Конспекты занятий по ОПК (основам православной культуры)

Дрегалова Ольга Михайловна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОПК в старшей группе.

Тема: «Поговорим о дружбе».

Цель:

Создать благоприятный эмоциональный настрой. Учить высказывать свою точку зрения. Расположить к откровенной беседе с детьми. Дать ребенку почувствовать свою значимость, увидеть свое отличие от других людей. Научить принимать себя таким, какой есть. Настроить детей на активную совместную деятельность, игру, беседу. Воспитывать дружеские и добрые отношения между сверстниками.

 

Материал:

Картинки, для составления рассказа, рамки пустые, «волшебные ключики», аудио запись В. Шаинского «Дружба»

 

Новые понятия:

Зависть – желание иметь то, что имеет друг. Зависть порождает зло.

Дружба – умение делать добрые дела, не завидовать.

Доброта – умение поделиться с близкими людьми.

 

Ход:

Воспитатель:       Здравствуйте ребята! Какие вы дружные! Отвечаете вместе – хором, как один человек. С такими, как вы, ребятами, очень хочется познакомиться, подружиться и поиграть в игру «Говорящий портрет».

 

Словесная игра: «Говорящий портрет»

Воспитатель предлагает взять «рамку от портрета» и рассказать о себе, используя следующие выражения:

—         меня зовут…

—         больше всего на свете мне нравится..

—         я люблю…

—         я умею делать…

—         я мечтаю…

 

Звучит аудио запись В. Шаинского «Дружба»

Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами и познакомились. Так

-Что такое дружба и кто такие друзья?

-Можно ли представить друга завистливым, злобным, жадным, хвастливым?

Сейчас мы и узнаем, какие вы друзья. Сможете ли вы узнать своих друзей по голосу?

 

Игра:  «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Один из играющих закрывает глаза. Дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

 

Показ – беседа по картинкам   картинки с изображением хороших и плохих поступков в играх детей.

-Ребята, что изображено на картинках? (дети)

-Что они делают? (играют)

-Как играют дети? (дружно, хорошо, делятся игрушками)

-Ребята посмотрите на эту картинку, что вы видите? Получается ли у них игра? Почему?

 

— Правильно ребята по тому, что один другому не уступает, хочет получить то, что есть у другого ребенка злиться и получается ссора. А все это —  от злости и зависти.

Послушайте ребята рассказ писателя  Л.Н. Толстого «Белка и волк»

(чтение рассказа)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил, хотел ее съесть. Белка стала, просит:

— Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

-Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы, белки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Воспитатель: ребята, что же получается, когда человек злится и завидует другим?

 

Игра – физкультурная минутка:

«Качели»

Слова:

Движение:

Представьте, качели – ковер самолет,

Разводим руки в стороны — удивляемся

На нем отправляюсь в далекий полет.

Одна рука на поясе, другая рука у лба – смотрим вдаль

Лечу над полями, лечу над рекой,

Руки в стороны на уровне плеч, покачиваемся из стороны в сторону – изображаем полет самолета

А вам на прощанье махну я рукой!

Руки «полочкой» — машем рукой – прощаясь

Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе

Руки в стороны на уровне плеч, присаживаемся – встаем, обнимаем себя крепко двумя руками, как друга

Я дам полетать на волшебном ковре.

Махнуть рукой от плеча вниз, развести руки в стороны, как бы показывая ровный и аккуратный ковер — самолет.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОПК в подготовительной группе.

Тема: «Послушание — благодетель».

Цель:

Дать представление о послушании как умении слушать и понимать другого человека, о жертвенности и ее проявлении в наши дни, о помощи близким; развивать желание проявлять силу воли, стараться быть похожим на бога своими делами добра и любви. Воспитывать нравственные чувства: уважения к старшим, любовь к родным и близким.

Материал:

Аудио запись спокойной музыки для физкультурной минутки «Звуки леса»

 

Новые понятия: — дар – размышлять, - дар свободы,

— научится, делать добрые дела, дела любви. Тогда Господь, видя твое усердие, поселит любовь в твоем сердечке.

  

Ход:

Воспитатель: ребята, скажите, на кого вы похожи?

Правильно ребята, лицом, характером вы похожи, на маму и папу – на ваших родителей.

А на кого похожа ваша душа?

Ребята, ваша душа похожа на нашего Небесного Отца. Ведь Бог создал человека по своему образу и подобию.

Я что это значит? Знаете?

Давайте послушаем одно стихотворение. Про одну маленькую, но очень заботливую девочку, а вы мне потом скажете, понравилась ли она вам. Хорошо?

 

Чтение стихотворения:

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала!

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

«Я тоже двигаться хочу,

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать…

Да мало ль чего хочу!

Но мама спит, и я молчу».

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

«Ничего, — шепнул он будто,

Посидим и в тишине».

Воспитатель: хорошая девочка, правда? А чем она понравилась вам?

Очень заботливая девочка. Сразу видно, что она любит маму и заботится о ней.

Может быть, этим она похожа на своего Небесного Отца? И он заботится о нас и любит нас, Бог и есть любовь. Когда мы любим, мы становимся подобны Ему.

Вспомним, что говорила девочка лучу: «Я тоже двигаться хочу, Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, я бы песенку пропела, я б могла похохотать…»

Что же выбрала из всех своих дел и желаний девочка?

Она строго сказала себе: «Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу!»

Вот ведь что интересно: девочка выбирала, как ей поступить, рассуждала. Бог только человеку дал такой дар – размышлять.

Оглянитесь вокруг: никто из животных так не может. Если волк видит зайца, он пытается его поймать и съесть, и вовсе не думает, хорошо это или плохо. Это  способность – мыслить, выбирать поступок, любить – и есть образ Божий в нас. Бог Премудрый. Будем просить Его, чтобы Он дал добрый ум и нам с вами.

 

Физкультурная минутка: «Поход в лес»

Под спокойную музыку ребята расходятся  по группе и по команде воспитателя имитируют повадки разных лесных животных.

— Давайте ребята с вами походим па нашему лесу, понаблюдаем за животными, которые нас совсем не бояться, если мы ведем себя в их «доме» спокойно.

Мы ребята с вами каждую минуту, выбираем, как поступить. К примеру, у вас есть в кармане конфета, а у вашего друга – нет. Ты можешь поделиться с ним и сделать добрый поступок, а можешь не поделиться. Ты свободен в своем выборе. Бог дал тебе этот дар свободы.

-Для чего? Нам нужна свобода?

Господь Бог мог создать нас свободными, чтобы мы всегда делали добро, не могли даже мыслить о зле и во всем слушались Его без всяких рассуждений. Но бог не стал создавать из нас роботов.

-Почему?

Дело в том, что Он пожелал, чтобы ты сам добровольно захотел стать его другом, без принуждения. Любить можно только свободно. Вот, к примеру, если шлепать ремнем малыша и при этом приговаривать: «Ну, полюби меня, полюби!» — вряд ли мы добьемся желаемого…

А вы знаете сказку о мальчике с волшебными спичками? Нет? Тогда слушайте…

 

Чтение сказки из книги  Б. А. Ганаго «Навстречу детским сердцам»

«Волшебные спички»

Жил был мальчик. Назовем его Том. И были у него волшебные спички. Когда он ломал одну из них, то исполнялось любое его желание. Однако у этого мальчика не было друзей, потому что он никого не любил, был злой и жадный. А без друга плохо. И вот Том захотел подружиться с голубоглазым мальчиком, который жил по соседству. Чтобы завоевать его дружбу, Том стал при помощи волшебных спичек выполнять любые желания голубоглазого, но тот все равно не хотел  с ним дружить. У Тома осталась последняя спичка. Он задумался: сломать ли ее, чтобы голубоглазый сосед стал его другом? Задумался и понял, что соседский мальчик, конечно, станет выполнять все желания даже капризы Тома, как робот. Ни кто, даже никакая волшебная сила  не заставит полюбить насильно!

Вот такая интересная сказка…

-Ребята, у кого есть домашний питомиц? Котик или собачка?

-Они радуются, когда вы возвращаетесь домой? Откуда вы знаете, что они радуются? А почему они вам рады?

-Ребята, а есть ли у животного душа?

-Чем отличается душа человека от души животного?

-Как вы думаете, душа кошки или собаки живет вечно? Что с ней происходит? А душа человека, что происходит с ней?

А теперь представьте, что вы, возвращаетесь домой, а ваши домашние питомцы, не обращают на вас ни какого внимания. Когда вы позовете их, они подойдут, но вовсе не с радостью, а с безразличием, как будто они не настоящие, а какие-нибудь заводные. Понравилось бы вам такое? Я думаю, что нет.

Вот и Богу, конечно же, не понравилось. Потому Он и создал нас свободными, чтобы мы могли выбирать: любить нам его или нет, оставаться холодными, безразличными или с радостью бежать к Нему навстречу.

Бог любит нас и хочет, чтобы и мы любили Его и были похожими на Него.

-А что это значит – быть похожими на Бога?

Ребята, мы сегодня уже с вами говорили: что мы, внешне. Лицом, фигурой, походкой, похожи на наших земных родителей. Папу, маму, бабушку, дедушку. А как можно быть похожим на Бога, если он невидимый, как невидимы наши мысли, душа. В ней, в душе, и рождаются наши мысли, желания, поступки. Именно ими мы и можем стать похожими на Бога, стать подобным Ему.

-Какой Бог?

Он добрый. Давайте и мы будим добрыми. Бог любит всех людей, давайте и мы будем любить всех-всех. А как это трудно…

Порой некоторые люди нам кажутся плохими, не такими замечательными, как мы сами. Как же научиться любить?

Старцы – мудрые люди так отвечают на этот вопрос: «Надо, научится, делать добрые дела, дела любви. Тогда Господь, видя твое усердие, поселит любовь в твоем сердечке».

Рассказ из личного опыта детей на тему: «Как я забочусь о своих родных»

Ребята, расскажите, как вы заботитесь о своих родных и близких?

— Я могу не смотреть телевизор, а тихонько рисовать, пока мама отдыхает.

— Я могу не ходить на улицу, если бабушке нужна моя помощь.

— Я могу помыть полы и посуду, если мама пришла очень уставшая с работы.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОПК в старшей группе.

Тема: «Наши помощники: руки и ноги».

Цель: помочь воспитанникам осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что помогать другим - это духовная радость.

Формы и методы образовательной деятельности (эмоциональное вступительное слово педагога; активное слушание; образно - ассоциативное представление; диалог с педагогом, внутренний диалог, диалог с текстом; мультимедийная демонстрация и др.).

Пояснение к теме:

Бог дал нам руки и ноги, чтобы мы действовали. Это простое высказывание заставляет нас рассматривать его в связи с библейским текстом. Классическая истории чуда исцеления рассказана нам в этом отрывке. Расслабленный только тогда становится здоровым, когда Иисус прощает ему грехи, и одновременно с этим совершается чудо исцеления. Так часто рассказывают нам эту историю. Она для нас становится не интересной, и даже, чужой.

Но если мы обратим свое внимание на четверых друзей, которые не сказали Иисусу ни слова, то пятый стих наполняется жизнью. Конечно, вера четырех друзей не является решающей, но только так Иисус может действовать. Друзья прилагают все усилия, чтобы помочь больному другу. Таким образом, они становятся и помощниками Богу.

Возможно, многим это покажется очень просто, но Царство Божие, (о котором рассказывают чудеса, начинается уже здесь, через нас. Все-таки христианская вера – это не пассивность, которая ждет активности от «вышнего», и се происходит по воле случая. Мы должны сами идти путями нашей веры. Хорошо, если этот путь начнется еще в детстве.

 

Примечание,ситуации детей:

Дети всегда хотят помогать. Так они чувствуют, что могут быть соучастниками взрослой жизни. При этом они часто ищут прямой помощи. Они не так колеблются, как мы, взрослые. Их сопереживание, в отношении того, кто попал в сложную ситуацию, где требуется помощь, не знает границ. Они больше думают о путях, которые могут помочь человеку в данной ситуации.

С другой стороны, они не считают, что есть такая ситуация из которой нельзя было бы выбраться.  У детей есть очень большая надежда на чудо, что невозможное все-таки станет возможным.

Что нужно от нас, это дать понять, что исцеление расслабленного зависело от друзей. Если бы они не нашли другого пути проинформировать Иисуса, то исцеления бы не произошло.

 

План проведения:

 

Материал:

Библия; свеча; кукла, которая будет изображать расслабленного; простыня, сложенная пополам; шерстяной плед, воздушный шар.  

Введение в тему:

Дети, сегодня мы на ковре самолете соверим путешествие в прошлое, в ту страну Иудейскую, где родился и жил Иисус. Путь наш далекий, (Усадите детей на плед), внизу мы видим пустыни, горы, озера, здесь жарко, здесь совсем не та природа, как в России. Вот под нами проносится Галилейское море, то самое, где в лодке спал Иисус, а затем, проснувшись, успокоил бурю и ветер одним с ловом, вот город Вифлеем, здесь Он родился, вот Назарет, вот Иерусалим, вот река Иордан. (lдемонстрация слайдов).

- Давайте посмотрим на свои руки и ноги, наших верных друзей.

Сначала пусть дети посмотрят на свои руки. Пусть опишут их, (длина пальцев, количество, сила, линии, и т. п.). В конце подумайте, что можно делать этими руками. Что-то можно попробовать сделать и на соседе, (погладить, протянуть руку, похлопать).

-Представьте, что вы не можете двигать своими руками! Подумайте, что же тогда делать, если захочется поприветствовать друга? А что делать, если хочется пить? А как вы будете хлопать в ладоши, если вы не можете двигать своими руками?»

-Теперь перейдем к ногам. Для чего нам нужны ноги?

После небольшого разговора, попробуйте поупражняться в том, что можно делать ногами. Воздушный шар или мяч должен обойти весь круг детей. При этом передавать шар нужно ногами.

Когда мяч или шар дойдет до исходной позиции, начать следующее упражнение. Пусть дети лягут на пол, друг против друга, соединят ступни и попробуют сделать «велосипед». При этом, дети должны помнить, что это работа совместная, нужно найти один темп. Проехав немного в одну сторону, поменяйте направление, чтобы каждый ребенок в паре мог крутить педали и вперед и назад.

-Как хорошо, что у нас есть руки и ноги, наши глаза видят, а язык может говорить. Но так бывает не со всеми людьми. И люди эти бывают очень несчастны, и тогда им просто необходима помощь. Ребята, нам пора приземляться, но только тихо- тих0, давайте встанем и присядем около старого дома (переходим на стульчики, смотрите, здесь много людей, что же там происходит? Мы в городе Капернауме, сюда пришел Иисус, а с ним его ученики, здесь толпа людей. Смотрите, здесь Библия, и она раскрыта как раз на этой странице. Давайте откроем священную книгу.

Рассказ:

Музыка, слайды

Однажды пришел Иисус в Капернаум. Много людей ждали, чтобы увидеть Его и поговорить с Ним. К нему приходило также очень много больных. Они надеялись, что Он сможет им помочь.

В Капернауме жил один человек, он был парализован. Он ничего не мог делать сам. Он бы с радостью пошел к Иисусу. Но он не мог этого сделать. К счастью, у него было четверо друзей. Они положили его на носилки и принесли в дом, где как раз был Иисус.

Но то, что они там увидели, огорчило их. Там было столько людей. Все они тесно стояли в доме и даже стояли на улице. Попасть в дом было невозможно. Люди вытягивали головы, теснились, и толкались, только для того, чтобы увидеть как можно больше. И некоторые ругались с теми, кто только что пришел. Они не хотели пропускать вновь прибывших. Что должны были делать эти четверо друзей?

Закрепление материала

В одной части комнаты лежит раскрытая Библия, рядом стоит зажженная свеча.

-Ребята, давайте образуем стену, стоя плечом к плечу так, чтобы нельзя было подойти к Библии. Другие четверо детей должны пронести «парализованного» через комнату. ВЫ должны взять куклу на простыне и попробовать донести ее до Библии. ВЫ должны донести «человека», не повредив его, до цели.

Предложите детям найти выход. Может, они будут просить, чтобы их пропустили. Просите детей находить необычные решения. Если дети догадаются, как сделать то, что они хотят, расскажите историю до конца.

Рассказ:

Часть вторая.

Иисус очень удивился. Друзья проделали дыру в крыше, чтобы спустить к Нему парализованного. Иисус посмотрел наверх и увидел четыре радостных и гордых лица. Скорее всего,Иисус мог сказать: «Так как вы так много делаете для своего друга, возлюбит вас Бог.В таких людях нуждается Бог: в тех, кто готов многое сделать для людей, друзей, когда они нуждаются в помощи. Когда они не оставляют попыток, чтобы довести дело до конца. Они не оставляют своей веры, что Бог может им помочь».

Парализованный так радовался, что его радость излучало все его тело. И он снова, медленно, стал чувствовать свои руки и ноги. И он услышал, как сказал Иисус: «Доверие твоим друзьям и твоя вера в Бога, помогли тебе. Возьми постель свою и иди домой». 

- Ребята, кто же помог больному человеку (Бог и друзья)

-Нам пора возвращаться, давайте сядем на наш ковер- самолет и будем возвращаться назад, домой (дети садятся на ковер)

-Дети, а чем мы могли помочь своему другу, который заболел. (позвонить ему, навестить вместе с родителями. Спросить детей, бывали ли в их жизни ситуации, когда они обещали родителям быть послушными, но не смогли. Или молились о чём-то, но не получили просимого. Призвать детей не отчаиваться, но быть настойчивым и продолжать молиться

Молитва:

Дорогой Господь, то, что исцеляешь больных, радует нас. Мы благодарны Тебе за это и просим у тебя сил (для чего, ребята)для помощи людям. Подари нам друзей, которые будут с нами, если мы нуждаемся в помощи. Аминь. Вот мы и дома



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОПК в подготовительной группе.

Тема: «Доброта».

Цели и задачи:

Развивающие: развитие произвольного внимания и логического мышления, игровых навыков и социальных эмоций, связной и образной речи.

Воспитательные: расширение и углубление представлений о проявлениях такого нравственного качества, как доброта, воспитание желания быть добрым и совершать добрые поступки, но не из чувства гордыни и проявления хвастовства и не из-за желания заслужить похвалу любой ценой, как отрицательных проявлений, соответствующих поведению мнимо доброго человека. Создание условий для оптимизации самооценки детей.

Образовательные: формирование умений придумывать предложение с заданным словом, отвечать мотивированно на вопрос взрослого, обосновывая свою точку зрения  («Я думаю...», «Мне кажется...», «Я считаю...»), умений пользоваться сложноподчиненными предложениями и объяснять смысл пословиц.

Ход занятия

1.      Организационный момент

Воспитатель. Сядет тот, кто придумает предложение со словом «доброта» или «добрый».

2.      Беседа педагога с детьми

Воспитатель. Про добрых людей сложено немало рассказов и сказок. Кто мне может напомнить их названия?

Молодцы! Еще про добрых людей поэты сочинили много стихотворений.

Самый лучший тот на свете,

Кто, как луч весенний, светел,

Кто поможет, руку даст

И поплавать новых ласт,

Лыж, ни разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Вот какая красота —

В моем друге... (Доброта.)

 А в ваших друзьях живет доброта?

А в вас самих она есть?

Если бы самый добрый в мире человек стоял на этой, самой высокой ступеньке лестницы (схематично изображает на доске лестницу), а самый злой — на нижней ступеньке (показывает на рисунке), то себя бы вы куда поставили и почему?

Педагог внимательно слушает. Тех, кто затрудняется найти в себе что-то доброе, он подбадривает, вместе с другими детьми вспоминая их добрые поступки.

3.      Физкультурная минутка

Можно организовать, разыгрывая психогимнастические этюды. Например, «Старенькая бабушка (дедушка) на перекрестке», «Малыш потерялся», «Кошка в беде» и др.

4.      Чтение и обсуждение стихотворения

Воспитатель. Я вам хочу прочитать еще одно стихотворение про доброго человека.

Грядки я вскопал соседке

И засеял семена.

—      Люди добрые так редки! —

Тихо молвила она.

Похвалою окрыленный,

Я подмел тогда весь двор

И покрасил в цвет зеленый

Покосившийся забор.

Починил в саду беседку,

И в восторге, не шутя,

Громко вскрикнула соседка:

—      Ангел ты, а не дитя!

Мне хвалиться не пристало,

Сделал я ей все, что мог...

Как вы думаете, зачем все это делал мальчик? Потому что в сердце живет доброта? Ему, правда, было жаль соседку, или он помогал ей по другой причине? Автор тоже так считает.

Да, научен он не Богом Сам себя хвалить во многом, Пусть в делах и неплохих — Хвастовством он портит их. Значит, чем можно испортить добрые дела?

Правильно, их можно испортить хвастовством и гордостью. А что значит «гордый человек» ? Про кого говорят: «Он возгордился?»

Гордый собой — это тот, кто любит себя больше всех. И он хочет, чтобы все любили только его и гордились только им. Поэтому он если и делает добрые дела, то только для того, чтобы его похвалили, сказали: «Молодец!» А по- настоящему добрый человек делает добрые дела не для похвалы, а для пользы других людей. И даже стесняется, когда его хвалят. Поэтому его называют смиренным: он смиряет себя перед другими, считает, что не он — лучше их всех, а другие — лучше него. А вы какими хотите быть: гордыми или смиренными?

Молодцы! Даже пословица такая есть: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать!» Что она обозначает?

Просто Бог видит, кто творит добро от чистого, смиренного сердца, и сам хвалит такого человека. А гордые сами себя хвалят и людей заставляют себя хвалить. Бог им не нужен. Поэтому он от них отворачивается, перестает им помогать.

5. Подведение итогов занятия

Воспитатель. А вы заметили, кто у нас в группе поставил себя на лестницу ниже всех, оказался самым смиренным?

Видите, а мы даже не знали, что у нас есть в группе человечек, которого за смирение любит Бог! Давайте попробуем тоже научиться смирению. Пусть каждый из вас сейчас похвалит не себя, а своего соседа. Только сначала подумайте, за что его можно похвалить. Потом поднимите руку — я подойду к вам с микрофоном (берет в руки игрушку-заместителя ), а вы похвалите его.

Педагог всех хвалит и говорит, какие они дружные и добрые ребята: не про себя говорили, не свое «я» вперед выставляли, а смогли увидеть хорошие качества друг друга и оценить их.