосновый лес,

Под копытами трава струилась.

А конь остался у окна,

Не понимая, что случилось...

Спасли есаула. Выжил тогда казак.

Вот так и спас конь своего хозяина от смерти. Поэтому казаки и их кони неразлучны. И это уже вошло в культуру казаков. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями. Считается, что конь для казака означает жизнь и волю. Ни больше, ни меньше. И действительно, целые столетия казак и конь всегда вместе в труде и на поле брани. Эти отношения человека и животного вошли в песни, легенды, предания, пословицы и поговорки. Строчка из песни, как пословица звучит: «Конь казаку себя дороже».

Быть может, мы судьбу не выбираем,

И свыше дан огонь Души моей.

Прости, Господь, но мне не надо рая,

Если в раю не будет лошадей.

А история эта разнеслась по всей Кубанской области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища - его коня.

- Понравилась ли вам эта история?

- Какова её основная мысль?

4. Четвёртная учебная ситуация. Работа с понятиями.

Учитель: Казак с детства знал особенности передвижения лошади. Как же передвигаются лошади? 

Работа над понятиями «аллюр», «галоп», «рысь», «шаг», «джигитовка».

Работа в тетрадях (запись).

а) Аллюр - способ передвижения лошади. Аллюр бывает: 1) естественный, т.е. движение, которое лошадь имеет с рождения без специального обучения. О естественных аллюрах нам расскажет Иван. 

Учащиеся записывают в тетрадь:

2) Шаг - самый медленный аллюр, скорость 4-6 км в час;

3) Рысь - ускоренный аллюр, скорость 45-48 км в час;

4) Галоп – самый быстрый аллюр от 50 до 70 км.

5. Пятая учебная ситуация. Просмотр фрагмента фильма и ответы на вопросы по его содержанию.

Учитель: Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма, посмотрев который вы должны ответить на вопросы:

1) Как называется искусственный аллюр? С какой целью был создан?

Просмотр фрагмента фильма «Энциклопедия Казачества», том 1, часть 5.

6. Шестая учебная ситуация. Домашнее задание.

Учитель: На этом наше занятие подошло к концу. Следующее занятие мы проведём в конном клубе «Серьга». Просьба подготовить специалистам интересующие вас вопросы.

https://s.poembook.ru/theme/08/1b/c3/6fc3f5c78e7425cddf572fc20a51a2829b2c265f.jpeg

Использованные источники

1. Стихотворения про коней.

2. http://www.kazaki.by/poem/voronoi/

3. https://www.stihi.ru/2015/05/02/8902

4. http://www.museum.ru/N53429

5. Казачий стан http://kazakdona.ru/index.php?nma=news&fla=stat&nums=105

6. http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/bez-konya-kazak-krugom-sirota

7. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8222-stixi-pro-loshad-loshadej-konya-konej

8. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8222-stixi-pro-loshad-loshadej-konya-konej

9. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8222-stixi-pro-loshad-loshadej-konya-konej

10. Пушкин «Казак» http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/03juv_misc/1814/0152.htm

11. https://poembook.ru/poem/1404858

12. http://www.konniimir.narod.ru/stihi.html